-
РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Терминалы для пожертвований
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
- Реставрация церковной утвари
Преподобный Елеазар Анзерский (Севрюков)
Краткое житие преподобного Елеазара Анзерского (Севрюкова)
Преподобный Елеазар Анзерский родился в городе Козельске в семье купцов Севрюковых. По благословению родителей он удалился в Соловецкий монастырь, где принял постриг от игумена преподобного Иринарха († 1628; память 17 июля). В монастыре открылось его удивительное художественное дарование: он обучился резьбе по дереву и участвовал в украшении Преображенского собора. В 1612 году по благословению игумена он удалился на Анзерский остров, где стал отшельником и постоянно пребывал в молитве и богомыслии. Чтобы добыть себе пропитание на пустынном острове, преподобный Елеазар вырезал деревянные чашки, которые оставлял на пристани. Проплывавшие мимо острова забирали чашки, а взамен оставляли припасы.
В 1616 году преподобный Елеазар был пострижен в схиму. Иноки, собравшиеся вокруг преподобного, образовали скит со строгим уставом иноческого жития по древнему образцу. Монашеские келлии были построены далеко одна от другой. Отшельники собирались вместе только для субботних и воскресных богослужений. Келейная молитва сочеталась с тяжелым телесным трудом. Среди учеников преподобного Елеазара был священноинок Никита, будущий патриарх Никон. Царь Михаил Феодорович (1613–1645), зная о подвижнической жизни святого, вызывал его в Москву. Там преподобный Елеазар предрек ему рождение сына, за что царь щедро одарил его и помог устроить на острове каменный храм во Имя Пресвятой Троицы и обитель.
Преподобный Елеазар занимался книгописанием. Он составил и переписал три книги "Цветника", в которые вошли старинные повести. Ему принадлежит также толкование на чин келейного монашеского правила. Скончался преподобный Елеазар в глубокой старости.
Полное житие преподобного Елеазара Анзерского (Севрюкова)
Уроженец гор. Козельска, сын купца Севрюкова, Елеазар еще в молодых летах пришел в Соловецкую обитель и, испытанный послушаниями, пострижен был в монашество; строгим постом, крепостью в молитве, глубоким вниманием к себе самому он приобрел себе уважение братии и любовь игумена Иринарха. Ревнуя служить Господу с самоотречением более тяжким, по благословению преподобного Иринарха удалился он на Анзерский остров, за 20 верст от обители, и здесь стал подвизаться отшельником, не развлекаемый никем. Сперва жил он на горе у озера. Для пропитания своего на пустынном острове делал он своими руками деревянные чашки, ставил их у морской пристани, и временные гости – моряки оставляли отшельнику хлеб и другие съестные припасы.
Спустя 4 года, в 1616 г., постриженный в схиму, перешел он к ветхой церкви св. Николая, поставленной для временных тружеников на солеварнях. Здесь поставил он себе малую келлийку и жил с Господом. Мало-помалу собралось к нему несколько ревнителей скитского жития. Преподобный Елеазар ввел для сподвижников древний чин скитского жития. Келлии безмолвных пустынников поставлены были в версте одна от другой. В субботу вечером собирались они для общей молитвы и в следующий день, совершив воскресное пение, расходились по келлиям для богомыслия. Молитва, псалмопение, рукоделие по силе составляли обыкновенное занятие их. О душевных смущеньях открывали они преподобному старцу. Преподобный был не только великим подвижником, но и любителем духовного просвещения. «От многого Божественного писания, – сказано о нем во вкладной книге скита, – различные повести собра и три книги Цветника своею рукою написа уставом; такожде и чин монашеского келейного правила в писании – от искусу, добре истолкова». В другое время преподобный то коленопреклонно молился, то рубил дрова и носил их на спине своей. Немало пришлось ему претерпеть искушений то от духа злобы, то от людей немощных. Раз явился ему искуситель в виде брата обители с приглашением в обитель. Подвижник не хотел идти в путь прежде, чем совершит правило келейной молитвы, и стал на молитву. Но когда приходилось ему читать молитву Господню – "Отче наш", мнимый брат выходил из келлии; подвижник изумлялся и продолжал молиться. Наконец, после нескольких опытов повторения той же истории мнимый брат исчез без следа, а подвижник увидел, что если бы отправился он в обитель, то бурное море поглотило бы его.
