Россия – страна деревянного зодчества. Обилие строевых лесов и высокий уровень культуры народа дали миру замечательное явление искусства – русское деревянное зодчество. Это – народная архитектура, определявшая на протяжении многих веков облик русских городов и сел, вызывавшая восхищение наших соотечественников и иноземных гостей, воспетая поэтами и художниками, наше бесценное культурное наследие
Судьба русского деревянного зодчества, как и всей русской традиционной культуры, сложна и трагична. В Древней Руси деревянное зодчество было распространено повсеместно, так как дерево было основным строительным материалом, а плотницким мастерством в той или иной степени владело большинство мужчин. Но деревянные постройки часто страдали от пожаров, поэтому наиболее важные здания – соборы, а со временем и крепости, старались строить из камня. Постепенно строительство каменных, кирпичных зданий становилось все доступнее, а хороших строевых лесов оставалось все меньше. Деревянное зодчество постепенно перемещалось в труднодоступные и богатые строевыми лесами северные земли. На рубеже XVII–XVIII веков в России начинаются петровские реформы, в корне изменившие весь уклад жизни, обычаи и вкусы высшего слоя российского общества. Русские обычаи были надолго преданы забвению, всячески насаждалась западноевропейская культура. На деревянном зодчестве это отразилось самым неблагоприятным образом. Оно вовсе ушло из жизни русского дворянства, а в крестьянской среде центральной России хоть и продолжало жить, но уже не развивалось, а со временем упрощалось, мельчало и деградировало.
Однако на севере, богатом лесом, населенном преимущественно свободными крестьянами и ремесленниками, деревянное зодчество продолжало развиваться и в XVIII веке. Большинство шедевров деревянного зодчества Русского Севера построено в XVII–XVIII веках. Это и всемирно известный ансамбль Кижского погоста, и Успенский собор в Кеми, и церковь Успения в Кондопоге, и величественные храмы Поонежья и Подвинья. Но в XIX веке новые веяния достигли и этих отдаленных земель. Храмы стали возводить либо из кирпича, либо деревянные в новом вкусе, далеком от вековых традиций народа. Старинные же храмы старались переделывать, изменяя и внешний вид, и внутреннее убранство в соответствии с вкусами, навеянными европейской архитектурой Петербурга. Бревенчатые стены древних построек закрывались тесовой обшивкой с покраской, тесовые и лемеховые кровли заменялись железными, на колокольнях традиционные шатры заменялись шпилями, до неузнаваемости изменялись интерьеры – обшивка, покраска, обои, золоченые иконостасы и киоты со стеклами, филенчатые двери и пр. На языке творивших это купцов и духовенства того времени все переделки назывались «благолепным обновлением».
Во второй половине XIX века в просвещенном российском обществе пробуждается интерес к народной культуре и древностям. Начинается постепенное возрождение самобытной русской культуры, архитекторы и искусствоведы начинают изучать народное деревянное зодчество, путешествуют по Русскому Северу, делая обмеры и зарисовки старинных деревянных построек. В начале XX века были проведены первые попытки реставрации деревянных храмов Русского Севера.
Процесс возрождения древнерусской культуры был прерван революцией. В 20-30-х годах прошлого века храмы повсеместно закрывались, превращались в клубы, склады или стояли просто заброшенные, а иные были разрушены. Заброшенная деревянная постройка не может долго сохраняться, она требует присмотра, ухода и периодического ремонта. Начинают протекать прогнившие кровли, гниют нижние венцы срубов, под обшивкой скапливается мусор от птичьих гнезд. Кроме того, многие постройки страдают от пожаров. В результате, к концу XX века подавляющее большинство памятников деревянного зодчества было утрачено. Однако некоторые памятники были спасены, реставрированы на местах или перевезены в музеи деревянного зодчества под открытым небом. Усилиями архитекторов-реставраторов второй половины ХХ века, из коих следует отметить прежде всего А.В. Ополовникова, многие шедевры деревянного зодчества были тщательно исследованы, обмерены; многие – реставрированы, поставлены на учет под государственную охрану. Также были созданы музеи, институты, научно-реставрационные проектные и производственные мастерские, изданы книги по деревянному зодчеству.
Сегодня в русском православном обществе происходит осознание того, что традиционная народная культура – это не только наше прошлое. Деревянное зодчество может быть востребованным и сейчас. Строительство новых деревянных храмов актуально по многим причинам. Это и невысокая цена, и быстрота возведения, и сборность-разборность с возможностью перевозки, и экологичность, и красота.
Однако зачастую деревянные храмы строятся кое-как, без проработанного проекта, без серьезных знаний традиционного деревянного зодчества, с грубейшими архитектурными и конструктивными ошибками, с искажением традиционных форм и пропорций. Строители подобных храмов забывают о том, что архитектура – это искусство, а не просто сооружение конструкций с обеспечением функциональности. Грустно видеть сегодня такие храмы. Как будто мы не являемся наследниками многовековой богатейшей культуры деревянного зодчества!
А ведь храм – здание общественное, строится надолго, стоит у всех на виду и выражает менталитет и культурный уровень и его создателей, и прихожан, и вообще, по большому счету, народа. Все участники храмоздательства – священнослужители, ктиторы, архитекторы, строители, иконописцы, а также активные прихожане должны осознавать свою ответственность перед современниками и потомками, подходить к святому делу вдумчиво, благоговейно и профессионально, основываясь на вековых традициях предков.
Очень важно понимание того, что в наше время должно идти не только религиозное, церковное, но и национальное возрождение, и что эти явления и понятия в России теснейшим образом взаимосвязаны. Сегодня, в эпоху упадка культуры вообще, после трех столетий забвения национальной культуры и нескольких десятилетий страшных разрушений, православный храм на российской земле обязательно должен выполнять культурно-просветительскую функцию, являя образец подлинно русского искусства.
Сегодня нельзя заниматься строительством деревянных храмов без серьезной школы, основанной на опыте исследовательской и реставрационной работы и восстановлении строительной культуры наших предков.
Мастерская Петра Карелина вносит посильный вклад в дело возрождения русского деревянного зодчества, сочетая функции проектной мастерской, производственно-строительной компании и плотницкой школы. Бесценный опыт исследования и реставрации памятников архитектуры дает ей возможность создавать настоящие произведения искусства, вести учебную и просветительскую деятельность.
Петр Карелин
учредитель Православного учебного центра «Русские начала»,
руководитель Мастерской деревянного зодчества,
член Гильдии храмоздателей
rusnachala.ru
master-karelin.ru
russbase@rambler.ru
+7 (916) 953-48-87
+7 (911) 414-15-46
Издательство «ORTOX Русиздат». Журнал «Церковный строитель» №48, 2015 г.
Русиздат - ORTOX