- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
- Средства для ухода за церковной утварью
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Преподобный Алексий, человек Божий

Житие преподобного Алексия, человека Божия
Преподобный Алексий, человек Божий, родился в Риме от знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. У Евфимиана и жены его Аглаиды долго не было детей, и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды – и услышал ее Бог, и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий (в переводе с греческого «защитник»). Святой Алексий рос здоровым ребенком, хорошо и прилежно учился. Когда же он достиг совершеннолетия, Евфимиан и Аглаида решили его женить. Они выбрали для сына девушку царской крови, очень красивую и богатую. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью». Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом. Сев на корабль, отплывающий на Восток, юноша прибыл в Лаодикию Сирийскую. Здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдессы, где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатленный на плащанице. Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храма Пресвятой Богородицы. Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Тайн. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду.
Тем временем родители и жена святого Алексия, опечаленные его исчезновением, послали слуг своих на поиски. Были они и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и подавали милостыню святому Алексию, не узнав его.
Через некоторое время слуги вернулись в Рим, так и не найдя святого Алексия. И никому из родных не было откровения о нем. Тогда они смирились и, хотя продолжали скорбеть и тосковать о нем, но положились на волю Божию.
Преподобный Алексий провел в Эдессе, прося милостыню в притворе храма Богородицы, семнадцать лет. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Он думал отправиться в г. Тарс (в Малой Азии, родина святого апостола Павла), но корабль, на котором плыл преподобный Алексий, в сильную бурю сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии, невдалеке от Рима. Святой Алексий, узрев в этом промысл Божий, пошел к дому отца своего, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о кровных его, пребывающих в странствии. Тот рад был принять нищего, дал ему место в сенях своего дома, велел носить ему пищу с хозяйского стола и приставил слугу для помощи ему. Остальные слуги из зависти стали исподтишка оскорблять нищего, но преподобный Алексий прозрел в этом дьявольское наущение и принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Так прошло еще семнадцать лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексий написал всю жизнь свою, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.
В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. От святого престола изшел глас свыше: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Весь народ в ужасе и восторге пал ниц. В четверг вечером в соборе апостола Петра молили Господа открыть им человека Божия – и с престола изшел глас: «В доме Евфимиана – человек Божий, там ищите». В храме присутствовали римский император Гонорий (395–423), а также папа римский Иннокентий I (402–417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к святому Алексию, рассказал Евфимиану о его праведности. Евфимиан поспешил к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых. Лик блаженно почившего святого сиял светом нездешним. В руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и папа римский преклонили колена, прося святого разжать руку. И святой Алексий исполнил их просьбу.
Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма во имя святого апостола Петра. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого события многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и папа Иннокентий I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта 411 года. В 1216 году были обретены мощи святого. Житие его исстари было одним из самых любимых на Руси.
Житие преподобного Алексия, человека Божия
Память 17 марта
В Риме 1968 , в царствование Аркадия и Гонория, жил благочестивый человек по имени Евфимиан: он был весьма знатный и богатый вельможа, так что даже слуги его, число которых доходило до трех тысяч, носили шелковые одежды, но при всем этом он не был вполне счастлив, так как, по причине неплодства жены своей, не имел детей. Евфимиан строго соблюдал заповеди Божии и отличался добротою: ежедневно в доме своем он устраивал три трапезы для вдов, сирот, нищих, странных и больных; сам же принимал пищу лишь по истечении девятого часа 1969 , разделяя ее со странствующими иноками, а до этого времени всегда постился. Если случалось, что в иной день к нему собиралось мало нищих, и приходилось поэтому раздавать милостыни менее обыкновенного, то Евфимиан падал тогда в горе на землю и говорил:
– Я не достоин жить на земле Бога моего.
Супруга его Аглаида была женщина богобоязненная, любящая своего мужа и щедрая на милостыню. Сокрушаясь о своем бесплодии, она часто обращалась к Богу с такою молитвою:
– Господи, вспомни о мне, недостойной рабе Твоей, и избавь меня от неплодства моего, чтобы мне быть матерью. Дай нам сына, который был бы и радостью в жизни, и опорою в нашей старости.
Господь по милосердию Своему услышал молитву её: к великой радости мужа своего она родила сына, при святом крещении названного Алексием.
С шести лет святой Алексий начал учиться и, скоро усвоив обычные для того времени светские науки, особенно хорошо изучил Св. Писание и церковные книги. Из отрока образовался разумный и благочестивый юноша; постигнув суетность скоропреходящих мирских благ, он решил отречься от них для получения благ вечных; поэтому он даже начал носить острую власяницу для умерщвления своей плоти. Когда же Алексий достиг совершеннолетия, Евфимиан сказал жене своей:
– Женим нашего сына.
Слова эти очень обрадовали Аглаиду, и она, припав к ногам мужа, сказала:
– Пусть Бог благословит намерение твое, чтобы мне видеть супружество сына моего и детей его; эта великая радость побудит меня быть еще более щедрой к убогим и неимущим.
После этого они обручили Алексия с девицею из царского рода, а затем над ними было совершено таинство бракосочетания в церкви св. Вонифатия, и весь день тот до ночи прошел в веселии и ликованиях. По окончании торжества святой Алексий вошел, с благословения отца своего, в комнату невесты и нашел ее сидящею в кресле. Взяв свой золотой перстень, он завернул его вместе с драгоценным поясом в порфирную 1970 ткань и отдал невесте со словами:
– Сохрани это, и пусть Господь находится над нами, содействуя Своею благодатью возникновению в нас новой, истинно христианской жизни.
Сказав это, он удалился в свою комнату; здесь святой Алексий заменил богатые одежды бедными и вышел тайно из дома и города, захватив с собою из своего собственного имущества немного золота и драгоценных камней. Придя к морю, он нашел корабль, отправлявшийся в Лаодикию 1971 , на который и сел, отдав предварительно положенную плату. Во время пути святой Алексий так молился Богу:
– Боже, – говорил он, – спасающий меня со дня моего рождения, спаси меня и теперь от суетной мирской жизни и удостой меня на Страшном Суде Твоем стояния на десной стороне со всеми благоугодившими Тебе.
По прибытии корабля на место, святой Алексий вышел на берег, где встретил путников, направлявшихся в Месопотамию 1972 , он присоединился к ним и пошел вместе с ними в Эдессу 1973 , в которой хранился нерукотворенный образ 1974 Господа Иисуса Христа, посланный Им во время земной жизни Своей князю эдесскому Авгарю. При виде образа Христова святой Алексий весьма обрадовался и, продав все взятые из дома драгоценности, полученные от продажи деньги раздал нищим, а сам оделся в рубище и стал жить подаянием. Местом пребывание святого была паперть церкви Пресвятой Богородицы, а жизнь его была строго подвижническая: он постоянно постился, лишь немного съедая хлеба. И даже воду пил в чрезвычайно умеренном количестве; каждый воскресный день святой Алексий приобщался Пречистых Христовых Таин и всю свою милостыню всегда раздавал престарелым нищим. Ходил он с постоянно опущенной вниз головою, возносясь умом к Богу, непрестанно размышляя о Нем. От такой суровой жизни иссохло всё тело святого, увяла красота лица, глаза впали и зрение ослабело.
На рассвете, когда святой Алексий уже ушел из дома, пришли родители в комнату невесты и к удивлению нашли ее одну, сидящую в скорби с печальным лицом. Они начали всюду искать своего сына и, не нашедши нигде, горько плакали; так радость их обратилась в горе. Мать святого, вошедши в комнату свою, затворила окна, постлала вретище и, посыпав его пеплом, с рыданиями бросилась на него, причем молилась и говорила:
– Я не встану и не выйду из затвора своего до тех пор, пока не узнаю, что случилось с моим единственным сыном, почему и куда он ушел.
Невеста, стоя около неё, тоже говорила со слезами:
– И я не уйду от тебя, но, как пустыннолюбивая и верная голубица, с печальным пением ищущая по горам и долинам потерянного мужа, буду терпеливо ждать известия о муже своем, где он и какой образ жизни избрал себе.
Отец также был весьма опечален; он повсюду разослал слуг своих на поиски сына. Некоторые из них пришли и в Эдессу; увидев святого Алексия, они не признали его, но приняли за нищего и подали ему милостыню. Святой же Алексий узнал их и поблагодарил Бога, давшего возможность принять милостыню от слуг своих. Последние, возвратясь, сказали господину своему, что не нашли сына его, хотя и искали везде.
