-
РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Терминалы для пожертвований
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
- Реставрация церковной утвари
Святитель Иоанн, епископ Суздальский
Святитель Иоанн, епископ Суздальский, с юных лет поступил в один из монастырей города Суздаля. За добродетельную и смиренную жизнь святитель в 1350 году был поставлен первым епископом Суздальским и Нижегородским. Епископ Иоанн удостоился великой милости Божией: во время Божественной литургии Суздальский князь Борис Константинович видел, как Ангел Божий сослужил святителю. Святитель Иоанн известен своей любовью к беднякам и больным; за бедных он ходатайствовал перед князьями об уменьшении налогов, для больных устраивал богадельни и больницы. Много заботился святитель о просвещении христианской верой языческой мордвы. После присоединения Суздаля к Московской митрополии святитель Иоанн принял схиму и удалился в Боголюбский монастырь. Там он жил уединенно и мирно скончался. У гроба святителя засвидетельствованы многочисленные исцеления.
Житие святого Иоанна, епископа Суздальского
6718
Память 15 октября
Для сего преподобного отца нашего, преславного и твердого наставника, епископа Иоанна, горний Иерусалим был как бы родиной и отечеством, ибо, по житию своему, святой мог быть назван земным ангелом и небесным человеком.
О месте рождения святого – город то был или весь – о родителях его, обучении грамоте и о времени принятия им иночества, – сведений не сохранилось. Известно лишь, что святой Иоанн пребывал в некоей обители, где, в исполнении порученных ему служб, отличался послушанием к игумену и братии, изнуряя тело свое великим воздержанием, побеждая страсти и наветы бесовские. И был он любим и славим иноками обители и игуменом, так как являл собою образ всех добродетелей, согласно словам апостола Павла: «плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание: на таковых несть закона» ( Гал.5:22–23 ), и по Псалмопевцу: «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его» ( Пс. 118:1–2, 111:1–2 ).
Игумен монастыря того, муж опытный в иноческом жительстве, руководил блаженного Иоанна и учил его уставу иноческому, наставляя его иметь страх Божий пред очами своими, не пренебрегать убогими, не возноситься видением, но всегда пребывать в смиренномудрии, не унывать в скорбях; но мужественно переносить их и не жаловаться на случающиеся напасти. Ибо, по внушению Святого Духа, игумен предвидел, что блаженному Иоанну предстоит принять епископский престол и благоверно пасти Христову паству.
Принимая духовные поучения игумена, блаженный исполнял их еще с большим тщанием, подобно плодородной земле, сторицею возрастающей посеянные семена. Постился же он так, что принимал пищу лишь через два дня на третий, а иногда не ел и всю неделю и кроме воды, ничего не пил. Усердно изучал он святые книги, читал их без всяких сомнений и с умилением толковал себе сказанное в них, обливая слезами власяной стихарь свой. И такие слезы даровал ему Господь, что без них он не мог ни хлеба вкусить, ни проговорить слова, всегда имея мысль о смирении, по слову апостола: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» ( Иак.4:6 ; ср. 1Пет.5:5 ).
В то время великим князем Суздальским был Борис Константинович 6719 . По смотрению Божию, блаженный Иоанн, за великую добродетель, смирение и благоуспешное прохождение иноческого жития, был поставлен патриархом Цареградским во епископа городов Суздаля, Нижнего Новгорода и Городца. Вручив блаженному Иоанну паству, патриарх отпустил его с миром в город Суздаль.
Когда епископ приблизился к городу, навстречу ему вышел благоверный великий князь Борис Константинович, в сопровождении сановников. Встретить епископа вышел также священный собор, иноки, весь клир с крестами и множество народа, мужи и жены, старцы, юноши и дети. Когда епископ был близ городских ворот, весь народ окружил его; преклоняясь пред ним, верующие принимали от святого благословение и целовали ноги его, воспевая с радостными слезами молебные песнопения. Святой же Иоанн повелел народу часто взывать: «Господи помилуй» и, воздев руки к небу, стал молиться:
– Владыко Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Царь царствующих и Господь господствующих, Создатель всей твари видимой и невидимой, Безначального Отца соприсносущный и собезначальный Сын! Нищий и убогий, дерзаю я призывать чудное, страшное и святое имя Твое. Тебя, неизреченного Света, призываю я, облеченный немощною плотью, которую восприял Ты, нашего ради спасения. Не отвергни убогой молитвы моей, спаси город сей, в коем благодать Твоя назначила пребывать моему смирению. Спаси всякий город и всякую страну от губительного голода, землетрясения, потопа, огня и меча, от нашествия иноплеменников и междоусобной брани, ибо милостив Ты, и Тебе славу воссылаем во веки веков.
Окончив молитву, святитель сказал:
– Мир всем.
Народ ответил: «аминь».
Затем все отправились в город, славя Бога. Окончив молебные песнопения, епископ Иоанн вошел в церковь Пресвятой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, честного славного Ее Рождества 6720 . Часть народа вошли с епископом в церковь , на Божественную литургию, другие же, не вместившиеся в церкви, стояли вокруг нее, принося благодарение Богу за то, что Он даровал им столь чудного и святого епископа. Когда Божественная литургия была совершена, благоверный князь Борис Константинович и бывшие с ним, удостоились чудного видения. Они увидели, что на святителя сошла Божественная благодать, в виде света великого, и осенила его. Приняв от рук епископа просфору, благоверный князь Борис Константинович и граждане воссылали славу Христу Богу, целовали блаженного Иоанна и удалились каждый в дом свой.
На другое утро, в воскресение, блаженный Иоанн, совершив богослужение, был посажен на святительское седалище. Он преподал мир верному стаду и исполнил сердца всех духовным веселием. Епископ принимал всех собравшихся с утешительными словами; и было слово его, по апостолу «приправлено солью» ( Кол.4:6 ), и напояло оно сердца, как река медоточивая. Собрав в одно из воскресений всех граждан, епископ обратился к ним с следующим духовным поучением:
– Страшно мне, братие, ибо сан святительский превышает мои силы; ужасаюсь я, думая о кончине моей и размышляя о величии порученного мне дела, ибо я вижу себя недостойным сана святительского. Но Господь поставил меня пастырем словесного Своего стада и привел меня на сие служение известными Ему лишь судьбами, которые – «бездна великая» ( Пс.35:7 ). Посему было бы для меня преступлением молчать, и я должен считать себя не наемником, но пастырем. Молю вас, братие, крепко стоять и держаться правой веры, отвращаться всякой нечистоты, блуда, лжи, воровства, зависти, клеветы и идолослужения, устраняться от всякой ереси и всякого зла, часто посещать святые Божии церкви и соблюдать справедливость. Ибо апостол сказал: «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор.3:11 ). Положено же сие основание чрез святых апостолов и святых Богоносных отец; оно есть православная вера, проповеданная, утвержденная и изъясненная святыми вселенскими соборами. На сем основании веры следует полагать нам, по апостолу, золото, серебро и драгоценные камни 6721 – просто сказать: создать на основании сем дела благие. Ибо жизнь вне правой веры к Богу – жизнь непросвещенная, и вера без благих дел не может довести нас к Богу. Следует соблюдать и то и другое, чтобы быть вполне Божиим человеком и чтобы жизнь наша не страдала недостатками, ибо апостол сказал, что спасает лишь «вера, действующая любовью» ( Гал.5:6 ).
Вскоре по вступлении на кафедру, Иоанн, по повелению благоверного великого князя Бориса, отправился обозреть город и обойти внутри и окрест его со священным собором и клириками, с крестами и иконами, воспевая молебные песнопения Господу. И приступил к нему благоверный великий князь Борис Константинович, с прочими вельможами, князьями и боярами, прося у него благословения. Епископ благословил их. Тогда великий князь дал ему пятьсот златников и сказал:
– Тебе, владыко, как новопоставленному и вновь пришедшему, много предстоит ныне раздать церковным обнищавшим чадам. Прими на сие приношение наше.
