- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Преподобный Далмат Исетский, Пермский
Город Далматово – одно из первых русских поселений в Зауралье, старше соседних городов Шадринска и Кургана, старше даже Санкт-Петербурга, а город Каменск-Уральский начался с поселья на землях Далматовского монастыря на реке Железянке. Это время заселения Сибири русскими людьми – продвижение Российского государства на восток. Свое название город получил от Далматовского Успенского мужского монастыря, основателем которого стал в далеком 1644 году от Рождества Христова старец Далмат.
До пострижения в монахи преподобный Далмат в миру был Дмитрием Ивановичем Мокринским. Родился он в 1594 году в городе-крепости (остроге) Березове. Жил в Тобольске, состоял на государевой службе, был женат, имел детей. Отец его был казачьим атаманом, мать, как некоторые считали, – дочерью новокрещенного татарина из рода мурзы Илигея, владельца земель по берегам реки Исети.
После смерти жены Дмитрий Мокринский ушел в Невьянский монастырь, где и был наречен Далматом. За свою начитанность и приверженность к вере Далмат пользовался таким уважением братии, что вознамерились они поставить Далмата наставником. Но, не желая этой чести, стремясь к уединению, Далмат тайно покинул Невьянский монастырь и ушел на дальнее поселение, захватив с собою родовую икону Успения Божией Матери. Нет, не убогий старец уходил в иноческий подвиг, а человек, рассчитывавший на свои силы и Божию помощь. Ведь ему пришлось нести на себе не только тяжелую икону, но и все, что необходимо для уединенного бытия.
По совету жителя Киргинской слободы Семена Сосновского Далмат выбрал для уединения удобное в географическом отношении место – высокий обрывистый холм – берег реки Исети, урочище Белое Городище – при слиянии рек Течи и Исети. Первым жилищем его была пещера около чистого ключа.
Земли, на которых поселился Далмат в 1644 г., принадлежали татарскому мурзе Илигею и сдавались им в аренду для промыслов «ирбитцам и невьянцам Королевым и Шипицыным». Илигей дважды пытался вооруженным путем изгнать Далмата из своих владений. Трудно сказать, каким образом старцу удалось одержать победу в борьбе за эти земли. Считалось, что успех Далмата был обеспечен его родством с Илигеем по материнской линии, но сочинение Исаака сообщает, что этот факт не соответствует истине. Оно таким образом описывает этот эпизод: «...прииде той Илигей татарин к старцу Далмату во образе аки зверя и хотя ево убити. Старец же, видев ево тако ярящася и помыслив человечески, воспомянув апостола Павла: «В Риме бывша римлянам назвася» и протчая, также и старец Далмат причелся к нему, татарину, родом понеже по сестре ево: «А мати моя от сибирских татар от новокрещена родилася». И то слыша оный Илигей татарин и абие преста на малое время от убийства».
Второй раз Илигей возжелал согнать старца, но Далмата спасло чудо – божественное прозрение татарского мурзы. По дороге к пещере Далмата Илигея настигла ночь, и во сне ему было видение: Богородица в багряных ризах с хлыстиком в руках повелевала татарскому мурзе не только не трогать старца, в том числе и злым словом, но и отдать ему вотчину. Илигея охватил ужас, и во искупление своих грехов он передал Далмату владения на Белом Городище весной 1646 г. Таким образом, монастырская легенда представляла передачу земельных угодий основателю монастыря как добровольное пожалование. Скорее всего, Далмат договорился с Илигеем об аренде этой земли за более высокую плату, чем предыдущие арендаторы – Королевы и Шипицыны.
Тобольский боярин Павел Шульгин описал монастырскую вотчину по тем межам, по которым Илигей отдал ее Далмату в присутствии родственников и соплеменников. Длина владений «от высокова Соснового Яру» до «Атяшу озера» составила примерно 90 верст, ширина – 25-30 верст. Наверное, с тех пор и пошла у монахов поговорка: «Вплоть до Атяша все наше».
Спустя 5 лет, в 1651 г., старцы обратились с челобитной к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе Б.Б. Шереметьеву с просьбой о пожаловании им этих земель. В 1659 году по указу царя были установлены границы монастырской вотчины. Получив царскую жалованную грамоту, монастырь стал законным владельцем земельных угодий на р. Исети. В дальнейшем территория монастыря еще не раз расширялась за счет приобретения татарских земель.
