-
РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Терминалы для пожертвований
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
- Реставрация церковной утвари
Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси
Краткое житие святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси
Русская земля со времени своего Крещения произрастила множество духовных плодов – святых подвижников, угодивших Богу своими подвигами и благочестивой жизнью. Русская Церковь прославляет страстотерпцев, благоверных государей, дивных святителей, великих чудотворцев, преподобных и равноангельных постников, святых жен, всех угодников Божиих, просиявших добродетелями, неусыпными трудами и молитвами. При своей жизни они явились «солью» ( Мф.5:13 ) земли Русской, подвигами которых она «оселялась» и укреплялась. После своей блаженной кончины они, предстоя Престолу Божию, молитвенно ходатайствуют о своем Отечестве. Это светильники земли Русской, возжегшиеся на церковном небосводе. «Святые суть те, кто подвигом своей действенной веры и деятельной любви осуществил в себе богоподобие и тем явили всем Божий образ, чем и привлекли к себе изобильную благодать Божию». Взиранием на них еще при жизни, а после их блаженной кончины пред их иконами и святыми мощами возгревалась и укреплялась православная вера наших соотечественников. В чтении их житий совершалось их духовное воспитание и возрастание русского народа. «Открывая нам глубины человеческого сердца, жития святых также ясно открывают пред нами и полноту Божественной благодати, которая приходит на помощь заблудшему, отыскивает потерянного». В год празднования 1000-летия Крещения Руси на Поместном Соборе Русской Православной Церкви был прославлен целый сонм святых Божиих угодников, деятельность которых охватывает около шести веков церковной истории. И среди них – глава Русской Церкви XVI в., святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси.
Полное житие святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси
Всероссийский митрополит Макарий родился ок. 1482 г. в Москве в семье благочестивых родителей. Известно, что отца его звали Леонтий и что мать его приняла впоследствии монашеский постриг с именем Евфросиния. При Крещении он был наречен во имя Михаила, Архистратига Небесных Сил. Его дальним родственником, братом прадеда, был преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; пам. 9 сент.). Из поминального Синодика Успенского собора узнаем, что в роду святителя Макария было и еще немало лиц монашеского и духовного звания: «инокиня Наталия, инок Акакий..., инок Иоасаф, игумен Вассиан, архимандрит Кассиан, священноиерей Игнатий..., инок Селиван..., инок Макарий». Отец Михаила, очевидно, вскоре после рождения сына скончался, мать же, возложив упование в воспитании своего сына на Промысл Божий, постриглась в одном из монастырей. Тогда и будущий святитель решает оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. Для этого он поступает послушником в монастырь преподобного Пафнутия Боровского († 1477; пам. 1 мая).
Обитель эта была известна строгой аскетической жизнью своих иноков. Здесь первоначально подвизались великие угодники Русской Церкви: преподобные Иосиф Волоцкий и Левкий Волоколамский (XVI в.), Даниил Переяславский († 1540; пам. 7 апр.) и Давид Серпуховской († 1520; пам. 18 окт.). При постриге будущий святитель был назван в честь знаменитого православного аскета-пустынника преподобного Макария Египетского († 391; пам. 19 янв.). В обители он неленостно проходил школу монашеских подвигов бдения, смирения, молитвы и послушания, вникал в книжную премудрость, постигал писание святых икон. Соборный храм Боровской обители был расписан знаменитым иконописцем Дионисием, были в нем и иконы преподобного Андрея Рублева (XV в.; пам. 4 июля). У великих мастеров древности учился художественному мастерству инок Макарий, будущий митрополит.
Сохранилось свидетельство о трудах и подвигах инока Макария в те годы: «много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив». Промыслу Божию было угодно воздвигнуть сей сосуд смирения и послушания на более высокую степень церковного послушания: 15 февраля 1523 г., в заговенье на Великий пост, инок Макарий был поставлен митрополитом Даниилом (1522–1539; † 1547) в архимандрита Лужецкого монастыря Рождества Пресвятой Богородицы, основанного преподобным Ферапонтом Можайским († 1426; пам. 27 мая).
Будучи настоятелем обители, он заводит монастырский Синодик, устанавливая поминовение всей прежде почившей братии, устраивает в монастырском соборе придел в честь своего Небесного покровителя – преподобного Макария Египетского. Но пребывание архимандрита Макария в Можайске оказалось недолгим: через три года он был призван к архипастырскому служению.
4 марта 1526 г. архимандрит Макарий посвящается в архиепископы Великого Новгорода и Пскова, на самую древнюю кафедру Московской митрополии. Хиротония святителя была в день памяти преподобного Герасима «иже на Иордане», в Успенском соборе Московского Кремля, а 29 июля того же года, в день памяти святого мученика Каллиника, он прибывает на кафедру, которая вдовствовала без епископа, по словам летописца, 17 лет и 7 недель. Летописец говорит: «Сед же святый на архиепископском столе, и бысть людем радость велия не токмо в Великом Новгороде, но и во Пскове и повсюде. И бысть хлеб дешев, и монастырем лекче в податех, и людем заступление велие, и сиротам кормитель бысть».
На новом высоком поприще владыка Макарий заботится о миссионерском просвещении северных народов огромной Новгородской земли. Он неоднократно посылает туда священников для проповеди Евангелия, повелевая разорять языческие требища, искоренять языческие обряды и все кропить святой водой. Святительская грамота с этими, по выражению архиепископа Филарета (Гумилевского; † 1866), есть поистине «памятник апостольских трудов Макария для распространения света Христова между оставшимися язычниками». Благословение на миссионерские труды на самом севере Новгородской области, а также антиминс, священные сосуды и книги получил от святителя преподобный Трифон Печенгский († 1583; пам. 15 дек.).
В 1528 г., на второй год своего архиерейского служения, святитель Макарий, исполняя постановление Московского Собора 1503 г., предпринимает решение о введении общежительного устава во всех новгородских монастырях. Собрав настоятелей, он «нача их учити, яко от Живоначальныя Троицы, от вышняя Премудрости научением, еже им устрояти общее житие». С этого времени игумены, восприняв добрый совет боголюбивого архиепископа, стали вводить в своих монастырях общежительный устав, начали ставить каменные или деревянные церкви и вводить общие трапезы. По замечанию летописца, в обителях сразу возросло число иноков.
Большую заботу проявил святитель о создании и украшении храмов в своей епархии и прежде всего в Великом Новгороде. Он благоустраивает кафедральный Софийский собор, над входом в который по его благословению были написаны образы Пресвятой Троицы и Святой Софии Премудрости Божией «на поклонение всем православным христианам». Владычные мастера устанавливают в соборе амвон, изготавливают новые царские врата с богато украшенной завесой. Всего при святителе Макарии только в Новгороде строятся, перестраиваются и вновь украшаются после пожаров около сорока храмов, для которых пишутся книги, изготавливается церковная утварь и сосуды во владычной мастерской.
Получив еще в Пафнутиево-Боровском монастыре навык иконописания, святитель, как о том сообщается в летописи под 1529 г., «поновляет» великую святыню Новгородской земли – икону Богоматери «Знамение», которая сильно обветшала к тому времени. После окончания работы он сам с крестным ходом проводил икону в Спасский храм на Торговой стороне, где она постоянно находилась для поклонения благочестивым новгородцам.
Являясь пастырем чад церковных, святитель Макарий много сил и забот отдавал служению ближним, равно относясь к богатым и бедным, малым и великим. Он сам хоронит сгоревших в тюрьме во время пожара, собирает по епархии деньги для выкупа соотечественников из татарского плена, посылает великому князю Василию III часть свечи, чудесным образом возгоревшейся у мощей преподобного Варлаама Хутынского. Во время приключившихся в Великом Новгороде народных бедствий, мора и засухи, деятельный архипастырь созывает клир, произносит проповеди, совершает молебны с особым чином омовения святых мощей и затем велит кропить все в окрестностях этой водой. Вскоре мор и эпидемия прекращаются. Своей многотрудной деятельностью архиепископ Макарий снискал великую любовь у пасомых чад.
В 1542 г. по повелению святителя Макария на владычнем дворе строится храм святителя Николая, которого архиепископ особо чтил как покровителя путешествующих. Он сам неоднократно совершал длительные поездки как по всей епархии, так и за ее пределы: например, в 1539 г. ездил в Москву, где возглавлял избрание и поставление нового Всероссийского митрополита – святителя Иоасафа (1539–1542; † 1555; пам. 27 июля), избранного из настоятелей Троице-Сергиева монастыря.