Иоанн же не согласился принять его. Тогда снова великий князь сказал ему:
– Прими, о пречестный отче, сие малое приношение своего сына.
Видя его ревность, преподобный принял дар и вручил золото слугам для раздачи, благоверному же князю сказал словами псалмопевца:
– «Да даст тебе по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит. Да воспомянет все жертвоприношения твои и всесожжение твое да соделает тучным» ( Пс.19:5, 4 ).
Обойдя город, епископ со священным собором, клириками, с князьями, вельможами и народом вошел во святую церковь Пречистой Богородицы и отслужил здесь Божественную литургию и молебен. По окончании богослужения, князь обедал в трапезе епископа и всему народу велел предложить хлебы. Насытившись, все разошлись, каждый в дом свой.
Епископ Иоанн ревностно предался духовным делам, уча и наказуя, утверждая и утешая; щедро помогал он бедным, и на деле являл всем образ и устав благочестивого жития. Найдя, что доходы по епископии слишком обильны, Иоанн велел часть их уделить на больницу, которую он благоустроил, поручив ее надзору двух благоговейных иереев, чтобы они заботились о снабжении ее всем необходимым. Епископ часто посещал больных и доставлял им все необходимое, заботясь об их исцелении. Поучая их духовными словами, он укреплял их, ибо, слушая его душеполезные речи, они забывали свои страдания. Пребывая во епископии, полагал он, по евангельскому слову, душу свою за овец паствы своей ( Иоан.10:11 ) и с любовью заботился о спасении всех. Невозможно достойным образом поведать о трудах, кои исполнил сей верный раб Божий. Воссылал он моления к Богу; на молитве же стоял он – непоколебимый как бы вылитый из меди образ. Был он молчалив и кроток, никогда не гневался, питал неизмеримую любовь – одинаково к знатным и простым людям, отвращался от тщеславия и лукавства. Кроме сих добродетелей, обладал он даром учительства и слова, так что многие приходили к нему за наставлением не только из Суздаля, но и от других окрестных городов 6722 . Не витиевато говорил святитель, но назидательно, обращая всех к покаянию. Богатых учил он не величаться богатством и не уповать на мимотекущее богатство; вдовиц – прилежать посту и воздержанию и избегать украшения в одежде.
Получив от святого духовные дары и пользу для души своей, наставленные им уходили в домы свои, благодаря Бога за такового пастыря. Многие же из них отрекались от мира и принимали иноческий образ.
Однажды блаженный Иоанн по своему обычному правилу стоял на молитве пред образом Матери Господа Иисуса Христа и, часто взирая на икону, так молился:
– О, Пресвятая Госпоже Богородице, заступница крепкая и помощница роду человеческому, будь нам ходатаицею пред Сыном Своим, чтобы Он призрел с высоты на город сей и обитель сию.
Отпев благодарственный канон Пресвятой Богородице и совершив правило, блаженный Иоанн сел, чтобы отдохнуть. Но в это время пришел к нему благочестивый князь Борис Константинович. Приняв от святого благословение и помолившись, стал он беседовать с ним наедине о пользе душевной. Полный благочестивых мыслей, князь исповедал ему такое свое благое намерение:
– Благослови меня, отче святой, и помолись прилежно Господу Богу, чтобы Он, ради святых молитв твоих, сподобил меня получить желаемое. В державе нашей, в городе Суздале, нет общежительной иноческой обители. Если бы Господь помог мне, твоим молением, создать каменную церковь во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, честного Его Преображения, и при ней воздвигнуть обитель. Таково мое сердечное желание. Благослови меня, отче, и умоли о сем Бога. Я же, молитвами твоими, отправлюсь в Нижний Новгород, в обитель Печерскую великого преподобного отца Дионисия 6723 . Там я попрошу его дать мне одного из учеников его, кто был бы искусен в создании храма Божия и в устроении монастыря. Святой Иоанн сказал:
– О, князь великий, доброго дела желаешь ты – Господь Бог да будет помощником тебе и правителем твоего душеполезного начинания и да охранит путь твой.
Сотворив молитву за князя, епископ благословил его, дал ему духовное о Христе целование и отпустил его с миром. Благочестивый же князь Борис возрадовался радостью великою и отправился в Нижний Новгород, в честную обитель Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, к преподобному отцу Дионисию, которого он и ранее посещал, ради его молитвы и благословения. Любя сию обитель Печерскую, князь снабжал ее всем необходимым. Братии в то время было в ней 780 человек.
Прибыв в монастырь, князь Борис уединился в келлию с преподобным Дионисием, долго с ним беседовал о пользе душевной и рассказал ему о святом епископе Иоанне и о житии его, как он призревает убогих, посещает больных и помогает вдовицам, и как он благословил его построить общий монастырь на собрание иноческого жительства. Поклонившись преподобному Дионисию до земли, князь сказал:
– Благослови меня, отче, и дай мне из обители одного из учеников твоих, который был бы искусен в построении монастыря, чтобы не возвратиться мне в Суздаль без исполнения желания моего.
Преподобный же Дионисий возблагодарил за все Бога, воздал Ему хвалу за неизреченное Его милосердие и сказал:
– О, князь, ты устрояешь благое дело. Господь наш, Иисус Христос, да поможет твоему душеполезному начинанию и да наставит тебя в твоем стремлении к благочестию, ибо «всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» ( Иак.1:17 ).
Сотворив молитву, преподобный Дионисий благословил князя и, обещав все, чего тот просил, отпустил его с миром. Благочестивый князь Борис Константинович исполнился радости и веселия, ибо Господь сподобил его получить желаемое, и отправился в обратный путь, в город Суздаль. В то же время велел он возить камень и известь на создание обители.
Преподобный же Дионисий, по просьбе князя, избрал из братии своего монастыря благопослушливого ученика, именем Евфимия .
– О, чадо, – сказал преподобный Евфимию, – не унывай в скорбях, Господь тебе помощник и руководитель во всяком благом деле; иди в богоспасаемый город Суздаль. Там, в преславном храме Пресвятой Богородицы, ты увидишь священного епископа Иоанна.
Тогда блаженный Евфимий был еще молод летами, но духовною мудростью превосходил старцев, украшенных многолетними сединами. Было ему всего 36 лет. Приняв от преподобного Дионисия молитву, как копие острое против видимых и невидимых врагов, Евфимий пошел на запад от обители.
И дал ему Господь силы совершить свой путь легко и без замедления и скоро он достиг города Суздаля. Увидев чудный и прекрасный храм во имя Божией Матери, Евфимий вошел в него и поклонился пред святыми иконами Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и всех святых. Совершив метание пред епископом Иоанном, он просил его о благословении и молитве. Иоанн благословил Евфимия, дал ему о Христе целование и ввел его в епископские палаты.
Здесь он много беседовал с Евфимием о пользе душевной; по беседе же они вознесли Господу всенощную молитву, чтобы Он послал им в помощь ангела, наставника верного. Когда занялась заря, святой Иоанн, совершив обычные утренние песнопения и преподав мир, облобызал Евфимия и отпустил его.
На другой день, в воскресенье, по окончании утрени и Божественной литургии, епископ Иоанн снова позвал Евфимия для духовной беседы.
Узнав о прибытии великого князя Бориса Константиновича в Суздаль, Евфимий пошел к нему. Князь был весьма рад его посещению, принял его с великой честью и сказал ему, что желал его прихода, «как лань желает к потокам воды» ( Пс.41:2 ).
