- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Преподобный Леонид Устьнедумский, иеромонах
Краткое житие преподобного Леонида Устьнедумского
Леонид родился в 1551 году в Новгородской области, Пошехонского уезда в Щекинской веси, от отца селянина, именем Филиппа, и матери Екатерины. Имея от роду около 50 лет, видел он чудный сон, повелевавший ему идти в бывшую на Двине Моржевскую Николаевскую пустынь и взять оттуда икону пресвятой Богородицы Одигитрии, перенести ее в Усольский (ныне Сольвычегодский) уезд на реку Лузу к Турине горе и там, устроив храм во имя иконы Одигитрии, оставаться. Почитая это откровение случайным сновидением, Леонид не решался на исполнение и вместо того пошел в бывший Новгородский Козеозерский (Кожеозерский) монастырь, постригся (1603 г.) и жил там целый год. Оттуда отправился в Соловецкий монастырь, также прожил три года, труждаяся в пекарне; наконец будучи убежден повторяющимся ему сновидением, пошел в Николаевскую Моржевскую пустынь и, пробыв там целый год в монастырских трудах, открыл настоятелю видение свое. Получив икону Одигитрии, Леонид пошел на назначенное место к реке Лузе и поселился близ Туриной горы, при реке Якушице, в хижине, из хвороста сплетенной. Но тамошние жители изгнали его, и он отошел по реке Лузе оттуда на два поприща; с помощью одного селянина срубил себе келлию и близ нее устроил часовню; после того сходил в Ростов для испрошения от митрополита Ростовского Варлаама антиминса и благословения на устроение церкви. Получив антиминс, он возвратился на место, посвященный в иеромонаха; создал (1608 г.) деревянную церковь во имя Введения Божией Матери, и поставил в храме вышепомянутую икону Одигитрии. Болота, окружавшие устроенную им обитель, делали ее неудобною для общежития; для осушения оных Леонид прокопал от реки Лузы канал в Черное озеро и прозвал его Недумою рекою по следующему случаю. При рытии канала Леонид ужален был змеею. В минуту уязвления родилась мысль о гибельных последствиях яда и привела было Леонида в страх. Вдруг возложа упование на Бога, решился он об опасности не думать и остался здоров. Тогда преподобный приступил к новой работе. Он прокопал еще два канала: от Черного озера до Святого, а от Святого озера до Черной речки; таким образом эту речку, вытекающую из непроходимых лесных болот, провел в реку Лузу. Но несмотря, однако, и на этот совершенный труд, нельзя было осушить место, ибо весенняя вода во время разлива реки Лузы потопляла монастырь. Это заставило перевести обитель на один мыс над Черным озером при речке Недуме. На новом месте поставил Леонид с благословения Ростовского митрополита церковь Введения с приделом великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы. Церковь Введенская освящена архимандритом Устюжского Архангельского монастыря Арсением 1652 г. мая 25. По устроении Устьнедумской обители преподобный Леонид скончался в 1654 г. 17 июля, на 105 году от рождения. Власяница его доныне сохраняется в бывшей монастырской, а ныне приходской Богородицкой церкви. В монастыре, с самого его основания преподобным Леонидом, бывал съезд богомольцев в девятую пятницу по Пасхе.
Полное житие преподобного Леонида Устьнедумского
Преподобный Леонид Устьнедумский родился в 1551 году в Пошехонско-Ярославской земле в семье благочестивых крестьян Филиппа и Екатерины. Родители воспитали сына в страхе Божием и научили его чтению. До 50-летнего возраста он занимался земледелием, труды которого не прошли бесследно для остальной его жизни: они выработали из него человека с верным взглядом на предметы, расширили его кругозор и укрепили волю. Близость к природе и занятие земледелием, ставившее человека в полную от нее зависимость и побуждавшее земледельца надеяться честного плода ( Иак.5,7 ) своих трудов только от щедрот Отца Небесного, научили его терпению и сохранили в нем детскую простоту сердца, сделавшую его достойным духовных откровений.
Неизвестно, думал ли преподобный Леонид оставить свои земледельческие занятия и посвятить себя иноческой жизни. Но однажды в 1603 году преподобный удостоился во сне явления Божией Матери. Она повелела ему идти на реку Двину, в Моржевскую Николаевскую пустынь, неподалеку от Холмогор в Архангельской земле, взять там Ее икону Одигитрия и перенести на реку Лузу к Туринской горе (в пределы современной Кировской области) и, построив в честь ее храм, оставаться при нем до кончины. Преподобный Леонид, считая себя недостойным особого Божественного откровения, положил отнестись к явлению как к обычному сну и никуда не пошел. Так он сделал по своему великому духовному опасению, осмотрительности и высокому смирению.
