- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Терминалы для пожертвований
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Священномученик Роман Кесарийский, Антиохийский, диакон
Священномученик Роман, диакон Кесарийский, и мученик отрок Варул
Святой мученик Роман был диаконом храма Кесарии Палестинской. Во время одного из гонений на христиан он переселился в Антиохию, где укреплял христиан в вере своим примером и горячей проповедью.
Когда правитель Антиохии Асклипиад задумал разрушить христианский храм, святой Роман призвал верующих отстоять свою святыню. Он убедил их в том, что если они сохранят храм, то будут радоваться здесь, на земле, в Церкви воинствующей, а если погибнут при защите храма, то будут радоваться в торжествующей Церкви Небесной. Видя такую решимость народа, правитель не посмел выполнить своего намерения.
Некоторое время спустя, когда в городе началось языческое празднество и множество людей со всей округи пришло в Антиохию, святой Роман начал обличать идолопоклонство и призывал всех следовать за Христом. Его схватили и подвергли мучениям. Во время пыток мученик увидел в толпе святого отрока-христианина Варула и, указывая правителю на него, сказал: "Юный отрок разумнее тебя, достигшего старости, потому что он знает Истинного Бога. Ты же поклоняешься идолам". Правитель Асклипиад приказал привести мальчика к себе. На все вопросы правителя Варул твердо и без страха исповедал веру во Христа, Единого Бога. Разгневанный Асклипиад повелел жестоко избивать мученика Варула, а затем обезглавить его. Перед смертью святой отрок попросил свою мать, которая присутствовала при казни, дать ему пить, но мать умолила его претерпеть все мучения за Господа Иисуса Христа. Она сама приклонила голову сына на плаху, а после казни погребла его († 303).
Мученик Роман был приговорен к сожжению, но внезапный ливень погасил огонь. Святой стал прославлять Христа и хулить языческих богов. Правитель приказал отрезать ему язык, но, и лишенный языка, святой Роман продолжал громко славить Господа. Тогда мучители приговорили его к повешению († 303).
Страдание святых мучеников Романа и отрока Варула
Память 18 ноября
Святой мученик Роман происходил из Палестины и был диаконом Кесарийской церкви. Во время гонения язычников на христиан он жил в Антиохии 7517 , проповедуя учение и утверждая верующих, чтобы они пребывали непоколебимо в исповедании Христовом. Когда же нечестивый епарх Асклипиад хотел разрушить до основания тамошний христианский храм, святой Роман побуждал христианский народ оказать сопротивление епарху, и не дать ему разрушать святой храм.
– Нам ныне, – говорил он своим единоверцам, – предлежит борьба за алтари Божии; Асклипиад – враг отечества и хочет отнять Бога у нас, и мы хорошо сделаем, если, защищая алтари Божии, падем, израненные, на пороге святого храма. Чем бы ни кончилась борьба, мы, христиане, окажемся победителями, если не дадим разрушить дом Божий, то восторжествуем в Церкви, воинствующей на земле; а если падем убитыми при святом алтаре, то воспоем победную песнь в Церкви, торжествующей на небесах.
Такими словами он возбудил всех стать на защиту святого храма и с решимостью сопротивляться до самой смерти и не дозволить епарху войти в храм и разрушить его.
В это время наступил один идольский праздник, и множество язычников стекалось в идольское капище с женами и детьми. Тогда святой Роман воспламенился божественною ревностью, вступил в толпы нечестивого народа и громогласно начал обличать его заблуждение. Он остановил даже и самого епарха Асклипиада, когда тот входил в идольский храм, и сказал ему:
– Прельстился ты, епарх, идя к идолам: идолы – не боги, но Един есть Истинный Бог, Иисус Христос.
Епарх тотчас же повелел схватить Романа и сильно бить по устам. Потом, воссев на судилище, долго принуждал его отречься от Христа; когда же увидел его непокорным, повелел мучить. Его повесили, стали бить разными орудиями и терзать железными рогатками. Но святой Роман, мужественно перенося эти муки, исповедовал Единого Бога, Создателя всех, и укорял епарха в безумии за то, что он не хотел познать истины.
Когда святой страдал так и, претерпевая мучения, мужественно проповедовал Христа, там стояло много народа, как из неверных, так и из верующих, смотревшего на подвиг страдальца Христова. Недалеко стоял там и один христианский отрок, по имени Варул. Взглянув на него, мученик сказал мучителю:
– Сей малый отрок разумнее тебя, старейшего, хотя он еще и малолетен, – так как знает Истинного Бога, а ты, в преклонном возрасте, не знаешь Его.
Тогда епарх, подозвав к себе отрока, спросил его:
– Какого Бога чтишь ты?
– Чту Христа, – ответил отрок.
