- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Равноапостольная Фекла Иконийская, Селевкийская, первомученица
Жизнь и труды апостолов – Св. равноапостольная первомученица Фекла
Святая первомученица равноапостольная Фекла родилась в городе Иконии. Она была дочерью знатных и богатых родителей и отличалась необыкновенной красотой. В 18 лет ее обручили знатному юноше. Услышав проповедь святого апостола Павла о Спасителе, святая Фекла всем сердцем возлюбила Господа Иисуса Христа и твердо решила не вступать в брак и посвятить свою жизнь евангельской проповеди. Мать святой Феклы воспротивилась намерению дочери и принуждала ее выйти замуж за обрученного ей жениха. Обручник святой Феклы пожаловался правителю города на апостола Павла, обвиняя его в том, что он отвратил от него невесту. Правитель заключил святого апостола в темницу. Святая Фекла ночью тайно убежала из дома, подкупила тюремных стражей, отдав им все свои золотые украшения, и проникла к узнику в темницу. Три дня она сидела у ног апостола, внимая его отеческим наставлениям. Исчезновение Феклы обнаружилось, и повсюду были разосланы слуги на поиски пропавшей. Наконец ее нашли в тюрьме и насильно привели домой.
Суд приговорил апостола Павла к изгнанию из города. Святую Феклу вновь долго убеждали согласиться на брак, но она не изменила своего решения. Ни слезы матери, ни гнев ее, ни угрозы правителя не смогли отлучить святую Феклу от любви к Небесному Жениху – Господу Иисусу Христу. Ее мать в исступлении потребовала от судьи смертного приговора непокорной дочери, и святая Фекла была приговорена к сожжению. Святая мученица бестрепетно взошла на костер и перекрестилась. В этот момент ей явился Спаситель, благословляя на предстоящий подвиг, и неизреченная радость наполнила ее святую душу. Высоко взвилось пламя костра, ореолом окружило мученицу и не коснулось ее. Грянул гром, и сильный ливень с градом погасил костер. Мучители в страхе разбежались. Святая Фекла, хранимая Господом, покинула город и с помощью одного юноши-христианина отыскала апостола Павла. Святой апостол и его спутники, среди которых был и святой апостол Варнава, укрывались в пещере недалеко от города, усердно молясь, чтобы Господь укрепил святую Феклу в страданиях. Вместе с ними святая Фекла прошла с проповедью Евангелия до Антиохии. В этом городе она подверглась преследованиям некоего сановника Александра, пленившегося ее красотой. Святая Фекла отвергла его предложение вступить в брак и, как христианка, была осуждена на смерть. Дважды на нее выпускали голодных зверей, но они не трогали святую деву, покорно ложились у ее ног и лизали их. Во всех истязаниях святая мученица Промыслом Божиим сохранялась невредимой. Наконец, ее привязали к двум быкам и стали гнать их в разные стороны раскаленными прутьями, но крепкие веревки разорвались, как паутина, и быки разбежались, а святая Фекла осталась невредимой. Народ возопил: "Велик Бог христианский!" Сам правитель устрашился, уразумев наконец, что святую мученицу хранит Всесильный Бог, Которому она служит. Он повелел отпустить Феклу, рабу Божию, на свободу. По благословению апостола Павла Святая Фекла поселилась в пустынных окрестностях Селевкии Исаврийской и прожила там долгие годы, непрестанно проповедуя Слово Божие, исцеляя больных молитвой. Многих язычников святая Фекла обратила ко Христу; Церковь достойно именует ее равноапостольной. Даже языческого жреца, посягнувшего на ее чистоту, она, наказав за дерзость, привела ко Святому Крещению. Не раз враг рода человеческого пытался погубить святую Феклу через ослепленных грехом людей, но сила Божия всегда хранила верную рабу Христову.
Когда святая Фекла была уже 90-летней старицей, на нее ополчились языческие волхвы за то, что она безмездно лечила больных. Они не могли постичь, что святая врачует болезни силой благодати Христовой, и полагали, что ей особо покровительствует богиня-девственница Артемида. Из зависти к святой Фекле они подослали к ней наемников, чтобы осквернить святую. Когда преследователи были уже совсем близко, святая Фекла возопила о помощи ко Христу Спасителю, и расступилась гора, и сокрыла святую деву, невесту Христову. Так предала душу Господу святая Фекла.
Мощи святой Фёклы находились в городе Сисе — столице Киликийской Армении. После захвата Киликийской Армении египетскими мамлюками часть мощей святой Фёклы была вывезена христианами на Кипр, где они до сих пор хранятся в женском монастыре святой Фёклы, расположенном на окраине села Мосфилоти, неподалёку от города Ларнака.
Другая часть мощей святой Фёклы находится в женском православном монастыре, основанном Фёклой в городе Маалула. Глава святой Фёклы находится в миланском соборе Дуомо в приделе её имени.
Часть десницы святой Фёклы находится в единственном в её честь храме в России, в Успенской Феклиной женской пустыни, село Сенино-Первое, Козельская епархия Русской Православной Церкви.
Святая Церковь прославляет "первострадальную" Феклу как "жен славу, наставницу страдальцев, отверзшую всем мучения пути". Издревле ей посвящалось много храмов, один из которых был построен в Царьграде святым равноапостольным Константином (память 21 мая). Имя святой первомученицы равноапостольной Феклы, молитвенницы о всех подвизающихся, поминается при пострижении женщин в монашество.
Житие и страдание святой первомученицы, равноапостольной Феклы
Память 24 сентября
Святые Апостолы Павел и Варнава, благовествуя миру Евангелие, пришли в Иконию 5982 и поселились у Онисифора, о коем упоминает св. Павел в Послании к Тимофею, говоря: «Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих» ( 2Тим. 1:16 ). Проживая в доме Онисифора, они часто посещали синагогу, небоязненно проповедовали Слово Божие, приводили людей ко спасительному пути и обращали к вере в Иисуса Христа. Тогда многие, внимая их учению и видя знамения и чудеса, творимые ими, уверовали в Господа нашего Иисуса Христа. О сем повествуется в книге Деяний Апостольских: «В Иконии они (т.е. Павел и Варнава) вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и эллинов. А неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников. Впрочем они пробыли [здесь] довольно времени, смело действуя о Господе, Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса» ( Деян.14:1–3 ).
