- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
В двадцатые годы XIX века ярославские купцы Оловянишниковы, известные своим колокололитейным производством, приобрели в Москве шелкоткацкую фабрику, принадлежавшую ранее Колосовым. А в 1848 г. в Первопрестольной была открыта оснащенная новейшей техникой фабрика церковной утвари Оловянишниковых. Здесь писали иконы и выделывали басму, создавали литургическую утварь и делали мебель для храмов, шили облачения и работали с драгоценными камнями. Продукция Оловянишниковых могла удовлетворить взыскательнейших богатых заказчиков, но были среди нее и недорогие вещи, рассчитанные на простого покупателя.
К созданию церковных изделий подходили как к искусству, а не ремеслу. Оловянишниковы постоянно искали для своих мастерских лучших, талантливых художников. Так, в девяностые годы XIX столетия они предложили студентам Строгановского училища участвовать в конкурсе по разработке эскиза церковного паникадила. Среди всех работ выделился проект Сергея Вашкова. Так руководители предприятия познакомились с молодым мастером, ставшим, еще до получения диплома об окончании училища, художественным руководителем предприятия.
Сергей Иванович Вашков заслуживает памяти как выдающийся деятель церковного искусства. За свою короткую жизнь (04. 07. 1879 — 07. 11. 1914) он успел сделать очень многое. Изучал древнерусское и раннехристианское искусство и на их основе создавал свои изделия — новые и смелые, и в то же время глубоко укорененные в православной традиции, отвечающие канонам Церкви. Выступал как архитектор — спроектировал несколько храмов и частных домов, напоминающих сказочные русские терема. Наконец, начал столь важное дело, как издание журнала «Светильник», посвященного церковному искусству. На его страницах — церковная утварь, иконы и весьма компетентные статьи, делающие издание настоящим учебником для постигающих искусство иконописания, создания церковной утвари и проч.
Будущий мастер родился в Сергиевом посаде, в благочестивой многодетной семье небогатого литератора. С детства привык молиться в храме, посещать святые места. В годы студенчества проводил летние каникулы в древних святых обителях, восхищаясь их красотой, постигая тонкости древнерусского зодчества и художества, трудясь над реставрацией святынь, перенимая опыт мастеров. Молодой художник делал зарисовки, постиг он и новое тогда дело — фотографию. Материалы, полученные в этих путешествиях, легли в основу альбомов, выпущенных Вашковым вместе с Оловянишниковыми. А благочестивый настрой Сергея Ивановича, его искренняя сыновняя любовь к Церкви наряду с недюжинным талантом и профессионализмом позволили ему не копировать созданные ранее предметы церковной утвари, опасаясь отступить хоть на шаг и нелепостью или дерзостью вызвать на себя порицание блюстителей старины, но свободно творить, не допуская при этом ни малейшего промаха.
Во многом благодаря произведениям Сергея Вашкова предприятие Оловянишниковых в 1911 году стало поставщиком двора Императрицы Александры Феодоровны, заказывавшей здесь иконы для храмов и небольшие образки, крестики для солдат русской армии, лампады и многое другое. Затем предприятие получило и почетнейшее, ответственное звание Поставщиков Высочайшего (Царского) двора. Именоваться так могли лишь мастера, трудившиеся для Императорского двора не менее восьми лет, причем звание Поставщика не передавалось по наследству или еще как-либо: при смене руководителя организации почетный титул приходилось заслуживать вновь. Поставщики Императорского двора обладали исключительным правом изображать на своих изделиях герб Российской Империи. Государь Николай Александрович поручил Сергею Вашкову несколько важнейших работ: создание церковной утвари для Феодоровского собора в Царском Селе, возведение басменного иконостаса для храма общины Красного Креста. Вашкову принадлежит и разработка раки для мощей священномученика Ермогена в Московском Кремле; он же — автор эскизов гробниц преподобных Павла Обнорского и Макария Овручского. Мастера Оловянишниковых во главе с Сергеем Ивановичем создавали памятные подарки, украшали драгоценные книги к 300-летию Дома Романовых.
Кроме Сергея Вашкова, на предприятии Оловяниш-никовых трудились и другие весьма искусные художники: П. П. Рыковский, П. Н. Прокофьев. Впрочем, они занимались, главным образом, изучением и воспроизведением лучших образцов древнерусского церковного искусства, а Сергей Иванович творил новое, будучи ярким представителем стиля модерн, сочетавшего внимание к старине с использованием возможностей нового времени. Сам Вашков считал себя последователем Васнецова, хотя и не был его официальным учеником. Родство душ двух великих мастеров видится и в трепетной любви к России, Православию, старине и природе, и в поиске новых путей художественного выражения этой любви.
Безвременная кончина от кровоизлияния в мозг прервала жизненный путь Сергея Ивановича Вашкова — молодого, полного творческих планов и задумок художника. Впрочем, Господу известно, когда кого призвать из земной жизни. Да и что ожидало бы церковного художника после 1917 года?
А предприятие Оловянишниковых накануне революции переживало свой расцвет. Во главе стояла, как это ни удивительно, женщина — Евпраксия Георги-евна, вдова Ивана Порфирьевича Оловянишникова. Исполнительным директором был ее сын — Николай Иванович. Оборот предприятия достигал почти десяти миллионов рублей в год. Рассматривался вопрос о даровании Оловянишниковым дворянского титула. Но… Настали жестокие времена. В 1918 г. колокольный завод в Ярославле был разрушен артиллерийской стрельбой. Фабрику в Москве закрыли. Храмы стали закрывать и взрывать, колокола разбивать. Часть Оловянишниковых эмигрировала за рубеж. Но еще в 1920-х годах Виктор Иванович Оловянишников пытался отстоять право на создание утвари для Православной Церкви, открывал кооператив… Хотя гораздо легче и безопаснее было бы применить свои умения в каком-нибудь более угодном новой власти производстве. Но, видно, как начали Оловянишниковы свои труды с помощи монастырю и литья колоколов, так и продолжали жить, не мысля себя вне церковных дел… Декрет 1929 г. о запрете производства предметов церковной утвари сделал невозможными дальнейшие труды в этом направлении. Но имя Оловянишниковых и связанное с ними представление о замечательных церковных изделиях осталось в веках. Когда в 1992 году обретали мощи святого патриарха Тихона, они были опознаны по облачению, сшитому на фабрике Оловянишниковых… Издаются журналы, посвященные церковным производствам и утвари, — а предтечей их является выпускавшийся сотрудником Оловянишниковых С. И. Вашковым «Светильник». И, наконец, сами произведения этих церковных мастеров еще многие годы будут образцами для тех, кто сегодня трудится на ниве церковного искусства.