Царь Михаил, скорбевший о том, что не имеет наследника престола, и узнавший о преподобном Елеазаре от прежнего келаря Лавры, а теперь подвижника Соловецкого, Александра Булатникова, вызвал старца в Москву и просил молитв его. Старец сказал царю, что родится наследник, и после теплой мольбы старца в 1629 году родился царевич Алексий. Признательный царь Михаил до гроба своего благотворил Анзерскому скиту. Царь Алексий по вступлении на престол предписал строить каменный храм в скиту, начатый по воле отца его, но постройка которого была остановлена. Он желал видеть старца лично, и старец, уже дряхлый, опять был в Москве. Старец был обласкан царем. Но в Соловецкой обители негодовали на то, что Анзерскому скиту предоставлена была независимость от обители. Вследствие того не только не оканчивалось построение храма, невзирая на царский указ, но сам старец заключаем был в оковы и темницу. Преподобный образовал из учеников своих строгих подвижников. Таков был Никодим, бывший преемником наставника своего в скиту; великий Никон также был учеником Елеазара. Когда сей анзерский скитник стал восходить со степени на степень власти и силы, он делал все, что мог, для покоя преподобного Елеазара. Будучи митрополитом, писал он к архимандриту: «поберегите Анзерских старцев, строителя и братию», и предписывал исполнить просьбу старца Елеазара – отпустить в его скит больничного старца Кирика; в 1655 г. патриарх Никон выпросил у царя отпускать в Анзерский скит более прежнего свеч, ладану, вина и муки для церковной службы; установил быть 17 братьям в скиту и послал от себя серебряные оклады на иконы и дары скитникам деньгами и рыбою.
Св. старец скончался после 40-летних подвигов января 13-го дня 1656 г.
Преподобный Елеазар Анзерский († 1656)
Память его празднуется 13 янв. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых
Прп. Елеазар был родом из купеческой семьи города Козельска и до сорока лет вел подвижническую жизнь под родительским кровом. Потом (не ранее 1613 г.) он поступил в Соловецкий монастырь, где памятью его недолгого пребывания остался иконостас Преображенского собора его резца. В 1616 г. он удалился на отшельничество наАнзерский остров, где принял великую схиму. Поселился он на дикой обрывистой Секирной горе, с вершины которой открывается вид необыкновенной красоты, и у подножия ее устроил Анзерский скит. Подвизались там – под его руководством – в кельях, отстоящих на версту одна от другой, 12 отшельников, среди которых находился будущий Патриарх Никон . Жили они в строгом уединении и безмолвии, собираясь лишь в навечерии праздничных и воскресных дней в церкви, а после литургии расходились по кельям. Царь Михаил Феодорович, мать его инокиня Марфа и сын его царь Алексей Михайлович, рождение которого преподобный Елеазар предсказал, знали и почитали его, и на их средства была сооружена скитская церковь . Библиотеку, собранную преподобным, приобрела впоследствии Казанская духовная академия.
Когда сообщение между островами бывало возможно, часто духовный друг прп. Елеазара – соловецкий настоятель архимандрит Иринарх (память его 17 июля) присылал за ним послушника и лошадь. Раз под видом такого послушника явился бес. Преподобный дочитывал тогда свое правило и увидел, что при словах «избави нас от лукаваго» мнимый послушник выходил из кельи. Перед отъездом сели обедать. И как только старец прочел молитву, бес исчез. Тогда он понял все и возблагодарил Бога за избавление от погибели.
Богоугодными подвигами своими прп. Елеазар достиг непрестанного благодатного умиления и дара слез. Вышел он как-то раз, не то летом, не то зимой, на крыльцо своей кельи, взглянул на красоту окружающей Анзерский скит природы, умилился до слез, и вырвался у него из растворенного Божественной любовью сердца молитвенный вздох: «О Господи, что за красота создание Твое! И чем мне и как, презренному червю, благодарить Тебя за все Твои великие и богатые милости!» И от силы молитвенного вздоха преподобного разверзлись небеса, и духовному его взору явились сонмы светоносных ангелов, и пели они дивное славословие ангельское: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2, 14). И голос незримый поведал преподобному: «Сими словами благодари и ты, Елеазар, Создателя твоего и Искупителя...»
