- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Хоругвь: наследница императорского знамени
Хоругви, которые мы видим в каждом православном храме, ведут свою историю со времен императора Константина Великого и еще раньше – от древнеримских воинских знамен.
Хоругви, которые мы видим в каждом православном храме, ведут свою историю со времен императора Константина Великого и еще раньше – от древнеримских воинских знамен. Чем, как не своеобразной хоругвью, был лабарум Константина Великого – стяг с крестом, который царь приказал изготовить после того, как сияющий крест с надписью «Сим победиши» явился ему на небе перед решающей битвой.
Как же выглядел этот прообраз православных хоругвей? Древний историк Евсевий Кесарийский свидетельствует: «На длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста. Вверху, на конце копья, неподвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа, обозначавшееся первыми чертами (X), из середины которых выходила буква Р... На поперечной рее, прибитой к копью, висел тонкий белый плат – царская ткань, покрытая различными драгоценными камнями и искрившаяся лучами света. Часто вышитый золотом, этот плат казался зрителям невыразимо красивым и, вися на рее, имел одинаковую широту и долготу. На прямом копье, которого нижний конец был весьма длинен, под знаком креста, при самой верхней части описанной ткани, висело сделанное из золота грудное изображение Боголюбезного Царя и его детей». Как мы видим, воинский штандарт первого христианского императора представлял собой хоругвь – с изображением на ткани, прикрепленным к поперечине, которая, в свою очередь, соединялась с древком, увенчанным крестом. Приблизительно так же (конечно, со значительной степенью упрощения))) и выглядят современные хоругви.
В наши дни хоругви можно увидеть, главным образом, на крестных ходах. Между тем, в армии Царской России знамена со священными изображениями и хоругви были в каждом полку. На них могли быть изображены святые – небесные покровители воинских подразделений, а также Спаситель (чаще всего – образ Нерукотворного Спаса), Пресвятая Богородица.
Хоругви могут быть выполнены как из ткани, так и из металла. В некоторых из храмов, не закрывавшихся в советские времена, вы непременно обратите внимание на огромные тяжелые хоругви из просечного металла. К их мощным древкам приделаны по две ручки-ответвления: чтобы нести такую хоругвь, требовались усилия трех крепких мужчин. Издревле были распространены вышитые хоругви. Благочестивые мастерицы с любовью создавали изображения Христа, Богоматери, угодников Божиих, нередко применяя для этого золотые и серебряные нити и ценные каменья.
Хоругви в наши дни
Как и остальные предметы церковного обихода – хоругви покупаются не на год, и не на два.
На что стоит обратить внимание при выборе хоругвей?
В первую очередь на материал!
В наши дни распространены хоругви двух видов:
- Выполненные из ткани;
- Металлические – обычно изготавливаются из тонкой листовой латуни.
Каждый вариант имеет свои плюсы и свои минусы.
Сегодня мы остановимся на хоругвях, выполненных из ткани.
Хоругви из ткани
Обычно – более доступные по цене, более легкие и удобные для транспортировки.
В среднем цена может колебаться от 6 000 до 60 000 руб.
Почему такая большая разница? От чего зависит стоимость тканых хоругвей?
1. Материал
Габардин.
Ткань диагонального или саржевого переплетения. Историческая родина – Англия, где для ее изготовления использовалась плотно скрученная шерсть (меринос).
В наши дни габардин производят из хлопчатобумажных, синтетических, шерстяных или шелковых волокон. Основные характеристики ткани: очень плотная, упругая, прочная, не пропускает воду, свет, воздух. Главная особенность габардина – диагональные рубчики. Они образуются благодаря тому, что более толстые нити переплетаются с более тонкими под углом 60-70 градусов. Следует отметить, что материя из натурального сырья - матовая, а синтетика добавляет ей блеск, и чем больше в составе искусственных волокон, тем этот блеск сильнее.
В целом, ткань - легкая в уходе. При стирке габардин обычно не деформируется, цвет не меняет, если только правильно выбран режим и температура (смотрим по составу), пятна хорошо выводятся. Гладят габардин теплым утюгом, но не слишком горячим, поскольку это может повредить или деформировать ткань. Точную температуру и режим опять же определяет состав ткани. Обязательно гладить изделие с изнанки и через марлю.
Хоругви, пошитые из габардина – наиболее доступные по цене.
К минусам можно отнести некоторую скромность внешнего вида.
Атлас
В переводе с арабского языка означает «гладкий».
В мире тканей атлас относят к шелковым или наполовину шелковым материалам, имеющим плотную структуру. Его изготавливают методом, известным под названием атласного переплетения, благодаря которому лицевая сторона получается гладкой с блестящей поверхностью, что придает материи роскошный дорогой вид, а изнаночная часть остается шершавой и матовой.
Удивительный способ переплетения шёлковых нитей изобрели китайские мастера более 2 000 лет назад. Долгие века он держался в глубоком секрете, а сияющая ткань доставляемая по Великому Шелковому пути, была невероятно дорога и украшала только дворцы и одеяния самых знатных и богатых особ. В России материал известен с XV столетия.
Особенность плетения позволяет создавать в наши дни не проигрывающие в декоративности, но более дешёвые смесовые ткани. В них в качестве основы применяются шёлковые нити, а для утка используются хлопчатобумажные или синтетические. В результате их добавления удается не только снизить стоимость, но и повысить общее качество и долговечность полотна.
Вещи из атласа подлежат ручной стирке или машинной стирке при деликатном режиме в холодной воде (не более 30°C). Важно использовать только качественные моющие средства, предназначенные для нежных тканей. Атласной материи свойственно терять цвет под воздействием солнца и тепла, в связи с чем сушить ее следует в недоступных для попадания солнечных лучей и воздействия высоких температур местах. Гладить вещи из атласа необходимо при минимальной температуре утюга без пара через ткань с изнанки.
