- Новинки
- Выгодная цена
- Распродажа
- Последний товар
- Коллекции
- Как оставить отзыв
- Хит продаж
- Весеннее обновление
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Преподобный Никола Святоша, Черниговский, Печерский, князь
Преподобный Никола Святоша (Святослав), князь Черниговский, Печерский чудотворец, в Ближних пещерах († 1143), был правнуком великого князя Ярослава Мудрого и сыном князя Давида Святославича Черниговского († 1123), в некоторых источниках отец преподобного именуется святым. Святоша был Луцким князем, имел жену и детей (дочь его была впоследствии замужем за Новгородским князем, святым благоверным Всеволодом-Гавриилом († 1138). 17 февраля 1106 года святой князь, оставив семейство, принял постриг в Киево-Печерской обители. Здесь Никола Святоша с великим смирением проходил послушания: три года работал в поварне, для которой рубил дрова и носил воду, следующие три года был привратником в монастыре. Около своей келлии святой развел сад. На свои средства он построил в монастыре храм Святой Троицы и больничную церковь во имя святителя Николая, своего небесного покровителя.
Преподобный Никола был первым из русских князей, принявших иночество. Он терпеливо переносил упреки своих братьев за решимость вести жизнь безответного послушника. Врач преподобного, Петр, доказывал князю-подвижнику, что подвиг такого послушания повредит его здоровью. Но внезапно врач сам заболел и исцелился лишь по молитвам преподобного Николая. Тогда Петр постригся в монахи.
Пройдя разные послушания, преподобный Никола наложил на себя обет безмолвия. Когда святой получал деньги, то употреблял их на украшение храма, на покупку книг (ибо любил книжное чтение) или раздавал нищим. Святой Никола был усердным миротворцем. В 1142 году он примирил черниговских князей с великим князем Всеволодом.
Вскоре после кончины святого тяжело заболел его родной брат князь Изяслав. Игумен обители послал больному власяницу преподобного. Изяслав надел ее и исцелился.
Житие преподобного Николы Святоши
Память 14 октября
«Проходит образ мира сего... Владычество переходит от народа к народу... Господь низвергает престолы властителей и посаждает кротких на место их» ( 1Кор.7:31 ; Сир. 10:8, 17 ). Благоверный князь Никола 6689 с самой ранней юности своей уразумел эту непрочность скоропреходящего владычества на земле. Он ясно видел, что только на небе существует царство непреходящее, вечно пребывающее, исполненное тех неизреченных вечных благ, кои уготовал Господь для любящих Его. Посему он – подобно тому, как некогда индийский царевич Иоасаф , – оставил славу и богатство, почесть и власть своего временного, земного княжения ради вечного, небесного царствия и, пришед в Печерский монастырь, облекся во святой иноческий чин 6690 . В иночестве блаженный Никола так просиял святостью своей жизни, что все, видя добрые его дела, усердно прославляли за него Господа. И, прежде всего, преуспевал он в послушании. Сначала святой Никола работал на братию в поварне; здесь он своими руками рубил дрова и смиренно носил их с берега на своих плечах, неленостно исполняя и все остальное, что было необходимо для приготовления пищи. Он уже много потрудился, когда узнали о его подвигах братья его Изяслав и Владимир; они стали удерживать его от такой работы. Но сей истинный послушник выпросил у них со слезами, чтобы они позволили ему еще один год в поварне поработать для братии. И вот он здесь с полным старанием и усердием прослужил братии в течение целых трех лет. После сего он как человек испытанный и ко всему способный, был приставлен стеречь монастырские ворота, и в этом послушании, никуда кроме церкви не отходя, он также пробыл три года. Оттуда он был приставлен прислуживать при братской трапезе; и это послушание он проходил с усердием и таким старанием, что пользовался расположением всей братии.
Пройдя, таким образом, благочинно все эти степени послушания, он по разрешению игумена и всей братии принял на себя подвиг безмолвия, дабы в тишине заботиться о своем спасении. Исполняя сие послушание, он своими руками устроил при келлии сад, и в продолжение всех лет иноческой жизни его никогда не видали без дела; он всегда имел в руках своих какую-нибудь работу, а на устах непрерывно сию молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя!» Он никогда ничего не вкушал, кроме общей монастырской пищи на трапезе, и то в небольшом количестве. Если ему, против его желания, как князю, приходилось получать что-либо от близких ему, тогда он все это немедленно раздавал на нужды странников, нищих и на строение церковное, так что на средства его в церковь приобретено было много книг.
