Наше деревянное зодчество – удивительное детище русского народного духа, отразившее его устремленность к небесам и лиричность, сродненность с природой и стремление усвоить технические новшества, находчивость и любовь к красоте.
Почему храмы и избы рубили топором?
Топор, в отличие от пилы или ножа, рассекая дерево, одновременно запечатывает поры на срезе. Это предотвращает гниение и является одной из причин того, что возведенные несколько столетий назад строения продолжают радовать наш взор.
«Небеса» – потолочные перекрытия деревянных храмов
В храмах Русского Севера к XVII столетию сложилась уникальная традиция решения внутреннего пространства – перекрытие «небо». Эта конструкция встречалась в храмах всех типов (шатровых, кубоватых, клетских, ярусных) и была распространена главным образом в Архангельской и Вологодской областях. «Небо» представляет собой потолочную конструкцию в форме усеченной пирамиды (реже – плоскую), состоящую из круглого (реже – прямоугольного) центрального образа и сходящихся к нему плоских треугольных клиньев. «Небеса» решали как эстетическую, так и инженерную задачи: в высоком храме они сберегали тепло, не позволяя ему уходить вверх, что весьма значимо в суровых северных условиях, а в низком – зрительно «поднимали» потолок. В деревянном храме «небо» выполняло функцию, аналогичную своду в каменной архитектуре, имело ту же символику. Его почти всегда покрывали росписями. В центральном медальоне чаще всего изображали Спасителя, в секторах – Ангелов или святых. Встречаются «небеса», в центре которых расположен образ Пресвятой Троицы. Вместе с иконостасом «небо» было одним из главных цветовых акцентов деревянного храма. Нередко роспись «неба» северного храма несла в себе глубокое литургическое значение. Знаменитая икона Нерукотворного Спаса, хранящаяся в Воскресенском соборе г. Тутаева – не что иное, как центральный медальон «неба» старинного северного храма, который был посвящен благоверным князьям Борису и Глебу. Величественный образ прямоугольной формы имеет высоту почти три метра. По преданию, он был написан в начале XV столетия преподобным Дионисием Глушицким. Дважды в год с этой иконой совершается многолюдный Крестный ход.
Убранство северного храма
Большинство дошедших до нас старинных деревянных храмов не сохранили своего убранства, стены их потемнели от времени. Между тем декор церквей и часовен Русского Севера был радостным, самобытным и достаточно ярким по колористическому решению. Немалое внимание уделялось украшению малых форм: клиросов, дверей, лавок, киотов. Их расписывали орнаментами, а иногда и сюжетными композициями. Тябла иконостасов также покрывали красочные многоцветные узоры. Дополняли эту самобытную красоту вырезанные из дерева и облаченные в сшитые благоговейными руками верующих одежды скульптуры: «Спас Полунощный» (Христос в темнице), Николай Чудотворец (святитель изображался в полный рост, чаще всего – с мечом в руках), вмц. Параскева. Иногда у деревянных храмов расписывали даже фасады.
Как перевозили лес
С XIX и вплоть до начала ХХ столетия лес в России транспортировали весьма оригинальным образом – с помощью грандиозных кораблей – белян. Плавали беляны по Волге, Каме, Дону, размеры их иногда достигали 6 метров в высоту и 120 в длину, а грузоподъемность – 160 000 пудов. Для проживания экипажа на беляне строились две вполне полноценные избы. Название свое эти необычные суда получили от именования белого – то есть очищенного от коры – леса. Такой лес они возили от мест рубки к низовьям Волги, где он поступал на продажу, а саму беляну разбирали и также продавали. Существовала пословица: «Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами». Погрузка беляны требовала особого мастерства: бревна укладывали ровными штабелями, таким образом, чтобы всегда иметь доступ к дну в случае течи. Но что самое интересное – высота штабелей леса значительно превышала размеры самого судна: они выступали за борта на четыре и более метров в ширину и на несколько метров в высоту. Несмотря на утилитарное предназначение и краткий срок службы, беляну заботливо украшали: избушки команды украшали резьбой, а будку лоцмана иногда даже покрывали золотой краской. Над судном развевались флаги купца – его владельца, причем размеры полотнищ были грандиозными – под стать самому судну.
Классицизм… в дереве
Деревянное зодчество часто воплощало в своих формах детали каменной архитектуры, все увереннее занимавшей главенствующее положение в строительстве общественных зданий. В результате рождались самобытные, а иногда – весьма неожиданные решения. В некоторых городах можно увидеть деревянные храмы, несущие на себе отпечаток мировых архитектурных стилей. Таков, например, храм Вознесения Господня в маленьком городке Рязанской области Спасске-Рязанском, украшенный деталями в духе классицизма. Построенный в восьмидесятых годах XVIII столетия, он встречает своих посетителей портиками и колоннами, имеет высокий четверик с декоративной главкой и пятигранный алтарь, а главка, венчающая колокольню, украшена шпилем, наводящим на воспоминания о городе на Неве.
Возрождение или исчезновение?
Русское деревянное зодчество – одновременно возрождающийся и умирающий вид архитектурного наследия. В наши дни возводится немало деревянных храмов, церковные строители проявляют все больший интерес к традициям старинной деревянной архитектуры – и в то же время множество древних зданий доживает свои последние годы, нуждаясь в срочной реставрации. Некоторые из них удается спасти усилиями энтузиастов.
Как построить храм, чтобы он стоил недорого
И в то же время отвечал эстетическим требованиям и соответствовал церковной традиции? Ответ: построить деревяную церковь. Деревянный храм может быть подлинным памятником архитектуры, он способен простоять не одно десятилетие. Но к возведению его следует подходить профессионально и ответственно. И тогда храм наградит той особой атмосферой, напитанной запахом дерева, неповторимым уютом, который может быть только в деревянном здании.
За последние годы было возведено немало деревянных храмов. Нередко этот вариант выбирают общины, не имеющие возможности сразу осилить крупное строительство, но стремящиеся, чтобы и маленькая церквушка самым своим видом проповедовала о красоте Горнего мира. Деревянная церковь не является «времянкой»: красивая и добротная, она радует глаз, а после постройки большого каменного храма становится крестильней, либо службы в ней продолжают совершаться в будние дни, когда наплыв молящихся не столь велик.
Наконец, церкви рубят из дерева просто по любви к древнерусскому зодчеству, стремясь внести в суетную жизнь современности частицу традиционности, близости к природе, рукотоворной одушевленности. И в будущем лицо земли Русской украсят еще многие храмы Божии, срубленные из звонкого дерева и радующие глаз своей красотой!
Алина Сергейчук
Издательство «ORTOX Русиздат». Журнал «Церковный строитель» № 51, 2016 г.
Русиздат - ORTOX