Однако вскоре, оставив свои занятия и несмотря на преклонные лета, он отправился в Кожеезерский монастырь в Архангельской земле и принял там монашеский постриг. После основания монастыря в 1565 году преподобным Серапионом († 27 июня 1611 г.) третьим игуменом в 1643–1646 гг. был там Никон, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. Для того, чтобы с первого же раза оставить мирские привычки, испытать все скорби и лишения и видеть на деле всю трудность и тесноту иноческого пути, не надобно было искать другого места, кроме этой, вновь возникавшей тогда обители, находившейся в стране бедной и суровой, окруженной водами пустынного озера и удаленной от жилищ человеческих. Преподобный Леонид прожил здесь около года, исполняя послушание келаря, подвизаясь вместе с братией обители в условиях сурового климата и постоянно испытывая недостаток в пище. Его духовным руководителем был преподобный старец Серапион. Никогда, конечно, преподобный Леонид не расстался бы с ним и не вышел из пустынной обители, если бы ему не повторилось прежнее сновидение, повелевавшее идти в Моржевскую пустыню и перенести на Лузу икону Одигитрии. Тогда он в недоумении и страхе никому не поведал о видении, вышел из Кожеезерской обители и, идя по реке Онеге, дошел до моря и отправился в Соловки для поклонения мощам преподобного Зосимы (память 17/30 апреля) и Савватия (память 27 сентября/10 октября, совместная память 8/21 августа). Благосклонно принятый игуменом, он прожил здесь три года как новоначальный, трудясь в пекарне. Постоянно занятый исполнением своего послушания, самого тяжелого в многолюдных обителях, преподобный Леонид начал было уже успокаиваться и забывать о своем двукратном сновидении, как вдруг увидел его в третий раз так живо и ясно, как будто бы не во сне, а наяву. Пресвятая Дева явилась ему в том же самом виде и велела немедленно идти в Моржевскую пустынь и перенести икону Ее на Лузу. Тогда старец понял, что это было необыкновенное сновидение, и устрашился того, что так долго не верил ему и не исполнял повеление Божией Матери. С горькими слезами он рассказал игумену Антонию о своем троекратном сновидении и просил благословения оставить Соловецкую обитель. Игумен посоветовал ему не противиться более воле Божией, чтобы не навлечь на себя гнева небесного, с молитвой отпустил его из своей обители, и Леонид немедленно отправился в Моржевскую пустынь.
Пришедши туда, он не решился, однако, сказать настоятелю Корнилию (Кочергин; 1599–1623) причину своего прибытия и целый год провел в обители на тяжелых послушаниях, постоянно думая о бывших ему сновидениях, ужасаясь и трепеща о том, что он все еще не исполнил повеленного. Но Благая Мати Благаго Бога не прогневалась на то, что было допущено по неведению и недоумению, Она благоутробно снизошла и призрела на мольбы и слезы старца, в котором провидела будущего Своего усердного служителя, и явилась ему в четвертый раз, повелевая перенести Свою икону на назначенное Ею место. С великим благоговением и страхом старец дерзнул спросить: «Покажи мне, Госпоже, место, где стоит образ Пречистого лица Твоего, и, объемши его грешными руками моими, я пойду на место, которое Ты назначишь». Пресвятая Дева так явственно показала ему образ и место, где он стоял в церкви, что как будто это было не во сне, а видел он его телесными очами. Пробудившись, старец пришел в трепет и в страхе воскликнул: «Пресвятая Богородице, помоги мне, грешному!» Тогда преподобный рассказал настоятелю и братии о явлении Пресвятой Богородицы и указал святую икону, которую ему было повелено перенести к Туринской горе. Благочестивый настоятель и братия, «в велицем ужасе бывше о слышанных, после Божественной литургии пеша молебен и вземше строитель образ Пречистой Богородицы честнаго Ея Одигитрии, с Превечным Младенцем, даде старцу Леониду, и паде пред иконою, целовав ю моляся со слезами; такожде и вся братия и народи прилучавшися ту, и проводиша образ Пречистыя Богородицы со звоном» (Рукописная книга Устьнедумской церкви).