Сей блаженный князь, еще во время владения своим княжеством, имел при себе очень искусного врача по имени – Петра, сирийца родом, который пришел с ним и в монастырь. Врач этот, видя добровольную нищету своего господина, оставил его и проживал в Киеве, врачуя там многих. Впрочем, он неоднократно приходил к блаженному и, видя его в великих лишениях и безмерном посте, служащим в кухне и стражем у ворот монастырских, так увещевал оставить сей образ жизни:
– Князь, тебе следует позаботиться о своем здоровье, дабы тебе непомерным трудом и воздержанием не ослабить совсем своей плоти, ибо, если ты изнеможешь, для тебя станет неудобоносимым иго, которое ты Христа ради пожелал взять на себя. Ведь Бог не ищет поста или подвига выше сил, но только чистого и смиренного сердца. Ты работаешь на иноков, как купленный раб; ведь к такой нужде ты не привык, да это и недостойно тебя, так как ты князь. Для твоих благородных братьев Владимира и Изяслава твоя нищета есть скорбь и великое уничижение, так как от столь великой славы и почести ты дошел до таких лишений, что умерщвляешь свое тело и из-за недостаточной пищи впадаешь в недуги. Ты прежде питался вкусными плодами, а теперь подверг себя тяжким лишениям, вкушая сырую зелень и сухой хлеб. Но берегись, как бы тебе совершенно не заболеть, и тогда ты, не имея более сил, лишишься жизни, и я не в состоянии буду помочь тебе; итак, ты готовишь своим братьям плач неутешный. Вот и бояре, некогда служившие тебе и благодаря тебе прежде знатные, – и те, потеряв свои надежды, сожалеют о тебе и пребывают в большом унынии. Но они устроили себе большие дома и теперь живут в них, а ты не имеешь, где главы преклонить, и сидишь то при мусорных кучах, то в поварне, то при вратах. Кто из Русских князей поступал так? Уже не блаженный ли отец твой Давид, или приснопамятный твой дед Святослав? Да и из бояр никто не пожелал бы такой бесславной жизни, кроме одного Варлаама , бывшего здесь игуменом.
Итак, если ты не послушаешь моего совета, – то преждевременно умрешь.
Подобные слова врач Петр, научаемый братьями святого Николы, часто говорил ему, когда сидел с ним то в поварне, то при воротах.
Блаженный всегда на это отвечал ему:
– Брат Петр! Часто думая о спасении души своей, я решил, что не должно щадить плоти, дабы она не вступала в борьбу с духом и не возбуждала в душе моей брани. Утомляемая же подвигом воздержания, она смиряется, но не изнемогает; а если бы и изнемогла, то ведь апостол сказал: «сила моя в немощи совершается» ( 2Кор.12:9 ). И еще: «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим.8:12 ). Бог желает смиренного и чистого сердца, но его не может быть без поста и подвига, потому что пост – матерь целомудрия и чистоты. И еще сказано: «Он смирил сердце их работами» ( Пс.106:12 ). Я благодарю Бога за то, что Он освободил меня от мирских забот и соделал меня рабом для Своих рабов, – сих блаженных черноризцев; ведь я, будучи князем, под видом работы для них, работаю для Царя царей. Братья же мои пусть заботятся о себе самих: «каждый понесет свое бремя» ( Гал.6:5 ). Довольно с них моего наследия, которое я для того оставил вместе с земным княжением, чтобы получить наследие в царствии небесном: «для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» ( Филип.3:8 ). К чему же ты угрожаешь мне смертью, укоряешь в моей нищете и в воздержании от излишних яств? Ведь и ты, когда лечишь телесную болезнь, не повелеваешь ли больному быть воздержным, а некоторых яств и совсем избегать? А мне таким же способом нужно врачевать недуги душевные. Если я и умру телесно, то ведь мне «смерть» Христа ради «приобретение» ( Филип.1:21 ). Если же я сижу при мусорных кучах, – то почему ты меня считаешь хуже бояр? ведь мне надлежит царствовать с Иовом, о котором сказано, что он был знаменитее всех сынов востока ( Иов.1:3 ).
Если сего не делал раньше меня ни один из Русских князей, то я, последуя Царю Небесному, положу начало; может быть, с сего времени кто-нибудь и станет подражать мне, последуя моему примеру. Наконец, вместе с научающими тебя советую заботиться более о себе самом!
Многократно происходило также и следующее. Когда сей блаженный князь, утомившись в подвиге послушания, впадал в болезнь, тогда врач Петр, узнав об этом, немедленно приготовлял ему лекарства, нужные при той или другой болезни. Но князь всегда до прибытия врача с лекарством, Божиею помощью, делался здоровым и никогда не дозволял лечить себя.
