- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
«А это – наш любимый образ!..» – с этих слов начинает рассказ почти о каждой из икон, вышитых искусницами мастерской «Прикосновение», наша собеседница – Наталья Краснославовна Горковенко. И это чувствуется. У каждого образа можно подолгу стоять, рассматривая почти незримые переходы тонов, отсветы драгоценных каменьев, тончайшее шитье ликов, где можно увидеть каждую ресничку... Некоторые иконы вышиты полностью, другие – писаные, украшены шитыми ризами.
– Я очень люблю Николая Угодника, – рассказывает Наталья Краснославовна, остановившись около большого образа святителя Николая Чудотворца. – Он мощный, сильный. Это архиерейстоик, который имел дерзновение дать пощечину Арию, архиерейвоин. Он строгий и в то же время милостивый. Святитель изображен в митре, с панагией, с Евангелием в руках. Панагию не вышили, а выполнили в ювелирной технике, украсив эмалью. В народе этот образ именуют «Никола зимний». Над святителем изображены Спаситель и Пресвятая Богородица. Эта икона интересна еще и тем, что в ее убранстве применен греческий орнамент, который часто используется для украшения храмов. Мы стремились передать дух Византии –будем надеяться, что это удалось. Обилие драгоценных камней – наше приношение в знак почитания святителя Николая. Работа над этим образом продолжалась более восьми месяцев.
– Как создается вышитая икона?
– Это покажется странным, но мы не выполняем тщательно проработанных эскизов. Прорись делается на льне; наши мастерицы – талантливые художницы – вышивают прямо по ней. Икона сама «подсказывает», где какой цвет применить. Если украшаем окладом написанный образ – он диктует и размер, и колористическое решение ризы. Если же икона вышивается полностью – мы все равно руководствуемся каноническим образом. Стараемся отыскивать редкие, необычные лики, о которых сегодня мало кто знает. Вот Филермская икона Пресвятой Богородицы, она находилась на Родосе. Пресвятая Богородица изображена на ней в зрелом возрасте. Образ «Призри на смирение» – тоже довольно редкий: на Божией Матери – и корона, знак того, что Она – Царица Небесная, и митра – как у Служительницы Господа.
– Как вышиваются лики? Как достигается эта тонкость деталей и ровность фактуры?
– Вышивка ликов осуществляется с помощью мельчайшей стеклянной рубки. Это мозаичная техника – мы практически выкладываем лик, иногда её называют «живопись иглой»
– Это не бисер?
– Бисер круглый, а рубка – прямоугольная, она создает совсем другой эффект. Мы начинали с вышивки мелким бисером, но бисером сложнее передать тонкие черты лица: реснички, брови, носогубные складочки. А с помощью рубки – мельчайшей мозаики, которая пришивается к основе, – это возможно. Мастерицы используют тончайшую иголку, при создании ликов каждое зернышко рубки пришивается отдельно – это очень кропотливый и длительный труд. Малый образ исполняется около двух месяцев, большой – от восьми месяцев до полутора лет. А ведь над каждой иконой трудится несколько человек. Ктото вышивает лики, ктото – одеяние, у когото очень хорошо получаются нимбы или обрамления...
– У икон очень красивые киоты…
– Каждый из них имеет свою историю. Какието мы восстанавливаем, реставрируем, некоторые буквально возвращаем из небытия. Один киот – домашний иконостас на три иконы – был утрачен на треть, но его украшала очень тонкая резьба, и наши резчики восполнили недостающее. На реставрацию ушло восемь месяцев. А для некоторых икон обрамлением становятся киоты, созданные современными мастерами.
– Вы создаете копии со старинных вышитых икон?
– У нас нет ни одной копии готовой иконы. Это все наше видение, трансформация старинных техник XV–XVI столетий с помощью современных материалов. Наша работа – это возрождение искусства украшения икон: создания окладов, риз, церковной вышивки, и одновременно это путь в будущее. Не повторяем мы и свои работы – вы не найдете у нас двух одинаковых икон, даже если бы мы этого хотели.
– Мастерская «Прикосновение» работает уже семь лет, с 2006 года. Как все начиналось?
– К тому времени мы профессионально занимались вышивкой около пятнадцати лет. Испросили благословения у священника, однако вышивать иконы – дело особое. Мы изучали образцы старинной вышивки в музеях, храмах. Не копировали их – но то, что мы видели, отражалось в наших работах. Наши сотрудники – светлые, добрые православные женщины. Это и профессионалы, и любители: некоторые окончили Училище золотного шитья в Торжке, другие учились в Палехе и СанктПетербурге. В каждый образ мы вкладываем свою любовь, и люди это чувствуют.
– Многие ли ваши иконы находятся в храмах?
– Да, многие. Часто иконы заказывают в дар храмам, другие мы вышили непосредственно по заказам приходов и монастырей. В частности, две из них, Тихвинская и Касперовская, находятся в нижней, Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. А в верхнем храме вы можете увидеть образ святителя Амвросия Медиоланского. Когда в Храм Христа Спасителя привезли частицу мощей этого святого, к нам обратились с просьбой сделать его икону. За полтора месяца образ был готов. Мы удивились, как легко шла работа, – наверное, нам помогала благодать угодника Божия, соприсутствующая его мощам, которые находились у нас в мастерской. Икона получилась очень красивая, спокойная. Это копия мозаики V века, поэтому и одеяние святителя выполнено в мозаичном стиле.
– Приходилось ли вам украшать чудотворные иконы?
– Это самое большое счастье – украшать иконы, прославленные от Господа чудотворением. Мы послужили двум таким святыням. Сделали оклад для чудотворного образа «Всескорбящая», который находится в Приднестровье в г. Слободзее, в храме Святого Архангела Михаила, и для Казанской «Ярославской» иконы Пресвятой Богородицы. Этот образ хранится в Казанском женском монастыре в центре Ярославля. Игумения обители, матушка Екатерина, попросила нас сделать для него жемчужный оклад. А сейчас нас попросили сделать оклад для чудотворной иконы праведных Иоакима и Анны в Зачатьевский женский монастырь. По молитвам перед этим образом многие бездетные прежде семьи получают от Господа чад. Риза будет жемчужной с золотом. Большую помощь в работе мастерской оказывает созданный нашей семьей фонд «Святого Архангела Михаила», при поддержке которого осуществляются выставки, благотворительная помощь для храмов и просветительская деятельность. Очень хотелось бы, чтобы красота и спокойствие, присутствующие в орнаментах и вышитых ликах, так же оказывали свое благотворное влияние на взирающихна них людей, вызывая ответные светлые чувства в наше сложное время, неся мир душе и уверенность в завтрашнем дне. Вы можете увидеть всю коллекцию икон в нижней галерее Храма Христа Спасителя, на выставке «Путь возрождения», которая продлена до середины декабря. Будем рады видеть вас ежедневно с 10 до 17 часов, вход свободный. С наступающими праздниками, дорогие друзья!
Беседовала Алина Сергейчук.
Издательство "ORTOX Русиздат", журнал «Церковный Ювелир» № 45,