- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Еще одно-два столетия назад главным украшением многих домов являлись иконы. Богоборчество и новые традиции века ХХ-го призывали в «красный угол» ставить телевизор или другие вещи, но не иконы. Сегодня у многих появилось желание заполнить «красный угол» иконами, словно встарь…
"Молиться без икон трудно. Икона собирает к себе
внимание молитвы, как увеличительное стекло собирает
в себе рассеянные лучи в одно обжигающее пятно".
С.И. Фудель. "У стен церкви"
Как это было раньше
Иконостас – символ православного храма. Он стал развитием алтарных преград, которые были в древних храмах и отделяли пространство алтаря от остального храмового объема. Первые алтарные преграды образов не имели, максимум – крест сверху. Изначальной идеей была открытость, а не закрытость, как сейчас, преграда (иногда высотой ниже пояса) подчеркивала, что место за ней – важное. Большие иконы располагались сбоку на столбах и тоже ничего не закрывали. Но в результате своего развития алтарь иконостасом «закрылся».
Несколько веков спустя главное украшение большинства домов верующих, крестьянских изб в частности, составляли иконы. В «красном углу» избы размещалась божница, на которую ставились образа. Она представляла собой украшенную резьбой и росписью полочку или открытый шкафчик и часто была двухъярусной – для новых и старых икон, которые ставили выше. На божницу нередко вешали божник – длинную украшенную вышивкой или кружевом занавеску, закрывающую иконы сверху и с боков, но так, чтобы лики были видны. Старообрядцы закрывали и лики икон от посторонних глаз, завешивая их благовесткой, которую отдергивали только во время молитвы. Благовестка представляла собой сшитые вместе два полотнища белого холста, украшенные по нижнему краю орнаментом и воланами или кружевом.
В божнице также хранили сосуды со святой водой, освященные вербы, иногда Евангелие, поминальники, важные документы, счета, расписки. «Красный угол» также украшался голубком – фигуркой птицы размером 10–25 см, символизирующей Святой Дух. Кроме того, в угол под святыми образами прикреплялся накутник, сшитый из двух прямоугольных кусков белого тонкого холста или ситца. В советское время во многих домах описанные традиции частично или полностью перестали поддерживаться и сейчас божницы или домашние иконостасы выглядят упрощенно либо, наоборот, гораздо богаче – подобно иконостасу в храмах.
«Современный» домашний иконостас
"Разумеется, там, где нет материальной возможности иметь
полный иконостас, можно ограничиться одним лишь деисисом,
в самом крайнем случае — только иконой Христовой. Однако
произвольный отказ от полноты иконостаса есть отказ и от
всего того, чему Церковь учит нас через него".
Л.А. Успенский. "Богословие иконы православной церкви"
Желание устроить домашний иконостас является как потребностью верующего человека. В наших домах, молитвенных комнатах, домовых церквях, где отсутствует алтарь, нет потребности в высоком иконостасе как алтарной преграде. Более того, как известно, слово «иконостас», от греч. «иконостасис» означает подставку под иконы. Поэтому в качестве домашнего иконостаса такой подставкой под иконы могут выступать различные полки, прямые или угловые, которые являются прямыми наследницами божниц в «красном углу». Но это полки, разумеется, не книжные, т.к. книжные – по назначению для книг, а иконостас – по назначению для икон и желательно иметь все-таки полку «специального назначения».
Большой ассортимент полок из дерева и фанеры без крестов и с крестами и элементами декора из дерева и басмы изготавливает Художественно-производственное предприятие «Софрино» (www.sofrino.ru). Среди разнообразной продукции Свято-Троицкого братства г. Щигры (www.shigri.ru) есть прямые полки для домашнего иконостаса, простые или украшенные тканью, а есть угловые, в том числе многоярусные, с резьбой и басмой.
Мебельные компании выпускают так называемые «иконницы» – полки для икон, как правило, прямые, часто имеющие заднюю стенку в форме силуэта церковных куполов. Различные мастерские выполняют на заказ резные, как правило, достаточно дорогие, домашние иконостасы, которые могут себе позволить иметь немногие.
Есть мастерские, которые изготавливают недорогие домашние иконостасы с иконами или пустые, для уже имеющихся дома икон – например, Реутова артель «Образ» (www.иконостасы.рф). Как правило, потребность в «пустых» иконостасах (и соответственно, пустых полках) есть у многих верующих – для подаренных им или приобретенных, например, в паломничествах, икон разного размера.
В изготовленных на заказ иконостасах, обычно, как и положено, есть деисис – моление Богородицы и святых Христу, к которому присоединяются стоящие перед иконостасом, т.е. мы. Деисис – главный чин (или ряд), под ним местный чин, под или над которым иконы праздников – краткая история Евангелия. Ряды с образами пророков и праотцев в домашних иконостасах, как правило, отсутствуют. «Иконостас – образ Церкви в ее полноте», говорил святитель Филарет Московский (Дроздов), поэтому, сколько бы рядов ни было у иконостаса, пусть даже лишь один с одной иконой Иисуса Христа, «самым нижним рядом» будем мы, и в этом проявляется полнота Церкви.
Размещая иконы на полках и стенах самостоятельно достаточно учитывать простые рекомендации. Их можно найти в интернете или, например, в распространенной книге «Как устроить домашний иконостас», где С.В. Алексеев пишет: «Как разместить иконы, в какой последовательности? Есть ли на этот счет строгие уставные требования? В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами. Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желание все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы. Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов. Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе)».
Что дальше
«Семья является домашней церковью».
Святейший Патриарх Кирилл
Конечно, нам не стоит ограничиваться обустройством «красного угла» или домашнего иконостаса в одной комнате. Как справедливо отмечает С.В. Алексеев в своей книге «Как устроить домашний иконостас»: «Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш...»
Впрочем, понятно, что иконостас или иконы даже во всех комнатах лишь помогают во внешнем создании домашней церкви, что в свою очередь должно способствовать созиданию храма внутри нас. Семья – вот домашняя церковь, как сказал в одной из проповедей патриарх Кирилл, имея в виду уже более глубокий уровень, чем внешний – необходимость для нас переходить от внешнего присутствия Христа – иногда лишь на иконах – к тому, о чем говорил сам Спаситель: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20).
Денис Кудряшов, Руководитель Реутовой артели «Образ»
Образ, Реутова артель