Однажды пришлось и самому врачу тому заболеть. Блаженный послал к нему сказать:
– Если ты не станешь пить лекарства, то скоро выздоровеешь, а если меня не послушаешь, то долго будешь страдать.
Но врач не послушался и выпил свое лекарство и, желая излечиться от болезни, едва не лишился жизни, хотя потом и был исцелен по молитве святого. Когда тот же врач вскоре снова заболел, блаженный велел передать ему то же самое:
– Если не будешь лечиться, – выздоровеешь на третий день.
Будучи наказан за первое ослушание, на этот раз врач послушался блаженного и, по слову его, на третий день выздоровел. Блаженный Никола в то же время оканчивал свое послушание монастырского привратника; позвав выздоровевшего врача, он сказал ему:
– Петр! тебе подобает постричься в иноческий образ и, вместо меня, потрудиться в сем монастыре для Господа и Его Пречистой Матери, потому что я по истечении трех месяцев отойду от сего мира.
Врач Петр, услышав сие, пал ему в ноги и возопил, обливаясь слезами:
– Увы мне, господин мой, благодетель мой, драгоценная жизнь моя! Кто примет меня, когда я приду сюда? Кто накормит сирых и убогих, кто заступится за обижаемых, кто окажет милость многим, требующим помощи? Не говорил ли я тебе, князь, что ты скоро доставишь неутешный плач своим братьям? Не говорил ли тебе: князь, побереги свою жизнь, ибо ты для многих можешь быть полезен, и в жизни твоей – жизнь многих людей. Не ты ли меня исцелил силою Божиею и своею молитвою? Куда же ты, добрый пастырь, уходишь? Если ты сам, исцелитель мой, захворал, то расскажи мне, твоему рабу, о своей болезни, и если я не вылечу тебя, то пускай за твою жизнь и за твою душу будет моя жизнь и моя душа. Не отходи от меня в молчании, господин мой, но скажи мне, откуда пришла тебе такая весть? Если от людей, то я отдам за тебя мою жизнь, а если Господь возвещает тебе сие, то моли Его, чтобы мне умереть вместо тебя. Если ты меня оставишь, то где мне сесть и плакать о своей потере, у сей ли мусорной кучи, где ты так часто сиживал, – но и сюда меня не пустят. И буду ли я иметь возможность получить что-нибудь в наследство из твоего имения, когда ты сам наг? Разве вот сии заплатанные рубища, которые на тебе? Но и в тех ты, отходя от мира, будешь положен. Даруй, по крайней мере, мне – подобно тому, как древле Илия Елисею милость – твою молитву, дабы мне разделить ею глубину сердечную и воды моей жизни 6691 и пройти до места дальнего крова, в дом Божий, куда желаешь ты теперь отойти. И зверь ведь по заходе солнца понимает, что ему надобно пойти и лечь в свое логовище, но я не знаю, куда пойду по отшествии твоем. И птица «И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих» ( Пс.83:4 ), ты же шесть лет проживаешь в монастыре и не нашел себе места: где же ты меня оставишь? Подняв плачущего врача, блаженный сказал ему: – Петр! Не сетуй: «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей» ( Пс.117:9 ). Господь знает, как сохранить Свою тварь, которую Сам создал. Он позаботится накормить алчущих, заступится за бедных и спасет находящихся в напастях, и для тебя будет прибежищем. Братья же мои по плоти пусть не обо мне, но о себе и о своих делах, в плачевной юдоли мира сего, плачут, дабы получить утешение и блаженство в будущем. Я не нуждаюсь, ради временной жизни, во врачевании, потому что я уже давно умер для всего временного: «Мертвые не оживут» ( Ис.26:14 ) (говоря по естеству), как говорит Исаия.
Сказав сие, блаженный Никола Святоша вместе с врачом отправился к пещере и приготовил себе там место для могилы. При этом он сказал врачу:
– Кто из нас больше любит сие место?
Петр с плачем отвечал:
– Я знаю, что если ты пожелаешь, то умолишь Господа, чтобы еще пожить тебе, а меня положи здесь.
Блаженный сказал ему:
– Пусть будет так, как ты желаешь, если так угодно Господу. Итак, помолимся Ему оба, но только в иноческом чине.
Тогда, по совету блаженного, врач постригся в иноческий чин и пробыл в течение трех месяцев на молитве, беспрестанно, день и ночь, проливая слезы.
