- Новинки
- Выгодная цена
- Распродажа
- Последний товар
- Коллекции
- Как оставить отзыв
- Хит продаж
- Весеннее обновление
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Преподобный Ипатий Руфианский, игумен
Родился во Фригии (Малая Азия) в семье адвоката и получил хорошее образование. Однажды, когда ему было восемнадцать лет, отец наказал его, после чего юноша покинул дом и ушел во Фракию (Балканы). Там он некоторое время пас скот, а затем поселился у пресвитера, который обучил его пению псалмов. Вскоре избранник Божий принял постриг в одном из монастырей.
Борясь против искушения плоти, святой подвижник провел пятьдесят дней в строжайшем посте, а затем, по благословению настоятеля обители, выпил во время вечерни в присутствии братии вино с хлебом и исцелился от страсти.
В поисках нового места для подвигов преподобный Ипатий поселился с двумя другими иноками в заброшенной Руфианской обители вблизи Халкидона (Малая Азия). Монастырь был восстановлен и вскоре вокруг святого подвижника собралось много иноков, обитель снова стала духовно процветать.
В возрасте сорока лет преподобный Ипатий был избран игуменом и в течение сорока лет управлял обителью. Многие иноки, подражая своему наставнику, достигли высокого духовного совершенства. За свою строгую подвижническую жизнь и самоотверженную любовь к ближним святой Ипатий удостоился от Господа дара чудотворений и исцелений. По его святым молитвам умножался хлеб в обители и исцелялись многие бесноватые, слепые, иссохшие и кровоточивые, приходившие в монастырь.
Преподобный Ипатий преставился около 446 года, в возрасте восьмидесяти лет. Накануне смерти он предсказал грядущие беды: опустошительный град, землетрясение и нападение Атиллы на Фракию.
Память преподобного отца нашего Ипатия, в Руфинах
2292
Память 31 марта
Сей преподобный родился во Фригии 2293 . Будучи восемнадцати лет от роду, он был однажды избит своим отцом и, бежав от него, пришел во Фракию 2294 . Поступив в один из бывших монастырей, он предался подвигам монашеской жизни и вскоре стал известен своими добродетелями. Он никогда не пил вина и, вступив однажды в борьбу с плотскою страстью, провел в посте пятьдесят дней, совсем не прикасаясь ни к пище, ни к питью. Когда узнал об этом настоятель монастыря, то во время вечери в присутствии братии сам, своею рукою, подал Ипатию сосуд вина и с ним хлеб, после чего он немедленно же освободился от томившей его страсти и возблагодарил Господа и своего наставника. Отправившись спустя некоторое время по совету своего духовного отца в Константинополь, чтобы оказать помощь одному человеку, подвергшемуся искушению плоти, он помог и своему отцу, пришедшему сюда. Отправив затем отца своего в его отечество, Ипатий с двумя иноками пошел в Халкидон и поселился в обители Руфина, которая имела в это время странный и некрасивый вид: она была совершенно пустынна и наводила на всех страх. Этот Руфин, будучи мирянином 2295 , построил некогда прекрасную обитель и поселил в ней египетских иноков, которые и подвизались в ней, прославляя Бога. Но когда Руфин умер, то жившие в его обители иноки разошлись каждый в свою страну, и обитель после этого стала необитаемою. Она заросла колючими растениями, которые свились в непроходимые кустарники и сделали ее безобразною, а затем вошли и поселились в ней нечистые духи, отчего она и стала домом, внушавшим всем страх, так что никто не хотел проходить мимо ее. Нашедши обитель в таком виде, преподобный Ипатий изгнал из нее бесов и, очистив ее от безобразивших ее кустарников, привел в прежний благолепный вид, после чего поселился в ней вместе с пришедшими с ним двумя иноками. Сам он стал делать власяницы 2296 , а бывшие с ним иноки, один занялся посевом, а другой – устройством сада. Спустя несколько лет после этого Ипатий отправился во Фракию и поселился в том монастыре, где подвизался раньше, но иноки обители Руфина вскоре пришли в этот монастырь и просили его быть их игуменом. Преподобный согласился, и с этого времени стал совершать великие подвиги. Многие из иноков, подражая ему, достигли высокого совершенства в богоугодной жизни. За свои подвиги божественный Ипатий удостоился получить от Бога дар чудотворений и совершил множество чудесных исцелений. Так, он врачевал бесноватых, слепых, иссохших, страждущих водяною болезнью и жен кровоточивых. Немалое число неплодных жен он сделал способными к деторождению, а другим женам, имевшим сухие и неспособные к кормлению груди, возвратил молоко. Много раз молитвою он пополнял воду, хлеб и другую пищу, умножая их в нужное время, и прогонял всякие недуги от людей и домашнего скота. Пищею преподобному служило вареное зерно, овощи и небольшое количество хлеба, да и эту скудную пищу он принимал только поздним вечером, причем для поддержания старческих сил своих вкушал немного вина. Прожил преподобный восемьдесят лет, так что волосы на голове и бороде его стали белы, как снег, и в такой глубокой старости и по виду и по делам своим он остался таким же почтенным, как и прежде. Сорок лет он провел в звании священноначальника иноков, возвеличил священство и, послав ко Господу сперва восемьдесят учеников своих, вскоре после них и сам мирно скончался, прославляя Господа 2297 .