Монастырь занимал выгодное стратегическое и географическое положение и поэтому стал своеобразными воротами для заселения обширного Исетского края. Он с первых лет основания манил к себе все новых и новых поселенцев. Первыми русскими поселенцами были исетские казаки, потомки казацкой дружины Ермака. Слух о новом монастыре распространился, и сюда стали прибывать люди из Верхотурского уезда, с Усолья и других мест, принося сюда свои фамилии и прозвания, живущие и поныне.
К 1651 г. первые насельники Далматовой пустыни построили на Белом Городище по благословению Тобольского архиепископа Герасима (Кремнева) деревянную часовню, келлии и ограду – первые постройки будущего монастыря. Но им было суждено простоять недолго. Как сообщают документы, «в то лето по всей Исети никто русских людей не живал нигде, и пришли на них (т.е. жителей монастыря) ратию калмыцкие люди, и часовню и келлии у старцев и трудников пожгли и побили, а иных в полон побрали, только осталась на пожаре в пепле икона Пресвятыя Богородицы невредима, и старец Далмат сохранен бысть». С тех пор икона Успения Пресвятыя Богородицы считается защитницей и покровительницей Далматовского монастыря. Эта икона была принесена на Белое Городище Далматом из Невьянского монастыря. Вновь вокруг Далмата собрались сподвижники, и монастырь возродился. Были построены церковь во имя Успения Богородицы, келлии, монастырские службы, ограда с башнями.
В 1662–1664 гг. пустынь опять подверглась опустошительным нападениям башкирских кочевых племен и внуков последнего сибирского хана Кучума. Но после каждого разорения обитель вновь отстраивалась. Старец Далмат пережил тяжелые годины бедствий и испытаний. Несколько раз он был близок к смерти, дважды на его глазах монастырь был уничтожен до основания, и дважды он снова возводил его из груды пепла и развалин.
Далмат, не искавший по своему смирению суетной славы и власти, до самой смерти остался лишь простым старцем-иноком, несмотря на то, что ему как основателю, устроителю и руководителю монастыря по праву принадлежало и настоятельство в нем. Но хотя официально монастырем управляли другие старцы (так, в 1667 г. игуменом монастыря был назначен сын Далмата Исаак), авторитет Далмата был велик, и его слово было решающим. Он всегда был сторонником строгого соблюдения религиозных канонов, и никакие обстоятельства не могли заставить его отступить от них. В таком же духе он наставлял и монастырскую братию.
Умер Далмат 25 июня 1697 г. в возрасте 103 лет. Следовательно, год его рождения – 1594 г. Он был похоронен в монастыре на месте самой первой церкви, когда-то сожженной кочевниками. Еще при жизни Далмат изготовил себе гроб (выдолбил из большого дерева), который долгие годы хранился в сарае. Для захоронения Далмата был сооружен кирпичный склеп. В 1707 г. над склепом была построена деревянная усыпальница или часовня.
Усыпальница Далмата была главной святыней монастыря. За ней следили, восстанавливали после пожаров, подновляли, украшали. Сама гробница была расписана сюжетами и стихами о первоначальной истории монастыря и иноческом подвиге ее основателя.
Братия монастыря бережно хранила память о «начальном» старце, его вещи стали своеобразными символами торжества православной веры. Это шишак и кольчуга, подаренные Далмату мурзой Илигеем в знак примирения, келейная мантия и клобук. Позже, после смерти архимандрита Исаака, в усыпальнице появились его посох, мантия и клобук, а сам он был погребен в придельной церкви во имя преподобного Дмитрия Прилуцкого.
От года к году все больше людей приходило в монастырь, чтобы помолиться в усыпальнице Далмата, взять воды из родника. Народная память хранила рассказы о выздоровлении страдавших недугом после молитвы в часовне Далмата, а вода из родника считалась целебной. Далмата стали считать покровителем воинов, и перед отправкой в армию молодые люди обязательно приходили к его гробнице, надевали на себя кольчугу и шишак, тем самым как бы получая оберег. Таким образом, народная молва создала вокруг имени Далмата, его могилы и вещей ореол святости.
В 1871 г. на могиле инока Далмата был построен новый каменный храм Всех Скорбящих радости. Алтарь и собственно храм находились в середине здания и были окружены различными помещениями: с востока – для ризницы и церковной утвари, с юга – «для бесприютных и страждущих духовных лиц», с севера – для престарелой немощной монашествующей братии.
