- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Священномученик Василий Смоленский, пресвитер
Священномученик Василий родился в 1869 году в селе Савельево Киясовской волости Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Михайловича и его супруги Евдокии Александровны Смоленских. Окончив в 1891 году Московскую Духовную семинарию, Василий в том же году был рукоположен во священника ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Ламишино Пятницкой волости Звенигородского уезда [1] Московской губернии.
В 1918 году отец Василий был по ложному доносу арестован и заключен в звенигородскую тюрьму, откуда он был освобожден через семь дней, после того как дело было разобрано, и он, по признании его невиновным, вернулся служить в Казанский храм.
Однако очередное усиление гонений на Русскую Православную Церковь не миновало его. В сентябре 1929 года местные комсомольцы, вызванные к следователю ОГПУ, дали показания против священника. Некая комсомолка показала, что однажды священник, встретившись с ней, поздоровался и спросил, правда ли, что комсомольцы собираются устраивать спектакль в Страстную пятницу. И узнав, что это правда, заметил, как бы им от этого не было плохо, и посоветовал этот вопрос продумать. Она показала также, что в их районе живет очень много верующих людей, среди которых священник пользуется большим авторитетом, что мешает проводимым комсомолом мероприятиям, однако никаких антисоветских выступлений со стороны священника не замечалось. Комсомолец со своей стороны показал, что ему действительно повстречался на дороге священник и, узнав, что комсомольцы собираются организовать пионерский отряд, просил не показывать детям ничего худого.
19 октября 1929 года отец Василий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве; будучи допрошен, он сказал:
– Антисоветской деятельности я нигде, никогда не вел. Читаемые мною проповеди носят чисто религиозный характер, и ничего в них антисоветского нет.
– Угрожали ли вы комсомольцам расправой за то, что они ведут работу по безбожию? – спросил его следователь.
– Никому никогда я не угрожал.
– Ничего подобного я ему не говорил. Считаю, что возведенное на меня обвинение является ложью.
На этом допросы были закончены. 18 ноября 1929 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в город Онегу.
14 августа 1933 года отец Василий вернулся из ссылки домой, но местные власти приказали ему, как отбывавшему наказание, выехать из села за 101 километр от Москвы, и он поселился в селе Холмец Шаховского района Московской области и с 24 октября того же года стал служить в Никольской церкви в этом селе. Имея к этому времени все церковные награды, он ко дню святой Пасхи в 1934 году был награжден митрой.
В августе 1936 года в храме в селе Черленково состоялась беседа, на которой присутствовали служивший здесь священник, диаконы и монахини, она коснулась проводимых советской властью политических судебных процессов; на сообщение об этом одного из диаконов, диакон Иоанн Фелицын заметил, что их все равно всех перебьют. Участники разговора стали ему говорить, чтобы он вел себя осторожнее. Все это дошло до НКВД, и 19 сентября 1936 года диакон Иоанн Фелицын был арестован, а участники беседы вызваны в качестве свидетелей, где подтвердили ими слышанное. Вместе с ними был допрошен 23 сентября и протоиерей Василий, так как было известно, что он знаком с арестованным диаконом. По малодушию он вместе со всеми подтвердил все предложенное следователем.
В мае 1941 года протоиерею Василию было приказано в административном порядке покинуть пределы Московской области, и он выехал в село Ново-Никольское Ярославской области, и в храме в селе Холмец за отсутствием священника богослужения прекратились. В Ново-Никольском отец Василий четыре месяца добивался от местных властей, чтобы ему разрешили служить, но разрешения ему не дали, и он уехал в деревню Кончеево Смоленской области; здесь его застала война; когда фронт приблизился вплотную к деревне и стала слышна близкая канонада артиллерийских орудий, он, уходя от немцев, вернулся в село Холмец, куда, впрочем, вскоре вошли передовые части немецкой армии, и отец Василий принял решение возобновить богослужение.
26 октября 1941 года в храме состоялась первая служба, а затем богослужения стали совершаться регулярно. При открытии храма немцы сфотографировали священника и сфотографировались вместе с ним, а переводчик пожертвовал священнику десять немецких марок.
В январе 1942 года немцы покинули Холмец и в него вошли части Красной армии. Протоиерей Василий продолжал служить в храме. Коммунистические власти, несмотря на войну, не изменили своего отношения к христианству, и, как только отодвигалась линия фронта, на освобожденной от оккупантов территории тут же возобновлялись гонения. От преследований не спасали ни тяжкие болезни, ни возраст – протоиерею Василию исполнилось в то время семьдесят три года. 2 марта 1942 года он был арестован по обвинению в том, что возобновил при немцах богослужение, и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Начались многодневные допросы.
– Ответьте, что вас заставило стать на путь предательства и пособничества немецким оккупантам? – спросил его следователь.
– На путь предательства и пособничества немцам я не вставал, – ответил священник.