В то время в Иконии жила восемнадцатилетняя девица, прекрасная собою, по имени Фекла, дочь Феоклии, из рода знатного и славного. Она обручена была некоему Фамиру, одному из самых знатных юношей в городе, отличавшемуся своим богатством и красотою. Видя чудеса, совершаемые Апостолами, Фекла вместе с другими слушала у окна беседы их в доме Онисифора, усердно внимая всему, что они проповедовали. На добрую почву пало семя Слова Божия, действием Святого Духа оно глубоко укоренилось в сердце Феклы и произросло: она уверовала в Сына Божия, возлюбила Его и прилепилась к Нему всею душою. Павел же, по внушению свыше, стал беседовать о девстве и целомудрии; он сказал между прочим, что отроковица, хранящая ради любви ко Христу свое девство, подобна ангелам, она – невеста Христу, а Христос есть ее Жених, вводящий ее в чертог Свой небесный. Много говорил о сем святой Павел и побудил Феклу к сохранению девства, так что святая дева тогда же твердо решилась оставить жениха, презреть и все сладости мира сего и служить Христу в чистоте до самой кончины своей. Итак, мудрая дева стала невестой Жениха небесного и с пламенною любовью последовала Ему; стремясь к нетленному Жениху своему, она таяла как воск, так что на ней сбылось реченное Давидом: «Сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей» ( Пс.21:15 ). Фекла была так восхищена беседой Павловой, что три дня и три ночи совсем забыла о пище и питии и о покое телесном. Как некогда Мария, «которая села у ног Иисуса» ( Лк.10:39 ), помышляла об одном лишь Боге, так и Фекла питалась только словом Его, ибо в Священном Писании сказано: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф.4:4 ). Когда же Феоклия узнала, что ее дочь уверовала во Христа и прилежно слушает слово Божие, то пришла и с гневом силою отвлекла ее от сего душеполезного занятия, а святых проповедников – Апостолов укорила и, ругаясь им, отторгнула дочь свою, агницу уже Христову, от стада Христова. Потом, призвавши жениха ее Фамира, сказала ему:
– Или тебе нужды нет до невесты своей, что она находится в каком-то исступлении? Смотри: она прельстилась сими пришельцами – обманщиками, которые своими высокопарными речами увлекают безумных людей; вот уже три дня, как она не отходит от них, забыв о доме своем.
Тогда Фамир начал ласково и нежно говорить с Феклой; но она ни о чем не хотела говорить с ним; даже и смотреть на него она не желала, ибо в своем сердце носила иного Жениха, «краснейшаго добротою паче сынов человеческих». Взирая на Него духовными своими очами, она беседовала с Ним в уме своем, сей же тленный и временный жених внушал ей только отвращение. Фамир, видя, что Фекла его отвергает и не любит, стал очень скорбеть, а Феоклия в гневе стала бить дочь свою, таскала ее за волосы и топтала ногами; потом заперла ее одну и морила голодом. Впрочем, сама же она, побеждаемая естественною материнскою любовью, плакала о своей дочери; обнявши, она стала целовать ее, со слезами умоляла, чтобы Фекла не отвергала своего жениха, красивого, богатого, благородного, всеми почитаемого, посадила ее за столом рядом с Фамиром. Фекла же, отвернувшись от него, сидела молча, смотрела вниз, ничего не вкушала, только постоянно вспоминала в глубине сердца о своем Женихе небесном. Когда же Фамир, лаская ее, хотел насильно обнять и поцеловать ее, она плюнула ему в глаза и вырвалась из его рук, как птица из сети. Тогда мать опять пришла в ярость, и снова стала бить ее, а Фамир, сильно опечаленный, пошел к князю с жалобой на Апостола Павла.
– В нашем городе, – говорил Фамир, – появился один пришлец; своим волшебством он прельщает народ и, отклоняя его от почитания богов, обращает ко Христу Иисусу, распятому на кресте иудеями. Он прельстил и девицу Феклу, мою невесту; сначала она сильно любила меня, а ныне не только не хочет смотреть на меня, но даже гнушается мною как прокаженным и бегает от меня как от какого-нибудь зверя; так загасил тот волшебник в ней любовь ко мне; и не могу я понять, что он сделал с ней.
Князь призвал Павла и спросил его: откуда он и что такое сделал у них в городе? Тогда Павел отверз апостольские уста свои и по обыкновению стал поучать его слову Божию, проповедуя об Иисусе Христе. Однако князь не стал сейчас же разбирать дело, а отложил суд над Павлом до другого времени; он повелел связать Павла, посадить в темницу и держать его там до тех пор, пока явится возможность допросить его подробнее. Фекла же, услышав, что Павла из-за нее посадили в темницу, встала ночью, тайно удалилась из дому и пришла к темнице. Отыскавши сторожа, охранявшего двери темницы, она сняла с себя ожерелье и другие золотые вещи и отдала их сторожу, прося его, чтобы он отворил ей двери и пропустил к Павлу.
О сем упоминает святой Златоуст, говоря:
– Послушай о святой Фекле; та, чтобы видеть Павла дала свое золото темничному сторожу; ты же не хочешь дать ни одной цаты 5983 , чтобы узреть Христа 5984 .
Темничный сторож исполнил ее просьбу – он обрадовался драгоценному ожерелью и золотым вещам – и ввел ее к святому Павлу. Фекла с радостными слезами пала пред ним и облобызала оковы узника Христова. Сначала Павел, увидев ее, пришел в ужас, но потом, когда узнал всё, что она потерпела от матери и от жениха за свое целомудрие, он возрадовался великой радостью о мужестве юной девицы и облобызал ее в голову, благословляя ее и восхваляя ее веру и девическое целомудрие, называл ее невестою Христовою и первою своею дщерью, которую он возродил благовествованием. И Фекла сидела в темнице с Павлом как дочь с отцом своим, слушая его отеческое учение и слагая в сердце своем слова его, как многоценное сокровище; он же много поучал ее вере в Господа Иисуса Христа, наставлял в любви к Богу, убеждал хранить целомудренное девство и совершенно утвердил ее в учении Христовом, как о том пишет св. Григорий Нисский 5985 , говоря:
– Такое некогда миро (т.е. учение), с белым крином 5986 целомудрия, Павел излил в уши святой девицы; сими каплями, исходящими от сердечного крина, Фекла умертвила внешнего человека – все помышления суетные, и угасила вожделения.
Также и св. Епифаний 5987 пишет:
– Фекла, имевшая жениха красивого, первого в городе, весьма богатого, очень чтимого и знатного, обрела Павла, который отвратил ее от обручения с сим женихом; так святая дева отказалась от всех земных благ, чтобы удостоиться небесных.
Между тем в доме Феоклии стали искать Феклу, но не находили ее. Тогда поднялся крик, плач и вопли; мать рыдала о своей дочери, Фамир – о невесте, рабы – о госпоже своей; слуги разбежались в разные стороны, разыскивали, спрашивали и на улицах, и в домах – но нигде не находили ее. Лишь спустя довольно долгое время узнали, что она находится в темнице; за ней тотчас же бросились; прибежав туда, посланные увидели, что она сидит около Павла и, как бы прикована, с величайшим вниманием слушает его наставления; тогда ее схватили и вывели из темницы, а о всем случившемся донесли князю. Тот, воссев на судейское место, велел привести к себе Павла. Лишь только народ увидал, что его привели, закричал князю:
– Князь, человек сей волхв, казни его!