Получив святую икону и напутствуемый молитвами и благожеланиями всей братии, прп. Леонид с радостью отправился в назначенное ему место, хотя никогда и не бывал в тех краях. На реке Лузе, в двух верстах от Туринской горы, при устье речки Якутицы (Якушицы), впадающей в Лузу, в 80-ти верстах от Великого Устюга преподобный Леонид построил небольшое жилище и жил в нем некоторое время, проводя дни и ночи в посте и молитве. Здесь надлежало святому устроить иноческую обитель, как ему было сказано в видении. Однако местные жители не позволили ему приступить к постройке. Со святой иконой в руках пошел преподобный Леонид лесом по берегу реки Лузы, из глубины души взывая к Богу о своей скорби. Отойдя версты две, встретился святой Леонид с крестьянином Никитой Назаровым, одним из самых зажиточных в окрестности. Удивился благочестивый земледелец, встретивши старца-инока в таком месте, где не было никогда пути, и, увидев его слезы, стал спрашивать, кто он, откуда, куда идет и о чем плачет. Преподобный Леонид рассказал ему о бывших видениях, показал образ Божией Матери и просил указать место, где можно было бы построить храм для святой иконы. Видя слезы старца, Никита предложил ему строить храм на месте их встречи. Никита помог старцу построить келлию и затем начал посещать его для духовной беседы и совместной молитвы. Окрестные жители, узнав о старце Леониде, стали приходить к пустыннику и молиться пред святой иконой. Вскоре благочестивые крестьяне построили часовню.
В 1608 году преподобный Леонид, видя в народе возрастающее благоговейное почитание святой иконы Божией Матери, по просьбе желавших проходить под его руководством иноческие подвиги отправился в Ростов к митрополиту Филарету (впоследствии патриарх Московский и всея Руси; 1619–1633), чтобы получить его благословение на построение храма и устроение обители. Митрополит Ростовский благословил выдать старцу антиминс и все необходимые для богослужения священные принадлежности, а самого преподобного рукоположил во иеромонаха, определив ему быть начальником новоустраивающейся иноческой обители.
Вскоре была воздвигнута церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. При освящении храма 17 февраля 1608 года в него была перенесена святая икона Богородицы Одигитрии. И с того времени, как от неисчерпаемого источника, потекли от нее исцеления и чудеса, что еще более прославило устрояющуюся обитель и наполнило ее братией. Прп. Леонид с отеческой любовью принимал приходивших к нему, служил для них живым образом строгого исполнения иноческих обязанностей и показал пример изумительного трудолюбия.
Место, на котором находилась обитель, было сырое, болотистое. И чтобы осушить его, почти 60-летний старец решился предпринять великий труд, который едва был по силам и нескольким молодым и сильным работникам. «И нача копать болото лесное, непроходимое до Чернаго озера, – повествует рукописная книга, – много трудився и скорби прият от солнечнаго зноя и от паутов и комаров, а правила своего никогда не оставляше. Ненавидяй же добра диавол, хотя его устрашити и отгнати от трудов, наведе на него сицеву пакость: копающу ему, внезапу прииде змий и уязви его в левую ногу. Старец изскочив вскоре из протоки тоя, помышляше на бежание, но боляше ногою и нача слезно молится Господу Богу и Пречистей Богородице и почив мало и уснув услыша глас: “Не скорби, старче, и не думай бежати, но паки возвратися на дело, уповая на милость Божию. Помогает тебе Пресвятая Богородица и от змия не будет тебе вреда”. Старец же паки нача труждатися и прозва той исток Недума река. В болоте же том прежде змиинаго рода никогда не бывало и доныне несть. И копа того непроходимаго леснаго болота от Лузы реки до Чернаго езера 900 сажен, а от Чернаго езера копа болота 40 сажен до Святаго езера, от Святаго езера до Черныя речки копа 800 сажен, а та Черная речка течет из лесных дальних болот. И обратися та Черная речка тою копаною бороздою в Святое езеро и в Черное и в Лузу реку и постави старец Леонид мельницу колесную на той речке». Общая длина канала составила около двух километров (канал существует и ныне, исполняя свое назначение). И поскольку вырытый канал был назван преподобным Недумой-рекой, поэтому и обитель стала именоваться Устьнедумской.