После долгой беседы пошли они к преосвященному епископу Иоанну и вкусили хлеба на трапезе его. Князь Борис Константинович поведал блаженному Иоанну все по ряду о преподобном Дионисии Печерском, о житии его, великих трудах и подвигах.
Иоанн сказал на сие:
– О, князь, без колебания и сомнений исполняй то, что начал, по слову апостола: «кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией» ( 1Тим.3:5 ). Благому началу должно ожидать от Бога и благопотребного конца. Ты ведь уже принял благословение и молитву от честного и святолепного старца, преподобного Дионисия, и ныне он послал к тебе благопослушливого своего ученика, трудоположника и постника, сего Евфимия, который, по благодати Божией, может дело твое начать и совершить и быть в сих подвигах о Христе образцом для других людей.
Тогда князь встал с места своего и поклонился епископу до земли, прося его пойти с ним и Евфимием на место будущего монастыря, где им укажет Господь: И пошли они на изыскание места сего, со всем священным собором и клиром, с крестами и иконами, воспевая молебные песни. С ними пошли сановники, князья и бояре, и множество народа, мужи, жены и дети. На пути полагали пред Иоанном расслабленных, прося у него исцеления. Святой возносил о исцелении их тайную молитву к Богу, возлагал на них крест и руки свои и окроплял их святою водою – и с того часа прекращалась болезнь их, и целовали они ноги святого, благодаря Бога. Весь народ был объят великой радостью, все изумлялись и говорили, что святитель подобен святому Григорию епископу Акрагантийской церкви 6724 .
Так шли, окруженные народом, великий князь, святой Иоанн и блаженный Евфимий, воспевая молебные песнопения. Наставляемые Богом, вышли они за город, обозрели окрест града на все четыре стороны, и пошли на северную сторону, вверх по реке, называемой Каменка, на которой был построен их город. Здесь, близ города, на берегу реки на высокой горе нашли они место, прекрасное видом и удобное для построения монастыря, и избрали его для сей цели. Святой Иоанн благословил и освятил со всем собором место сие и вознес ко Господу молитву:
– Господи Боже наш, Ты пролил кровь Свою во обновление святой Твоей Церкви; смиренно молимся Тебе ныне, положи благодать Святого Духа в основание храму, который будет создан Тебе на сем месте. Да будет он жилищем славы Твоей, да будет прославлено с ним величие Твое псалмами и песнопениями, и да получат молящиеся в нем от Тебя блага, коими исполнены небеса и земля. Спаси их, охрани от бед в будущем и сподоби славы Твоей.
По молитве святой Иоанн водрузил крест честный на поставление престола. благочестивый же великий князь взял своими руками лопату и стал копать ров для основания церкви. Сие было в 1352 году.
Помощью Божиею, была воздвигнута прекрасная каменная церковь , во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, честного и Боголепного Его Преображения. И всячески ее украсил благоверный великий князь, Святой же Иоанн поставил архимандритом блаженного Евфимия и повелел ему священнодействовать в митре, с палицею и с рипидами. Князь Борис Константинович даровал блаженному Евфимию все, что требуется для строения монастырского. Так начал устраиваться общежительный монастырь. В скором времени число братии в нем достигло до 300 человек.
В день честного праздника Преображения Господа нашего Иисуса Христа блаженный архимандрит Евфимий с прочими постниками и искусными иноками пришел из монастыря в епископский дом, к святителю Иоанну. И просили они святого, чтобы он отслужил у них в обители Божественную литургию. Получив согласие, архимандрит Евфимий тотчас возвратился в монастырь и вышел со всеми братиями навстречу епископу. Облобызав блаженного Евфимия, великий Иоанн вошел в церковь с ним и с прочими иноками, отраслями винограда Христова и овцами духовными, воспевая молебные песнопения. Во время литургии в церковь Преображения Господа нашего Иисуса Христа пришел благоверный великий князь Борис Константинович и увидел здесь чудное видение. Ему казалось, что с епископом служил облеченный в светлые ризы муж, сияющий образ коего был страшен и несказанен. По окончании литургии, улучив время, князь приступил к святому Иоанну и, поклонившись ему до земли, просил епископа объяснить виденное им. Епископ, не желая открывать тайны сей, сказал князю:
– О, князь, что ты видишь чудесного в том, что я служил Божественную литургию с добрым пастырем двора сего духовного словесных овец. С нами были здесь лишь священноиноки, которых твое величество знает; другого же священника с нами не было.
Но князь продолжал умолять святого Иоанна, чтобы тот объяснил ему видение. Тогда святой сказал ему:
– Если Бог открыл тебе видение, я ли могу сие утаить? – То был ангел Господень, который не только ныне, но и всегда, посещением Божиим, сослужил мне недостойному. Но не рассказывай никому о виденном тобою, пока я жив.
Так говорил святой, ибо не любил он, смиренный, чтобы дела его добрые и мзда, принимаемая им от Бога, были ведомы другим людям. И когда его вопрошали, какая добродетель высшая, он отвечал: «творимая тайно».
Блаженный Евфимий с братиею умолил благоверного князя и святого епископа Иоанна, чтобы они удостоили трапезу своим участием. Когда трапеза была приготовлена, все они воздали Господу благодарение и, насытившись, стали вести духовную беседу. Тогда, по желанию великого князя и по прошению архимандрита Евфимия и бывших с ним иноков, блаженный Иоанн произнес слово учительное: – Отцы и братия, не подобало бы мне, недостойному и немощному, поучать вас о душевной пользе. Всем ведомо, что всякому желающему спастись следует прежде всего соблюдать веру и вести жизнь сообразно с нею. Ибо жизнь воздержная, но без правой веры, не принесет пользы; также и вера без благих дел не может приблизить нас к Господу. Но для совершенства следует, чтобы было и то и другое. Вера же должна быть «действующая любовью» ( Гал.5:6 ). Любовь – начало всех добродетелей, все они произошли от нее. Следует нам удаляться от злых дел и держаться добрых, помышляя о том лишь, что достойно небес. Следует нам, согласно Христову Евангелию, жить в смирении, послушании, в чистоте, воздержании от телесных наслаждений, в любви, милосердии, человеколюбии и в страхе Божием по слову: «трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь» ( Пс.118:120 ). Не следует нам пропускать времени для своего исправления; мы не знаем, что принесет нам завтрашний день, ибо, задумав многое, часто на другой день мы ничего из задуманного не достигаем. Итак, если мы будем удаляться от зла и возревнуем указанным добродетелям, то спасемся и, шествуя узким и прискорбным путем, достигнем Царствия небесного.
По окончании беседы сей, святой Иоанн удалился к себе в дом епископский. Видя чистое житие его, диавол, искони приносящий вред роду человеческому, воздвиг брань на праведного. Диакон преподобного, именем Елевферий, с некоторыми церковниками уговорил некую любодеицу, обещав ей много серебра, и стали они искать удобного случая, чтобы оклеветать епископа перед князем. Они возбудили народ и, придя в епископский дом, изгнали святителя Иоанна с бесчестием и поруганием из города. Он же, памятуя незлобие своего владыки Иисуса Христа, ничего не сказал против их ожесточенного нападения, но, выходя из города, обратился лицом на восток и, воздвигнув руки свои к небу, молился Богу о ненавидящих его, говоря:
– Господи! не вмени им сего в грех.
И тотчас, когда молитва еще была на устах его, гнев Господень поразил церковников, объял их страх и трепет, тьма покрыла их; они совершенно ослепли и нуждались в вежде. Видя сие, народ пал к ногам святого и с воплем и слезами просил прощенья. Святой простил их и благословил. Каясь в грехе своем, Елевферий со слезами припал к ногам Иоанна, говоря:
– Помилуй меня, раб Божий, и прости мне, смиренному, беззаконный и преступный замысел мой против тебя. Жив Господь Бог мой, не отступлю я от святых ног твоих, пока ты не обещаешь прощения в беззаконном моем замысле. Не поминай сделанного мною зла, отче преподобный.