Епарх спросил его:
– Что лучше – одного ли Бога чтить, или многих?
– Лучше чтить Единого Бога, Иисуса Христа, – отвечал отрок.
Епарх опять спросил его:
– Чем Христос лучше всех богов?
Отрок отвечал:
– Тем Христос лучше, что Он – Истинный Бог и создал всех нас, ваши же боги – бесы и не создали никого.
И многое другое говорил отрок, как будто он был премудрым богословом: Дух Святый, действуя в нем, совершал хвалу из уст его для посрамления нечестивого епарха и всех идолопоклонников.
Мучитель и все бывшие при нем, изумляясь разуму отрока и мудрым словам его, почувствовали великий стыд от того, что не могли опровергнуть слов его. Посему мучитель повелел безжалостно сечь Варула розгами. После долгого сечения, Варул начал изнемогать и попросил пить. Но его мать, стоявшая там в народе и с радостью смотревшая на страдания своего сына, увидав его изнемогающим и просящим пить, с настойчивою строгостью велела ему мужественно переносить страдания до конца. Когда же мучитель приказал усечь отрока мечом, мать взяла его на свои руки и понесла на место усечения. Обнимая и целуя, она утешала его и укрепляла, чтобы он не боялся при виде меча над своею головой:
– Не бойся, сын мой, – говорила она. – Не бойся, милое мое чадо! Не страшись смерти! Не умрешь ты, но жив будешь во веки! Не ужасайся, цвет мой! Ты немедленно же будешь перенесен в райские сады! Не бойся меча! Как только ты будешь усечен, тотчас же отойдешь ко Христу и узришь славу Его. Он приимет тебя с любовью, и ты будешь жить с Ним в радости неизреченной, наслаждаясь блаженством с Его святыми Ангелами.
Так утешая свое дитя, благочестивая мать донесла его до места казни. После усечения отрока, мать собрала его кровь в чистый сосуд и, взяв тело его, обливала его радостными слезами, с любовью лобызая его и радуясь, что сын ее пролил за Христа свою кровь, от нее воспринятую. После того, она предала тело своего сына честному погребению.
После усечения святого Варула, святый Роман был осужден на сожжение. Связанный и обложенный кругом дровами, святый Роман, когда слуги еще не подлагали огня и не поджигали дров, ожидая последнего слова от судьи, с средины костра громко воскликнул, обращаясь к мучителям:
– Где же огонь? Почему не зажигаете его? Зажгите, чтобы пламень охватил меня всего вокруг.
Когда огонь был зажжен и дрова со всех сторон сильно разгорелись, внезапно полил сильный дождь и погасил огонь. Святой Роман остался жив и нисколько не потерпел вреда от огня. После сего за смелые речи святого мученика, (так как он порицал нечестивых язычников, укоряя их безумие и проклиная их богов, а Христа, Единого Бога, прославлял) мучитель повелел отрезать ему язык. Но он сам отдал мучителям язык свой на урезание. Но, и по урезании богоглаголивого языка, не смолк Исповедник Христов, но сверхестественным образом и без языка говорил ясно, как и прежде, прославляя Единого Бога. Потом ввергли его в темницу, в которой он пробыл долгое время, с забитыми в колодку ногами. Когда же сообщено было о нем императору Максимиану, что и с отрезанным языком он хорошо говорит, тогда император повелел удавить его. Войдя в темницу, воины затянули веревку на шее его и удавили 7518 .
Так святой мученик Роман окончил подвиг своего страдания за Христа, в царствии Коего он ныне прославляется, славя Святую Троицу во веки веков. Аминь.
* * *
Это было 17 ноября 303 года, при соправителе римского императора Диоклетиана, Максимиане Галерии.
Ум. в 303 г.
Канон священномученику Роману, диакону Кесарийскому
Глас 4
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Мо́ря чермну́ю пучи́ну, невла́жными стопа́ми, дре́вний пешеше́ствовав Изра́иль, крестообра́зными Моисе́овыма рука́ма Амали́кову си́лу в пусты́ни победи́л е́сть.
Припев: Священному́чениче Ромáне, моли́ Бо́га о на́с.
Незаходи́мыми луча́ми сия́я Тро́ичными я́сно и со страстоте́рпческими ли́ки просвеща́емь, просвеще́ние ми́ посли́, тму́ стра́стную отгоня́я богоприя́тными твои́ми, Рома́не, моли́твами.
Мо́ря и́дольскаго волне́нием не обурева́емь, я́ко на Христо́ве ка́мени утверди́вся, треволне́ния разреши́л еси́ тишино́ю Боже́ственнаго Ду́ха многомяте́жнаго безбо́жия.