Тот край, где поселился блаженный Леонид, был край пустынный и глухой. Он и после долго назывался «Лузскою Пермцею», то есть частицей страны диких пермяков. Отсюда понятно, какое важное значение должна была иметь пустынь для этого дикого края в церковном и гражданском отношении. Не говоря уже о том благотворном влиянии, которое старец оказывал на окрестных жителей как учитель веры и благочестия, своими беседами и наставлениями, а особенно своей святой и подвижнической жизнью, его неутомимое трудолюбие, строгий порядок в заведенном общежитии и хозяйственная во всем предприимчивость и находчивость могли быть весьма полезны и служить примером для подражания полудиким жителям Пермцы. Поэтому преподобный Леонид справедливо почитается просветителем этой глухой стороны.
Сколько борьбы с негостеприимной природой вынес преподобный Леонид, сколько принял трудов при устроении обители! Но все эти подвиги казались ему малыми и недостаточными, поэтому, желая достигнуть высшего совершенства, он имел обычай часто уходить из своего монастыря в пустое и непроходимое лесное место над Черным озером. Там на этом мысу он поставил крест и проводил здесь дни и ночи в молитве, «терпя великое досаждение от леснаго гнуса, от пауков и комаров». Многие, проходя мимо и видя его сидящим у креста в лесу и покрытого лесным гнусом, удивлялись его добровольному страданию, другие смеялись над ним и называли суетным его терпение. Старец говорил им на то: «Здесь у креста будет монастырь, будут церкви и звон, будет много людей и пашни, и мне умереть на сем месте». Когда братия, жалея его, приходили звать его в монастырь, он иногда возвращался с ними, иногда же, несмотря на все их просьбы и мольбы, оставался тут, чтобы продолжать свои подвиги. Предсказание святого исполнилось еще при его жизни.
Канал, проведенный неимоверными трудами преподобного Леонида (и названный им рекою Недумою), значительно осушил болота, но Луза весной во время разлива часто выходила из берегов и затопляла монастырь, стоявший на низком месте. В иные годы вода стояла по несколько дней не только в келлиях, но даже и в церкви, вливалась в амбары, кладовые и портила монастырские припасы. Избавиться от этого почти ежегодного бедствия не было другого средства, как перенести монастырь на более возвышенное место. Сильно скорбел об этом преподобный Леонид и не хотел умереть, пока не перенесет монастыря на излюбленное им место, на высокий мыс Черного озера, и не упокоит там братию. Поэтому, пригласив в монастырь Григория, сына Никиты Назарова, и других влиятельных людей из окрестных жителей, он объявил им о своем желании перенести монастырь на мыс Черного озера и просил их помощи в этом деле. Когда строитель, братия и все приглашенные в монастырь крестьяне единогласно одобрили его намерение и изъявили готовность помочь ему, то старец просил их пригласить народ. И в назначенный день, совершив в церкви молебное пение, поднял чудотворную икону Божией Матери и в сопровождении всей братии и множества народа перенес ее на мыс и, поставив у креста, начал рубить лес для постройки церкви. Примеру старца последовали братия и все пришедшие по приглашению крестьяне и вскоре нарубили лесу на церковь и на другие монастырские постройки.
А когда церковь была построена, то по благословению митрополита Ростовского Варлаама 23 мая 1652 года была освящена также в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, с приделом во имя великомученицы Параскевы (каменный храм сооружен на этом месте в 1763 году) архимандритом Устюжского Михаило-Архангельского монастыря Арсением. С крестным ходом, с горящими свечами и с пением хвалебных песней, при многочисленном собрании народа перенесли чудотворную икону Божией Матери из прежнего монастыря в новоустроенный храм. Это был радостнейший день в жизни труженика преподобного Леонида и уже последнее деяние его на пользу устрояемой им обители. По перенесении монастыря на новое место блаженный старец большую часть времени проводил в уединенной молитве и безмолвии, выходил из келлии только в церковь и совершенно устранил себя от управления обителью. Как светильник, тихо догорал он и, исполненный дней, на сотом году жизни почил от своих трудов, переселившись в обители вечные к блаженному лицезрению Той, святому и чудотворному образу Которой он предстоял столь долгое время. Блаженная кончина иеромонаха Леонида последовала 17 июля 1654 года. Мощи его были положены под спудом в Устьнедумском Введенском храме, где долго хранилась его жесткая и тяжелая власяница – свидетель подвижнических трудов святого.
