- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
– Какие меры необходимо предпринять, чтобы предотвратить переувлажнение здания, возникновение плесени на этапе строительства?
– Предупредить появление плесени гораздо легче и дешевле, чем удалять ее и устранять последствия такого поражения! Для этого необходимо:
1. Устанавливать водосточные трубы таким образом, чтобы их вертикальные швы находились на расстоянии не менее
2. Строить здания из сухих материалов.
3. Все древесные стройматериалы обрабатывать антисептиками.
4. Уничтожать биопоражения до нанесения покрытия.
5. Помещения должны проветриваться в течение короткого времени, но интенсивно. Следует широко открывать все окна и двери. Потеря тепла от такого проветривания будет небольшой. Слегка приоткрытые окна – неадекватная альтернатива их широкому раскрытию в течение короткого промежутка времени.
6. В неотапливаемых храмах повреждение стен микроскопическими грибами происходит значительно чаще, чем в зданиях с регулируемым температурновлажностным режимом. Конденсационная влага осаждается на холодной поверхности стен, а при резких изменениях температуры воздуха в толще штукатурки образуется капиллярная влага, также способствующая росту грибов. Поэтому важно сразу обеспечить в помещении ровную температуру и устойчивый низкий уровень влажности.
– А при реставрации (ремонте) уже существующего здания что можно сделать, чтобы победить плесень и грибок?
– Если ваш дом или храм серьезно инфицирован плесенью – единственное решение состоит в том, чтобы обратиться к специалистам. Необходимо проведение комплекса мероприятий: выявление причин появления плесени и ее источника; устранение этих причин; радикальное уничтожение плесени и, наконец, защита от ее возвращения. Выявление причин появления плесени связано с определением конструктивных недостатков помещения, источников микробиологического загрязнения, масштаба поражения и выработкой стратегии дальнейших этапов работы. Появление плесени связано с повышенной влажностью (конденсация влаги на поверхности материалов, протечки, накопление влаги изза плохой системы вентиляции, впитывание грунтовых вод и т.п.), нарушением санитарногигиенических норм. При удалении плесени рекомендуется обрабатывать не только пораженные участки, но и все помещение, т.к. споры, которыми размножается грибок, уже присутствуют в воздухе. В первую очередь нужно обработать те места, в которых наиболее вероятно появление сырости, а также места, где проходят швы и углы здания. Если речь идет о кирпичной или каменной стене – необходимо довести влажность кладки до нормальной (8 %) и провести антисептическую обработку.
– Что можно сказать о предохранении от плесени и грибка икон, картин?
– Произведения станковой живописи подвержены бактериальному разрушению в тех случаях, когда они находятся в благоприятных для развития бактерий условиях: в сырых местах, вблизи неплотно закрытых окон или около промерзших стен, в помещениях, где не созданы оптимальные условия хранения в результате нарушений влажностного режима. Важно не допустить подобных условий их хранения. Среди методов борьбы с микроорганизмами, принимающими участие в разрушении материалов живописи, можно выделить два основных подхода: создание условий, препятствующих росту микроорганизмов, и применение антибактериальных физических и химических агентов. Для создания условий, тормозящих рост бактерий, необходимо прежде всего обеспечить оптимальный влажностный режим. (В музейных помещениях относительная влажность поддерживается в пределах 55–65 %).
– А что делать с уже «заболевшими» иконами?
– В первую очередь – не пытаться «лечить» их подручными средствами, необходимо обратиться к специалистам! В том случае, когда на произведении установлено присутствие микромицетов в жизнедеятельном состоянии или обнаружено большое количество жизнеспособных спор, его следует подвергнуть дезинфекционной обработке. Только профессионал может сделать это, не повредив живописный слой.
– Можно ли предотвратить размножение плесени на росписи храма, если она уже возникла?
– При наличии бактериальных повреждений настенной живописи и ее основы, возникших в результате высокой влажности стен и пола, требуется создание условий, при которых бактерии не могут размножаться и разрушать живопись. Это возможно тогда, когда приостановлена миграция грунтовой воды во внутренние слои кладки. Поэтому для создания нормального влажностного режима часто оказывается необходимым проведение радикальных мероприятий, требующих сложных инженерностроительных работ, – дренажа, сооружения водостоков, системы вентиляции, замены пластиковых окон на деревянные и др.
– А если подобные мероприятия не могут быть быстро осуществлены?
– Тогда вся надежда на антисептики — химические вещества в растворенном и газообразном состоянии, обладающие противомикробным действием. В зависимости от условий применения (концентрации, длительности воздействия, чувствительности микроба к препарату и пр.) они могут вызывать гибель бактерий или задерживать их рост. Действие антисептиков на микроорганизмы обусловлено в основном тем, что, вступая во взаимодействие с белками, ферментными и другими системами микробной клетки, они вызывают ее гибель. Наряду с химическими веществами в тех же целях применяют физические средства, например ультрафиолет и радиоактивное излучение (применение термической обработки для материалов живописи недопустимо). Широкое использование антисептиков не исключает возможной адаптации бактерий к этим препаратам. В связи с этим необходимы постоянные поиски новых эффективных средств борьбы с бактериями, повреждающими произведения искусства. При этом главное внимание должно быть обращено на профилактические мероприятия, направленные на создание условий, исключающих возможность развития грибов.
– Какие услуги вы предоставляете?
– В нашем центре работают технологиреставраторы, которые могут оказать квалифицированную помощь при реставрации храмов и строительстве новых зданий, выявить причины появления плесени и разработать комплекс мероприятий по ее устранению.
Беседовала Наталья Калинкина