Особенно Фамир настаивал, чтобы Павла казнили; в своей жалобе он указывал на то, что Павел отвратил от него невесту. Когда призвали Феклу, князь спросил ее:
– Почему ты гнушаешься своим женихом, столь прекрасным и благородным? Отчего ты не выходишь за него?
Она же смотрела на Павла и нечего не отвечала. Тогда Феоклия, забывши естественную любовь к дочери, изменила своему материнскому чувству, и как свирепая львица или разъяренная медведица стала неистово кричать князю:
– Сожги сию злую рабу, достойна она такой смерти, это не дочь моя, ибо не слушает меня, матери своей; сожги ее в пример другим, – пусть все городские девицы, видя сие, убоятся, пусть не осмеливаются они ослушаться матерей своих и противиться им, как сия всезлобная и непокорная. Нет, это не чадо мое, не порождение утробы моей, но проклятый отродок и сухая ветвь – сожги ее!
Так настойчиво требовала мать, чтобы сожжена была дочь ее, а Фамир – чтобы был казнен Павел. Князь долго допрашивал святого Апостола, но не нашел в нем никакой вины, кроме проповеди Христовой, и потому не осудил его на смерть, но повелел бить его и изгнать вон из города, дабы он не мог и других девиц склонять к хранению девства. Вместе с Павлом были подвергнуты изгнанию Варнава и Онисифор с его сыновьями. Впрочем, Павел и сам стремился уйти из города, не потому только, что его преследовали князь, Фамир и Феоклия, но также и потому, что народ нападал на него и хотел его убить за проповедание слова Божия и за свидетельство об Иисусе Христе. О сем упоминает св. Лука в Деяниях Апостольских, говоря: «А неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников. Между тем народ в городе разделился: и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов. Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками устремились на них, чтобы посрамить и побить их камнями, они, узнав [о сем], удалились в Ликаонские города Листру и Дервию» 5988 ( Деян14:2,4–6 ) оттуда в Антиохию. Сначала они пробыли несколько дней недалеко от города Иконии, в одной пещере на пути в Дафну 5989 , желая узнать, что будет с Феклою; там они пребывали в посте и усердно молились о ней, чтобы Господь укрепил ее и проявил милость Свою на ней, как сие действительно и исполнилось.
Долго князь старался заставить Феклу с прежней любовью обходиться с своим женихом, но старания его не увенчались успехом; тогда он по прошению Феоклии осудил святую деву на сожжение. Для сего принесли множество сухих дров, сена и хвороста и сложили большой костер; потом слуги взяли святую, чтобы возвести ее туда; она же не позволила вести себя, но сама поспешно шла к приготовленному костру и, сотворивши крестное знамение, взошла и встала на верху костра, готовая сгореть: не страшен был ей огонь вещественный, ибо сама она горела невещественным огнем любви Божественной. Находясь на костре, она смотрела вперед и узрела в образе Павла Господа, стоящего и повелевающего ей быть твердою. Посему святой Киприан так выражается в молитве: «Предстани нам якоже во узах Павлу, и во огне Фекле» 5990 .
Между тем подложили огонь и подожгли костер со всех сторон; но к удивлению всех пламя, высоко поднявшись, окружило Феклу; еще более были все поражены, когда внезапно пролил большой дождь с градом, погасивший огонь; князь и весь народ в страхе бежали в дома свои от проливного дождя и от сильного града. Фекла же сошла невредимою: огонь нимало не коснулся чистой девы. После сего она не пошла в дом своей матери и не стала медлить в Иконии, а отправилась из города искать своего отца духовного – Павла. На дороге она встретила одного ученика Павла из дома Онисифора, шедшего в город, чтобы купить хлеба; святая дева узнала его и спросила:
– Где находится Павел, Апостол Иисуса Христа?
Тогда он повел Феклу в пещеру, где находился Павел вместе с другими и, постясь, усердно молился о ней Богу. Увидев Феклу живой и здоровой, все возрадовались радостью великою и, возведя очи и простерши руки свои к небу, возблагодарили Бога, сохранившего рабу свою невредимою; затем предложили ей хлеба и сами также подкрепились пищею. Отсюда Павел с Варнавою прошли чрез Листру и Дервию, благовествуя Евангелие и исцеляя недужных; за ними последовала и Фекла до Антиохии. Когда они входили в сей город, случайно встретил их некто Александр, старейшина того города. Он был молод, проводил жизнь в сладострастии и предавался нечестивым делам, как обычно жили язычники. Увидев святую деву Феклу и поразившись ее красотою, он воспылал к ней нечистым вожделением. Думая, что Фекла – жена Павла, Александр сначала стал предлагать Павлу много золота, и склонял его, чтобы он не препятствовал его злым намерениям; потом когда узнал, что Фекла не жена Павла, а незамужняя девица, то еще большею страстью возгорелся к ней и пожелал взять ее себе в жены. Он начал уговаривать святую Феклу, чтобы она полюбила его, но та бегала от него как от льва рыкающего и ищущего поглотить душевную ее доброту. Александр же всячески старался уловить ее. Так однажды, встретив Феклу на дороге среди большой толпы, он не мог сдержать любодейственного огня, пылавшего в его сердце: забыв всякий стыд, он насильно схватил ее и бросился ей на шею; святая же дева со слезами стала умолять Александра оставить ее.
– Не принуждай меня, странницу, не принуждай меня, рабу Божию, я отказалась от жениха; могу ли согласиться на твое желание?
Говоря так, Фекла вырвалась из его рук, разорвала на нем одежду при всех и нанесла ему тем большое посрамление. Александр сильно разгневался и, узнав, что она к тому же христианка, привел ее на суд к князю. На вопрос: почему она гнушается брака, – Фекла отвечала:
– Жених мой – Христос Сын Божий, с Ним я сочеталась духовным браком.
Князь стал принуждать ее, чтобы она отреклась от Христа и вышла замуж. Когда же она решительно отказалась, то князь осудил ее на съедение зверям – за две вины: за благочестие и за целомудрие – за то, что во Христа верует и за то, что отказалась от брака, будучи молода и красива. Сия казнь была отложена до утра, а пока для охранения в ту ночь взяла ее к себе в дом одна женщина, по имени Трифена. Трифена происходила из царского рода, пользовалась большим почетом; впоследствии и она уверовала во Христа; о ней-то упоминает св. Павел в послании к Римлянам: «Приветствуйте, – говорит он, – Трифену и Трифосу» 5991 ( Рим.16:12 ).
