-
РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Кресты поклонные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора и ризницы
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Требные чемоданы и сумки
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
История, символика, облик
Митра – это головной убор, который возлагают на себя во время богослужения архиереи и наиболее заслуженные из священников священники. Говоря по-простому, своим видом она напоминает корону. Как появился этот предмет церковного облачения, какова его символика и значение? – Чтобы ответить на эти вопросы, заглянем вглубь веков.
Появление митры
Слово «митра» пришло к нам из античности. Оно означало головную повязку или колпак, а также некоторые
другие головные уборы. В церковном обиходе митры появились далеко не сразу. Более того: в Греции и других православных странах она остается исключительной принадлежностью епископского сана, а в России правом ношения митры обладают и священники – некоторые протоиереи и все архимандриты. Как такое возможно? – Очень просто. При единстве веры во всей Православной Церкви, детали обрядов и облачения в разных странах могут отличаться: ведь у каждой страны своя культура, история, национальный характер. «В главном единство, во второстепенном свобода и во всем любовь» - эти слова блаженного Августина Иппонийского в данном случае применимы, как никогда.
Символическое значение митры двояко: она напоминает о Терновом венце Спасителя – то есть о Страданиях и жертвенности Христа, о Его смирении, которому призван подражать каждый христианин, а особенно священнослужитель. В то же время этот торжественный, нарядно украшенный предмет облачения говорит о славе и почете служителя Божия, которые являются отражением славы и могущества Творца.
Первое упоминание о митре довольно позднее: оно относится к XV столетию. Сначала в ней совершал службы только Александрийский Патриарх. Но после падения Византийской империи – захвата Константинополя турками в 1453 году – митру, подобную по виду императорской короне стал возлагать на себя и патриарх Константинопольский. Вероятно, таким образом выражалась мысль, что в отсутствие царя он стал единственным главой православного народа ромеев (таково было самоназвание жителей Византии). Со временем – примерно в XVII веке – носить митры стали и греческие митрополиты.
Российская практика
А как же Россия? – Удивительно, но у нас митры распространились среди архиереев даже раньше, чем в Греции, откуда мы приняли Христианство. Это произошло уже в XVI веке и было связано не столько с символикой, историей, традициями, сколько со вполне бытовой вещью: особенностями климата. Как известно, богослужения совершаются не только в храмах. Существуют крестные ходы – в том числе довольно длительные, молебны под открытым небом. Одно освящение воды на Крещение, в самые морозные дни года, которое в старину особенно часто совершали на реках и источниках, чего стоит! Как Вы, наверное, уже догадались, священнослужителям во время молитв под открытым небом требовалось как-то утепляться – поэтому и появились архиерейские головные уборы, которые сначала напоминали собой великокняжеские шапки. В середине XVII века русские архиерейские митры стали оформлять по греческому образцу. Интересно, что первое время существовало правило, согласно которому у митрополита этот торжественный головной убор был позолоченным, а у прочих архиереев (архиепископов и епископов) – серебряным. В наши дни цвет митры не регламентируется столь строго.
Как мы уже сказали, распространение архиерейских митр в нашей стране было в значительной мере связано с суровым климатом. Соответственно, потребность в чем-то подобном имели и священники. И хотя для них существуют другие, менее торжественные и нарядные головные уборы – скуфии и камилавки, митры для наиболее заслуженных батюшек тоже вошли в обиход. Первым этой почетной привилегии удостоился игумен Троице-Сергиевой Лавры – в 1561 году. Почти сто лет спустя - в 1674 году права ношения «шапки златокованой» - так тогда именовали золотую или позолоченную митру – удостоились настоятели еще двух особо почитаемых монастырей: московского Чудова и владимирского Рождественского. Архимандриты остальных обителей получили право возлагать на себя «шапку среброкованую». Как мы видим из названий, в те древние времена митры изготавливали из драгоценных металлов. Петр I закрепил право ношения митры за носителями архимандричьего сана. Екатерина II впервые пожаловала митру женатому священнику – своему духовнику протоиерею Иоанну Панфилову. Павел I включил ее в число наград белого духовенства. Впрочем, до начала ХХ столетия митрофорных – то есть имеющих право ношения митры – протоиереев было немного. Батюшек награждал митрой сам император, и сподоблялись этого лишь лучшие из лучших. Например, праведный Иоанн Кронштадтский, молитвенник, чудотворец и благотворитель всероссийской, и даже всемирной, известности. Кстати, в царское время церковные награды повышали и статус священника перед лицом государства. Так, митрофорный протоиерей согласно Табели о рангах был равен полковнику или статскому советнику.
В наши дни права ношения митры священнослужителей удостаивает Святейший Патриарх. Это происходит в соответствии с «Положением о наградах», принятым Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2013 году. На монашествующих митру возлагают при возведении в сан архимандрита, а на белых священников – в качестве особой награды, не ранее чем через 5 лет после возложения на них наградного креста с украшениями.
Облик и художественное решение митры
Как мы уже сказали, своей формой митра напоминает корону – например, Шапку Мономаха. В современной
российской практике архиерейская митра увенчана небольшим крестом, а у священнической вместо него гладкая поверхность, на которой находится горизонтально закрепленная миниатюрная икона. Как правило, это образ Пресвятой Троицы или шестикрылого херувима. На четырех сторонах митры находятся небольшие иконы – их именуют дробницами: Спаситель, Пресвятая Богородица, Иоанн Креститель и кто-то из святых, либо изображение одного из событий Священной истории. Иногда этих иконок бывает больше.
В наши дни митры, как правило, изготавливают из ткани и богато расшивают. В старину, как мы помним, при изготовлении этих почетных головных уборов использовалось кованое золото и серебро – впрочем, в соединении с тканью, чтобы обеспечить комфортное ношение. К примеру, на известном парадном потрете Патриарха Никона (XVII век) мы видим на его голове узорчатую митру-корону из металла с подкладкой из ткани бордового цвета. Митра эта увенчана довольно крупным крестом и несет на себе золотые накладки – дробницы, вероятнее всего со священными изображениями. В музеях сохранились и митры достаточно раннего времени – того же XVII века – практически полностью выполненные из ткани и лишь украшенные металлическими накладками. Один из примеров – хранящаяся в Переславском музее-заповеднике бархатная митра 1690 года. Она украшена золотым шитьем, расшита жемчугом и полудрагоценными камнями. Интересная особенность этой митры – многочисленные накладки-дробницы из позолоченного серебра с выгравированными на них священными изображениями. Они расположены в два ряда. На более миниатюрных округлых образках верхнего ряда изображены херувимы и серафимы, на более крупных нижних – Спаситель и святые (деисис). В верхней части митры – круглый образок Ветхозаветной Троицы. Еще одна примечательная особенность этого драгоценного головного убора – вкладная надпись, сообщающая о его истории: «Лета 7198 году апреля 10 день сию шапку построил в дом Живоначальной Троицы и Преподобного Даниила Переславского боярин князь Иван Барятинский».
Митра всегда была и остается богослужебным головным убором, частью священного облачения: ее используют исключительно во время службы. В иное время священнослужители носят другие головные уборы, принадлежащие их сану: монашествующие – клобуки, белое духовенство – скуфейки.
Автор статьи Алина Сергейчук






