- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Преподобномученик Сергий (Гуськов)
Сергий (Гуськов) (1875 — 1930), иеромонах, преподобномученик (местночтимый святой Казанской епархии).
Память 14 января (в день памяти преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных).
В миру Гуськов Павел Иванович, родился в 1875 году в благочестивой крестьянской семье. Брат монахини Варвары (Гуськовой Веры). Окончив сельскую школу, Павел помогал отцу по хозяйству и мечтал о монашестве.
1 мая 1898 года поступил в Раифскую пустынь послушником.
18 июня 1906 года принял постриг.
В 1909 году рукоположен в сан иеродиакона.
15 апреля 1910 года рукоположен в сан иеромонаха.
Указом Духовной Консистории от 12 февраля 1914 г. о.Сергий был утвержден в должности ризничего.
В сентябре 1918 г. по ходатайству братии временно исполняющим обязанности настоятеля был утвержден о.Сергий, которому пришлось руководить монастырской жизнью в тяжелейший для святой обители период. Службы проходили в разграбленных храмах, стены которых снаружи были изрыты шрапнелью, а изнутри осквернены дерзкими руками безбожников, уже в 1918 г. содравших серебряные оклады с икон. Монастырское хозяйство было разграблено почти полностью, и только ризница, благодаря о.Сергию, была сокрыта от кощунников и сохранена почти в целости. Даже после июля 1920 г., когда настоятелем пустыни стал архимандрит Феодосий (Лузгин), о.Сергий несколько раз исполнял обязанности настоятеля (в период отъездов о. Феодосия)
После закрытия монастыря (в июне 1928 г.) крестьяне окрестных с Раифой сел организовали общину, куда вошло семеро из 30-ти бывших насельников монастыря. Приходской церковью стала Раифская церковь обители. О.Сергий поселился в д. Бело-Безводная. Несмотря на закрытие пустыни, влияние монашества в Раифе оставалось по-прежнему велико. К инокам приходили крестьяне со всей Татарии, из Чувашии и Марии. Большинство Раифских монахов не переставало совершать Таинства, исповедовать, крестить, отпевать и даже служить Литургию (иной раз в приходской церкви, иной раз — у себя дома).
В мае 1929 г. в ТатЦИКе прошли консультации с представителями НКВД и КазРИКа о судьбе Раифской пустыни и бывших ее насельников. Вскоре последовали первые аресты под предлогом того, что многие из монахов прятали от изъятия церковную утварь, которая принадлежит государству. Нашлись и те, кто указал на о.Сергия и его сестру, монахиню Варвару. В результате обысков ГПУ изъяло у о.Сергия церковные облачения, а у других насельников и крестьян кресты, церковные сосуды и облачения. О.Сергий был арестован и допрошен. Он свидетельствовал: «Чашу (для Св.Причастия) не отдал еще и потому, что по религиозным соображениям я ее отдать лично не могу».
20 декабря 1929 г. о.Сергий был неожиданно для него освобожден под подписку о невыезде. Это была продуманная властью акция с целью успокоить возмущение крестьян по причине ареста о.Сергия и заодно выяснить отношение к этому других Раифских монахов. Один сельский активист докладывал по поводу ареста о.Сергия:
«Когда он (о.Сергий) сидел, в церкви была распространена провокация, что Сергия в ГПУ били и потом расстреляли. Верующие распустили эти разговоры по деревне, и многие крестьяне возмущались жестокостью власти, до тех пор, пока Сергия не выпустили. Эта провокация — дело рук монахов»
Справиться с влиянием монашества на крестьян власти не смогли и решили организовать крупномасштабную акцию.
23 января 1930 г. в д. Бело-Безводной состоялись первые аресты: были арестованы все проживавшие в ней на поселении монахи и несколько церковников, всего 19 человек. Арестованный вместе с сестрой, монахиней Варварой, о.Сергий был препровожден в Казань и допрошен.
Выяснив, что монахи, даже лишенные возможности жить в родной обители, продолжают оказывать значительное влияние на крестьян, отвергавших всякую антирелигиозную пропаганду и не спешивших вступать в колхозы, власти решили выдвинуть против иноков сразу три обвинения: в агитации против мероприятий сов. власти, в убийстве семи красноармейцев в 1918 году (хотя никто из Раифских монахов не принимал в этом участия и вины их не было никакой) и сокрытии монастырского имущества.
20 февраля 1930 года вместе с другими иноками был осужден тройкой при ПП ОГПУ Татарской АССР, приговорен к расстрелу.
Ни угрозы следователей, ни жестокое тюремное обращение не сломили о.Сергия. После расстрела пятерых мучеников (5 апреля) о.Сергия терзали еще несколько месяцев. Как ризничего закрытой обители, к тому же неоднократно исполнявшего обязанности настоятеля, его допрашивали с особым пристрастием, применяя для этого пытки, добиваясь от него «признания», где спрятана монастырская ризница, но так ничего и не узнали от него.
10 августа 1930 года был расстрелян. Рассказывали, что когда о.Сергия вывели из камеры для приведения приговора в исполнение, т.е. на расстрел, то, прежде крепкий, о.Сергий не мог самостоятельно двигаться и его волокли под руки два конвоира.
В 1996 г. был причислен к лику местночтимых святых Казанской епархии.
Литература:
Новые преподобномученики Раифские. М., 1997. С.3-10,14,17-18,24.
Журавский А. Новомученики Казанские// Благая весть (Казань). 1994. N1. С.4.
Источник: tatmitropolia.ru
Вернуться к списку