По благословению святителя в Новгороде пишутся жития и службы русским святым. Иеромонах Илия из домовой владычной церкви составил житие мученика Георгия Болгарского († 1515; пам. 26 мая), а также написал канон и службу Михаилу Клопскому († ок. 1456; 11 янв.). Его житие было написано Василием Михайловичем Тучковым, в 1537 г. прибывшем в Новгород из Москвы по государеву делу. «В то бо время престол тогда украшающу Премудрости Божие воистину блаженьства тезоименитому архиепископу Макарию, иже многиа его ради добродетели во всей России слава о нем прихожаше». Владыка Макарий обратился к нему со словами: «Тайну цареву, чадо, храни, а дела Божия ясно напиши» ( Тов.12:7 ) и «распространи житие и чюдеса преподобнаго и блаженнаго Михаила, нарицаемого Саллоса, жившего блаженную жизнь у Живоначальной Троицы на Клопкы». Созданные жития явились назидательным чтением для благочестивых новгородцев.
В период архипастырства святителя по его благословению в Великом Новгороде составляется новый летописный свод. Племянник преподобного Иосифа Волоцкого, инок Досифей Топорков, работает над исправлением текста Синайского Патерика, который затем был включен святителем в Великие Четьи Минеи; позднее инок Досифей написал Волоколамский Патерик и составил Хронограф. Софийский священник Агафон составляет в 1540 г. новую пасхалию на всю восьмую тысячу лет. И множество иных «плодов добрых» ( Мф.7:17 ) принесла многотрудная деятельность подвижника-архипастыря.
В 1542 г. в Русской Церкви встал вопрос об избрании на Московскую кафедру нового митрополита. Промыслом Божиим выбор пал на Новгородского владыку. «По благодати Святаго Духа избранием святительскым и изволением великаго князя Ивана Васильевича всея Русии наречен на митрополию Макарий, архиепископом Великаго Новаграда и Пскова; марта 16, в четверток 4 недели Святаго поста, възведен на двор митрополичь, а поставлен на высокый престол первосвятительства великиа Росиа на митрополию того же месяца марта 19, в неделю 4 святаго поста», – читаем мы в Никоновской летописи. Ко времени избрания святителя Макария на престол Московских чудотворцев Петра , Алексия и Ионы ему было около 60 лет.
В XVI в. Россия была единственной православной страной, над которой не тяготело иноземное иго. И вот в 1547 г. в Москве, оплоте православия, впервые в истории состоялось царское венчание Московского государя, которое совершил святитель Макарий. Событие это имело особое значение, так как оно было совершено в Москве, а не в Константинополе, и совершилось митрополитом, а не патриархом. Теперь православные всего мира с надеждой и упованием взирали на единственного в мире православного царя.
Незадолго перед казанским походом царь, озабоченный возникшим в новооснованном городе Свияжске бедствием, обращается к митрополиту с вопросом, как помочь случившейся беде. На что святой старец дерзновенно отвечает: «Да принесутца мощи всех святых в церковь соборную, да совершица над ними служба и святится с них вода, да пошлетца тобою, государем, нашим смирением хто от священник на Свиягу к Пречистей честнаго Ея Рождества и всем церквам да такоже молебные службы совершатся и святят воды и съвокупят въедино, да святят город крестным обхождением и водами святыми, и всех людей оградят крестом и водою кропят, да негли Христос за молитвы святых Его утолит праведный Свой гнев, да и к живущим в град послати поучение, в чем якоже человецы согрешиша, да поне мало предстанут от злоб своих». После молебна митрополит Макарий написал учительное послание во Свияжский град. В нем он побуждает жителей ревностно исполнять христианские традиции, памятуя страх Божий и избегая греховных поступков. Освященная на молебне вода вместе с посланием была послана в 1552 г. в Свияжск, где болезнь и нестроения в гарнизоне молитвенным предстательством святителя Макария вскоре стали прекращаться.
В 1552 г. митрополит Макарий благословил царя идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву, известный ныне как храм святого Василия Блаженного. В нем был устроен придел в честь Входа Господня в Иерусалим. Глава Русской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архитектуры. Сюда, на Красную площадь, в воспоминание евангельского события святитель совершал торжественное шествие на осляти в праздник Вербного воскресения. После казанской победы в Русской Церкви была создана новая обширная епархия, в которой началась миссионерская деятельность с поставленном туда первого Казанского святителя – архиепископа Гурия († 1563; пам. 5 дек.).
В 1547 и 1549 гг. святитель созывает в Москве Соборы, которые по праву остались в истории Русской Церкви с именем Макарьевских. На них решался вопрос прославления русских святых. До этого прославление святых осуществлялось на Руси по благословению и властью местного архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов. Митрополит Макарий же, которого современники называли мучениколюбцем, созывая Соборы, подъял на себя великий труд установления общецерковного прославления и почитания святых угодников Божиих. Макарьевские Соборы 1547 г. явили целую эпоху в истории Русской Церкви, «эпоху новых чудотворцев». Так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе.
На Макарьевских Соборах были канонизованы первый автокефальный митрополит Иона, Новгородские иерархи Иоанн, Иона, Евфимий, Никита, Нифонт; благоверные князья Александр Невский, Всеволод Псковский, Михаил Тверской; столпы монашества – преподобные Пафнутий Боровский, Макарий Калязинский, Александр Свирский , Никон Радонежский, Савва Сторожевский и др. Хронология этих имен охватывает чуть ли не весь период христианства на Руси к тому времени, их литургическое прославление показывает многообразие их спасительных подвигов. К их молитвенному предстательству с усердием обращались русские люди.
Прославление подвижников требовало написания им новых служб с литургическими указаниями типиконного характера о порядке их совершения, а также создания вновь или редактирования ранее написанных их житий. Всем этим занимается первосвятитель Макарий славы ради Божией и Его святых угодников, которых «Господь Бог прославил многими чудесы и различными знаменми». Историк Е.Е. Голубинский пишет, что в 20-летнее правление митрополита Макария «было написано житий святых почти на одну треть больше, чем во все предшествующее время от нашествия монголов, а если считать новые редакции прежних житий, то почти в два раза больше».
В начале 1551 г. в царских палатах Москвы начал работу Стоглавый Собор, созванный митрополитом Макарием. На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения. После Собора в различные пределы русской митрополии были посланы наказные грамоты, которые затем были положены в основу соборных постановлений при их составлении и редактировании. Собор получил в истории именование Стоглавого, т. к. его материалы изложены в ста главах.
Известно, что святитель Макарий прилагал большие усилия в деле искоренения различных лжеучений. На Соборе 1553 г. была осуждена ересь Матфея Башкина и Феодосия Косого, учивших, что Христос не является Богом, они не почитали икон и отвергали церковные Таинства.
Святитель Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности. Еще в Новгороде он продолжил труды архиепископа Геннадия († 1505; пам. 4 дек.). И если архиепископ Геннадий собрал воедино библейские книги, то владыка Макарий поставил целью собрать вообще всю «чтомую» на Руси духовную литературу. Начал он свой труд по систематизации русской церковной литературы в 1529 г. Это начинание получило в истории именование Великие Макарьевские Четьи Минеи. Их первая редакция была вложена в новгородский Софийский собор в 1541 г., вторая в 50-х годах дана вкладом в кремлевский Успенский собор, а третью позднее получил первый русский царь. В Минеях собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, гомилетическое, богословское и патриотическое наследие Русской Церкви.
Митрополит Макарий руководит работой не только редакторов-переписчиков, но и авторов духовных сочинений. Так, он повелевает протопопу из кремлевского храма Спаса на Бору Ермолаю написать книгу о Пресвятой Троице и житие епископа Василия Рязанского. По инициативе святителя был создан первый систематический труд по русской истории — «Книга степенная царского родословия», непосредственно над составлением которой трудился царский духовник – протопоп Благовещенского собора Андрей (в монашестве Афанасий), будущий митрополит, преемник и продолжатель трудов святителя Макария. Особо близок, очевидно, к митрополиту Макарию был плодовитый писатель Древней Руси иерей Василий, в иночестве Варлаам, прославлявший своими гимнографическими и агиографическими трудами псковских святых.
Святитель Макарий стал покровителем печатного дела на Руси, при нем в Русском государстве впервые начинается печатание книг клириком церкви святителя Николы Гостунского в Кремле диаконом Иваном Федоровым. В послесловии Апостола 1564 г., вышедшей уже после кончины святителя, и в двух изданиях Часослова 1565 г. говорится, что они также напечатаны «благословением преосвященного Макария, митрополита всея Руси». Эти книги в то время не только читались в храмах, по ним еще и учились грамоте.
Святитель Макарий, столько сил отдавший прославлению русских святых, по милости Божией удостоился в своей повседневной деятельности постоянного общения с благочестивыми мужами, которые позднее были канонизированы Русской Церковью. По его благословению была основана обитель преподобным Адрианом Пошехонским († 1550; пам. 5 марта), которого митрополит сам рукоположил и дал ему грамоту на возведение церкви Успения Богоматери.