Однажды блаженный Никола сказал ему:
– Брат Петр, желаешь ли, чтобы я взял тебя с собою? Он, как и прежде, с плачем на это ответил ему:
– Я желаю, чтобы ты позволил мне умереть за тебя, а ты оставайся здесь и молись за меня.
Блаженный сказал ему:
– Брат, дерзай и будь готов, потому что, по желанию твоему, в третий день отойдешь из сей жизни.
Когда наступило предуказанное время, Петр, причастившись святых и животворящих Христовых Таин, возлег на одр и предал дух свой в руце Господу. По смерти врача, блаженный князь Никола Святоша подвизался еще тридцать лет, не выходя из монастыря и, достигнув, согласно прозвищу, совершенства в святой жизни, преставился в вечную жизнь к Святейшему всех святых Царю смирения – Иисусу 6692 . В день кончины сего святого князя едва ли не весь город Киев собрался, воздавая ему последнее целование и испрашивая с обильными слезами молитв его.
Особенно плакали братья блаженного, Изяслав и Владимир. Изяслав обратился к игумену монастыря с просьбою, чтобы он отдал ему на благословение и утешение крест умершего, подушку и скамью, на которой он совершал коленопреклонение. игумен, отдавая их ему, сказал:
– По вере твоей, да получишь от сих вещей помощь в том, чего ты желаешь.
Изяслав, приняв сии предметы с великим благоговением прислал в монастырь много золота, чтобы недаром получить эти вещи брата.
Сей самый Изяслав однажды жестоко расхворался и даже не надеялся встать с одра. В это время при нем находились жена, дети и все бояре. Так прошло некоторое время; потом больной, несколько оправившись, поднялся и попросил выпить воды из Печерского колодца. Но скоро он опять лишился языка и после сего не мог уже ничего проговорить. Послали в Печерский монастырь и взяли там в сосуде воды, которою пред тем обмыли гроб преподобного Феодосия. Игумен передал и власяницу преподобного Николы Святоши, чтобы в нее одели тело его. И еще не вернулся посланный с водой и власяницей, как князь Изяслав проговорил:
– Скорее идите навстречу преподобным отцам Феодосию и Николе за город.
Когда с власяницею и водою вошел посланный, князь снова воскликнул:
– Никола, Никола Святоша!
Ему дали выпить той воды, одели во власяницу и он скоро стал здоров, и все прославляли Бога и Его угодников.
С тех пор Изяслав всегда надевал на себя сию власяницу, когда заболевал, и немедленно становился здоровым. Кроме того, он всегда имел на себе эту власяницу, когда шел на войну, и таким образом оставался невредимым. Один раз согрешив, он не решился надеть ее на себя и в тот раз был убит на войне, однако, он еще заранее приказал похоронить себя в ней.
Так и мы, надеясь на молитвы сего преподобного князя, о спасении которого мы имеем очевидное известие, да сподобимся силою его молитв получить исцеление от всяких болезней и язв, как временных, так и вечных, – по благодати Царя смирения, а вместе и Царя славы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже слава с Богом Отцом и святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
* * *
Святослав Святоша (названный так за свое благочестие) при крещении был назван Панкратием, а в иночестве Николаем. Он был сыном Черниговского князя Давида Святославича и внуком Киевского и Черниговского князя Святослава Ярославича, основавшего святую, Богом созданную, Печерскую церковь .
Это было в 1107 году.
Т. е. рассеять тоску сердечную и печаль в жизни. Выражение взято для соответствия с известною историей из жизни пророка Елисея.
Это было 14 октября 1143 года. Мощи преп. Николы Святоши нетленно почивают в пещере преподобного Антония.
Тропарь Николе Святоше, князю Черниговскому, Печерскому чудотворцу, в Ближних пещерах
глас 2
Оте́чество и сла́ву княже́ния твоего́ оста́вил,/ Кня́зю смире́ния, Христо́ви, усе́рдно после́довал еси́,/ преподо́бне о́тче наш Нико́ло;/ тем прия́л еси́ от Него́ ве́чное ца́рство и сла́ву на Небеси́,// иде́же лику́я, помина́й нас чту́щих па́мять твою́ ве́рно.
Перевод: Отечество и славу княжения твоего оставил, Князю смирения, Христу, усердно последовал ты, преподобный отче наш Никола, потому получил от Него вечное царство и славу на Небесах, где радуясь, вспоминай нас, почитающих память твою с верой.
Канон преподобному Николе Святоше, князю Черниговскому
Минея, 14 Октября, Канон преподобному
Глас 4
Песнь 1
Ирмос: Отве́рзу уста моя,/ и напо́лнятся Духа,/ и слово отры́гну Царице Матери,/ и явлю́ся светло торжествуя,/ и воспою, ра́дуяся, Тоя́ чудеса.
