Каталог товаров
- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Ювелирные изделия
смотреть
Отзывы
13.06.2024
Евангелие в Республике Крым
07.06.2024
Отзывы от покупателей
04.06.2024
Церковная мебель в Республике Коми
Россия – страна деревянного зодчества. Обилие строевых лесов и высокий уровень культуры народа дали миру замечательное явление искусства – русское деревянное зодчество. Это – народная архитектура, определявшая на протяжении многих веков облик русских городов и сел, вызывавшая восхищение наших соотечественников и иноземных гостей, воспетая поэтами и художниками, наше бесценное культурное наследие
Судьба русского деревянного зодчества, как и всей русской традиционной культуры, сложна и трагична. В Древней Руси деревянное зодчество было распространено повсеместно, так как дерево было основным строительным материалом, а плотницким мастерством в той или иной степени владело большинство мужчин. Но деревянные постройки часто страдали от пожаров, поэтому наиболее важные здания – соборы, а со временем и крепости, старались строить из камня. Постепенно строительство каменных, кирпичных зданий становилось все доступнее, а хороших строевых лесов оставалось все меньше. Деревянное зодчество постепенно перемещалось в труднодоступные и богатые строевыми лесами северные земли. На рубеже XVII–XVIII веков в России начинаются петровские реформы, в корне изменившие весь уклад жизни, обычаи и вкусы высшего слоя российского общества. Русские обычаи были надолго преданы забвению, всячески насаждалась западноевропейская культура. На деревянном зодчестве это отразилось самым неблагоприятным образом. Оно вовсе ушло из жизни русского дворянства, а в крестьянской среде центральной России хоть и продолжало жить, но уже не развивалось, а со временем упрощалось, мельчало и деградировало.
Однако на севере, богатом лесом, населенном преимущественно свободными крестьянами и ремесленниками, деревянное зодчество продолжало развиваться и в XVIII веке. Большинство шедевров деревянного зодчества Русского Севера построено в XVII–XVIII веках. Это и всемирно известный ансамбль Кижского погоста, и Успенский собор в Кеми, и церковь Успения в Кондопоге, и величественные храмы Поонежья и Подвинья. Но в XIX веке новые веяния достигли и этих отдаленных земель. Храмы стали возводить либо из кирпича, либо деревянные в новом вкусе, далеком от вековых традиций народа. Старинные же храмы старались переделывать, изменяя и внешний вид, и внутреннее убранство в соответствии с вкусами, навеянными европейской архитектурой Петербурга. Бревенчатые стены древних построек закрывались тесовой обшивкой с покраской, тесовые и лемеховые кровли заменялись железными, на колокольнях традиционные шатры заменялись шпилями, до неузнаваемости изменялись интерьеры – обшивка, покраска, обои, золоченые иконостасы и киоты со стеклами, филенчатые двери и пр. На языке творивших это купцов и духовенства того времени все переделки назывались «благолепным обновлением».
Во второй половине XIX века в просвещенном российском обществе пробуждается интерес к народной культуре и древностям. Начинается постепенное возрождение самобытной русской культуры, архитекторы и искусствоведы начинают изучать народное деревянное зодчество, путешествуют по Русскому Северу, делая обмеры и зарисовки старинных деревянных построек. В начале XX века были проведены первые попытки реставрации деревянных храмов Русского Севера.
Процесс возрождения древнерусской культуры был прерван революцией. В 20-30-х годах прошлого века храмы повсеместно закрывались, превращались в клубы, склады или стояли просто заброшенные, а иные были разрушены. Заброшенная деревянная постройка не может долго сохраняться, она требует присмотра, ухода и периодического ремонта. Начинают протекать прогнившие кровли, гниют нижние венцы срубов, под обшивкой скапливается мусор от птичьих гнезд. Кроме того, многие постройки страдают от пожаров. В результате, к концу XX века подавляющее большинство памятников деревянного зодчества было утрачено. Однако некоторые памятники были спасены, реставрированы на местах или перевезены в музеи деревянного зодчества под открытым небом. Усилиями архитекторов-реставраторов второй половины ХХ века, из коих следует отметить прежде всего А.В. Ополовникова, многие шедевры деревянного зодчества были тщательно исследованы, обмерены; многие – реставрированы, поставлены на учет под государственную охрану. Также были созданы музеи, институты, научно-реставрационные проектные и производственные мастерские, изданы книги по деревянному зодчеству.
