-
РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Терминалы для пожертвований
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
- Реставрация церковной утвари
Святитель Феодор, архиепископ Ростовский
Краткое житие святителя Феодора, архиепископа Ростовского [1]
В миру Иоанн, племянник и ученик преподобного Сергия Радонежского. В 12-летнем возрасте был отдан на воспитание Радонежскому игумену и тогда же пострижен им в иночество с именем Феодор. Под руководством святого св. Феодор быстро возрастал в духовной жизни и там же, в Троицкой обители, принял священнический сан. Когда молодой подвижник открыл духовному отцу свое желание основать особую общежительную обитель, преподобный Сергий, прозревая в ученике своем великого подвижника, благословил его избрать место для новой обители.
Св. Феодор облюбовал на берегу Москвы-реки местечко Симоново, и преподобный Сергий сам приходил посмотреть и благословить выбранное место. Здесь преподобным Феодором была построена церковь в честь Рождества Богородицы, а в 1380 г. в ней были погребены герои Куликовской битвы – схимонахи Александр и Андрей. Новый монастырь стал называться Симоновым. Будучи игуменом Симонова монастыря, преподобный Феодор, хотя и был отвлекаем общецерковными делами, однако неослабно руководил монастырской жизнью и воспитал многих подвижников, из которых наиболее известны преподобный Кирилл Белозерский и преподобный Ферапонт Лужецкий (Можайский).
Глубокий ум и монашеские подвиги святого снискали ему всеобщую любовь, а святой князь Димитрий Иванович Донской избрал его своим духовником и часто поручал ему важные церковные и государственные дела. Так, в 1381 г. святой ездил в Киев для приглашения на Московскую кафедру святителя Киприана; в 1383 г. с важным церковным поручением был в Константинополе. В 1388 г. преподобный Феодор вновь путешествует в Константинополь по делам Русской Церкви и возвращается в Россию в сане архиепископа Ростовского. В течение недолгого управления Ростовской епархией он основал в Ростове Рождественский монастырь и управлял им до своей кончины, последовавшей 28 ноября 1394 г.
Святитель был хорошим иконописцем и за свою жизнь написал много икон, в том числе и образ преподобного Сергия Радонежского. Святые мощи святителя Феодора почивают в Успенском соборе Ростовского Кремля.
Полное житие святителя Феодора, архиепископа Ростовского
Святой Феодор, первый архиепископ Ростовский, происходил из того знаменитого своим благочестием рода, к которому принадлежал великий подвижник и молитвенник земли русской, преподобный Сергий Радонежский. Святитель Ростовский Феодор был родной племянник преподобного Сергия, сын его старшего брата Стефана. Сей Стефан, выселившись, как и преподобный Сергий, вместе с отцом своим, боярином Кириллом, из Ростовской области в подмосковную область Радонежскую, первую половину жизни своей провел на службе у Радонежского князя Андрея Ивановича, сына Московского князя Ивана Даниловича Калиты. Он был в числе главных вельмож Радонежского князя, славился воинскими заслугами, но особенно отличался своим благочестием. Он был женат и от супруги своей Анны имел двух детей, Климента и Иоанна. Благочестивая жена Стефана вскоре скончалась, и Стефан тогда решил отречься от мира и принять иночество. Он постригся в монастыре Покрова Пресвятой Богородицы в Хотькове и предался усердно иноческим подвигам, посту и молитве. Оставив вскоре Хотьковский монастырь, он ушел в Москву, поселился в монастыре святого Богоявления в особой келлии и проводил строгий и суровый образ жизни в посте и молитве, воздерживаясь от вина и пива и одеваясь в ветхие одежды. В то время находились в том монастыре и другие знаменитые подвижники, как святой Алексий , впоследствии митрополит, старец Геронтий и другие. Их любил преосвященный Феогност, тогдашний митрополит всея России [2] , часто к себе призывал и оказывал им почёт.
Узнав о благочестивой подвижнической жизни Стефана, великий князь Симеон Иванович [3] , сын Ивана Даниловича, повелел митрополиту Феогносту посвятить его в священнический сан, а потом поставить и в игумены Богоявленского монастыря, и избрал его в духовники себе. Духовными детьми Стефана пожелали стать и многие бояре и вельможи. Великий князь Симеон любил Стефана, почитал и часто с ним беседовал.
Таков был отец святого Феодора, называвшегося в миру Иоанном. По достижении семилетнего возраста Иоанн отдан был благочестивыми родителями в научение грамоте и вскоре изучил всё, что было ему преподано.
По смерти матери юный Иоанн находился при своем отце, принявшем иночество. Слыша о жизни своего дяди, великого Радонежского подвижника Сергия, устроявшего тогда свою новую обитель, в которую отовсюду собирались разного чина и звания люди для духовных подвигов, Иоанн горел желанием видеть Сергия и последовать ему. По Божию смотрению отец Иоанна, Стефан, отправился из Москвы в Радонежскую область в монастырь Живоначальныя Троицы и привел с собою и сына своего Иоанна. Он провел сына прямо в церковь и, взяв за правую руку, сам передал его в руки игумена Сергия, своего родного брата.
Несмотря на юные годы Иоанна, которому было всего двенадцать лет, преподобный Сергий, провидя в нем истинного подвижника, тогда же постриг его в иноческий чин, 20-го апреля, на память преподобного Феодора Трихины, в честь которого Иоанн переименован был в Феодора: тогда был обычай давать при пострижении имя того святого, память которого совершалась в день пострижения.
