- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Как верующие воспринимают святыни и каково их значение в повседневной жизни? Какие реликвии могут быть только в храме, а какие нередко хранятся в благочестивых домах? Для чего и как украшают священные предметы? Как их правильно хранить?
– Разбираемся в этом материале.
Что такое Божественная энергия – благодать?
Чтобы объяснить смысл почитания святынь, стоит сказать о том, что именно делает материальные предметы святыми. Это Божественная благодать, то есть несотворенная энергия Божества. Благодать органично присуща Богу. В некоторой мере она присутствует во всем сотворенном мире: без благодати бытие превратилось бы в ад. Энергия Божества хранит мироздание и людей, несет в себе любовь Создателя.
По-особому благодать действует в чистых верующих душах. Именно благодаря ей люди могут общаться с Творцом и познавать Его. Христиане принимают благодать, когда молятся, участвуют в Таинствах Церкви (крещение, исповедь, причащение, соборование и др.). «Дух дышит где хочет» – сказано о Святом Духе, поэтому благодать может придти к человеку неожиданно, а может не и проявить своего присутствия, когда мы ищем и ждем ее.
Впрочем, есть основные правила – чего ожидает от нас Господь, что привлекает Его благодать (энергию): вера и жизнь по вере. Христианин призван не просто веровать в Бога и данный Им Закон, но и устраивать в соответствии с этим свою жизнь – то есть соблюдать Заповеди. Через это душа очищается от греха и становится способной принять благодать. Господь любит каждого и был бы рад даровать Свою благодать всем – но не все могут вместить ее. Это похоже на то, как если бы некий добрый и богатый человек раздавал всем желающим драгоценное благовоние. Взять его можно бесплатно – но надо иметь емкость, в которую будет налита благоуханная жидкость. Емкость эта должна быть пустой и чистой – иначе драгоценный дар просто не поместится в ней или пропадет, смешавшись с грязью. Так же и благодать не входит в душу, оскверненную грехом или заполненную суетой.
Силой благодати совершаются чудеса: материальные – например, исцеления, и духовные – к примеру, когда человек вдруг резко пересматривает свою жизнь, приходит к покаянию и вере, учится любить и прощать.
Святыни – материальные носители благодати
При чем же здесь материальные предметы – святыни? – Дело в том, что человек состоит из души и тела. Нам трудно воспринять то, что невидимо, неслышно – неподвластно нашим органам чувств. Поэтому Бог дал нам материальные носители благодати. Величайший из них – Святые Дары, которым верующие причащаются в Таинстве Евхаристии, на Божественной Литургии. Один из наиболее распространенных носителей благодати – святая вода. По молитве Церкви обычная вода становится носителем Божественной энергии. Она принимает способность освящать людей, с верой принимающих ее, и даже предметы. Поэтому святой водой окропляют жилища, поля, вещи – веруя, что через это на них нисходит сила Божия.
Икона – образ Бога, Пресвятой Богородицы, святого или ангела – несет на себе благодать изображенного на ней лица. Строго говоря, благодать святых – это тоже благодать (энергия) Бога – единственного Источника благодати. Именно Его силой святые помогают людям и при своей земной жизни, и из Вечности – по молитвам к ним. Каждая икона – это святыня и источник благодати. Поэтому относиться к ней следует с верой и благоговением. Верующие хранят иконы в достойных местах, а по особой любви к изображенным на них – украшают драгоценными окладами (ризами) и киотами.
Великие святыни – предметы, связанные с земной жизнью Спасителя и Пресвятой Богородицы. Это части Креста Господня, гвозди, которыми был распят Христос, сохранившиеся одежды Спасителя и Богоматери. Соприкасаясь с Господом и Пречистой, они вобрали в себя благодать. Люди, с верой прикасающиеся к ним, становятся причастны этой благодати.