Раз таинственный голос повелительно сказал ему: «Напиши Мой образ». Преподобный стал на молитву. Голос повторился с еще большей силой: «Напиши Мой образ Христа!» Этот образ, помещенный около гробницы преподобного, стал источником многих исцелений. Прп. Елеазар перенес в жизни своей немало тяжких и незаслуженных обид от злых людей, но кроткий и незлобивый старец беспокоился лишь о том, что если об этом узнает царь, то враги его могут подвергнуться царскому гневу.
13 января 1656 г. прп. Елеазар мирно скончался в глубокой старости, назначив своим преемником ученика своего Никодима. Святые мощи его были открыты в 1667 г. В это время один подвижник увидел в видении Пресвятую Богородицу, молящуюся на воздухе, и услышал голос: «Послан был человек в Анзерск, чтобы прославить его».
В царствование императора Петра Великого Пресвятая Богородица явилась иеросхи-монаху Иисусу, подвизавшемуся наСекирной горе, и сказала ему: «Здесь Сын Мой во второй раз распнется!» С тех пор стали эту гору называть Голгофой, а иеросхимонах Иисус основал на ней Распятский скит. А при большевистской власти была там устроена страшная«Секирка» – штрафной лагерь для ссыльного духовенства, где много священнослужителей было замучено до смерти. Так сбылись слова Пресвятой Богородицы.
• Преподобный происходит из рода Севрюковых из г. Козельска, с 1494 г. входящего в Московское княжество. Ныне город – районный центр Калужской обл. Монашеский постриг принял в Преображенском Соловецком монастыре. Основанный преподобным Троицкий Анзерский скит находится на Ан-зерском острове в Белом море, в 20 верстах от Соловецкого монастыря,
• Предсказание, данное царю Михаилу Федоровичу Романову о рождении у него наследника, вынудило преподобного приехать в Москву, где он оставался в Чу-довом монастыре до появления на свет младенца – будущего царя Алексея Михайловича. С 1629 г. и до своей кончины прп. Елеазар подвизался в устроенном им ските. Мощи преподобного были обретены в 1757 г.
• Секирная гора, именуемая Голгофой, в своей истории знает трагический период. «Секирка» – одно из страшных мест заключения Соловецкого лагеря, первого освоенного острова архипелага ГУЛАГ. «В двухэтажном соборе там устроены карцеры Содержат в карцере так: от стены до стены укреплены жерди толщиною в руку, и велят наказанным арестантам весь день на жердях сидеть., если же свалится – надзирателиподскакивают и бьют его. Либо: выводят наружу клестнице в 365 крутых ступеней (от собора к озеру, монахи соорудили) <...> и сталкивают вниз с Голгофской горы», по описанию Солженицына, который назвал Голгофо-Распятский скит на Анзере штрафной командировкой, где лечат убийством. Этот штрафной лагерь не был предназначен исключительно для духовенства.
Память преподобного Елеазара Анзерского

Прп. Елеазар был сыном купца из Козельска. Еще в юности он стал вести иноческую жизнь в Соловецком монастыре на Белом море. Стремясь к более строгой жизни, прп. Елеазар в 1616 г. пришел на о. Анзер. Большую часть года этот остров окружен льдами. В таком суровом краю святой построил на вершине холма маленький скит, где вскоре двадцать отшельников стали жить в отдельных кельях, примерно в километре друг от друга. Воздержание и безмолвие строго соблюдались. Отшельники встречались только по воскресным и праздничным дням ради участия в Божественной литургии.
Подвижническими трудами прп. Елеазар приобрел дар слез и непрестанной молитвы. Однажды во время молитвенного правила ему явился бес под видом юноши, стремящегося к монашеской жизни. «Послушник» исчез словно дым, когда святой произнес слова молитвы Господней: но избави нас от лукавого ( Мф.6:13 ).
