- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Священномученик Мисаил, архиепископ Рязанский, Шацкий
Память 10 апреля (Рязанск. [1], Тамбовск. [2]), в Соборах Липецких, Рязанских и Тамбовских святых
Родился в селе Грузине, Новгородской епархии.
Монашескую жизнь начал в Новгородском Деревяницком монастыре. Отличался благочестивой жизнью. Братией монастыря был избран во игумена. Своим благочестием и опытностью в духовной жизни он обратил внимание Новгородского митрополита Никона, будущего патриарха, который указал на Мисаила, как на достойного преемника почившему владыке Рязанскому.
13 апреля 1651 года был хиротонисан во епископа Рязанского с возведением в достоинство архиепископа.
Вступив в управление Рязанской епархией, архипастырь нашел упущения в монастырях и среди белого духовенства. Ревнуя о славе Божией, святитель Мисаил в самом начале своего архипастырского служения разослал грамоту к пастве, в которой преподал ей отеческие увещания. Игуменам же монастырей давал наставления строго соблюдать монастырские уставы. Его обращения к пастве и духовенству отличались простотой, искренностью и свидетельствовали о нем как об архипастыре умном, высоко нравственном. Сильный духом и ревностью к вере, Мисаил боролся главным образом против повального народного пьянства и против религиозного безразличия, проявлявшегося в крайней и массовой холодности к Церкви.
С первого же года своего архипастырства архиепископ Мисаил обнаружил неутомимую деятельность. Он отечески вникал в частную жизнь подчиненного ему духовенства и во все праздники звал свою братию к своему столу. С силою восстал против корчемников и их досмотрщиков, которые систематически спаивали народ, и изгнал их из епархии. Всех вдовых священников, подававших повод к соблазну силой постригал в монашество и отсылал в монастыри.
Святитель очень любил совершать богослужения, причем совершал их всегда торжественно и пышно. Бывший в частной жизни строгим монахом, воздержанным во всем, он во время церковной службы одевался в дорогие одежды, желая и внешним видом прославить Церковь. Владыка Мисаил был усердным почитателем Рязанского первосвятителя Василия.
Основная же заслуга святителя Мисаила состоит в том, что он взял на себя подвиг апостольского служения по просвещению инородцев Рязанского края. В первые годы святительства он возложил это дело на монаха Артемия, так как сам много занимался приведением в порядок епархиальных дел, затем был вызван патриархом Никоном в Москву на Собор по исправлению богослужебных книг. В 1654 году владыка Мисаил испросил у патриарха благословения на проповедь среди мордвы и татар. Получив патриаршую и царскую грамоты, самоотверженный архипастырь с несколькими священниками сам отправился в мордовские селения. Он переезжал из одного селения в другое, проповедуя слово Божие. Проповедь святителя имела успех. Более 300 язычников приняли святое крещение.
Затем он вторично предпринял поездку и более года провел в апостольских трудах, окрестив при этом 4200 человек мордвы и татар в Шацком и Тамбовском уездах. В Касимове крещены им два царевича; к Православию присоединялись иногда целые селения. Однако, его проповедь на этот раз встретила упорное противодействие со стороны магометан и язычников. Для успешного продвижения дела ему пришлось опереться на гражданскую власть.
В феврале следующего года святитель снова отправился на проповедь в Шацкий уезд. Опасность для владыки всё росла. Многие мордовцы упорно сопротивлялись распространению христианства, поэтому были враждебно настроены по отношению к архипастырю. Но святителя ничто не останавливало, он шел в самые отдаленные места. Последнее путешествие окончилось для архипастыря трагически. Язычники, видя успех проповеди святителя, решили убить его. Собравшись в количестве 500 человек, они в деревне Ямбирно [3] с оружием в руках ожидали неутомимого проповедника. Когда архиепископ приблизился в этой деревне, мордовцы вышли из своей засады и пустили в святителя тучу стрел, одна из которых пронзила левую руку и грудь святителя.
Священномученик Мисаил, архиепископ Рязанский и Муромский. Икона.
Священномученик Мисаил, архиепископ Рязанский и Муромский. Икона.
Ранение оказалось смертельным. Его привезли в село Агломазово, где после 11 дней страданий, он мирно отошел ко Господу на Светлой седмице, в четверг 10 апреля 1656 года [4]. По желанию святителя он был погребен близ Чернеева монастыря у церкви святого Мины, в лесу.