Сегодня в русском православном обществе происходит осознание того, что традиционная народная культура – это не только наше прошлое. Деревянное зодчество может быть востребованным и сейчас. Строительство новых деревянных храмов актуально по многим причинам. Это и невысокая цена, и быстрота возведения, и сборность-разборность с возможностью перевозки, и экологичность, и красота.
Однако зачастую деревянные храмы строятся кое-как, без проработанного проекта, без серьезных знаний традиционного деревянного зодчества, с грубейшими архитектурными и конструктивными ошибками, с искажением традиционных форм и пропорций. Строители подобных храмов забывают о том, что архитектура – это искусство, а не просто сооружение конструкций с обеспечением функциональности. Грустно видеть сегодня такие храмы. Как будто мы не являемся наследниками многовековой богатейшей культуры деревянного зодчества!
А ведь храм – здание общественное, строится надолго, стоит у всех на виду и выражает менталитет и культурный уровень и его создателей, и прихожан, и вообще, по большому счету, народа. Все участники храмоздательства – священнослужители, ктиторы, архитекторы, строители, иконописцы, а также активные прихожане должны осознавать свою ответственность перед современниками и потомками, подходить к святому делу вдумчиво, благоговейно и профессионально, основываясь на вековых традициях предков.
Очень важно понимание того, что в наше время должно идти не только религиозное, церковное, но и национальное возрождение, и что эти явления и понятия в России теснейшим образом взаимосвязаны. Сегодня, в эпоху упадка культуры вообще, после трех столетий забвения национальной культуры и нескольких десятилетий страшных разрушений, православный храм на российской земле обязательно должен выполнять культурно-просветительскую функцию, являя образец подлинно русского искусства.
Сегодня нельзя заниматься строительством деревянных храмов без серьезной школы, основанной на опыте исследовательской и реставрационной работы и восстановлении строительной культуры наших предков.
Мастерская Петра Карелина вносит посильный вклад в дело возрождения русского деревянного зодчества, сочетая функции проектной мастерской, производственно-строительной компании и плотницкой школы. Бесценный опыт исследования и реставрации памятников архитектуры дает ей возможность создавать настоящие произведения искусства, вести учебную и просветительскую деятельность.
Петр Карелин
учредитель Православного учебного центра «Русские начала»,
руководитель Мастерской деревянного зодчества,
член Гильдии храмоздателей
rusnachala.ru
master-karelin.ru
russbase@rambler.ru
+7 (916) 953-48-87
+7 (911) 414-15-46
Издательство «ORTOX Русиздат». Журнал «Церковный строитель» №48, 2015 г .
Русиздат - ORTOX Смотрите также
История золотой цепочки своими корнями уходит в далёкую древность.
Подробнее
То ли было так, то ли не было, но я вам расскажу – вы послушайте! На Святой Руси в июле месяце стало холодно, как поздней осенью. Стало холодно от людских сердец. Появились среди народа русского люди равнодушные, злые, несмиренные, Богу не послушные. Старших не уважают, младших обижают. Подготовлено ortox.ru
Подробнее
Техника безопасности звона и пребывания на колокольне является важнейшей составляющей звонарского дела. Подготовлено ortox.ru
Подробнее
Нательный крест – непременная принадлежность русского православного христианина. В наши дни он зачастую рассматривается и как ювелирное произведение. Золотой или серебряный, выполненный в строгом древнем стиле или скорее напоминающий ювелирное украшение, массивный или совсем легкий… Подготовлено ortox.ru
Подробнее