Припев: Преподо́бне о́тче Нико́ло, моли́ Бо́га о на́с.
Отверзи мне устне́, Христе мой, посли Паракли́та,/ да Твоего угодника пети возмогу стихосло́вии высоту́ добродетелей,/ на нюже в чистоте сердца смирением взыде.
Припев: Преподо́бне о́тче Нико́ло, моли́ Бо́га о на́с.
В пра́вду нареклся еси Святоша:/ исполнь бо сый святыни, всякаго непреподобнаго действа удалился еси/ и, к Богови́дению ум свой впери́в,/ оттуду познал еси вся, яже в мире су́етная быти.
Припев: Преподо́бне о́тче Нико́ло, моли́ Бо́га о на́с.
Прежде тебе бывших помяну́л еси,/ от коли́кия славы напрасно отпадо́ша, и с безче́стием пожат серп смерти;/ сего ты да изба́вишися, престол на земли княжий оставил еси,/ и приял еси на Небеси престол, иже пребывает выну со святыми.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Блаженному Иоаса́фу Инди́йскому поревновал еси:/ якоже бо той остави царство земное и взыска́ Небесное,/ тако и ты, блаженне, временное княже́ние оставль, приял еси вечное.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Вышняго Царствия не лиши мя,/ Небесными и земными Владычествующая Госпоже,/ сего бо ища́, удаля́юся, обладаем вою́ющими всегда на мя страстьми́,/ обаче к Тебе несумне́нною наде́ждою прибега́ю.
Песнь 3
Ирмос: Твоя песносло́вцы, Богородице,/ живы́й и незави́стный источниче,/ лик себе совокупльшия, духовно утверди́,/ в Боже́ственней Твоей славе/ венцев славы сподо́би.
Припев: Преподо́бне о́тче Нико́ло, моли́ Бо́га о на́с.
Раб Единому Богу да будеши, не восхотел еси работати миру,/ от негоже изшед, аки вторы́й Авраа́м, дом и землю свою оставил еси/ и пришед, аки в Харра́нь, в пречестну́ю Божия Матере Печерскую обитель,/ видел еси ле́ствицею деяния и ве́дения блаженных отец к Небеси восходящих.
Припев: Преподо́бне о́тче Нико́ло, моли́ Бо́га о на́с.
Господин сый иногда́ княже́нию своему,/ за любовь Господа своего сотворился еси раб,/ служа рабом Христовым в пова́рни,/ да бывшему нас ради Послушли́ву до смерти последуеши.
Припев: Преподо́бне о́тче Нико́ло, моли́ Бо́га о на́с.
Порфи́рою одея́н и в руце́ имеяй ски́петр,/ не устыде́лся еси на ра́менах дрова носити и сещи́ рукама своима;/ да вся уды в порабощение предаси Вышнему Владыце,/ от Негоже возмездие приял еси живот вечный.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Мирсти́и мирска́я му́дрствующе, братия твоя, блаженне,/ мняху дея́ние твое в пова́рне безче́стно быти,/ тем и развращаху тя, да оставиши сие./ Но ты, любя послуша́ние сие,/ еще едино лето испросил еси себе в том пребывати.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: За́поведем Господа моего не повину́ющася, ни хранящаго послуша́ния уставы,/ убеди́ мя, Владычице моя, к де́ланию тех/ и укрепи в прочее время в обои́х совершенно испра́витися,/ да не в лености скончався, с непотребными рабы казнь прииму по дело́м.
Седален, глас 1
Веселия исполня́ются Росси́йстии людие/ и радостне поют твою память, блаженне,/ имуще тя скораго в беда́х помощника/ и во всех болезнех избавле́ние:/ сего ради, яко приемый от Бога благодать словом недуги прогоня́ти,/ не отступи и ныне, всем посо́бствуя,/ честно́е твое успение почита́ющим.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Источник исцеле́ний ве́дуще Тя, Дево,/ в теплоте сердца прибегаем, грешнии раби Твои;/ Ты же сро́дное имущи о нас промышле́ние,/ не забуди волнуемых напа́стьми:/ но, простерши длани, молися Сыну Своему,/ яко да приимем тех скорое пременение.
Песнь 4
Ирмос: Седя́й в славе на Престоле Божества/ во облаце легце,/ прии́де Иисус Пребожественный/ нетленною дланию и спасе́ зовущия:/ слава, Христе, силе Твоей.