Современником святителя Макария был удивительный святой, которого москвичи называли нагоходцем, – Василий Блаженный (пам. 2 авг.). Он неоднократно молился на службах в Успенском соборе, совершаемых митрополитом. Знаменательно его обличение царя, когда после Божественной литургии в многолюдном храме блаженный удивил самодержца, помышлявшего во время службы о построении себе нового дворца, заметив, что «за литургией никого не было, но токмо трое: первый митрополит, вторая – благоверная царица и третий он, грешный Василий». Позднее святитель сам лично отпевал и погребал блаженного. «Преосвященный Макарий митрополит со священным Собором псалмы и песни надгробные певше над мощами святого, погребоша его честно», – читаем в житии святого Василия.
3 февраля 1555 г. святитель Макарий поставляет на новую Казанскую кафедру святителя Гурия († 1563; 4 окт.), другого же своего современника, преподобного Макария Римлянина, Новгородского (ХVI в; пам. 19 янв.), еще раньше посвящает в игумены основанного им монастыря.
Особо следует остановиться на взаимоотношениях митрополита с великим русским подвижником XVI в., преподобным Александром Свирским († 1533; пам. 30 авг.). Преподобный Александр, которого Сам Господь почтил Троическим снисхождением – посещением, был знаком митрополиту, чтившему его труды и подвиги еще с новгородского периода. Перед своей кончиной преподобный Александр поручил святителю Макарию заботиться о своей братии и основанном монастыре. Через 12 лет после кончины преподобного митрополит повелевает свирскому игумену Иродиону написать его житие, а еще через 2 года, т. е. всего 14 лет после кончины, на Соборе 1547 г., проходит канонизация святого. Преподобный Александр, таким образом принадлежал одновременно и к числу тех, кого канонизировал святитель Макарий, и к числу тех, с кем он общался в своей жизни. В Покровском соборе на Красной площади (храм Василия Блаженного) в 1560 г. святителем Макарием был освящен престол в честь преподобного Александра Свирского. С именами этих двух святых связано одно малоизвестное повествование игумена Иродиона. Он писал: «Во едину от нощей стоящу мне смиренному Иродиону в келлии своей во обычном своем правиле, и во молитве моей воздремавшуся возлегох на одре моем препочинути, и уснул: и абие явися внезапу в оконце келлии свет велий сияющ. Аз же воспрянух, преклонихся ко оконцу, увидеть хотя; и увидех лучу некую велию сияющу по всему монастырю, и от церкви святыя Богоматере честнаго ея Покрова видех грядуща преподобнаго отца Александра по монастырю круг церкви Святыя Троицы, и в руках несуща Животворящий Крест Господен: пред ним же идяху отроцы, в одежду белу оболчены, в руках несуще свещи горящия. И се слышах преподобнаго отца Александра гласом тихим глаголюща: «О Макарие, гряди во след мене, и покажу ти место на вратех монастыря, на немже хощу, да созиждется церковь Николаа, Мирликийских Чудотворца. Аз же прилежно внимах гласу том; и се видех два мужа зело светолепна во след святаго идуща и ведуща конь, впряжен в сани, и в них седяща Макариа, митрополита Московскаго (иже прежде бысть архиепископ Великаго Новаграда, знам же бяше тогда преподобному), в руках же своих держаща образ святаго Николаа Чудотворца, и око ему десное затворено бяше. Аз же сия видев, страха же и радости исполнен быв, текох скоро из келлии, и едва достигох Митрополита Макариа, и поклонихся ему, и вопросих его, глаголя: «О святый Владыко, повеждь ми, како тебе затворилося десное око?» И слыша паки преподобнаго Александра гласяща к себе митрополита, иже скоро грядуще во след преподобнаго. Егда же преподобный прииде ко дверем церкве Святыя Троицы, и знамена Честным Крестом, абие отверзошася двери, и внидоста оба в церковь; и паки затворится двери церкове, и ктому невидимы быша».
Это благодатное явление двух светильников духа, записанное агиографом, интересно для нас и тем, что оно свидетельствует о несчастье, случившемся с митрополитом, о «затворенном его десном оке». Это несчастье с ним могло случиться во время великого пожара в Москве в 1547 г. Покидая Успенский собор, в котором он чуть не задохнулся от дыма, святитель вынес из него образ Богородицы, написанный чудотворцем Петром. За ним шел соборный протопоп с книгой церковных правил. Все лица, сопровождавшие митрополита, погибли от ожогов и удушья. Святитель же чудом спасся, но при пожаре, как записал современник, «опалеста ему очи от огня», так что, очевидно, правое око его совсем перестало видеть.
После того пожара в Кремле ведутся большие восстановительные работы, восстанавливаются пострадавшие храмы, которые святитель освящает сам. По его указанию строятся также храмы в Костроме, Пскове, Тихвинском монастыре и других местах.
В 1555 г. на праздник апостолов Петра и Павла из Вятки в Москву приносится чудотворная икона святителя Николая Великорецкого. Промыслом Божиим поновлял эту великую святыню митрополит Макарий с благовещенским протопопом Андреем, «бе бо иконному писанию навычен». Святитель трудился со многим желанием и верою, постом и молитвою над поновлением святого образа великого чудотворца.
Митрополит Макарий постоянно заботился не только о всей пастве, но и о каждом человеке, милостивно относясь к отдельным, даже заблудшим, чадам Церкви. Так, однажды в Успенском соборе после вечернего богослужения некто «вражьим научением умысли кражу сотворити», но невидимой силой был удержан и не смог этого сделать. Утром его обнаружили и, когда пришел митрополит Макарий, ему рассказали, как в церкви застали вора. Однако святитель повелел отпустить его, но земские судьи хотели по закону судить преступника. Тогда митрополит строго воспретил это делать и послал церковного сторожа проводить «татя» в безопасное место. Придя на Кулишки, к церкви Всех Святых, тот стал ходить там с неистовым видом и вскоре умер. Некоторые роптали на митрополита за то, что вора отпустили безнаказанно, но святитель не досадовал на них, а тело умершего повелел предать погребению.
Основой добродетельной жизни митрополита Макария был повседневный труд подвижничества, поста и молитвы. Один из неизвестных его современников писал: «Митрополиту же святейшему Макарью на Москве неподвижно живущу и правящу Слово Божие истинное... от зольного воздержания и елико ему едва ходити, кроток же и смирен, и милостив по всему, гордости же отнюдь ненавидяще, но иным отсекаше и запрещаше, злобою отроча обреташеся умом всегда совершен бываше». О высоте его духовной жизни свидетельствуют и случаи прозорливости. Он предсказал взятие русскими войсками Казани в 1552 г. и Полоцка в 1563 г.
Известно, что митрополит провидел грядущие бедствия Русской земли, которые принесла ей опричнина, учрежденная царем вскоре после его блаженной кончины. «Не в кую нощную годину стояще святителю на обычной молитве и глагола великом гласом: «Ох, мне, грешному, паче всех человек! Како мне видети сие! Грядет нечестие и разделение земли! Господи, пощади, пощади! Утоли свой гнев! Аще не помилуеши ны за грехи наши, ино бы не при мне, по мне! Не дай, Господи, видети сего!» И слезы испущаше велии. И слышащу тогда его келейнику, некоему духовну, и удивися сему, и помышляше в себе: «С кем глаголет?» И не виде никого же и удивися о сем. И глагола ему духовно о сем: «Грядет нечестие, и кровоизлияние, и разделение земли»». Это важное сообщение пискаревского летописца сближает образ митрополита Макария со вселенскими патриархами Геннадием (458–471; пам. 31 авг.) и Фомой (607–610; пам. 21 марта), которые усердно молились, чтобы Господь отвратил грядущие для Церкви бедствия, по крайней мере, во время их святительства.
Однажды попросил грозный царь митрополита Макария прислать ему душеполезную книгу. Получив же Чин погребения, он разгневался на святителя: «Прислал еси ко мне погребален, а в наши царьские чертоги такие книги не вносятца». И рече ему Макарий: «Аз, богомолец твой, послал спроста по твоему приказу, что еси велел прислати книгу душеполезную; и та всех полезней: аще кто ея со внимание[м] почитает, и тот во веки не согрешит».
В середине сентября 1563 г., на память мученика Никиты († 372; пам. 5 сент.), святитель совершал крестный ход, во время которого сильно простудился и заболел. Вечером он «нача сказывати старцом своим, что изнемогает зелне, тело его студено со болезнью одержимо суть». Он повелел сообщить о своей немощи в место своего пострижения, в Пафнутиево-Боровский монастырь, и попросить игумена прислать ему старца духовного. К святителю был прислан старец Елисей, который, несомненно, знаменовал собой заболевшему иерарху самого преподобного Пафнутия, имевшего обычай духовно утешать перед кончиной болящих, исповедуя их и подготавливая к отходу в иной мир.