И долгое время повторял сие преподобному Елевферий. Блаженный же Иоанн отвечал:
– О, человек, не мы должны обещать прощение, как думаешь ты, но только Один Милосердый Бог может прощать. Исцеляет язвы душ наших Тот, Кто претерпел ради нас страдания. Он дарует нам прощение в прегрешениях наших и очистит нас, ибо Он взял на себя грехи мира.
Подняв Елевферия с земли, Иоанн сказал ему:
– Господь, чадо, простит тебя.
Святой помолился пред всем народом за согрешившего Елевферия, и за церковников, совращенных им, и осенил их крестным знамением. Они тотчас прозрели. Ужаснулись все люди и прославили Бога, творящего дивные чудеса святыми Своими.
На месте чуда, совершенного святым Иоанном, суздальские граждане задумали создать церковь во имя чуда святого архистратига Божия Михаила в Хонех, ибо чудо было совершено епископом в день празднования чуда архистратига Михаила. По благословению святителя Иоанна вскоре была создана сия церковь и граждане отделили для церкви часть своих земель и назвали их, по имени святителя, селом Ивановским 6725 .
Однажды к святому Иоанну пришел благоверный князь Андрей, брат великого князя Бориса Константиновича. После обычного благословения и молитвы, князь сказал епископу:
– О, святой угодник Божий, хочу я просить тебя об одном благодеянии.
Добрый же тот пастырь отвечал:
– Ничто тебе не возбраняется.
– Желаю я, чтобы ты дал мне благословение на создание монастыря инокиням, – ибо чудо случилось со мною. Плыли мы однажды по Волге от Нижнего Новгорода, и вот на реке поднялся такой сильный ветер, что от множества великих волн ладьи начали сокрушаться, и всем угрожала смерть. Тогда плаватели стали молить Бога; с ними и я молился, чтобы Господь избавил нас от угрожающего несчастья. И дал я обет Богу построить церковь во имя Пресвятой Богородицы, в честь и славу Ее Покрова, и устроить монастырь, на жилище и покой инокиням. Тотчас прекратилось на реке волнение и настала тишина. Ныне время исполнить обет мой.
Епископ ответил на это:
– Не препятствую в твоем желании.
Благоверный князь сказал:
– Пошлем за преподобным отцом, архимандритом Евфимием, и попросим у него места, на берегу реки, где удобно было бы построить монастырь.
Посоветовавшись, они послали за архимандритом. Тот пришел, поклонился им и спросил:
– Зачем вы звали меня, господа мои? Для чего надобно было мни прийти к вам?
Они сказали:
– Дай нам место, длиною и шириною в 7 саженей; ибо, с Божиею помощью, хотим мы построить монастырь на той реке, где витаешь ты, пастырь добрый и делатель Христова винограда.
Князь поведал ему о случившемся с ним на Волге и обет свой, – как он обещал устроить монастырь на жительство инокиням. Блаженный же Евфимий сказал:
– О, князь! Господня земля и концы ее. Если Богу сие угодно – да будет благословенно место, которое ты требуешь для создания монастыря.
Князь поклонился блаженному Евфимию и дал ему в монастырь обильную милостыню. Затем, он избрал место на реке Каменке, против монастыря преподобного Евфимия. Здесь, с Божиею помощью, была построена деревянная церковь , во имя Пречистой Богородицы, в память славного Ее Покрова и устроена обитель 6726 . Сие было в 1364 году. Старейшинство в обители епископ Иоанн вручил племяннице блаженного Евфимия, которую он перевел сюда из лавры святого великомученика Александра, находившейся в том же городе Суздале, на горе 6727 . Спустя некоторое время, обитель посетил епископ Иоанн, похвалил и благословил ее и, поучив о пользе душевной, удалился в дом свой.
Так заботился святитель Иоанн о своем духовном стаде, приводя его на пажить духовную. И просиял сей святитель как звезда не только в Суздале, но и в дальних странах. Правя Богоугодно своею о Христе паствою, достиг он святолепной старости.
Оставив престол епископский 6728 , удалился он в Боголюбскую обитель Пресвятой Богородицы 6729 , где постригся в схиму и жил в непрестанном безмолвии.
Когда приблизилось время его блаженной кончины, святой Иоанн заболел, но ненадолго. В час разлучения с телом он причастился святых и пречистых Таин Тела и Крови Иисуса Христа, Господа нашего, и почил о Господе в 1373 году, октября месяца в 15-й день. Святые мощи его с песнопениями были перенесены в город Суздаль.
Когда в Суздале узнали о преставлении святого Иоанна, епископ Дионисий и прочие духовного и мирского звания люди вышли из города со свечами и кадилами навстречу мощам святого. Встретив их благоговейно, с честью положили их в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, на правой стороне, где они почивают под спудом нетленными и доныне, помогая и исцеляя приходящих с верою, во славу Христа Бога нашего, Ему же слава во веки.
В 1743 году, 27 октября, в день памяти святого мученика Нестора, при гробе святого Иоанна совершилось чудо.
После обычного благовеста к утрени, за три часа до рассвета, перед самым концом полунощницы, когда церковный сторож вышел из соборной церкви Рождества Богородицы, чтобы дать знак к звону, в церковь вошел человек босой и в одном распахнутом кафтане. Тотчас он устремился за правый столп, к ракам святых чудотворцев Иоанна и Феодора, епископов Суздальских, и воскликнул:
– Святителю, отче Иоанне, угодник Христов, помилуй меня. Затем он, рыдая, пал ниц.
Слыша необычный вопль пришельца, бывшие в храме священнослужители подошли к нему, подняли с земли и стали спрашивать, кто он, и какая причина вопля его. Он же со слезами поведал следующее:
– Зовут меня Иваном Васильевым Жинкиным, я из посада сего города; с марта месяца одержим я тяжелою болезнью – правая рука и левая нога отнялись у меня и язык перестал двигаться; ничего я не мог ясно сказать в то время; произнося глухие и неясные звуки, я давал знаки левою рукою. Вечером сего дня, лежа на одре моем, я начал плакать, поминая свои грехи, коими я прогневал Господа Бога. И стал я в уме моем призывать на помощь Матерь Божию, святая икона Коей была близ одра моего, и вместе с нею угодников Божиих, святителей и чудотворцев Иоанна и Феодора, епископов Суздальских, и преподобного чудотворца Сергия, игумена Радонежского. Все домашние мои в то время спали, ибо была уже глубокая ночь. Во время плача моего увидел я, что в комнате, где я лежал, воссиял свет. И вот явился муж, облеченный в светлую одежду. Став близ одра моего, он воздвиг руки свои к небу и молился:
– Милосердый Господи, помилуй создание Твое.
Слыша сие, я перестал ощущать в себе болезнь, и дерзнул вопросить явившегося:
– Кто ты, святой Божий.
Он же ответил:
– Я Иоанн, епископ Суздальский; иди в соборную церковь , где лежат мои мощи, и там получишь полное исцеление болезни твоей.
Я хотел припасть к честным и святым его ногам, но он тотчас стал невидим, исчез и свет, сиявший в жилище. Встав с одра, на коем лежал восемь месяцев, я почувствовал себя здоровым и тотчас пошел в соборную церковь , воздавая Божию угоднику благодарение.
