- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Пророк Наум
Святой пророк Наум – один из 12 малых пророков, родом из селения Елкоша (Галилея). Время его жизни относится к VII в до Р. X. Ветхозаветная книга пророка Наума содержит предсказание гибели ассирийского города Ниневии за его беззакония, разрушение Израильского царства и хулу ассирийского царя Сеннахирима на Иегову. Обстоятельства жизни пророка неизвестны. Умер он на 45-м году жизни и погребен в своей родной земле.
Память святого пророка Наума
Память 1 декабря
Святой пророк Наум, – один из двенадцати, так называемых, малых пророков, – происходил из Галилеи, из селения Елкоша 7927 .
Главное содержание книги Наума есть пророчество о падении и погибели Ниневии 7928 , предсказание бедствий, какие праведный Господь наведет на сей город, и самое живое изображение окончательного и совершенного разрушения этого великого и сильно укрепленного города. Пророк Наум предсказывает разрушение Ниневии, как наказание за ее беззакония и особенно за разрушение Израильского царства и за хулу Сеннахирима 7929 на Иегову 7930 . Таким образом, Наум повторяет то грозное пророчество, которое было изречено на Ниневию пророком Ионою; пророчество Ионы о погибели Ниневии ( Ион. 2:2 ) не было отменено, но лишь отсрочено. Ниневитяне, покаявшись на малое время после проповеди пророка Ионы, видя, что на них не сбылось его пророчество, снова обратились к прежним своим злым делам; этим они снова прогневали Бога и оскорбили Его долготерпение.
Поводом к пророчеству послужило следующее: когда войско Сеннахирима было чудесным образом истреблено под стенами Иерусалима, и Сеннахирим с угрозою удалился, евреи, хотя и рады были этому освобождению, но боялись, что Сеннахирим, разгневанный неудачею, снова соберет войско, даже больше прежнего, и снова явится, как угрожал, под стенами Иерусалима. Чтобы успокоить и ободрить народ еврейский, пророк Наум и выступил со своей речью, в которой предсказал уже окончательную погибель Ниневии, которая будет разрушена сильным разливом вод, а сокровища города будут разграблены и истреблены огнем 7931 .
Вся книга пророка Наума представляет из себя одно последовательное изложение грозного определения Божия о погибели Ниневии за то, что из нее произошел умысливший зло против Иеговы (т. е. Сеннахирим), а Иудейскому царству предсказывается освобождение от ига Ассирии. Затем следует описание осады и самое разрушение Ниневии и, наконец, разъясняется, что Ниневия вполне заслужила такую участь своим идолопоклонством, особенно же своим развратом и волшебством, чрез которое она порабощала народы. Посему никакие средства защиты не спасут ее, и все народы будут радоваться, что избавились от такого жестокого притеснителя 7932 .
Время служения пророка Наума относится ко второй половине царствования Иудейского царя Езекии, т. е. к 745–714 годам до Р. Х. (после разрушения царства Израильского).
О других обстоятельствах жизни пророка ничего неизвестно. По преданию, он умер на 45-м году жизни и был погребен в своей отечественной земле.
Кондак, глас 4:
Просветившееся духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо яко настоящая далече сущая. Сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Науме славне.
* * *
Почему пророк и называет себя Елкошеянином или Елкосеянином ( Наум. 1:1 ). По славянскому и другим переводам пророк Наум значится сыном Елкесиевым; но большинство толковников (например, блаженный Иероним, св. Кирилл Иерусалимский , Епифаний и другие) принимают еврейское слово Елкоши (переведенное по-славянски «сын Елкесиев») за наименование места рождения Наума. По преданию, записанному блаженным Иеронимом, селение Елкоша находилось на севере Галилеи, в царстве Израильском.
Ниневия была главным городом Ассирийцев, с которыми евреи тогда находились во враждебных отношениях. Ниневия лежала на восточном берегу реки Тигра в Месопотамии. Это был многолюднейший и богатейший город в древнем мире; имел около 84 верст в окружности.
Сеннахирим – царь Ассирийский, сын и преемник Салманассара, разрушившего царство Израильское.
Иегова (по слав. Сущий) – одно из имен Божиих. Оно означает самобытность, вечность и неизменяемость Существа Божия, и постоянно употребляется в Священном Писании об одном Истинном Боге.