Святой Алексий прожил в Эдессе при церкви Пресвятой Богородицы семнадцать лет и своим житием снискал себе любовь Божию. В это время было о нем откровение пономарю церкви Пресвятой Богородицы: он увидел святую икону Ее, говорящую к нему:
– Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царства Небесного; молитва его восходит к Богу, как кадило благовонное, и Дух Святой почивает на нем подобно венцу на главе царской.
После видения пономарь искал человека такой праведной жизни и, не находя, обратился с молитвою к Пресвятой Богородице, прося Ее помощи для исполнения данного ему повеления. И опять в видении он услышал голос от иконы Пресвятой Богородицы, что человек Божий есть тот нищий, который сидит у ворот церковной паперти. Пономарь, найдя святого Алексия, ввел его для пребывания в церковь , и многие, узнав о праведной жизни человека Божия, стали почитать его. Он же, избегая славы человеческой, тайно ушел из города. Придя на морскую пристань, он сел на корабль плывущий в Киликию 1975 , думая про себя: «Пойду в Киликию, где меня никто не знает, и буду жить при храме св. Апостола Павла». Во время плавания внезапно, по соизволению Божию, началась на море буря, и корабль, много дней носимый волнами, неожиданно прибыл в Рим. Сойдя с корабля, святой Алексий сказал себе:
– Жив Господь Бог Мой! Не буду никому в тягость, но пойду, как чужой, в дом отца моего.
На пути к нему он встретил отца своего, возвращавшегося домой из дворца в сопровождении многих слуг. Поклонившись ему до земли, святой Алексий сказал:
– Раб Божий, помилуй меня нищего и бедного: дозволь мне поселиться в каком-либо углу двора твоего и питаться крупицами, падающими с твоего стола; Господь же благословит дни твои и дарует тебе Царство Небесное, а если ты имеешь кого-либо из родных твоих, находящегося где-либо в странствовании, то Он возвратит тебе его здоровым.
При словах нищего о странствовании, Евфимиан тотчас вспомнил возлюбленного сына своего Алексия, прослезился и милостиво исполнил его просьбу, дозволив жить во дворе своего дома. Он сказал рабам своим:
– Кто из вас хочет послужить этому нищему? Если он угодит ему, то, клянусь, получит полную свободу и награду от меня. Устройте ему небольшое помещение при дверях дома, чтобы я мог чаще видеть его; пища пусть подается ему с моего стола, и никто из вас не должен оскорблять его.
После этого начал святой Алексий жить при дверях дома отца своего. Евфимиан каждый день посылал ему со своего стола пищу, но он раздавал ее нищим, а сам ел лишь хлеб и пил только воду, да и то в таком количестве, чтобы не умереть от голода или жажды; все ночи он проводил, бодрствуя на молитве и всякий воскресный день приобщался в храме св. Христовых Таин. И удивительно было терпение человека Божия! Много неприятностей и огорчений, особенно поздним вечером, приходилось ему испытывать от рабов отца своего, из которых иные таскали его за волоса, другие заушали, третьи выливали на голову помои, и вообще издевались над ним самым жестоким образом. Он же переносил всё молча, зная, что они так обращаются с ним по наущению диавола, и молитвою вооружался против его козней, побеждая их терпением. Было и другое обстоятельство, побуждавшее его к великому терпению: против его помещения находилось окно комнаты его невесты. Она, подобно Руфи 1976 , не захотела идти в дом своего отца, но сидела, горюя со своею свекровью, и часто слышал святой рыдание и жалобы матери и невесты своей – одной об утрате сына, а другой мужа. Их слёзы переполняли его сердце жалостью, но любовью к Богу он побеждал плотскую любовь к невесте и родителям; это терпение почти невыносимых скорбей ради Бога даже утешало его. Так прожил святой Алексий в доме родителей своих семнадцать лет, и никто не узнал его, но все почитали его за нищего, не имеющего приюта; над тем, кто был господином дома, сыном и наследником, рабы издевались, как над пришельцем и чужим. Когда же Господь восхотел призвать его из этой временной жизни, в которой он испытал столько нищеты и лишений, в жизнь вечную, то открыл ему день и час кончины его. Святой Алексий тогда спросил у служащего ему раба чернил, хартию и трость, описал всё житие свое и для убеждения родителей в том, что он действительно их сын, упомянул о некоторых обстоятельствах своей жизни, известных только им одним, написал и о том, что говорил невесте своей в ночь ухода из дома, как отдал ей перстень и пояс. Письмо свое он окончил следующими словами:
– Молю вас, любезные мои родители и честная невеста моя, не обижайтесь на меня, что я, покинув вас, причинил вам столь великую скорбь; я и сам скорбел сердцем о печали вашей; многократно молил я Господа, чтобы Он даровал вам терпение и сподобил вас Царства Небесного. Надеюсь, Он по благоутробию Своему исполнит молитву мою, ибо я из любви к Нему избрал столь многотрудное житие, не изменяя его ради ваших слёз, так как для каждого христианина лучше более повиноваться Творцу и Создателю своему, чем родителям своим. Верую, что насколько великую скорбь причинял вам, настолько большую радость получите вы в Царствии Небесном.
Написав это, он молился до самой кончины своей.
Однажды, когда папа 1977 совершал в соборной церкви свв. Апп. Божественную литургию, при окончании её во всеуслышание из алтаря раздался чудесный голос:
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11:28 ). Присутствовавшие в храме в великом ужасе пали на землю, взывая:
– Господи, помилуй!
Затем вторично послышался голос:
– Поищите человека Божия, уже отходящего в другую жизнь; пусть он помолится о городе: молитва его для вас будет весьма благодетельна.
По всему Риму искали такого человека и не знали, что делать, так как не находили его. Поэтому, снова собравшись вместе с папою и царем с вечера четверга на пятницу в соборную церковь , совершили в ней всенощное бдение, моля Христа указать им угодника Своего. Утром же в пяток святой Алексий отошел ко Господу. Между тем в церкви, подобно тому как и в первый раз, опять раздался во время богослужение голос из алтаря:
– Ищите человека Божия в доме Евфимиана.
После этого царь 1978 , обратившись к последнему, сказал:
– Почему ты, имея в доме своем такое сокровище, не сообщил нам об этом?
Евфимиан отвечал:
– Господь свидетель, что я ничего не знаю.
И, подозвав главного слугу, спросил его:
– Не знаешь ли из сотоварищей своих человека добродетельного и угождающего Богу?
– Не знаю, – сказал тот, – нет ни одного добродетельного; все живут небогоугодно.
Царь и папа решили сами идти в дом Евфимиана искать человека Божия. Евфимиан, пойдя вперёд, приготовился к принятию папы и царя с вельможами и устроил им торжественную встречу. Сетующая супруга Евфимиана, услышав из комнаты своей смятение и говор на дворе и в доме, спросила.
– Что это значит?
И очень удивилась, когда узнала о пришествии царя с папой и о причине их посещения. Невеста также недоумевала, видя из комнаты своей царя и папу, идущих со множеством народа, и старалась объяснить себе это зрелище.
Когда папа, царь и вельможи сели и наступила тишина, то раб, служивший святому Алексию, сказал Евфимиану:
– Господин мой, нищий, которого ты поручил мне, не есть ли человек Божий? Я свидетель великих и дивных дел его: он постоянно постится, лишь по истечении дня принимая немного хлеба и воды; все ночи проводит на молитве и каждый день воскресный приобщается св. Христовых Таин; он кротко и с радостью переносит побои и оскорбления, наносимые ему некоторыми рабами.
Услышав это, Евфимиан тотчас поспешил к жилищу нищего и, позвав его трижды чрез окошко, не получил ответа. Тогда он вошел в жилище, где нашел человека Божия, лежащего мертвым с покрытою головою и согнутой хартией в правой руке. Евфимиан открыл лицо его и увидел, что оно сияет как лицо Ангела; когда же он хотел взять хартию и прочесть, то не мог этого сделать, потому что рука не выпускала ее. Быстро возвратившись к царю и папе, он сказал:
– Нашли уже мёртвого того, кого искали; он держит в руке хартию и не отдает нам.