Выслушав слова исцеленного, изумленные священнослужители послали церковного сторожа в дом его, бывший близ Васильевского монастыря, известить о происшедшем его домашних. Домашние исцеленного были весьма изумлены, не найдя его дома. Вскоре в соборную церковь пришли мать и жена его, принесли ему обычную одежду и возвестили находившимся там, что сей Иван действительно был одержим тяжкою болезнью, и что они не знают, как он исцелился. Падши ниц у святых мощей угодника Божия, они воздали с теплыми слезами великое благодарение святителю чудотворцу Иоанну и, отслужив молебен, удалились в дом свой.
Исцеленный же не пошел с ними, но пробыл три дня у соборной церкви, слушая со слезами пение церковное. Спустя три дня он очистил себя таинством покаяния пред отцом своим духовным, священником Васильевского монастыря, и, причастившись в монастыре Тела и Крови Христовых, удалился в дом свой, радуясь, славя и благодаря Бога и величая заступление и помощь великого святителя и чудотворца Иоанна, епископа Суздальского. Писание о сем чуде засвидетельствовал Иван подписью исцелевшей правой руки своей, с ним засвидетельствовали чудо и присутствовавшие тогда в храме священнослужители.
Тропарь Иоанну, еп. Суздальскому:
Управляя Церковь Божию Соборную и Апостольскую, соблюдая заповеди Божия, вельми добре упас стадо словесных овец; зломысленным церковником молитвою своею прозрети повеле, и научи, якоже прежде святый Леонтий, поспешник спасению Русския земли, учитель Ростовский, прежде связа и паки благослови; тако святый епископ Суждальский, напастем, притекающим к тебе, избавниче, чудотворче Иоанне, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Тропарь Иоанну и Феодору, епп. Суздальским:
Яко апостолом единонравных учителей Суждальския страны, и целителей душ и телес премудрых, и служителей Богу благоприятных, к ракам честных мощей ваших притекающе, ублажаем вас, святителие Богоблаженнии, Феодоре и Иоанне, в песнех же и пениих, радующеся, славим Христа, даровавшаго вам благодать исцелений и граду нашему Суждалю великое в вас утверждение.
* * *
Изложено на основании жития, составленного во второй четверти XVII века иноком Спасского Евфимиева монастыря Григорием, который пользовался местными преданиями и письменными источниками.
Борис – праправнук Андрея, сына св. Александра Невского
Церковь сия построена в первые времена христианства в Суздале и перестраивалась несколько раз. Каменная церковь была заложена в 1221 году великим князем Георгием Всеволодовичем, обновлена в 1528 году. В церкви находятся раки с нетленными мощами святителей и чудотворцев Иоанна и Феодора, епископов суздальских. В алтаре церкви, за жертвенником, стоит крест, в подножии коего в серебряном ковчеге имеется часть животворящего древа Креста Господня. В церкви находится чудотворный образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, именуемой Смоленскою. Образ сей был перенесен сюда во время епископства святого Иоанна из Городца.
1Кор. 3:12 .
Есть известия, что святой Иоанн усердно сеял семя слова Божия между мордвою, которая частью была покорена отцом великого князя Бориса, Константином.
Святой Дионисий Суздальский – основатель Печерского монастыря, в 5 верстах от Нижнего Новгорода. Святой Алексий митрополит поставил его во епископа Суздаля (первый или второй епископ после святого Иоанна). От патриарха Константинопольского святой Дионисий был посвящен во архиепископа и чрез два года в митрополита Киевского. Скончался в 1384 году; память его празднуется 26 июня.
Святой Григорий, епископ города Агригента в Сицилии, прославился таким обилием даров духовных, что одним прикосновением руки исцелял болезни. Память его празднуется 23 ноября
На покрове, положенном на гроб святого Иоанна, в 1578 году княгинею Евпраксиею, супругою удельного князя Владимира Андреевича, вышит тропарь, в коем сказано: «Злоумышленным церковником молитвою скоро прозрети повеле и научи, яко же прежде св. Леонтий, – связа и паки благослови».
Преподобный Евфимий предсказал славу сей обители. Здесь впоследствии приняла пострижение супруга великого князя всея России Василия Иоанновича, Соломония, нареченная в иночестве Софиею. Пробыв в монастыре 17 лет, она скончалась в 1542 году, декабря 16. Мощи ее лежат в раке под спудом, под папертью Покровской церкви.
Девичий монастырь св. мученика Александра, по преданию основанный св. Александром Невским, в честь тезоименного ему святого.
После смерти князя Андрея Константиновича в 1365 году открылись сильные споры между братьями его, князьями Борисом и Дмитрием. Тогда Суздаль, Нижний Новгород и Городец были причислены к митрополичьей кафедре.
Близ города Владимира.
Акафист святителям Феодору и Иоанну, епископам Суздальским, чудотворцам
Кондак 1
Избраннии угодницы Господни и пастырие предобрии Церкве Христовы, града Суждаля заступницы и теплии о душах наших молитвенницы Феодоре и Иоанне, отцы богоноснии, пение похвальное вам от усердия приносяще, молим вы и просим: яко имущии дерзновение ко Пресвятей Троице, предстательством вашим от всяких бед нас свободите, и наследники Царствия Небеснаго нас соделайте, да благодарственно вам вопием:
Радуйтеся, святителие Феодоре и Иоанне, предивнии чудотворцы.
Икос 1
Ангелов подражатели и человеков наставницы святителие божественнии, вы, яко ангели благии хранители, Отечество ваше земное свыше отечески назираете, богоприятными молитвами вашими, вся благая и душеполезная нам у Господа ходатайствуете, нетлением мощей ваших и чудесы преславными уверяюще нас, яко и по смерти живы суще, вся можете о укрепляющем вас Христе. Темже и зовем к вам с любовию теплою:
Радуйтеся, православия насадители.
Радуйтеся, благочестия подвижницы.
Радуйтеся, апостолов достойнии преемницы.
Радуйтеся, Евангелиа Христова неутомимии благовестницы.
Радуйтеся, первопастырие святыя Суждальския Церкве.
Радуйтеся, столпи непоколебимии непорочныя веры.
Радуйтеся, вдов и сирот питателие и заступницы.
Радуйтеся, безпомощных скории помощницы.
Радуйтеся, болящих врачеве благодатнии.
Радуйтеся, о любящих и чтущих вас предстателие.
Радуйтеся, светильницы богосветлии, душы наша озаряющии.
Радуйтеся, отцы премилостивии, дары спасительныя обильно нам низпосылающии.
Радуйтеся, святителие Феодоре и Иоанне, предивнии чудотворцы.
Кондак 2
Видя Господь всю пагубу душ человеческих, идолослужением языческим омраченных, по неизреченному человеколюбию Своему, восхоте призвати я к свету истинныя веры, и тебе, отче Феодоре, избрав в сие великое служение, да благовестиши людем Суждальским Евангелие Христово, и будеши пастырь добрый новопросвещенным и словесным овцам, словом и примером наставляя их богоугодно пети всех Творцу: Аллилуиа.
Икос 2
Разум благодатный воистину являете отцы богоноснии, делы и словесы вашими, все бо житие ваше земное бысть исполнено всяких добродетелей. Темже и Христос, видя ваша добрая дела, чудесы преславными обогати вас при жизни и по смерти, и сподоби вечнаго предстояния у Престола Своего Божественнаго, идеже созерцающе величество славы Его, и наслаждающеся блаженства райскаго, помяните ны чтущыя вас звании сими:
Радуйтеся, нищету духовную возлюбившии.
Радуйтеся, непорочное сердце стяжавшии.
Радуйтеся, милости и сострадания преисполненнии.
Радуйтеся, сотворившии и научившии, и велии нареченнии во Царствии Небеснем.
Радуйтеся, Духа Святаго сосуди избраннии.
Радуйтеся, друзи Христови возлюбленнии.
Радуйтеся, терпения и кротости образы преизящнии.
Радуйтеся, святителям похвало и иноком наставницы.