В 1896 г. над могилой преподобного Далмата в память исполнявшегося 250-летия существования Далматовской обители вместо деревянной часовни была возведена каменная усыпальница. В новой усыпальнице была воссоздана прежняя обстановка. Изнутри ее стены были украшены живописью на темы жития старца Далмата. Так же, как и в деревянной часовне, за гробницей стоял больших размеров крест-распятие с предстоящими, «все лица живописи старинной». На северной стене усыпальницы были размещены портреты Далмата и его сына – архимандрита Исаака. По утверждению Г. Плотникова, эти портреты были написаны масляными красками с натуры.
К 300-летию преставления святого в 1997 г. были составлены ему служба и акафист. В 2004 году по благословению патриарха всея Руси Алексия II преподобного Далмата Исетского причислили к местночтимым святым Курганской епархии, почитаемому в лике Собора Сибирских святых, с установлением дня памяти 8 июля.
Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Далмату Исетскому, чудотворцу
Кондак 1
Избранный от воинства земнаго к воинству Небесному, в землю Исетскую от страны отечествия своего пришедый, идеже Заступницу рода христианскаго чудесно обретый, и в ней обитель во славу Царицы Небесныя устроивый, восхваляем тя, чудотворче святый небодохновенный; но яко имея дерзновение ко Господу, от рова погибельнаго нас изведи, да зовем ти:
Радуйся, преподобне отче наш Далмате, Исетский чудотворче.
Икос 1
Ангел-хранитель соблюл еси тя, отче, до возраста мужескаго, воззва тя в угодное Богу время на житие превыше мирскаго попечения, к жизни иноческой евангельской, юже сохранил еси в чистоте и непорочности, тем освяти вся концы земли нашея, да зовем ти:
Радуйся, во граде Тобольске рожденный;
Радуйся, града Божия наперсниче вожделенный.
Радуйся, воинство земное от отца унаследовавый;
Радуйся, воинству Небесному причастниче святый.
Радуйся, родителей своих достойное продолжение;
Радуйся, славы святых несумненное умножение.
Радуйся, страны Сибирския подвижниче, доселе неизреченный;
Радуйся, в меру возраста Христова скоро пришедый.
Радуйся, семьи христианския, церкви малыя, до времени не оставивый;
Радуйся, яко Бог тя на делание сие изведый.
Радуйся, земли Исетския чудесное основание;
Радуйся, покрываяй нас сиянием святым.
Радуйся, преподобне отче наш Далмате, Исетский чудотворче.
Кондак 2
Многия скорби и печали жития мирскаго приизлиха приуготовиша душу твою, но яко при источнице вод некое древо псаломское возрасташе дух твой ко Господу, Емуже измлада прилежа пети песнь: Аллилуия.
Икос 2
Время призвания твоего, отче досточудне, от мира к чину Ангельскому чтим изумевая: како кто от подвижник, седине обретенней, возможе яко елень на источницы водныя устремитися к иному жительству, аще не Господь, исправляющий стопы человеку, да зовем ти:
Радуйся, тайну призвания своего измлада хранивый;
Радуйся, Промысла Божия исполнение явивый.
Радуйся, ближния своя премного удививый;
Радуйся, по успении супружницы твоея взор к Небу возведый.
Радуйся, света евангельскаго чудесное озарение;
Радуйся, имений и чад несметных обретение.
Радуйся, якоже Авраам дом отца своего в стране Халдейстей оставивый;
Радуйся, землю обетования, якоже оному Господь тебе даде.
Радуйся, мирское попечение по всяческим отложивый;
Радуйся, чающий Бога, якоже Давид.
Радуйся, в молитве неустанно пребывающий;
Радуйся, укрепление душ наших и сердец.
Радуйся, преподобне отче наш Далмате, Исетский чудотворче.
Кондак 3
Ища утешения духовнаго, прилепился еси к первей обители твоей, яже во граде Невьянстем, идеже зря преуспеяние твое необычное, возведет тя Бог в чин иноческий, да воспоешь Ему неведомую миру ангельскую песнь: Аллилуия.
Икос 3
Како подвизался еси в возрасте сый, како иных превзошед послушанием и смирением, дарований духовных сподобился еси, да зовем ти:
Радуйся, отче преподобне;
Радуйся, причастниче святым.
Радуйся, ищущий подвигов духовных;
Радуйся, смиренномудрия иский.
Радуйся, мужу желаний неизреченный;
Радуйся, человече Божий среди оболкшихся с тобой.
Радуйся, многия виды послушания исполнивый;
Радуйся, яко к подвигам новым Господь тебе зовый.
