- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
– Как Вы стали психологом?
– Впервые я встретился с психологией, учась на режиссерском факультете Училища культуры. Там я столкнулся с системой Станиславского, которая сама по себе очень психологична. Для того чтобы создать тот или иной образ, необходимо внимательно присматриваться, классифицировать людей, запоминать их особенности. Передо мной открылся целый мир. Каждый человек стал для меня картиной, в которой заложено множество интереснейших особенностей. Я понял выражение: «Нет роскоши выше, чем роскошь человеческого общения». Позднее я поступил в университет, получил неплохое психологическое образование. Я увидел множество разных научных школ, и их сравнение помогло мне прийти именно в холистическую школу психологии, то есть всестороннюю.
– В психологических теориях есть нечто, что не сочетается с православным учением?
– Все психологические школы однобоки. По сути, основатель каждой из теорий и его последователи – это просто группа людей, которые страдают одними и теми же иллюзиями в отношении клиентов. При этом каждый хочет создать свою терминологию – в итоге наука перегружена терминами, на десяток понятий может приходиться до тысячи названий, которые говорят об одном и том же. Возникает путаница. Меня эта особенность, с которой я столкнулся, как только начал изучать психологию, научила тому, что терминология может быть разной – но именно благодаря этому позже, читая святых отцов, я увидел, что они говорят о том же, о чем и психологи, – только на языке Церкви. Причем отцы говорили об этом еще в те времена, когда психологии как науки просто не существовало.
– Сегодня, преподавая студентам, Вы объединяете учение святых отцов и данные ученых?
– Собственно, святые отцы и стали основателями науки о душе – святоотеческой антропологии. Более того, в древних христианских университетах изучалась именно эта часть – и туда вкраплялись некие заблуждения античных авторов, которые сейчас зачемто вписаны во все учебники по истории психологии. Для меня загадка, для чего это сделано. Про всякую желчь, слизь, которые якобы влияют на психологию человека. С точки зрения истории науки это интересно, какие существовали ошибки, но изучать это – то же, что изучать в медицинском институте то, как накладывать ртутный пластырь: в средние века считалось, что такое жесткое отравление организма помогает от многих болезней. Когда я для своих студентов составлял пособие по истории психологии, то исключил все, что является ошибочным, и включил православных ученых, а также восточных – того же Аль Фараби и Авиценну, которые проводили достаточно интересные опыты.
– Как определить правоту или ошибочность той или иной школы психологии? И что делать, если психологи рекомендуют то, что вроде бы и впрямь помогает людям, – но при этом напрочь не соответствует заповедям Божиим?
– Любые данные можно толковать как в положительном, так и в отрицательном ключе. Например, шкала Кинси определяет, что большая часть населения предрасположена к половым извращениям, – и это толкуется так, что извращения нормальны, мол, давайте все пойдем в этом направлении. Но можно посмотреть на проблему и иначе: все мы предрасположены к простудным заболеваниям – но разве мы обязаны болеть ими? Разве нам это нужно? Так же и люди с плотскими отклонениями всегда чувствуют себя глубоко несчастными: как бы они ни пытались ослабить это путаной философией, которую предлагают современные развратители, – они глубоко мучаются. В каждом споре побеждает не тот, кто прав, а тот, кто лучше «подкован» в риторике. А правота в психологии определяется очень просто: становится качество жизни человека лучше или хуже. Если он получил одномоментное облегчение, а потом ему нужно совершать каждый раз все более и более сложные действия, чтобы снять напряжение, – это похоже на зависимость. Нам всегда нужно определять, временная происходит от некоего действия польза или стратегическая. Как говорят святые отцы, иногда, получив нечто малое, человек теряет все. Поэтому от чегото стоит и отказаться. Авраам отказался от подарков царей Содома и Гоморры – хотя, казалось бы, почему не взять. А Лот поселился в Содоме – ему казалось, что жить там хорошо, вокруг города замечательная природа и почеловечески это очень перспективное место. Чем закончилась для Лота эта история, мы знаем: потерей семьи, имущества, бегством, впадением в грех, тяжелым покаянием в этом грехе… Основная задача любой науки, в том числе и психологической, – борьба с иллюзиями, с тем, что святые отцы называют прелестью.
– Что психологии как науке необходимо почерпнуть у святоотеческого учения?
