Каталог товаров
- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Ювелирные изделия
смотреть
Отзывы
13.06.2024
Евангелие в Республике Крым
Петь сердцем
Приходя в храм на службу, человек в первую очередь слышит церковное пение. И от его качества — профессионализма, молитвенности — зависит очень многое. Церковнославянский язык богослужения может быть кристально прозрачным, понятным при четком, правильно акцентированном пении и чтении. А выступления церковных хоров на концертах — хороший миссионерский ход, способствующий зарождению в сердцах людей расположения и интереса к Церкви. Об этом и многом другом нашим читателям рассказал регент профессионального хора Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры В. А. Горбик.
— Владимир Александрович, расскажите, пожалуйста, о себе. Как вы стали церковным регентом, как возглавили хор Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры?
— На Подворье я пришел в ноябре 1995 года в качестве певца. Поступил в мужской хор, которым управлял иером. Феодосий (Ушаков). Я тогда учился в Московской консерватории, и в моей жизни наступил момент, когда захотелось попробовать свои силы в Церкви. Я пришел сюда по приглашению отца Феодосия, быстро выучил гласы, и меня стали ставить в квартеты на клирос. Через год нынешний епископ Саратовский и Вольский Лонгин, который тогда был настоятелем Троицкого подворья, предложил мне поработать с братией. Я с радостью согласился. Последовали два года напряженного творческого сотрудничества. Настоятель сам пел на клиросе вместе с монахами и послушниками, я регентовал, и все это было очень умилительно. Я в это время учился уставу, привыкал к церковному отношению к делу, а братия училась пению. Такое было взаимопроникновение. Затем отец настоятель предложил мне возглавить профессиональный мужской хор: отец Феодосий на тот момент уже складывал с себя полномочия.
— Расскажите, пожалуйста, о хоре Подворья Лавры. Кто в нем поет: только ли насельники Подворья?
— У нас есть несколько хоров. В мужском хоре братии поют только насельники монастыря. В профессиональном же хоре братия не поет. Еще есть хор мальчиков, женский хор, хоры воскресной школы. Наше Подворье отличается тем, что настоятелю (и прежнему, и нынешнему — игум. Дионисию) очень важно, чтобы в храме звучало строгое, церковное, молитвенное пение. Причем поют люди разного возраста. Есть любительский мужской хор, который возглавляет Михаил Шошин.
— Профессиональный хор состоит из певцов с высшим музыкальным образованием?
— Не только, хотя они составляют большинство. Любительский хор является своеобразной «корневой системой» нашего профессионального хора, потому что певцы из него, получив необходимые навыки церковного хорового пения, далее поют на клиросе вместе с профессионалами, закончившими Консерваторию, Институт им. Гнесиных или Институт культуры. В любительский хор мы набираем людей, не имеющих профессионального музыкального образования; более того, вначале они зачастую, как говорится, не могут связать даже двух звуков. Мы их учим, развиваем голоса, и наконец, они достигают такого уровня, что переходят в профессиональный хор. Среди таких людей Алексей Хорошавин, Валерий Демин, Сергей Игнатов, Сергей Байбиков и другие.
— Много ли времени нужно, чтобы человек, вовсе не умевший петь, достиг профессионального уровня?
— Как показывает статистика, если человек мотивирован и действительно хочет научиться церковному пению, то для того, чтобы он смог встать уже в профессиональный хор, требуется три-четыре года. Я не преувеличиваю. Из ряда людей, которые, как я уже сказал, никогда не пели, после большого числа занятий получились профессиональные певцы, которые, повторюсь, теперь поют в нашем хоре.
— Ваш хор не только поет в храме, но и дает концерты. Пение на концерте как-то отличается от пения в храме — по репертуару, манере исполнения, настроению? Все ли песнопения допустимо исполнять на концертах (Евхаристический канон и т. п.)?
— Исполнение духовной музыки на концертах — часть миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. И покойный Патриарх Алексий II, с которым у нашего Подворья и профессионального хора были очень хорошие отношения (мы неоднократно пели патриаршие службы), и нынешний Святейший Патриарх Кирилл благословляли петь духовную музыку на концертах. Но очень важно, чтобы участвующие в концерте хоры пели церковно, чтобы не было двойного стандарта: «на клиросе мы поем так, а на концерте — эдак».