Новопостриженный инок Феодор и остался на иноческое жительство в Троицком монастыре под руководством великого его основателя. Он стал вести воздержную, целомудренную и чистую жизнь, усердно посещал церковные службы, внимательно слушал Божественное Писание и сам часто читал божественные книги. Наставника же своего, преподобного Сергия, во всем слушался со смирением, кротостью и молчанием. Усердие к церковной и келейной молитве, пост и бдение, усердное пение псалтири и слёзы умиления молодого инока вызывали удивление у окружавших. Особенно замечательно было то, что он ничего не скрывал от преподобного Сергия, и днем и ночью открывая ему все свои помыслы.
По достижении надлежащего возраста Феодор был посвящен в иерейский сан и продолжал совершенствоваться в иноческих подвигах и духовной жизни. Когда он служил литургию вместе с преподобным Сергием и своим отцом Стефаном, некоторые иноки, удостоенные особой благодати Божией, видели, как с сими святыми служителями у престола служил Ангел Божий.
В это время стала посещать Феодора мысль об основании нового, своего монастыря, об отыскании удобного места и учреждении иноческого общежития. Мысль эту он поведал своему учителю, преподобному Сергию, и повторял это не раз. Преподобный, видя, что мысль эта решительно овладела Феодором, усмотрел в сем действие промысла Божия.
Феодор непрестанно предавался по обычаю ночной молитве. И вот однажды, стоя на молитве, он слышит голос: "Феодор, иди в пустыню; ты устроишь обитель, соберешь в ней многих подвижников, мужей желаний духовных, и получишь великую награду на небесах". Приняв сии слова за откровение свыше, блаженный никому не открыл о происшедшем. Но спустя значительное время великий прозорливец Сергий сказал своему племяннику:
– Я, чадо, надеялся, что ты предашь кости мои гробу и станешь после меня игуменом на сем месте; но если хочешь теперь начать задуманное тобою дело, то да поможет тебе Бог и Пресвятая Богородица.
Благословив своего племянника и ученика, он отпустил его вместе с теми из братий, которые пожелали с ним отправиться.
Преподобный Феодор вышел со своими спутниками из монастыря и отправился искать нужного ему, удобного для обители места. И нашел он прекрасное для построения монастыря место, называвшееся Симоново, недалеко от города Москвы, на левом берегу Москвы-реки.
Получив известие, преподобный Сергий сам пришел видеть это место, нашел его удобным для построения монастыря и благословил Феодора приступить к исполнению задуманного предприятия.
Получив надлежащее архиерейское разрешение, преподобный Феодор создал на избранном месте церковь во имя Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, честного Ее Рождества, возвел нужные для монастыря изрядные строения, собрал отовсюду многочисленную монастырскую братию и составил монастырь по строгому чину монастырей общежительных.
Сам основатель монастыря подавал пример строгой подвижнической жизни и сиял как внутренними добродетелями, так и внешним благолепием и телесной красотой, отличаясь вместе с тем мудростью и разумом. Все эти качества возбуждали у всех уважение и почтение к нему, и слава его возрастала более и более, так что дядя его, преподобный Сергий, опасался, чтобы племянник его не прельстился этой честью и славой, и непрестанно молился, чтобы Господь Бог помог Феодору совершить течение жизни без преткновения.
Когда новооснованный монастырь стал привлекать многих приходящих, Феодор, избегая шумной жизни, решил найти для себя более глухое и уединенное место. Таковое он усмотрел вблизи монастыря, на расстоянии двух выстрелов из лука, в густом лесу, близ самой реки-Москвы, в пяти верстах от Московского Кремля. Здесь он построил для себя уединенную келлию и стал подвизаться с новым усердием и в новых трудах.
Но и здесь стали собираться к нему ученики, желавшие подвизаться вместе с ним. И здесь посетил его преподобный Сергий и признал новое место удобным для подвигов и для построения монастыря. Митрополит Алексий [4] дал благословение на основание церкви в новом Симонове, а за церковью Рождества Пресвятой Богородицы осталось наименование: "На Старом Симонове".
Основание великолепной и обширной каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы преподобным Феодором положено было в 1379 году, а закончена постройка была только через 26 лет, в 1405 году, уже по смерти основателя; освящение новопостроенного храма совершено было уже митрополитом Киприаном.
Одновременно с церковью воздвигнуты были и другие новые обширные монастырские здания, трапеза, келлии. Много нашлось благотворителей новооснованному монастырю: князья и бояре, и сам великий князь Димитрий Иоаннович [5] , а потом сын его и преемник, великий князь Василий Димитриевич [6] , щедро давали казной и разными вкладами на монастырское строение.
Так устроился Новый Симонов монастырь, а Старый Симонов остался усыпальницею иноков.
Еще при митрополите Алексии Феодор был поставлен в игумена Симонова монастыря; преподобный Сергий был против этого: он желал, чтобы Феодор проводил уединенную жизнь, к которой стремился; но он должен был уступить настояниям великого князя Димитрия Иоанновича и митрополита Алексия.
Великий князь Димитрий Иоаннович избрал игумена Феодора в духовные отцы себе; духовными детьми Феодора пожелали стать и многие бояре и вельможи.
Как духовник великого князя и многих бояр, как племянник знаменитого подвижника Сергия, хорошо известный и властям духовным, Симоновский игумен Феодор должен был принимать живое участие в делах церковных.
