- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Святитель Иоанн Мавропод, митрополит Евхаитский
Иоанн по прозванию Мавропод [1], византийский ритор, гимнограф, поэт, писатель и педагог. Жил при императоре Константине Мономахе, имел большое влияние на ход просвещения в Византии и сыграл важную роль в качестве советника, энкомиаста и выразителя политики Константина IX. Уже в зрелом возрасте был облечен саном митрополита. Принимал участие в восстановлении константинопольской высшей школы.
Родился в конце X или в начале XI века в Клавдиополе в Пафлагонии, в семье чиновников. В юности переехал в Константинополь, где завершил образование и приобрел огромные познания, что позволило ему окружить себя учениками и открыть в столице в своем доме частную школу, в которой преподавал риторику, философию, право, изучал с учениками произведения Демосфена, Исократа, Лисия, Григория Богослова. Обучение в школе Иоанна Мавропода было бесплатным, так как он считал, что нельзя торговать наукой и брать деньги за благородное дело – воспитание молодёжи. Точная дата открытия школы неизвестна, но очевидно, что это произошло до 1028 - 1034 годов, когда туда пришел учиться Михаил Пселл, с тех пор их связывала крепкая дружба. Его учениками также были ведущие интеллектуалы XI века - Константин Лихуд и Иоанн Ксифилин.
После 1043 года, благодаря посредничеству Пселла, был приближен ко двору императора Константина IX Мономаха и примкнул к кружку, сложившемуся вокруг будущего патриарха Константина Лихуда.
Тогда же принял участие в создании юридической школы в монастыре вмч. Георгия в Манганах, целью которой было готовить чиновников для центрального и провинциального государственного аппарата. Был составителем одной из новелл (дополнений к кодексу законов) императора Константина IX Мономаха об учреждении юридического училища и должности номофилака, приравненного к сановным сенаторам.
В декабре 1047 года Иоанн Мавропод в качестве придворного ритора составил речь о восстании Льва Торника, в которой призвал императора проявить милость и человеколюбие по отношению к соратникам мятежника.
Через несколько лет, после 1048 года, он попал в немилость, но при этом был назначен митрополитом города Евхаиты, в Еленопонте в Малой Азии. Основываясь на одних и тех же источниках (нередко весьма неоднозначных), ученые приходят к противоположным выводам о датировке избрания Иоанна Мавропода митрополитом Евхаитским: согласно Любарскому и Карпозилосу, это произошло ок. 1050 года, при имп. Константине IX Мономахе; как считает Каждан, - несколько позже, в 1060-х, при имп. Константине X Дуке. Согласно Любарскому, после отставки Константина Лихуда в 1050 году положение Иоанна Мавропода, равно как и его друзей и сподвижников Пселла и Ксифилина, значительно ухудшилось.
Иоанн Мавропод был вынужден принять свое новое назначение, которое воспринимал как ссылку. После отъезда его из Константинополя его переписка с Пселлом стала интенсивнее. Судя по ней он надеялся вернуть себе прежнее положение, а Пселл выступал за него ходатаем перед императором (защищал от клеветников из Евхаит; готовил аудиенцию у императора; рассказывал в письмах, как император отнесся к посланиям Иоанна Мавропода из Евхаит).
Иоанн Мавропод вернулся в Константинополь после 1075 года и принял постриг в монастыре св. Иоанна Предтечи в квартале Петра. Именно ему приписывается энкомий основателю этого монастыря прп. Вара.
С Иоанном Евхаитским связано установление в царствование императора Алексея I Комнина, т. е. после 1081 года, совместного празднования Собора вселенских учителей и святителей. Он же составил каноны, тропари и похвалы к празднику.
Скончался мирно, прожив более 100 лет.
Служба в честь Иоанна Мавропода составленна его племянником китонитом и императорским нотарием Феодором и помещена в рукописи Vat. Palat. gr. 138 под 5 октября, возможно, это и был день кончины святителя.
Примечание
[1] Не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.
Вернуться к списку