Прп. Елеазар стремился к общению с Богом в чистой молитве, сводя ум в сердце. Восхищение красотой окружающего мира отвлекало его, и он однажды со слезами воскликнул: «Господи, зачем столько красоты Твоего творения Ты являешь Своему рабу, недостойному Твоего милосердия?» – и снова ушел в келью. Тогда разверзлись небеса и духовному взору преподобного явились сонмы светоносных Ангелов, воспевающих: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение! ( Лк.2:14 ). А незримый голос поведал святому: «Этими словами благодари и ты, Елеазар, Создателя своего и Искупителя».
В другой раз Христос явился прп. Елеазару и велел написать Его икону. Этот образ впоследствии был положен на могиле преподобного и стал источником многочисленных чудес.
Прп. Елеазар почил в мире 13 января 1656 г.
Акафист преподобному Елеазару Анзерскому, Соловецкому Чудотворцу
Кондак 1
Избранный угодниче Божий, светлостию жития твоего и чудес благодатию просиявый в пустыни севернаго Помория, преподобне отче наш Елеазаре! Хвалебныя песни приносим ти, подвиги твоя воспевающе. Ты же, яко благоприятный молитвенник ко Господу, от всяких нас бед свобождай, да зовем ти:
Радуйся, преподобне отче наш Елеазаре.
Икос 1
Ангел житием и путеводитель многим ко спасению был еси, преподобне отче Елеазаре. Темже и мы ныне к твоему предстательству прибегающе, приносим ти хваления сицевая:
Радуйся, единаго Господа измлада возлюбивый; радуйся, чистоту душевную от юности сохранивый.
Радуйся, равноангельно поживый на земли; радуйся, яко со ангелы ликуеши на небеси.
Радуйся, на демоны мужественно ополчивыйся; радуйся, небесных видений сподобивыйся.
Радуйся, смирение сердца до конца сохранивый; радуйся, безмолвное житие тепле возлюбивый.
Радуйся, преподобне отче наш Елеазаре.
Кондак 2
Видевше благочестивии родители твои усердие твое ко иноческому житию, на сей спасительный путь тя благословити не отрекошася. Ты же, преподобне, из дому отеческаго абие изшед, во обитель Соловецкую устремился еси, еяже достиже, радостно воспел еси Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разум богопросвещенный стяжав, мирскаго пристрастия избегл еси, пречудне Елеазаре, и подвиги плоть умертвив, образ добраго жития иноком преподал еси. Сего ради восхваляем тя сице:
Радуйся, отечество и род твой оставивый; радуйся, богатство и славу возненавидевый.
Радуйся, суровое житие возлюбивый; радуйся, Христу последовати возжелавый.
Радуйся, яко пристанища тихаго достигл еси; радуйся, яко спасению многих послужил еси.
Радуйся, грядущая прозираяй; радуйся, далече сущая провидяй.
Радуйся, преподобне отче наш Елеазаре.
Кондак 3
Сила Божия укрепляше тя на подвиги, блаженне Елеазаре, егда из обители преподобных Зосимы и Савватия изшед, в пустыню Анзерскаго острова вселился еси, идеже в безмолвии воспевал еси Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имея молитву и крестное знамение яко щит непобедимый, досточудне Елеазаре, мужественно прогонял еси вражия ополчения, страховании многообразными на тя воюющая. Мы же яко воина Христова ублажаем тя сице:
Радуйся, темных духов прогонителю; радуйся, злокозненных их сетей разрушителю.
Радуйся, именем Иисусовым враги невидимыя отражавый; радуйся, мудрость духовную стяжавый.
Радуйся, на невидимую брань верою и молитвою вооруживыйся; радуйся, воин Христов непобедимь явивыйся.
Радуйся, полунощныя страны светильниче; радуйся, неусыпный о людех молитвенниче.
Радуйся, преподобне отче наш Елеазаре.