– Вы утверждаете, что в село Холмец, откуда вы были выселены, приехали до занятия его немцами. На каком же основании вы снова вернулись в село?
– В село Холмец я из деревни Кончеево бежал от немцев.
– Бежали от немцев и прибежали к немцам?! Ответьте, как вас понимать?
– Когда я приехал в село Холмец, их там не было.
– О прибытии немцев в село Холмец вам было известно?
– Да, было известно.
– Почему же из села Холмец вы от немцев не побежали?
– В селе Холмец я остался со всеми верующими.
– То есть остались дожидаться немцев?
– Нет, немцев я не ждал, а остался служить.
– Где и кому служить?
– Являясь священнослужителем, в селе Холмец я остался служить в церкви верующим.
Вы утверждаете, что в селе Холмец остались якобы с целью службы верующим, почему тогда сразу после своего приезда не открыли церковь?
– Я был больной, а затем колебался в возможности открытия церкви, а когда пришли немцы, я ее открыл без всяких препятствий.
– На какие темы вам приходилось разговаривать с немецкими офицерами?
– В разговорах немецкие офицеры заявляли, что Москву скоро возьмут и к весне войну с Советским Союзом победоносно закончат.
– Что вы им в свою очередь говорили?
– На их заявления я только говорил: «что Бог вам даст».
– Сколько раз вы служили молебен о победе немецкой армии?
– Таких молебнов я не служил.
– А проповеди произносили?
– И проповедей о том, чтобы победа была на стороне немцев, я не произносил.
– Вы говорите неправду.
– Я показываю так, как было.
– Покажите о своей предательской деятельности.
– Предательской деятельностью я не занимался.
10 апреля следствие было закончено, и 15 апреля утверждено обвинительное заключение: протоиерей Василий обвинялся в том, «что, находясь на временно оккупированной территории немецкими захватчиками, вошел в тесную связь с немецким командованием, стал их активным пособником...» [2] .
Протоиерей Василий Смоленский скончался в больнице Таганской тюрьмы 12 июня 1942 года и был погребен в безвестной могиле. Дело его, однако, продолжало рассматриваться и 10 июля 1942 года было отправлено на рассмотрение Особого Совещания при НКВД. 15 июля 1942 года Особое Совещание приговорило протоиерея Василия к расстрелу. Однако приговор над ним уже совершиться не мог.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май».
Тверь. 2007. С. 387-392
Священномученик Василий (Смоленский)
Мая 30 (12 июня)
Священномученик Василии родился в 1869 году в селе Савельево Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Смоленского.
В 1891 году Василий Петрович Смоленский окончил Московскую Духовную семинарию и был рукоположен во священника к Казанскому храму села Ламишино Звенигородского уезда. Первая деревянная церковь была основана здесь в 1670 году, а каменный храм начали строить при отце Василии в 1902 году. 11 сентября 1905 года новый храм был освящен епископом Можайским Серафимом. В 1908 году церковь была расписана.
В 1929 году власти решили храм закрыть. Для этой цели в сентябре в ОГПУ были вызваны на допрос два молодых комсомольца.
Семнадцатилетняя комсомолка, секретарь местной ячейки ВЛКСМ, сообщила следователю, что она разговаривала с отцом Василием на улице по вопросу устраиваемого в Великую Субботу антипасхального спектакля и ответила на его вопрос угрозой: «Еще посмотрим, кому будет плохо и хорошо». Свою неприязнь к священнику она высказала следователю на допросе, охарактеризовав деятельность отца Василия такими словами: «Наш район слишком верующий. Смоленский у крестьян на хорошем счету. В отношении религии Смоленский производит большое влияние на окружающее население, что отмечается в период антирелигиозных кампаний, когда крестьяне активно противоречат мероприятиям комсомола».
Комсомолка вместе с родителями проживала по соседству с отцом Василием. Спустя годы она вспоминала о событиях тех лет: «Отец Василий был очень простым, сердечным, порядочным. Семья у него была дружная, трудолюбивая. Отец Василий был уважаемым всеми на хуторе человеком... После революции просил меня, в то время бывшую секретарем комсомольской ячейки, не ставить во время Страстной седмицы спектаклей для молодежи, проводившихся в противовес богослужениям в храме. Под страхом выселения семьи меня заставили подписать показания против отца Василия об угрозах в адрес комсомольцев... Всю оставшуюся жизнь меня мучила совесть за эти показания на глубоко уважаемого мною человека».
По доносу этой комсомолки и еще одного комсомольского активиста из соседней деревни ОГПУ арестовало отца Василия 19 октября 1929 года и заключило в Бутырскую тюрьму.
В анкете арестованного, которую следователь разрешил отцу Василию заполнить самостоятельно, о своем прошлом он написал: «По наговору (ложному доносу) был взят в Звенигородский арестантский дом 7 сентября 1918 года и после разбора дела следователем был выпущен на волю, пробыв в заточении семь дней».
Продержав отца Василия в Бутырской тюрьме две недели, 2 ноября 1929 года его вызвали на допрос.