Трифена, взявши к себе Феклу, провела всю ночь с ней в духовной беседе. Наутро собралось множество народа посмотреть на сие зрелище: пришел и князь, и все начальники городские; святая Фекла была выведена как агнец на заклание и стала на месте, где должны были пожрать ее звери. Когда выпустили на нее зверей, все они стали ходить вокруг нее, но ни один не коснулся ее, ибо Бог заградил уста зверям, как некогда во рве Данииловом. Все зрители изумлялись дивному сему явлению: кровожадные звери оставили свою лютость и стали кротки, как овцы; и одни в народе прославляли Бога, исповедуемого Феклою, другие же хулили и говорили:
– Она имеет чары в своей одежде, и оттого не прикасаются к ней звери.
Также и сам князь с городскими начальниками говорил, что она волшебница и заколдовала зверей, чтобы они не могли причинить ей вреда. Посему они решили предать на следующий день Феклу зверям, более многочисленным и самым голодным, а пока отослали ее опять к Трифене; та очень обрадовалась, увидев, что святая дева вернулась с места казни невредимой. В то время, как Фекла до утра пребывала в доме Трифены, князь не велел давать есть зверям, дабы они, будучи голодными, скорее бросились на свою жертву. И вот, на следующее утро святая опять была отведена на место казни; вслед за ней шла и Трифена, плача о том, что такую святую деву без всякой вины предают на смерть. Феклу поставили на видном месте, и бесстыдный князь велел обнажить святую:
– В одежде ее, – говорил он, – имеются чары, вот почему и не трогают ее звери; обнажите сию волшебницу и посмотрим, будет ли она цела.
Тогда святую деву обнажили и поставили так, что народ мог ее видеть; только один стыд был ее покровом, и она повторяла слова пророка Давида: «стыд покрывает лице мое…» ( Пс.43:16 ). На нее были выпущены голодные разъяренные звери, львы и медведи; вышедши из своих затворов и увидевши девицу, стоящую без одежды, они преклонили головы свои до земли, опустили глаза вниз и, как бы стыдясь девической наготы, отступили от нее. Дивное зрелище! звери чувствовали стыд: они отвращали свои глаза от девической наготы, а люди бесстыдно смотрели на нее, – итак бессловесные животные являлись обличителями и судьями людям на сем зрелище: будучи кровожадными по природе, звери приняли на себя нрав целомудренного человека, люди же, будучи разумными, уподобились диким зверям. Но чего они тем достигли? Обнажив на глазах всех целомудренную деву, они хотели обесчестить ее, но только увеличили тем ее честь. Хорошо говорит св. Златоуст, воспоминая об обнажении двух жен – Пентефриевой жены в спальне и Феклы в присутствии всего народа: «Какую получила пользу сладострастная жена Египетская, что обнажилась в спальне? какой получила вред первомученица Фекла, что ее обнажили на глазах множества народа? Фекла, будучи обнажена, не согрешила так, как согрешила египтянка, и не исполнилась бесчестия, но была возвеличена как святая; нагота сей в присутствии многих увенчана – а нагота той и в затворенной спальне посрамлена 5992 .
Когда святая Фекла стояла обнаженной на том месте, одна из львиц, подойдя, легла перед нею и лизала ноги ее, как бы воздавая честь ее девственному целомудрию. О сем упоминает святой Амвросий 5993 , говоря: «Можно было видеть зверя, который распростерся на земле и лизал ноги святой; тем он безмолвно свидетельствовал, что не может причинить вреда девственному телу; поклонился зверь той, которую дали ему на растерзание, и, забыв естественные свои свойства, воспринял нрав, который люди утратили.
Между тем народ, видя, что звери не осмеливаются коснуться святой девы, стал восклицать громким голосом:
– Велик Бог, исповедуемый Феклой.
Мучитель же, не познав силы Божией, захотел иным способом погубить Феклу: он приказал вырыть глубокую яму, наполнить ее различными гадами, змеями и ехиднами и бросить туда святую. Но Тот, Кто некогда заградил пасть львов, и теперь притупил жала змей, укротил их ярости и уничтожил их яд: святая вышла из ямы невредимою, так что все изумлялись такому чуду. Долго злой мучитель не знал, что бы еще предпринять; наконец, он велел привести двух сильных быков, привязать Феклу между ними за ноги и разожженными палками колоть быков, дабы они, разбежавшись в разные стороны, растерзали ее. Но и после сего святая осталась цела, ибо когда ее крепкими веревками привязали к быкам и начали колоть быков раскаленным железом, то веревки как паутина разорвались, быки убежали, а святая осталась на том же месте, не испытав никакого вреда. Тогда уже и сам князь, удивляясь случившемуся, признал в девице силу Божию и, позвав Феклу, спросил ее:
– Кто ты? И какую силу ты имеешь: ничто не может вредить тебе?
Она же отвечала:
– Я раба Бога Живого!
И больше ничего не говорила. Князь, убоявшись Бога, хранящего Феклу от всякого вреда, повелел с честью облечь ее в одежду и отпустил ее, постановив такой приговор: «Феклу, рабу Божию, отпускаю на свободу».
Святая пошла в дом Трифены, и велика была радость во всем доме Трифены об освобождении Феклы. Пребывая здесь некоторое время, Фекла проповедовала слово Божие и многих научила вере во Христа. Она сильно желала видеть Павла, своего отца и учителя, и, отыскавши его, хотела последовать за ним, но он не позволил ей, сказав:
– Никто не идет на борьбу с невестою.
Тогда она, приняв благословение от Апостола, пошла в Селевкию 5994 , и поселилась в пустыне на одной горе близ Селевкии; подвизаясь там в посте, молитве и богомыслии, она творила много чудес и исцеляла всякие болезни. Жители окрестных мест, узнав о сем, приходили к ней и приносили своих больных, коих святая Фекла научала вере в Господа нашего Иисуса Христа и исцеляла. Однажды мимо того места, где жила святая, из Селевкии ехал верхом языческий жрец. Увидев Феклу, собиравшую в то время травы на пищу себе, он прельстился ее красотою и возгорелся нечистым желанием: ударив коня, он устремился к ней, чтобы исполнить свое злое намерение. Святая же, укрепляемая силою Божиею, схватила его, повергла вниз и так сильно ударила его о землю, что он три дня лежал нем и недвижим. Проходившие мимо, видя, что жрец лежит как мертвый, недоумевали, что с ним сделалось. На третий день стало известно о сем и в городе; тогда множество народа пришло оттуда посмотреть на случившееся с ним и взять его домой. Жрец, как только пришел в себя, тотчас, встал на ноги и сказал:
– Я видел некую богиню и от нее потерпел сие.
Лишь с большим трудом, сильно страдая от боли, мог он дойти до своего дома. Призвав живописца, он велел ему изобразить на доске восемнадцатилетнюю девицу. Когда тот начал писать, то, по устроению Божию, ему удалось очень хорошо изобразить подобие святой Феклы: изображение было чрезвычайно живо; окончив свою работу, тот человек принес икону к жрецу; последний, видя столь верное изображение, сказал:
– Такую именно я видел девицу!