– Знание психологии не дает ответа на все вопросы, связанные с человеческой душой, святоотеческая литература позволяет нам идти дальше. Святые отцы максимально четко и ясно определяют явления, возникающие в человеческой душе. Когда я услышал словосочетание «мудрование плоти», то подумал: а как еще четко и емко определить те гормональные перепады, которые происходят с человеком и, вызывая эмоции, рождая привязанности, заставляют его формулировать различные идеи – зачастую противоречащие истине. Или – от чего у нас зачастую зависит доброе или отрицательное отношение к тому или иному человеку? Преподобный Никодим Святогорец пишет об этом в своей «Невидимой брани», что мы часто совершаем предосуждение – то есть судим о человеке по первому впечатлению. Это то же, что психология именует переносом. Человек еще ничего не сделал, а мы уже ожидаем от него определенного, зачастую неприятного нам, поведения, так как он нам когото напоминает. А ведь каждый человек настолько уникален, что даже если он внешне и по характеру напоминает того, кто нам когдато досадил – сам он может не быть таковым. Так же и человек, который показался нам замечательным, может на деле оказаться опасным. «Благоразумный внимателен к путям своим». Прежде чем выносить суждение о человеке, очень важно присмотреться, поговорить. Это поможет нам сохранить и свою душу, и мир с этим человеком – даже если он нам чемто неприятен.
– А как можно выполнить слова Священного Писания о любви – если мы просто не знаем, как это делать?
– Святые отцы раскрывают нам это. Да, они не говорят: «такаято мысль сопровождается такимто гормональным вбросом в кровь», но их интересует начало – мысль, которую мы себе позволили, и результат – наши действия, наши чувства. Воля – это инициирующая разумную деятельность сила человека, а все остальное мы зачастую не можем понять. Надо искать ориентир не внутри себя, не в других людях, а в Боге – Он неизменен и потому лишь Он дает нам устойчивую основу, он не иллюзорен. Кроме как у святых отцов, нам негде научиться мирному восприятию себя и других людей. Психология права – но не до конца. Например, психологи говорят, что если жизнь человека зашла в тупик, это чаще всего происходит оттого, что у него неправильная концепция жизни, – и это правда. Что у него слишком много барьеров – это тоже верно. Но почемуто обычно заканчивается тем, что предлагается снять нравственные барьеры. Например, говорят, что если хочется ругаться – надо поругаться. Но вот это уже в корне неверно. «Разрядка» через удовлетворение страсти даст лишь временное облегчение. Выход совсем иной – надо не позволять себе накапливать злобу, а для этого следует бороться с грехом на уровне помысла. Если же человек научится мирно все воспринимать, правильно амортизировать – адреналин просто не будет накапливаться. Любой грех травмирует душу.
– Зачем же тогда вообще нужна психология, если у святых отцов все уже сказано?
– Увы, практически каждый из нас – урбанизированных людей, членов общества потребления, не может воспринимать святых отцов глубоко. Както ко мне подошли две пожилые женщины и спросили, что бы им почитать. Я порекомендовал «Невидимую брань» преподобного Никодима Святогорца. Они ответили, что читали, но ничего не поняли. Действительно, мы, современные люди, не только с трудом воспринимаем архаические слова из древних книг – мы не можем до конца прочувствовать понятия, которые дают святые отцы. Поэтому нам и приходится так глубоко копать, смотреть с разных сторон – в том числе и с точки зрения психологии. Психология в чистом виде не даст понимания святых отцов, может даже увести от них. Без духовного опыта, без мистического опыта, которым живет Церковь, без исповеди, Причастия, чтения святых отцов ничего понять невозможно. Но, сочетая познание с духовным опытом, мы можем понять свою душу и найти подходы к ней.
– Неужели искажение сознания современного человека так велико?
