- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Голгофский крест – скорбный знак или символ дарованного спасения?
При всем многообразии мировых религий, пожалуй, в современном цивилизованном мире нет человека, который бы ни разу не видел главный символ христианства – крест, являющийся изображением Голгофского Креста, на котором был распят Иисус Христос, Сын Божий, отдавший свою земную жизнь во имя спасения рода людского.
При всем многообразии мировых религий, пожалуй, в современном цивилизованном мире нет человека, который бы ни разу не видел главный символ христианства – крест, являющийся изображением Голгофского Креста, на котором был распят Иисус Христос, Сын Божий, отдавший свою земную жизнь во имя спасения рода людского. Каждый христианин носит этот знак веры на своей груди, а перед началом Великого Поста в православных храмах крест-голгофа в полный человеческий рост ставится посредине храма для напоминания людям о Христовом страдании ради нашего спасения.
Начертание креста, наравне с кругом, использовалось людьми в качестве оберега и магического знака еще в древнейшие времена. В мировой культуре изображение креста у разных народов известно как божественный символ - знак Бога. Позднее, крест, становится и предметом жестокой, мученической и позорной казни - нагой человек на протяжении многих часов сгибается под тяжестью собственного тела, прибитый ко кресту, В Римской империи, этот вид казни получил широкое распространение и предназначался для рабов и особо опасных преступников
Почему христиане поклоняются Кресту? Как он выглядит и какие события символизирует? К чему взывает и что пророчит?
Голгофский Крест – традиционно восьмиконечный крест, крепящийся к подставке в виде каменной горы с изображенными на ней черепом и костями (символизируют останки Адама, возрожденного Христовым Подвигом Спасителя).
Вообще, в христианской символике существует различные начертания Крестов, но при изображении Голгофского Креста обычно изображается именно восьмиконечный – вертикально вытянутый крест с двумя малыми перекладинами сверху и снизу. Это не случайно – именно так более двух тысяч лет назад выглядело сие позорное орудие казни: вертикальный столб, на нем большая перекладина, к которой прибивались руки казнимого, сверху – табличка с именем, нижняя перекладина прикреплялась уже после водружение распинаемого на кресте для продления его мучений (казнимый подсознательно опирался на нее ногами, чувствуя мнимую опору). В традициях Православия правая от Креста часть этой нижней перекладины изображается выше левой. И разъясняется это литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: “Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия”. То есть этим элементом Крест, как бы отождествляется ещё и с весами человеческой греховности. Одного разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: “днесь со Мною будеши в раю” (Лк. 23; 43), крест возносит в Царство Небесное поднятой вверх стороной, а другой, опущенной вниз стороной, низводит иного разбойника в ад “тяготою хуления”, произнесенного им на Христа. На верхней короткой перекладине написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». И хотя на табличке, написанной римским проконсулом Иудеи Пилатом, эти слова были на трёх языках (еврейском, греческом и римском), в традиции Русской Православной Церкви надпись представляет собой аббревиатуру русскоязычной фразы «Иисус Назорей Царь Иудейский» - «IНЦI» или «IНЦИ».
Также в традиции Русской Православной Церкви ладони Христа изображаются развернутыми. в отличии от согнутых пальцев на католических изображениях, тем самым распростертые руки Христа как бы обнимают и привлекают весь Мир. По правую руку Распятого Христа изображается Солнце – символ Славы Божественной, по левую Луна, олицетворяющая видимый мир, получивший жизнь и свет от самого Бога.
Ранние изображения подобия Креста, как христианского символа, были найдены ещё в римских катакомбах II, III веков. Они представляли собой изображение пересекающихся пальмовой ветви, жаровни для пыток и буквенное сокращение имени Христос. Не зашифрованное же изображение Креста появляется лишь в IV веке.
В 312 году римский император Константин, впоследствии прославленный, как Святой Равноапостольный Царь, во время войны с императором Максенцием, увидел во сне знамение. Во сне к нему явился Христос и повелел ему сделать знак на знамени для победы над врагом. Император Константин, не будучи ещё христианином, решил исполнить повеление. На следующий день этот знак появился в небе. Как писал церковный историк Евсевий Памфил: « Это знамя случилось видеть и нам собственными очами. Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста, а на нем две первые буквы имени Христос, совмещенные вместе».