Акафист святому преподобному Леониду, Устьнедумскому чудотворцу
Акафист святому преподобному Леониду, Устьнедумскому чудотворцу в формате PDF
Кондак 1
Избранный угодниче Христов и чудотворче, преподобне отче наш Леониде, святостию жития твоего яко звезда богосветлая возсиявый в стране северней. Похвальная восписуем ти, любовию творяще память твою: ты же яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких бед свободи зовущих ти:
Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.
Икос 1
Ангела образом, земнаго суща естеством зряще тя, отче преподобне, прославляем прославльшаго тя Господа, тебе угоднику Его преславному умильно вопием:
Радуйся, в мире живый, Небеснаго Отечества взыскавый.
Радуйся, путь широкий, ведущий в пагубу презревый.
Радуйся, тернистым путем в Царствие Небесное шествовавый.
Радуйся, надеждею вечных благ сердце свое увеселивый.
Радуйся, дом и сродники ради Христа оставивый.
Радуйся, иноческое житие возлюбивый.
Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.
Кондак 2
Видев сердце твое Господь, любовию к Нему пламенеющее, призва тя на путь монашескаго жития: ты же Пошехонский край свой оставив, стопы твоя в Кожеезерскую обитель направил еси, поя Господеви: Аллилуиа.
Икос 2
Разум чист и свободен от страстей испроси нам угодниче Божий, да суетная в мире сем поправше, вопием ти, предстателю нашему пред Богом сицевая:
Радуйся, смиренный подвижниче.
Радуйся, постриг прием миру умертвивыйся.
Радуйся, плоть свою возненавидевый.
Радуйся, молитвой и постом ея духу покоривый.
Радуйся, слез течением Бога умилостивый.
Радуйся, вся козни вражия победивый.
Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.
Кондак 3
Силою Божиею укрепляемь, в обитель Соловецкую путь свой управил еси и тамо волю отсекая, послушанию монашескому вдался еси, во смирении поя Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имея помысл чист и душу непорочную, Божию и Матери Божией послушник привлекийся, в пустынь Моржевскую вселился еси и труды ко трудом прилагая, Божий избранник явился еси. Услыши нас поющих тебе таковая:
Радуйся, с места на место преходил еси, да добродетели приобрящеши.
Радуйся, Пречистою Девою направляемь, издалеча место верою облобызал еси.
Радуйся, с иконою Одигитрия на реку Луза пришел и ту водворился еси.
Радуйся, малую часовню, последи храм в честь Введения Пресвятыя Богородицы создал еси.
Радуйся, край сей глухий и блатный освятил еси.
Радуйся, диких пермцев просвятителю.
Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.
Кондак 4
Бурю искушений и бед от человек злобных с кротостию претерпевая, великия труды подъял еси: копаяй землю, ужален змием, безвреден пребыл еси, молитвою твоею укрепляемь, Богу вопиял еси: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше христоименитии людие, яко пустынныя лесы их ангелоподобным житием твоим облагоухал еси, притекаху к тебе, и не отринул еси их, мудре паствил еси, собрав во имя Господне. Сего ради сицевую похвалу приносим тебе:
Радуйся, Богородицы заступлению обитель твою вдавый.
Радуйся, волю Господню сотворивый и ины творити научивый.
Радуйся, лика иноческаго предстоятелю богомудрый.
Радуйся, братии твоея отец чадолюбивый.
Радуйся, всяким злостраданием плоть свою изнуривый.
Радуйся, умертвивый твоими подвиги телесныя мудрования.
Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.
Кондак 5
Боготечною звездою претекл еси в мире, святе, из Устьнедумския обители Северному краю, блаженне отче Леониде, семена слова Божия в сердца людская посевая и Богови поя: Аллилуиа.
Икос 5
Видев враг спасения человеческаго житие небесное твое на земли, стрелы разжженныя искушений меташе в тя, о Леониде, ты же побеждаше я, Божиею благодатию укрепляемь, услыши от нас сицевая:
Радуйся, власяницею жесткою тело твое изнуряяй.
Радуйся, исконнаго врага змия древняго побеждаяяй.
Радуйся, и змиев вещественных далече от себе отгоняяй.
Радуйся, всенощными стоянии Бога умилостивый.
Радуйся, яко фимиам благовонный молитвы твоя пред Господа восхождаху.
Радуйся, ангели небеснии от Престола Небеснаго к престолу храма твоего снисхождаху.
Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.
Кондак 6
Проповедует Прилузский край подвиги и труды твоя, преподобне отче, и светло красуется, стяжав тя помощника и покровителя себе. Особне к твоему бо заступлению в скорбех наших прибегаем и прославльшему тя Господу со умилением зовем: Аллилуия.
Икос 6
Возсиял еси, преподобне Леониде, святостию жития твоего: пришед Прилузскому краю, воистинну светильник на свещнице поставлен еси, горя и светя. Темже свещением твоим и любовию согретая духовная чада взывают к тебе:
Радуйся, от сердца твоего вся искушения юности отгнавый.
Радуйся, Господа ради путь тесный и скорбный избравый.
Радуйся, алчбою, жаждею, мразом и зноем тело свое изнуривый.
Радуйся, терпением твоим злобу мира сего победивый.
Радуйся, огнем молитвы твоея вся стрелы лукаваго попаливый.
Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.
Кондак 7
Хотение едино имел еси, преподобне, еже миру умертвитися и духом пожити, бежал еси суеты и в пустыни водворился еси, поя Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Дивно бысть, угодниче Божий, зрети, како тебе, змием угрызена, Господь сохрани здрава и невредима, и своею благодатию наступати на всю силу вражию сотвори. Сего ради прославляем тя отче:
Радуйся, невещественне в мире поживый.
Радуйся, бесплотным ангелом собеседник явивыйся.
Радуйся, гордость сатанинскую низложивый.
Радуйся, смирение Христово возлюбивый.
Радуйся, на высоту безстрастия возшедый.
Радуйся, на земли сый, небесная созерцавый.
Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.
Кондак 8
Странствие земное скончавая, плотию изнемогл еси, духом же созрел еси в райския селения преселитися и тленная на нетленная пременив, поеши радостно Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Вся братия твоя со слезами и песнми надгробными провождаху тя: и изнесоша мощи твоя и положиша во храме, егоже создал еси, идеже и по ныне под спудом пребывают посещаемыя верными, приносящими ти сицевая хваления:
Радуйся, во благоухании святыни сном смерти опочивый.
Радуйся, в ризу нетления облеченный.
Радуйся, ликовствуяй в чертозе Домовладыки.
Радуйся, гражданине Иерусалима Горняго.
Радуйся, святче Божий, всеми святыми прославляемый.
Радуйся, от горних высот к нам милостивно приницаяй.
Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.
Кондак 9
Ангели небеснии радостно прияша душу твою, преподобне, во обители райския, идеже Господь Славы Христос венча тя и земным нам заступника дарова, поющым Ему: Аллилуиа.
Икос 9
Витии многовещаннии не возмогут по достоянию изобразити славу уготованную святым Его, еяже причастился еси отче Леониде. Сподоби и нас достигнути молитвами твоими оныя небесныя славы, вопиющым ти:
Радуйся, зерцалом разрещшимся непосредственне зриши Святую Троицу.
Радуйся, яко молишися Ей о совершающих память твою.
Радуйся, внемляй молитвам чад твоих.
Радуйся, яко посещаеши их в скорбных обстояниих.
Радуйся, яко дерзновенно предстоиши о нас пред лицем Божиим.
Радуйся, яко преклоняеши к нам грешным милосердие Его.
Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.
Кондак 10
Спастися хотящым нам буди помощник, избавляяй нас заступлением твоим от грехов наших и всяких бед, низводяй на притекающих к тебе Божие благословение, поющих Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стена верующым являешися крепка от лица вражия, защищая их от стрел демонских и болезни исцеляя. Темже сподобльшиися заступления твоего с любовию зовут ти:
Радуйся, отче наш кроткий и милостивый.
Радуйся, любовию к Богу и ближним пламенеяй.
Радуйся, уединения поискавый и его в пустыни обретый.
Радуйся, яко тамо многолетне подвизался еси в трудех мнозех и слезах.
Радуйся, упокоение небесное унаследовавый.
Радуйся, яко со ангелы песнь Богу немолчно вопиеши.
Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.
Кондак 11
Пение всеумиленное приносим ти, преподобне отче Леониде, на месте трудов и упокоения твоего, от тебе чающе милости получити, ты же посети нас и данною ти от Бога благодатию исцели вопиющих: Аллилуиа.
