Работникам церковных лавок нередко приходится отвечать на вопросы посетителей, в частности – о символике креста и иконы, основах православного вероучения и этики. Подготовлено ortox.ru
Предлагаем вашему вниманию наиболее распространенные из этих вопросов и ответы на них опытного священника – насельника Московского Сретенского монастыря иеромонаха Иова (Гумерова), книга которого «Крестная сила» послужила основой данной публикации.
Почему христиане носят на себе крест, осеняют себя крестным знамением? Ведь это орудие казни, символ смерти?
Иеромонах Иов: Крест – это не символ смерти. Мы называем его Живоносным, так как на Кресте Спаситель мира разрушил державу смерти и открыл нам путь к вечной блаженной жизни. «Крест — символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, которого невозможно отнять, основание святости. Его мы носим с собою и на ложе, и за трапезой, и всюду, где бы мы ни были. Как многие из воинов не обедают, не спят без оружия, так и мы ныне привесим вместо меча к своему ложу крест, вместо засова начертаем на дверях его же, им же окружим всякий дом вместо стены, им оградим внутреннее и внешнее. Он сокрушил смерть, отверз небеса, сделал чистою землю, возвел наше естество на царский престол, положил конец тирании диавола. Образ креста двоякий: один из вещества..., а другой — невещественный, потому что сущность его не из вещества, но она — из веры, материал — из внутреннего настроения того, кто совершает крестное знамение» (святитель Иоанн Златоуст).
Какую форму имел крест, на котором распяли Христа?
Иеромонах Иов: Во II в. до Р.Х. римляне переняли у карфагенян самый жестокий вид казни — распятие. Орудие казни получило название crux, crucis (крест). Казнь эта считалась самой позорной и применялась только к рабам, а в провинции — к тем, кто не имел римского гражданства. В связи с утверждениями представителей секты «свидетели Иеговы» нужно поставить и разрешить вопрос: какой вид имело это страшное орудие казни? Имеется достаточно исторических и археологических данных. Crux имел несколько форм. Крест в форме буквы «X» (crux decussata) получил название андреевского креста, так как, по преданию, на таком кресте принял мученичество святой апостол Андрей Первозванный. Иногда римляне применяли crux simplex (крест простой, несоставной) — столб без перекладины. Применялся crux comissa или patibulata (крест в форме буквы «Т»). Он имел три конца и состоял из двух брусьев, один из которых накладывался на другой под прямым углом. Crux immissa или capitata — крест четырехконечный. Короткий горизонтальный брус под прямым углом соединялся с длинным вертикальным. «Эта форма креста подразделяется на так называемую греческую, или квадратную, в которой поперечная балка равна продольной, и, таким образом, крест получает вид +, и латинскую, у которой продольная балка значительно длиннее поперечной. Так что крест имеет форму f. Крест, на котором умер Спаситель, по господствующему в Церкви преданию, был четырехконечный — crux immissa или capitata» (А. П. Голубцов. Из чтений по церковной археологии и литургике. — СПб., 1995. С. 219). Основанием для этого мнения может послужить указание Святого Евангелия: «И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский» (Лк 23, 38). Дощечка с надписью была над пригвожденным к Кресту Спасителем. Это исполнимо только тогда, когда над горизонтальной перекладиной выступает конец вертикальной балки. …Ценные свидетельства содержатся в творениях святого мученика Иустина Философа (103-166). Он был уроженцем Палестины. Около 150-155 годов написал «Разговор с Трифоном иудеянином об истине христианского закона». Святой Иустин пишет: «Когда народ Израильский воевал на Амалика, «Навинов сын, наименованный именем Иисуса, начальствовал во брани, то сам Моисей молился Богу, распростерши руце свои: Ор же и Аарон поддерживали их чрез весь день, дабы утрудившуся ему, не опустились. Ибо когда хотя несколько уменьшилось знамение сие, крест изображающее, тогда, как писано в Моисеевых Писаниях, народ побеждаем был: когда же Моисей пребывал в сем порядке, то Амалик побеждаем был: и крепкий крестом крепок был...»