Приняв икону, он облобызал ее и тотчас совершенно выздоровел, а сие изображение святой Феклы и после хранил честно в своем доме; потом он по проповеди святой девы уверовал во Христа со всем своим семейством. равноапостольная Фекла долгое время жила в той местности, многих наставила на путь спасения, многим помогала в несчастиях и много недугов уврачевала. Врачи и волшебники в Селевкии видели, что всякий заболевший каким-либо недугом идет не к ним, а прямо к Фекле, так что хитрым уловкам их пришел конец. Лишившись своих выгод, они обеднели; посему они очень опечалились и стали негодовать на добрую целительницу Феклу, которая безмездно исцеляла всех приходивших к ней. Движимые завистью и гневом, они замыслили научить неких порочных юношей, чтобы они насильно ее обесчестили; ненавистники так говорили между собою:
– Чиста девица Фекла, и посему угодна великой богине Артемиде; богиня слушает прошения ее и подает ей силу к врачеванию недужных. А если она будет осквернена, то отступится от нее Артемида; отнимется у нее целебная сила, и тогда опять врачебное искусство наше возвысится.
Раздумывая так, они постарались отыскать бесстыдных юношей для такого гнусного дела и, напоивши вином, упросили их идти и обесчестить Феклу. При сем дали им много денег и обещали дать еще более, если они исполнят их просьбу. Безумные и неверующие они не знали, что Фекла не Артемидиною силою, но благодатью Христовою исцеляет всякий недуг и всякую болезнь!
Развратные юноши, упившись вином, послушались врачей и чародеев; они поспешно направились к Фекле, разжигаемые похотью и полные скверных мыслей и злого намерения.
Увидя их, Фекла спросила:
– Чада! Что вам нужно?
Они стали говорить ей в ответ срамные слова. Услышав сие и уразумевши их злое намерение, святая Фекла убежала от них; та, которая никогда не страшилась диких зверей, обратилась в бегство от бесстыдных людей. Они погнались за Феклою и преследовали ее, как волки овцу; когда они уже настигали ее, она помолилась Богу, чтобы Он избавил ее от рук беззаконников. Тотчас бывшая на том месте каменная гора Божиим повелением расступилась, приняла святую в свои недра и защитила девство ее. Сия гора сделалась гробом честного тела ее: там она предала душу свою в руки Божии. Всех лет жизни ее было девяносто. Ныне она в нескончаемой жизни прославляет Жизнодавца Христа Бога, со Отцом и Святым Духом славимого, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4:
Словесем Павломым научившися, богоневестная Фекло, и верою утвердившися от Петра, богозванная первомученица явилася еси и первострадальница в женах. Возшла еси на пламень, яко на место благоцветущее, звери и юнцы устрашишася тебе, вооружися бо крестом: тем моли всехвальная Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак, глас 8:
Девства добротою просияла еси, и мученичества венцем украсилася еси, апостольству вверяешися дево, яко преславная: и огня убо пламень в росу преложила еси; юнца же ярость молитвою твоею укротила еси, яко первострадальная.
* * *
Сие происходило в 45–46 году по Рождестве Христове во время первого путешествия св. Апостола Павла. Город Икония находился в Ликаонии, области Малоазийской к юго-западу от Каппадокии. О первом путешествии св. Апостола Павла повествуется в книге Деяний Апостольских с 13 по 14 гл. В Иконию св. Апостол прибыл из Антиохии Писидийской.
Цата – монета, равная 10 коп.
Сие свидетельство о Фекле находится в 25 беседе св. Иоанна Златоустого Апостольские.
В 4 беседе на Песнь песней.
Крин – лилия.
Св. Епифаний – современник св. И. Златоуста; был епископом на о. Кипре в течение 36 лет.
Города Листра и Дервия находились в Ликаонской области в Малой Азии, недалеко от Иконии.
Предместье Антиохии.
Сии слова находятся в беседе св. Киприана о мучениках.
Об обеих сих женах упоминается в Римских месяцесловах под 10 ноября, а именно: «Память святых жен Трифены и Трифосы, живших в Иконии Ликаонской; наставляемые проповедью святого Павла и назидаемые примером святой Феклы, они много успели в христианском учении».
Сии слова Златоуста заключаются в беседе о слепорожденном.
Святой епископ Медиоланский Амвросий известен победоносной борьбою с арианами и заботами о благе своей паствы. Он скончался в 397 г. Память его 7 декабря. О св. Фекле упоминается во 2-й книге о девстве.
Селевкия – на юг от Ликаонии и на север от Антиохии.
Акафист равноапостольной Фекле Иконийской, первомученице
Кондак 1
Избранную Христом невесту богозванную, святаго Павла ученицу верную и мудрую, земнаго жениха и мир презревшую и в подвизех пресветло просиявшую, тя, Фекло, мученице первая, восхвалим. Ты же, яко у Бога дерзновение обретшая, от пагубы страстей и бед покрый зовущих ти:
Радуйся, невесто Христова, Фекло первострадальная!
Икос 1
Ангели на Небесех удивишася, узревше души твоея силу и произволение: мужескими бо труды врага посрамивши, ты, агниц чистых священная похвало, первая в свещеноснем их сонме достигла еси Чертога Превечнаго Жениха, идеже ныне ублажаема тако:
Радуйся, красото мучеников; радуйся, радование дев и жен.
Радуйся, первых пустынножителей образе: радуйся, подвижников благочестия правило.
Радуйся, Апостола верховнаго дщи предобрая; радуйся, мати иночествующих преславная.
Радуйся, жениха земнаго добре бежавшая; радуйся, к Жениху Небесному прекрасно притекшая.
Радуйся, агнице Христова пренепорочная; радуйся, свеще Господня светлосиянная.
Радуйся, еюже вернии утверждаются; радуйся, еюже сопротивнии низлагаются.
Радуйся, невесто Христова, Фекло первострадальная!
Кондак 2
Видящи умныма очима твоима, Фекло, свет любве Божия в души твоей, егда стрелами благовестия, от честных уст Павловых испущенными, сладце уязвися, за ны Распятому воззвала еси: Аллилуиа.
Икос 2
Разум Небесных таин даровася ти, Феоклии отрасле, Фекло прехвальная, егда вслед Христа устремившися, презрела еси доброту лица твоего, паче же лепоту юности. Темже мы, чтуще тя, яко вертоград чистоты, приносим ти пение таковое:
Радуйся, украшение чистых дев; радуйся, печате лика апостолов.
Радуйся, разума духовнаго светильниче; радуйся, подвига страдальческаго краю.
Радуйся, мечу, стремления страстей посецаяй; радуйся, путю, в Небесный Град востекаяй.