Я пришел сюда светским музыкантом, и владыка Лонгин наставлял меня, как следует петь в храме. Он говорил: «Ты, когда на концерте поешь, выкладываешься?» Я отвечал: «Конечно, батюшка, выкладываюсь!» — А он мне: «Так насколько же больше надо выкладываться на клиросе!» Так высоко он поднял планку! А я теперь говорю наоборот: как мы выкладываемся на клиросе, так же, прилагая те же умственные, физические, душевные силы, надо петь и на концерте.
Что касается самих песнопений, эти вопросы возникали и у меня, я задавал их владыке Лонгину. Он отвечал, что нет никакой проблемы в том, чтобы спеть со сцены песнопение из Евхаристического канона, кроме трех возгласов, которые являются, по существу, ответами на возгласы священника: «Милость мира, жертву хваления», «И со духом твоим» и «Имамы ко Господу». Первые три возгласа — это, по сути, диалог хора со священником. А дальше: «Достойно и праведно…» — нет никакого греха в том, чтобы спеть со сцены, что мы покланяемся Богу, единому в Троице. Также, я полагаю, нет беды и в том, чтобы спеть: «Свят, свят, свят Господь Саваоф», «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим и молим Ти ся, Боже наш». Молиться, как Господь нам заповедал, можно в любом месте — как в храме, так и в концертном зале. Другое дело, что не нужно подменять концертом богослужение.
— В идеале — слушающий церковное пение со сцены должен молиться?
— Если человек, сидя в кресле концертного зала, сосредоточился на молитве — это замечательно! Кроме того, на концерты приходит немало людей невоцерковленных. И для них это — едва ли не единственная возможность услышать, что же происходит в церкви. Если пение в концертном зале тронуло их сердце, есть немалый шанс, что когда-нибудь они придут в храм. В этом, я думаю, и есть миссионерский смысл таких выступлений: вынести из храма то, что допустимо. Конечно, нельзя служить на сцене Литургию. А спеть песнопения, которые восставят человека от душевного расслабления к молитвенному деланию, — это хорошо. Первые концерты у нас даже проходили без аплодисментов: мы просили людей воздержаться от них. Потом владыка сказал: «Это концертный жанр, пусть люди выражают свою радость». Правда, я глубоко убежден, что хор в храме должен петь так, чтобы хотелось не хлопать, а соединиться душой с Господом в молитве, быть радостным в Боге, подпевать сердцем. Так что здесь рукоплескания излишни.
— Как вы относитесь к тому, что некоторые верующие подпевают хору во время богослужения?
— Если человек «подпевает» сердцем — я всецело за. Если же он начинает петь в голос — возникает целый ряд проблем. Он не вписывается в звучание профессионального хора. Но эта ситуация вполне разрешима, потому что у нас есть любительский хор, где каждый прихожанин может научиться церковному пению и уже умело петь на службе. Когда-то, в первые века христианства, все богослужение пел народ. Возможно, мы сейчас возвращаемся к этому времени, и приближается день, когда можно будет петь всем храмом — хотя бы часть Литургии. Но мне как музыканту-профессионалу это видится крайне сложным, так как музыка с тех пор стала многоголосной. Организовать пение прихожан так, чтобы оно было благолепным, а не едва выносимым, — дело непростое. Конечно, прихожане поют Символ веры, «Отче наш», у нас в храме — еще и тропарь прп. Сергию, и «Не имамы иныя помощи», и некоторые другие песнопения. И здесь я только за.
Наш народ за годы советской власти, да и за предшествовавшее ей время постепенно стал разучиваться петь. Сейчас уже и на светских праздниках, за столом, люди не поют. Канула в Лету культура застольных песен — душевных, трогающих сердце, романсов и т. п. Если и поют за столом — то чаще что-то вульгарное… Я думаю, Церковь призывает народ не терять способности к пению. Это замечательно, когда человек поет. Недавно я прочел замечательную фразу: «Если человек поет в хоре — он никогда не будет по-настоящему несчастным». А я бы даже добавил, что у такого человека есть большой шанс стать счастливым. Правильное вокальное дыхание лечит даже тело.