Радуйся, от братии богомудрым нареченный;
Радуйся, многия к себе привлекий.
Радуйся, пищи нетленныя вкусивый;
Радуйся, всего себе Богу принесый.
Радуйся, преподобне отче наш Далмате, Исетский чудотворче.
Кондак 4
Якоже исходит человек на делание свое до вечера, яже от Бога, такожде и тебе уготованное время приспе, отче; да оставив монастырь сей, явлен будеши стране незнаемей доселе и не ведущей пети: Аллилуия.
Икос 4
Егда же глубоцей молитве твоей, преподобне, явлено бысть, да отречение сотвориши игуменству своему, хотящему быти по прошении братии, ускори тя Господь к призванию новому, да зовем ти:
Радуйся, послушниче Господень неленостный; радуйся, умом и помышлением простый.
Радуйся, всякое тщеславие презревый; радуйся, смирение всему предпочтый.
Радуйся, молитвою сердце свое освятивый; радуйся, образ Божий тамо обретый.
Радуйся, к Богу, в нас сокровение пребывающему, взираяй; радуйся, повелений Его не отступаяй никогда.
Радуйся, честолюбия николиже взыскавый; радуйся, братии своей любы выну творя.
Радуйся, обители Невьянския духовное угобзение; радуйся, большая от Господа вместити могий.
Радуйся, преподобне отче наш Далмате, Исетский чудотворче.
Кондак 5
Не желая никако приобидети братию от разлучения своего, прения и разномыслия никакоже допущая, решил еси тай, Божию промыслу препоручившись, изыти к новому месту подвигов твоих, во глубине сердечней поя: Аллилуия.
Икос 5
Новыя неизреченныя ревности исполнися, блаженне, да утолится жажда твоего о уединении и безмолвии, юже предпочел еси всякому назиданию, да поем ти:
Радуйся, Господа Путем Живым евангельски уяснивый; радуйся, Ему во странствиях своих последовавый.
Радуйся, вся и всяческая оставивый; радуйся, блаженство нищих духом обретый.
Радуйся, молитвенниче преусерднейший; радуйся, волю Божию соблюдый.
Радуйся, странниче любоприятельный; радуйся, отшельниче благий.
Радуйся, иноче, от Бога предназначенный; радуйся, звание сие до кончины пронесый.
Радуйся, первопроходче мест дивиих и лихих; радуйся, мужества апостольскаго преисполненный.
Радуйся, преподобне отче наш Далмате, Исетский чудотворче.
Кондак 6
Кия труды приял еси, отче, егда по некоему совету удалился еси на восход солнца, водворяяся в пустыню страны агарянския; да в безмолвии сей сени смертней услышат ангели и человецы богокрасную песнь: Аллилуия.
Икос 6
Якоже воды Исети, скоро течаста нози твои, преподобне, по брегам ея; и идеже ты моляшеся, провидя селения христианския, тамо по времени храмы Божии воздвиглися бяху, да поем ти:
Радуйся, землю Исетскую молитвою своею облагоухавый; радуйся, к Богу ея приведый.
Радуйся, преданий церковных чудесный исполнителю; радуйся, отцев продолжателю прекрепок и благий.
Радуйся, стране неведомой чудное посещение; радуйся, освятителю мест темных и пустых.
Радуйся, на Господа надежду свою возложивый; радуйся, на посох веры опершийся, грядый.
Радуйся, все подвиги христианския исполнивый; радуйся, в молитве преуспеяние имый.
Радуйся, Белаго Городища достигнувый; радуйся, иконою Успения место сие освяти.
Радуйся, преподобне отче наш Далмате, Исетский чудотворче.
Кондак 7
Яко некеого Сиона достигоста стопы твоя Белаго Городища, преподобне отче, места весьма краснаго души твоей. Прибежища скитанию твоему, водворившемуся в земли сей обетованней, да присно слышим о тебе: Аллилуия.
Икос 7
Древним пустынником подобяся, наипаче блаженному Антонию Печерскому, Руси Святей первому начальнику и обители благознаменитыя основателю, ископал еси пещеру, преподобне отче Далмате, и в ней вселился еси, предаваясь подвигом неизглаголанным, да поем ти:
Радуйся, древних отцев ревнителю преизящный; радуйся, их подвигов наследниче живый.
Радуйся, купче, бисер нашедый многоценный; радуйся, оный до времени сокры.
Радуйся, тяготу и вар дневный претерпевый; радуйся, молитвою к Царице Небесной многоутешанный.