* * *
Руфины обитель в предместье Халкидона, находившегося в малоазийской римской провинции, на берегу Босфора.
Фригия – римская провинция в Малой Азии.
Фракия – область на Балканском полуострове, ныне Румелия.
Полагают, что Руфин был одним из вельмож при дворе Константина Великого .
Власяница – одежда из жестких волос какого-нибудь животного, обычное одеяние восточных монахов, которые носили его прямо на теле.
Преподобный Ипатий скончался около 446 года.
Память преподобного Ипатия, игумена Руфинианской обители
366
Прп. Ипатий родился в 366 г. и происходил из христианской семьи гор. Фригии. Он был воспитан в страхе Божием и с детства желал жить при церкви или в монастыре, чтобы посвятить себя Богу. Обстоятельства способствовали этому, когда Ипатию исполнилось восемнадцать лет.
Однажды отец побил его, и юноша бежал из дома. Через два дня пути он оказался в церкви и услышал слова Евангелия: Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную ( Мф. 19:29 ). Тогда он решил превратить свое бегство в путь к Богу, присоединился к направлявшимся во Фракию путешественникам и там нанялся пастухом.
Как-то раз, когда прп. Ипатий пас стадо и пел, священник заметил, что у него красивый голос, и взял его к себе в церковь чтецом. Там в течение двух лет юноша вел благочестивую и воздержанную жизнь. Затем в эти края пришел армянин Иона, бывший воин, отрекшийся от мира, он поселился поблизости и стал подвизаться в аскезе. Окрестные жители, видя его богоугодную жизнь, стали приходить к нему. Ипатий также воспылал божественным рвением и присоединился к подвижнику.
Вскоре община насчитывала уже восемьдесят монахов, и Иона построил для них монастырь, который они назвали Алмирийским. Его укрепили стенами для защиты от частых набегов гуннов. Ипатий превосходил всех остальных в постах, бдениях и молитвах. Он вкушал пищу только раз в пять дней. Однажды, чтобы не поддаваться искушениям плоти, он ничего не пил в течение пятидесяти дней.
Об этом рассказали Ионе, и он решил испытать послушание Ипатия, приказав ему при всех выпить кубок вина. Когда Ипатию предлагали наставлять братий, он отказывался и говорил, что отрекся от мира для того, чтобы сделаться слугой всем. Пав игумену в ноги, он молил доверить ему заботу о больных. Этим делом он занимался с таким усердием, что отправлялся за больными крестьянами в самые отдаленные места и привозил их к воротам монастыря. Затем Ипатий помещал их в лечебницу, перевязывал раны и исцелял крестным знамением.
Через некоторое время (400) Ипатий решил уйти с двумя товарищами, Тимофеем и Мосхионом, в другое, более отдаленное место, где они могли бы полностью посвятить себя созерцанию. Монахи пришли в Халкидон и избрали место недалеко от Босфора, в четырех километрах от города. За десять лет до этого префект Руфин построил там дворец и большую церковь в честь святых апостолов Петра и Павла, а также монастырь. Но после смерти Руфина (395) египетские монахи, которых он поселил здесь, вернулись на родину и монастырь пришел в упадок. Св. Ипатий изгнал беса, обитавшего в этом месте, и поселился в обители вместе с товарищами.
Они жили в большой бедности, трудом своих рук добывая пропитание. Когда к ним приходил какой-нибудь посетитель, Ипатий делал вид, что спешит по делам, и оставлял ему свою долю пищи. Вскоре к трем монахам присоединились другие, и постепенно начала складываться община. Но по диавольскому наущению Ипатий и Тимофей поссорились. Тогда Ипатий решил уступить это место Тимофею, а сам вернулся в монастырь Ионы.
Вновь он стал вести безмолвную жизнь в отдельной келье. Однажды Иона отправился по делам в город и там заболел. Господь научил его послать за Ипатием, который пришел и исцелил его. Тогда старец призвал Тимофея и помирил подвижников, напомнив, что даже между апостолами возникали разногласия. Оба попросили друг у друга прощения, Ипатий вернулся в Руфинианский монастырь, и братия избрали его игуменом (406).
Руководство обителью заставило святого отказаться от части своих подвигов и несколько умерить воздержание, исключая только время Великого поста. Тогда он затворялся в тесной келье и лишь раз в два дня принимал пищу через маленькое окошко. Прп. Ипатий был всем для всех. Число монахов в его общине достигло пятидесяти, и настоятель устроил ее жизнь в соответствии с заповедями святых отцов. Все получали на каждую неделю какое-либо послушание и занимались ручным трудом, соединяя его с постоянным пением псалмов. Семь раз в день братия встречались в храме, пели вместе псалмы и читали молитвенное правило.
