- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Преподобная Димитра Киевская, Силистринская
Димитра Киевская, Силистринская (1810 - 1878), монахиня, основательница киевской Введенской женской общины, преподобная, местночтимая святая Украинской Православной Церкви.
В миру Матрона Александровна Егорова, родилась в 1810 году в Силистре (Болгария).
Переселилась с семьей в Бессарабию.
О её муже, Иване Егорове, известно только, что он был военным и дослужился до чина капитана, погиб в Крымской войне 1853-1856.
Матрона Александровна участвовала в обороне Севастополя (1855-1856), ухаживала за ранеными, была ранена в плечо и контужена, но отказалась покинуть передовую.
После завершения Крымской войны в сентябре 1856 года поселилась в Киеве на ул. Рыбальской. Вела благочестивую и скромную жизнь, оградив себя от всякого излишества, довольствовалась самым необходимым.
Она познакомилась с митрополитами Киевскими Исидором (Никольским), Арсением (Москвиным) и Филофеем (Успенским), последний был особенно благосклонен к ней.
Митрополит Исидор предложил Матроне Александровне возложить на себя труд по устройству общины, которая смогла бы облегчить горькую участь многих бедных и бесприютных женщин. Эта мысль нашла живейший отклик в её душе ещё и потому, что со времени гибели мужа она хотела в память о нём и на поминовение его души устроить что-либо полезное для ближнего. С благословения и помощью митрополита Исидора Матрона Александровна в январе 1860 года купила двухэтажный с мезонином деревянный дом на Рыбальской улице, который предназначался, в соответствии с её планами, для будущей обители. Для размещения будущей киевской общины необходимы были здания. В течение нескольких лет М. А. Егорова вела переговоры с владельцами соседних усадеб о возможности продажи в её собственность домов и земельных участков. В сентябре 1869 года надворный советник Яков Семенович Язев согласился продать госпоже Егоровой свой фруктовый сад и участок земли (площадью 288 кв. саж.) на Рыбальской улице. В течение последующих восьми месяцев (с августа 1871 по март 1872 года) Матрона Александровна смогла увеличить размеры своего земельного владения, присоединив к нему ещё один участок, купленный у жены протоиерея Марии Григорьевны Ждановой, и часть усадьбы (площадью в 160 кв. саж), принадлежавшей купчихе Софье Станковой. В ноябре 1872 года М. А. Егорова купила деревянный с мезонином особняк с флигелями и другими хозяйственными постройками на Московской улице под № 40. В январе 1876 года она купила дом, расположенный на углу Московской и Рыбальской улиц. Это объёмное двухэтажное каменное здание, построенное в начале ХІХ века, акцентировало перекресток улиц и заметно выделялось на фоне деревянной застройки квартала. Впоследствии именно в этом доме были устроены две церкви Введенской общины. Таким образом, Матрона Александровна Егорова стала владелицей большого участка земли с многочисленными постройками между улицами Рыбальской и Резницкой, занимавшего почти целый квартал на Печерске.
Матрона Александровна позаботилась о том, чтобы насельницы будущей обители могли спокойно жить и трудиться. Всю принадлежащую ей территорию она поделила на два больших участка, искусственно отделявшихся друг от друга рядом зданий и забором. В домах, расположенных с обеих сторон от углового дома на Московской улице, предполагалось разместить призреваемых стариц и сестёр общины. На этой территории находился также обширный сад и многочисленные хозяйственные службы, необходимые для жизнеобеспечения обители. На прилегающем участке Матрона Александровна заранее определила несколько домов и флигелей, пригодных для жилья, и стала сдавать их внаём, чтобы получать дополнительный доход в обеспечение будущей общины.
14 мая 1876 года она составила завещание, в котором поведала о намерении создать женскую общину.
В последние годы жизни приняла тайный постриг с именем Димитра, в честь великомученика Димитрия Солунского, но время и место пострига неизвестны. В дневниках митрополит Исидор называл Егорову монашеским именем.
После смерти Киевского митрополита Арсения многие полагали, что Киевскую кафедру займёт архиепископ Херсонский Платон (Городецкий). Незадолго до назначения нового митрополита Матрона Александровна рассказала владыке Исидору о своем сне. Позже, в 1882 году, вспоминая об этом, Исидор записал в своём дневнике:
"Димитра видела во сне, будто была в комнатах митрополита Киевского. Навстречу ей вышел из гостиной в белом клобуке совершенно незнакомый ей архиерей, высокий ростом, худой лицом, сутуловатый, и пригласил её в гостиную. В то же время она передала мне об этом, и через несколько дней узнала о назначении Филофея, который совершенно соответствовал её описанию, хотя она до этого его никогда не видела".
