- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Священномученик Виктор Элланский, пресвитер
Краткое житие священномученика Виктора Элланского
Священномученик Виктор Васильевич Элланский родился 16 сентября 1874 года в селе Плоское Остёрского уезда Черниговской губернии в семье священника. По окончании в 1914 году Киевской Духовной академии был рукоположен во иерея к одному из храмов Киева. Являлся одним из близких помощников митрополита священномученика Владимира (Богоявленского). В 1924 году отец Виктор был арестован, приговорен к 3 годам ссылки. Вернувшись после ее окончания в Киев, возобновил служение, был возведен в сан протоиерея. Вторично арестован в марте 1929 года и был заключен в киевский дом предварительного заключения. В октябре приговорен к 3 годам ссылки, которую отбывал в Иркутской области.
После окончания срока ссылки священнику Виктору Элланскому было запрещено проживать в 12 областях страны. В январе 1934 года он поселился в городе Мичуринске Тамбовской области, получил благословение Тамбовского и Мичуринского архиепископа священномученика Вассиана (Пятницкого) служить в храмах епархии. В Мичуринске отец Виктор проявил себя как ревностный пастырь, часто служил, причем не только в городе, но и в окрестных селах. В марте 1935 года священник был арестован, заключен в тюрьму Мичуринска. На состоявшемся в тот же день допросе его обвинили в «антисоветской агитации», которая заключалась в том, что священник «говорил верующим о недолговечности советской власти и предсказывал ее скорую гибель». Отец Виктор виновным себя не признал и пояснил: «Всякая власть является данной Богом, я, как человек, глубоко верующий, признаю советскую власть как власть, данную Богом». 18 декабря 1936 года выездной сессией спецколлегии Воронежского облсуда священник Виктор Элланский был приговорен к 5 годам тюремного заключения. Впоследствии тюремное заключение было заменено на лагерное, и 15 апреля 1936 года он прибыл в Карагандинский ИТЛ где, работал счетоводом в лагерном пункте «Алихан».
В 1937 году отец Виктор был арестован в лагере, обвинялся в том, что «среди лагерников проводил к/р агитацию пораженческого характера, заявляя: «Советская власть скоро будет уничтожена Богом»... Наряду с ведением к/р агитации Элланский проводил и богослужения, группируя вокруг себя бывших попов. Будучи религиозным до фанатизма на Троицу пел тропарь Троицы и др.» Священномученик виновным в контрреволюционной деятельности себя не признал. Расстрелян 8 сентября 1937 года по приговору тройки УНКВД по Карагандинской области от 31 августа. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.
Составитель игумен Дамаскин (Орловский)
Библиография
Архив УФСБ по Тамбовской обл. Арх. № Р-4166.
Архив Центра правовой статистики и информации при областной прокуратуре города Караганды. Д. 2193.
Элланская Е., Элланский В. В. Письма к Е. П. Пешковой // ЦИВ. 1999. № 2/3. С. 125-127.
Источник: fond.ru
Полное житие священномученика Виктора Элланского
Священномученик Виктор Элланский был сыном священника Василия Элланского. Родился он в 1874 (по другим сведениям — в 1875) году в селе Плоское Остёрского уезда Черниговской области. Одиннадцати (или двенадцати) лет от роду Виктор поступил в Черниговское духовное училище. В материалах к его биографии отмечается, что в начале обучения он «показывал слабый балл успеваемости (хотя имел всегда "отлично" по поведению)». Впрочем, это были трудности начального периода, которые отнюдь не помешали ему сразу по окончании училища поступить в Черниговскую духовную семинарию. В том же 1894 году, когда он завершил свое обучение в семинарии, его жена Елена Ивановна, урожденная Маньковская, также дочь священника, окончила Черниговское епархиальное женское училище. В семье Виктора и Елены Элланских было восемь детей. 5 февраля 1895 года Виктор Элланский был рукоположен во священники епископом Черниговским и Нежинским Антонием (Соколовым).
После рукоположения отец Виктор начинает служить священником Успенской церкви села Тулиголово Глуховского уезда Черниговской губернии, а чуть позднее к его священническому служению добавляется и отправление должности законоучителя Тулиголовской церковно-приходской школы. После недолгого (1899–1900) служения в Туркестанской и Ташкентской епархии (Троицкая церковь станицы Лепсинская) он возвращается в Черниговскую губернию и начинает служить в Георгиевской церкви села Шумарово Мглинского уезда. Менее чем через год отец Виктор становится священником Александро-Невской церкви (село Лопатни Городнянского уезда), является там членом благочиннического совета и следователем по духовным делам. Во время служения в Лопатнях (в 1904 г.) он был награжден правом ношения набедренника. В канун следующего, 1905 г., начинается его служба в родном Остёрском уезде — в Успенской церкви села Погребы. Тремя годами позже отец Виктор «за усердную пастырскую деятельность» был удостоен права ношения скуфьи, затем стал членом благочиннического совета.
