Православная икона – словно раскрытая книга для того, кто умеет «читать» ее символику. Даже серебряный образок святого, созданный в соответствии с каноническими правилами, несет в себе множество информации
Жесты и изображения фигур
Образы святых в молении часто создавали в монастырях, откуда эти иконы – писанные или отлитые из металла – уносили в разные концы России паломники. Эта традиция продолжается и сегодня. Так обычно изображают основоположников монастырей, например, Нила Столобенского, Александра Ошевенского, Сергия и Германа Валаамских. Святого пишут в полный рост, в молитвенной позе, как правило – в три четверти, обратившим лик, а иногда и руки, к небольшому изображению Спасителя, Пресвятой Троицы или Богоматери, как бы парящему над ним. На заднем плане располагается символическое изображение созданной или покровительствуемой угодником Божиим обители. Существуют и другие иконографические сюжеты святых в молении. Молитвенно обратившейся ко Господу пишут и Пресвятую Богородицу – например, на иконе Ее «Боголюбская», где мы видим Пречистую, предстательствующую пред Своим Божественным Сыном за православный народ.
Предстоящими Христу в молитве изображают Пресвятую Богородицу и Иоанна Предтечу в композиции Деисис («моление»), занимающей центральное место в традиционном многоярусном православном иконостасе, а также в росписи многих храмов. Существуют композиции, где в молитве пред Спасителем или Богоматерью предстоят сразу несколько святых. Иногда эти святые могут быть изображены стоящими на коленях. Например, существует извод уже упомянутой нами Боголюбской иконы Божией Матери, где Пречистая молится Спасителю, а к ней, в свою очередь, взывают коленопреклоненные святые – либо, в другом варианте: миряне вместе с Божиими угодниками.
Символическим изображением молитвы могут быть руки, воздетые к небу, – как на образе Пресвятой Богородицы «Оранта» («молящаяся») или скрещенные на груди – этот жест говорит о смирении, а также, возможно, являет собой изображение креста – по аналогии с жестом человека, идущего к Причастию. Так пишут преподобных: Марию Египетскую, Алексия, человека Божия. О молитве говорят и две руки, держимые у груди и полностью или на три четверти раскрытые к зрителю. Это положение еще трактуется как принятие Божественной благодати. Жест, говорящий о том, что угодник Божий стяжал сокровенный дар особой, благодатной молитвы – рука, прижатая к сердцу. Его мы видим на иконах преподобных Нила Столобенского, Серафима Саровского, Анны Кашинской – а иногда и праведного отрока Артемия Веркольского, скончавшегося в ранней юности, но запомнившегося современникам своей тихостью и молитвенностью.
Жест, свидетельствующий о доброте и милосердии святого – одна из рук, обращенная ладонью к зрителю. Его мы можем увидеть на иконах праведной Матроны Московской, преподобного Паисия Афонского, недавно прославленного Церковью, и др.
Иногда у святых на иконах можно увидеть руки, закрытые одеянием. Так, праматерь Ева в композиции «Сошествие во ад» протягивает ко Христу руки, скрытые под плащом. Это указывает на крайнее смирение, бездерзновенность.
Один из наиболее часто встречающихся на иконах жестов – благословение троеперстием (то есть Именем Святой Троицы) или священническим перстосложением, когда пальцы образуют буквы Христова Имени: I Х. Благословение мы можем увидеть на иконах любых святых – ведь каждый угодник Божий есть носитель Божественной благодати, ходатайствующий о нас во Царствии Небесном, у Престола Господня. Исследователи (например, историк Церкви – профессор Е.Е. Голубинский) отмечают, что помимо благословения на иконе может быть запечатлен такой жест – поднятая рука, особым образом сложенные пальцы – которым античные ораторы подчеркивали значимость своей речи. Этим объясняется, например, подобное положение перстов у Архангела Гавриила, обращающегося к Пресвятой Богородице с Благой вестью о грядущем Рождении Спасителя, или у ветхозаветных пророков, во времена которых еще не было ни крестного знамения, ни имясловного перстосложения.
Нередко святые на иконах как бы указывают на то, к чему они хотели бы привлечь взоры молящихся. Пресвятая Богородица обращает руку к Богомладенцу Христу, сидящему на другой Ее руке; угодники Божии указующим жестом акцентируют внимание на свитке с наставлением.
Предметы в руках святых
Предметы, связанные с жизненным путем святых. Например, первомученика архидиакона Стефана, как правило, изображают с принадлежностью его диаконского служения – кадилом. Святого праведного Иоанна Кронштадтского часто пишут с Евхаристической Чашей в руках, что указывает на его пастырское служение: как известно, отец Иоанн ежедневно совершал Божественную Литургию, что само по себе является подвигом. Но мы видим потир и в руках у святой девы – великомученицы Варвары. Почему? – Ответ кроется в житии этой святой и той роли, которую уделяет ей народная вера. Перед своей страдальческой кончиной Варвара молилась, чтобы почитающие ее были избавлены от внезапной смерти, поэтому сложилась традиция просить ее о том, чтобы по-христиански подготовиться к переходу в иной мир, причастившись Святых Таин. Известны случаи, когда великомученица Варвара являлась умирающим, не имевшим возможности приобщиться Святыни, и сама причащала их.