Необходимо привести слова священномученика Иринея Лионского (ок. 130-202): «Вид креста имеет пять концов: два по длине, два по ширине и один в середине, на который опирается пригвожденный» (Сщмч. Ириней Лионский. Против ересей. 2, 24, 4). Священномученик Ириней был учеником священномученика Поликарпа, епископа Смирны. Наставником же священномученика Поликарпа был святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, который стоял при Кресте Спасителя на Голгофе. Итак, христианские писатели I, II, III веков единогласно свидетельствуют о Кресте Господнем: он состоял из столба и перекладины.
Сохранились ли археологические свидетельства того, как людей распинали на крестах?
Иеромонах Иов: На одной из стен дома в Помпеях при раскопках найдено изображение креста, имеющего шестиконечную форму (нет только короткой верхней поперечной дощечки с надписью titulus). Город был разрушен извержением Везувия в 79 г. по Р.Х. Следовательно, начертание относится к первому веку. Ценное открытие было сделано в 1968 г. в северном пригороде Иерусалима Гиват га-Мивтар. Во время реконструкции дороги было найдено древнее захоронение, которое специалисты относят к середине первого века по Р.Х. «В могиле человека с арамейским именем Иоханан Бен Хгквл найдены кости с характерными следами. Пяточная кость Иоханана пробита гвоздем со следами древесины, что свидетельствует о том, что этого молодого человека распяли на кресте. Перебиты голени, чтобы ускорить смерть. В конце предплечья в области запястья на боковой поверхности кости обнаружена глубокая истертая ямка. Это место так сильно расцарапано, что Гаас (Haas, Nicu. Anthropological observations on the skeletal remains from Givat ha-Mivtar. — Israel Exploration Journal, 1970, 20) определил повреждение как полученное в результате износа поверхности кости о гвоздь в процессе мучений на кресте... Иоханана казнили следующим образом. Руки были широко растянуты в обе стороны и прибиты к поперечной перекладине, которую водрузили на оливковое дерево... Правая ступня всей поверхностью прижата к дереву и прибита в области пяточной кости. Левая наложена на нее чуть наискось, а затем пробита в области середины ступни. Жуткое зрелище! Палачи не могли знать, что спустя две тысячи лет кто-то будет проявлять интерес к их методам казни. Примечательно, что гвоздь, найденный в пяточной кости Иоханана, имел длину 11 см, а не 17 см. Следовательно, им нельзя было пробить сразу две верхние части ступни так, чтобы конец мог быть забит на достаточную глубину в вертикальный столб креста. Так на основании работы Заеса по исследованию древнейшего захоронения распятого в I веке н. э. в Гиват га-Мивтар Иоханана установлено, что ноги пробивали двумя разными гвоздями» (Свящ. Вячеслав Синельников. Туринская плащаница на заре новой эры. — М., 2002. С. 43–44).
Правильно ли говорят, что на нательном кресте ноги Иисуса должны располагаться параллельно (либо, по крайней мере, не пересекаться), а если они наложены одна на другую, то это не православный крест?
Иеромонах Иов: Речь идет о разных иконографических традициях. Возникновение их не связано с какими-либо богословскими суждениями. Наше отношение к искупительному подвигу Спасителя совершенно не зависит от решения этого вопроса. В католических храмах Рима встречаются кресты-распятия, выполненные как в католической, так и в православной традиции. Обнаруженное в 1968 году в Гиват га-Мивтар (близ Иерусалима) погребение человека по имени Иоханан Бен-Хгквл, умерщвленного позорной казнью, показывает, что ноги были пригвождены отдельно. Об этом свидетельствует длина гвоздя, найденная в пятке (11 см). Длина его недостаточна, чтобы прибить обе ноги вместе (см.: Свящ. Вячеслав Синельников. Туринская плащаница на заре новой эры. — М., 2001. С. 42-43). Это косвенное свидетельство того, что православная иконографическая традиция исторически точнее католической.
Что означают буквы NIKA возле распятия?