По смерти митрополита Алексия настали замешательства в русской митрополии. В Киеве находился Киприан, поставленный в Киевские митрополиты еще при жизни святого Алексия и стремившийся распространить свою власть и на церковь Московскую, а в Константинополе в 1380 году без ведома и согласия Московского великого князя был поставлен в митрополиты Киевские и всея России Пимен. Великий князь пожелал иметь митрополитом Киприана и отправил звать его в Москву духовника своего, Симоновского игумена Феодора, который и выполнил данное поручение с успехом. Впоследствии несколько раз Феодор исполнял подобные же поручения. Так, в 1384 году он по воле великого князя вместе с Суздальским архиепископом Дионисием путешествовал в Константинополь по делам русской митрополии, так как смута еще продолжалась: в Москве занимали митрополичью кафедру то Киприан, то Пимен.
В эту поездку свою в Константинополь игумен Феодор получил от патриарха Нила [7] сан архимандрита, а Симонов монастырь сделан был патриаршим ставропигиальным. В 1387 году архимандрит Феодор снова путешествовал в Константинополь по делам митрополии, когда туда же ездили и оба митрополита, Пимен и Киприан. Из этой поездки Феодор возвратился в сане архиепископа Ростовского вместе с митрополитом Пименом.
И после своего назначения на архиепископскую Ростовскую кафедру, остававшуюся праздною после удаления святого Иакова [8] , Феодор продолжал принимать деятельное участие в церковных делах. Так, в 1389 году он вместе с другими епископами провожал из Москвы до Рязани Пимена в третью, последнюю поездку его в Константинополь.
19-го мая 1389 года скончался великий князь Димитрий Иоаннович. Сын и преемник его, великий князь Василий Димитриевич, оказывал такое же уважение и внимание архиепископу Феодору, как и его отец, и пользовался его услугами в делах церковных.
Новым патриархом Антонием [9] Пимен был низложен окончательно и вскоре умер [10] . Великий князь Василий Димитриевич решил принять в Москву митрополита Киприана, находившегося в Константинополе, и для приглашения его отправил не раз уже бывшего там опытного Ростовского архиепископа Феодора.
1-го октября 1389 года митрополит Киприан вместе с приехавшим за ним Феодором отправился из Константинополя через Киев, где они оставались до февраля 1390 года, а на Средокрестной неделе Великого поста этого года выехали в Москву.
Так кончились замешательства в русской митрополии, а вместе с ними и странствования архиепископа Феодора. Много трудов, опасностей на суше и на море, огорчений и неприятностей пришлось ему перенести за это время, но он с юных лет приучил себя к трудам и подвигам и не думал о покое. Господь Бог укреплял дух его и тело.
Будучи игуменом и архимандритом Симонова монастыря, Феодор, хотя и был отвлекаем общецерковными делами, однако постоянно и неослабно руководил монастырскою жизнью и в своих учениках воспитал многих великих и славных подвижников. К нему приведен был блаженным Стефаном Махрищским [11] благородного происхождения юноша, по имени Косма, воспитывавшийся в Москве в доме боярина Вельяминова, и был пострижен в Симоновом монастыре под именем Кирилла. Это был знаменитый впоследствии основатель Кирилло-Белозерского монастыря. Первыми подвигами монашеского послушания он обратил на себя общее внимание в Симоновом монастыре, трудясь в пекарне, поварне и других послушаниях. Здесь заметил его нередко посещавший обитель преподобный Сергий и любил с ним беседовать. Когда архимандрит Феодор был возведен в сан архиепископа Ростовского, братия Симонова монастыря избрала Кирилла настоятелем. Но жаждавший уединенных подвигов Кирилл тяготился этим положением, отказался от настоятельства и затворился в своей келлии. Однако слава его подвигов и сюда привлекла почитателей и посетителей, и он решил удалиться на север, где и основал свой, славный впоследствии, монастырь.
Здесь же, в Симоновом монастыре, при архимандрите Феодоре, принял пострижение молодой волоколамский дворянин Феодор Поскочин, названный в иночестве Ферапонтом. Подобно Кириллу, он прославился своим подвижничеством и был известен Сергию Радонежскому. Вместе с своим другом Кириллом он удалился в Белозерский край и основал там монастырь, который стал известен под именем Ферапонтова. Призванный князем Андреем Димитриевичем Можайским, которому принадлежало и Белоозеро, Ферапонт основал в Можайске новый монастырь Лужецкий, в котором и скончался архимандритом своей обители [12] .
Много и других лиц подвизались в Симоновом монастыре под руководством архимандрита Феодора. Строгое общежитие, установленное в Симоновом монастыре, служило образцом для других общежительных монастырей, основатели которых прежде жили в монастыре или посещали его.
По окончании трудов по делам русской митрополии архиепископ Феодор прибыл в Ростов и, поклонившись иконе Богоматери и мощам святителя Леонтия, занялся усердно новым пастырским служением. В мире и любви пребывал он с ростовским княжеским семейством и руководил его по пути благочестия. У сына тогдашнего Ростовского князя Александра Константиновича Иоанна заболели глаза, и он потерял зрение. Отец обратился к святителю Феодору и просил помолиться за больного. Феодор направил князей к мощам святого Леонтия в ростовскую соборную церковь, и по совершении молебствия больной князь исцелился и прозрел. Впоследствии, уже после кончины святителя Феодора, наученный сим пастырем князь Иоанн, когда снова впал в очную болезнь, опять обращался с горячею молитвою к чудотворцу Леонтию и опять получил исцеление [13] .
Архиепископ Феодор оставил также по себе память основанием в Ростове Рождественского девичьего монастыря, существующего и в настоящее время.
О святителе Феодоре известно также, что он, будучи настоятелем Симонова монастыря, занимался иконописью и украсил своего письма иконами различные московские церкви [14] .