Царь и патриарх, приказав приготовить драгоценный одр, покрыть его богатыми тканями, вынесли честное тело человека Божия и благоговейно положили его на том одре. Преклонив потом колена, они, лобызая священные останки, говорили к нему, как живому:
– Умоляем тебя, раб Христов, дай нам сию хартию, чтобы по начертанному в ней мы могли узнать, кто ты.
После этого папа и царь беспрепятственно взяли хартию из руки святого и передали хартуларию великой церкви 1979 , Аетию, для прочтения; при великом молчании окружающих он начал читать ее. Когда же он дошел до места, где было написано о родителях и невесте, о перстне и поясе, переданных ей, тогда узнал Евфимиан в почившем сына своего Алексия. Он упал ему на грудь и, обнимая и целуя его, говорил с плачем:
– О горе мне, возлюбленный сын мой! Что ты сделал с нами? Зачем такую скорбь причинил нам? Увы мне, сын мой! Столько лет пребывая с нами и слыша плач родителей твоих, ты не открыл себя, не утешил нас, несмотря на старость нашу, в великой печали, вызванной тобою. О горе мне! Сын мой, любовь моя, утешение души моей, я не знаю, что мне теперь делать: оплакивать ли смерть твою или радоваться обретению твоему.
Так безутешно рыдал Евфимиан, терзая седины свои.
Аглаида, слыша рыдание мужа и узнав, что умерший нищий есть её сын, открыла двери своего затвора; в разодранной одежде, устремив полные слёз глаза к небу и вырывая распущенные волосы, она шла среди толпы теснившегося народа, говоря:
– Дайте мне дорогу, чтобы я могла видеть надежду мою, обнять возлюбленного моего сына.
Подойдя к одру, она склонилась над телом сына своего, обнимала его и целовала со словами:
– Увы мне, господин мой! Чадо мое сладкое, что ты сделал? зачем доставил нам столь великую скорбь? Увы мне, свет очей моих! Как ты не открылся, столько лет живя с нами? Как не сжалился над нами, постоянно слыша наши горькие о тебе рыдания?
Невеста, тридцать четыре года прожившая без жениха и носившая в знак печали чёрные одежды, также пала на честное тело; омочая его ручьями слез и с любовью лобызая; она горько и неутешно рыдала, говоря:
– Увы мне, горе мне!
Её рыдание и скорбные жалобы возбудили в присутствовавших слёзы, и плакали все вместе с невестою и матерью.
Царь и папа повелели нести одр с честным телом человека Божия и поставить его среди города, чтобы все могли видеть его и прикоснуться к нему, и когда это было исполнено, сказали народу:
– Вот мы нашли того, кого искала вера ваша.
И собрался весь Рим; все прикасались к святому, лобызая его. Все недужные исцелялись: слепые получали зрение, прокаженные очищались, бесы покидали одержимых ими, словом, – какая бы ни была у кого болезнь, каждый получал совершенное исцеление от мощей угодника Божия. Видя такие чудеса, царь и патриарх пожелали сами нести одр в церковь , чтобы приять благодать от прикосновения к телу святого. Родители и невеста с плачем сопровождали их; народа же, стремившегося прикоснуться к честному телу, собралось такое множество, что от тесноты невозможно было нести одр. Чтобы заставить народ отступить и дать дорогу к церкви, царь велел бросать в толпу серебро и золото, но никто не обращал на это внимания; все усиленно желали лишь видеть человека Божия и прикоснуться к нему. Тогда папа обратился с увещанием к народу, прося его отступить и обещая не предавать погребению честное тело до тех пор, пока все не облобызают его и не приимут благодати чрез прикосновения к нему. С трудом убежденный народ немного отступил и дал возможность принести святое тело в соборную церковь , где оно стояло целую неделю, так что каждый желающий мог ему поклониться; всю ту неделю при одре святого Алексия находились плачущие родители и невеста. Царь же приказал сделать гробницу из мрамора, украсить ее золотом и изумрудами, в которую и положили человека Божия; тотчас же от святого тела истекло благовонное миро, наполнившее раку; все помазывались тем миром во исцеление всяких болезней, и погребли с честью честные останки 1980 святого Алексия, славя Бога.
Святой Алексий преставился в семнадцатой день марта месяца, в год от сотворение мира 5919-й, от воплощение же Бога Слова 411, когда в Риме царствовал при папе Иннокентии Гонорий, а в Константинополе Феодосий Младший и над всеми ними царствовал всегда владычествующий со Отцом и Святым Духом Господь наш Иисус Христос, Ему же слава во веки. Аминь.
Тропарь, глас 4:
Возвысився на добродетель, и ум очистив, к желанному и крайнему достигл еси: безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах яко безплотен пребывая, возсиял еси яко солнце в мире, преблаженне Алексие.
Кондак, глас 2:
Дом родителей твоих яко чуждь имев, водворился еси в нем нищеобразно: и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси Алексие человече Божий, ангелом и человеком радование.
* * *
Рим, главный город римского государства, находится в средней Италии, расположен по обеим, берегам реки Тибра, при впадении её в море. По древнему сказанию, он был основан Ромулом (ум. 707 г.) на холме Палатинском в 753 г. до Р. Х., потом распространился на шести соседних холмах, отчего и называется семихолмным; указание на эти семь холмов Рима находится и в Апокалипсисе (17:9). В начале своей истории Рим представлял собою только группы хижин, сделанных из глины и покрытых камышом, но затем стал обогащаться вследствие удачных войн о соседними народами – сабинянами, вольсками, латинянами, галлами, этрусками, которые в 273 г. все были объединены под властью Рима. Тогда римляне начали подчинять себе народы, жившие вне Италии, и скоро Карфаген, Македония, Греция, Иллирия и Азия, перешедшая к римлянам мирным путем по завещанию пергамского царя Аттала III в 132 г., сделались провинциями Рима. В 63 г. римский полководец Помпей вступил после трехмесячной борьбы в Иудею и взял Иерусалим; с этих пор иудеи сделались данниками Рима и навсегда лишились своей свободы и независимости. При Августе, первом римском императоре, в 30-й год царствования которого родился Господь Иисус Христос, подчинялся Риму и Египет. Таким образом, пред пришествием Христа Спасителя Рим достиг могущества и славы, включая в свою империю почти все известные тогда народы; богатства со всех стран света стекались в него; дела всех народов решались в римском сенате. Но время могущества Рима было началом его падения. Беспрестанные войны разоряли и уменьшали зажиточные классы римских граждан, а богатые и знатные фамилии, скупая за бесценок земли разорившихся семейств, еще более богатели; поэтому население Рима разделилось на два класса: богачей и бедных. В то время как роскошь первых доходила почти до невероятных размеров, последние находились в нищете и угнетении; целые состояния тратились на один обед, а бедняки не имели куска хлеба. Со времени покорения Греции в Риме стали распространяться философские учения, подрывавшие народную религию, и неверие широкой волной разлилось сначала среди высших, а потом и низших классов: предметы религиозных верований открыто высмеивались на сценических представлениях. Вместе с неверием стала распространяться и безнравственность; распущенность, дошедшая до совершения противоестественных пороков ( Римл. 1:26–27 ), заменила собою прежнюю чистоту и строгость нравов. И только возрождающая сила христианства спасла Рим от окончательной погибели. Христианство проникло в Рим очень рано. Уже император Тиверий (14–37 г.) по преданию слышал проповедь о Христе; при преемнике его Клавдии (41–54 г.) в Риме были сильные раздоры между христианами из евреев и иудеями. При Нероне (54–68 г.), благодаря проповеди Ап. Павла, продолжавшейся целых 2 года ( Деян. 28:30 ), христиане умножились; в царствование второго императора было первое гонение на христиан, несправедливо обвиненных в поджоге Рима: во время этого гонения приняли мученическую кончину свв. Апп. Петр и Павел. Но гонение не уничтожило христианства: при Домициане (81–91 г.) оно проникло даже в род императора: брат Домециана Флавий Климент был казнен за то, что был христианин; в царствование этого императора св. Иоанн Богослов был сослан на остров Патмос, где удостоился откровения о будущих судьбах мира и Церкви ( Апок. 1:9 ). Со времени Нерона и Домициана гонения на христиан воздвигались вплоть до 313 г. Особенно сильны были они при императоре Диоклетиане (285–306 г.), положившем начало разделению римской империи; он избрал себе в соправители Максимиана и разделял государство между ним и собою, потом каждый соправитель избрал себе по помощнику, так что империя разделилась на четыре части. По отречении от дел правления Диоклетиана и Максимиана управление перешло к Констанцию Хлору и Галерию, первому наследовал сын его Константин (306 г.), который и издал указ 313 г., дозволявший переход каждому желающему в христианство. Сделавшись единодержавным (324г.), он перенес свое местопребывание на восток, в Византию, названную впоследствии Константинополем. Здесь он окружил себя христианами, которых назначал на высшие государственные должности; он установил законом празднование воскресного дня, строил много храмов; при его содействии был созван Первый Вселенский Собор (325 г.). При императоре Феодосии Великом, воспретившем указом 392 г. языческое богослужение, Римская империя окончательно разделилась на Восточную и Западную (395 г.). Первая пала под ударами турок в 1453 г. при Магомете II, а вторая, в состав которой входили Италия, Африка, Британия и Испания, в 476 г.; в 476 г. после отречения от престола последнего римского императора Ромула Августа над Италиею воцарился предводитель Герулов Одоакр.