4 ноября святитель в последний раз молился в Успенском соборе и во время молебна сам прикладывался к иконам и мощам великих чудотворцев Петра, Ионы и других преосвященных митрополитов, погребенных в соборе, при этом слезы сердечные из очей его текли, и много времени молитвенно воздыхал старец владыка перед образом Пречистой Богородицы Владимирской, так что все предстоящие дивились чудному его молению. Затем святитель у всех смиренно испросил прощения.
3 декабря к митрополиту Макарию пришел царь просить благословения. Святитель поведал ему о намерении удалиться в место своего пострижения – Пафнутиево-Боровский монастырь, но царь уговорил его остаться на кафедре. Перед самой кончиной митрополит выразил желание царю об удалении в обитель, даже написал ему об этом в письме, но по воле царя вынужден был вновь от этого отказаться. Наступил праздник Рождества Христова, но жизнь святителя уже гасла. Он не мог больше сам читать Евангелие, что делал всю жизнь, и теперь Священное Писание читали по его просьбе близкие ему духовные лица.
И вот 31 декабря 1563 г., когда колокол ударил к заутрени, «преосвященный же дивный святитель и пастырь Русския митрополия Всея Русии предаде душу свою в руце Живаго Бога, Егоже возлюби из младых ногтей и взем ярем Его последова невозвратным помыслом». Когда перед выносом тела из митрополичьих покоев открыли его лицо, то оно было «яко свет сияя, за его чистое, и непорочное, и духовное, и милостивое житие и за прочая добродетели, не яко мертвецу, но яко спяща видети». Все дивились этому чудному видению, вознося славу Богу, прославившему Своего угодника. «Блаженны умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» ( Откр.14:3 ).
Отпевали святителя 5 архиереев в присутствии царя и множества народа. После этого была прочитана первосвятительская прощальная грамота, которую перед концом своей жизни написал митрополит, прося у всех молитв, прощения и даруя всем свое последнее архипастырское благословение.
Так кончил свою дивную жизнь великий устроитель Русской Церкви – Московский митрополит Макарий, почитание которого началось сразу же после его кончины. Вскоре на гробнице появилась и первая икона святителя. Известно, что, возвратившись из Литовского похода 1564 г., царь прикладывался в Успенском соборе к образам святителей Петра, Ионы и Макария, «любезно их целоваше».
Имя святителя начиная с XVII в. встречается в «Сказании о святых иконописцах», где говорится: «Святый, и предивный, и чудный Макарий, митрополит Московский и всея России чудотворец, писаше многие святые иконы, и книги, и жития святых отцев во весь год, Минеи Четьи, яко ин никто ж от святых российских написа и праздновати повеле российских святых, и на Соборе правило изложи, и образ Пресвятой Богородицы Успения написа».
Последние дни жизни, кончина и погребение святителя были описаны в особой повести, которая дошла до нас в 7-ми списках, причем ранние – в составе Хронографа. Сохранилось также и его рукописное житие.
Самое раннее прижизненное изображение святителя Макария находится на четырехчастной иконе 1547 г. в Благовещенском соборе в Кремле. В левой нижней части ее среди других известных лиц написаны царь и митрополит. Другое прижизненное изображение 1560 г. было создано в алтаре Успенского собора Свияжского монастыря на фреске «Да молчит всяка плоть человеческая...»
На иконах святитель изображается сухим, высоким, седым старцем. «Митрополит Макарий, стар и сед, в золотом саккосе и зеленом омофоре, на котором черные с золотом кресты; на голове святительская шапка, верх с разноцветными камнями; тушь белая, сбоку его надпись: «О агиос Макарий митрополит»; сияние над святителем празелень».
«С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши. И со избранным избран будеши» ( Пс.17:26-27 ), – говорит псалмопевец и пророк Давид. Постоянно общаясь со святыми подвижниками, митрополит Макарий явил пример веры и высоты архипастырского служения. Он заботился о духовном просвещении своей паствы. Прославив столько русских святых, он и сам ныне предстоит престолу Живоначальной Троицы.
Акафист святителю Макарию, митрополиту Московскому и всея Руси, чудотворцу
Текст утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви 8 декабря 2020 года (журнал № 99)
Конда́к 1
Избра́нный и чу́дный архиере́ю Це́ркве Ру́сския,/ гра́да Москвы́ первопресто́льниче,/ блаже́нне святи́телю Мака́рие,/ восхваля́ем тя ны́не мы недосто́йнии./ Ты же, я́ко име́я дерзнове́ние у Святы́я Тро́ицы,/ предста́тельством твои́м Небе́сным помога́й нам,/ су́щим в беда́х и ско́рбех, да взыва́ем ти:// Ра́дуйся, блаже́нне Мака́рие, похвало́ Це́ркве Христо́вы и преди́вный чудотво́рче.
И́кос 1
А́нгела земна́го и челове́ка Небе́снаго прославля́ем тя, от земны́х бо к Небе́сным оби́телем возше́л еси́, Правосла́вия ревни́телю. И ны́не, предстоя́ Престо́лу Святы́я Тро́ицы вку́пе с ли́ки чудотво́рцев Росси́йских, не преста́й моля́ся о воспева́ющих тя:
Ра́дуйся, ко́рене блага́го ве́тве многопло́дная;
ра́дуйся, благочести́вых роди́телей пло́де богодарова́нный.
Ра́дуйся, от ю́ности Бо́га всем се́рдцем твои́м возлюби́вый;
ра́дуйся, поста́ и моли́твы ре́вностный блюсти́телю.
Ра́дуйся, я́ко измла́да му́дрости прилежа́л еси́;
ра́дуйся, я́ко Бо́гови еди́ному рабо́тати возжеле́л еси́.
Ра́дуйся, блаже́нне Мака́рие, похвало́ Це́ркве Христо́вы и преди́вный чудотво́рче.
Конда́к 2
Ви́дя тщету́ мирска́го жития́, блаже́нне святи́телю Мака́рие, во огра́ду оби́тели преподо́бнаго Пафну́тия Бо́ровскаго удали́лся еси́, иде́же и́мя еги́петскаго пусты́нника, мона́шествующих наста́вника, Мака́рия Вели́каго, прия́л еси́ и, я́ко звезда́ небосве́тлая, восходя́щая на тве́рди церко́вней, весь живо́т свой Бо́гу пре́дал еси́, се́рдцем и усты́ непреста́нно поя́ Ему́: Аллилу́ия.
И́кос 2
Ра́зум твой, науче́нием кни́жным в Пафну́тиеве Бо́ровстем монастыри́ просвеща́емый, богомы́слию пре́дал еси́, блаже́нне Мака́рие, моли́твою и поще́нием во служе́ние Бо́гу себе́ уготовля́я. Восхваля́юще же ны́не твоя́ блага́я тща́ния, взыва́ем ти си́це:
Ра́дуйся, Христо́в яре́м носи́ти, отложи́в вся мирски́я сла́сти, изво́ливый;
ра́дуйся, ю́ность твою́, я́ко же́ртву непоро́чну, отверже́нием от ми́ра Бо́гу принесы́й.
Ра́дуйся, в посте́х и по́двизех твои́х доброде́тельми украси́выйся;
ра́дуйся, а́нгельски во пло́ти пожи́вый.
Ра́дуйся, мона́шескаго послуша́ния све́тлый о́бразе;
ра́дуйся, и́ноков оби́тели Бо́ровския украше́ние.
Ра́дуйся, блаже́нне Мака́рие, похвало́ Це́ркве Христо́вы и преди́вный чудотво́рче.
Конда́к 3
Си́лою Вы́шняго, уготовля́вшаго тя во спасе́ние мно́гих, досточу́дне святи́телю, ведо́м был еси́ от си́лы в си́лу во святе́м житии́ твое́м. Ты же день и нощь поуча́лся еси́ в зако́не Госпо́дни, при́сно взыва́я Бо́гу: Аллилу́ия.
И́кос 3
Име́я чи́стое житие́ и ду́шу непоро́чну, в мона́шеския ри́зы обле́клся еси́, еще́ млад сый, и, по́двигом до́брым тружда́яся, иску́с многотру́днаго жития́ проше́д и са́ном архимандри́та оби́тели Лу́жецкия от первосвяти́теля Дании́ла почте́н быв, ре́вностно подвиза́лся еси́ о спасе́нии Бо́гом да́ннаго тебе́ ста́да слове́снаго, с ни́миже и мы днесь ра́достно взыва́ем:
Ра́дуйся, красото́ смиренному́дрия и воздержа́ния;
ра́дуйся, о́бразе кро́тости и послуша́ния.
Ра́дуйся, собо́ров и́ноческих похвале́ние;
ра́дуйся, преподо́бных и пра́ведных сонасле́дниче.
Ра́дуйся, прему́дрый мона́хов наста́вниче;
ра́дуйся, до́брый о них попечи́телю.