Этот символ, Константин приказал нанести на щиты воинов и на знамёна. Впоследствии, это изображение было нанесено и на шлем Константина и получило название монограммы Константина. После одержанной победы, были установлены три памятных Креста с надписями «Иисус Христос Победитель» - «IC.XP.NIKA».
В 313 году по настоянию Константина был провозглашен Миланский эдикт, разрешающий в Римской империи свободу вероисповедания. Это послужило прекращению гонения на христиан. С этого времени христианская символика перестала быть зашифрованной, тайной и получила волю не только для почитания, но и для развития.
Голгофский Крест изображается на постаменте, обозначающем гору, называемую Голгофой, что в дословном переводе с арамейского означает «череп». Гора эта находилась возле стен Иерусалима и служила местом публичных казней. Своё название она получила из-за внешнего сходства с черепом человека, будучи из светло-серого известняка и округлой формы. Встречается несколько видов начертания Горы на Голгофском Кресте. Она может быть изображена в виде полусферы и в виде пирамиды остроконечной или усечённой с пологими или ступенчатыми сторонами. Ступени по сторонам, ещё называют ступенями духовного восхождения. Нижняя ступень – Вера, средняя – Надежда и верхняя – Милосердие. Рядом с Голгофой начертано две буквы «Г» и «Г», обозначающих «Гора Голгофа».
Рядом с Крестом обычно изображаются Орудия Страстей. Как правило, это Трость с губкой, смоченной в уксусе, которым приставленный воин вместо воды смочил губы умирающего и Копьё сотника, которым было пронзено в ребра тело Иисуса Христа после смерти. В иконографии принято иногда изображать и другие Орудия Страстей Господних, но на Голгофском Кресте по традиции, изображают именно Трость и Копьё, а рядом соответствующие буквы «Т» и «К».
Под Горой начертан череп – символизирующий Голову Адама – Первого Человека. Рядом с Черепом нанесены буквы «Г» и «А» обозначающие соответственно «Голова Адама». Считается, что кровь Господа, хлынувшая из раны, окропила главу Адама и омыла тем самым прародительский грех. Появление Главы Адамовой в этом месте имеет несколько версий. По одной версии Прах Адама был захоронен здесь Ангелами, по другой потомком Адама – Сифом. По третьей версии Голова Адама была перенесена сюда водами Великого потопа. Существует и ещё одна версия, по которой, Череп Адама был похоронен в этом месте царём Соломоном. Дерево, которое произросло из семени положенного Адаму при погребении в рот, его сыном Сифом, было вырвано с корнем для использования при строительстве иерусалимского Храма. Найденный во время работ, запутанный в корнях Череп был отделён и выброшен. Но Соломон, увидев Его, возвращаясь с охоты, подобрал и захоронил, завалив камнями. Подобные версии стали появляться, как и само изображение омываемого кровью Христа черепа Адама с IX века.
Кроме упомянутых изображений, начертаны ещё и надписи. Поверх Креста, традиционно написано «СНЪ БЖIЙ» - «СЫН БОЖИЙ». Иногда бывает надпись «ЦАРЬ СЛАВЫ». Поверх большой перекладины пишется «IС ХС» - «ИИСУС ХРИСТОС», а под ней «НИКА» - что означает по-гречески Победа. Возле изображения Горы Голгофы пишутся четыре буквы «МЛ» и «РБ». Что означает: «Место Лобное» и «Рай Бысть». Что говорит о месте и сути произошедшего.
Согласно христианского религии Крест символизирует искупление смертью Спасителя все греховные деяния всего человечества. Однако распятие отличается от иных способов лишение жизни, в том, что даровало способность Спасителю принять смерть с раскрытыми объятьями, принимая «все уголки земли». Он держит и призывает под свою защиту весь земной мир и несет на Себе новозаветный символ Креста, как алтаря, дарующего каждому из нас Спасение.