Это пророчество о погибели Ниневии от воды и огня исполнилось буквально. Ниневия, осажденная врагами (Циаксаром, царем Мидийским и Набопалассаром, царем Вавилонским около 600 г. до Р. Хр.), три года стойко выдерживала осаду, и только разлив реки Тигра, подмывший городские стены, дал возможность врагам, прежде чем Ниневитяне успели воздвигнуть новую стену, войти в город и разрушить его до основания ( Наум. 3:14 ). Царь Ниневийский Сарданапал, отчаявшись в своем спасении и боясь плена, велел сложить в самом дворце большой костёр, собрал сюда все свои сокровища и сжёг себя вместе со всеми наложницами. Так исполнились грозные слова Наума и другого великого пророка Исаии ( Ис. 30:33 )
Кроме пророчества о падении Ниневии в книге пророка Наума можно находить и мессианские черты: «Наум изрекает, – говорит блаж. Феодорит, – гибель Ниневии, ее войску и городу за то, что они, хотя и покаялись после проповеди Ионы, но вскоре забыли о ней и пошли с оружием на Израиля, но – продолжает он – есть в книге и пророчество о Спасителе такое: «Поднимается на тебя разрушитель: охраняй твердыни, стереги дорогу, укрепи чресла, собирайся с силами» ( Наум. 2:1 ) (по-славянски: «взыде вдыхаяй в лице твое»), ибо как в Адама Бог вдунул дыхание жизни, так и Владыка Христос, возобновляя сей образ, «дунул» на Апостолов «и говорит им: примите Духа Святаго» ( Иоан.20:22 ). Поэтому и под всем сокрушенным царством Ассириян, в книге Наума, мы разумеем власть диавола, побежденную Владыкою Христом, а под ликующим Иудою разумеем ликующую о спасении вселенную». – За богослужением Православной Церкви книга прор. Наума не употребляется.
Канон святому пророку Науму
Минея, 1 Декабря, Кано́н
Глас 5
Песнь 1
Ирмос: Коня́ и вса́дника в мо́ре Чермно́е/ сокруша́яй бра́ни мы́шцею высо́кою/ Христо́с истрясе́, Изра́иля же спасе́,/ побе́дную песнь пою́ща.
Припев: Святы́й прорóче Бóжий Наýме, моли́ Бо́га о нас.
Нау́ме, Бо́жиим пома́зався, Богоприя́тне, Ду́хом/ и благода́тию просве́щся,/ тем, Бо́же́ственное прозре́ние ума́ твоего́ чту́ще,/ ублажа́ем тя, всеизря́дне.
Припев: Святы́й прорóче Бóжий Наýме, моли́ Бо́га о нас.
Свы́ше огласи́вши, проро́че, твою́ ду́шу,/ Ду́ха благода́ть проро́ческое де́йство досто́йно вдохне́/ и Богодохнове́нен язы́к твой устро́и, досточу́дне.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Орга́н яви́лся еси́, ударя́емь ду́ха бряца́лом,/ ревни́теля Бо́га воспева́я/ и всем веща́я Боже́ственнаго суда́ нелицеме́рие, достосла́вне.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Преблагослове́нная Де́во Всечи́стая,/ ве́рою Тя и любо́вию, я́ко Бо́жию Ма́терь Честну́ю,/ пою́щия спаса́й от бед,/ реша́щи неукроти́мое свире́пство.
Песнь 3
Ирмос: Водрузи́вый на ничесо́мже зе́млю повеле́нием Твои́м/ и пове́сивый неодержи́мо тяготе́ющую,/ на недви́жимем, Христе́, ка́мени за́поведей Твои́х/ Це́рковь твою́ утверди́, Еди́не Бла́же и Человеколю́бче.
Припев: Святы́й прорóче Бóжий Наýме, моли́ Бо́га о нас.