Ра́дуйся, блаже́нне Мака́рие, похвало́ Це́ркве Христо́вы и преди́вный чудотво́рче.
Конда́к 4
Бу́ри страсте́й избежа́в, архипа́стырски труди́лся еси́, святи́телю о́тче Мака́рие, досто́йный служи́тель святы́я Софи́и, Прему́дрости Бо́жия, яви́лся еси́ и сокро́вища прему́дрости ре́вностно собира́ти потща́лся еси́ ко просвеще́нию наро́дов росси́йских, науча́я разу́мно пе́ти Бо́гу: Аллилу́ия.
И́кос 4
Слы́шаху бли́жнии и да́льнии лю́дие о труде́х твои́х неуста́нных, и́миже труди́лся еси́ на ка́федре богоспаса́емых градо́в Вели́каго Нова́града и Пско́ва, и дивя́щеся ра́довахуся, я́ко изволе́нием Бо́жиим прия́л еси́ жезл архипа́стырства. Мы же, о́вцы па́жити твоея́, све́том твоего́ богоразу́мия озаря́еми, вопие́м ти:
Ра́дуйся, на престо́ле святи́тельстем досто́йно возсе́дый;
ра́дуйся, архиере́ю и прему́дрый учи́телю.
Ра́дуйся, в по́двизе учи́тельства неуста́нный ревни́телю;
ра́дуйся, виногра́да Христо́ва усе́рдный де́лателю.
Ра́дуйся, я́ко твои́м благослове́нием некреще́нная лопь све́том Ева́нгелия просвеще́на бысть;
ра́дуйся, благочи́ния монасты́рскаго му́дрый устрои́телю.
Ра́дуйся, блаже́нне Мака́рие, похвало́ Це́ркве Христо́вы и преди́вный чудотво́рче.
Конда́к 5
Боготе́чному со́лнцу уподо́бился еси́, блаже́нне Мака́рие, егда́ во́лею Пастыренача́льника Христа́ на све́щнице Це́ркве Ру́сския собо́ром архиере́ев поста́влен был еси́, да све́тиши све́тло Оте́честву твоему́. Мы же Небе́сному Царю́, Триеди́ному Бо́гу, ди́вно просла́вльшему тя, пое́м: Аллилу́ия.
И́кос 5
Ви́девше тя правосла́внии лю́дие, сия́юща мно́гими дарова́ньми я́ко свети́ло пресве́тлое, ра́довахуся. Ты же, до́брый па́стырю Христо́в, мучениколю́бец сый, собо́рне уста́вил еси́ пра́зднования твори́ти святы́м но́вым чудотво́рцем земли́ на́шея, и́хже Госпо́дь Бог просла́ви, я́коже Своя́ уго́дники, мно́гими чудесы́ и зна́меньми. Мы же, чудя́щеся о такове́й неизрече́нней бла́гости Бо́жией, Це́ркви на́шей Ру́сской дарова́нней, уми́льно взыва́ем ти си́це:
Ра́дуйся, святи́телю, дру́ги Бо́жия достоле́пно просла́вивый;
ра́дуйся, дея́ния подви́жников росси́йских писа́нию преда́вый.
Ра́дуйся, труды́ и по́двиги муже́й святы́х в пе́снех почты́й;
ра́дуйся, о́бразы но́вых чудотво́рцев благогове́йно писа́вый и лобыза́вый.
Ра́дуйся, научи́вый па́ству досто́йно покланя́тися святы́м но́вым чудотво́рцем;
ра́дуйся, я́ко ку́пно с си́ми святы́ми ны́не и от на́с славосло́вие прие́млеши.
Ра́дуйся, блаже́нне Мака́рие, похвало́ Це́ркве Христо́вы и преди́вный чудотво́рче.
Конда́к 6
Пропове́дник ве́ры правосла́вныя и ревни́тель благоче́стия сло́вом и житие́м был еси́, достосла́вне святи́телю, блаже́нне Мака́рие, и потща́лся еси́ труды́ неле́ностными нра́вы и обы́чаи люде́й земли́ Ру́сския испра́вити, науча́я непреста́нно воспева́ти Бо́гу: Аллилу́ия.
И́кос 6
Возсия́л еси́, я́ко звезда́ лучеза́рная, в Це́ркви Ру́сской све́том Христо́ва уче́ния и ре́вностию твое́ю о сла́ве Бо́жией, иера́рше блаже́нне, и созва́л еси́ вели́кий Собо́р, Стогла́в нарица́емый, ко исправле́нию и утвержде́нию в доброде́телех ве́рных чад церко́вных, внима́ющих уче́нию Христо́ву и похваля́ющих тя си́це:
Ра́дуйся, благочи́ния церко́внаго стро́гий блюсти́телю;
ра́дуйся, я́ко тобо́ю ве́ра Христо́ва утверди́ся.
Ра́дуйся, чте́ния и пе́ния боже́ственнаго иску́сный учи́телю;
ра́дуйся, собла́знов и нестрое́ний му́дрый искорени́телю.
Ра́дуйся, я́ко страх Бо́жий, нача́ло прему́дрости, в сердца́х пасо́мых насажда́л еси́;
ра́дуйся, я́ко пра́ведныя жи́зни о́браз ве́рным подава́л еси́.
Ра́дуйся, блаже́нне Мака́рие, похвало́ Це́ркве Христо́вы и преди́вный чудотво́рче.
Конда́к 7
Хотя́й враг спасе́ния ро́да челове́ческаго нару́шити ми́р Це́ркве на́шея, воздви́же ерети́ческое мудрова́ние в лю́дех о Божестве́, и о Це́ркви, и о ве́ре христиа́нстей. Мы же, тре́петни су́ще о такове́м злоче́стии, прославля́ем святи́теля Мака́рия, правосла́вных догма́тов защи́тителя, взыва́юще Бо́гу: Аллилу́ия.
И́кос 7
Но́ваго тя Петра́ Александри́йскаго и Никола́я Мирлики́йскаго зри́м, святи́телю Мака́рие: о́вии бо отсеко́ша А́рия безу́мнаго, раздра́вшаго Це́рковь, я́ко ри́зу Христо́ву, ты же ерети́ческая лжемудрова́ния собо́рне осуди́л еси́, пре́лесть их посрами́в, да не се́ют пле́вел зло́бы своея́ в ро́де челове́честем, и та́ко утвержде́н бысть и́стинный зако́н Христо́в. Мы же, ча́да Це́ркве Правосла́вныя, благода́рне прославля́ем тя, блаже́нне Мака́рие:
Ра́дуйся, Правосла́вия вели́кий ревни́телю;
ра́дуйся, ста́да Христо́ва от волко́в хи́щных ве́рный огради́телю.
Ра́дуйся, жезло́м догма́тов лжему́дрствование посрами́вый;
ра́дуйся, небрегу́щия о святы́ни от Це́ркве Бо́жия отлучи́вый.
Ра́дуйся, презри́тели законоположе́ний церко́вных низложи́вый;
ра́дуйся, гро́ме, поража́яй злочести́вых.
Ра́дуйся, блаже́нне Мака́рие, похвало́ Це́ркве Христо́вы и преди́вный чудотво́рче.
Конда́к 8
Стра́нника и прише́льца в ми́ре сем себе́ помышля́я, святи́телю о́тче наш Мака́рие, в по́двизех и посте́х при́сно пребыва́я, кро́ток же, смире́н и ми́лостив был еси́, отроко́м в незло́бии подража́я всегда́, соверше́н умо́м быв, поя́ Всеми́лостивому Бо́гу: Аллилу́ия.
И́кос 8
Весь ум твой, святи́телю, впери́л еси́ к Бо́гу, па́стырски вруче́нное тебе́ от Христа́ ста́до упа́сл еси́, лица́ бо си́льных не стыдя́ся, наставля́л еси́ их на пу́ть спасе́ния. Сего́ ра́ди чту́ще святу́ю па́мять твою́, любо́вию ти вопие́м:
Ра́дуйся, вели́кий благоче́стия сто́лпе;
ра́дуйся, святопома́занная главо́, честны́й наш учи́телю.
Ра́дуйся, Христа́ Го́спода все́ю душе́ю и се́рдцем возлюби́вый;
ра́дуйся, христиа́нскаго благоче́стия и́стинный ревни́телю.
Ра́дуйся, неутоми́мый пропове́дниче Ева́нгелия Христо́ва;
ра́дуйся, ка́меню драги́й, всю зе́млю Ру́сскую украша́яй.
Ра́дуйся, блаже́нне Мака́рие, похвало́ Це́ркве Христо́вы и преди́вный чудотво́рче.