В следующем же году по воле патриарха Никона и царя Алексея Михайловича тело его было перенесено в Рязанский Архангельский собор. Святитель Мисаил стал первым мучеником Тамбовской земли.
В 1987 году был прославлен как местночтимый святой Рязанской епархии [5], в 1988 - Тамбовской [6], а в 2001 году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви [5]. В связи с тем что существовало разночтение по поводу дня кончины святителя, днём памяти святителя устанавливали и 9 апреля и 10 апреля. С разрешением этой неясности, последняя дата возобладала.
Молитвословия
Тропарь, глас 5
Богому́дре святи́телю,/ архиере́ев сла́ва и си́рых защи́тниче,/ ре́вностный пропове́дниче Христо́ва Ева́нгелия:/ Утверди́л еси́ ве́рою сердца́ неутвержде́нная:/ свяще́нную оде́жду омочи́в в кро́ви,/ я́ко му́ченик и па́стырь просла́вился еси́,/ священному́чениче Мисаи́ле,/ моли́ся приле́жно Влады́це Христу́ о все́х нас',/ почита́ющих святу́ю па́мять твою́,/ да вы́шняго Прича́стия сподо́бимся// и Све́та невече́рняго.
Кондак, глас тот же
Бо́г просла́ви ны́не уго́дника Своего́,/ обре́тением честны́х моще́й,/ и́бо неистощи́ма е́сть си́ла Бо́жия чудоде́йствующая./ Священному́чениче Мисаи́ле,/ уго́ден бы́л еси́ Бо́гови,/ получи́в посе́щение во избра́нных Его́,/ простри́ на́м ру́ку по́мощи хода́тайством твои́м// и испра́ви пу́ть на́ш ко спасе́нию.
Литература
Сладкопевцев П.М. Преосвященный Мисаил, архиепископ Рязанский и Муромский // Прибавления к Рязанским епархиальным ведомостям, 1866, № 13, 378-387; № 14, 407-416; № 15, 427-440.
Едлинский, М., Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую, Киев, 1895, 133-136.
Самбикин, Д., Месяцеслов, вып. VIII, апрель, 48-51.
Глубоковский, Высокопреосвящ. Смарагд (Крыжановский), архиеп. Рязанский, СПб, 1914, 278.
Булгаков, 1411.
Строев, П., 415.
Н. Д., 36.
Святая Русь, № 767.
Истор. вестн., октябрь, 1889, 109-121.
Приб. к Ц. В., 1905, № 16-17, 702; № 9, 797.
Рус. палом., 1905, № 18, 266-268.
Рус. архив, 1895, кн. 3-я, № 11, 407.
БЭС, т. II, 1572.
"Священномученик Мисаил, архиепископ Рязанский и Муромский". Статья на сайте Рязанской епархии
Михайлова Валерия. "Архиепископ Мисаил Рязанский: Счастье стать мучеником", страница портала Православие.Ru
Использованные материалы
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5946
- "Вехи жизни Тамбовской епархии. Тамбовский край до образования епархии," ЖМП, 2008, № 1
- Статья словаря Брокгауза и Ефрона
- Страница сайта Тамбовского государственного технического университета: http://www.tstu.ru/win/tambov/relig/ikon_6.html
- http://www.saints.ru/v/16_svtVasiliiRyazanskii.html
[1] "Священномученик Мисаил, архиепископ Рязанский и Муромский", буклет. - Миссионерский отдел Касимовской епархии РПЦ, 2016, выложенный на официальном сайте Касимовской митрополии
[2] "Священномученик Мисаил, Архиепископ Рязанский", житие на официальном сайте Тамбовской епархии
[3] Так по http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5946. Статья словаря Брокгауза и Ефрона указывает место убийства "около села Конобеева".
[4] Во многочисленных материалах о святом дата кончины указывается как 9 апреля или 10 апреля, а год - 1655 или 1656. Если верно указание Валерии Михайловой о том что святой преставился в четверг Светлой седмицы, то датой кончины должно быть 10 апреля 1656 года, т. к. аналогичный день в 1655 году приходился на 19 апреля.
[5] Михайлова Валерия, "Архиепископ Мисаил Рязанский: Счастье стать мучеником", портал Православие.Ru, 22 апреля 2016, http://www.pravoslavie.ru/92692.html
[6] "Священномученик Мисаил, Архиепископ Рязанский", житие на официальном сайте Тамбовской епархии
Вернуться к списку