Из всех Ростовских святителей Феодор первый поставлен был в сан архиепископа, каковой сан на Руси дотоле принадлежал только владыке древнего Новгорода Великого. Недолго святитель Феодор управлял ростовскою паствою. Блаженная кончина его последовала 28 ноября 1395 года. Мощи его почивают под спудом в ростовском Успенском соборе в юго-западном углу. Над ним устроена богато украшенная гробница под золотою сению [15] .
Примечания
[1] Житие святителя Феодора имел намерение составить знаменитый Епифаний Премудрый , написавший жития преподобного Сергия Радонежского и святого Стефана, епископа Пермского: но сие намерение Епифания не было осуществлено. Древнего жития святого Феодора не отыскано. Существует в рукописи пространное житие Феодора, составленное по разнообразным источникам в XVII столетии (по указанной синодальной рукописи это житие издано в 1877 г. в Ярославле отдельной книжкой под заглавием: "Житие иже во святых отца нашего Феодора, архиепископа Ростовского, чудотворца и основателя Симонова монастыря"). Сие житие и положено в основание настоящего изложения с проверкой по летописям и документам.
[2] Святой Феогност занимал митрополию с 1328 г. по 1353 г.
[3] Симеон Иванович Гордый княжил с 1340 г. по 1353 г.
[4] Святой Алексий был митрополитом с 1354 г. по 1378 г.
[5] Димитрий Иоаннович Донской княжил с 1363 г. по 1389 г.
[6] Василий Димитриевич княжил с 1389 г. по 1425 г.
[7] Нил был патриархом с 1378 г. по 1388 г.
[8] Память святого Иакова празднуется 27 ноября.
[9] Антоний патриаршествовал с 1388 г. по 1395.
[10] Митрополит Пимен скончался 11 сентября 1389 года в малоазийском городе Халкидоне, лежащем почти против Константинополя, и там погребен.
[11] Память его празднуется 14 июля.
[12] Преподобный Ферапонт скончался в глубокой старости в 1420 г. мая 27; под сим числом его житие.
[13] О сем повествуется в житии святого Леонтия, Ростовского чудотворца.
[14] О занятиях святого Феодора инонописанием говорится в "Сказании о святых иконописцах" (Буслаев. Истор. очерки. II, 379).
[15] В лике святых Феодор встречается в агиографических памятниках с XV столетия. В рукописях встречаются написанные в честь его тропарь и кондак.
Акафист святителю Феодору, архиепископу Ростовскому, чудотворцу
Конда́к 1
Возбра́нный чудотво́рче, многоцеле́бный чуде́с исто́чниче, неисчерпа́емыя благода́ти источа́яй, уго́дниче Христо́в, вели́кий святи́телю Фео́доре, я́ко ве́лие име́яй дерзнове́ние ко Христу́ Го́споду, от вся́ких мя́ бе́д свободи́ зову́ща:
Ра́дуйся, но́вый чудотво́рче Фео́доре.
Икос 1
Ангела о́бразом, челове́ка су́ща естество́м, имену́ем тя́ бы́ти, преблаже́ние святи́телю Фео́доре: а́ще и тле́нную на земли́ пло́ть носи́л еси́, но нетле́нием оде́ян яви́лся еси́, те́мже вопию́ще ти́, ра́дуйся, прино́сим:
Ра́дуйся, Це́ркве Христо́вы те́плый защи́тителю;
ра́дуйся, избра́нный Ду́ха Свята́го сосу́де;
ра́дуйся, а́нгелов собесе́дниче;
ра́дуйся, апо́столов и́стинный прее́мниче;
ра́дуйся, святи́телей сопресто́льниче;
ра́дуйся, му́чеников похвало́;
ра́дуйся, по́стников пресла́вное удобре́ние;
ра́дуйся, преподо́бных ве́нче;
ра́дуйся, па́стырю до́брый;
ра́дуйся, во́ине Христо́в непобеди́мый;
ра́дуйся, звездо́ пресве́тлая, в Росто́ве возсия́вшая.
Ра́дуйся, но́вый чудотво́рче Фео́доре.
Конда́к 2
Ви́дя в преле́стном ми́ре се́м непостоя́нства и неустро́йства, презре́в вся́ пре́лести, восприя́л еси́ и́ноческое житие́, иде́же боле́зньми по́стническими просвети́в ду́шу твою́, всеблаже́нне, я́ко чи́сту же́ртву прине́сл еси́, ра́дуяся, всегда́ воспева́я Бо́гу: Аллилу́ия.
Икос 2
Ра́зум непрекло́нный от ю́ности твоея́ стяжа́л еси́, святи́телю Фео́доре, егда́ всю́ пре́лесть, вся́ суеты́ суе́тств в ми́ре се́м проразсуди́л еси́, тогда́ еди́наго безце́ннаго би́сера Христа́ Го́спода взыска́ти возжела́л еси́, те́мже вопие́м ти́:
Ра́дуйся, я́ко прему́дрости Бо́жией чи́стое прия́телище бы́л еси́;
ра́дуйся, я́ко вся́ преле́стная мудрова́ния ни во что́ вмени́л еси́;
ра́дуйся, я́ко еди́на небе́сная блага́я возлюби́л еси́;
ра́дуйся, я́ко труда́ми и по́ты ду́шу твою́ просвети́л еси́;
ра́дуйся, я́ко чи́сту же́ртву Христо́ви прине́сл еси́;
ра́дуйся, я́ко пло́ть ду́ху порабо́тил еси́;
ра́дуйся, я́ко ду́шу равноа́нгельску сотвори́л еси́;
ра́дуйся, я́ко широ́кий пу́ть, веду́щий в па́губу, возненави́дел еси́;
ра́дуйся, я́ко те́сною и приско́рбною стезе́ю па́че ше́ствовати возлюби́л еси́;
ра́дуйся, я́ко проти́ву ко́знем диа́вольским ста́ти неустраши́лся еси́;
ра́дуйся, я́ко хра́м Ду́ха Свята́го бы́л еси́.