Итак, плюсы хоругвей из атласа – экономическая доступность, роскошный внешний вид, легкость, прочность и долговечность.
К минусам этого материала применительно к хоругвям можно отнести капризность в уходе и высокую гигроскопичность
Бархат
Вероятнее всего, слово пришло в русский язык от немецкого выражения barchent (напыщенный). Родиной бархата считают Италию.
В XVI веке материал подчинил своему обаянию все королевские дворы Европы. Для изготовления применялся натуральный шелк, дорогие красители, золотые и серебряные нити. Из бархата шили мантии, плащи, платья, изготавливали головные уборы и обувь. Готовые вещи украшали драгоценными камнями и вышивкой. В России эту благородную ткань начали самостоятельно производить только в XVII столетии
В настоящее время бархат изготавливают как из натуральных нитей, так и с добавлением синтетики.
Достоинства хоругвей из бархата:
-
эстетичный, привлекательный и дорогой внешний вид;
-
плотный, и в то же время мягкий на ощупь, красиво драпируется;
-
не электризуется;
-
хорошо держит форму, не садится и не деформируется.
Недостатки:
-
собирает пыль и впитывает загрязнения, очень гигроскопичен;
-
выгорает на солнце;
-
долго сохнет;
-
тяжелый, особенно при намокании.
Искусственный бархат (велюр) – дешевле своего натурального собрата и все вышеперечисленные недостатки свойственны ему в гораздо меньшей ситепени.
2. Способ нанесения ликов
Огромную роль при выборе хоругвей играет способ нанесения ликов.
В наши дни наиболее распространены 3 варианта:
-
напечатанные иконы полиграфическим методом;
-
вышитые иконы (ручная или машинная вышивка);
-
комбинированный способ.
И тот, и другой способ имеет ряд своих преимуществ и недостатков.
Полиграфическое нанесение, термопечать – более современная технология, которая стала альтернативой писанным иконам на полотне. Полиграфия позволяет не только снизить стоимость хоругвей (т. к., несомненно, такой способ нанесения гораздо дешевле и быстрее рукописных икон или вышивки), но и сохранить большую четкость и каноничность лика.
Но при этом полиграфическое нанесение – менее долговечно, и может быть легко поцарапано при неаккуратном хранении.
Вышивка, особенно ручная, значительно повышает стоимость хоругвей, поскольку работа над ликом требует кропотливой работы и большого искусства мастера.
Но и срок жизни таких изделий несравнимо дольше.
Поэтому чаще всего на современных хоругвях используется комбинирование этих техник.
Обычно лик наносится полиграфическим способом, а одеяния и орнамент – вышивка.
3. Односторонние или двусторонние
При выборе хоругвей для храма следует обратить внимание на тот факт, что по традиции в каждой церкви должны быть хоругви с образами Спасителя и Пресвятой Богородицы.
Но в каждом храме есть и свои особо почитаемые святые или праздники, изображения которых используются на хоругвях.
Поэтому часто хоругви делаются двусторонние – на одной стороне изображен Спаситель или Богородица, а на другой стороне – лик святого или почитаемая икона.
4. Отделка
Дополнительную пышность, красоту и законченный вид хоругвям придает отделка – бахрома, кисти, галун, витые шнуры и т. п.
Исторически отделка для хоругвей, как и сама вышивка, делалась с использованием настоящего золота или серебра, поэтому стоила немыслимо дорого. Так, до XI века употребляли волоченое золото и серебро - нити в виде тянутых проволочек. Позднее вместо волоченых нитей начинают использовать металлическую нить, скрученную на льняную или шелковую основу. К XVI веку золотая нить почти полностью исчезает, ее заменяет золоченое серебро.
В наши дни бахрома, кисти, шнуры и прочая швейная фурнитура изготавливается из шелковых или искусственных волокон, которым придается золотой или серебряный цвет. Это позволяет существенно снизить их стоимость, но придает особую роскошь и торжественность церемонии.
5. Наличие древка
Обычно тканевые хоругви представлены в интернет-магазинах без древка.
Это имеет практическое значение – хоругвь легко крепится к древку, которое несложно подобрать или изготовить на месте. Тогда как пересылка древка существенно удорожает доставку.
Но если Вы понимаете, что не сможете справиться с этим вопросом самостоятельно, лучше заблаговременно уточнить вопрос наличия древка.
Прекрасным дополнением к древку является насадка-наконечник, которая может увенчиваться крестом и позвонцами.
6. Главные практические характеристики хоругвей
– прочность и легкость. Крестный ход может совершаться и в ветреную погоду: важно, чтобы сильный порыв не сорвал хоругвь с древка и не вырвал ее из рук несущего.
Вместе с хоругвями удобно приобрести подставки для них. Наиболее устойчивые имеют форму тумбы. В некоторых храмах хоругви хранятся, прикрепленные специальными кольцами к стенам или к напольным киотам.
Отличная находка – детские хоругви, которые отличаются от взрослых малым размером и, соответственно, легкостью. Какая радость для ребятишек чинно выступать впереди крестного хода, старательно удерживая в руках священные знамена! Богослужение, в котором ребенок лично принял участие, запомнится ему на всю жизнь и даже много лет спустя будет отзываться в душе теплым чувством.
В интернет-магазине ORTOX представлен ассортимент хоругвей, а так же подставок и держателей к ним.
Оформить заказ можно на сайте или в наших группах социальных сетях