Конда́к 9
Всего́ себе́ впери́в в прему́дрость кни́жную, мно́гими труды́ и по́двиги Вели́кия Мине́и Че́тия соста́вил еси́ во сла́ву Бо́жию, в похвалу́ святы́х и в науче́ние всему́ ро́ду правосла́вному. Мы же, дивя́щеся дарова́нней ти от Бо́га прему́дрости, прославля́ем тя, зову́ще Бо́гу: Аллилу́ия.
И́кос 9
Вети́и любому́дрии прославля́ют дея́ния сла́вных ми́ра сего́, ты же, пчеле́ уподобля́яся, во еди́но собира́л еси́ жития́ и́же в посте́х просия́вших и за Христа́ кровь свою́ пролия́вших. Мы же, писа́нии твои́ми просвеща́еми, пое́м и благодари́м тя, толи́ких трудо́в твои́х ра́ди, и преусе́рдно прино́сим ти сицева́я:
Ра́дуйся, кни́жную прему́дрость, я́ко би́сер, собра́вый;
ра́дуйся, печа́тание книг боже́ственных благослови́вый.
Ра́дуйся, сокро́вища прему́дрости ча́дом Бо́жиим яви́вый;
ра́дуйся, и́миже лю́ди росси́йския просвети́вый.
Ра́дуйся, граждани́не Иерусали́ма Небе́снаго;
ра́дуйся, духо́вный па́стырю слове́сных ове́ц.
Ра́дуйся, блаже́нне Мака́рие, похвало́ Це́ркве Христо́вы и преди́вный чудотво́рче.
Конда́к 10
Спасти́ хотя́ ду́шу твою́, святи́телю, поко́я духо́внаго возжеле́л еси́, хотя́ оста́вити первосвяти́тельский престо́л и па́ству росси́йскую, но, умоле́н быв от собо́ра святи́телей и самоде́ржцем держа́вным, показа́л еси́ нам о́браз послуша́ния Це́ркви Христо́ве, да пое́м Бо́гу: Аллилу́ия.
И́кос 10
Стена́ и кре́пкое огражде́ние земли́ Ру́сския был еси́, святи́телю, мно́гими доброде́тельми украси́выйся, по́стнически пожи́в, тече́ние сконча́в, ко отше́ствию от земна́го бытия́ прибли́зился еси́ и пре́дал ду́шу свою́ в ру́це Бо́га Жи́ва. Собо́р же наро́да мно́га, сте́кшеся ко одру́ твоему́ и ви́девше лице́ твое́, я́ко свет сия́юще, чи́стаго и непоро́чнаго жития́ твоего́ ра́ди, просла́виша Бо́га, дарова́вшаго такова́го свети́льника, вопию́ще:
Ра́дуйся, пре́д кончи́ною твое́ю усе́рдно и надо́лзе пред о́бразом Богома́тере моли́выйся;
ра́дуйся, ми́рно и ра́достно час кончи́ны твоея́ сре́тивый.
Ра́дуйся, я́ко пресве́тлое житие́ твое́ на земли́ преше́л еси́;
ра́дуйся, я́ко в честне́м преставле́нии твое́м лице́ твое́ я́ко све́т сия́юще яви́ся.
Ра́дуйся, я́ко и по преставле́нии твое́м с на́ми пребыва́еши;
ра́дуйся, я́ко и по сме́рти твое́й нас не оставля́еши.
Ра́дуйся, блаже́нне Мака́рие, похвало́ Це́ркве Христо́вы и преди́вный чудотво́рче.
Конда́к 11
Пе́ние на́ше моле́бное не пре́зри, богому́дре и блаже́нне о́тче, се бо, любо́вию подвиза́еми, к честно́му о́бразу твоему́ притека́ем и, прославля́юще Триеди́наго Бо́га, мо́лим ти ся: моли́ся вы́ну у Престо́ла Го́спода Сла́вы изба́витися нам от мяте́жей и треволне́ний, да благода́рне зове́м Бо́гу: Аллилу́ия.
И́кос 11
Светода́тельная свеща́ яви́лся еси́ стране́ на́шей, Мака́рие чу́дне, и по сме́рти свое́й. Те́мже сия́нием уче́ний и трудо́в твои́х озаря́еми, почита́ем святу́ю па́мять твою́. Просвети́ у́бо о́чи на́ши душе́вныя, да благода́рно взыва́ем ти:
Ра́дуйся, святи́телей Моско́вских досто́йный прее́мниче;
ра́дуйся, о па́стве твое́й усе́рдный пред Бо́гом предста́телю.
Ра́дуйся, о утоле́нии гне́ва Бо́жия, и́же на зе́млю Ру́сскую, моли́выйся;
ра́дуйся, вме́сто вре́менных ве́чная бла́га нам подава́яй.
Ра́дуйся, свети́льниче многосве́тлый, све́том и́стиннаго богопозна́ния нас озаря́яй;
ра́дуйся, би́сере честны́й, сия́нием Небе́сныя сла́вы сердца́ на́ша увеселя́яй.
Ра́дуйся, блаже́нне Мака́рие, похвало́ Це́ркве Христо́вы и преди́вный чудотво́рче.
Конда́к 12
Благода́ть Госпо́дню и благовре́менную по́мощь испроси́ нам, святи́телю Мака́рие, во дни нестрое́ний и бу́ди нам в ско́рбех уте́шитель и в беда́х засту́пник. Мо́лим тя, иера́рше блаже́нне, проле́й за нас те́плую моли́тву ко Го́споду, да сохрани́т Це́рковь Правосла́вную неврежде́нну от ересе́й и раско́лов и спасе́т вопию́щих Ему́: Аллилу́ия.
И́кос 12
Пою́ще пресла́вное житие́ твое́ и богому́драя дея́ния, святи́телю о́тче Мака́рие, блаже́нству тезоимени́тый, восхваля́ем Пода́теля всех благи́х Бо́га, дарова́вшаго в после́дняя времена́ стране́ на́шей вели́каго чудотво́рца. Озари́, иера́рше чу́дный, нас светоли́тием твоея́ благода́ти, увеселя́я сердца́ на́ша пе́ти ти со умиле́нием:
Ра́дуйся, Правосла́вия побо́рниче нелицеме́рный;
ра́дуйся, архиере́ев добро́то, свяще́нников и и́ноков похвало́.
Ра́дуйся, звездо́, сия́ющая во тьме су́щим;
ра́дуйся, первопа́стырю и учи́телю христоимени́тых люде́й земли́ на́шея.
Ра́дуйся, иконопи́сче благогове́йне, дела́ рук свои́х посвяща́яй Бо́гу;
ра́дуйся, от Царя́ Небе́снаго вене́ц сла́вы прие́мый.
Ра́дуйся, блаже́нне Мака́рие, похвало́ Це́ркве Христо́вы и преди́вный чудотво́рче.
Конда́к 13
О чудотво́рче пресла́вный и боголюбе́зный па́стырю, первосвяти́телю изря́дный, вели́кое украше́ние церко́вное, всем архиере́ем и иере́ем неле́ностный учи́телю, всея́ Росси́йския па́ствы и́стинное управле́ние, святи́телю Мака́рие чу́дне! Ми́лостивно прие́м сие́ ма́лое моле́ние на́ше, в похвалу́ тебе́ приноси́мое, умоли́ Го́спода Бо́га дарова́ти мир душа́м на́шим, Це́ркви и стране́, да взыва́ем при́сно: Аллилу́ия.
[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]
И́кос 1
А́нгела земна́го и челове́ка Небе́снаго прославля́ем тя, от земны́х бо к Небе́сным оби́телем возше́л еси́, Правосла́вия ревни́телю. И ны́не, предстоя́ Престо́лу Святы́я Тро́ицы вку́пе с ли́ки чудотво́рцев Росси́йских, не преста́й моля́ся о воспева́ющих тя:
Ра́дуйся, ко́рене блага́го ве́тве многопло́дная;
ра́дуйся, благочести́вых роди́телей пло́де богодарова́нный.
Ра́дуйся, от ю́ности Бо́га всем се́рдцем твои́м возлюби́вый;
ра́дуйся, поста́ и моли́твы ре́вностный блюсти́телю.
Ра́дуйся, я́ко измла́да му́дрости прилежа́л еси́;
ра́дуйся, я́ко Бо́гови еди́ному рабо́тати возжеле́л еси́.
Ра́дуйся, блаже́нне Мака́рие, похвало́ Це́ркве Христо́вы и преди́вный чудотво́рче.
Конда́к 1
Избра́нный и чу́дный архиере́ю Це́ркве Ру́сския,/ гра́да Москвы́ первопресто́льниче,/ блаже́нне святи́телю Мака́рие,/ восхваля́ем тя ны́не мы недосто́йнии./ Ты же, я́ко име́я дерзнове́ние у Святы́я Тро́ицы,/ предста́тельством твои́м Небе́сным помога́й нам,/ су́щим в беда́х и ско́рбех, да взыва́ем ти:// Ра́дуйся, блаже́нне Мака́рие, похвало́ Це́ркве Христо́вы и преди́вный чудотво́рче.