Прича́стием Животворя́щаго и Боже́ственнаго ду́ха/ душе́ю был еси́ Богови́днейший:/ те́мже и да́льная я́ве всем предвозвеща́ти Боже́ственным манове́нием/ ты предочи́стился еси́, Богодохнове́нне.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Суд на враги́ отмще́ния предзре́л еси́, блаже́нне Богови́днейше,/ преоби́дящих нечести́вых Бо́жие долготерпе́ние,/ и ми́лость, и благосты́ню от неисце́льныя зло́бы.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Иже дре́вле от небытия́ сотвори́вый вся́ческая,/ из Твоея́ святы́я утро́бы прохо́дит, Челове́к быв, Чи́стая,/ за человеколю́бие превели́кое Человеколю́бец,/ да челове́ки изба́вит.
Седален, глас 5
Несме́сен начерта́нием до́льным, сла́вне, ты, ум стяжа́в,/ Боже́ственнаго ду́ха чисте́йшее, Нау́ме, прия́телище был еси́,/ осия́ние Его́ прие́мля све́тло и все облиста́я;/ тем тя мо́ли́м:/ о ми́ра ми́ра моли́ся.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Из Тебе́ вопло́щшагося Бо́га и Го́спода нас ра́ди, истле́вших прегреше́ньми,/ моли́ приле́жно уще́дрити ны/ и отврати́ти я́рость и гнев Свой, Чи́стая,/ от и́же ве́рою чту́щих и хваля́щих непреста́нно си́лу и держа́ву Его́.
Песнь 4
Ирмос: Боже́ственное Твое́ разуме́в истоща́ние прозорли́во,/ Авваку́м, Христе́, со тре́петом вопия́ше Тебе́:/ во спасе́ние люде́й Твои́х/ спасти́ пома́занныя Твоя́ прише́л еси́.
Припев: Святы́й прорóче Бóжий Наýме, моли́ Бо́га о нас.
Сия́я заре́ю ду́ха,/ ниневи́тяном преще́ние запусте́ния предвозвести́л еси́,/ Бо́жия си́лы проявля́я, Богоявле́ние, неизбе́жное.
Припев: Святы́й прорóче Бóжий Наýме, моли́ Бо́га о нас.
Суд пра́ведный Зижди́теля пове́даеши,/ лю́тое всегуби́тельство лю́дем вражде́бным,/ я́ко проро́чествуя, провеща́л еси́, Нау́ме,/ Бо́жий проро́че всеблаже́нне.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Смиренному́дрием украша́ема, проро́ка Твоего́ душа́/ к Боговиде́нию Твоему́, Бла́же, преесте́ственно взя́ся/ и Боже́ственнаго виде́ния све́тлости.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Мари́е, Госпоже́ тва́ри,/ Царя́ всех ро́ждши, еди́на Всепе́тая,/ страсте́й мучи́тельства свобо́дна мя покажи́ моли́твами Твои́ми.
Песнь 5
Ирмос: Одея́йся све́том, я́ко ри́зою,/ к Тебе́ у́тренюю и Тебе́ зову́:/ ду́шу мою́ просвети́ омраче́нную, Христе́,/ я́ко Еди́н Благоутро́бен.
Припев: Святы́й прорóче Бóжий Наýме, моли́ Бо́га о нас.
Непоро́чно и чи́сто житие́ стяжа́ти/ де́йством и просвеще́нием Свята́го ду́ха, Нау́ме, сподо́бился еси́,/ проро́че чу́дный.
Припев: Святы́й прорóче Бóжий Наýме, моли́ Бо́га о нас.
Плоть покори́л еси́ самоде́ржцу уму́,/ усе́рдно восхожде́ния в се́рдцы положи́в:/ те́мже явле́ния Боголе́пнаго получи́л еси́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Па́че ви́димых по́честей суть,/ и́же проро́чеством по́чествова́нных,/ те́ми бо веща́ет Святы́й Дух – Преблаги́й Госпо́дь.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Ниже́ ум Небе́сный и́стинно возмо́жет Тя, Богома́ти, пе́ти досто́йно:/ Зижди́теля бо родила́ еси́,/ Небе́сными пева́емаго Си́лами.
Песнь 6
Ирмос: Неи́стовствующееся бу́рею душетле́нною,/ Влады́ко Христе́, страсте́й мо́ре укроти́/ и от тли возведи́ мя,/ я́ко Благоутро́бен.
Припев: Святы́й прорóче Бóжий Наýме, моли́ Бо́га о нас.