Иеромонах Иов: Греческое слово viκa (лат. транслитерация — nika) означает «побеждает». Святой равноапостольный Константин Великий после чудесного явления на небе креста и одержанной им победы над Максентием сугубо почитал изображения креста. Он распорядился установить в Константинополе в центральных местах города три креста с золотой надписью по-гречески: «IC ХС NIKA» — «Иисус Христос побеждает» (IC ХС — аббревиатура имени Господа Иисуса Христа, образованная первыми и последними буквами IHΣOΥΣ ХРΙΣΤОΣ).
Объясните, пожалуйста, что означают буквы МЛ РБ на православном нательном кресте?
Иеромонах Иов: Две пары букв на кресте МЛ РБ означают: «Место лобное рай бысть». Крест, на котором Спаситель мира принес искупительную жертву, открыл врата рая, затворившиеся после грехопадения Адама. Поэтому Лобное место (Голгофа) стало раем. Мысль эта нашла выражение в церковном песнопении: «Место лобное рай бысть: точию бо водрузися древо крестное, абие израсти гроздь животный» (Октоих, глас 5. В среду утра, по 1-м стихословии, седальны крестны).
Что символизируют разные части креста?
Иеромонах Иов: Главными частями креста (в реальном и символическом значении) были два бруса: один — вертикальный (самый большой), другой — горизонтальный, соединенный с первым под прямым углом. К ним был пригвожден Спаситель мира. Римляне называли его — crux immissa (крест вбитый). В верхней части голгофского Креста была небольшая дощечка — titulus (титло). О ней говорится в Святом Евангелии: «Пилат же написал и надпись и поставил на кресте. Написано было: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19, 19–20). Эту надпись читали многие из иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Третью поперечную перекладину составляло подножие. Без нее прикрепленное к древу тело, висевшее многие часы на одних только гвоздях, могло оторваться. Полумесяц у основания креста придает ему сходство с якорем, который у древних христиан был символом надежды, а Церковь — это корабль спасения в бушующем житейском море. Мысль эту мы находим у святого апостола Павла (см.: Евр. 6, 18-19). Некоторые исследователи видят символическое выражение апокалиптического образа, относящегося к Божией Матери: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. 12,1). Солнцем правды Церковь называет Иисуса Христа. Есть еще толкование этого полумесяца: чаша, в которую стекала кровь Спасителя,— символ Таинства Евхаристии. На верхнем конце креста иногда изображается голубь — символ Святого Духа. Во время Крещения Господня увидел (Иоанн) Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. З, 16–17).
Когда появилась традиция носить нательный крестик?
Иеромонах Иов: Изображение креста-жертвенника, на котором Спаситель мира искупил род человеческий от вечной смерти, было предметом величайшего почитания уже у первого поколения учеников Иисуса Христа. «А я не желаю хвалиться, — писал святой апостол Павел, — разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6, 14). Тертуллиан (умер в 1-й половине III века) в «Апологии» свидетельствует, что поклонение кресту существовало с первых времен христианства. Последователи Христа желали иметь при себе образ креста. Иногда они делали изображение его на теле (чаще всего на груди, как вместилище сердца). Крест находился под одеждами не только из-за гонений, но также из благоговейного желания избежать осмеяния святыни язычниками. Однако были христиане, которых исповедническая настроенность и стремление идти путем Христовых страданий побуждала делать изображение креста на челе. Об этом пишет Понтий, жизнеописатель священномученника Киприана Карфагенского (умер в 258 г.). От III века сохранился сосуд, на котором изображено человеческое лицо с крестом на челе. Из деяний Седьмого Вселенского Собора (акт 4-й) мы знаем, что святые мученики Орест (пострадал ок. 304 г.) и Прокопий (умучен в 303 г.) носили на груди крест. Постепенно вошло в обычай изготовление нательных крестов из твердого дерева и стойкого металла.
Обязательно ли носить нательный крест?
Иеромонах Иов: Мы должны носить крест обязательно, чтобы не отступать от древнейшей христианской традиции. Когда над человеком совершается Таинство крещения, рука священника надевает крест, и мирская неосвященная рука не дерзает его снимать. Крест сопутствует нам всю жизнь. Мы можем лишь при необходимости заменить его.