Радуйтеся, христоименитым людем ко спасению руководителие.
Радуйтеся, скории о душах наших предстателие.
Радуйтеся, безмезднии телес наших целебницы.
Радуйтеся, святителие Феодоре и Иоанне, предивнии чудотворцы.
Кондак 3
Сила Божия осени тя, святителю отче наш Иоанне, егда напрасное изгнание от престола твоего святительскаго незлобиво претерпел еси, подражая Агнцу Божию, вземшему грехи мира и от иудей пострадавшему даже до смерти на Кресте, Егоже Крест и страдания поминая, нивочтоже вменил еси поругания и изгнание, зовый скорбьми испытывающему тя Подвигоположнику Иисусу: Аллилуиа.
Икос 3
Имея вас святителие Христови, светильники чудесы присно сияющыя, Церковь Суждальская светло о вас красуется, яко невеста преукрашенная ваших подвигов красотою, и благодаряще Церкве Зиждителя, вам, Его избранным угодником, сия песненныя дары приносит, глаголюще:
Радуйтеся, иерарси богомудрии, тьму языческую разгнавшии.
Радуйтеся, архипастырие ревностнии, ко Христу приведшии многия душы человеческия.
Радуйтеся, яко мзда ваша многа на небесех есть.
Радуйтеся, яко восприясте почести вышняго звания.
Радуйтеся, наследницы славы невечерния.
Радуйтеся, сопричастницы радости нетленныя всех святых.
Радуйтеся, пищи райския обильно наслаждающиися в селениих праведных.
Радуйтеся, обретшии вечное всесветлое место упокоения.
Радуйтеся, благодатию Божиею ведущии вся наша скорби и нужды.
Радуйтеся, не оставляющии нас своею любовию и отеческим состраданием.
Радуйтеся, присно просящии нам у Господа дары благости Его.
Радуйтеся, никогдаже забывающии нас в молитвах ваших благоприятных у Престола Христова.
Радуйтеся, святителие Феодоре и Иоанне, предивнии чудотворцы.
Кондак 4
Буря злобы языческия возшуме на тя, святителю Феодоре, егда пастырски подвизался еси о просвещении верою Христовой людей Суждальских: обаче ты, яко воин добрый Царя Небеснаго, кротостию злобу побеждал еси, старцы и юныя умоляя с долготерпением многим и любовию отеческою, оставити суетное служение идолом, и познати истиннаго Бога, в Троице славимаго и покланяемаго, Емуже присно пел еси: Аллилуиа.
Икос 4
Слышим вы, отцы богоноснии, и по смерти, яко трубами многогласными, чудесы вашими блговествующыя нам всемощную Силу Христову, Еюже смерть попрася и живот вечный даровася человеком, Еюже и ваша телеса нетленна пребывают, подвизающе на чада ваша чествовати вас похвалами сими:
Радуйтеся, нетления благоухающии цветы.
Радуйтеся, безсмертия богосветлии и немерцающии лучи.
Радуйтеся, смирением высокая стяжавшии.
Радуйтеся, нищетою временною богатство вечное улучившии.
Радуйтеся, яко память ваша с похвалами до днесь во Святей Церкви.
Радуйтеся, яко имена ваша честна и благословенна в пастве вашей.
Радуйтеся, Российския страны благодатное удобрение.
Радуйтеся, града Суждаля сокровища пребогатая.
Радуйтеся, соборнаго храма Богоматере первейшая украшения.
Радуйтеся, подателие неоскуднии исцелений.
Радуйтеся, источницы неистощимии чудес.
Радуйтеся, молитвами вашими спасающии нас от всяких бед.
Радуйтеся, святителие Феодоре и Иоанне, предивнии чудотворцы.
Кондак 5
Боготечней звезде подобен был еси, святителю Иоанне, сиянием кротости твоея, мрак злобы и клеветы разогнавый. Егда бо клеветницы лукавии на тя возсташа, и на изгнание поносное тя осудиша, ты молитву усердную о них ко Господу принесл еси, и став пред всеми людьми Суждальскими руце твои преподобныя горе воздвигл еси: и абие клеветницы твои слепотою объяти быша, и вину свою пред всеми исповедаша, людие же вси, заблуждение свое познавше, прощения у тебе просиша и на престол святительский с честью тя возвратиша. Ты же и врагов твоих ослепших помиловал еси, и исцеление им подал еси, зовущым в покаянии глубоцем: Аллилуиа.
Икос 5
Видим вы, святителие Христови, очами веры у Престола Божия предстоящыя и за нас грешных молящыяся, и вашим заступлением обретающе в скорбех утешение, в недузех исцеление, в бедах скорое вспоможение, величаем возвеличившаго вас Царя Славы Христа, вам же, теплым предстателем нашым, от любве сердечныя вопием:
Радуйтеся, ангелов сожителие.
Радуйтеся, святых всех приснии друзи.
Радуйтеся, Божия благодати таинницы.
Радуйтеся, во благоухании святыни почивающии.
Радуйтеся, вся благая прошения наша исполняющии.
Радуйтеся, скории утешители скорбных сердец.
Радуйтеся, скоропослушливии предстатели сущих в бедах.
Радуйтеся, старых в изнеможении укрепление.
Радуйтеся, юных к благочестию утверждение.
Радуйтеся, младенцев милостивии наказателие.
Радуйтеся, грешных к покаянию наставницы.
Радуйтеся, святителие Феодоре и Иоанне, предивнии чудотворцы.
Кондак 6
Проповедника богопросвещенна и апостолом Христовым единонравна, вемы тя святителю Феодоре: благодать бо Господня излияся во устех твоих, преподобне, и дар Божий спасительный, по имени твоему, воистину был еси людем Суждальским, словом и примером равноангельскаго жития твоего приводя их к познанию Христову, и поучая сердцем и усты воспевати Спасителю мира: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиясте отцы всеблаженнии, в стране Суждальстей, светом добродетельнаго жития вашего, яко светила богосветлая, и просветисте нощь глубокую идолослужения, лучами познания Христова: но и ныне, аще вратами смерти и во гробы снидосте, не престаете озаряти наша темныя душы благодатными лучами, да вас немолчно ублажаем благохвалении сицевыми:
Радуйтеся, милость и сострадание ко всем являющии.
Радуйтеся, тяжкия грешники от рова погибельнаго исхищающии.
Радуйтеся, пастырие добрии, присно готовии спасати от бед словесную вашу паству.
Радуйтеся, волку душегубительному не попускающии расхитити Богом врученное вам стадо.
Радуйтеся, звезды непрелестнии, путь ко спасению нам верно указующии в житейстем плавании.
Радуйтеся, облацы росоноснии, зной страстей наших прогоняющии.
Радуйтеся, фимиам молитв за нас Богу приносящии.
Радуйтеся, сладкою вонею благоухания Христова, сердца наша услаждающии.
Радуйтеся, венцами рукою Вседержителя украшеннии.
Радуйтеся, на Небеси Престолу Владычню покланяющиися.
Радуйтеся, собеседницы пресветлых горних сил.
Радуйтеся, заступницы усерднии земнородных.
Радуйтеся, святителие Феодоре и Иоанне, предивнии чудотворцы.
Кондак 7
Хотя Господь явити житие твое ангелоподобное, отче Иоанне, благоволи послати сослужебника тебе во время совершения Божественныя Литургии, ангела святаго, егоже видети сподобився благоверный князь Суждальский Борис, позна тя избранника Божия и великаго иерарха Христова, достойнаго еще во плоти сослужения ангельскаго, и о сем благодарственно возгласи ангелов и человеков Создателю: Аллилуиа.