День у римлян, точно так же как и ночь, разделялся на четыре части, называвшиеся первым, третьим, шестым и девятым часами. Под первым часом разумелись наши седьмой, восьмой и девятый часы утра, под третьим – десятый, одиннадцатый и двенадцатый часы утра, под шестым – первый, второй и третий часы пополудни, под девятым – четвертый, пятый и шестой часы пополудни.
Отличием порфирных материй от других был их красный цвет; краска для них добывалась из особого рода морских водорослей.
Лаодикия, древний город Малоазийской области Фригии на соединении рек Лика и Галифа, был основан Антиохом II (261–246 г.) в честь своей супруги Лаодики. Во времена Христа был чуть ли не первым городом Малой Азии, так как лежал на торговом пути, соединявшем Восток и Запад. Начало христианства здесь, вероятно, положено не самим Ап. Павлом ( Кол. 2:1 ), а учителем Колосской церкви Епафрасом ( Кол. 1:7 ). Церкви Лаодикийской Ап. Павел написал особое послание; она упоминается и в Апокалипсисе в числе замечательнейших Малоазийских Церквей ( Откр. 3:14–22 ). В 360 г. в Лаодикии был поместный собор, правила которого (60) касательно порядка богослужения, поведения клира и мирян вошли в церковный канон. В 1255 г. город был взят турками, а в 1402 г. разрушен Тамерланом. Теперь лишь одни развалины на невысоком холме близ опустошенного селения Эски-Гиссара говорят о когда-то бывшем здесь древнем городе.
Месопотамия, т. е. Междуречье, древняя Сеннаар ( Быт. 10:10 ), место рождения и жительства Авраама до выхода в землю Харран ( Быт. 11:28 ; Деян. 7:2 ); так называется пространство, лежащее между реками Тигром и Евфратом, ограниченное на юге Персидским заливом, на севере – горами Армении. В более тесном смысле Месопотамией называется северная часть этой области, т. н. Эль-Джезир, тогда как южная часть области известна под именем Вавилонии, нынешняя Ирак-Араби, т. е. древняя Вавилония. В эпоху римлян страна разделялась на две части: Озроена на западе, перешедшая к Риму в 217 г. по Р. Х. с главным городом Эдессой, и Мигдония на востоке, с главным городом Низибидой, завоеванной в 115 г. римским императором Траяном. Начало христианства в Месопотамии положено спутником Ап. Ермы Иудою или Фаддеем – по преданию одним из семидесяти учеников Господа Иисуса Христа; Иуда основал в Эдессе церковь . В окрестностях Низибиды родился св. Ефрем Сирин (III-IV вв.); епископ Низибийский Фома Варсума был ревностным поборником несторианской ереси, учившей, что превечно рожденное от Отца Слово Божие только обитало в человеке Иисусе, пребывая с Ним в особом, нравственном соединении. В XI столетии, при нападении сельджуков и турок, Месопотамия склонилась к упадку и теперь принадлежит Турции; жители – турки, курды, арабы, армяне, сирийцы. Месопотамия имела весьма важное историческое значение при ассирийском и вавилонском владычестве.
Эдесса, нынешняя Урфа, город на севере Месопотамии на реке Евфрат, с 137 г. до Р. Х. главный город вновь образованного Озроенского или Эдесского государства; в 217 г. по Р. Х. превращена римлянами в восточную колонию. В Эдессе рано распространилось христианство; в IV в. св. Ефремом Сириным здесь была основана богословская школа, в V веке склонившаяся к несторианству, в пользу которого особенно много действовал учитель эдесской школы, пресвитер Ива. В 641 г. Эдесса была покорена арабскими калифами; в 1098 г. ею овладел граф Балдуин, сделавший ее главным городом княжества Эдесского; в 1144 г. она покорена была турками и с этого времени переходила из рук в руки, пока в 1637 г. окончательно не подпала под власть Турции.
Нерукотворенный образ Иисуса Христа, или убрус, с отпечатавшимся на нем Ликом Спасителя, который Он послал князю Эдесскому Авгарю для исцеления от глазной болезни. Нерукотворенный образ хранился в Эдессе до 994 г., когда был куплен императором Константином Порфирородным и перенесен 16 августа в Константинополь; отсюда он был похищен венецианцами и утонул в Мраморном море. Празднество 16 августа.
Киликия, Малоазийская область, лежащая на юго-востоке, сначала подпала под власть Македонии, затем принадлежала Парфянскому и Армянскому царству; в 68 г. до Р. Х. лучшая, восточная часть ее сделалась римской провинцией; окончательно она покорена при Веспасиане (69–79 гг.). Апостол Павел был родом из киликийского главного города Тарса ( Деян. 9:11 ), сюда удалился по своем обращении ( Деян. 9:30 ) и конечно проповедовал здесь Евангелие; во второе путешествие Апостол проходил Киликией, утверждая верующих ( Деян. 15:41 ). Теперь Киликия принадлежит Турции.
Руфь, родом моавитянка, удостоившаяся войти в родословную Давида как праматерь его ( Руф. 4:17 ), и поэтому в родословную Самого Иисуса Христа ( Матф. 1:5 ); история её содержится в св. книге, носящей её имя.
Это был папа Иннокентий I (402–417 гг.). Он боролся с расколом донатистов, убедив императора Гонория издать против них строгий закон, подтвердил соборное определение (416 г.) против еретиков пелагиан, отрицавших необходимость благодати для спасения; он первый стал основывать учение о первенстве папы, ссылаясь на то, что они являются преемниками Ап. Петра.
Здесь разумеется Аркадий, восточно-римский император, сын Феодосия Великого, по смерти отца (395 г.) получил т. н. Восточную империю, тогда как брат его Гонорий получил Западную; родился в 377 г., ум. в 408-м. Во всё время его царствования государством управляли люди, умевшие подчинить своему влиянию слабохарактерного императора. Так, в начале его царствования государством управлял Руфин, увеличивший и без того огромную тяжесть налогов, умноживший число денежных штрафов и тем наведший ужас на империю. По смерти Руфина место его занял евнух Евтропий, убедивший с целью собственного обогащения императора издать строгий закон (397 г.), каравший смертною казнью и отнятием имущества за всякий злой умысел не только против императора, но и высших лиц. Наконец, императрица Евдокия добилась казни Евтропия (399 г.), и Аркадий подчинился всецело своей супруге, известной своим враждебным отношением к св. Иоанну Златоусту , бывшему тогда Константинопольским патриархом. По ее настоянию император утвердил решение «собора под дубом» (403 г.) о низложении Иоанна Златоуста и отправил его в ссылку, но потом возвратил, испугавшись народного возмущения. В 404 году приказал опять отправить его в заточение, сделав это, как и в первый раз, под влиянием Евдокии, оскорбившейся на Иоанна Златоуста за его проповеди, обличавшие роскошную и безнравственную жизнь двора. При Аркадии миссионеры, снабженные его грамотами, проповедовали христианство по провинциям тем язычникам, которые еще не обратились ко Христу.
