- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Например, в Великом Новгороде в XV – начале XVI вв. мастера предпочитали сюжет «плетенка» – узкие, густо переплетающиеся стебли, закрученные в разные стороны, создают на гладком фоне узор невысокого рельефа. Такая басма, как правило, выполнялась из серебра. В Ярославле во второй половине XVI в. басма чаще всего создавалась из позолоченного серебра. Излюбленным мотивом были переплетающиеся кольца, в центре каждого из которых находилась восьмиконечная розетка. Сплетаясь, кольца образовывали узор четырехконечных крестов, сплетенных из сдвоенных стеблей.
Басма – технология, в которой теснее всего переплелись искусство и ремесло, ювелирное дело и строительное мастерство. Тонкие пластины металла подвергаются давлению с помощью специальной матрицы с выпуклым рисунком, покрываясь повторяющимся тонким узором. Изначально басму изготавливали из драгоценных металлов: золота, серебра. Позднее стали применять медь, латунь и проч. В древние времена басмой декорировали нагрудные кресты, панагии, оклады икон и богослужебных Евангелий, выполняли с ее помощью дробницы – металлические нашивки на церковные облачения, украшенные священными сюжетами, и наряду с этим – украшали ею многоярусные иконостасы.
Сегодня басма в церковном искусстве – это, в первую очередь, украшение иконостасов, киотов, образов. Она дарит ощущение старины и традиционности – ведь басменное искусство пришло к нам из Византии; ее золотой и серебряный блеск сочетает в себе богатство и сдержанность. В некоторых храмах басма помогает скрыть недостатки церковного интерьера: неодинаковый размер образов в иконостасе.
В светском контексте басма в наши дни практически не применяется. Так было не всегда: тонкие пластины драгоценного металла с искусно вытисненными на них замысловатыми орнаментами украшали царские палаты, серебряные басменные накладки декорировали доспехи знатных воинов: щиты, шлемы, оружие, в технологии басмы изготавливались ювелирные украшения. В церковном искусстве басма сегодня переживает второе рождение. Кто знает, может быть, она займет достойное место и в светском дизайне.
Максим Валентинович Лавданский.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный Ювелир» №36,
Слово «просфора» в переводе с греческого языка означает «приношение». Главное приношение православных христиан Богу это Божественная литургия. Просфоры используются для величайшего из Таинств Церкви – Евхаристии. Поэтому их выпекание издревле считается в Церкви делом особым, сродни иконописанию. Просфоры пекут с молитвой, пребывая в душевной и телесной чистоте.
Фотографии С.М. Прокудина-Горского, русского первопроходца фотографического дела, можно без преувеличения назвать драгоценным свидетельством минувших эпох.