Припев: Преподо́бне о́тче Нико́ло, моли́ Бо́га о на́с.
Седя́й во славе прежде на престоле и вельможам предстоящим ти,/ не устыде́лся еси, блаженне, седе́ти при врате́х монасты́рских три лета,/ яко верно храня́й сих вход от бездельно влазя́щих.
Припев: Преподо́бне о́тче Нико́ло, моли́ Бо́га о на́с.
Председящу ти пе́рвее на трапе́зе любопи́щней/ и многим рабом служа́щим яко владыце,/ не возгнушался еси последи́, святе, раб быти рабом Христовым,/ тем служа и представляя брашна от Божияго дарования.
Припев: Преподо́бне о́тче Нико́ло, моли́ Бо́га о на́с.
Якоже степе́ньми на высоту́ мирския славы возшедши, имут упокоение по трудех,/ тако и ты, преподобне, советом игумена и братии вся послушания чины прошед,/ принужде́н с миром в келлии безмолвствовати и внимати спасению своему.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Яко трудолюби́вый раб, умножа́я Владыце своему талант,/ не дал еси упокое́ния многотрудному твоему телу,/ но рукама своима насадил еси вертоград;/ и видеша братия трудов твоих плоды.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Леня́щася мя, на добродетели пону́ди, Богородице,/ и даждь ми вертогра́д душевный мысленными древесы насади́ти,/ слезами умиления напая́ти, и принести Владыце моему стори́чный плод,/ да и аз с верными рабы Его прииму от руку́ Его мзду трудов моих.
Песнь 5
Ирмос: Ужасощася всяческая/ о Божественней славе Твоей,/ Ты бо, Неискусобрачная Дево,/ имела еси во утробе над всеми Бога/ и родила́ еси Безлетнаго Сына,/ всем воспевающим Тя,/ мир подавающая.
Припев: Преподо́бне о́тче Нико́ло, моли́ Бо́га о на́с.
Дивля́хуся вси трудолюбию твоему, блаженне,/ яко никогдаже ви́ден был еси пра́зден,/ но в руках дело, в устех же имел еси выну молитву Иису́сову/ и сею́ отразил еси беса, празднолюбием напа́дающаго.
Припев: Преподо́бне о́тче Нико́ло, моли́ Бо́га о на́с.
Да пищи Небесныя причастник будеши, сластолюбия отверглся еси:/ ничтоже бо ядяше, кроме от о́вощия монастырскаго мало/ и тако соблюл еси чистоту души и тела.
Припев: Преподо́бне о́тче Нико́ло, моли́ Бо́га о на́с.
По многих твоих постнических трудех/ приял еси от Бога дар единем словом недуги исцеля́ти и посо́бствовати в ско́рбех./ Молюся ти, и мене от одержащаго недуга в здравие премени́ скоро.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Многоплете́нными се́тьми тщася враг/ отврати́ти Боголюбивую душу твою от добраго трудолю́бия пути,/ наусти́ не́когда служа́щаго тебе врача;/ ты же, святе, увеща́нием увещал еси того,/ яко да не тебе, но своему спасению внимает.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Сердцем и душою развратихся/ и, отвергшися данныя ми благодати, в неподобныя хожду пути,/ но, прежде даже не впаду в руце врагом,/ Ты, Мати Божия, управи мя на первое блаженство:/ овча́ бо есмь спасенныя Твоея́ огра́ды.
Песнь 6
Ирмос: Божественное сие и всечестно́е/ соверша́юще празднество,/ Богомудрии, Богоматере,/ приидите, руками восплещем,/ от Нея рождшагося Бога славим.
Припев: Преподо́бне о́тче Нико́ло, моли́ Бо́га о на́с.
Божественным желанием к Божией любви устреми́вся,/ вся находя́щия ти скорби, блаженне, сладце терпел еси,/ разсуждая реченное, яко недостойны суть страсти века сего к хотя́щей яви́тися в нас славе.
Припев: Преподо́бне о́тче Нико́ло, моли́ Бо́га о на́с.
Увещава́ющему тя Петру врачу от трудов и́ноческих преста́ти/ целомудренно отвещал еси мно́гажды, святе:/ престани, отвращая мя от сицева́го начинания,/ ни скорбь бо, ни глад, ни теснота отлучит мя от любве Христовы,/ ея́же ради терплю вся находящая на мя.
Припев: Преподо́бне о́тче Нико́ло, моли́ Бо́га о на́с.