Ра́дуйся, но́вый чудотво́рче Фео́доре.
Конда́к 3
Си́лою свы́ше, благода́тию Ду́ха Свята́го облече́н бы́л еси́, и си́лы безси́льнаго низложи́л еси́; пода́ждь и на́м, во все́х благи́х изнемога́ющим, моли́твами твои́ми ру́ку по́мощи, богоблаже́нне, и сподо́би с тобо́ю воспева́ти Бо́гу: Аллилу́ия.
Икос 3
Име́я в се́рдце твое́м неоску́дное благоразсужде́ния бога́тство, ка́ко безбе́дно преплы́ть волну́ющуюся ми́ра сего́ пучи́ну, оба́че ника́коже устраши́лся еси́ шумя́щих во́лн прираже́ние, в ма́лой пло́ти твоея́ ладии́ многомяте́жное сие́ мо́ре безбе́дно преплы́л еси́; мы́ же, недосто́йнии, удивля́ющеся таково́му твоему́ великоду́шию, си́це вопие́м ти́:
Ра́дуйся, я́ко ладию́, пло́ть твою́ доброде́тельми ума́стил еси́;
ра́дуйся, я́ко волну́ющееся ми́ра сего́ мо́ре безбе́дно преплы́л еси́;
ра́дуйся, я́ко кора́бль души́ твоея́ ко благоути́шному приста́нищу упра́вил еси́;
ра́дуйся, пресве́тлая звездо́, в мо́ре пла́вающим пу́ть показу́ющая;
ра́дуйся, все́м волну́ющимся приста́нище ти́хое;
ра́дуйся, все́м от пути́ спаси́тельнаго блудя́щим ко́рмчий недре́млющий;
ра́дуйся, до́брых защи́тниче;
ра́дуйся, согреша́ющих наста́вниче;
ра́дуйся, во́ине Христо́в неустраши́мый;
ра́дуйся, победи́телю страсте́й непреобори́мый;
ра́дуйся, ева́нгельскаго благоро́дия ве́твь прекра́сная.
Ра́дуйся, но́вый чудотво́рче Фео́доре.
Конда́к 4
Бу́ря нестерпи́мых мои́х скорбе́й и боле́зней смуща́ет и ре́ет мя́ в глубину́ отча́яния, но, о преблаже́нне Фео́доре! ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние, укроти́ и утоли́ скорбе́й мои́х бу́рю, да здра́вым се́рдцем и несмуще́нным умо́м воспою́ пе́снь Бо́гу: Аллилу́ия.
Икос 4
Слы́шаша окре́стные наро́ди о пресла́вных чудесе́х твои́х, я́ко твои́ми моли́твами вся́кия неду́ги исцеля́ются и вся́ люте́йшия стра́сти укроща́ются; исцели́ у́бо и мене́ окая́ннаго, бе́дне стра́ждуща и со мно́гими рыда́ньми тебе́ такова́я вопию́ща:
Ра́дуйся, все́х обурева́емых ти́хое приста́нище;
ра́дуйся, печа́льных утеше́ние;
ра́дуйся, все́х скорбя́щих ра́досте;
ра́дуйся, все́х изнемога́ющих ско́рое возставле́ние;
ра́дуйся, милосе́рдия сокро́вище неистощи́мое;
ра́дуйся, пресве́тлое Правосла́вия свети́ло, всю́ Росси́ю просвеща́ющее;
ра́дуйся, заре́ светоза́рная, на восто́це возсия́вшая;
ра́дуйся, озаре́ние трисо́лнечнаго све́та;
ра́дуйся, денни́це незаходи́маго Со́лнца;
ра́дуйся, свеще́, боже́ственным пла́менем вожже́нная;
ра́дуйся, ве́рный целому́дрия ключарю́.
Ра́дуйся, но́вый чудотво́рче Фео́доре.
Конда́к 5
Блага́го Бо́га ве́рный ра́бе, святи́телю Фео́доре, виногра́да Его́ приле́жный де́лателю, до́бре ста́до упа́сл еси́, ева́нгельскими словесы́ люде́й твои́х сердца́ напои́л еси́, и семя благоче́стия в ни́х возрасти́л еси́, и ны́не, предстоя́ Христу́, непреста́нно воспева́еши: Аллилу́ия.
Икос 5
Воздержа́нием и бде́нием те́ло ду́ху порабо́тил еси́, ду́шу же равноа́нгельску сотвори́л еси́; помина́й, преблаже́нне, ве́рою чту́щия тя́ и си́це вопию́щия тебе́:
Ра́дуйся, благоче́стия сто́лпе;
ра́дуйся, ве́рных прибе́жища гра́де;
ра́дуйся, тве́рдое Правосла́вия укрепле́ние;
ра́дуйся, свято́е очисти́лище нра́вовъ;
ра́дуйся, доброде́телей вели́кое вмести́лище;
ра́дуйся, святы́ни чи́стое и честно́е жили́ще;
ра́дуйся, свети́льниче пресве́тлый;
ра́дуйся, све́те златоза́рный;
ра́дуйся, досто́йный а́нгелов собесе́дниче;
ра́дуйся, до́брый челове́ком наста́вниче;
ра́дуйся, пра́вило ве́ры благочести́выя.