Моли́тва
О вели́кий святи́телю, Це́ркве Ру́сския первопресто́льниче, гра́да Москвы́ па́стырю и учи́телю, о́тче наш Мака́рие блаже́нне, до́бре по́двиг жития́ твоего́ соверши́вый и дерзнове́ние у Го́спода стяжа́вый! К тебе́ во умиле́нии серде́ц на́ших припа́даем и усе́рдно мо́лим: бу́ди о нас те́плый предста́тель у Престо́ла Вседержи́телева и умоли́ Всеблага́го Бо́га, да не пре́зрит нас, во мно́гия и лю́тыя грехи́ впа́дших, но да́рует нам вся блага́я и потре́бная, я́же ко спасе́нию. Ве́мы бо, я́ко не́мощни есмы́, но мо́лим тя усе́рдно, святи́телю Бо́жий, предста́тельством твои́м сохрани́ невреди́мо всеросси́йскую па́ству, ю́же во святи́тельстве твое́м до́бре упа́сл еси́. Архиере́ем и пресви́тером у Го́спода испроси́ му́дрость, во е́же пра́во пра́вити сло́во Боже́ственныя и́стины, же́ртвенную любо́вь и ре́вность о спасе́нии, да не поги́бнет ни еди́н от па́ствы их; и́ночествующих в по́двизех укрепи́; в ми́ре живу́щим и́стинный и потре́бный им, и́же во Христе́ Иису́се, о́браз жи́тельствования покажи́; ве́ру на́шу укрепи́, любви́ нелицеме́рней друг ко дру́гу научи́, в наде́жди на милосе́рдие Бо́жие утверди́. Еще́ же мо́лим тя, святи́телю, испроси́ нам у Всеми́лостиваго Бо́га ду́ха ра́зума и прему́дрости, да украси́мся и́стинным богове́дением спаси́тельных писа́ний святы́х оте́ц и му́дростию их творе́ний. Ей, святи́телю Бо́жий, о ми́ре всего́ ми́ра Го́спода умоли́, страну́ на́шу твои́м предста́тельством в ми́ре и безмяте́жии соблюди́, вся лю́ди Оте́чества на́шего в до́брем расположе́нии друг ко дру́гу сохрани́ и чу́жды междоусо́бных нестрое́ний покажи́, вся́кий град и вся́кую весь до́бре сохрани́, святу́ю ве́ру в лю́дех непоро́чну соблюди́. Бу́ди всем нам ско́рый помо́щник в ну́ждах на́ших, да тобо́ю окормля́еми, ми́рно и благоче́стно поживе́м в жи́зни сей, да сподо́бимся и ве́чных благ восприя́тия на Небеси́, сла́вяще и превознося́ще Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, и твое́ ми́лостивое предста́тельство, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Тропарь Макарию, митр. Московскому
глас 4
Я́ко вели́ким па́стырем единонра́вна/ и учи́телем вселе́нныя единомы́сленна,/ Бо́жия Прему́дрости служи́теля изря́дна,/ и́же блаже́нству тезоимени́ту,/ днесь, ве́рнии, вси воспои́м:/ Христа́ Бо́га моли́, святи́телю Мака́рие,// умири́ти мир и спасти́ ду́ши на́ша.
Перевод: Единонравного великим пастырям и единомысленного вселенским учителям, Божией Премудрости служителя превосходного, блаженству одноименного (Макарий от греч. μακάριος – блаженный), сегодня, верующие, все воспоем: «Христа Бога моли, святитель Макарий, мир умиротворить и спасти души наши».
Канон святителю Макарию, митрополиту Московскому
Минея, 30 Декабря, Кано́н святи́теля
Глас 4
Песнь 1
Ирмос: Мо́ря чермну́ю пучи́ну/ невла́жными стопа́ми/ дре́вний пешеше́ствовав Изра́иль,/ крестообра́зныма Моисе́овыма рука́ма// Амали́кову си́лу в пусты́ни победи́л есть.
Припев: Святи́телю, о́тче Мака́рие, моли́ Бо́га о на́с.
Вели́кий Царю́, Соде́телю всех,/ очи́сти благоутро́бием ду́шу мою́ и отжени́ страсте́й омраче́ния,/ да возвели́чу, Спа́се, уго́дника Твоего́, святи́теля Мака́рия.
Припев: Святи́телю, о́тче Мака́рие, моли́ Бо́га о на́с.
Пра́вды Бо́жия взыску́я, измла́да Христу́ после́дуя,/ оби́тели преподо́бнаго Пафну́тия дости́гл еси́, свя́те Мака́рие,/ иде́же мно́гая ле́та во уста́ве пребы́в, житие́ жесто́кое и благо́е вкуси́л еси́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Ле́ствицею доброде́телей на Небеса ́возше́л еси́,/ тем и Христо́с тя, святи́телю, еще́ на земли́ су́ща, в ме́ру во́зраста приведе́/ и оби́тели Можа́йския наста́вника поста́ви.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Ни́во духо́вная, я́коже из бразды́ клас,/ изнесла́ еси́ всю тварь Пита́ющаго вся́чески, Присноде́во.
Песнь 3
Ирмос: Весели́тся о Тебе́ Це́рковь Твоя́, Христе́, зову́щи:/ Ты моя́ кре́пость, Го́споди,// и прибе́жище, и утвержде́ние.
Припев: Святи́телю, о́тче Мака́рие, моли́ Бо́га о на́с.
Еди́ным по́мыслом к Бо́гу устреми́вся,/ во оби́телех преподо́бных Пафну́тия и Ферапо́нта пребы́л еси́ во вся́цем воздержа́нии,/ отону́дуже ко святи́тельству Бо́гом призва́н быв, Мака́рие досточу́дне.
Припев: Святи́телю, о́тче Мака́рие, моли́ Бо́га о на́с.
Святы́я Це́ркве Но́ваграда па́стырь и учи́тель был еси́,/ хра́мы украша́я и духо́вною добро́тою лю́ди исполня́я,/ преде́лы Новагра́да све́том Христо́вы ве́ры просвеща́я, блаже́нне о́тче Мака́рие.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Писа́ния оте́ческая возлюби́л еси́, блаже́нне святи́телю,/ и Це́рковь Прему́дрости Бо́жия свяще́нными ле́потами преукраси́л еси́,/ возвели́чив ю уче́нием богогла́сным.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Ме́ртвости и тли изба́вися род челове́чь,/ естество́м бо Жизнода́вца безсе́менно родила́ еси́, Де́во Всенепоро́чная,/ во спасе́ние восхваля́ющих Тя ве́рно.
Седален, глас 4
Днесь святи́теля Христо́ва Мака́рия пречестна́я па́мять све́тло возсия́ нам./ Сиянием кни́жных списа́ний просвети́л есть ве́рных собо́ры/ и ны́не мо́лит Христа́ Бо́га/ дарова́ти нам и́стинное ве́дение его́ Боже́ственных за́поведей.
Песнь 4
Ирмос: Любве́ ра́ди, Ще́дре, Твоего́ о́браза/ на Кресте́ Твое́м стал еси́,/ и раста́яшася язы́цы:/ Ты бо еси́, Человеколю́бче,// кре́пость моя́ и хвале́ние.
Припев: Святи́телю, о́тче Мака́рие, моли́ Бо́га о на́с.
Тро́ицу, Отца́, Сы́на и Свята́го Ду́ха, апо́стольски пропове́дати повеле́л еси́,/ непросвеще́нную лопь и ины́я се́верныя язы́ки ко Христу́ приве́л еси́, низверга́я бесо́вская тре́бища,/ и нас просвети́, святи́телю, све́том и́стиннаго позна́ния.
Припев: Святи́телю, о́тче Мака́рие, моли́ Бо́га о на́с.
И́мя твое́, вели́кия доброде́тели ра́ди, всю́ду пропове́дано бысть,/ я́ко из самыя Святы́я Земли́, иде́же Госпо́дь наш пло́тию ра́спят бысть, свяще́нныя да́ры прия́ти сподо́бился еси́,/ нам же моли́, о́тче Мака́рие, Небе́снаго Иерусали́ма дости́гнути.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Архипа́стырски труди́вся,/ Бо́жиим про́мыслом прее́мник и насле́дник Моско́вских святи́телей бы́ти сподо́бился еси́,/ иде́же чу́дными доброде́тельми украси́лся еси́.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Ада́м свободи́ся, и Е́ва лику́ет,/ и вопию́т ду́хом к Тебе́, Богоро́дице:/ Тобо́ю изба́вихомся перворо́дныя кля́твы, я́вльшуся Христу́.