— Какова миссия концертов богослужебного пения?
— В том сложном мире, где мы живем, когда концерты эстрады переполняет светская музыка, если человек хочет получить не просто удовольствие, но духовное утешение — он должен приходить на концерты духовной музыки. Подчеркну: русской духовной музыки, потому что понятие «духовная музыка» растяжимо. Можно говорить и о католическом, и о протестантском пении, и о «духовной» музыке Востока — но я говорю только о православном пении. И я объясню, почему.
Мы все являемся гражданами своей страны. И мы не в праве не принимать во внимание ту культуру, которая передана нам нашими отцами. Мы категорически неправы, если мы эту культуру забываем. И чем больше мы будем этой культуре церковного пения радоваться — не только в храмах, но и в концертных залах, — тем, на мой взгляд, лучше.
Сразу оговорюсь, речь не идет о том случае, когда церковная музыка рассматривается как некий заработок от пения на концертных сценах, просто потому, что она востребована. Я считаю, что церковная музыка должна петься с чистым сердцем, незамутненным никакими плотскими переживаниями, в т. ч. и финансового порядка. Она должна литься от сердца поющего к сердцу слушающего, и вместе они должны устремляться к Богу и задумываться о своей жизни: и поющий, и слушающий на концерте. И стоящий в храме. «Как я живу? Правильно ли я живу?» Мне кажется, эти мысли — покаянного характера.
— Ваша позиция: какой стиль пения наиболее уместен в храме сегодня: знаменный, партес?
— Опять верну вас к размышлениям о том, с чего начиналось церковное богослужение. А начиналось оно, как известно, в первые века христианства, когда духовенство и народ отличались особой терпимостью к разным музыкальным стилям. Представьте себе: пришел человек из одной страны, рядом с ним стоит выходец из другой, они говорят на разных языках, поют на разные напевы. Как тут поступить правильно? Закон любви подсказывает: нужно исполнять и те, и другие напевы. Правда, когда я высказал эту позицию, в прессе раздались голоса, что я призываю впустить в храм джаз и рок. Со страниц вашего журнала я хотел бы обратиться к этим людям и сказать, что это — категорически неверная точка зрения, к эстрадному пению на клиросе я не призываю. Я просто говорю о том, что и знаменное пение, и партес имеют полное право звучать в храме.
Партесному пению в России уже более трехсот лет, и, молясь в сопровождении партесных песнопений, совершили свой путь к Богу уже целые сонмы святых, включая новомучеников и исповедников российских. И как после этого говорить, что знаменное пение — это хорошо, а партес — плохо? Но, опять же, оговорюсь. Я очень люблю знаменное пение, люблю петь знаменным распевом. Однако не стоит забывать, что плохо спеть можно как знаменным распевом, так и партесом.
— То есть дело не в том, каким распевом петь, а в том, как петь?
— Если мы обратимся к опыту великого регента, «музыкального апостола» ХХ — начала XXI века, архим. Матфея (Мормыля), и послушаем, например, «Херувимскую» Бортнянского, которую он исполнил с семинарским хором в Париже в 1988 году, мы умилимся сердцем от того, как этот человек умеет одухотворить партес, спеть его так, что слушающий ни о чем не будет думать, кроме молитвы.
Очень многое зависит от исполнения — так наставлял меня владыка Лонгин. Если петь со смирением сердца, притушевывая помпезность, где-то излишнюю, имеющую своими истоками итальянский концерт, если всем сердцем обращать внимание на слова, которые мы поем, то возникает совсем другой эффект. Сколько раз я наблюдал, что человек исполняет знаменный распев — а сердце его далеко от слов молитвы… Здесь дело не в том, какой стиль должен превалировать в храме.
И, конечно, я категорически против пения в храме «а-ля опера». Некоторые думают, что я защищаю оперный стиль пения в храме — а он отвратителен. Прийти в храм и услышать хор, поющий с самодовольством, — это ужасно. Верующее сердце может найти сопутствие своей молитве как в музыке партеса, так и в знаменном пении. А сердцу, исполненному «бурей сумнительных помышлений», какое пение ни предлагай… Тут вопрос не в музыке, а в том, готова ли душа работать над собой, над очищением от страстей.