Радуйся, сподвижнице мужей апостольских; радуйся, ветве и рождие Лозы, Христа.
Радуйся, свещнице трезвения и мудрости; радуйся, огню духовныя любве.
Радуйся, грозо на ярость вражию; радуйся, молние на сопротивнаго.
Радуйся, невесто Христова, Фекло первострадальная!
Кондак 3
Силою Вышняго осеняема и Духом Божиим напаяема, Фекло, благодати росу в сердце твоем собравши, живоносный кладезь показалася еси, исполнь даров Утешителя, источаяй же словеса от Слова Превечнаго, имиже орошаемии славят Святую Троицу: Аллилуиа.
Икос 3
Имущи, дево, сердце, возжженное пламенем любве Жениха твоего, Христа, обручника своего Фамира абие отреклася еси, жития равноангельнаго возжелевши и вся, яже суть в мире, во уметы вменивши, якоже Павел тебе образ подражания подаде. Сему дивящеся, тако тя величаем:
Радуйся, щите воздержания; радуйся, двере благочестия.
Радуйся, мрак страстей на земли разгнавшая; радуйся, богатство на Небеси стяжавшая.
Радуйся, храме священия световиднейший; радуйся, скиние жития добронравнаго.
Радуйся, яко словом твоим сердца утучняются; радуйся, яко тобою потоцы греховнии изсушаются.
Радуйся, упование кротких агниц; радуйся, венче преподобных дев.
Радуйся, источниче струй благодатных; радуйся, верте цветосаждений Райских.
Радуйся, невесто Христова, Фекло первострадальная!
Кондак 4
Буря тягостных искушений возста на храм души твоея, о Фекло мужемудренная; ты же, ревность имущи Божественную, от Павла уведевши во узилище о Камени краеугольнем, Христе, на онаго исповедании утвердила еси скинию сердца, в нейже воспела еси: Аллилуиа.
Икос 4
Слушающи отца твоего по духу, Павла апостола, сподобилася еси во образе того узрети укрепляющего тебе Христа, Егоже волею пламень тя яко чертог окружи, егда введена была еси во огнь велий; и облак, воды и града исполнь, излияся. Чудо же сие ведяще, научаемся ти звати, добропобедная Фекло, сице:
Радуйся, нравов благих сокровищнице; радуйся, Истины первосвидетельнице.
Радуйся, богатство целомудрия неоскудное; радуйся, страже Иконии неусыпаяй.
Радуйся, яко тобою Христос возвеличися; радуйся, яко тобою враг посрамися.
Радуйся, столпе чистоты, до Небес досязаяй; радуйся, свете любве, вся концы просвещаяй.
Радуйся, копие, закалающее всякую страсть; радуйся, реко, орошающая землю душ.
Радуйся, гласе Премудрости; радуйся, изобильный кладезю милости.
Радуйся, невесто Христова, Фекло первострадальная!
Кондак 5
Боготечною звездою темный мир осияла еси, о первая страстотерпице Фекло, яко адамант явльшися во страданиих многих и образ бывши добраго исповедания. Тобою бо луча Солнца Правды, Христа, возсия, нощь греха разгоняющая и пети с тобою Тому воздвизающая: Аллилуиа.
Икос 5
Видев благолепие лица твоего, о Фекло, Александр зверонравный на честь твою посягнути умысли; ты же, девство твое положивши хранити, исповедала еси обручение свое Христу. Того ради, мужество твое поминающе, тако песньми немолчно тя ублажаем:
Радуйся, луче славных победоносцев; радуйся, крепкая поборнице исповедниц.
Радуйся, дохновения Свыше мироположнице; радуйся, Царства Святыя Троицы украшение.
Радуйся, девство твое, яко дар, Христу принесшая; радуйся, сосуд освящен Духа Святаго явльшаяся.
Радуйся, злых человек поправшая лесть; радуйся, Живодавца привлекшая благодать.
Радуйся, знамение любве Творца; радуйся, возбранение беззакония.
Радуйся, правило доблемысленных жен; радуйся, образе мужественнаго дерзновения.
Радуйся, невесто Христова, Фекло первострадальная!
Кондак 6
Проповедницу славы Триединаго Бога себе показала еси, о Фекло прехвальная, егда силу богоборца, иже во Антиохии, богоугодным противлением победила еси. Зверем же дивиим бывши предана на снедение, неврежденна сохранилася силою Жениха твоего; Емуже, краснейшему паче всех человек, воспела еси: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиявый в сердце твоем Христос, Свет Истинный, богодейственною десницею Своею ярость зверей устави; и паки, тебе наутрие вданней львом и медведем, нрав их на тихость и целомудрие преложи, львицу же защищати тя, дево чистая, научи. Вси зрящии о сем ужасахуся; мы же, вернии, вопием ти:
Радуйся, Истины благовестие; радуйся, богословия уста.
Радуйся, ластовице, возлетевшая от деяния к созерцанию; радуйся, славию, вдохновленный наитием Духа.
Радуйся, цветоплетенный подвижников венче; радуйся, преизобильный учений поточе.
Радуйся, яко уста зверей затворяеши; радуйся, яко Горнюю Скинию украшаеши.
Радуйся, утверждение Вышния светлости; радуйся, основание твердаго благочестия.
Радуйся, светлаго чертога наследнице; радуйся, крина чистоты насадительнице.
Радуйся, невесто Христова, Фекло первострадальная!
Кондак 7
Хотящи Трифену вдовицу в вере наставити, той слово Жизни благовествовала еси, она же, о воскресении мертвых уведевши, молитв испроси о усопшей дщери своей. И абие ты пламенне возопила еси: Иисусе мой, Сыне Вышняго, помяни душу преставльшияся Фалкониллы, да воспоет Тебе выну песнь на земли живых: Аллилуиа.
Икос 7
Новое чудо смотрения Своего яви Господь, егда жены богомудрыя ввергоша во езеро со зверьми благовонныя нард, амом и касию, во образ мира благоуханнаго, имже запечатлеся баня пакирождения твоего. Тогда бо облак огненный тело твое сокры, гады же оныя умертви, во еже взывати всем:
Радуйся, Иисусово многоценное миро; радуйся, Утешителев несокрушимый сосуде.
Радуйся, невещественных Ангелов общнице; радуйся, подвизающимся человеком наставнице.
Радуйся, высото добродетелей пренебесных; радуйся, разума глубино дев премудрых.
Радуйся, богомыслием себе укрепившая; радуйся, благодатию звери лютыя укротившая.
Радуйся, душетленных страстей истребление; радуйся, нравов благих насаждение.
Радуйся, за немощствующих к Богу ходатайство; радуйся, во искушениих сущих предстательство.
Радуйся, невесто Христова, Фекло первострадальная!
