- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Преподобный Христодул Патмосский, чудотворец
Святой Христодул [*] (ок. 1020–1093), в Крещении Иоанн, родился в первой четверти XI века (вероятно, около 1020 года) недалеко от Никеи Вифинской. Прославился как аскет и талантливый врач по всей Византийской империи. Свою жизнь он посвятил путешествиям по святым местам, связанным с жизнью Господа Иисуса Христа, Божией Матери и святых апостолов.
В 1043 принял монашество на горе Олимп, где под руководством старцев получил широкое по тем временам образование. После смерти своего духовного отца, в 1045 г. он совершил паломничество по святым местам. Он побывал в Риме и в Палестине, жил в Палестинской пустыне, в Малой Азии и на некоторых греческих островах, где им были основаны несколько монастырей.
После вторжения сарацин в Палестину Христодул покинул Святую землю и в 1070 году поселился на горе Латр в ставропигиальном Богородице-Столпном монастыре в Карии. Вскоре он был избран настоятелем этого монастыря.
В 1076 году патриарх Константинопольский Косма I Иерусалимит поставил его архимандритом над всеми латрийскими монастырями.
В 1076–1079 годах усилиями Христодула была проведена большая работа по обустройству монашеской жизни, наполнению монастырской библиотеки, начались строительные и фортификационные работы. Тогда же возникли разногласия с патриархией относительно подчиненности Лавры [1] . В 1079 г. латрийские обители подверглись разорению со стороны турок-сельджуков. Христодул с небольшой общиной укрылся в городе Стровил на побережье Эгейского моря, где отшельник Арсений Скинури предоставил ему руководство своим монастырем. Вскоре Христодул переселился на близлежащий остров Кос, наименее страдающий от мусульман, где у Арсения было несколько имений, и на горе Пелион, по предложению последнего, в 1080 году основал монастырь в честь Пресвятой Богородицы Кастрианской. В 1087 году преподобный основал монастырь на соседнем острове Лерос. Кроме того, во время своего пребывания на о. Кос Христодул организовал экспедицию на гору Латр, одной из целей которой являлось спасение книг покинутой им обители [2] .
Стремясь к большему уединению и аскезе, Христодул обратил свое внимание на остров Патмос. Здесь он был настолько поражен аскетическим духом этих мест, что решил основать на острове монастырь. В 1089 [3] году преподобный упросил императора Алексея I Комнина для его новой обители Патмос [4] взамен земель на острове Косе и на берегу Карий. Преподобный устроил монастырь на горе близ пещеры, в которой, по преданию, святой апостол Иоанн Богослов получил Божественное откровение и написал в 68-69 годах свою пророческую книгу. Обитель была заложена на скалистом выступе почти в самом центре острова и сразу, в течение первых трех лет, приобрела вид крепости.
Однако в последние годы жизни из-за набегов морских разбойников преподобный был вынужден бежать с Патмоса вместе с учениками на остров Эвбею, где он и скончался 16 марта 1093 года [5] . Незадолго до смерти он завещал похоронить его на острове Патмос в основанном им монастыре, что его ученики и исполнили.
Святые мощи преподобного Христодула и по сей день хранятся на острове Патмос в монастыре святого Иоанна Богослова. Святой почитается покровителем острова.
Примечания
[*] Не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.
[1] Официальная отставка прп. Христодула с поста игумена монастыря состоялась только в 1087 г.
[2] Спасенные книги в 1087 году были отправлены на хранение в библиотеку храма Святой Софии в Константинополе.
[3] Первую заявку на о. Патмос Христодул подал императору Алексею I Комнину в 1086 г.
[4] Согласно изданному по этому делу хрисовулу 1088 года, закрепленному так же др. юридическими документами 1088–1089 гг., император дарил остров Патмос Христодулу в вечную, неотъемлемую собственность, освобождал его от всяких налогов и запрещал действовать на острове всяким государственным чиновникам. По существу остров изымался из ведения государственного управления, а в руках настоятеля монастыря сосредотачивалась вся судебно-административную власть на этом острове.
[5] По иной датировке – бежал с Патмоса в 1110 году и скончался в 1111 – Настольная книга священнослужителя, Том 3. Москва, 1979. Стр. 78
Вернуться к списку