Как мы уже сказали, благодать воспринимает душа человека – и чтобы сохранить ее, душа эта должна быть чиста. Поэтому очень важно избегать магического подхода к святыням. Важно помнить, что они могут помочь нам только силой Божией, не автоматически – а по воле Бога. Чтобы быть способными принять благодать, мы должны веровать, молиться (то есть обращаться к Богу, стремиться к общению с Ним) и стараться жить по Заповедям Творца.
Мощи святых и их почитание
Что же такое мощи и почему они святы? – Мощи это тела святых, сделавшиеся священной реликвией Церкви. Угодники Божии во время своей земной жизни угождали Творцу, совершая добро, подвизаясь в делах благочестия. Они очистили свои сердца и стали живыми вместилищами благодати. Поэтому тела их освятились – и несут на себе энергию Бога, даже когда души святых временно (до Всеобщего воскресения) покинули их. Сила благодати, пребывающей в мощах святых, иногда проявляется зримо – через их нетление. Например, мощи преподобного Александра Свирского представляют собой абсолютно целое, не подверженное тлению тело. В таком виде они сохранились с далекого XVI столетия. Увидеть их и поклониться этой великой святыне может каждый желающий, посетив Александро-Свирский мужской монастырь в Ленинградской области. Абсолютное нетление мощей – не обязательный признак святости. Останки многих угодников Божиих представляют собой кости – как правило, приятного медового цвета. Собственно, слово «мощи» изначально и означало «кости». Нередко такие мощи-косточки благоухают, а иногда даже мироточат. Например, в Киево-Печерской Лавре хранятся мироточивые главы неизвестных преподобных (святых монахов). Ученые исследовали состав выделяемого ими мира и определили, что это жидкость, не имеющая аналогов и представляющая собой практически чистый белок.
Сила благодати не зависит от размера ее носителя. Поэтому с древних времен существует традиция отделять от мощей святых частицы – чтобы поделиться этой силой. Частицы мощей святых пребывают во многих храмах, через их распространение благодатная помощь угодников Божиих становится доступной для множества людей. Например, мощи святителя Николая Чудотворца находятся в Италии, в городе Бари. Не каждый из наших соотечественников может отправиться туда. Но в некоторых российских храмах есть частицы этой великой святыни. Одна из них пребывает в Даниловом мужском монастыре г. Москвы. Каждый может придти туда, с верой помолиться угоднику Божию и получить его молитвенную поддержку.
Верующие чтят и предметы, связанные с земной жизнью или посмертным почитанием святых – и на этих предметах тоже почивает благодать. Мощи, как правило, находятся в храмах. В старину бывало, что их части пребывали и в частных домах, но сегодня это крайне редкое явление. А вот часть покрова, который лежал на мощах, камушек с места подвигов какого-либо из святых и т.п. вполне могут стать личными святынями и храниться дома – как правило, под иконами или даже быть носимыми с собой.
По любви и благоговению к святыням, для них создают достойное обрамление: ковчеги, мощевики и т.п. Они могут быть весьма изящно украшены, выполнены из дорогих материалов – или просты и добротны. У каждого – свои возможности. Главное – хранить святыню с верой, благоговением и любовью.
Автор статьи Алина Сергейчук
Хоругви, которые мы видим в каждом православном храме, ведут свою историю со времен императора Константина Великого и еще раньше – от древнеримских воинских знамен.
Интересную часть древнего собрания составляют произведения мелкой пластики - миниатюрной рельефной резьбы по камню, дереву, кости, перламутру. Это главным образом различные предметы христианского культа – иконки, кресты, панагии, имевшие глубокое распространение с глубокой древности.
Если вы бываете на праздничных богослужениях в разных православных храмах, то могли заметить нечто, отличающее его от всех прочих дней богослужебного года. А именно: в любой другой день облачения священнослужителей и цвета изделий из ткани, украшающих храмы, бывают одинаковыми во всех приходах и монастырях. И только на Сретение в одних местах вы увидите белые облачения, а в других – голубые. Как такое может быть? Попробуем разобраться.
Одеяния священнослужителей являются наглядным свидетельством их сана и звания.