Да во Христе Живот Вечный обрящеши,/ умертвил еси тело твое многим воздержанием и трудом/ и не лишился еси, егоже желал:/ се бо ныне живеши со святыми во дворех Небесных.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Единаго имея врача Христа,/ никогдаже попустил еси себе в болезни врачевати,/ но глаголал еси со Апостолом:/ мне еже жити Христос, а еже умре́ти приобре́тение,/ и сим словом сам свой недуг исцелял еси.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Изнемогшую мою душу от грехов многих,/ посещением Твоим исцели, Госпоже́,/ и водою благодати Твоея напои́ мя,/ да сво́бод сый душевных и телесных недугов,/ порабо́таю Тебе, Владычице моей, со усердием всегда.
Кондак, глас 8
Вся кра́сная мира сего/ и тленное богатство нивочтоже вменив,/ обогати́лся еси многими чудесы и зна́мении от Христа Бога,/ Емуже в веселии предстоя́,/ поминай нас, чтущих любовию память твою, да зовем ти:/ радуйся, Нико́ло пречудне.
Икос
Ангельски на земле поживша/ и со Ангельскими чи́нми ныне светло на Небеса́х ликующа,/ тя, блаженне, сими ублажаем песньми:/ радуйся, ро́да светлость и княже́ние презревый;/ радуйся, богатство и славу тщетную попра́вый;/ радуйся, нищ и убо́г, вся оставль, Господеви последовавый;/ радуйся, гордость низложи́вый и смирению прилежа́вый;/ радуйся, вся послушания монастырская проше́дый;/ радуйся, в тех со всяким смирением пребы́вый;/ радуйся, пова́рства и вра́тарства невозгнуша́выйся;/ радуйся, братий твоих, князей, отвергийся сожительства;/ радуйся, сам от немощи возмоги́й и врача исцели́вый;/ радуйся, спасение враче́ви молитвами твоими исхода́тайствовавый/ и свою, и онаго смерть прозревый;/ радуйся, брату твоему по уме́ртвии твоем исцеление пода́вый,/ радуйся, всем те́пле тя призывающим чудный и скорый помощниче,/ радуйся, Нико́ло пречу́дне.
Песнь 7
Ирмос: Не послужиша твари Богомудрии/ паче Создавшаго,/ но огненное прещение мужески попра́вше,/ ра́довахуся, пою́ще:/ препе́тый отцев Господь и Бог благословен еси.
Припев: Преподо́бне о́тче Нико́ло, моли́ Бо́га о на́с.
От коли́кия славы прешел еси, княже, глаголаше ти Петр,/ и укоря́ше тя, блаженне, яко всем работаеши и сме́тищу19 приседи́ши,/ но ты отвещал еси ему:/ не погубих чести моея, паче же сим прославля́юся,/ последуя всем пришедшему послужити Христу, Емуже и зову,/ благословен Бог отец наших.
Припев: Преподо́бне о́тче Нико́ло, моли́ Бо́га о на́с.
Тебе хотя́й в болезни Петр уврачева́ти, сам разболеся,/ егоже не зе́лием, но молитвою исцелил еси/ и наказал того не надеятися на врачебную хитрость,/ но токмо на Бога уповати, зовущи:/ препетый отцев Боже, благословен еси.
Припев: Преподо́бне о́тче Нико́ло, моли́ Бо́га о на́с.
Послушание твое у врат скончава́я,/ провидел еси, святе, по триех месяцех и живота твоего кончину,/ тем призвал еси Петра и увещавал еси,/ да восприимет зде иноческий образ и вместо тебе послужит Богу,/ Иже есть благословенный во веки.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Измене́ние жизни твоея слышав Петр,/ припаде со слезами к ногам твоим, преподобне,/ рыдающи, яко лишается господина своего;/ ты же воздви́г его, утешал и увещавал еси не скорбети о сем, но звати:/ благословен Бог отец наших.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Измене́ния жизни моея скверных ради дел не иму́ща,/ кто мя не воспла́чет, отхожду бо в путь неве́дом./ От пути за́поведей Сына Твоего уклони́хся, темже, слезя́, призываю Тя, Владычице,/ скажи мне путь, и пойду́ во истине, поя́:/ Препе́тая еси, Богородице, и Благослове́нная от рода в род.
Песнь 8
Ирмос: Отроки благочестивыя в пещи,/ Рождество Богоро́дичо спасло есть,/ тогда убо образу́емое,/ ныне же действуемое,/ вселенную всю воздвиза́ет пети Тебе:/ Господа пойте дела/ и превозносите Его во вся веки.
Припев: Преподо́бне о́тче Нико́ло, моли́ Бо́га о на́с.