— Да и может ли средний современный прихожанин молиться все богослужение под знаменное пение?
— Дело в том, что наш народ в массе своей не сможет воспринять богослужение, полностью построенное на знаменном распеве. Приведу пример из жизни нашего храма. Раз в год — в ночь с 23 на 24 июня — мы совершаем богослужение по афонскому уставу и поем его знаменным распевом. Это служба в честь иконы Божией Матери «Достойно есть». Народу в храме при этом бывает не так уж много. И не только потому, что это ночь, и людям утром на работу. Не все способны воспринимать знаменный распев адекватно. Человеку с музыкальным образованием он интересен. А непрофессионалу тяжело сосредоточиться при таком пении: уму не за что «зацепиться». Хотя сегодня уже появилось немало интересных многоголосных обработок знаменного распева. Кроме таких известных композиторов, как Рахманинов, Никольский, Кастальский, есть новые авторы — такие, как диакон Сергей Трубачев, архим. Матфей (Мормыль), которые занимались обработкой знаменного распева. Целый ряд русских зарубежных композиторов работал над обработками знаменного распева — такие, как Гарднер, Кедровы (отец и сын), Ледковский, Константинов. Есть много интереснейших обработок, которые надо слушать. Они вдохновляют к молитве.
— Каковы основные сложности, переживаемые сегодня нами в области церковного пения?
— Непростое у нас время. Существует множество музыкальных стилей, народ порой не знает, к чему больше расположить сердце… Хотя — не лучше ли думать о Боге и молитве, а не о том, каким распевом исполняется то или иное песнопение…
Сложности в области церковного пения сопряжены с теми трудностями, которые переживает Россия в целом. Хотя, если сказать про былые времена, церковное пение в России всегда претерпевало немалые трудности, потому что воспитать церковного певчего вообще непросто. Чтобы за время обучения у него не утерялась вера — тоже весьма нелегко, как ни странно. Привлечь профессионалов так, чтобы они пели молитвенно, — очень сложно. Получается дилемма: либо человек приходит верующим, но не умея петь, либо умеющим петь, но неверующим. Мы на Подворье стараемся строить работу с людьми, ища золотую середину между этими крайностями: тех, кто имеет веру, мы стараемся научить петь. Неверующих мы не привлекаем, а сочувствующих Церкви — приглашаем для работы, и они постепенно воцерковляются.
Беседовала Александра Анопко
Журнал «Ризница» №25, 2010 г.
Русиздат - ORTOX Смотрите также
Мы начали публикацію самыхъ важныхъ изрѣченій изъ Еѵангелія на пергаментной бумагѣ, поставляемыхъ въ красивыхъ винтажныхъ рамкахъ, временъ Британскаго мандата, отреставрирорванныхъ нами. Цитаты изъ Библіи мы приводимъ, По первому и пожалуй самому изящному изданію Библіи на Русскомъ языкѣ, а именно "Остромірову Еѵангелію" 11 вѣка. Подробности мы сообщимъ позднѣе. Спаси Богъ за вниманіе, dress up games dress up games dress up games dress up games
Подробнее
Лампадное масло является одним из самых востребованных расходных церковных товаров. В большом соборе, маленьком храме и при келейном возжении лампадки лампадное масло периодически приходится пополнять. Какое выбрать масло для лампады и как рассчитать его приблизительный расход многие покупатели сталкиваются с определенными трудностями.
Подробнее
Резной деревянный иконостас, киоты, выполненный искусным резчиком крестголгофа – неотъемлемая часть облика многих православных храмов современной России. Как развивалось искусство резьбы по дереву? Как срасталось оно с церковным благоукрашением? Проследим некоторые ветви сего сложносплетенного древа. Подготовлено ortox.ru
Подробнее
Проблема загрязнения церковных интерьеров продуктами горения свечей и лампадного масла (ПГС) актуальна для сохранения живописи и золоченого резного декора всех храмов, в особенности исторических храмовпамятников, убранство которых представляет собой культурную и художественную ценность. Подготовлено ortox.ru
Подробнее