Икос 7
Новопросвещеннии люди Суждальстии вас обретоша святителие Божии, пестуны искусныя и попечители ревностныя, на спасения стезю их наставляющыя, и всяку тьму нечестия сиянием учений ваших разгоняющыя. Темже яко проповедников благословенных, мы чада суще оных, ихже вы ученьми своими ко Христу приведосте, ваши труды и подвиги усердно поминаем, и зовем:
Радуйтеся, Троицы Живоначальныя священнотаинницы честнии.
Радуйтеся, таинств божественных совершители непорочнии.
Радуйтеся, немудрых наказателие благоискуснии.
Радуйтеся, языческаго нечестия крепцыи искоренители.
Радуйтеся, сеятели благочестия христианскаго предобрии.
Радуйтеся, нивы Господней делателие трудолюбивии.
Радуйтеся, вернии раби Небеснаго Домовладыки.
Радуйтеся, Учителя Христа ученицы добропослушливии.
Радуйтеся, смирения Его нелицемернии подражатели.
Радуйтеся, кротости Его вернии последователи.
Радуйтеся, любовию Его преисполненнии.
Радуйтеся, милосердие Его себе стяжавшии.
Радуйтеся, святителие Феодоре и Иоанне, предивнии чудотворцы.
Кондак 8
Странник и пришлец в земли Суждальстей был еси, святителю отче Феодоре, вышняго града Иерусалима Небеснаго взыскуя злострадании многими, и сия мужески претерпевая любве ради Христовы, ово от потемненных злобою идолослужителей, ово же от исконнаго врага спасения человеческаго, егоже всю силу терпением крепким и молитвами непрестанными до конца победил еси, и ныне со ангелы и мученики песнь победную поеши Подвигоположнику Христу: Аллилуиа.
Икос 8
Всем к вам молитвенно прибегающым, чудотворцы святии, любовь и благосердие ваше обильно являете, и многажды самая прошения наша исполнением предваряете: ибо дадеся вам велия благодать от Господа, болезни исцеляти, духи нечистыя изгоняти, разслабленныя возставляти, яко воистинну преемником апостольским и верным последователем Евангелиа Христова, Егоже обетования неложная туне подаете всем требующым дары целебныя, и за сие слышите пение таковое:
Радуйтеся, маслины благоплодныя, елей милости Божия нам источающии.
Радуйтеся, кедри благосеннолиственнии, в зной страстей нас покрывающии.
Радуйтеся, крини благовоннии небеснаго прозябения.
Радуйтеся, чудная древеса рая Иисусова.
Радуйтеся, плод сторичный принесшии на пажити Святыя Церкви.
Радуйтеся, вертоград Церкве Святыя труды вашими благовозделавшии.
Радуйтеся, новосаждения спасительная в нем возрастившии.
Радуйтеся, благословия органи изряднии.
Радуйтеся, евангельския проповеди трубы доброгласныя.
Радуйтеся, истиннии хранителие апостольских преданий.
Радуйтеся, Суждальския церкве украшение неотъемлемое.
Радуйтеся, святителие Феодоре и Иоанне, предивнии чудотворцы.
Кондак 9
Всею душею возлюбив избранника Божия Евфимиа, ты отче Иоанне, был еси ему помощник усерден в устроении обители его святыя, и друг присный во вся дни живота твоего. Темже ныне, в обителех горних вкупе обретше вечное блаженное упокоение, неразлучно в Бозе пребываете, и поете святых святейшему Слову: Аллилуиа.
Икос 9
Витии многовещаннии и доброгласнии не возмогут воистинну изрещи все обилие чудес ваших, угодницы Божии, имиже при жизни и по смерти прославистеся от Господа, и прослависте имя Его Святое в стране Суждальстей, еяже просветители и хранители соделастеся благоволением всех Творца, подвизающаго нас вопити к вам хвалебно:
Радуйтеся, рукою крепкою люди Суждальския ко спасению путеводившии.
Радуйтеся, к спасительному познанию Христову тех приведшии.
Радуйтеся, яко Петр и Павел мрежею проповеди евангельския душы человеческия уловившии.
Радуйтеся, апостольски страну Суждальскую светом богопознания просветившии.
Радуйтеся, чудесы преславными проповеданнаго вами учения истину засвидетельствовавшии.
Радуйтеся, всякое нечестие языческое истребившии.
Радуйтеся, православия святые догматы незыбленно утвердившии.
Радуйтеся, яко вашим предстательством и до ныне град ваш в православии нерушимо пребывает.
Радуйтеся, орли небеснии, крилами молитв ваших от бед нас покрывающии.
Радуйтеся, теплотою любве вашея нас согревающии.
Радуйтеся, пищею нетленною слова Божия нас напитавшии.
Радуйтеся, святителие Феодоре и Иоанне, предивнии чудотворцы.
Кондак 10
Спасительнаго учения Христова великопроповедник и чудотворец показался еси, святителю Феодоре, и свято пожил еси на земли в подвизех и трудех непрестанных, возращая посеянная тобою в стране Суждальстей семена благочестия Христианскаго, во еже принести им плод сторичный твоим благопопечением. И тако совершив подвиг свыше тебе назначенный, в старости маститей прешел еси к обителем небесным, со ангелы пети Триипостасному Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Царя Небеснаго Христа служителие изряднии и воини добропобеднии, святителие божественнии Феодоре и Иоанне, темную силу душегубителя диавола крепко поправшии, и венцы победными свыше увенчаннии, подвизаете чудесы вашими верных соборы прославляти песньми духовными, подвиги святаго жития вашего, имже чудящеся, от любве сердечныя восклицаем вам радостно:
Радуйтеся, земнии ангели и небеснии человецы.
Радуйтеся, на небеси и на земли от Господа прославленнии.
Радуйтеся, блага нетленная унаследовавшии.
Радуйтеся, дары благодатныя щедро раздающии.
Радуйтеся, душевных и телесных недугов добрии целебницы.
Радуйтеся, милостивии страны Суждальския покровителие.
Радуйтеся, скорое вспоможение в бедах сущым являющии.
Радуйтеся, присно готовии на умоление прогневаннаго грехми нашими Творца.
Радуйтеся, со дерзновением многим предстательствующии за нас пред Престолом Вседержителя.
Радуйтеся, умилостивители известнии Небеснаго Отца.
Радуйтеся, непрестанно ходатайствующии пред благостию Его о мире всего мира.
Радуйтеся, праведно движимый на нас гнев Его молитвами вашими утоляющии.
Радуйтеся, святителие Феодоре и Иоанне, предивнии чудотворцы.
Кондак 11
Пение Пресвятей Троице в безмолвии ненарушимем возносити возжелев, святителю отче Иоанне, оставил еси престол твой святительский, и заключился еси в обители иночестей, да един Единому возлюбленному ти Иисусу послужиши в безмолвии и молитвах непрестанных, богомыслием восходя к совершенству духовному, и приуготовляяся к исходу радостному от земных к небесным, егоже улучив, со безплотными лики воспеваеши ныне вечнорадостную песнь Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светоподательным светильником подобны честныя раки, содержащыя в себе святыя и цельбоносныя мощи ваша иерарси Христови Феодоре и Иоанне: ибо свет невечерний возсияваете от них чудесы вашими, имже душы наша просвещаются познанием силы Христовой, еюже ваша тлению не причастная телеса, дивная и преславная знамения содевают, и вся приглашают песнословити к вам сице:
Радуйтеся, смертию временною пришедшии к жизни вечней.
Радуйтеся, облеченнии в светлую одежду чудотворнаго нетления.
Радуйтеся, от гробов ваших исцеления неоскудно источающии.
Радуйтеся, и самим призыванием честных имен ваших недуги врачующии.
Радуйтеся, слепых просветители.
Радуйтеся, разслабленных укрепители.
Радуйтеся, хромым правохождение подающии.
