- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Мученик Василий Иванов
Мученик Василий родился в 1869 году в городе Москве в семье кузнеца Сергея Иванова. Окончив школу, Василий стал по примеру отца кузнецом. Его кузнечная мастерская была по тем временам достаточно значительной, в ней постоянно работало около десяти человек. Кроме того, у Василия Сергеевича был собственный дом в двадцать четыре квартиры, которые он сдавал, что приносило ему вместе с кузницей достаточный доход. Кузницей он владел до 1930 года, когда стал работать кузнецом в артели. Но не материальные средства были важны для него — заработанные ли тогда, когда он был домовладельцем и владельцем кузницы, или когда он сам стал наемным рабочим-кузнецом, — а спасение души. Несмотря на жестокие гонения, которые развернула против Церкви безбожная власть, Василий Сергеевич не побоялся стать старостой храма.
Узнав, что он не только бывший домовладелец, но и церковный староста, который поддерживает связи с высланными крестьянами, сотрудники ОГПУ под предлогом, что Василий Сергеевич будто бы ведет среди прихожан и жильцов дома контрреволюционную агитацию, 26 марта 1932 года арестовали его и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве.
Отвечая на вопросы следователя, Василий Сергеевич сказал:
— Я, находясь в церковном совете, исполнял обязанности церковного старосты. В жизни церкви я принимаю активное участие как истинно верующий христианин.
— Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении? — спросил следователь.
— Нет, не признаю.
В качестве свидетеля был вызван житель дома, он показал: «Иванова я знаю с 1916 года. Я переехал в этот дом, когда Иванов был владельцем этого дома... Иванов человек очень скрытный, безусловно, настроен против советской власти... принимает активное участие в церковных делах, его посещают иногда попы, но больше он сам ходит к попам»
[1]
.
22 июня 1932 года тройка ОГПУ приговорила Василия Сергеевича к трем годам ссылки условно; он был освобожден из-под стражи и вернулся домой. Жил он в то время в одной из квартир принадлежавшего ему когда-то дома на Большой Калитниковской улице. Расположенный рядом с домом на Калитниковском кладбище храм был захвачен обновленцами, и Василий Сергеевич был прихожанином и членом церковного совета храма Вознесения на Гороховской улице.
Во время разгрома Церкви в конце тридцатых годов, когда арестовывались не только священно- и церковнослужители, но и многие из верующих мирян, сотрудники НКВД составили справку, в которой писали, что Василий Сергеевич «среди населения распространяет контрреволюционные провокационные слухи о якобы имеющемся в СССР гонении на религию и духовенство и скорой гибели советской власти, а также проводит денежные сборы для оказания материальной помощи высланным за контрреволюционную деятельность духовенству и монашеству»
[2]
.
По этой справке Василий Сергеевич был 18 января 1938 года арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 28 января следователь во время допроса спросил:
— Чем вы занимаетесь в данное время?
— В последнее время я, как верующий человек, исправляю должность церковного старосты в церкви на Гороховской улице.
— Почему вы не участвуете в жизни церкви, которая расположена рядом с вами, и оказались... в церкви, которая расположена на противоположном конце города?
— Я принадлежу к течению православных христиан, церковь же, расположенная рядом со мной, принадлежит к течению обновленческому, которое я не признаю, а поэтому я оказался избранным в той церкви, в которой я бываю и которую признаю.
— У вас при обыске изъят альбом бывшей царской семьи Романовых. Кому принадлежит этот альбом?
— Альбом с портретами бывшего царя Николая Романова, а также и других членов бывшего царского дома Романовых принадлежит мне.
— В каких целях вы хранили у себя альбом с портретом бывшего царя и членов его семьи?
— Я по своим политическим убеждениям являюсь монархистом, что соответствует моему религиозному убеждению, так как Православная Церковь царя считает помазанником Божиим; из уважения к этому я и сохранял у себя портреты бывшего царя и членов его семьи.
— Ваше отношение к советской власти?
— Советскую власть я признаю, как власть всякую, и ей подчиняюсь.
— Вы полностью разделяете мировоззрение советской власти?
— Полностью мировоззрений советской власти я разделить не могу, поскольку я человек верующий, а советская власть — власть безбожная и отрицающая Бога.
— Что вы по данному вопросу говорили окружающим?
— Об отношении советской власти к религии я с окружающими ничего не говорил, потому что они сами видят, какое отношение советской власти к Церкви, религии и верующим.
— Следствие располагает данными, что вы среди окружающих распространяли контрреволюционные провокационные слухи о якобы имеющемся в СССР гонении на религию. Вы это подтверждаете?
— Я не отрицаю того, что считаю: со стороны советской власти на религию и верующих идет гонение, — но об этом я никому не говорил, это лишь мои внутренние убеждения.
— Вы выражали недовольство советской властью?
— Недовольство советской властью я не выражал.
— Следствию известно, что вы своим знакомым говорили, что советская власть всех разорила. Почему вы скрываете это от следствия?
— Я не говорил, что советская власть всех разорила.
3 февраля были допрошены два жителя дома, в котором жил Василий Сергеевич; они показали, что он «человек религиозный до фанатизма. Среди окружающих лиц распространял ложные контрреволюционные слухи о якобы имеющемся гонении на духовенство и верующих в Советском Союзе. Он говорил: “До чего мы дожили, за каждое слово сажают в тюрьму, а после подвергают пыткам; если ты верующий, то тебя за это также арестовывают и сажают в тюрьму, а после высылают в отдаленные места Советского Союза”»
[3]
.
