- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Духовная символика классицизма
Храмовое искусство неизбежно отражает духовное состояние общества. Но в различные эпохи законы, по которым происходит взаимодействие церковного и светского, могут быть противоположны друг другу.
Было распространено предание, связывавшее классический архитектурный ордер с храмом Соломона и таким образом придававшее ему сакральный, богооткровенный характер. Известно, что структура православного храма: алтарь, основная часть, притвор – происходит от структуры храма ветхозаветного с его Святилищем и Святая святых. Мыслители классицизма полагали, что пропорции, художественные решения архитектуры были открыты Богом Соломону, а затем заимствованы античными зодчими.
В древней, Святой, Руси «мир» стремился подражать Церкви. Быт царей, бояр и простецов во многом уподоблялся монастырскому, что сказывалось и на прикладном искусстве. Убранство храмов в эту эпоху отражало духовные достижения подвижников – недаром формирование высокого тяблового иконостаса связывают с исихазмом.
В постпетровской России храмы, напротив, строились и украшались в соответствии с вошедшими в светскую моду архитектурными стилями. И все же утверждать, что церковное искусство синодального периода лишь повторяло иноземные и мирские образцы, было бы неправильно. Говоря об эпохе барокко, мы рассматривали символику различных элементов его пышных резных узоров. Особое духовное звучание имел и выразительный язык классицизма, который стал входить в свои права в царствование Екатерины II и господствовал почти до середины XIX столетия.
Русские храмы эпохи классицизма несут архитектурные ассоциации со святынями Иерусалима, Рима, Константинополя, тем самым как бы вбирая в себя часть их святости и одновременно заявляя о роли Российской империи как защитницы Христианства. Например, Казанский собор Санкт-Петербурга воплотил переработанные черты храмов Рождества Христова в Вифлееме и Гроба Господня в Иерусалиме, базилики апостола Павла вне Стен в Риме, собора апостола Марка в Венеции...
Иконостасы эпохи классицизма
Рассматривая иконостасы наиболее значимых храмов эпохи классицизма, отмечаешь, что практически все они созданы авторами проектов самих церковных зданий. В классицизме еще более, нежели в барокко, алтарная преграда приобретает черты архитектурного сооружения. При этом она тщательнейшим образом вписывается в конструкцию строения, составляя с ней единое целое. Искусствоведы нередко характеризуют иконостас эпохи классицизма как «низкий». Этот термин требует правильного понимания. Классицистические иконостасы действительно чаще всего имели небольшое число рядов (как правило – один-два) и были горизонтально ориентированы, но высота их значительно превышала человеческий рост.
В художественной системе иконостаса эпохи классицизма, как правило, господствуют не ряды икон, а такие архитектурные элементы, как колонны, арки, фризы и т. п. Например, иконостас Троицкого собора Александро-Невской Лавры, созданный Пинкетти из белого итальянского мрамора, представляет собой увенчанную аркой нишу, в глубине которой расположены широкие Царские врата, вырезанные из дуба и позолоченные. По сторонам от них, под углом к стоящим в храме, находятся две высоких прямоугольных иконы, обрамленные коринфскими пилястрами. Лицом к молящимся обращены еще четыре образа, расположенные друг над другом, по два с каждой стороны (нижние, соответственно, украшают собой диаконские врата). Иконостас воспринимается как единое целое с убранством храма: его колоннами, сводами, а зрительный ряд икон продолжается образами, расположенными на стенах.
Идея иконостаса в форме триумфальной арки, зародившаяся в церковном искусстве барокко, в классицизме получает новую жизнь. Она несет в себе символику Воскресения Христова как победы над злом и смертью – и в то же время утверждает имперское величие Отечества.
До наших дней дошли работы Осипа Бове – иконостасы спроектированных им храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке и Троицкого собора Свято-Данилова монастыря в Москве, созданные в 30-х годах XIX столетия. Оба эти творения можно назвать яркими примерами алтарной преграды периода позднего классицизма, который иначе именуется ампиром, – то есть «имперским стилем». Патриотические настроения широко распространились в русском обществе после победы над Наполеоном, что отразилось в разных областях искусства, включая архитектуру.
Описываемые нами иконостасы представляют собой вытянутую в длину алтарную преграду, дополненную массивной триумфальной аркой, как бы вырывающейся вверх и создающей энергичную и динамичную доминанту. Поддерживают арку колонны ионического ордера. Выполненные из белого мрамора, иконостасы пышно украшены лепниной и позолотой.
Иконостас Казанского собора Санкт-Петербурга, также имеющий форму арки, был создан архитектором К.А. Тоном, получившим известность скорее как автор храмов в неорусском стиле – крупнейшим его творением является Храм Христа Спасителя в Москве. Между тем рассматриваемый нами иконостас – яркий образец классицизма: широкая арка над Царскими вратами, коринфские колонны, высеченные из сибирской яшмы; немногочисленность икон… Этот иконостас был создан в 30-х годах XIX столетия и заменил собой временную алтарную преграду, спроектированную строителем собора, – архитектором А.Н. Воронихиным. Творение К.А. Тона украшало около 1600 килограммов серебра, отбитого у французов, грабивших Русскую землю в 1812 году, и пожертвованного на благоукрашение собора донским атаманом М.И. Платовым. В советское время серебро было экспроприировано, а иконостас разрушен. В наше время его воссоздали по сохранившимся чертежам и фотографиям.
Наследие классицизма включает в себя и высокие, вертикально ориентированные алтарные преграды – хотя это скорее исключение из общего правила. Таков центральный иконостас Исаакиевского собора Санкт-Петербурга, созданный по проекту Монферрана в 40-х годах XIX века и относящийся к позднему классицизму. Он представляет собой сплошную стену, украшенную высеченными из малахита и лазурита полуколоннами. Образную систему алтарной преграды дополняют покрытые позолотой скульптуры Спасителя, Богоматери, Иоанна Предтечи и Ангелов. Иконостас имеет три ряда образов, что для классицистической алтарной преграды уже немало, причем это правильные ряды с крупными, притягивающими взоры молящихся прямоугольными образами, выполненными в технике мозаики. Царские врата главного иконостаса Исаакиевского собора – высокие, украшенные великолепной резьбой и сплошной позолотой, – роднят его с иконостасами раннего барокко.
Церковное искусство эпохи классицизма имело свое развитие во времени: от радикализма, отвергающего традиционность и подчиняющего благоукрашение храма закономерностям светского искусства, – до возврата к относительно каноническим формам в их новом прочтении.
В православной символике есть несколько ключевых форм. Одна из них – округлая чаша, состоящая из двух почти симметричных частей: собственно емкости и основания.
Как правило, выбор кропила относится к тем вопросам, в которых нет четких канонов, и батюшки руководствуются только личными предпочтениями. Существуют ли какие-то практические моменты, на которые следует обратить внимание при выборе кисти для окропления Святой водой? ORTOX постарается раскрыть секреты.
Как правильно выбрать бак для Святой воды? На что следует обратить внимание, чтобы избежать в будущем проблем? Почему различается цена у разных производителей водосвятных баков? ORTOX подготовил для Вас рекомендации, которые позволят грамотно подойти к выбору бака для Святой воды.