Радуйтеся, немым дар слова низпосылающии.
Радуйтеся, глухим слух отверзающии.
Радуйтеся, бесноватых от насилия демонскаго освобождающии.
Радуйтеся, многообразных немощей исцелители.
Радуйтеся, всем нам в час смерти усерднии защитницы.
Радуйтеся, святителие Феодоре и Иоанне, предивнии чудотворцы.
Кондак 12
Благодатных даров щедрии податели и милостивии отцы наши Феодоре и Иоанне, святителие всеблаженнии, Богу угодившии, и мзду небесную от Него восприявшии, и до ныне паству вашу отечески молитвенно назирающии и хранящии, молим вас, соделайте ны грешныя и недостойныя чада ваша, достойны последователи святаго жития вашего, и научите нас творити волю Божию, да покаянием очищени пред Господем, сподобимся вкупе с вами воспевати Ему на земли живых: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще многая и преславная чудотворения ваша, угодницы Божии, поминаем велию любовь вашу к пастве вашей земной, юже при жизни и по смерти показасте, и покланяемся с любовию нетленным и многоцелебным мощем вашым, пред ними же яко живым вам сущым с нами, от усердия к вам вопием:
Радуйтеся, благодетели наши, блага временная и вечная нам свыше подающии.
Радуйтеся, покровители наши, покровом молитв ваших, от всякаго зла нас соблюдающии.
Радуйтеся, руководители наши к горнему Иерусалиму нас путеводящии.
Радуйтеся, предстатели наши, от враг видимых и невидимых нас избавляющии.
Радуйтеся, сокровища нетленная, богатством милости вашея нас обогащающии.
Радуйтеся, одушевленнии храмы Святаго Духа, дарами Его светло блистающии.
Радуйтеся, Пресвятыя Троицы вернии служители и угодницы.
Радуйтеся, Пресвятыя Богородицы избраннии раби и угодницы.
Радуйтеся, архангелов и ангелов достойнии собеседницы.
Радуйтеся, пророков и апостолов истиннии подражатели.
Радуйтеся, великих учителей и святителей честнии последователи.
Радуйтеся, преподобных и праведных блаженнии сонаследницы.
Радуйтеся, святителие Феодоре и Иоанне, предивнии чудотворцы.
Кондак 13
О, чудотворцы предивнии и врачеве благодатнии, святителие Христови Феодоре и Иоанне! Зрите наша скорби и беды, наша болезни и озлобления, и благоутробно вонмите малому сему молению нашему и песнословию смиренному, еже милостивно приемше умолите всех Творца и Господа, избавити нас скорбей и болезней временных и вечных, и сподобити нас недостойных со ангелы и всеми святыми во Царствии Небеснем, пети Богу: Аллилуиа.
[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]
Икос 1
Ангелов подражатели и человеков наставницы святителие божественнии, вы, яко ангели благии хранители, Отечество ваше земное свыше отечески назираете, богоприятными молитвами вашими, вся благая и душеполезная нам у Господа ходатайствуете, нетлением мощей ваших и чудесы преславными уверяюще нас, яко и по смерти живы суще, вся можете о укрепляющем вас Христе. Темже и зовем к вам с любовию теплою:
Радуйтеся, православия насадители.
Радуйтеся, благочестия подвижницы.
Радуйтеся, апостолов достойнии преемницы.
Радуйтеся, Евангелиа Христова неутомимии благовестницы.
Радуйтеся, первопастырие святыя Суждальския Церкве.
Радуйтеся, столпи непоколебимии непорочныя веры.
Радуйтеся, вдов и сирот питателие и заступницы.
Радуйтеся, безпомощных скории помощницы.
Радуйтеся, болящих врачеве благодатнии.
Радуйтеся, о любящих и чтущих вас предстателие.
Радуйтеся, светильницы богосветлии, душы наша озаряющии.
Радуйтеся, отцы премилостивии, дары спасительныя обильно нам низпосылающии.
Радуйтеся, святителие Феодоре и Иоанне, предивнии чудотворцы.
Кондак 1
Избраннии угодницы Господни и пастырие предобрии Церкве Христовы, града Суждаля заступницы и теплии о душах наших молитвенницы Феодоре и Иоанне, отцы богоноснии, пение похвальное вам от усердия приносяще, молим вы и просим: яко имущии дерзновение ко Пресвятей Троице, предстательством вашим от всяких бед нас свободите, и наследники Царствия Небеснаго нас соделайте, да благодарственно вам вопием:
Радуйтеся, святителие Феодоре и Иоанне, предивнии чудотворцы.
Молитва святителем Феодору и Иоанну, епископом Суждальским, чудотворцем
О велицыи угодницы Христови и чудотворцы, святителие Феодоре и Иоанне! Се мы недостойнии и грешнии скорбьми многими угнетаемии, к вам усердно прибегаем, и с упованием крепким молимся: отцы богомилостивии и благопослушливии, милостивно услышите ныне глас наш молебный, и потщитеся на помощь нашу, и яко при жизни вашей всем скорбящым и озлобленным помощницы и утешителие бысте, тако и ныне любовь вашу к нам явите, благодатным действом благоприятных молитв ваших, претворяюще скорбь нашу в радость, печаль же на утешение: вся бо можете о укрепляющем вас Христе, Егоже вернии служители бысте; от Негоже приявше вся обетования благая, низпошлите и нам великую и богатую милость Господню, да воспоем и прославим дивнаго во святых Своих Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь Иоанну и Феодору, епп. Суздальским
глас 8
Я́ко апо́столом единонра́вных учи́телей Су́ждальския страны́,/ и цели́телей душ и теле́с прему́дрых,/ и служи́телей Бо́гу благоприя́тных,/ к ра́кам честны́х моще́й ва́ших притека́юще,/ ублажа́ем вас, святи́телие Богоблаже́ннии, Фео́доре и Иоа́нне,/ в пе́снех же и пе́ниих, ра́дующеся, сла́вим Христа́,/ дарова́вшаго вам благода́ть исцеле́ний// и гра́ду на́шему Су́ждалю вели́кое в вас утвержде́ние.
Перевод: Как единомысленных с апостолами учителей Суздальского края, и премудрых целителей душ и тел, и служителей Богу угодных, прославляем вас, приходя к ракам с почитаемыми мощами вашими, святители Богоблаженные, Феодор и Иоанн, в псалмопениях и песнопениях духовных, радуясь, славим Христа, даровавшего вам благодать исцелений и городу нашему Суздалю великую в вас силу.
Тропарь Иоанну, еп. Суздальскому
глас 8
Управля́я Це́рковь Бо́жию Собо́рную и Апо́стольскую,/ соблюда́я за́поведи Бо́жия,/ вельми́ до́бре упас ста́до слове́сных ове́ц;/ зломы́сленным церко́вником моли́твою свое́ю прозре́ти повеле́,/ и научи́, я́коже пре́жде святы́й Лео́нтий,/ поспе́шник спасе́нию Ру́сския земли́, учи́тель Росто́вский,/ пре́жде связа́ и па́ки благослови́;/ та́ко святы́й епи́скоп Су́ждальский,/ напа́стем, притека́ющим к тебе́, изба́вниче, чудотво́рче Иоа́нне,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Направляя Церковь Божию Соборную и Апостольскую, соблюдая заповеди Божии, весьма прекрасно упас стадо разумных овец, враждебным церковникам молитвою твоей повелел прозреть, сначала связав, а потом разрешив им грехи (Мф.18:18), тем самым вразумив их, как ранее святой Леонтий, помощник спасения Русской земли, учитель Ростовский, так и ты – святой епископ Суздальский, избавитель от напастей всех приходящих к тебе, чудотворец Иоанн, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Вернуться к списку