Можно ли носить крест поверх одежды?
Иеромонах Иов: Крест, носимый на груди поверх одежды, с древних времен назывался энколпион (наперсник; от греч. kolpos — недро, сердце). Он представлял собой крест-ковчежец с частицами святых мощей. На нем была начертана монограмма Иисуса Христа. Два таких креста (не позже IV века) были найдены в 1571 году при раскопках могил в Ватикане. Позднее крест поверх одежды стал принадлежностью епископского сана. Древнейшее изображение такого креста было найдено в 1862 году в развалинах базилики во имя святого Лаврентия в Риме на груди скелета (вероятно, епископа).
Когда появился обычай священникам носить наперсные кресты?
Иеромонах Иов: В России император Павел ввел наперсный крест как отличительный признак священнического сана.
Не лицемерие ли это — делать золотые кресты? Ведь Христос пострадал на Кресте, да и во время земной жизни он не любил роскоши.
Иеромонах Иов: От этого рассуждения веет очень знакомым. Вспомним негодование отпавшего ученика, когда Мария, сестра Лазаря, взяв фунт чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? (Ин. 12, 5). Христос сказал: нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда (Ин. 12, 8). Вспомним, что среди даров, которые принесли Богомладенцу волхвы, было и золото. Из глубокой древности идет благочестивое желание все, что посвящено Богу, делать из лучшего, драгоценного вещества. Когда создавалась скиния, пророк Моисей обратился ко всем сынам Израиля: «...вот что заповедал Господь: сделайте от себя приношения Господу: каждый по усердию пусть принесет приношение Господу, золото, серебро, медь» (Исх. 35, 4–5). Все в скинии духовно значимое было изготовлено из золота: И сделал светильник из золота чистого (Исх. 37, 17). Еще больше золота было использовано при строительстве Иерусалимского храма и создании сокровищницы его: «Весь храм он обложил золотом, весь храм до конца, и весь жертвенник, который пред давиром, обложил Золотом» (3 Цар. 6, 22). В Библии золото — это вещественный символ вечности реалий духовного мира (см.: 1 Кор. З, 12–13). Поэтому так часто это слово встречается в Апокалипсисе: «…а город был чистое золото (Откр. 21, 18), …улица города — чистое Золото» (Откр 21, 21) и др.
Из какого материала должен быть сделан крест, которым освящают воду?
Иеромонах Иов: Крест имеет духовную силу независимо от материала, из которого он сделан. В чине великого освящения воды ничего не говорится о серебре или серебряных крестах. В Церкви употребляются кресты металлические, деревянные, керамические и др. В древних русских монастырях, удаленных от города, чаще всего кресты изготовляли из дерева. В монастыре Преподобного Сергия Радонежского даже при совершении Таинства Евхаристии применялись деревянные сосуды. В церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии находится деревянный потир преподобного Сергия. Некоторые священники при водоосвящении специально используют неметаллические кресты, чтобы помочь неверующим людям избавиться от распространенного заблуждения, что священники используют серебро. Жизнь более девяноста процентов современных православных храмов возродилась в последние пятнадцать лет. Вся церковная утварь приобретается в современных церковных лавках. Говорить о богослужебных серебряных крестах в современных храмах наивно. Абсурдность мнения, что на крещенскую воду священники воздействуют серебром, становится еще более очевидной, если принять во внимание, что с давних времен идет обычай в праздник Крещения Господня освящать водоемы (озера, реки). В нашей древней столице патриарх в присутствии царя и народа совершал великое освящение воды на Москве-реке у Тайницких ворот Кремля. Иногда это делается и в наше время, если есть поблизости чистый водоем. Сколько надо серебра, чтобы оно оказало воздействие на воду в озере или реке?
Можно ли передавать нательный крест по наследству?
Иеромонах Иов: Это вполне соответствует православной традиции. Надо решительно устраняться разного рода суеверий, которые распространены в наше время.
Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный Ювелир» №32, 2012 г.
Русиздат - ORTOX