27 июня 1877 года Димитра подала прошение на имя митрополита Киевского Филофея (Успенского) об учреждении в границах её владений общины "для малообеспеченных женщин православного вероисповедания и призрения престарелых вдов в количестве 33-х, в соответствии с возможностями по их содержанию". В прошении она писала, что, проживая в Киеве с 1856 года, видела "много примеров безотрадной жизни престарелых вдов и сирот, не имеющих ни надёжного крова, ни обеспечения средств к пропитанию, и, несмотря на все лишения, постоянно пребывающих в Киеве, по приверженности к святыне чудотворного образа Божией Матери и мощей угодников Божиих". Благочестивые чувства подобных страдалиц побудили её "изыскивать средства, чтобы доставить им спокойное жилище, необходимое пропитание". В пользу общины она пожертвовала принадлежащие ей земельные участки и несколько смежных домов с хозяйственными постройками, общей стоимостью около 100 тысяч рублей. Она отмечала, что наследников и родственников у неё нет, поэтому на недвижимость никто претензий в будущем предъявить не сможет. Учредительница пожертвовала также неприкосновенный капитал в виде ценных бумаг на сумму 21 тысячи рублей, который был помещён в казнохранилище Киево-Печерской лавры. В обращении к митрополиту Филофею она просила предоставить ей возможность жить в общине "с тем только, чтобы мне, достигшей уже 68-летнего возраста, для жительства на оставшиеся дни моей жизни уделено было небольшое помещение в той же общине". Из этих строк следует, что учредительница не предполагала сама возглавить общину. К прошению на имя митрополита был приложен устав, составленный на основе общего положения о женских религиозных общинах в России. 4 марта 1878 года император Александр II подписал указ об учреждении в Киеве Введенской женской общины.
Во время русско-турецкой войны (1877-1878) Димитра предоставляла один из своих домов для лазарета и полностью взяла на себя заботу об обеспечении раненых.
После отправки всех документов в Синод она выехала в Санкт-Петербург, где оформляла необходимые бумаги, заказывала художнику В. М. Пешехонову иконы для иконостасов будущих храмов обители. В Петербурге она снимала небольшую квартиру на Невском проспекте, на втором этаже дома № 171, принадлежащего Александро-Невской лавре и расположенного недалеко от монастыря.
Зимой 1878 года матушка Димитра занемогла. Последнее время она часто болела, давало о себе знать севастопольское ранение, мучили постоянные приступы головных болей.
Скончалась вечером 9 марта 1878 года в Санкт-Петербурге, на 68-м году жизни. В медицинской справке было написано, что смерть наступила вследствие апоплексического удара. Погребение состоялось 13 марта 1878 года в Александро-Невской Лавре, в "палатке" при Феодоровской церкви, впредь до распоряжения о перевезении тела покойной в Киев. Вскоре по проекту Димитры и киевского инженера А. И. Рубана в киевской общине под Введенским храмом была устроена церковь великомученика Димитрия Солунского (освящена 17 июня 1879), у южной стены которой 8 августа 1878 г. перезахоронили останки матушки Димитры.
Ежегодно в день кончины Димитры и 26 октября, в праздник великомученика Димитрия, в Димитриевской церкви общины Киевские митрополиты или архимандриты Киево-Печерской лавры совершали литургии и панихиды у могилы основательницы. В Санкт-Петербурге в эти дни служились панихиды в крестовой Успенской церкви в митрополичьем доме Александро-Невской лавры.
Митр. Исидор (Никольский) в дневнике (9 марта 1884) упоминал, что неоднократно уже после кончины Димитра являлась во сне архимандриту Исаие (Бунину) и что "он видел её всегда весёлой, быстрой и в белом одеянии". По воспоминаниям архиепископа Тверского Саввы (Тихомирова), в одном из сновидений архимандриту Исаие Димитра предсказала избрание на Московскую кафедру архиепископа Варшавского Леонтия (Лебединского).
В 1885 году из Андреевского скита Афона на могилу Димитры был доставлен крест, а из Болгарии прислана белая надгробная мраморная плита с надписью: "Основательница Киевской Введенской Общины Димитра Александровна Егорова. Родилась в Силистрии 1810 г., скончалась 9 марта 1878 г."
В 1901 г. Введенская община была преобразована во Введенский общежительный монастырь, после повторного закрытия которого в 1960 г. мощи Димитры перезахоронены на Зверинецком кладбище Киева. В 1992 г. Введенская церковь монастыря была передана Украинской Православной Церкви. Указом Синода УПЦ от 6 декабря 1996 г. монастырь был возобновлён как мужской. Незадолго до этого мощи святой Димитры были обретены, и 21 августа 1996 г. по благословению митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) перенесены во Введенскую обитель. При обретении и освидетельствовании мощей комиссия установила, что нетленными пребывали голова и верхняя часть тела. Под светским платьем Димитры обнаружен монашеский параман, а само тело было обёрнуто мантией, на лицо был возложен наличник.
Отмечены случаи исцеления по молитвам у мощей Димитры.
18 апреля 2008 г. постановлением Священного Синода Украинской Православной Церкви Димитра (Егорова) была причислена к лику местночтимых святых.
Вернуться к списку