Ра́дуйся, но́вый чудотво́рче Фео́доре.
Конда́к 6
По Го́споде Бо́зе Вседержи́теле ревну́я, поревнова́л еси́ всеблаже́нне, все́м уподобля́яся сро́днику твоему́, преподо́бному отцу́ Се́ргию Ра́донежскому. Он у́бо оби́тель Пресвяты́я Тро́ицы на Ра́донеже возста́ви и, бра́тию собра́в, нача́льник бы́сть: ты́ же в преслову́том гра́де Москве́ оби́тель Си́монову воздви́же, и наста́вник мона́хов бы́л еси́. Сего́ ра́ди ны́не в небе́сных оби́телех ку́пно с ни́м воспева́еши: Аллилу́ия.
Икос 6
Ве́сь и все́м вся́к помо́щник яви́лся еси́, присноблаже́нне Фео́доре, я́ко да́нною тебе́ от Бо́га благода́тию слепы́я просвеща́еши, хромы́я исправля́еши, бе́сы прогоня́еши, и все́м вся́ проси́мая подае́ши, незави́стно получи́вше у́бо такова́я, благода́рственно прино́сим ти́, вопию́ще си́це:
Ра́дуйся, слепы́х просвети́телю;
ра́дуйся, хромы́х испра́вителю;
ра́дуйся, бесо́в изгони́телю;
ра́дуйся, врачу́ ско́рый с ве́рою призыва́ющимъ;
ра́дуйся, все́м скорбя́щим прия́тное попече́ние;
ра́дуйся, трисо́лнечнаго Све́та пресве́тлый луче́;
ра́дуйся, ева́нгельскаго све́та изъясни́телю;
ра́дуйся, свети́льниче, на высо́ком доброде́телей све́щнице поста́вленный;
ра́дуйся, небе́сный челове́че;
ра́дуйся, земны́й а́нгеле;
ра́дуйся, я́ко возше́л еси́ в ра́дость Го́спода твоего́.
Ра́дуйся, но́вый чудотво́рче Фео́доре.
Конда́к 7
Хотя́ Госпо́дь в Росси́и пред челове́ки просла́вити тя́, богому́дре Фео́доре, по долговре́менном в земли́ пребыва́нии це́лы и нетле́нны соблюде́ мо́щи твоя́, и́миже излия́л благода́ть Ду́ха Свята́го: вся́кия неду́ги и боле́зни в челове́цех исцеля́ти и бе́сы прогоня́ти; сего́ ра́ди благода́рственно Бо́гу воспева́ем: Аллилу́ия.
Икос 7
Наслади́вся воздержа́ния, богому́дре Фео́доре, и жела́ние пло́ти твоея́ обузда́в, на престо́ле святи́тельства се́л еси́, и я́ко звезда́ пресве́тлая, просвеща́еши ве́рных сердца́ заря́ми чуде́с твои́х, о́тче на́ш, святи́телю Фео́доре. Сего́ ра́ди мы́ вопие́м ти́:
Ра́дуйся, па́дших возстановле́ние;
ра́дуйся, согреша́ющих исправле́ние;
ра́дуйся, чистоты́ селе́ние;
ра́дуйся, единосу́щныя Тро́ицы прия́телище избра́нное;
ра́дуйся, превели́кое сокро́вище медото́чных уче́ний;
ра́дуйся, благово́ние Ду́ха Свята́го;
ра́дуйся, боже́ственное селе́ние;
ра́дуйся, реко́ богото́чная;
ра́дуйся, пресве́тлое благода́ти сия́ние;
ра́дуйся, смире́ния Христо́ва и́стинный подража́телю;
ра́дуйся, врачу́ ду́ш и теле́с на́ших.
Ра́дуйся, но́вый чудотво́рче Фео́доре.
Конда́к 8
Стра́нное и необы́чное соде́яся на тебе́, преблаже́нный Фео́доре: я́ко по честне́м твое́м преставле́нии мно́га ле́та в земли́ сокрове́ны бы́ша честны́я мо́щи твоя́, ны́не же це́лы и невреди́мы обрето́шася, я́ко светоза́рное со́лнце ве́рных сердца́ просвеща́ющия, те́м же ра́достно вопие́м Бо́гу: Аллилу́ия.
Икос 8
Вся́ зако́ны духо́вныя соблю́л еси́, архипа́стырь бы́в в преслову́том гра́де Росто́ве, слове́сныя о́вцы твоя́ благоче́стию научи́в, и те́ло твое́ в не́м я́ко да́р освяще́нный положи́л еси́, кото́рое мно́гими ле́ты в земли́ сокрове́нно, ны́не же обре́теся це́ло и нетле́нно, к нему́ же приходя́щии и лобыза́ющии освяща́ются, с ве́рою и любо́вию вопию́ще и глаго́люще:
Ра́дуйся, свеще́ пресве́тлая;
ра́дуйся, всеросси́йский свети́льниче;
ра́дуйся, заре́ прекра́сная;
ра́дуйся, звездо́ незаходи́мая; ра́дуйся целому́дрия сто́лпе, и́мже вся́кая стра́сть попра́ся;
ра́дуйся, смире́нием высо́кий, и́мже де́монов горды́ню низложи́л еси́;
ра́дуйся, свети́льниче многосве́тлый;
ра́дуйся, сиро́т засту́пниче;
ра́дуйся, ни́щих пита́телю;
ра́дуйся, чудоде́лателю о Бо́зе да́нных чуде́съ;
ра́дуйся, Росси́йская похвало́.