В 1910 году отец Виктор Элланский поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил спустя четыре года со степенью кандидата богословия. По окончании Академии он недолго служил инспектором и законоучителем Смоленского епархиального женского училища. В конце 1914 года отец Виктор был уволен с означенных должностей в связи с переходом на службу в Министерство народного просвещения, которую он проходил в Винницком учительском институте в должности законоучителя (1915–1916 гг.). Год большевистской революции совпадает для отца Виктора с началом священнического служения в Киеве. В период служения в киевских храмах он был одним из ближайших помощников священномученика митрополита Владимира (Богоявленского).
Мученический путь отца Виктора Элланского начинается в 1924 году, когда он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Коллегия ОГПУ приговорила его к трем годам ссылки, которую он отбывал в городе Козлове Тамбовской области (в те годы еще губернии).
В 1927 году отец Виктор возвращается к священническому служению в Киеве. По-видимому, в том же году он был возведен в сан протоиерея и до нового ареста в марте 1929 года служил настоятелем Александро-Невской церкви на Липках. После ареста отец Виктор более полугода находился в Киевском доме предварительного заключения и был снова осужден на три года ссылки. При этом ему было запрещено после ссылки проживать в двенадцати областях страны. На этот раз ссылку он отбывал в Иркутской области, в деревне Привалихино на Ангаре. О материальном положении и духовном состоянии отца Виктора во второй ссылке свидетельствует письмо к Е. П. Пешковой, возглавлявшей организацию «Помощи политическим заключенным (Помполит). В этом письме от декабря 1931 года, наряду с «просьбой великой» помочь ему возвратиться к семье, он писал: «Это лето особенно для меня было трудным: я остался без копейки и должен был своими руками содержать себя. 21-го июля у меня унесли все деньги, а затем и верхнюю мою одежду. Пришлось искать самому себе пропитания, — летом собиранием ягод и грибов, ловлей рыбы, — а осенью стать на работы. В этих, часто непосильных для моих лет работах я совершенно износился, и в своей рабочей одежде стал похож на босяка-оборванца. У меня нет ни теплого белья, ни теплой обуви, ни теплой одежды. Между тем, мне пришлось взять на себя на всю зиму чистку прорубей (для скота, мойки белья и для воды населению деревни). Этот труд ежедневный и часто тягостный... Тяжесть положения моего усугубляется неотвязчивыми укорами совести, что ты — виновник бедственного положения близких своих...» Положение близких отца Виктора на самом деле было незавидным с самого его осуждения. Уже в конце 1929 года Елена Ивановна Элланская в письме к той же Пешковой так описывала его: «Я часто болею, а семья у меня большая, восемь детей непристроенных и малолетних. Из них два сына зарабатывают немного и могут уделить мне не больше 20 р<ублей> в месяц. Остальные живут той случайной помощью, которую я имею от благотворителей. У детей нет ни обуви, ни теплой одежды, а нужно ходить в школу. Идет зима, и я в отчаянии, не знаю, что делать. Целый день я провожу в искании хлеба и вообще пропитания...»
По окончании срока ссылки отец Виктор, лишенный, как упоминалось выше, права проживания в двенадцати областях страны, поселился в Мичуринске Тамбовской области. В 1934 году он получил благословение архиепископа Вассиана (Пятницкого) служить в храмах епархии и, выказывая себя ревностным пастырем, служил не только в городе, но и в окрестных селах, однако уже в следующем году был арестован в третий раз.
Против отца Виктора было выдвинуто обвинение в антисоветской агитации, приговора он ожидал в мичуринской тюрьме, а в декабре 1935 года специальная коллегия Воронежского областного суда на выездной сессии осудила его на пять лет лишения свободы. С апреля 1936 года отец Виктор отбывал срок заключения в Бидаикском отделении Карагандинского исправительно-трудового лагеря (Карлаг), там он работал счетоводом в лагерном пункте «Алихан». В октябре того года шестидесятитрехлетний отец Виктор писал к Е. П. Пешковой: «В настоящее время чувствую себя совершенно изнемогшим, болезненно усталым, почти полным инвалидом. К тому же идет зима, а я не имею ни теплой одежды, ни обуви: пальто мое представляет из себя лохмотья, а сапоги уворовали. Вся моя одежда износилась вконец, а выданная мне одежда — брюки и верхняя рубаха не защита от холода». Не надеясь дожить до конца срока в столь тяжелых условиях, он снова просит ее ходатайствовать о возможности ему вернуться к семье, которую не видел уже на протяжении восьми лет.
В 1937 году во время отбытия лагерного срока отец Виктор был арестован. В вину ему вменялось, что «среди лагерников проводил к/р агитацию пораженческого характера, заявляя: "Советская власть скоро будет уничтожена Богом". Наряду с ведением к/р агитации Элланский проводил и богослужения, группируя вокруг себя бывших попов. Будучи религиозным до фанатизма на Троицу пел тропарь Троицы и др.». Тройка при УНКВД по Карагандинской области приговорила его к высшей мере наказания. Восьмого сентября 1937 года протоиерей Виктор Элланский был расстрелян.
Через пятьдесят с лишним лет, в 1990-м, прокуратура Карагандинской области Виктора Васильевича Элланского реабилитировала.
В августе 2000 года протоиерей Виктор Элланский был прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
М. Н. Томашевская
Вернуться к списку