Радуйся, мироварнице трудов бденных; радуйся, купель сияющая помыслов благих.
Радуйся, пустынножителю неизреченный; радуйся, подвижниче непостижиме.
Радуйся, звание иноческое оправдавый; радуйся, стяжание духовное умноживый.
Радуйся, преподобне отче наш Далмате, Исетский чудотворче.
Кондак 8
Не для покоя вселился еси, преподобне, в места пустынныя и безводныя, но пустыня потом и трудом молитв твоих благоукрасися, да безмолвия глубоководнаго наслаждаяся и дух твой с Господом сочетавая, изнесет всякое дыхание твое: Аллилуия.
Икос 8
Аще плоть твоя увяде от поста и воздержания и пакостник плоти твоея, сей древний змий, молитв и трудов твоих устрашися, но призва сей завистник спасения нашего клеветников, яже Елигея подвизают погубити тя, отче победительне, да поем ти:
Радуйся, земли Исетския озарение; радуйся, оныя нечаянное прозябение.
Радуйся, землю сию облобызав, возлюбивый; радуйся, яко крин райский зде обитель твоея процвете.
Радуйся, Матери Божией небесное взирание; радуйся, благотерпеливое Ея умоление.
Радуйся, любви Божией приверженный; радуйся, неотлучно пребываяй в ней.
Радуйся, зерцало подвигов многочудесное; радуйся, мерило лучшаго пути.
Радуйся, лампадо, в пещере пустынней возженая; радуйся, свеще, сердца наша выну согревающая.
Радуйся, преподобне отче наш Далмате, Исетский чудотворче.
Кондак 9
Николиже почитание твое Царицы Небесныя оставлял еси, выну заступление свое от враг, видимых и невидимых, на Ню возлагаше, и икону Успения Ея, яко некую Одигитрию пред собой носящи, в ней же Сын Ея вознесшийся, нисходя прияти Матерь Свою, слышит от всех конец земли: Аллилуия.
Икос 9
О, неизбывное чудо, Владычицу к себе в Заступницу избра, да взбранным воеводством Ея устрашит неистоваго Елигея, якоже некогда хана Ахмета при Угре-реце, и понуди прежняго врага припасти со страхом Божиим ко стопам твоим, преподобне отче, да поем ти:
Радуйся, Сергию преподобному чудом равняяйся; радуйся, прилога диавольскаго до конца отметаяйся.
Радуйся, даже до смерти подвизавыйся; радуйся, яко Бог тя сохрани.
Радуйся, Царицы Небесныя чудное заступление; радуйся, Небо к себе привлекий.
Радуйся, евангельское послушание исполнивый; радуйся, не токмо ланиту, но и выю врагу повергий.
Радуйся, наше несказанное радование; радуйся, изумление святых.
Радуйся, яко слезы твоя суть небесное ликование; радуйся, яко молитва твоя источает Божественный свет.
Радуйся, преподобне отче наш Далмате, Исетский чудотворче.
Кондак 10
Якоже не может светильник под спудом светити, но светит всем, иже в храмине суть, привлече благодать Божия к тебе, авво и похвало Исетская, многия ищущия спасения, да с ликом святых воспоют: Аллилуия.
Икос 10
Яви тебе, отче наш незабвенне, Господь новаго чудотворца стране нашей Сибирстей, да сложит с себе при ногу твоею Елигей в знамение примирения шелом и кольчужницу, от нихже до последних времен исцеление людие Божии получаше, да воспоют ти:
Радуйся, ходатаю и заступниче наш пред Господем; радуйся, умолителю Его.
Радуйся, источниче неистощимыя радости; радуйся, благодатию твоею покрываяй вся концы.
Радуйся, отче богомудрый и вселюбимый; радуйся, иноков наздателю честный.
Радуйся, стадо свое премудре собравый; радуйся, многия и многия спасый.
Радуйся, аки кокош птенцы своя согреваяй; рауйся, повсюду благочестия лампады возжегий.
Радуйся, вся повеленная тебе от Господа сотворивый; радуйся, паче солнца всех освещаяй.
Радуйся, преподобне отче наш Далмате, Исетский чудотворче.
Кондак 11
Ревностью благодарения к Царице Небесной распаляем, устроил еси обитель Успения Ея, и якоже новаго Афония вразуми Елигея и привлече его к милосердию, да молитвами иноков просветится страна, прежде ненасеянная, и яко кедр иже в Ливане возвысится к высоте духовней и достизает Небес безпечальная песнь: Аллилуия.