Благочестномудренне пожив и присно провидя исход свой, преподобне Нико́ло,/ сам себе угото́вал еси место во святей пещере,/ еже Петру на моление его даровал еси, глаголя:/ буди тебе, аще хощеши и якоже Господь восхощет, превозносимый во веки.
Припев: Преподо́бне о́тче Нико́ло, моли́ Бо́га о на́с.
Дерзнове́ние име́яй к Богу и упование по вере непоколебимо,/ приял еси прозрения дар, имже уве́дав по триех днех отшествие Петрово к Богу,/ повелел еси тому угото́витися к сицево́му исходу,/ он же по словеси твоему Святая Святых прием, отыде радуяся и поя:/ превозносимый Бог во веки.
Припев: Преподо́бне о́тче Нико́ло, моли́ Бо́га о на́с.
Три́десят лет по смерти врача свято пожив и верно Господеви поработав,/ стори́чныя израсти́л еси плоды, с нимиже отшел еси, блаженне,/ ко святых Святе́йшему Господу Иисусу, поя́ и превознося́ Его во веки.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Твое сла́вное и честно́е успе́ние лю́дие слышаще,/ стекошася от всего града, дати тебе последнее целование/ и погребоша тя со слеза́ми, несе́ннаго с радостию Ангелов на лоно Авраа́мле,/ да тамо со всеми святыми предстоиши Господеви во веки.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Жизнь вре́менная скончава́ется, увы мне!/ камо несе́н буду, всех человек окая́ннейший:/ Судия ждет, Книги разгну́шася и по делом моим злых часть насле́дити ми есть известно;/ но прежде даже не отыду́ отсю́ду со угодником Твоим Нико́лою,/ молися, Госпоже, Сыну Твоему благих части мне насле́дити.
Песнь 9
Ирмос: Всяк земноро́дный/ да взыгра́ется, Духом просвеща́ем,/ да торжествует же Безплотных умов естество́,/ почита́ющее священное торжество Богоматере,/ и да вопиет:/ радуйся, Всеблаженная/ Богородице, Чистая Приснодево.
Припев: Преподо́бне о́тче Нико́ло, моли́ Бо́га о на́с.
Всяк от земнородных да подражает житию Богохвальнаго отца,/ той бо славу временную на земли презрел и, во славу вечную прешед,/ ныне радуется, име́яй престол недвижим в Небесных селениих,/ идеже и о нас молит, да будем наследницы блаженныя жизни.
Припев: Преподо́бне о́тче Нико́ло, моли́ Бо́га о на́с.
Всяк, любя́й Мя, Мне последует, да будет со Мною./ Сия Ева́нгельская внуши́в словеса,/ преблаженный Свято́ша, возлюбив Бога, Тому после́дова/ и ничтоже паче Того любве стяжа́ в мире;/ темже ныне живет со Христом в Свете неприступнем.
Припев: Преподо́бне о́тче Нико́ло, моли́ Бо́га о на́с.
Рекий: прославляющаго Мя прославлю,-/ исполни обеща́ние на тебе, святе;/ не токмо бо тя просла́ви сама́го дароноше́ньми,/ но и крест твой, возгла́вница и власяни́ца славлятся от брата твоего/ и воспомина́ются даже досе́ле, яко сла́вная от них сотвори́шася.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
От ро́да в ро́ды память твоя сла́вится, преподобне отче:/ труды же и подвиги твоя хвалит Церковь с нами,/ но и мощи твоя, содержащияся во свято́й пещере,/ являет рака и созывает всех молити тя ныне/ яко теплаго предстателя и заступника в неможе́нии нашем.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: От всех племе́н сла́вимая и почте́нная от Троицы Пресвятыя,/ нам, в песнех хва́лящим Тя, Чистая Дево, Предстательница буди/ и Заступница скорая от вражиих навет, да выну поем ти:/ радуйся, Богородице Приснодево.
Светилен
Храм Духа Пресвятаго был еси,/ и, пришед Отец с Сыном, обитель в тебе сотвори́,/ и тем Божественных причастием райскаго тя гражданина показа;/ в немже ныне от Разумнаго древа питаяся и нетленныя славы наслажда́яся,/ помяни и нас, верою кланяющихся раце мощей твоих, отче преподобне.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Храм пречистый воплощшемуся из Тебе Слову была еси, Дево;/ храм мя всякаго беззако́ния суща,/ сотвори храм узаконе́нных повелений Сына Твоего предстательством Твоим,/ да селение Божия благодати быв, достойно воспою Тя,/ яко вся о Бозе могу́щую, Богоотрокови́це.
Вернуться к списку