Гонорий, западно-римский император, брат императора Аркадия. В начале его царствования во главе управления стоял умный политик и знаменитый полководец Стилихон, не раз отражавший нападения на империю вестготов, вандалов, свевов, бургундов. После его падения и казни дела империи пошли к худшему. В 408 году предводитель вестготов Аларих осадил Рим и заставил заплатить тяжелую дань, а в 410 г. он овладел городом и отдал его на разграбление войскам. По смерти Аларика шурин его Атаульф заключил с Гонорием мир, после которого вестготы удалились за Альпы. При Гонории был в 411 г. собор против раскольников донатистов, отделившихся от Церкви за то, что она принимала покаявшихся отступников во время гонений, потому что, по их мнению, церковь перестает быть святою, если среди ее членов находятся грешники. По приказанию Гонория были разрушены все оставшиеся языческие храмы, а сами язычники были удалены от государственных должностей.
Хартулариями назывались управляющие канцелярией, находящейся при патриархе.
Тело его было погребено в церкви муч. Вонифатия в 1216 г., и над ним построена великолепная церковь .
Алексей Человек Божий
(надпись:”Агiосъ преподобный Алексiй Человек Божiй”) представлен в обычном иконографическом типе аскета, со всклокоченными волосами, морщинистым челом и косматой бородою, ноги босы, одежда одна туника, руки молитвенно простерты к изображенному напротив – вверху, в облаках, Спасителю, благословляющему двуперстно. – Ниже – палаты; – пред ними на одре возлежит преставившийся Алексей со сложенными крестообразно на груди руками; к нему с благоговение приникли царь и папа в коронах, духовенство и проч. Надпись: “Преставление преподобного Алексiя Человека Божiя”. – Оклад на иконе серебряный, без пробы, в цате у Спаса бирюза, лал и два пустых места. Икона XVII века. – Прототипом для изображения Алексея Человека Божия послужил иконографический тип Иоанна Предтечи, – сходство на иконах Предтечи с Алексеем замечательное. Мотивом к усвоению св. Алексею типа И. Крестителя послужило сказание жития об его аскетическом образе жизни в Едесе и Риме. – В фресках базилики св. Климента в Риме, не позднее конца XI века, представлены следующие сцены из жития св. Алексея Человека Божия. Алексей возвращается из Палестины странником в дом своего отца, сенатора Евеимия; последний, окруженный слугами, сидит на лошади верхом. Невеста Алексея смотрит на него из окна. – Перед смертью он вручает папе Вонифатию свиток с изложением в нем своего жития. Папа в простой конической тиаре благословляет святого. Далее отец и мать (– с обнаженною грудью) в отчаянии рвут на себе волосы, невеста целует уже умершего Алексея. – Латинская надпись – рифмованное четверостишие: “Non pat agnoscit miserio sibi poscit papa tenet carta vita que nuntiat artam”. Все эти три последовательные сцены представлены на одной картине 28 . Превосходное изображение преставления св. Алексея находим на одной миниатюре (л. 210 об.) Греческой Четии-Минеи X–XI в. хранящейся в Московской Синодальной Патриаршей Библиотеке. В фресках Московского Успенского собора 29 на предалтарной стене, близ стены, ведущей в придел апп. Петра и Павла, – находится изображение Алексея, Человека Божия. – В “Переводах с древних икон из собрания А.М. Постникова“ 30 . св. Алексей представлен в том же типе, как и на рассматриваемой иконе из Музея Общества Любителей Духовного Просвещения, десница святого приложена к груди, в шуйце свиток, со словами: “есмыи и сынъ твои алексии“. – В ”Материалах для истории русского иконописания“ 31 на одной из таблиц св. Алексей представлен с взором, устремленным к небу, и с крестообразно сложенными на груди руками; сзади – палаты – город; – на другой таблице св. Алексей Человек Божий и преп. Мария Египетская; Алексей молитвенно простер руки; сверху Нерукотворный Спас. – Изображения св. Алексея Человека Божия – один из наиболее распространенных сюжетов в русской иконографии. – В образной Палате в Москве, где были иконы, принадлежащие Государю, в 1669 году находилось не мало икон с изображением Алексея Человека Божия; вот как они описаны в описи 32 названной палаты, составленной дьяком мастерской Палаты Иваном Чаплыгиным: “Образ Алексея Человека Божия, оклад басемной, венец резной, в венце зерно жемчужное да две винисы. – Две иконы Алексея Человека Божия. – Икона Алексея Митрополита да Алексея Человека Божия на одной цке, оклад басемной, венцы чеканные. Поставлена с чеканными иконы. – Образ Алексея Человека Божия, Екатерины Христовы мученицы, Иванна Белоградского, Татианы мученицы, оклад басемной. – Алексея Человека Божия семь икон, оклад басемной, золочен. – Алексея Человека Божия девятнадцать икон.“ – По древнейшему русскому иконописному подлиннику (Софийскому XVI в.), под 17 марта 33 . ”Алексей Человек Божий, аки Предтеча, руце к сердцу; риза празелень дичь“. В сводном подлиннике 34 под 17 марта читаем: “Святого преподобного и праведного Алексея человека Божия, образом: брадою и власами аки Иоанн Предтеча, риза едина празелень дика, нищенская рубища, руки к сердцу держит; инде пишет: в левой руке свиток, а в нем написано сице: “се остави отца и матерь, жену и род, и другие, села и имения; праведный Алексей преставися в лето 5919“. В Строгановском лицевом подлиннике св. Алексей представлен совершенно согласно с Софийским подлинником. В Сийском же подлиннике Алексей изображен вместе с одним из ветхозаветных пророков; тип Человека Божия по этому подлиннику 35 тот же, что и на иконе музея Общества Любителей Духовного Просвещения. Алексей Человек Божий принадлежит к наиболее почитаемым и популярным среди русского народа святым; он воспевается в духовных стихах калеками перехожими. –
* * *
Вестник Общества Древне-русского искусства при Московском публичном музее 1874 г. № 1–3.
Они закрыты в настоящее время иконостасом.
Изданы В.И. Успенским при Спб. Археологическом институте. Спб. 1898 г. См. № 68.
Переводы из собрания И.В. Тюлина, изданные М.И. и В.И. Успенскими при Спб. Археологическом Институте. Спб. 1900 г. См. №№ XCIV и XCV.
Ныне хранятся в Московском Отделе Общего Архива Министерства императорского Двора. Оп. 34. № 595 (152 а).
Стр. 83.
Стр. 295.
Рисунок смотри в труде проф. Н. Вас. Покровского ”Сийский иконописный подлинник“, ч. II. Спб. 1896, стр. 71, рис. 11.
Вам может быть интересно:
Жизнь и подвиги св. Алексия, человека Божия
Содержание
I. Жизнь и подвиги св. Алексия, человека Божия (Память 17 марта) II. Человек Божий Святоотеческое учение о духовных подвигах А. О подвижничестве Б. О смирении В. О силе слез Г. О терпении Д. О духовном совершенстве Св. Алексию, человеку Божию
Предисловие
Подвиги святых распадаются на духовные – внутренние и телесные – внешние.
К духовным подвигам принадлежат борьба с дьяволом и пожеланиями плоти, со страстями телесными и пристрастиями земными, борьба со злом и грехом. Противоположны духовным пристрастиям: воспитываемые подвижниками добродетели, смирения, кротости, незлобия, терпения, целомудрия, нестяжательности.
Но с духовными подвигами неразрывно связаны, как неизбежное дополнение и телесные.
Преподобные изнуряли тело свое разнообразно: они носили власяницу, надевали железные тяжелые вереги, ходили всю жизнь босыми ногами, добровольно испытывали крайнюю скудость в одежде, проводили ночи без сна, в непрестанной молитве, терпеливо переносили стужу, вели жизнь девственную, постились, соблюдая не только канонические, но и произвольные посты, были крайне умеренны в пище и в роде ее (питались чаще сырыми овощами), или как св. Алексий, человек Божий, отказывались от брачных сношений и скрывались из Мира, проявляя высокое самоотречение.
В виду вышесказанного, после жизнеописания св. Алексея, мы и поместили свидетельства и мысли св. отцов Церкви о духовных подвигах.
Леонид Денисов 1 .