О молитвенном подвиге святого говорят четки: их можно увидеть не только у преподобных, но и, например, у праведной Матроны Московской.
Угодников Божиих, построивших храмы и обители, запечатлевают держащими в руках храмы. Святых воинов – в воинском облачении, с оружием. Упомянем, что тема вооружения и войны в христианской символике имеет глубокое духовное значение: каждый верующий есть воин Христов, сражающийся с демонами за очищение и освящение собственной души. «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие», – призывает в своем послании святой апостол Павел (Еф. 6:12, 14-17).
Благодаря такому пониманию воинской тематики, воинственные атрибуты можно увидеть и на иконах святых, во время земной жизни отношения к войне не имевшим. Так, святителя Николая Чудотворца пишут с мечом в руках – в знак его молитвенного заступничества, грозного для нечистой силы. Тут меч несет такое же значение, что и на иконах Архангелов и Ангелов – Воинства Небесного. Кстати, святителя Николая изображают и с храмом или даже символическим городом в руках – указывая на покровительство верующим этого святого.
Жен-мироносиц можно увидеть на иконах с сосудами драгоценного мира, которым они хотели помазать лежащее во гробе Тело Спасителя; святых целителей (например, великомученика Пантелеимона) – с ларцами лечебных снадобий, изографов – таких, как преподобный Андрей Рублев или апостол Лука – с написанными ими иконами.
Мучеников и мучениц нередко изображают с орудиями их страданий: так, на иконе великомученицы Екатерины можно увидеть утыканное острыми лезвиями колесо, к которому истязатели привязали святую девицу. Почти непременный атрибут икон мучеников – крест, который они держат в руках: знак того, что страдания всех христиан – а тем паче, понесенные ими в запечатление своей веры, есть подражание Страстям Христовым, подъятым Спасителем ради избавления человечества от вечной погибели. С крестом в руках изображают и равноапостольных – в напоминание о том, что эти святые распространили свет Крестного знамения на пребывавшие во тьме неведения народы. Стоит отметить, что равноапостольную Нину пишут с крестом из виноградной лозы, врученным ей Богоматерью, а равноапостольную Елену – с Крестом Христовым, обретенным ею в Иерусалиме.
Святых, потрудившихся в проповеди истинной веры: пророков, апостолов, равноапостольных, святителей изображают со свитком или книгой в руке. Впрочем, свиток может быть написан на иконе практически каждого святого: вы прочтете на нем слова, связанные с житием угодника Божия: его наставления, молитву ко Господу и т. п., либо слова из Священного Писания, подходящие к духовному облику данного подвижника. Угодников Божиих, написавших собственные творения, можно увидеть держащими в руках перо или стилос – заостренную палочку для письма. Подобное изображение мы встретим, рассматривая иконы евангелистов (апостолов Матфея, Марка, Луки, Иоанна), преподобных Иоанна Дамаскина, Симеона Нового Богослова и других отцов Церкви. Равноапостольных Кирилла и Мефодия изображают держащими свиток с начертанием составленной ими славянской азбуки. Спаса Вседержителя запечатлевают держащим в левой руке раскрытое Евангелие. Чаще всего на его страницах можно прочесть слова Спасителя: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас». (Мф. 11:28) Встречаются и изображения Спаса Вседержителя с закрытой книгой, а преподобных – со свернутым свитком.
Одеяния святых
Одеяния святых на иконе могут соответствовать эпохе, когда жили подвижники, или отличаться от исторических реалий. Первое, как правило, мы встречаем, когда видим образы древних угодников Божиих: апостолы и мученики первых веков Христианства – в античных тогах, туниках, гиматиях; древнерусские князья и княгини – в одеяниях своего времени. При написании икон современных нам святых мирян начинается своеобразный «когнитивный диссонанс»: несоответствие видимого ожидаемому – настолько непривычно встречать на иконах почти обыденную для наших дней одежду и детали облика. Поэтому, например, святых Царственных страстотерпцев иногда изображают в одеждах средневековой Руси. С образами прославленных Церковью монашествующих и священнослужителей (например, Новомучеников) дело обстоит проще: их облик в целом остался узнаваемым.
Елена Вишковская
Из справочника по церковному ювелирному искусству,
по материалам сайта ювелирной мастерской «Хризма»
Издательство «ORTOX Русиздат». Журнал «Церковный ювелир» № 51, 2016 г.
Русиздат - ORTOX