14 февраля тройка НКВД приговорила Василия Сергеевича к расстрелу. Ктитор храма Вознесения на Гороховом поле Василий Сергеевич Иванов был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Февраль».
Тверь. 2005. С. 148-151
Мученик Василий (Иванов)
Февраля 4 (17)
Мученик Василий родился в 1869 году в городе Москве в семье кузнеца Сергея Иванова. Окончил городское училище. С ранних лет начал он обучаться кузнечному делу у своего отца и всю жизнь тоже проработал кузнецом. До революции 1917 года им была организована кузнечная мастерская, в которой трудилось десять человек. До 1920 года в его владении было два дома, которые он сдавал в аренду жильцам, – в этом году дома были национализированы. С 1925 года он сам стал их арендовать и арендовал до 1928 года. С 1925 по 1928 год у Василия Сергеевича была кузнечная мастерская, где работало два-три человека. Василий Иванов многие годы состоял членом церковноприходского совета храма Николы Студенцы, что на Таганской улице в Москве.
Василий Сергеевич был арестован 26 апреля 1932 года по обвинению в антисоветской деятельности и заключен в Бутырский изолятор в Москве. На допросе следователь ОГПУ Булыжников спросил его:
– Признаете себя виновным в предъявленном вам обвинении?
– Нет, не признаю.
Следователем был вызван в качестве свидетеля некто Самсонов, проживавший в одном доме с Василием Ивановым на Большой Калитниковской улице в Москве. Рассказав, что ему известно о жизни Василия, он закончил свои показания тем, что охарактеризовал его как человека, настроенного против советской власти, принимающего «активное участие в церковных делах, его посещают иногда попы, но больше он сам ходит к попам».
Постановлением тройки ОГПУ 22 июня 1932 года Василий Иванов был приговорен условно к высылке в Северный край сроком на три года. Несмотря на арест и заключение, Василий Сергеевич продолжал исполнять должность церковного старосты.
Во время очередных гонений на Русскую Православную Церковь в конце 1930-х годов, когда безбожные власти поставили своею целью физически уничтожить служителей Церкви и активных мирян, закрыть оставшиеся храмы, Василий Иванов был арестован 17 января 1938 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Справку на арест выписал тот же Булыжников, занимавший в это время должность начальника 8-го отделения НКВД. 28 января начались допросы.
– Чем вы занимаетесь в данное время? – спросил следователь.
– В последнее время я, как верующий человек, исправляю должность церковного старосты в церкви на Гороховской улице.
– Почему вы не участвуете в жизни церкви, которая расположена рядом с вашим домом, а оказались избранными в состав тройки в церкви, которая расположена на противоположном конце города?
– Я принадлежу к истинно-православным христианам, церковь же, расположенная рядом с моим домом, принадлежит к обновленческому течению, которое я не признаю, а поэтому я и оказался избранным в той церкви, в которой бываю и которую признаю.
– У вас при обыске изъят альбом с фотографиями бывшей царской семьи Романовых. Кому принадлежит этот альбом?
– Альбом с портретами бывшего царя Николая Романова, а также и других членов семьи бывшего дома Романовых принадлежит мне.
– В каких целях вы хранили у себя альбом с портретом бывшего царя и членов его семьи?
– Я по своим политическим убеждениям являюсь монархистом, что соответствует моему религиозному убеждению, так как Православная Церковь считает царя Помазанником Божиим. Из уважения к этому я и сохранял у себя портреты бывшего царя и членов его семьи.
– Ваше отношение к советской власти?
– Советскую власть я признаю, как и всякую власть, и ей подчиняюсь.
– Вы разделяете мировоззрение советской власти полностью?
– Полностью мировоззрений советской власти я разделять не могу, поскольку я человек верующий, а советская власть – власть безбожная, отрицающая вообще Бога.
– Что вы по данному вопросу говорили с окружающими?
– Об отношении советской власти к религии я с окружающими ничего не говорил, потому что они сами видят, какое отношение советской власти к Церкви, религии и верующим.
– Вы даете ложные показания. Следствие располагает данными, что вы среди окружающих распространяли контрреволюционные провокационные слухи о якобы имеющемся в СССР гонении на религию. Вы это подтверждаете?
– Я считаю, что со стороны советской власти на религию и верующих идет гонение, но об этом я никому не говорил, а это лишь мое внутреннее убеждение.
– Вы выражали недовольство на советскую власть?
– Я недовольства на советскую власть не выражал.
В качестве лжесвидетеля следователем для дачи показаний был вызван обновленческий священник Павел Парадизов, служивший в захваченной обновленцами церкви Калитниковского кладбища в Москве. Лжесвидетель подписал все необходимые следствию показания, оговорив Василия Иванова как человека, который относится к советской власти враждебно, считает, что «духовенство арестовывают безвинно, только потому, что они священники».
14 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила церковного старосту Василия Иванова к расстрелу.
Василий Иванов был расстрелян 17 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
ИСТОЧНИКИ:
ГАРФ. Ф. 10035, д. 38907, д. 22985.