- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Священномученик Григорий Самарин, диакон
Священномученик Григорий родился 9 января 1893 года в селе Салмановка Наровчатовского уезда Пензенской губернии в семье крестьянина Василия Самарина. В 1914 году после окончания Пензенского духовного училища он был назначен псаломщиком в церковь в честь святого Архистратига Михаила, причт которой духовно окормлял военнослужащих 11-го Туркестанского стрелкового полка в городе Керки Закаспийской области. В 1914 году началась Первая мировая война, и Григорий был призван в армию и служил до 1918 года рядовым. В 1919 году он был назначен псаломщиком в Покровскую церковь села Высокое Чимкентского уезда Сыр-Дарьинской области и 9 февраля 1920 года рукоположен во диакона. 27 сентября 1922 года он был назначен диаконом к Иосифо-Георгиевской церкви в городе Ташкенте. С 3 августа 1923 года диакон Григорий стал служить в храме Архангела Михаила в родном селе Салмановка; 9 мая 1925 года он был переведен в Вознесенскую церковь в город Беднодемьянск
[1]
Пензенской губернии.
9 июля 1931 года диакон Григорий был назначен служить в церковь святых мучеников Адриана и Наталии в городе Лосиноостровске Московской области. 26 августа 1933 года он был награжден двойным орарем. 20 апреля 1935 года он был переведен в Петропавловский собор в город Коломну, где прослужил до кровавых гонений 1937 года
[2]
.
«Коломенским районным отделом управления НКВД по Московской области, – писали сотрудники НКВД, – вскрыта и ликвидируется контрреволюционная церковно-монархическая организация... В своем составе контрреволюционная церковно-монархическая организация насчитывает до пятидесяти человек – из числа духовенства, бывших людей, кулаков раскулаченных и активных церковников»
[3]
.
10 августа 1937 года среди других был арестован и заключен сначала в коломенскую, а затем в Таганскую тюрьму в Москве и диакон Григорий Самарин.
Против него подписались под протоколами допросов свидетели, иные не читая их, как священник Петропавловского собора, в котором служил диакон, благочинный церквей города Коломны; он показал, будто бы диакон Григорий говорил, что «коммунизм есть общность даже и жен, большевики из русского народа хотят сделать безвольного раба, который бы им беспрекословно во всем подчинялся и исполнял их прихоти. Большевики затягивают петлю на шее русского народа, но как бы они не просчитались и не попали в нее сами»
[4]
.
Допросы в Коломенском отделении НКВД были в то время круглосуточными. Следователи беспрестанно заполняли те или иные протоколы допросов; дежуря поочередно, они требовали беспрерывно от арестованных поставить подпись под лжесвидетельствами. Некоторые из арестованных тогда в Коломне подписали лжесвидетельства против себя и других, иные отказались.
Диакон Григорий был допрошен сразу же после ареста.
– Вы арестованы как участник контрреволюционной организации. Вы подтверждаете это?
– Нет, участником контрреволюционной организации я не являюсь.
– Вы лжете перед следствием, следствие располагает материалами, изобличающими вас в участии в контрреволюционной церковно-монархической организации. Требую от вас правдивых показаний по этому вопросу! – заявил следователь.
– Я подтверждаю свой предыдущий ответ. Участником контрреволюционной церковно-монархической организации я не являюсь! – решительно возразил диакон.
Следователь стал зачитывать диакону показания лжесвидетелей, но отец Григорий все их отверг. Затем начался круглосуточный допрос со сменой следователей, и 29 августа был составлен очередной протокол допроса.
– На протяжении нескольких дней вы упорно продолжаете скрывать от следствия свое участие в контрреволюционной церковно-монархической организации. Требую прекратить ваше запирательство и приступить к исчерпывающим показаниям, – заявил следователь.
– Я дал показания и считаю их исчерпывающими и больше показать ничего не могу и виновным себя... не признаю.
5 сентября диакон Григорий был допрошен в последний раз.
– Вы обвиняетесь как участник контрреволюционной группировки. Требуем от вас показаний.
– Я ни в какой контрреволюционной организации не состоял и антисоветской деятельности не вел.
Этим допросом следствие было закончено. Большинство тех, кто подписал протоколы со лжесвидетельствами против себя, были приговорены к расстрелу и расстреляны. 9 октября 1937 года тройка НКВД приговорила диакона Григория к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен на Дальний Восток в Бамлаг.
Диакон Григорий Самарин скончался в Бамлаге 11 июля 1940 года и был погребен в безвестной лагерной могиле.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь».
Тверь. 2008. С. 515-519
Священномученик Григорий (Самарин)
Июня 28 (11 июля)
Священномученик Григорий родился 9 января 1893 года в селе Салмановка Пензенской губернии в семье крестьянина Ва-силия Самарина. Окончил Пензенское Духовное училище.