Прп. Ипатий наставлял их, что монашеская жизнь есть исполнение христианского учения, в особенности заповеди о любви к Богу и к ближнему. Он неустанно призывал их уподобляться Ангелам, которые постоянно окружают Господа, призывал прославлять Его в славословиях и делах. Прп. Ипатий также говорил братиям, что они смогут претерпеть искушения, если будут просить помощи у Господа, желая этого и стремясь всей душой. Тогда они поймут, что испытания таят в себе духовную радость и благо. Когда прп. Ипатия спрашивали о чем-либо, он отвечал: «На все ваши вопросы вы найдете ответ в Богодухновенном Писании». Он говорил, что радуется, когда может сообщить кому-то Слово Божие, и сам получает пользу от замечаний, которые делает своим ученикам.
Иногда он сожалел об уединенной жизни, отрешенной от всех забот. Но, подчинившись воле Божией ради пользы братий, прп. Ипатий получил дар всегда сохранять ум сосредоточенным на памятовании о Господе, при всех заботах и делах, которые предполагает должность игумена. Человек Божий, обладая даром прозорливости, видел тайные грехи и духовное состояние не только своих учеников, но и многочисленных посетителей, приходивших к нему в монастырь за советом ради спасения души или за облегчением телесных недугов. Прп. Ипатий действительно был врачом, посланным Богом этой стране. Подобно Иову, он был глазами слепому и ногами хромому, посохом немощным и утешением бедному (ср.: Иов. 29:15 ).
Ангел Господень возвестил прп. Ипатию, что скоро случится голод, и игумен приказал наполнить монастырские кладовые. Благодаря этому за три года прп. Ипатий сумел накормить более пяти тысяч человек. Никогда ни один бедняк не уходил из монастыря с пустыми руками, и каждый приходивший в обитель больной получал помощь из рук самого святого. Прп. Ипатий не был сведущ в медицине, но, желая скрыть свои добродетели, он делал больным припарки, молился над ними и через несколько дней отпускал совершенно здоровыми.
Вопреки желанию, Ипатий был рукоположен в священный сан и по воскресеньям совершал богослужения в церкви Святых Апостолов. Когда он служил Божественную литургию, он так искренне возглашал слова молитв, что всех сослужащих ему охватывало сердечное сокрушение. Прп. Исаакий [30 мая], отец всех столичных монахов, нередко приезжал в Руфинианскую обитель, чтобы побеседовать с прп. Ипатием. Также свт. Иоанн Златоуст питал к нему самые добрые чувства. Прп. Ипатий редко выходил из монастыря. Однако если он слышал, что где-то еще поклоняются деревьям или идолам, он немедленно отправлялся туда вместе с учениками, низвергал идолов и наставлял местных жителей в евангельской истине.
Когда на константинопольскую кафедру взошел Несторий (429), прп. Ипатию было откровение, что это не продлится более трех лет. И как только архиепископ начал распространять свои еретические воззрения, святой монах немедленно убрал его имя из диптихов храма Святых Апостолов, чем вызвал нешуточные опасения епископа. Он также деятельно способствовал тому, чтобы в Халкидоне не возродились запрещенные императором Феодосием Олимпийские игры, во время которых совершалось много языческих обрядов.
С течением времени авторитет прп. Ипатия распространялся все шире. После смерти св. Далмата [3 авг.] прп. Ипатий был поставлен над всеми константинопольскими монахами (436 г.). Император Феодосий II дважды посещал его и много раз писал ему письма, прося совета, как у отца. Три сестры императора тоже приезжали просить благословения и наставлений святого игумена. Прп. Ипатий не боялся подвергать себя риску, защищая преследуемых служителей Божиих. Когда по несправедливому обвинению из столицы изгнали св. Александра Акимита [23 фев.] и его монахов, прп. Ипатий принял их и заботился об изгнанниках, пока они не нашли нового пристанища.
Преподобный дожил до глубокой старости и напутствовал в жизнь вечную более восьмидесяти учеников. Достигнув восьмидесяти лет, он три месяца давал последние наставления монахам и прорек, что великие потрясения в скором времени обрушатся на империю. После пяти дней болезни св. Ипатий призвал братий, преподал им Святое Причастие, воспевая псалом Приидите, воспоем Господеви ( Пс. 94:1 ), благословил их и почил в мире (446).
Тело прп. Ипатия было погребено в монастырской часовне; присутствовавшие при этом многочисленные прихожане плакали. Как и предсказывал святой, вскоре после его кончины сильный град побил урожай, произошли разрушительные землетрясения и более семидесяти городов во Фракии были разграблены гуннами.
* * *
«Житие прп. Ипатия» было составлено вскоре после его смерти одним из его учеников, Каллиником. См. издание, перевод и историческое исследование в SC 177.