Ра́дуйся, но́вый чудотво́рче Фео́доре.
Конда́к 9
Вся́кое естество́ а́нгельское и челове́ческое удиви́ся твоему́ благонра́вию, я́ко ми́ра сего́ вся́ пре́лести и красоты́ отню́дь возненави́дел еси́, плотски́я жела́ния посто́м, жа́ждою и воздержа́нием умертви́л еси́, непреста́нно воспева́я Бо́гу а́нгельскую пе́снь: Аллилу́ия.
Икос 9
Вити́я многовеща́нная, я́ко ры́ба безгла́сная, недоумева́ет, что́ о тебе́ глаго́лати, па́че же стра́хом и ра́достию объя́ти быва́ют, я́ко по многовре́менном в земли́ пребыва́нии честны́я твоя́ мо́щи, святи́телю Фео́доре, це́лы и не разруши́мы обрето́шася; сего́ ра́ди мы́, благодаря́ще такова́я Дарова́вшему на́м, похва́льная воспису́ем ти́:
Ра́дуйся, апо́стольских преда́ний ве́рный храни́телю;
ра́дуйся, я́ко земна́го оте́чества любо́вь ни во что́ вмени́л еси́;
ра́дуйся, я́ко еди́ну небе́снаго оте́чества красоту́ и́скренно возлюби́л еси́;
ра́дуйся, кре́ст тво́й со мно́гою ра́достию терпеливоду́шно поне́сл еси́;
ра́дуйся, избра́нный сосу́де Ду́ха Свята́го;
ра́дуйся, я́ко вся́ стра́сти воздержа́нием умертви́л еси́;
ра́дуйся, я́ко у́м тво́й безстра́стием просвети́л еси́;
ра́дуйся, Росси́йския Це́ркве свети́ло пресве́тлое;
ра́дуйся, де́лателю виногра́да Христо́ва;
ра́дуйся, смиренному́дрия наста́вниче;
ра́дуйся, кро́тости пучи́но.
Ра́дуйся, но́вый чудотво́рче Фео́доре.
Конда́к 10
Спасти́ Госпо́дь хотя́ страну́ Росси́йскую в после́дняя ле́та на́ша, яви́ на́м тебе́, моли́твенника и засту́пника непосты́дна, преблаже́нне Фео́доре, да всеконе́чное о спасе́нии на́шем утверди́м тобо́ю упова́ние, получи́вше у́бо такова́го предста́теля, Дарова́вшему тя́ благода́рственную пе́снь вопие́м: Аллилу́ия.
Икос 10
Свеща́ де́л мои́х темна́ е́сть и ужаса́юся с не́ю прибли́житися ко святы́м моща́м твои́м: но ты́, святи́телю Фео́доре, моли́твами твои́ми на пу́ть пра́вый напра́ви мя́, и страсте́й мои́х многови́дных бу́рю утиши́, да досто́йне принесу́ ти́ сицеву́ю пе́снь:
ра́дуйся, россианом похвала́ и прибе́жище непосты́дное;
ра́дуйся, Крестоно́сному Импера́тору на́шему в побе́дах упова́ние тве́рдое;
ра́дуйся, я́ко твои́ми моли́твами проти́внии побежда́ются;
ра́дуйся, я́ко тобо́ю ски́петр Правосла́вия утвержда́ется;
ра́дуйся, я́ко все́м прося́щим подае́ши да́р от Го́спода тебе́ дарова́нный исцеле́ния;
ра́дуйся, доброде́телей пресве́тлое украше́ние;
ра́дуйся, благоутро́бия вели́кое сокро́вище;
ра́дуйся, избра́нный сосу́де Ду́ха Свята́го;
ра́дуйся, покро́ве все́м обурева́емымъ;
ра́дуйся, прему́дрости Бо́жия прия́телище бы́вый;
ра́дуйся, я́ко все́х зва́ти тебе́ подвиза́емь.
Ра́дуйся, но́вый чудотво́рче Фео́доре.
Конда́к 11
Пе́ньми и пе́сньми почти́м Христо́ва святи́теля Фео́дора, я́ко умертви́вша вся́ прило́ги страсте́й воздержа́нием, и зело́ посрами́вши противобо́рца врага́ и всю́ его́ горды́ню, ны́не же водворя́ется в селе́ниях небе́сных, о на́с моля́ся, и со а́нгельскими во́инствы вопие́т: Аллилу́ия.
Икос 11
Светоприе́мна свети́льника стяжа́хом тя́, святи́телю Фео́доре, и́бо светоза́рными твои́х доброде́телей луча́ми омраче́нная на́ша сердца́ просвеща́еши, отча́янных на пу́ть покая́ния обраща́еши. Просвети́вшеся у́бо све́том твои́х доброде́телей, такова́я воспису́ем ти́ благодаре́ния:
Ра́дуйся, я́ко отча́янных на пу́ть покая́ния напра́вил еси́;
ра́дуйся, омраче́нная просвети́вый;
ра́дуйся, расточе́нная собра́вый;
ра́дуйся, ве́ры и благоче́стия сто́лпе непоколеби́мый;
ра́дуйся, ле́ствице боже́ственная, на высоту́ доброде́телей возводя́щая;
ра́дуйся, нескве́рное доброде́телей зерца́ло;
ра́дуйся, по́стников неизме́нный о́бразе;
ра́дуйся, со́лнце за́пада неприча́стное;
ра́дуйся, все́м боля́щим ско́рое врачева́ние;
ра́дуйся, в беда́х су́щим вели́кий уте́шителю;
ра́дуйся, вдова́м и сирота́м те́плый засту́пниче.