Кондак 4
Бурю искушений и бед враг рода человеческаго воздвизая на тя, доброподвижниче Елеазаре, аки от игумена посланный льстивно тебе является. Ты же молитвою Господнею того обличил еси и в бегство обратил еси, воспевая Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышав христолюбивый царь Михаил слух богоугоднаго твоего жития, преподобне Елеазаре, лице твое видети возжела: ты же, повелению цареву повинуяся, во стольный град притекл еси и о рождении первенца ему прорекл еси. Сего ради глаголем тебе сице:
Радуйся, дерзновение ко Господу стяжавый; радуйся, пророческаго дара исполненный.
Радуйся, христолюбиваго царя веру умноживый; радуйся, на хвалу Господню того подвигнувый.
Радуйся, честию царевою не превозносивыйся; радуйся, о славе единаго Бога возвеселивыйся.
Радуйся, яко твоею молитвою неплодие царицы прекратися; радуйся, яко плод благословен земли Российстей молитвою твоею даровася.
Радуйся, преподобне отче наш Елеазаре.
Кондак 5
Боготечная звезда иноком Соловецким являешися, отче Елеазаре, к небесному отечеству тех путеводящая, такожде и всех притекающих к раце мощей твоих умилением и верою просвещающая, вопиющих к Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видеша ученицы твои, преподобне Елеазаре, царево к тебе благоволение, и повеление его к построению храма во обители твоей приемше, радовахуся. Мы же, Господне на то благословение уведевше и видения чудесная тебе явленная воспоминающе, глаголем:
Радуйся, Христовы словесныя овцы ко спасению подвизаяй; радуйся, нерадивыя от сна греховнаго возбуждаяй.
Радуйся, ученики твоя неленостно в житии назидавый; радуйся, и по преставлении писаньми твоими тех сердца умиляяй.
Радуйся, словеса и учения святоотеческая в сердце твоем запечатлевый; радуйся, теми души ко спасению наставляяй.
Радуйся, верный подражатель богоносным учителем бывый; радуйся, искусный иноков наставник явивыйся.
Радуйся, преподобне отче наш Елеазаре.
Кондак 6
Провидец и провозвестник будущих и далече отстоящих яко близ сущих был еси, преподобне Елеазаре: темже и преставление духовнаго друга твоего за тридесять поприщ прозрел еси. Сего ради Богу, дивно прославляющему святыя Своя, поим: Аллилуиа.
Икос 6
Возсияваше лице твое небесною радостию и духовным веселием, ангелоподобне Елеазаре, егда сподоблялся еси Божественных откровений и видений. Сего ради сице тебе зовем:
Радуйся, глас Божественный многажды слышавый; радуйся апостолу Павлу собеседник в видении бывый.
Радуйся, Христов лик присно во уме твоем предносивый; радуйся, многострадальнаго о Христе жития благий образ явивый.
Радуйся, на демоны воинствующим присный споборник бывый; радуйся, братию твою козни демонския прозирати научивый.
Радуйся, правыя веры добрый учителю; радуйся, сомнящихся вере мудрый наказателю.
Радуйся, преподобне отче наш Елеазаре.
Кондак 7
Хотяще злии человецы досаду тебе сотворити, и того ради глубокое море преплывше, дерзостно к келлии твоей с прещением приближишася; но Божественною силою во изступление ума впадше, окрест жилища твоего в недоумении блуждаху. Ты же, незлобив сый, молитвою тати оныя от таковаго помрачения исцелил еси и научил еси пети Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Дивно от Царицы Небесныя на подвиги наставляемь, преподобне отче, непоколебимь во твоем изволении блазе пребыл еси, и небесную славу улучити сподобился еси. Темже ублажающе тя, глаголем:
Радуйся, небесных видений достойный зритель бывый; радуйся, сосуде, Божия благодати преисполненный.
Радуйся, путь спасения ясно познавый; радуйся, житием твоим путь сей нам указавый.
Радуйся, безмолвия и молитвы учителю; радуйся, заповедей Господних верный блюстителю.
Радуйся, ангелоподобный человече; радуйся, монашескаго жития наставниче.
Радуйся, преподобне отче наш Елеазаре.