Кондак 8
Странное чудо, дево богохранимая, мучителие твой и людие вси узреша, егда привязанней ти разъяренным тельцем, оных свирепая устремления укротишася, на тебе почивающею Божиею благодатию, еяже действием уверовавшии воспеша вся содержащему в длани Своей Творцу: Аллилуиа.
Икос 8
Вся осиянна была еси светом Фаворским, Фекло, Сияния Отча святая избраннице; темже убо безлунный мрак идолобесия, безбожия же и упорства иудейскаго расточила еси, концы вся просвещающи и наставляющи вопити тебе сице:
Радуйся, буесловных падение; радуйся, безмолвствующих умудрение.
Радуйся, Света немерцающаго причастнице; радуйся, радости неотьемлемыя таиннице.
Радуйся, диадимо достойных жен; радуйся, тайнозрительнице славы дев.
Радуйся, кивоте Божиих даров; радуйся, ковчеже благ Небесных.
Радуйся, горлице чистая и нескверная; радуйся, светило девства и целомудрия.
Радуйся, звездо умнаго благомощия; радуйся, цельбо душевнаго нерадения.
Радуйся, невесто Христова, Фекло первострадальная!
Кондак 9
Всякое естество Ангельское возрадовася о человецех, уверовати имущих, егда ты, Фекло богопросвещенная, благодати и силы Духа Свята исполненная, Павла великаго благим повелением возвратилася еси в землю отечествия твоего, научающи пети немолчно Христу: Аллилуиа.
Икос 9
Ветии многовещаннии никакоже могут по достоянию восхвалити дела твоя, Фекло: ты бо Трифене, во Евангелие уверовавшей, высокий образ любве показала еси, ту научивши богатство свое расточити болящим, сиротам, убогим и неимущим, иже, приявше даяния, абие тепле воззваша:
Радуйся, алчущих изобилие; радуйся, злоскорбящих веселие.
Радуйся, богатство жития светоявленнаго; радуйся, главизно воспитания богоугоднаго.
Радуйся, манно с Небесе, насытившая нищия; радуйся, райский нектаре, возставляяй падшия.
Радуйся, напаяющая таинственными орошеньми; радуйся, просвещающая Божественными озареньми.
Радуйся, агнице, Пастырем знаменованная; радуйся, дево мудрая, Царем избранная.
Радуйся, дерзновения о Христе одеяние златошвенное; радуйся, Евангельския любве излияние светлоструйное.
Радуйся, невесто Христова, Фекло первострадальная!
Кондак 10
Спасти хотя чрез тебе человек множество, путеводительным облаком приведе тя Господь в пещеру Селевкийския горы Каламон, идеже пребывати тебе, подвижнице, указа; ты же тамо постом, бдением и молитвою неисчетная искушения препобедивши, воспела еси Дивному во святых Своих: Аллилуиа.
Икос 10
Стена и град тверд еси, добродево, всем призывающим тя христианом, тебе бо благодатию Вышняго дадеся сила творити многоразличная чудеса: разслабленныя укрепляти, слепым очеса отверзати, демонов от беснующихся отгоняти; сего ради зрящии знамения сия взываху:
Радуйся, чудес неисчерпаемая пучино; радуйся, даров звездосиятельная тверде.
Радуйся, нечистых духов изгнание; радуйся, разслабленных возставление.
Радуйся, кормило верное силы душевныя; радуйся, фиале златый молитвы умносердечныя.
Радуйся, яко люте страждущих гласы слышиши; радуйся, яко сущим в бедах предстательство показуеши.
Радуйся, еюже древний змий попирается; радуйся, еюже прелесть обличается.
Радуйся, изсушение плоти богоугодное; радуйся, утучнение нивы Евангельския.
Радуйся, невесто Христова, Фекло первострадальная!
Кондак 11
Пение ти богокрасное подобает, о Фекло, воистинну ревнительнице Апостолов сущей: ты бо тех стезям последовала еси на земли и многия люди, в сени смертней седящия, благовестием Жизни Вечныя огласивши, научила еси Христу, Востоку востоков, взывати: Аллилуиа.
Икос 11
Светоприемную свещу святаго девства твоего негасиму, о Фекло, сохранити ищущи от злобы безстуднейшаго умышления, умолила еси Творца, да разсечется скала, во образ Богозданныя раки телу твоему, облеченному снегосветлою милотию чистоты. Сие чудо воспоминающе, тя верою славим:
Радуйся, Церкве Христовы каменю; радуйся, низпровержение безбожия.
Радуйся, основание благочестия неколеблемое; радуйся, милоте целомудрия нерастерзная.
Радуйся, яко тобою уязвися человеков враг; радуйся, яко тобою побежден бысть лукавый;
Радуйся, вскрай моря жития небурное пристанище; радуйся, по оному пловцем огню путеводительный.
Радуйся, Небеснаго невестника преддверие; радуйся, райския пищи предвкушение.
Радуйся, Богосажденнаго Едема сладосте; радуйся, забвение мирския горечи.
Радуйся, невесто Христова, Фекло первострадальная!
Кондак 12
Благодатию Нетленнаго Жениха твоего, от Гроба, иже бе в камени, тридневно возставшаго, боголепный твой образ предивно камень сокры, да смотрением Божиим утаится до времене дарованный Церкви светильник святыя любве, еюже воскриляеми, Херувими присно поют: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще тебе, о Фекло прехвальная, песнь, ейже достояше бы от Ангелов приноситися, величаем твоя подвиги, почитаем твоих страданий множество, хвалим доблее твое о Господе свидетельство, ублажаем же болезни и труды апостольския и дивимся силе еже ко Христу рачения твоего, имже и нас восперяеши ти восклицати:
Радуйся, крепосте иноков; радуйся, сило проповедников.
Радуйся, многоплетенных посечение грехов; радуйся, многообразных добродетелей воня.
Радуйся, благовкусная корице жития чистаго; радуйся, лучезарное зерцало Живота Вечнаго.
Радуйся, яко ты лицы мученик увеселяеши; радуйся, яко ты смыслы верных просвещаеши.
Радуйся, Креста силу являющая; радуйся, врага Тем сокрушающая.
Радуйся, доброто всех родов; радуйся, душ наших радосте.
Радуйся, невесто Христова, Фекло первострадальная!
Кондак 13
О всечестная первомученице Фекло, святым апостолом равная! Нынешнее наше приими приношение и богоприятным твоим ходатайством укрепи нас в добрем подвизе веры, милосердия и целомудрия, да с тобою в Жизни нескончаемей воспеваем Жизнодавцу Господу: Аллилуиа.
[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]
Икос 1
Ангели на Небесех удивишася, узревше души твоея силу и произволение: мужескими бо труды врага посрамивши, ты, агниц чистых священная похвало, первая в свещеноснем их сонме достигла еси Чертога Превечнаго Жениха, идеже ныне ублажаема тако:
Радуйся, красото мучеников; радуйся, радование дев и жен.