* * *
Сведения о его жизни мы заимствовали: 1) из жизни его, написанной по-сирийски современником его, Равулой Великим, епископом эдесским (412–435 гг.), и переведенной на арабский монахом Авраамом в 1545 г. (См. Acta Sanktortun. lulii, t. W, стр. 266–270); 2) из древней жизни его на латинском языке принадлежащей неизвестному автору (см. Acta, стр. 251–254; 3) из канона Иосифа Песнопевца († 883) (см. Acta, стр. 247–248); 4) из Миней Четьих, под 17 марта, св. Димитрия Ростовского , пользовавшегося Метафрастом.
Молитвы преподобному Алексию, человеку Божию
Тропарь, глас 4*
Возвы́сився на доброде́тель и ум очи́стив,/ к жела́нному и кра́йнему дости́гл еси́,/ безстра́стием же украси́в житие́ твое́/ и поще́ние изря́дное восприи́м со́вестию чи́стою,/ в моли́твах, я́ко безпло́тен, пребыва́я,/ возсия́л еси́, я́ко со́лнце, в ми́ре,// преблаже́нне Алекси́е.
Перевод: Возвысившись в добродетели и очистив ум, ты достиг Желанного и Высочайшего (Христа), украсив же бесстрастием свою жизнь и с чистой совестью приняв на себя подвиг особого поста, в молитвах пребывая как бесплотный ангел, ты воссиял как солнце в мире, преблаженный Алексий.
Кондак, глас 2*
Дом роди́телей твои́х я́ко чужд име́в,/ водвори́лся еси́ в нем нищеобра́зно/ и, по преставле́нии вене́ц прие́м сла́вы,/ ди́вен на земли́ яви́лся еси́, Алекси́е, челове́че Бо́жий,// А́нгелом и челове́ком ра́дование.
Перевод: Не считая дом родителей своим домом, ты поселился в нем под видом нищего и после смерти принял венец славы, удивителен на земле ты явился, Алексий, человек Божий, Ангелам и людям радость.
Молитва 1‑я*
О, вели́кий Христо́в уго́дниче, святый челове́че Бо́жий Алекси́е, душе́ю на Небеси́ Престо́лу Госпо́дню предстоя́й, на земли́ же да́нною ти свы́ше благода́тию разли́чная соверша́яй чудеса́! При́зри ми́лостиво на предстоя́щия святе́й ико́не твое́й лю́ди, умиле́нно моля́щияся и прося́щия от Тебе́ по́мощи и заступле́ния. Простри́ моли́твенно ко Го́споду Бо́гу честни́и ру́це твои́ и испроси́ нам от Него́ оставле́ние согреше́ний на́ших во́льных и нево́льных, в неду́зех стра́ждущим исцеле́ние, напа́ствуемым заступле́ние, скорбя́щим утеше́ние, бе́дствующим ско́рую по́мощь, всем же, чту́щим тя, ми́рную и христиа́нскую живота́ кончи́ну и до́брый отве́т на стра́шнем Суде́ Христо́ве. Ей, уго́дниче Бо́жий, не посрами́ упова́ния на́шего, е́же на тя по Бо́зе и Богоро́дице возлага́ем, но бу́ди нам помо́щник и покрови́тель во спасе́ние, да, твои́ми моли́твами получи́вше благода́ть и ми́лость от Го́спода, просла́вим Человеколю́бие Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго Бо́га, и твое́ свято́е заступле́ние, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 2‑я
О, Христо́в уго́дниче, святы́й челове́че Бо́жий Алекси́е! При́зри ми́лостивно на нас, раб Бо́жиих (имена), и простри́ моли́твенно ко Го́споду Бо́гу честни́и ру́це твои́, и испроси́ нам от Него́ оставле́ние согреше́ний на́ших во́льных и нево́льных, ми́рную и христиа́нскую жития́ кончи́ну и до́брый отве́т на Стра́шнем суде́ Христо́ве. Ей, уго́дниче Бо́жий, не посрами́ упова́ния на́шего, е́же на тя, по Бо́зе и Богоро́дице, возлага́ем; но бу́ди нам помо́щник и покрови́тель во спасе́ние; да твои́ми моли́твами получи́вше благода́ть и ми́лость от Го́спода, просла́вим человеколю́бие Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ свято́е заступле́ние, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Акафист преподобному Алексию, человеку Божию
Кондак 1
Избранный угодниче Христов, свыше нареченный человече Божий, святе Алексие, похвальное пение приносим ти, любовию чтущии твоя подвиги, терпение и многострадание, имиже Богу угодил еси и явился еси равноангелен на земли; ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед свобождай, да зовем ти:
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Икос 1
Ангел земный и человек небесный был еси, Алексие блаженне, от младых бо лет жития твоего чистоту души и тела соблюл еси и Христу любовию усердною последовал еси, Егоже взыскуя, вся красная мира сего оставил еси и достигл еси совершенства духовнаго. Сего ради слышиши от нас сия достодолжныя тебе похвалы:
Радуйся, ветхаго Рима рождение; радуйся, безчадных родителей неплодия разрешение.
Радуйся, молитв усердных плод богодарованный; радуйся, от младенчества на богоугождение свыше предызбранный.
Радуйся, в страсе Божием добре воспитанный; радуйся, Закону Господню верно наученный.
Радуйся, о небесных паче, неже о земных, помышлявый; радуйся, самоотвержение чудное показавый.
Радуйся, чистоту девственную Христа ради непорочно сохранивый; радуйся, обручницу, красотою цветущую, Иисуса ради оставивый.
Радуйся, мудрый странниче, отечества горняго взыскавый; радуйся, Божий избранниче, вся прилоги мира, плоти и диавола победивый.
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Кондак 2
Видев непостоянство красот мира сего, тлению причастных, Алексие богомудре, возлюбил еси блага нетленная вечная, Христом обетованная во Евангелии верным рабом Его; сего ради дом родителей твоих и все богатство их оставил еси, нищету же вольную избрал еси, да Христу угоден будеши и возможеши невозбранно пети Ему: Аллилуиа.
Икос 2
Разумел еси добре, Алексие блаженне, яко живя в мире, в супружестве и богатстве, неудобь обрящеши спасение; темже торжеству брачному приспевшу, ты брака внезапно уклонился еси, предпочитая в девственней чистоте Богу благоугождати. О сем дивимся и тебе зовем хвалебно:
Радуйся, Христов любителю, мрежею любве к миру сему неуловленный; радуйся, Иисусов последователю, плоти угождения избежавый.
Радуйся, высотою подвига твоего ангелы удививый; радуйся, крепостию произволения твоего демоны посрамивый.
Радуйся, град отечествия твоего оставивый, да Вышняго Града наследие обрящеши; радуйся, в путь далекий и многоскорбный потекий, да пути спасительнаго причастник будеши.
Радуйся, нищету самоизвольную себе усвоивый; радуйся, гладом и жаждею многажды томимый.
Радуйся, в молитвах деннонощных пребывавый; радуйся, слезами умиления лице твое орошавый.
Радуйся, терпения столпе непоколебимый; радуйся, веры адаманте крепкий.
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Кондак 3
Силою Божиею укрепленный, путь далекий совершил еси и града Едеса достигл еси, Алексие достохвальне, в немже, яко един от нищих, пребывал еси в злострадании и нищете, ко храму Божию выну приметаяся и молитвы усердныя со многими слезами принося Христу, Царю и Богу, зовый: Аллилуиа.
Икос 3
Имел еси, святче Божий, небо покровом и землю одром упокоения, рубища же убогая одеянием многоподвижному твоему телу, зноем опаляему и мразом померзаему, емуже ни малаго угождения не попускал еси, да не возобладает плоть над духом твоим, любовию ко Господу пламеневшим. В таковем подвизе твоем едино утешение Христа имел еси, Иже и нам внушает вопити тебе:
Радуйся, от запада на восток пришедый взыскати Солнца Правды, Свет Невечерний; радуйся, Того во глубине твоего боголюбиваго сердца обретый.
Радуйся, светильниче Божественнаго сияния, мира концы озаривый; радуйся, твоими христопоследовательными стопами Едес освятивый.
Радуйся, правило веры истинныя; радуйся, образе нищеты духовныя.
Радуйся, в души твоей добродетели высокия возрастивый; радуйся, целомудрия сокровище драгое сохранивый.
Радуйся, Евангелия Христова добрый хранителю; радуйся, заповедей Иисусовых усердный исполнителю.