Цветни́к я́ко благосла́вный и благопло́дный, Це́рковь Христо́ву, гобзу́ющу все́ми благи́ми, Рома́не, соблю́л еси́ от волко́в непристу́пну, твои́м уче́нием утвержда́я сию́.
Богоро́дичен: Поми́ловася Тобо́ю, Всенепоро́чная, естество́ челове́ческое и́стинно: Творе́ц бо, из Тебе́ воплоти́вся па́че сло́ва и смы́сла, за ны́ на сме́рть приведе́ся, избавля́я от а́да на́с.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Весели́тся о Тебе́ Це́рковь Твоя́, Христе́, зову́щи: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, и прибе́жище, и утвержде́ние.
Зве́ря разу́мнаго пра́щею уби́в, Рома́не, словесы́ твои́ми па́ству Христо́ву спа́сл еси́ от и́дольскаго вре́да нетле́нну.
Возмога́я ору́жием кре́стным, прило́ги вра́жия возврати́л еси́ и не́мощь и́х обличи́л еси́, Рома́не му́дре достоблаже́нне.
Низложи́л еси́ вра́жия, сокруши́в, че́люсти Рома́не сла́вне, за Христа́, блаже́нне, лани́те стру́жеме, приснопа́мятне.
Богоро́дичен: Естество́м еди́н Бо́г Сло́во О́тчее и соесте́ственное Ду́ху, пло́тию из Тебе́ оде́явся, земны́я обожи́, Богома́ти.
Седа́лен, гла́с 4.
По́стнически лука́ваго попра́в и страда́льчески, му́чениче Христо́в, просла́вился еси́, претерпе́в му́жески соверше́нным умо́м. Те́мже причта́лся еси́ лико́м му́ченическим и ве́чнующее Ца́рство стяжа́л еси́; в не́мже лику́я, помяни́ на́с, соверша́ющия ве́рою па́мять твою́.
Богоро́дичен: По Бо́зе в Тво́й, Богоро́дице, прибега́ю, смире́нный, покро́в боже́ственный, припа́дая, молю́ся: поми́луй, Пречи́стая, я́ко превзыдо́ша главу́ мою́ греси́, и бою́ся, Влады́чице, му́ки, и трепе́щу, моле́ние сотвори́, Чи́стая, к Сы́ну Твоему́ от си́х изба́вити мя́.
Крестобогоро́дичен: Из Безнача́льнаго Отца́ Рожде́ннаго, напосле́док Тя́ пло́тию Ро́ждшая, на Кресте́ ви́сяща зря́щи, Христе́, — увы́ Мне́, любе́знейший Иису́се! — вопия́ше, — ка́ко сла́вимый я́ко Бо́г от а́нгел, от беззако́нных ны́не челове́к, Сы́не, хотя́, распина́ешися? Пою́ Тя́, Долготерпели́ве.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Вознесе́на Тя́ ви́девши Це́рковь на Кресте́, Со́лнце пра́ведное, ста́ в чи́не свое́м, досто́йно взыва́ющи: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Направля́емь, я́ко ле́ствицею, на дре́во возне́слся еси́, блаже́нне, неизглаго́ланною добро́тою и пребыва́ющий ли́к пости́гл еси́, му́чениче Рома́не достосла́вне.
Совле́кся ме́ртвенныя оде́жды в му́ках, блаже́нне, и спасе́ния в све́тлую ри́зу све́тло, всесла́вне му́чениче Рома́не, обле́клся еси́.
Умудри́вся вдохнове́нием Уте́шителя, о́трочища язы́к Тя́, Го́спода сла́вы, Творца́ пропове́да все́х, Человеколю́бче, и Бо́га, спасти́ могу́щаго.
Богоро́дичен: Благослове́н, Де́во, Пло́д Твоего́ чре́ва, И́мже изба́вихомся кля́твы сме́ртныя, вся́ оте́чествия язы́ков, и Тобо́ю благослове́ннии я́ко жи́зни пое́м Тя́ Хода́таицу.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Ты́, Го́споди, мо́й све́т, в ми́р прише́л еси́, Све́т Святы́й, обраща́яй из мра́чна неве́дения ве́рою воспева́ющия Тя́.
Струя́ми страда́льческими крове́й твои́х потопи́л еси́ мо́ре безбо́жия, ре́ки же исцеле́ния, Рома́не, источи́л еси́.
Я́ко да́р избра́нный, же́ртву я́ко непоро́чну, прине́сл еси́ Влады́це, Рома́не, богосло́вствующаго младе́нца закала́ема.
Юро́дство вра́жие му́дростию Свята́го Ду́ха уязви́л еси́, уязви́в твое́ те́ло ра́нами, Рома́не всесла́вне.