Радуйся, первых пустынножителей образе: радуйся, подвижников благочестия правило.
Радуйся, Апостола верховнаго дщи предобрая; радуйся, мати иночествующих преславная.
Радуйся, жениха земнаго добре бежавшая; радуйся, к Жениху Небесному прекрасно притекшая.
Радуйся, агнице Христова пренепорочная; радуйся, свеще Господня светлосиянная.
Радуйся, еюже вернии утверждаются; радуйся, еюже сопротивнии низлагаются.
Радуйся, невесто Христова, Фекло первострадальная!
Кондак 1
Избранную Христом невесту богозванную, святаго Павла ученицу верную и мудрую, земнаго жениха и мир презревшую и в подвизех пресветло просиявшую, тя, Фекло, мученице первая, восхвалим. Ты же, яко у Бога дерзновение обретшая, от пагубы страстей и бед покрый зовущих ти:
Радуйся, невесто Христова, Фекло первострадальная!
Молитва первая
О райский цвете целомудрия, о мученице первейшая Завета Новаго, о Фекло, невесто Христова равноангельная, в страдании очищенная и проповедию апостольскою напоенная, чистоты крине осиянный, подвиги многими процветый и чудесы преславными облагоухаяй!
Кому уподобим тебе, богозванная, всякое душепагубное прельщение поправшая, Духа Святаго исполнь сосуде, премудрости кладезю, цельбы источниче, иже всякия страсти пламень остужаяй! Яко облак светлый, прииди и омый нас дождем молитвы твоея от скверн душевных и телесных. Якоже огнь любве разжженый, уцеломудри сердца наша и воспламени я ко Христу любовию. Яко знамение мужества в страданиих непреклоннаго, укрепи колеблемая сердца наша спасительною силою Креста Господня; яко крепкая поборнице наша противу выну враждующих на ны, немощныя, буди нам щит огнезрачный необорим, да бежат от нас безстуднии демони, опаляемии твоими молитвами, да телеса наша яко храмы Святаго Духа будут.
Ей, Фекло, добродево премудрая, отврати очи наша от похотей мира сего, да обручимся Христу непорочною совестию; исполни светильницы наша елеом целомудрия, зане тяжце согрешили есмы, верности Жениху Христу не сохранивше, и сего ради Чертога Брачнаго вне затворитися имамы. Обаче не отрини чада твоя, тебе молящаяся, но, яко благосердая помощнице, облеки ны в ризы яже о вере крепости, препояши чресла наша чистотою во умерщвление страстей и обновление духа; паче же и души наша кротостию и смирением украси, да яко чада Божии, якоже агнцы и овчата Христовы невозбранно пройдем искушения нечестиваго мира сего, и вожделеннаго Чертога Райскаго да достигнем, идеже вся мудрыя девы Престолу Жениха Христа предстоят, воспевающе достопокланяемое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и в безконечныя веки. Аминь.
Молитва вторая
О богоблаженная святая первомученице, равноапостольная дево, Фекло прехвальная, истинная невесто Христова, красото тверди церковныя, мысленнаго Неба утренняя звездо, пресветлый бисере чистоты и целомудрия, сада райскаго благоуханный цвете!
Ты, паче всех благ и самыя жизни единаго Господа возлюбившая, добре за Имя Его пострадавшая, венцы девства, мученичества и апостольства предивно от Него увенчанная, ликом Небесным сопричтенная, аще и радуешися ныне во славе вечней, но не оставлявши и нас, чтущих тя, яко неусыпную пред Богом ходатаицу и милосердую нашу предстательницу.
И якоже дарова тебе велию благодать Жених твой, сладчайший Иисус, смиренно молим тя: вонми прошением нашим сердечным, не остави нас в мире сем сирых; посети ны, в темнице греха сущия, на покаяние бодренное скоро возстави, души и тела научи блюсти чистоту, на путь доброделания направи, к евангельскому жительству усердие вдохни, молитвы огнь святый воспламени и возведи к любви Божественней.
Ей, добропобедная первострадальнице, понеже многая на пользу испросити можеши у Многомилостиваго Иисуса Спаса нашего, помощница скорая в сей жизни буди. Ангельское охранение нам исходатайствуй, раны и язвы болящих уврачуй, скорбящим благодатную отраду низпосли юность и отрочество чистотою огради, иноком в трудех и послушании пособствуй, супружества нерасторжима соблюди, воины во бранех неодолимы сотвори, враги же веры и Святыя Церкве расточи.
Пролей, нареченная избраннице Христова, моление твое за ны ко Господу, да дарует нам жития течение неукоризненно, старость неболезненну, безбедну, мирну; кончину же непостыдну, Таин Пресвятых, Тела и Крове Его Божественных, причастну, во еже Царствие Небесное нам улучити и с чинми Ангельскими тамо пребывати, и со святыми купно воспевати в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, в безконечныя веки веков. Аминь.
Тропарь Фекле, первомученице
глас 4
Словесе́м Па́вловым научи́вшися, богоневе́стная Фе́кло,/ и ве́рою утверди́вшися от Петра́, богозва́нная,/ первому́ченица яви́лася еси́ и первострада́льница в жена́х;/ возшла́ еси́ на пла́мень, я́ко на ме́сто благоцвету́щее,/ зве́ри и юнцы́ устраши́шася тебе́, вооружи́ся бо Кресто́м./ Тем моли́, всехва́льная, Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Научившись поучениям апостола Павла, уневестившаяся Богу Фекла, и верой укрепившись от апостола Петра, богозванная, ты стала первомученицей и первой пострадавшей среди жен, вошла в огонь, как в цветник, звери и юноши устрашились тебя, ибо ты вооружилась Крестом. Потому моли, всеми прославляемая, Христа Бога о спасении душ наших.
Тропарь Фекле, равноап., первомц.
глас 4
Словесе́м Па́вловым научи́вшися, богоневе́стная Фе́кло,/ и ве́рою утверди́вшися от Петра́, богозва́нная,/ первому́ченица яви́лася еси́ и первострада́льница в жена́х;/ возшла́ еси́ на пла́мень, я́ко на ме́сто благоцвету́щее,/ зве́ри и юнцы́ устраши́шася тебе́, вооружи́ся бо Кресто́м./ Тем моли́, всехва́льная, Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Научившись поучениям апостола Павла, уневестившаяся Богу Фекла, и верой укрепившись от апостола Петра, богозванная, ты стала первомученицей и первой пострадавшей среди жен, вошла в огонь, как в цветник, звери и юноши устрашились тебя, ибо ты вооружилась Крестом. Потому моли, всеми прославляемая, Христа Бога о спасении душ наших.
Вернуться к списку