Радуйся, на земли небесно поживый; радуйся, Богу совершенно угодивый.
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Кондак 4
Бурю страстей юношеских воздержанием укротил еси, святе Алексие, и постом сугубым увядил еси красоту лица твоего; темже возсия в души твоей нетленная красота благодатнаго безстрастия, благоугодная краснейшему паче сынов человеческих Христу, Емуже во умерщвленнем телеси сладце воспевал еси песнь хвалы и благодарения: Аллилуиа.
Икос 4
Слышав клирик церкве Едесския в видении глас от иконы Богоматере, человеком Божиим тя нарицающ, достойным Царствия Небеснаго, егоже молитва, яко кадило благовонное, восходит пред Лице Божие, и повелевающ ввести тя внутрь церкве от притвора, идеже нищетно пребывал еси, удивися зело таковей святости твоей, Алексие богоблаженне, и введ тя в церковь Господню, ублажаше тя звании сими:
Радуйся, Духа Святаго жилище, преукрашенное чистотою; радуйся, Божия благодати приятелище, сияющее добродетелей красотою.
Радуйся, Божия Матере словесы похваленный; радуйся, Царицею небесе и земли человеком Божиим наименованный.
Радуйся, имя новое и таинственное от Владычицы мира получивый; радуйся, смирением высокая стяжавый.
Радуйся, нищетою богатство нетленное снискавый; радуйся, почесть вышняго звания достойно восприявый.
Радуйся, молитв благоприятное кадило; радуйся, Царствия Горняго ревностный искателю.
Радуйся, в притворе церковнем дни и нощи молитвенно провождавый; радуйся, внутрь храма Божия повелением Богоматере честно введенный.
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Кондак 5
Боготечней звезде уподобился еси, Алексие святе, егда избегая славы человеческия, от Едеса удалился еси во иныя страны, обаче Божиим Промыслом корабль, на немже плыл еси, ко отечественному твоему граду Риму принесеся. Ты же, познав в сем волю Господню тамо тебе подвизатися, притекл еси к дому родителей твоих, и, яко един от нищих, у врат его водворился еси, слезами омывая лице твое и вопия ко Господу: Аллилуиа.
Икос 5
Видев тя боголюбивый родитель твой, святе Алексие, странна и нища образом, милосердова о тебе и хижину малу повеле соорудити тебе у врат своего дома, в нейже питаше тя Христа ради, отнюд не познавая в тебе своего сына; ты же, нищетно в доме родительстем пребывая, всякую нужду странническую и поношение нищенское претерпел еси, подвизая ны благохвалити тя сице:
Радуйся, мужество великое показавый; радуйся, в терпении мнозем преуспевый.
Радуйся, в доме родителей твоих незнаемь пребывавый; радуйся, скорбь их о лишении твоем всегда созерцавый.
Радуйся, сетования отца твоего слышавый; радуйся, слезы матере твоея видевый.
Радуйся, плач обручницы твоея познавый; радуйся, сердце твое сими болезненно уязвливый.
Радуйся, поношения и укоризны от слуг родителей твоих незлобно восприявый; радуйся, биения и заушения от них молчаливо переносивый.
Радуйся, за обидевшия тя непрестанно Бога умолявый; радуйся, самоизволен мученик воистину бывый.
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Кондак 6
Проповедник евангельския кротости был еси, святе Алексие, образом жития твоего многотерпеливаго всем показуяй, яко вся возможна человеку о укрепляющем Бозе, Егоже силою в немощней плоти великия подвиги совершил еси и многая страдания претерпел еси любве ради Христовы, достойно и праведно воспевая Пресвятей Троице серафимскую песнь: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси в древнем Риме необычайными подвиги твоими, Алексие блаженне, и сими озарил еси благодатно всю Церковь Христову: кто бо не умилится, слыша твое пачеестественное терпение и многая злострадания, в доме родителей твоих восприятая самоизвольно, и како, наследник сый того дома, от слуг его укоризны и раны преносил еси радостно. Сего ради приносим ти от усердия нашего сия песноглашения:
Радуйся, великий угодниче Христов, в мире премирно поживый; радуйся, равноангельный слуго Господень, многоболезненно жизнь твою препроводивый.
Радуйся, безчестие в славу себе вменивый; радуйся, раны на теле твоем терпеливо носивый.
Радуйся, ланиты твоя от заушений не уклонивый; радуйся, плещи твоя на ударения предавый.
Радуйся, оплевания христоподражательно принимавый; радуйся, молчанием на укоризны отвещавый.
Радуйся, во Христе утешение едино обретавый; радуйся, воспоминанием крестных страданий Иисусовых скорби твоя услаждавый.
Радуйся, великодушный многострадальче; радуйся, добропобедный подвижниче.
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Кондак 7
Хотение едино имел еси, человече Божий, еже благоугождати Богу; темже вся временная в уметы вменил еси и, наследник многаго богатства быв, сие оставил еси, нищ и странен пребывая, в родительстем доме непознаваем и зело уничижаем, присно воздыхая ко Господу и слезно моляся, да сподобит тя в стране блаженства вечнаго пети Ему со святыми: Аллилуиа.
Икос 7
Ново и необычайно течение совершил еси жития твоего, святе Алексие, среди мира чуждо мирских пристрастий и всякия скверны греховныя; темже приял еси в души твоей боговедения дар совершен и был еси одушевленный храм Трисияннаго Божества, в немже Христос со Отцем и Духом обитель Себе сотвори, нас же научи звати тебе:
Радуйся, ангелов подобниче и человеков красото; радуйся, ризу душевную девства чистотою убеливый.
Радуйся, в радость Господа твоего вшедый; радуйся, добровольною нищетою превозвышенный.
Радуйся, терпением твоим с многострадальным Иовом сравнивыйся; радуйся, уничижением твоим евангельскому Лазарю подражавый.
Радуйся, болезньми многими здравие души стяжавый; радуйся, страданьми неисчетными Царствие Христово приобретый.
Радуйся, ветхаго Рима благодатное обновление; радуйся, Церкве Христовы Божественное удобрение.
Радуйся, обетований Иисусовых наследниче; радуйся, Пресвятыя Троицы таинниче.
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Кондак 8
Странник и пришлец был еси во граде отечествия твоего, святе, выну взыскуя Вышняго Града, Иерусалима Небеснаго; егдаже приспе время отшествия твоего к Богу, ты на хартии тайну жития твоего начертал еси, в познание твоим родителем, и неослабно пребывал еси в подвизех поста и молитвы, приуготовлялся ко исходу умиленным пением Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Весь в Бозе быв, Алексие святе, молитве бывшей на устах твоих, предал еси праведную душу твою в руце Божии мирно и безмятежно, яко уснул еси; смерть бо тебе воистину упокоение бысть от страданий и подвигов непрестанных и прехождение от худшаго на лучшее. О таковем блаженнем успении твоем мы, радующеся, сия прикладныя тебе приносим глаголы:
Радуйся, святче Божий, свято и праведно жизнь земную совершивый; радуйся, во благоухании святыни сном смертным опочивый.
Радуйся, на лоно Авраама ангелы несенный; радуйся, пением неземным от святых Небожителей встреченный.
Радуйся, венцем безсмертныя жизни от Господа увенчанный; радуйся, во обители райския со славою восприятый.
Радуйся, Пресветлое Лице Владыки Христа выну созерцаяй; радуйся, Пресвятей Троице Трисвятую песнь немолчно возглашаяй.
Радуйся, Создателя горних и дольних молитвами твоими умилостивляяй; радуйся, весь мир христианский предстательством твоим объемляй.
Радуйся, ангелов и человеков радование; радуйся, почитающим святую память твою верный ходатаю.
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Кондак 9
Вси людие римстии в трепет приидоша, слышавше глас в соборней церкви града своего, во время Божественныя Литургии свыше от олтаря глаголющ и повелевающ поискати тя, человече Божий, да молитв твоих сподобятся. Темже во удивлении и ужасе бывше, молитвенно возопиша они ко Господу, да явит им тебе, Своего избранника, зовуще дивному во святых Своих Владыце: Аллилуиа.