Григорий Васильевич с 21 октября 1914 года нес послушание псаломщика в храме Михаила Архангела города Керки Закаспийской области. В октябре 1919 года он был назначен псаломщиком к Покровской церкви села Высокого Чемкентского уезда Сыр-Дарьинской области. 9 февраля 1920 года он был рукоположен во диакона к этому храму.
27 сентября 1922 года отца Григория назначили диаконом Иосифо-Георгиевской соборной церкви города Ташкента. В августе 1923 года по благословению епископа Пензенского и Саранского Филиппа диакон Григорий Самарин стал служить на родине в храме Архангела Михаила в селе Салмановка.
В 1925 году отец Григорий переехал в город Беднодемьянск Пензенской губернии и в мае был назначен на служение в Вознесенскую церковь . В 1931 году отец Григорий вместе с семьей переехал в Московскую область и 20 апреля получил назначение в храм святых мучеников Адриана и Наталии города Лосиноостровска Московской области.
26 августа 1933 года диакон Григорий Самарин был награжден двойным орарем. 20 апреля 1935 года отца Григория назначили диаконом к Петропавловской соборной церкви города Коломны. В Коломне смогли снять маленькую комнатку, в которой ютилась семья отца Григория, состоящая из шести человек.
Отец Григорий служил благоговейно и часто, детей водил в храм на службу, учил молитвам. В Коломне он встретился со священником Василием Горбачевым, с которым познакомился еще до революции. Отцу Василию и его семье долго не давали разрешения на прописку в Коломне, и отец Григорий убеждал друга потерпеть, не возмущаться.
11 августа 1937 года диакон Григорий Самарин был арестован и заключен в Коломенскую тюрьму. Во время ареста у отца Григория были изъяты ноты церковных песнопений, девять церковных книг и настольная книга священно- и церковнослужителя, составленная протоиереем Сергием Булгаковым .
В день ареста начались допросы.
– Вы арестованы как участник контрреволюционной организации. Вы подтверждаете это? – спросил следователь.
– Нет, участником контрреволюционной организации я не являюсь.
– Вы лжете перед следствием, следствие располагает материалами, изобличающими вас в участии в контрреволюционной церковно-монархической организации. Требую от вас правдивых показаний по этому вопросу.
– Свой предыдущий ответ подтверждаю. Участником контрреволюционной церковно-монархической организации я не являюсь.
Следователь начал зачитывать показания арестованных священников города Коломны Алексеева, Сердобольского, Руднева, которые обвинили отца Григория в контрреволюционной деятельности, которую он якобы проводил. Все эти лжесвидетельства отец Григорий категорически отверг. 29 августа состоялся еще один допрос.
– На протяжении нескольких дней вы упорно продолжаете скрывать от следствия свое участие в контрреволюционной церковно-монархической организации. Требую от вас прекратить ваше упирательство и приступить к исчерпывающим показаниям, – потребовал следователь.
– Я дал вам показания и считаю, что они являются исчерпывающими, больше показать ничего не могу, и виновным себя в участии в контрреволюционной церковно-монархической организации я не признаю.
Через некоторое время отца Григория перевели в Таганскую тюрьму в Москве, где он 5 сентября снова был допрошен.
– Вы обвиняетесь как участник контрреволюционной группировки. Требуем от вас показаний.
– Я ни в какой контрреволюционной организации не состоял и антисоветской деятельности не вел.
Впоследствии, в 1957 году, органами внутренних дел было проведено расследование, которое вскрыло факты нарушения следствия в 1937 году сотрудниками Коломенского районного отделения НКВД. В частности, было установлено, что следователи арестовывали людей без всяких оснований, во время следствия заставляли подписывать выдуманные показания. К тем, кто отказывался это сделать, применяли непрерывные, так называемые «конвейерные», допросы, длившиеся несколько суток и сопровождавшиеся оскорблениями, угрозами, многочасовыми стояниями и побоями. Но эти испытания не сломили отца Григория.
9 октября 1937 года тройка НКВД приговорила диакона Григория Самарина к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Наказание он был отправлен отбывать в Бурлаг НКВД. Ольга Михайловна, жена отца Григория, обратилась в НКВД с просьбой пересмотреть дело мужа. В 1939 году дело было пересмотрено, однако жалоба была «оставлена без последствий, за несостоятельностью мотивов».
Из лагеря, незадолго до смерти, отец Григорий послал своим детям письмо, в котором наставлял их читать душеполезные книги, учиться и помогать маме.
Диакон Григорий Самарин умер от воспаления легких в лагере в Хабаровском крае на станции Известковая 11 июля 1940 года.
ИСТОЧНИКИ:
ГАРФ. Ф. 10035, д. П-50945.
АМП. Послужной список.