Песнь 5
Ирмос: Ты, Го́споди, мой Свет,/ в ми́р прише́л еси́,/ Свет Святы́й, обраща́яй из мра́чна неве́дения/ ве́рою воспева́ющия Тя.
Припев: Святи́телю, о́тче Мака́рие, моли́ Бо́га о на́с.
Моско́вскаго престо́ла украше́ние ди́вное был еси́, святи́телю,/ те́мже и лю́дие вси чу́дна нареко́ша тя,/ с ни́миже и мы ны́не пра́зднующе па́мять твою́, согла́сно тя велича́ем.
Припев: Святи́телю, о́тче Мака́рие, моли́ Бо́га о на́с.
И́же добро́те церко́вней поревнова́в, вели́кия и ди́вныя собо́ры созва́л еси́,/ и́миже но́вым чудотво́рцем земли́ Росси́йския пра́зднование утверди́ся,/ и та́ко Це́рковь Ру́сская просия́ по́двиги чад свои́х, я́коже пе́рлы драгоце́нными.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Всея́ земли́ Ру́сския благоче́стие пости́гл еси́, о́тче Мака́рие, мучениколю́бче преизря́дне,/ я́ко пчела́, отовсю́ду духо́вное сокро́вище собра́в,/ и я́ко же́ртву благоприя́тную на све́щнице церко́вней возже́гл еси́.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Руно́ ороше́нное, Де́во, пла́мень грехо́в мои́х угаси́,/ Купино́ неопали́мая, страсте́й мои́х те́рние попали́,/ подаю́щи ми на воде́ упокое́ния жи́ти, и гее́нскаго мя огня́ свободи́.
Песнь 6
Ирмос: Пожру́ Ти со гла́сом хвале́ния, Го́споди,/ Це́рковь вопие́т Ти,/ от бесо́вския кро́ве очи́щшися/ ра́ди ми́лости от ребр Твои́х// исте́кшею Кро́вию.
Припев: Святи́телю, о́тче Мака́рие, моли́ Бо́га о на́с.
Сим же о́бразом, я́ко святи́и ди́вно просла́влени бы́ша,/ си́це ре́вностно потща́лся еси́, святи́телю, собесе́дник благочести́вых муже́й бы́ти,/ о́вых у́бо оби́тели стро́ити благослови́вый,/ о́вым потре́бная подава́я,/ и́ных же Христа́ пропове́дати посыла́я,/ блаже́ннаго же Васи́лия Моско́вскаго свои́ма рука́ма погребсти́ сподо́бивыйся,/ с ни́миже моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Припев: Святи́телю, о́тче Мака́рие, моли́ Бо́га о на́с.
Всем о́браз ве́ры и воздержа́ния яви́лся еси́, о ста́де Христо́ве попече́ние неле́ностное име́я,/ Моско́вскаго первопресто́льнаго гра́да и всея́ Росси́йския земли́ утвержде́ние,/ Мака́рие Боголю́би́ве, моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Тро́ицкия оби́тели настоя́теля высо́ким са́ном почти́л еси́, поста́вив ю превы́ше всех,/ те́мже любо́вь к Се́ргию преподо́бному показу́я и гряду́щая святы́я оби́тели предначерта́вая./ Мы же, святи́телю, дивя́щеся твое́й прему́дрости, взыва́ем:/ моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Ле́ствице Небе́сная и Голуби́це неземна́я,/ вси ро́ди ве́рных согла́сно Тя ублажа́ют,/ я́ко Богоневе́стную Ма́терь Христа́ Бо́га на́шего.
Кондак, глас 3
Богому́дрым уче́нием и кни́жным списа́нием/ потща́лся еси́, святи́телю Мака́рие,/ лю́ди росси́йския просвети́ти/ и святы́х земли́ на́шея просла́вити./ Сего́ ра́ди чу́ден пронарече́ся,/ прее́мниче первопресто́льников росси́йских,// моли́ сохрани́тися нам в ве́ре и благочести́и невреди́мо.
Икос
Па́влову словеси́ поревнова́в, святи́телю Мака́рие,/ пе́сньми почти́л еси́ росси́йских па́стырей, учи́телей и наста́вников,/ при́снобдящих пред Престо́лом Небе́снаго Царя́ о на́шем Оте́честве,/ с ни́миже ра́дуяся ны́не, моли́ Христа́ Бо́га сохрани́тися нам в ве́ре и благочести́и невреди́мо.
Песнь 7
Ирмос: В пещи́ Авраа́мстии о́троцы перси́дстей,/ любо́вию благоче́стия па́че,/ не́жели пла́менем, опаля́еми, взыва́ху:// благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.
Припев: Святи́телю, о́тче Мака́рие, моли́ Бо́га о на́с.
Вредная и па́губная ерети́ческих шата́ний собо́рне осуди́л еси́, святи́телю Христо́в,/ всех же правосла́вных в ве́ре в Тро́ицу Единосу́щную укрепи́л еси́, пред святы́ми ико́нами воспева́ющих:/ благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́й, Го́споди.
Припев: Святи́телю, о́тче Мака́рие, моли́ Бо́га о на́с.
Изнесе́ тя, святи́телю, земли́ Ру́сская побо́рника ве́ры и благоче́стия,/ ревни́теля оте́ческих преда́ний и утвержде́ний, да научи́ши нас взыва́ти:/ благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Смире́н, кро́ток и ми́лостив был еси́, святи́телю,/ отроча́ нра́вом обрета́яся и соверше́н быв ра́зумом./ Мы же, дивя́щеся твои́м доброде́телем и по́двигом, взыва́ем:/ благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоей, Го́споди.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Я́ко еди́ну преесте́ственно па́че челове́ка благода́ть во твою́ утро́бу прие́мшую,/ без истле́ния нетле́нно ро́ждшую Христа́ Бо́га на́шего,/ при́сно Тя сла́вим.
Песнь 8
Ирмос: Ру́це распросте́р, Дании́л/ львов зия́ния в ро́ве затче́;/ о́гненную же си́лу угаси́ша,/ доброде́телию препоя́савшеся,/ благоче́стия рачи́тели, о́троцы, взыва́юще:// благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Припев: Святи́телю, о́тче Мака́рие, моли́ Бо́га о на́с.
Пе́ние сие́ на́ше ску́дное и похвале́ние недосто́йное приими́, чу́дне Мака́рие,/ да не вотще́ взыва́ем к Престо́лу Всевы́шняго:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Припев: Святи́телю, о́тче Мака́рие, моли́ Бо́га о на́с.
Вели́кая дея́ния твоя́ о прославле́нии святы́х и просвеще́нии наро́да ру́сскаго/ подвиза́ют, досточу́дне Мака́рие, нас немо́лчно пе́ти Бо́гу:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Похвалу́ вели́кую Бо́гу возда́л еси́, всеблаже́нне,/ о просвеще́нии неве́рнаго гра́да Каза́ни, ему́же святи́теля Гу́рия поста́вил еси́,/ те́мже ру́сстии лю́дие о такове́й Бо́жией ми́лости ра́достию возопи́ша:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Чу́дному благове́щению удиви́ся Пречи́стая Де́ва,/ неискусому́жному рождеству́ Ея́ возра́довахуся па́стырие,/ собо́ри ве́рных дивя́тся успе́нию Ея́ сла́вному, вопию́ще:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Песнь 9
Ирмос: Ка́мень нерукосе́чный/ от несеко́мыя горы, Тебе́, Де́во,/ краеуго́льный отсече́ся,/ Христо́с, совокупи́вый разстоя́щаяся естества́.// Тем, веселя́щеся, Тя, Богоро́дице, велича́ем.
Припев: Святи́телю, о́тче Мака́рие, моли́ Бо́га о на́с.
Мака́рия Вели́каго и́мя носи́л еси́,/ его́ житию́ после́дуя в посте́ и по́двизех, воздержа́нии и кро́тости,/ тем тя, святи́телю, велича́ем.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Ри́зами погреба́льными оде́яну и на сме́ртнем одре́ ти лежа́щу,/ собо́р наро́да мно́жества, ви́девше тя не я́ко ме́ртва, но спя́ща,/ лик же твой, я́ко све́том, сия́ющ,/ удиви́шася и сла́ву возда́ша всеси́льному Бо́гу, прославля́ющему уго́дники Своя́.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Ю́же иногда́ Иа́ков ви́де, чу́дную ле́ствицу, от земли́ просте́рту к небе́сней высоте́,/ испове́даем Тя, Пречи́стая Богоро́дице:/ Тобо́ю бо земна́я и Небе́сная о́бщницы яви́шася.
Светилен
Све́том благода́ти просвеще́н был еси́, святи́телю Мака́рие,/ росси́йских уго́дников и моли́твенников на́ших пе́сньми све́тло просла́вил еси́,/ с ни́миже во све́тлостех святы́х весели́ся ны́не,/ моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Вернуться к списку