Богоро́дичен: Потреби́ла еси́ кля́тву, я́ко ра́дость ро́ждши, и обнови́ла еси́ челове́ки Твои́м Рождество́м, Де́во Мари́е Неискусобра́чная.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Пожру́ Ти со гла́сом хвале́ния, Го́споди, Це́рковь вопие́т Ти́, от бесо́вския кро́ве очи́щшися, ра́ди ми́лости от ре́бр Твои́х исте́кшею кро́вию.
Ме́ртвость и тлю́ строга́нием отложи́в, жи́зни нетле́нныя в добро́ту оде́явся, му́чениче, укра́шен светлостьми́, Рома́не, духо́вными, незаходя́щими.
Источи́в я́ко кро́вныя то́ки уче́ния отре́занный тво́й язы́к, и́миже непогиба́ющее насле́довал еси́, страстоте́рпче, блаже́нство, при́сно пребыва́ющее.
Прему́дрости пото́к жажда́в, испи́л еси́ сове́том ро́ждшия уста́ богосло́вна младе́нца, мече́м к жи́зни прише́дша неконча́емей.
Богоро́дичен: Ско́рое прибе́жище бу́ди мне́, Пречи́стая, наси́лия избавля́ющи мя́, и стра́стнаго студа́ изыма́ющи, и к Боже́ственней стези́ направля́ющи, Богома́ти.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: В пещи́ Авраа́мстии о́троцы перси́дстей, любо́вию благоче́стия па́че, не́жели пла́менем опаля́еми, взыва́ху: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.
Удавле́нием твои́м, страстоте́рпче, удави́в зми́я, обре́л еси́ жи́знь и́стинно, пресла́вне Рома́не, зовы́й всегда́: благослове́н еси́ в хра́ме сла́ве Твоея́, Го́споди.
Све́та незаходи́маго луча́ми озаря́емь, пла́мень высо́кий угаси́л еси́, Рома́не, проро́ческим дарова́нием украша́емь, и с му́ченическими ли́ки сочета́емь, зовы́й: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.
Я́ко от са́да многоцве́тнаго, ма́терними уче́нии, ши́пок благово́нный младе́нческий во́зраст, му́ченическою кро́вию напая́емь, Христу́ нетле́нно прино́сится.
Богоро́дичен: Впа́дшыя во глубину́ грехо́вную, Всепе́тая, еди́на Бо́га ро́ждшая без се́мене, изведи́ ны, пою́щыя Тя́: благослове́нна Ты́ в жена́х, Всенепоро́чная Влады́чице.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Ру́це распросте́р, Дании́л, льво́в зия́ния в ро́ве затче́; о́гненную же си́лу угаси́ша, доброде́телию препоя́савшеся, благоче́стия рачи́тели, о́троцы, взыва́юще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Глаго́лов послу́шник Христо́вых бы́л еси́, сла́вне, ду́шу твою́ положи́в за па́ству твою́, усе́рдно за Него́ удавля́емь, му́чимь, и стру́жемь, и ураня́емь, вопия́л еси́: благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода.
Вои́стинну уста́ твоя́ и язы́к ра́дости и весе́лия испо́лнися, благословя́ Бо́га непреста́нно: отре́зан бо и кро́вию ка́пля, зако́н ве́ры на́м, Рома́не, полага́ет, вопия́: благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода.
Богоро́дичен: Сло́во ро́ждши О́тчее Боже́ственным Ду́хом, Де́ва пребыла́ еси́, Богороди́тельнице безму́жная, превозше́дши есте́ственныя зако́ны рождество́м Твои́м. Те́мже, ра́дующеся, пое́м: благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Ка́мень нерукосе́чный от несеко́мыя горы́, Тебе́, Де́во, краеуго́льный отсече́ся — Христо́с, совокупи́вый разстоя́щаяся естества́. Те́м, веселя́щеся, Тя́, Богоро́дице, велича́ем.
Все́ твое́ жела́ние, му́чениче, ко Влады́це просте́рл еси́ и, многови́дныя ра́ны претерпе́в, Рома́не сла́вне, сла́вы неизглаго́ланныя получи́л еси́ и блаже́ннаго наслажде́ния.
Се́ вме́сто боле́зни сла́дость тебе́ пото́ка даде́ся, му́чениче, вене́ц нося́щу ти́, Рома́не, и от кро́ве багряни́цу иму́щу: я́ко ши́пок благоуха́ющ и неувяда́ющ, младе́нец закла́н бы́л еси́ Христа́ ра́ди.
Богоро́дичен: Ты́ началороди́тельныя кля́твы, земны́я, Де́во, изба́вила еси́ и отве́рзла еси́ на́м жи́знь Еде́ма Рождество́м Твои́м па́че естества́. Те́мже, веселя́щеся, Тя́, Богоро́дице, велича́ем.
Вернуться к списку