Ра́дуйся, но́вый чудотво́рче Фео́доре.
Конда́к 12
Благода́ть свы́ше прие́мый цели́ти вся́к неду́г и вся́ку боле́знь, целе́бниче ско́рый, исцели́ у́бо, припа́дая молю́ тя́, и моя́ неду́ги теле́сныя, вку́пе и душе́вныя, да здра́вым мои́м се́рдцем и несмуще́нным умо́м воспою́ пе́снь Бо́гу: Аллилу́ия.
Икос 12
Пою́ще и восхваля́юще твоя́ чудеса́, восхваля́ем тя́ вси́, святи́телю Фео́доре, и ве́руем, я́ко по многотру́дной твое́й жи́зни премени́л вре́менная на ве́чная, преше́л еси́ от ско́рби на ра́дость, от печа́ли на ве́чное весе́лие, преше́л еси́ от земны́х в небе́сная; сего́ ра́ди мы́ недосто́йнии, недосто́йными устна́ми еще́ вопие́м ти́:
Ра́дуйся, я́ко и́стинно премени́л еси́ вре́менная на ве́чная;
ра́дуйся, я́ко преше́л еси́ от печа́ли на ра́дость;
ра́дуйся, я́ко при́сно наслажда́яся мы́слей неизрече́нныхъ;
ра́дуйся, я́ко свои́м житие́м все́х небе́сных и земны́х жи́телей удиви́л еси́;
ра́дуйся, я́ко кре́ст тво́й со мно́гим терпе́нием носи́л еси́;
ра́дуйся, я́ко неукло́нно приско́рбным путе́м ше́ствовал еси́;
ра́дуйся, непоколеби́мое пра́вды пра́вило;
ра́дуйся, све́тлая святи́телей похвало́;
ра́дуйся, благи́й ра́бе ве́рный, я́ко от Бо́га вве́ренный тебе́ тала́нт возрасти́л еси́;
ра́дуйся, гра́ду Росто́ву вели́кое украше́ние;
ра́дуйся, всея́ Росси́и ра́дование.
Ра́дуйся, но́вый чудотво́рче Фео́доре.
Конда́к 13
О, вели́кий и пречу́дный о́тче святи́телю Фео́доре, все́х скорбя́щих утеше́ние! Приими́ ма́лое сие́ моле́ние на́ше, и принеси́ е́ ко Го́споду Бо́гу на́шему, да изба́вит на́с от все́х бе́д и напа́стей, скорбе́й и боле́зней, и да сподо́бит на́с с тобо́ю во стране́ живы́х воспе́ти: Аллилу́ия.
[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]
Икос 1
Ангела о́бразом, челове́ка су́ща естество́м, имену́ем тя́ бы́ти, преблаже́ние святи́телю Фео́доре: а́ще и тле́нную на земли́ пло́ть носи́л еси́, но нетле́нием оде́ян яви́лся еси́, те́мже вопию́ще ти́, ра́дуйся, прино́сим:
Ра́дуйся, Це́ркве Христо́вы те́плый защи́тителю;
ра́дуйся, избра́нный Ду́ха Свята́го сосу́де;
ра́дуйся, а́нгелов собесе́дниче;
ра́дуйся, апо́столов и́стинный прее́мниче;
ра́дуйся, святи́телей сопресто́льниче;
ра́дуйся, му́чеников похвало́;
ра́дуйся, по́стников пресла́вное удобре́ние;
ра́дуйся, преподо́бных ве́нче;
ра́дуйся, па́стырю до́брый;
ра́дуйся, во́ине Христо́в непобеди́мый;
ра́дуйся, звездо́ пресве́тлая, в Росто́ве возсия́вшая.
Ра́дуйся, но́вый чудотво́рче Фео́доре.
Конда́к 1
Возбра́нный чудотво́рче, многоцеле́бный чуде́с исто́чниче, неисчерпа́емыя благода́ти источа́яй, уго́дниче Христо́в, вели́кий святи́телю Фео́доре, я́ко ве́лие име́яй дерзнове́ние ко Христу́ Го́споду, от вся́ких мя́ бе́д свободи́ зову́ща:
Ра́дуйся, но́вый чудотво́рче Фео́доре.
Тропарь Феодору и Павлу Ростовским
глас 8
Звезда́м заря́ послуша́ния жизнь лу́чших показа́,/ я́ко два свети́ла сия́юще нам,/ Фео́дор и Па́вел Богому́дрии, Росто́вская похвало́,// житие́м чи́стым Бо́гу присвои́шася.
Тропарь Феодору, архиеп. Ростовскому
глас 5
От ю́ности, прему́дре, приле́жно подвиза́вся,/ и извеще́нием Свята́го Ду́ха/ превели́кую оби́тель воздви́же Пресвяте́й Богоро́дице/ в похвалу́ Рождества́ Ея́,/ струя́ми же слез твои́х безпло́тныя враги́ погрузи́л еси́,/ и, жития́ твоего́ целому́дрием со А́нгельскими ли́ки совокупи́вся,/ преподо́бне о́тче Фео́доре,/ с ни́ми же Христа́ Бо́га моли́// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: С юности, премудрый, прилежно подвизался и по благословению Святого Духа превеликую обитель воздвиг Пресвятой Богородицы в честь Рождества Ее, потоками же слез твоих бесплотных врагов потопил ты и жития твоего целомудрием соединился с собранием ангельским, преподобный отче Феодор, с ними же Христа Бога моли о спасении душ наших.
Вернуться к списку