Боже́ственныя благода́ти я́вльшася храм, ве́рнии,/ и прия́телище пречи́стое бы́вша,/ па́че ума́ Богоявле́ния воспои́м.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Боже́ственнаго ду́ха прие́м незаходи́мую зарю́/ и ум Боже́ствен стяжа́в,/ благочести́выя к песнопе́нию наказу́ет.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Мы́сленныя Си́лы Тя и челове́честии вси ро́ди,/ я́ко Бо́га ро́ждшую, сла́вят всегда́,/ Благослове́нная Всенепоро́чная.
Кондак, глас 4
Просвети́вшееся Ду́хом чи́стое твое́ се́рдце/ проро́чества бысть светле́йшаго прия́телище:/ зри́ши бо, я́ко настоя́щая, дале́че су́щая;/ сего́ ра́ди тя почита́ем,/ проро́че блаже́нне Нау́ме сла́вне.
Песнь 7
Ирмос: Превозноси́мый отце́в Госпо́дь/ пла́мень угаси́, о́троки ороси́,/ согла́сно пою́щия:/ Бо́же, благослове́н еси́.
Припев: Святы́й прорóче Бóжий Наýме, моли́ Бо́га о нас.
Яко Богови́днейша проро́ка иму́ще, лико́в нача́льника,/ че́стно пра́зднуем, Боже́ственне, песнопою́ще:/ Бо́же, благослове́н еси́.
Припев: Святы́й прорóче Бóжий Наýме, моли́ Бо́га о нас.
Тя, Духодви́жимаго позна́вше орга́на и цевни́цу Богодохнове́нну,/ призыва́ем засту́пника, пе́сньми пою́ще:/ Бо́же, благослове́н еси́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Венча́ тя Госпо́дь проро́ка, чу́дне,/ и благода́ть тебе́ даде́ предглаго́лати бу́дущая,/ Ему́же вси песнопое́м:/ Бо́же, благослове́н еси́.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Дверь непроходи́мую проро́к ви́де Тя, Де́во Пречи́стая,/ ю́же Еди́н про́йде;/ ему́же вси песнопое́м:/ Бо́же, благослове́н еси́.
Песнь 8
Ирмос: Тебе́, Вседе́телю,/ в пещи́ о́троцы, всеми́рный лик спле́тше, поя́ху:/ дела́ вся́кая, Го́спода по́йте/ и превозноси́те во вся ве́ки.
Припев: Святы́й прорóче Бóжий Наýме, моли́ Бо́га о нас.
Невеще́ственною заре́ю Нача́льныя Тро́ицы, проро́че, обожа́емь,/ пое́ши, ра́дуяся:/ вся дела́, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся ве́ки.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Священноле́пно свяще́нную твою́ па́мять, проро́че чу́дный, чту́ще, пое́м:/ вся дела́, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся ве́ки.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Укрепи́, Чи́стая, ду́шу мою́,/ разсла́бленную прегреше́ньми и страстьми́,/ я́ко да воспою́, Де́во, Твое́ Рождество́,/ препросла́вленное во вся ве́ки.
Песнь 9
Ирмос: Иса́ие, лику́й,/ Де́ва име́ во чре́ве и роди́ Сы́на Емману́ила,/ Бо́га же и Челове́ка, Восто́к И́мя Ему́,/ Его́же велича́юще, Де́ву ублажа́ем.
Припев: Святы́й прорóче Бóжий Наýме, моли́ Бо́га о нас.
На земли́ равноа́нгельное житие́ име́л еси́ вои́стинну/ и ны́не на Небесе́х со А́нгельскими ли́ки всели́лся еси́ близ Све́та Трисия́ннаго,/ его́же насыща́яся, назира́й пою́щия тя.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Тя Богу приво́дим о ми́ре, блаже́нне, моли́твенника,/ моли́ приле́жно, проро́че, я́ко дерзнове́ние име́я,/ да́ти ве́рным благоле́пно пребыва́ющее ве́чное избавле́ние.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Я́ко Бо́га ро́ждшую, сугу́ба же и соесте́ственна,/ имену́ем Тя, ве́рнии, Богоглаго́ливо Богоро́дицу Пречи́стую всеи́стинным зва́нием,/ честно́е Рождество́ пропове́дающе, Всесвята́я Богоневе́сто.
Вернуться к списку