Икос 9
Витийство человеческое не довлеет к похвалению тебе, святе Алексие, свыше похваленному Гласом Божественным, Егоже извещением людие римстии обретоша тя, мертва лежаща на одре, с хартиею на лице, еже сияше солнцеподобными лучами, и благоухание велие исхождаше от многоподвижнаго твоего телесе. Темже обретением твоим обрадовани, царь, святитель и весь народ возгласиша тебе:
Радуйся, светлая луче Трисолнечнаго Света, оживляющаго весь мир; радуйся, деннице, возшедшая просвещати Церковь Христову многими чудесы.
Радуйся, святости и чистоты крине благоуханный; радуйся, дарований Божественных сокровище.
Радуйся, родителем твоим хартиею себе явивый; радуйся, плач их горестный на сладостный преложивый.
Радуйся, седины отца твоего прославлением твоим прославивый; радуйся, слезы матере твоея благодатно вознаградивый.
Радуйся, честную обручницу твою, верность тебе сохраньшую, духовно утешивый; радуйся, весь народ римский обретением твоим зело возвеселивый.
Радуйся, исцеления чудесная от святых мощей твоих обильно источивый; радуйся, на небеси и на земли почесть посмертную достойно восприявый.
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Кондак 10
Спастися хотящим пример благий житие твое, святе Алексие, имже вся ны поучаеши отрешатися сует мира, искати же едино на потребу, еже есть богоугождение. Помози убо нам, человече Божий, в сем тебе подражати, укрепи немощное произволение наше, вдохни в нас мужество душевное, украси нас добродетельми и яви быти наследники Царствия Небеснаго, да с тобою на земли живых воспоем Создателю нашему: Аллилуиа.
Икос 10
Царя Небеснаго Христа верный последователь был еси, Алексие блаженне, егоже Страшному Престолу ныне предстоиши во славе небесней, о нейже мы, земнии и перстнии, ниже помыслити можем; обаче любовию усердною к тебе понуждаеми, мысленно созерцаем тя, горе за ны молящагося пред лицем Божиим, и бренными усты возсылаем ти пение таковое:
Радуйся, верно чтущим тя скорый помощниче; радуйся, молитвенно призывающих тя усердный заступниче.
Радуйся, праведниче Господень, Егоже Правда возсия немерцаемо; радуйся, соль земли, яже никогдаже обуяет.
Радуйся, добрыми делы твоими Бога прославивый и человеки удививый; радуйся, житием твоим ангелы возвеселивый и духи тьмы посрамивый.
Радуйся, Горняго Мира украшение; радуйся, дольняго мира защищение.
Радуйся, Рима славо и похвало; радуйся, христианскаго рода возвышение.
Радуйся, в чудесех просиявый; радуйся, в милостех неистощимый.
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Кондак 11
Пение надгробное со славою тебе сотвориша, святе Алексие, царь, святитель и весь народ римский, родителем твоим и обручнице твоей, возследующим честному твоему гробу, несенному благолепно в соборную церковь, от негоже чудес множество источил еси: слепии прозираху, разслабленнии укрепляхуся, недужнии здрави бываху прикосновением к мощем твоим святым, воеже всем видящим таковая возглашати Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светло и радостно бысть погребение твое, человече Божий, светел бо лицем возлежал еси во гробе и благоухание сладостное испущал еси от нетленнаго твоего телесе, сими знаменуя светлость немерцающую святыя твоея души, в воню благоухания Христова притекшия и мира Божественнаго преисполненныя, от еяже полноты и в наша души подаждь даяние благодатное, да со утешением духовным тебе возопием:
Радуйся, свеще неугасимая, в молитвах к Богу горе возжженная; радуйся, лампадо златая, елеем милости долу живущих умащающая.
Радуйся, алавастре драгий, миро целебное болящим источаяй; радуйся, реко многоводная чудес.
Радуйся, иночествующим наставниче добраго подвига; радуйся, в мире живущим образе богоугождения.
Радуйся, зерцало чистое праведнаго жития; радуйся, пристанище благоотишное по Бозе упование на тя возложивших.
Радуйся, врагов невидимых крепкий противоборче; радуйся, ищущим спасения душевнаго благий споспешниче.
Радуйся, от небесных высот к земнородным милостивно приникаяй; радуйся, чтущих тя прошения скоро исполняяй.
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Кондак 12
Благодать и милость испроси нам у Христа, Царя и Бога нашего, Алексие достохвальне; вемы бо, яко много может молитва твоя пред Лицем Его, и благоуветливо преклоняется Он к молению твоему. Темже усердно к тебе прибегаем и смиренно просим: окорми нас предстательством твоим в тихое пристанище Христово и сподоби наслаждатися нетленныя радости святых, немолчно вопиющих славословия песнь Триединому Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще подвиги многострадальнаго и предивнаго жития твоего, человече Божий, хвалим, славим и ублажаем тя усердною любовию, яко небеснаго многомощнаго предстателя нашего; ты же, святе, данною ти свыше благодатию нас, грешных и мрачных, освяти, просвети и настави вопити тебе неосужденно:
Радуйся, Востока незаходимаго присносияющая заре; радуйся, вселенную твоими чудесы исполнивый.
Радуйся, мощами твоими преславно чудотворяй; радуйся, образми подобия твоего предивная совершаяй.
Радуйся, болящих безмездный врачу; радуйся, скорбящих благий утешителю.
Радуйся, унывающих благодатное ободрение; радуйся, изнемогающих внезапное укрепление.
Радуйся, бедствующим на помощь ускоряяй; радуйся, от жития отходящим заступление твое многомощное являяй.
Радуйся, радости духовныя боголюбивым душам подателю; радуйся, благ временных и вечных усердный нам у Господа просителю.
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Кондак 13
О, святый и богопрославленный человече Божий Алексие! Тебе, горе за ны молящемуся пред Престолом Господа Славы, мы грешнии, долу живущии, сие малое приносим пение, молимся от всея души и от всего помышления: молитвами твоими испроси нам у Христа Бога прощение согрешений и по кончине нашея жизни приятие в блаженныя обители Небеснаго Царствия, да с тобою во веки поем Ему: Аллилуиа.
[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]
[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]
Икос 1
Ангел земный и человек небесный был еси, Алексие блаженне, от младых бо лет жития твоего чистоту души и тела соблюл еси и Христу любовию усердною последовал еси, Егоже взыскуя, вся красная мира сего оставил еси и достигл еси совершенства духовнаго. Сего ради слышиши от нас сия достодолжныя тебе похвалы:
Радуйся, ветхаго Рима рождение; радуйся, безчадных родителей неплодия разрешение.
Радуйся, молитв усердных плод богодарованный; радуйся, от младенчества на богоугождение свыше предызбранный.
Радуйся, в страсе Божием добре воспитанный; радуйся, Закону Господню верно наученный.
Радуйся, о небесных паче, неже о земных, помышлявый; радуйся, самоотвержение чудное показавый.
Радуйся, чистоту девственную Христа ради непорочно сохранивый; радуйся, обручницу, красотою цветущую, Иисуса ради оставивый.
Радуйся, мудрый странниче, отечества горняго взыскавый; радуйся, Божий избранниче, вся прилоги мира, плоти и диавола победивый.
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Кондак 1
Избранный угодниче Христов, свыше нареченный человече Божий, святе Алексие, похвальное пение приносим ти, любовию чтущии твоя подвиги, терпение и многострадание, имиже Богу угодил еси и явился еси равноангелен на земли; ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед свобождай, да зовем ти:
Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.
Молитва
О, великий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на Небеси Престолу Господню предстояй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостиво на предстоящия святей иконе твоей люди, умиленно молящияся и просящия от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, всем же, чтущим тя, мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на страшнем Суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение, да, твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь Алексию, человеку Божию
глас 4
Возвы́сився на доброде́тель и ум очи́стив,/ к жела́нному и кра́йнему дости́гл еси́,/ безстра́стием же украси́в житие́ твое́/ и поще́ние изря́дное восприи́м со́вестию чи́стою,/ в моли́твах, я́ко безпло́тен, пребыва́я,/ возсия́л еси́, я́ко со́лнце, в ми́ре,// преблаже́нне Алекси́е.
Перевод: Возвысившись в добродетели и очистив ум, ты достиг Желанного и Высочайшего (Христа), украсив же бесстрастием свою жизнь и с чистой совестью приняв на себя подвиг особого поста, в молитвах пребывая как бесплотный ангел, ты воссиял как солнце в мире, преблаженный Алексий.
Вернуться к списку