Икос 11
Светоподательна светильника пред Престолом Божиим предстояща и мрак страстей наших лучами молитв твоих разгоняюща, видим тя, преподобне отче Леониде: озари убо и наша сердца, всеблаженне, да достойно вопием ти сице:
Радуйся, лучу пресветлый, от Солнца Христа возсиявый.
Радуйся, и по преставлении твоем с нами пребываеши.
Радуйся, храм Пресвятыя Богородицы Ея Введения построивый.
Радуйся, зело его возлюбивый.
Радуйся, освятивый его иноческим песнопением.
Радуйся, храм сей, мощи твоя и Недуму реку залог любве своея нам оставивый.
Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.
Кондак 12
Благодати тезоименитый и тою обогативыйся, победил еси враги и всякую злобу и в небесныя дворы преселивыйся, испроси нам от Христа Бога велию милость, да благодарно поем Ему: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще подвиги предивнаго жития твоего, колена преклоняюще пред честными мощами, под спудом почивающими, со слезами умиления вопием ти:
Радуйся, почивый от всех трудов твоих.
Радуйся, аще земля и покрывает честныя мощи твоя, дух же пребывает на небеси у Христа твоего.
Радуйся, со всеми преподобными ожидаеши втораго пришествия и конечнаго прославления.
Радуйся, моляйся о всех, почитающих память твою.
Радуйся, просяй вечнаго спасения ревнующих святому житию твоему.
Радуйся, любовию своею утешаяй прибегающих к молитвенному заступлению твоему.
Радуйся, преподобне отче наш Леониде, пустынный жителю.
Кондак 13
О преславный угодниче Божий, преподобне отче Леониде, почитающе святую память твою, восписуем ти похвальная: ты же яко предстояй Престолу Царя Славы, от всякия напасти и скорби и вечнаго мучения избави ны, да возможем вечно с тобою воспевати Богу: Аллилуиа.
Сей Кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1.
Молитва преподобному Леониду Устьнедумскому
О священная главо, преподобне отче Леониде! Земный ангеле и небесный человече, светильниче пресветлый, край наш Прилузский озаряяй! Тебе угодниче Божий, неистощимое от Всеблагаго Владыки благодати и даров дадеся сокровище: с верою к тебе приходящих утешати, телесныя и душевныя недуги отгоняти. К тебе убо прибегаем, припадающе молимся: не презри нас молящихся и твоея просящих помощи, испроси нам у Христа, да сотворит с нами знамение во благо и прообразит наше мрачное житие, сердце наше прокаженное очистит, и обитель сотворит для Своего вселения, яко без Него не можем творити ничесоже. Да всякое наше во благо желание исполнит. Да тако угождающе Богу победим борющаго нас диавола и да внидем в селения райская, идеже вси святии пребывают и прославляют Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки. Аминь.
Тропарь Леониду Устьнедумскому
глас 1
Боже́ственною любо́вию и житие́м духо́вным/ от ю́ности распали́вся, преподо́бне,/ и вся, я́же в ми́ре кра́сная, возненави́дев,/ Христа́ еди́наго от души́ возлюби́л еси́, о́тче,/ ле́гкое и́го на ра́мо взем,/ Боже́ственным Про́мыслом и Пречи́стыя Богоро́дицы чу́дным явле́нием направля́емь/ дости́же пусты́ни/ и в ней многоле́тне подвиза́лся еси́/ в труде́х мно́гих и слеза́х,/ вся́ким злострада́нием плоть свою́ изнуря́я./ Отоню́дуже Бог, твоя́ труды́ ви́дев,/ умно́жи тебе́ ча́да в пусты́ни./ Но я́ко име́я дерзнове́ние к Бо́гу,/ моли́ о нас, рабе́х твои́х, о́тче преподо́бне Леони́де,/ да изба́вит нас от всех наве́т вра́жиих// и спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод: Божественной любовью и духовным житием с юности воспламенился, преподобный, и все мирские блага возненавидев, Христа одного от души возлюбил ты, отче, легкое иго на плечи взяв (Мф.11:29-30), Божественным Промыслом и чудесным явлением Богородицы направляемый достиг пустыни и в ней долгие годы подвизался ты во многих трудах и слезах, терпением всяких напастей плоть свою изнуряя. Потому Бог, видя твои труды, увеличил чада твои в пустыни. Но, как имеющий дерзновение к Богу, моли о нас, рабах твоих, отче преподобный Леонид, да избавит нас от всех козней вражеских и спасет души наши.
Вернуться к списку