Кондак 8
Странствие досточудно совершил еси, чудотворче Христов Елеазаре, егда море преплывал еси с братиею, ладию твою молитвою от крушения посреде плавающаго леда избавил еси и спасл еси сущия в ней люди, воспевающия Богу песнь: Аллилуиа.
Икос 8
Весь пламенем Божественныя любве объят был еси, преподобне Елеазаре, егда во острове пусте богомыслием непрестанным и плоти умерщвлением подвизался еси, душу убо молитвою питая, тело же веригами удручая. О сем хваляще тя, зовем таковая:
Радуйся, ветхаго человека в себе не пощадивый; радуйся, силою креста в подвизех себе утвердивый.
Радуйся, пустынное лишение доблественне претерпевый; радуйся, память смертную присно имевый.
Радуйся, власяницею и веригами плоть свою смиривый; радуйся, все плотское мудрование духу покоривый.
Радуйся, богодухновенных книг списатель бывый; радуйся, мудрость духовную возлюбивый.
Радуйся, преподобне отче наш Елеазаре.
Кондак 9
Вси жительствующии в богоспасаемой обители сей к раце честных мощей твоих сошедшеся днесь, приснопамятне Елеазаре, и памятию добродетелей твоих сердца умиляюще, приносим ти хвалебную песнь, ангельски поюще Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Витийственных словес плетение не довлеет восхвалити достойно чудотворения твоя, преподобне Елеазаре. Обаче любовию движими, восписуем ти сицевая:
Радуйся, вождю духовных воинов; радуйся, беснуемых свободителю.
Радуйся, приемый от Господа власть на духи нечистыя; радуйся, и по смерти твоей низлагаяй вражия на нас ополчения.
Радуйся, яко мощей твоих духи злобы устрашаются; радуйся, яко предстательством твоим всякия болезни исцеляются.
Радуйся, в пучине морстей плавающим помощниче; радуйся, обидимых защитниче.
Радуйся, преподобне отче наш Елеазаре.
Кондак 10
Спасения подвигом добре подвизался еси, приснопамятне Елеазаре. Темже от Господа венец нетления тебе сплетеся, егда святую душу твою предал еси в руце Вседержителя, воспевая ангельскую песнь: Аллилуиа.
Икос 10
Царю превечному в Небеснем Царствии предстал еси, святе Елеазаре, отшед от временныя жизни. Мы же, молитвенника тя тепла пред Престолом Господним имуще, зовем сице:
Радуйся, от трудов временных к покою вечному славно прешедый; радуйся, и нас труды богоугодныя возлюбити научаяй.
Радуйся, на земли Пресвятую Троицу присно славити обыкнувый; радуйся, Святей Троице ныне со ангелы предстояй радостно.
Радуйся, дерзновение молитвенное ко Господу стяжавый; радуйся, дар чудотворения свыше восприемый.
Радуйся, здравие болящим подаваяй; радуйся, во всякой нужде и беде сущим скоро помогаяй.
Радуйся, преподобне отче наш Елеазаре.
Кондак 11
Пения хвалебная угоднику Божию приносяще, о празднолюбцы, всечестную память его духовно торжествуим; подвиги же его и чудесная деяния прославляюще, воспоим Богу песнь: Аллилуиа.
Икос 11
Светозарная звезда явился еси, отче Елеазаре, во мраце страстей нас сущих озаряющая и ко свету спасения приводящая всех вопиющих тебе таковая:
Радуйся, обитель твою и по смерти не оставляяй; радуйся, живущия в ней невидимо назираяй.
Радуйся, пищею духовною нас удовляяй; радуйся, на потребу телесную вся от Господа нам подаваяй.
Радуйся, в житии твоем молитве деннонощней братию научивый; радуйся, и по преставлении твоем в молитве нас укрепляяй.
Радуйся, скорбящих тайный утешителю; радуйся, страдальцев незримый посетителю.
Радуйся, преподобне отче наш Елеазаре.