– Антисоветской деятельностью я нигде, никогда не вел. В частных разговорах я воздерживаюсь от политических тем. Читаемые мною проповеди носят чисто религиозный характер, и ничего в них антисоветского нет, – сказал отец Василий следователю.
– Угрожали ли вы комсомольцам расправой за то, что они ведут работу по безбожию?
– Никому никогда я не угрожал.
– Говорили вы комсомольцу Воронцову, что если он не прекратит вовлекать детей в пионеры, то ему будет плохо?
– Ничего подобного я ему не говорил. Считаю, что возведенное на меня обвинение является ложью.
18 ноября 1929 года тройка ОГПУ приговорила священника Василия Смоленского к высылке в Северный край на три года.
Ссылку отца Василия отправили отбывать в город Онегу. 14 августа 1933 года он вернулся в родное село, однако вскоре священнику пришлось покинуть Ламишино и уехать в село Холмен Шаховского района Московской области. Так пришлось сделать в связи с запретом проживать в стокилометровой зоне от Москвы.
24 октября 1933 года отец Василий был назначен на служение в Никольскую церковь села Холмец, где он прослужил до мая 1941 года. В 1934 году протоиерей Василий Смоленский был награжден митрой.
В мае 1941 года отца Василия в административном порядке из Московской области выселили. Он уехал на жительство в село Ново-Никольское Ярославской области, но и там местные власти отказали ему, как священнослужителю, в регистрации.
Отец Василий уехал в село Кончеево Кармановского района Смоленской области, где проживал с 20 сентября по 15 октября 1941 года. В связи с наступлением немецких войск и приближением фронта, протоиерей Василий уехал обратно в село Холмец.
Через несколько дней после его приезда село было занято фашистами. При них отец Василий открыл храм, который во время его отсутствия советской властью был закрыт. В селе стало регулярно совершаться богослужение. Службы посещали жители соседних деревень Костино и Артемки.
В январе 1942 года войска Красной армии освободили от немцев село Холмец, однако церковь сразу не закрыли, и отец Василий продолжал совершать в ней богослужения до начала марта, когда его арестовали по обвинению в пособничестве немцам. 6 марта начались допросы.
– Вам известно, за что вы арестованы?
– О причинах моего ареста мне неизвестно.
– Вы арестованы за антисоветскую подрывную деятельность. Предлагаю вам дать показания в данном разрезе.
– Антисоветской подрывной деятельностью я не занимался и виновным себя не признаю...
– О приближении немцев к селу Холмец вам было известно?
– Да, было известно.
– Почему же вы из села Холмец от немцев не побежали?
– В селе Холмец я остался со всеми верующими.
– То есть стали дожидаться немцев?
– Нет, немцев я не ждал, а остался служить.
– Где и кому служить?
– Являясь служителем культа в селе Холмец, я остался служить в церкви верующим.
– Когда вы открыли церковь ?
– Церковь я открыл 26 октября 1941 года, когда село уже было занято немцами.
– Почему же вы сразу не открыли церковь ?
– Я был больной, а затем колебался в возможности открытия церкви, а когда пришли немцы, я ее открыл без всяких препятствий.
– Покажите о вашей связи с немцами.
– В доме, где я проживал, вместе со мной жили два офицера и их денщики. Перед отступлением немцев из села дня за два в моем доме размещался немецкий штаб.
– На какие темы вам приходилось разговаривать с немецкими офицерами?
– ...Я их только слушал, сам ничего не говорил.
– ...Кто из граждан села вызывался в немецкий штаб?
– При мне немцы никого в штаб из граждан села не вызывали.
– ...Покажите, какие вы получили задания от немцев при их отступлении из села Холмец?
– Никаких заданий от немцев я не получал.
– Когда немцев Красная армия выгнала из села?
– Точно не помню, но примерно 17 января 1942 года немцы были выгнаны из села частями Красной армии.
– Вас когда арестовали?
– 2 марта 1942 года...
– Сколько раз вы служили молебен о победе немецкой армии?
– Таких молебнов я не служил.
– А проповеди произносили?
– И проповедей о том, чтобы победа была на стороне немецкой армии, я не произносил.
– Вы говорите неправду.
– Я показываю так, как было.
– Покажите о своей предательской деятельности.
– Предательской деятельностью я не занимался...
Следствие было закончено. До вынесения приговора отец Василий, содержавшийся после ареста в Таганской тюрьме, заболел и был помещен в тюремную больницу.
Протоиерей Василий Смоленский умер 12 июня 1942 года в тюремной больнице и погребен в безвестной могиле.
15 июля 1942 года Особым Совещанием при НКВД отец Василий, к тому времени уже умерший, был приговорен к расстрелу.
ИСТОЧНИКИ:
ГАРФ. Ф. 10035, д. 51836, д. 34002.
АМП. Послужной список. Воспоминания Э. Куслапу и Н. Горшковой.