- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
В глубокой древности
С древнейших времен кольцо было не только украшением, но и неким подобием документа. Древние греки и римляне носили особые перстни-печатки, знаменовавшие власть – хозяина в доме, правителя – в городе или стране. Кольцо указывало на положение в обществе. В античном Риме существовало правило, по которому золотые кольца могли носить только представители знати.
Обручальные кольца появились в те же древние времена – их надевали на персты своих супруг древние египтяне, римляне, греки. Жена носила кольцо как знак верности мужу и того, что она является хозяйкой в доме. Самое первое свидетельство ношения обручальных колец археологи обнаружили в Египте.
Во времена земной жизни Спасителя золотое кольцо было неотъемлемым атрибутом брачного обряда евреев: жених надевал его на палец своей невесте со словами: «Помни, что ты сочеталась со мною по закону Моисея и израильтян».
В античности обручение было гражданским актом: во время него при свидетелях подписывался брачный контракт, руки жениха и невесты торжественно соединялись и будущая супруга получала кольцо – как знак своего нового положения. Климент Александрийский, христианский епископ II столетия, пишет: «Мужчина должен дать женщине золотое кольцо не для внешнего украшения ее, но для того, чтобы положить печать на хозяйство, которое с тех пор переходит в ее распоряжение и поручается ее заботам». Очевидно, что муж – хозяин дома – уже до брака имел перстень с подобной печатью, так что, хотя он и не получал кольца во время обручения, оба супруга носили на руках одинаковые знаки. Эта традиция продолжилась и в средневековой Руси: хозяин и хозяйка богатого дома носили кольца с печатями.
Таинство брака
В первые века христианства гражданское обручение предшествовало благословению брака в Церкви. Сам церковный обряд, сопровождающий таинство соединения двух жизней в одну, первоначально был прост. Молодые получали благословение на брак от епископа, который во время Божественной Литургии возлагал на них руки и читал особую молитву. Затем супруги вместе причащались Святых Таин.
Со временем чин венчания становился торжественнее, обручение сделалось его предваряющей частью. Оно совершалось в храме за несколько месяцев или недель до свадьбы. В притворе (ближайшей к выходу части храма) молодые обменивались кольцами и становились женихом и невестой перед лицом Бога и людей. Над ними читались особые молитвы. Время между обручением и собственно венчанием служило для проверки прочности чувств и приготовления к браку.
Как мы видим, в христианском таинстве венчания восточного обряда обручальное кольцо получают и невеста, и жених. Священник освящает кольца в алтаре, на Престоле храма, а затем торжественно вручает их жениху и невесте. Символика колец говорит о различии служений в христианской семье: жених получает золотое, а невеста – серебряное. Молодые трижды обмениваются кольцами, так что в итоге у невесты остается золотое, а у жениха – серебряное кольцо. В этом заключен духовный смысл: в браке единение супругов уподобляется единству Христа и Церкви. Мужчина – образ Христа, он должен любить и беречь свою жену вплоть до пожертвования собой – как и Господь умер за людей, на что и указывает золотое кольцо (золото символизирует Божественную благодать, славу, неизменность, власть, силу). Серебряное кольцо невесты говорит о чистоте, целомудрии. Нося кольцо, полученное от своего избранника во время обручения, муж и жена призываются всегда помнить: жена – о том, что у нее есть «глава», опора, а муж – что ему следует беречь и хранить свою супругу.
Уже с X века по Рождестве Христовом обручение могло совершаться как задолго до венчания, так и в один день с ним.
Художественные решения
Как выглядели обручальные (венчальные) кольца в древности и какими они бывают сегодня? Единой практики или церковных канонов здесь не существует. Как уже упоминалось выше, в первые века Христианства жених дарил невесте обычное для того времени кольцо-печатку. Как правило, такие кольца были запечатлены каким-либо христианским символом: на них изображался корабль, как символ Церкви, голубь – знак Святого Духа, рыба (греческое слово «ихтис» – рыба – расшифровывалось как монограмма Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ «Иисус Христос – Божий Сын Спаситель»). В Византии среди знати были распространены венчальные перстни. Они могли иметь сложную композицию и представлять собой целые рельефные иконы. Основным мотивом этих миниатюр была мысль, что супругов соединяет Сам Бог. На перстнях наносилось изображение Христа, держащего руки жениха и невесты или благословляющего их. Существовали и вариации: жених и невеста стоят по сторонам Креста Христова, либо на кольце жениха изображается Господь, а на перстне невесты – Богоматерь. Щиток перстня мог иметь форму круга, креста, квадрифолия. Встречались перстни, где изображение заключения брака вписывалось в круг миниатюрных икон главных праздников Церкви – такая композиция явственно говорила о том, что семья – малая Церковь и обыденная жизнь христиан является частью Божественного управления миром. Перстень украшался и надписями: пожеланиями Божественной благодати, согласия и здоровья, текстами из Священного Писания, например из 5 псалма (13 стих): «Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас».
Двадцатый век приучил жителей нашей страны к мысли, что обручальное кольцо должно быть гладким, простым, без камней. В веке XXI, напротив, все ограничения исчезли и в качестве обручальных стали использоваться самые разные кольца. К тому же сегодня возрождается практика использования помолвочных колец – традиция светская, но добрая, идущая испокон веков. Такое кольцо влюбленный молодой человек дарит своей избраннице, предлагая ей выйти за него замуж. Помолвочное кольцо обычно выполняется из золота, имеет простую и изящную форму и украшается одним камнем, который символизирует прочность и чистоту чувств, а также говорит о серьезности намерений жениха.
Критерии выбора
Как мы уже говорили, церковные правила не регламентируют декор и форму венчального кольца. Современные церковные ювелиры подходят к теме венчального кольца творчески: одни возрождают древние формы, другие – создают новые. Интересной вариацией на тему двух колец из разных металлов стало кольцо из белого и желтого золота, плавно перетекающих друг в друга.
Слова молитв и тексты из Евангелия (например, «да любите друг друга») наносят как снаружи (в том числе, на щитке перстня), так и на задней части кольца и даже внутри него. Это – дело вкуса: кто-то хочет, чтобы религиозный смысл кольца был виден, другие считают его сокровенным, не предназначенным для посторонних взоров. Многие и вовсе венчаются с обычными кольцами, не имеющими религиозных символов и надписей.
Выбирая обручальное кольцо, важно помнить, что супруги будут носить его всю жизнь. Поэтому лучше выбирать классические формы, которые не выйдут из моды и не прискучат с течением лет. Стоит подумать и о практической стороне вопроса: если кольцо украшается камнями, они должны быть надежно закреплены. Предпочтение стоит отдать бриллиантам – они безупречны как с символической точки зрения, так и с практической.
Иногда приходится слышать вопрос: можно ли использовать при регистрации брака и при венчании одни и те же кольца. Ответ на него, безусловно, положителен – брак заключается один раз и уместно, чтобы памятью об этом событии стала одна пара колец, освященных участием в таинстве. Поэтому, признавая необходимость государственной регистрации, перед венчанием кольца лучше снять – чтобы священник, освятив их на Престоле, надел кольца на пальцы молодых уже в церковном таинстве и они стали семейной святыней. Впрочем, можно использовать и две разные пары колец.
Алина Сергейчук.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный Ювелир» №37,