Кондак 12
Благодать приял еси от Христа Бога, угодниче Христов Елеазаре, еже за ны, во обители твоей жительствующия, молитися. Темже ныне память твою любезно почитающия благослови и удовли нас ко славословию Бога с песнию: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще твоя чудеса и пророческий дар твой благоговейно почитающе, все же богоугодное твое житие и многая исцеления, от раки твоея святыя болящим подаваемая, любовию воспоминающе, молим тя, угодниче Христов Елеазаре, твоего предстательства и нас грешных не отщетити, но прияти от нас хваления сицевая:
Радуйся, благодатию Пресвятыя Троицы освященный; радуйся, благодатию Пресвятыя Богородицы осененный.
Радуйся, в лице преподобных ублажаемый; радуйся, к великим чудотворцем Соловецким сопричтенный.
Радуйся, со всеми святыми прославляемый; радуйся, со ангелы Пресвятей Троице предстояй.
Радуйся, еще на земли Господа зрети сподобивыйся; радуйся, ныне Того лицем к лицу созерцаяй.
Радуйся, преподобне отче наш Елеазаре.
Кондак 13
О преподобне и богоносне отче наш Елеазаре! Приими ныне приносимая тебе хваления наша и святыми твоими молитвами в жизни сей нас от всякаго злаго обстояния сохрани, в будущей же вечнаго осуждения избави, да сподобимся купно с тобою и со всеми святыми воспевати в Троице славимому Богу: Аллилуиа.
[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]
Икос 1
Ангел житием и путеводитель многим ко спасению был еси, преподобне отче Елеазаре. Темже и мы ныне к твоему предстательству прибегающе, приносим ти хваления сицевая:
Радуйся, единаго Господа измлада возлюбивый; радуйся, чистоту душевную от юности сохранивый.
Радуйся, равноангельно поживый на земли; радуйся, яко со ангелы ликуеши на небеси.
Радуйся, на демоны мужественно ополчивыйся; радуйся, небесных видений сподобивыйся.
Радуйся, смирение сердца до конца сохранивый; радуйся, безмолвное житие тепле возлюбивый.
Радуйся, преподобне отче наш Елеазаре.
Кондак 1
Избранный угодниче Божий, светлостию жития твоего и чудес благодатию просиявый в пустыни севернаго Помория, преподобне отче наш Елеазаре! Хвалебныя песни приносим ти, подвиги твоя воспевающе. Ты же, яко благоприятный молитвенник ко Господу, от всяких нас бед свобождай, да зовем ти:
Радуйся, преподобне отче наш Елеазаре.
Молитва
О преподобне отче наш Елеазаре, безмолвнаго иноческаго жития в пустыни Анзерстей богоизбранный начальниче и основателю! Молим тя мы, смиреннии и недостойнии, обстояще священный гроб твой во храме Пресвятыя Троицы, имже место сие освятися и, сущия ради в тебе благодати пророческия, прославися; испроси, угодниче Божий, у Вседержителя Бога, в Троице покланяемаго, Емуже в дерзновении с лики святых предстоиши, да дарует православному народу нашему на враги победу и одоление, державе Российстей мир и утверждение, церквам благостояние и всем людем тишину, и благоденствие, и изобилие плодов земных. Угаси молитвами твоими разжженныя на ны стрелы диавольския, да не прикоснется нам злоба вражия, да благочестно скончавше временное житие, сподобимся наследовати Царствие Небесное и купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Тропарь Елеазару Анзерскому
глас 3
Отве́рг пло́ти тле́нная,/ нетле́нных потща́лся еси́ дости́гнути,/ и, ми́ра удали́вся,/ всели́лся еси́ в морски́й о́стров,/ и на нем усе́рдно мно́га ле́та Го́сподеви порабо́тал еси́,/ сего́ ра́ди и да́ры прозре́ния и чуде́с обогати́лся еси́,/ о́тче преподо́бне Елеаза́ре.// Христа́ Бо́га моли́ дарова́ти нам мир и ве́лию ми́лость.
Перевод: Ты отверг тленное и телесное, стараясь достичь нетленного и, удалившись от мира, поселился на морском острове, где усердно многие годы Господу трудился, потому и дарами прозрения и чудес обогатился ты, отче преподобный Елиазар. Христа Бога моли даровать нам мир и великую милость.
Вернуться к списку