Икос 11
Не презри, отче убожества нашего, поелику не возмогаем достойное благохваление тебе принести, како нечестивыя паки брань на тя воздвигли суть, како чудесне спаслся еси от пожарища, егоже чрез поганых змий изрыгнуше, желая поглотити обитель твою, колико страдания и печали понесл еси, напоследок труды непостижныя, да возсияет обитель твоя, яко некий новый Иерусалим, да поем ти:
Радуйся, старче достоблаженный; радуйся, угодниче Христов преусерднейший.
Радуйся, игумене, Богом данный обители сей; радуйся, стадо свое смирением пасый.
Радуйся, строителю богомудрый и многочудесный; радуйся, иноче простый.
Радуйся, лествицы духовныя суровое похождение; радуйся, Креста Господня носителю святый.
Радуйся, монашескаго жития земли нашея светозарное начало; радуйся, Царствия Небеснаго светильниче драгий.
Радуйся, отче доброзрачне и досточудне; радуйся, царя земнаго о нуждах обители зовый.
Радуйся, преподобне отче наш Далмате, Исетский чудотворче.
Кондак 12
Всяческая устрояяй, якоже прежде реченный Антоний, вместо себя сына своего блаженнаго Исаака над братией постави, якоже Феодосия оный, вновь удалися к созерцанию молитвенному, да не изгладится Небесная твердь богописанною скрижалию: Аллилуия.
Икос 12
Чудеса твоя и исцеления даже доселе изливаются, отче наш Далмате, но яко фимиам истончеваясь в старчестве твоем, отшел еси ко Христу своему в селения райская; тамо же лице к лицу молиши Господа Сил о нас, недостойных чадех твоих, да вси, видящи славу твою, неустанно восхваляем тя:
Радуйся, красото всея земли Сибирския; радуйся, небесный человече и ангеле земный.
Радуйся, знамения и чудеса показавый нам; радуйся, из глубины падения нашего скоро возведый.
Радуйся, Царствия Небеснаго достойное пребывание; радуйся, скоро в молитвах послушающий нас.
Радуйся, отступником грозное обличение; радуйся, от бездны греховныя нас извлачаяй.
Радуйся, цельбоносное очищение от всякия скверны; радуйся, знамение во благо в последняя времена.
Радуйся, старче, тайною Божией доселе прикровенный; радуйся, великий угодниче Христов.
Радуйся, преподобне отче наш Далмате, Исетский чудотворче.
Кондак 13
О, предивный угодниче и старче наш, преподобне Далмате! Призри на люди твоя, с верою и любовию к тебе притекающия и помощи ныне от тебе чающия; изми нас от рабства греховнаго предстательством многочудным твоим и избави вечныя смерти, да с тобою воспоим Богу: Аллилуия.
[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]
Икос 1
Ангел-хранитель соблюл еси тя, отче, до возраста мужескаго, воззва тя в угодное Богу время на житие превыше мирскаго попечения, к жизни иноческой евангельской, юже сохранил еси в чистоте и непорочности, тем освяти вся концы земли нашея, да зовем ти:
Радуйся, во граде Тобольске рожденный;
Радуйся, града Божия наперсниче вожделенный.
Радуйся, воинство земное от отца унаследовавый;
Радуйся, воинству Небесному причастниче святый.
Радуйся, родителей своих достойное продолжение;
Радуйся, славы святых несумненное умножение.
Радуйся, страны Сибирския подвижниче, доселе неизреченный;
Радуйся, в меру возраста Христова скоро пришедый.
Радуйся, семьи христианския, церкви малыя, до времени не оставивый;
Радуйся, яко Бог тя на делание сие изведый.
Радуйся, земли Исетския чудесное основание;
Радуйся, покрываяй нас сиянием святым.
Радуйся, преподобне отче наш Далмате, Исетский чудотворче.
Кондак 1
Избранный от воинства земнаго к воинству Небесному, в землю Исетскую от страны отечествия своего пришедый, идеже Заступницу рода христианскаго чудесно обретый, и в ней обитель во славу Царицы Небесныя устроивый, восхваляем тя, чудотворче святый небодохновенный; но яко имея дерзновение ко Господу, от рова погибельнаго нас изведи, да зовем ти:
Радуйся, преподобне отче наш Далмате, Исетский чудотворче.
Тропарь и кондак преподобному Далмату Исетскому
Вернуться к списку