– К.Г. Юнг говорил, что наука – это способ мышления западного человека. А мы, к сожалению, перестали быть русскими – мы стали такими субамериканцами, субъевропейцами… Чтобы снова стать русскими, необходимо вновь приобрести библейское мышление. А для этого надо научиться говорить и думать порусски. Потому что мы, произнося русские слова, зачастую снабжаем их нерусскими понятиями. Например, Господь в Евангелии говорит: «Я пришел не нарушить Закон, но исполнить его». Для русского человека смысл ясен: Господь пришел наполнить ветхозаветный Закон духовым смыслом Нового Завета. А у человека, не понимающего смысла русских слов, возникает противоречие: мол, как же так, Христос нарушает некоторые формальные постановления Закона – и Сам же говорит, что пришел исполнить его. Слово исполнить воспринимается как «выполнить» – как приказ, формально. Каждому из нас необходимо перестроить свое мышление на библейский лад – и только тогда русскоговорящий человек сможет стать русским, тогда он будет понимать каждое слово Писания и святых отцов. Хорошо бы, конечно, для этого изучить церковнославянский язык. Многие люди не знают простых русских слов: например, что означает название старинного города Шуя… Когда мы обращаемся к нашим традиционным корням, к библейскому способу мышления – нам открывается очень многое. Это действительно путь к миру души, а мир души – это качество жизни, не временное, а постоянное. Задача православной психологии не «подсадить» клиента на постоянные приходы к психологу, а помочь ему научиться жить самостоятельно, в мире с собой, когда уже не нужен психолог – посредник между ним и жизнью.
– В наши дни верующие нередко путают исповедь и беседу со священником…
– Путать исповедь и беседу не надо: исповедь – это таинство Покаяния, где не может быть лишних слов. Но беседа со священником тоже должна иметь место. Надо просто договориться о времени беседы – после богослужения или еще когдато. Потомуто и важно иметь своего духовника – это тот священник, к которому ты всегда имеешь доступ, который резервирует свое время для тебя, всегда готов ответить на твои вопросы, при этом он тебя знает, понимает и чувствует твои проблемы. Общение со священником полезно, даже если батюшка не даст тебе конкретного совета – ведь к пастырю мы обращаемся как к служителю Божию. «Возложи на Господа печаль твою, и Той тя препитает», – говорит псалмопевец Давид. Бывает, что человек обращается к священнику – и вскоре его проблема решается по милости Божией, потому что человек рассказал свою боль благодати Божией, а не просто человеку, каковым является священник. Хотя и совет пастыря бывает полезен – потому что нередко то, что мы вроде бы и сами знаем, нам бывает полезно услышать от другого. А бывает, что люди действительно не знают, как решать их проблемы, так как не имеют житейского опыта.
– Мы начали беседу с того, как Вы стали психологом. А как пришли к принятию священного сана?
– Однажды я проявил непослушание в отношении очень уважаемого пожилого священника, который посоветовал мне поступить в духовное учебное заведение – а я решил, что это не мой путь, и прожил мирской жизнью еще лет шесть. Все было вполне успешно, но мне стало казаться, что жизнь пуста, не имеет никакого смысла. Даже возникало ощущение богооставленности. А потом возникла мысль, что это не Бог меня оставил, а я не выполнил послушание… И я решил послушание выполнить. Пошел в храм, и мне доверили открывать одну из створок царских врат. А жизнь с тех пор стала наполняться смыслом. Потом я поступил и в духовное учебное заведение, меня стали убеждать, что надо принять священный сан. Принять сан – это хорошо, но самому его взять нельзя… Сначала я искал какихто возможностей, рекомендаций к рукоположению, но эти ситуации разрешались в непонятном смысле – ни да, ни нет. Я очень благодарен этой ситуации, потому что она научила меня полагаться на волю Божию. Как только я сказал: «Скажи мне, Господи, путь, в онь же пойду, яко к Тебе взях душу мою» – и стал действовать по принципу «на службу не напрашивайся, от службы не отказывайся», – я успокоился. И однажды, по прошествии нескольких лет, мне просто позвонили и сказали: «Такогото числа приезжайте на рукоположение». С тех пор я отчетливо понимаю, что такое Божия воля: ты можешь применить все усилия, какие только доступны человеку, и они не принесут результата, потому что ты делаешь этого по гордости, – а потом оказывается, что воля Божия может преодолеть все препятствия. И тогда уже не приходится думать – достоин я, не достоин… Ты понимаешь, что не достоин, но тебе благословляется служить – Бог ждет от тебя труда, а твое достоинство здесь ни при чем. Ты просто засучив рукава начинаешь делать свое дело там, где Бог тебя благословил.
Беседовала Алина Сергейчук.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Ризница» № 45,