- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Оклады или ризы икон – одна из вершин церковного ювелирного искусства как в России, так и в других христианских странах, почитающих иконы. Выполненная из драгоценных материалов «одежда», возлагаемая на образ, выражает любовь верующих к тому, кто изображен на иконе. Нужна ли она? В начале XX столетия многие просвещенные люди стали воспринимать оклады как нечто ненужное, скрывающее саму икону. (См., напр.: Евгений Трубецкой. Три очерка о русской иконе). Эта позиция имеет сторонников и сегодня. И в то же время искусство создания окладов возрождается вместе с искусством иконописи.
Рассматривая иконные оклады, созданные древними и новыми ювелирами, видишь уникальные работы, своей красотой словно отдергивающие перед нами занавес, скрывающий красоту Горнего мира. Материальная красота и блеск становятся отсветом Небесной славы. Созданные с мастерством и любовью, ризы дополняют и оттеняют образ, несут в себе богатую символику, становятся украшением дома или храма. Золото символизирует Божественную благодать, серебро – чистоту, жемчуг – святость, непорочность. А о поделках, закрывающих металлом и броскими украшениями сам образ и не несущих в себе ни любви, ни мастерства, не стоит и говорить.
Иконные оклады известны с древних времен. Сохранились старинные ризы, выполненные древнерусскими мастерами. Среди них есть удивительные по сложности и красоте произведения искусства: например, созданный в Великом Новгороде в XII веке чеканный оклад образа апостолов Петра и Павла, выполненный из позолоченного серебра и состоящий более чем из пятисот (!!!) деталей. Древнейшие ризы (или, как их тогда именовали, «круты», «иконное кование») закрывали только фон образа. Они выполнялись в технике чеканки или басмы. Позднее появились оклады, оставляющие открытыми только лики и руки изображенных на иконе.
В древности оклады нередко составлялись из частей, выполненных в разное время, различными мастерами, зачастую – по заказу нескольких жертвователей. Такие оклады именовались наборными. На образах появлялись венцы, цаты (элемент в форме полумесяца, украшающий грудь святого, композиционно уравновешивающий венец), фоны и т.п. Встречались и составные иконы: писаный образ окружали металлической рамой с рельефными изображениями. Позднее иконы стали украшать преимущественно цельными окладами, хотя иногда к готовой ризе могли добавить богатую коруну (корону) или венец. Риза, вычеканенная из цельного металлического листа, называется обронной (от слова «броня»).
Мастерицы-вышивальщицы создавали удивительные оклады, шитые золотом, жемчугом, драгоценными каменьями. Драгоценные камни сияли и на металлических ризах. При создании окладов ювелиры использовали весь свой творческий потенциал: применяли различные виды эмали, наводили чернение, украшали свои произведения тончайшей филигранью (или сканью – узором из золотой или серебряной проволоки, который напаивали на поверхность оклада), а также зернью (узор из мелких металлических бусин).
В XVIII и особенно XIX столетиях производство окладов для икон становится все более массовым, а их художественный уровень снижается. Ризы чеканят из тонкой серебряной или посеребренной фольги, сами образа зачастую прописывают только в тех местах, где они видны из-под оклада. Такие иконы именуются подокладными, совестливые реставраторы, принимая их для поновления, рекомендуют дописывать на них недостающие части: ведь икона – священный предмет, и он должен быть безукоризненным пред Богом, Которому видно и сокрытое от глаз людей.
В то же время в наши дни искусство создания окладов для икон возрождается на новом уровне. Мастера нередко обращаются к композициям, в которых оклад представляет собой драгоценную раму тонкой работы, оттеняющую красоту иконного письма, или закрывает только фон. Появляются и ризы, покрывающие всю икону, но гармонирующие с живописью и составляющие вместе с ней цельное произведение церковного искусства.
Среди возрождающихся старинных технологий стоит отметить басму, с помощью которой выполнены многие из лучших древних и современных окладов. Басма представляет собой способ тиснения рельефных рисунков, когда повторяющийся узор наносят на тонкую металлическую пластину с помощью матрицы. Как правило, басменный орнамент состоит из травных и цветочных мотивов, символизирующих красоту Рая. Басма выполняется из серебра, в том числе позолоченного, золота, а также других, менее ценных, металлов. Басменные оклады легки по весу, изящны. Иногда они украшаются драгоценными камнями, эмалями.
На службу церковному искусству встают и научные технологии. В их числе гальванический метод, с помощью которого можно создаются точные копии старинных окладов. Мастера повторяют тончайшие скульптурные элементы произведений древних ювелиров. Затем они вручную завершают создание ризы: устраняют малейшие недостатки, бывшие на оригинале (помятости, утраты), украшают оклад драгоценными камнями, эмалями, покрывают позолотой. Этот метод позволяет подарить вторую жизнь древним ризам и дает нашим современникам возможность украсить свой храм или домашний иконостас точными копиями лучших произведений древнерусского ювелирного искусства. Создаются и новые формы окладов. Среди риз, выполненных в гальванической технике, можно встретить и те, что деликатно оставляют письмо открытым, и те, где металл удивительным образом превращается в живописное средство, передающее мельчайшие детали изображения: складки тканей, лучи света, фактуру материалов. Кстати, с помощью гальваники выполняются и кресты.