- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
– Михаил, расскажите, пожалуйста, о процессе создания лепнины. Какие технологии вы применяете?
– Технологии в основном старые. Вся работа полностью ручная. Художник разрабатывает эскиз, по нему делается форма – сначала из пластилина, а затем из особой резины (ее состав разработали наши технологи). В форму заливают гипс, затем изделие извлекается, шлифуется и монтируется на объект. Все изделия мы выполняем под заказ, можно выбрать элементы и дизайны из каталогов, а можно разработать новые. Мы используем гипс максимальной – 16-й марки. Это самый качественный из существующих видов гипса. Он не требует дополнительной реставрации после монтажа: достаточно только заделать швы, и декор готов – конечно, при желании его можно еще и покрасить, покрыть позолотой.
– Гипс – прочный материал?
– Да. Он долговечен – практика показывает, что средний срок эксплуатации изделий из высококачественного гипса – 100 лет. Археологические раскопки свидетельствуют о еще большей прочности этого материала. Раньше недостатком гипса была его способность впитывать влагу. Сегодня эта проблема решена: благодаря особым добавкам гипс становится водостойким. Благодаря этому его можно применять и для украшения фасадов зданий. В таком случае мы добавляем в состав специальные элементы и после монтажа покрываем изделия пропиткой, разработанной нашими специалистами.
– А как такая лепнина переносит перепады температуры?
– Гипсовые украшения великолепно переносят российский климат, перепады температуры. Пять лет назад мы работали в Туле – делали крупные лепные элементы на фасаде одного исторического здания. Недавно я проезжал мимо него, осмотрел фасад – лепнина как новая.
– Сегодня вместо гипсовой лепнины нередко предлагают выполненную из полиуретана. В чем различие?
– Начнем с того, что гипс – это природный, экологически чистый материал, а полиуретан – синтетика. Как я уже говорил, срок службы изделий из качественного гипса – около 100 лет. Полиуретан же выходит из строя приблизительно через пять лет после монтажа изделия: он желтеет, часто трескаются швы между деталями. С гипсом этого не происходит, потому что гипсовые элементы крепятся к стене и соединяются между собой с помощью гипсового же раствора – соответственно, физические характеристики деталей и крепления одинаковы, они одинаково реагируют на воздействия внешней среды, и между ними не возникает напряжения. Наконец, возможности гипса значительно шире: из него можно создавать широкие карнизы, которые не сделаешь из полиуретана, выполнять гораздо более высокие рельефы – по сравнению с ними полиуретан выглядит «замыленным». Мы переделываем внутренние интерьеры одного дома, расположенного на Дмитровском шоссе в Москве: выполняем карнизы, арки, киссоны на потолке. Они были сделаны из полиуретана. Так вышло, что этот дом строится очень долго, часть помещений давно оформлена, а часть – еще не готова. И в некоторых комнатах полиуретан уже полопался по стыкам, поэтому нас и пригласили, чтобы заменить его на гипсовую лепнину.
– А что можно сказать о цене гипсовой лепнины?
– Все познается в сравнении. Например, лепнина дешевле резного дерева в полтора-два раза. А ведь из нее можно выполнить и детали иконостасов, киотов. Позолоченная лепнина выглядит роскошно, окрашенная – очень интересно, белая – изысканно-классически. Если сравнивать с полиуретаном – сам по себе полиуретан дешевле, но в последние годы цены на полиуретановую лепнину растут все сильнее и уже практически сравнялись с ценой на гипс, предлагаемой нашей компанией, – поскольку у нас есть возможность предложить невысокие расценки.
– Как удается держать низкие цены?
– Наше преимущество в том, что все циклы процесса создания лепнины в наших руках. Мы производители, и мы же выполняем доставку деталей на объект, наши специалисты производят замеры, при необходимости – разрабатывают дизайн интерьеров, наконец, осуществляют монтаж. Нам не приходится платить другим фирмам. Закупаем мы только сырье. Большинство же предприятий, работающих с лепниной, либо только производят ее, не имея возможности работать с конкретными объектами, либо, напротив, монтируют приобретенные у производителей элементы. Это сказывается на ценах – на изделия они у нас в среднем на 20 % ниже, чем у других организаций. Если же говорить о стоимости монтажа – у большинства организаций она составляет 100 % от цены материалов, а у нас – 80 %. Конечно, бывают исключения: недорогие материалы и дорогой монтаж, например, из небольших молдингов составляется панно по принципу мозаики, – тогда стоимость работ рассчитывается иначе.
– Вы упомянули, что «Соломон» может разработать дизайн интерьера…
– Да, у нас есть дизайнеры, которые создают интерьеры, в том числе и церковные. Если храм новый – мы можем разработать проект гипсового убранства, сделать визуализацию, разработать элементы декора именно для этого объекта и выполнить их на собственном производстве. К примеру, мы можем создавать панно, иконы – например, надвратные. Можно перевести в 3-Д плоскостную икону. Можем и восстановить лепнину по старинным образцам – если сохранился некий элемент, по которому удастся понять, как выглядела композиция в целом, либо есть фотографии.
– При реставрации старинные лепные элементы оставляют или заменяют на новые?
– Поверхность, на которой держится поврежденная временем лепнина, практически всегда оказывается далеко не в идеальном состоянии. Да и по цвету старая лепнина отличается от изготовленной недавно. Поэтому мы демонтируем старую лепнину, по ее образцу отливаем копии, выравниваем поверхность и уже тогда монтируем новую лепнину.
– Часто ли вам приходится работать над реставрацией интерьеров?
– Мы делали церковный интерьер в Казани. Восстановили старинный декор, а два или три не сохранившихся пояска по периметру сделали новыми – выбрали из нашего каталога. Там были и карнизы, и кронштейны. Эта работа интересна еще и тем, что мы отвезли часть форм для заливки гипса на объект и там создавали детали, чтобы не везти их на далекое расстояние. Вообще у нас много исторических объектов. Например, сейчас делаем «сталинский» дом в Москве, на улице Солянка: розетки на потолке, барельефы – они сильно «замылены», трудно понять очертания рисунка. Наши художники перерисовали узоры, часть элементов сняли, часть демонтировать не удалось – и мы делаем точные копии старых образцов. Заказчик пожелал, чтобы все было как раньше.
– А где находится ваше предприятие?
– У нас два производства: одно расположено в Московской области, г. Чехов, второе – в Туле. Так что нам удобно работать и со столицей, и с регионами. В следующем году планируем открыть еще одно производство – в Белгороде. Работаем мы уже восемь лет. Готовы выполнять заказы по всей стране. Надеюсь, в будущем удастся украсить еще больше интересных объектов, особенно – храмов. Ведь лепнина украшает церковный интерьер, придает ему неповторимость и богатство.
Алина Сергейчук.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Благоукраситель» №36,