- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Мученик Василиск Команский
Святой мученик Василиск был племянником святого мученика Феодора Тирона (память 17 февраля) и пострадал с его братьями Евтропием и Клеоником во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия (305–311). Святые мученики Клеоник и Евтропий были распяты на крестах (память их 3 марта), а мученик Василиск был отправлен в Команы, где содержался в темнице. Правитель Агриппа, прибыв в город Амасию, начал преследовать христиан. Святой Василиск в темнице готовился к предстоявшему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Команах. Святой Василиск просил темничных стражей отпустить его в родное селение проститься с родными. Его отпустили, так как почитали за святость жизни и совершаемые чудеса. Придя домой, святой Василиск сообщил родным, что видится с ними в последний раз, и убеждал их твердо стоять за веру.
Когда Агриппа узнал, что святой Василиск отпущен к родным, то пришел в ярость. Жестоко наказав темничных стражей, он послал за мучеником отряд воинов во главе с жестоким магистрианом (помощник правителя). Встретив возвращавшегося святого Василиска, магистриан надел на него тяжелые оковы, а ноги обул в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями, и отправил в Команы.
Дойдя до одного селения, в знойный полдень путники остановились в доме женщины Трояны. Воины пошли в дом отдохнуть и подкрепиться пищей, а святого мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскаленным солнцем, святой молился Богу. Внезапно послышался Голос свыше: "Не бойся, Я с тобою". Земля заколебалась, и из скалы забил источник. Магистриан, воины и Трояна, испуганные землетрясением, выбежали из дома. Пораженные происшедшим чудом, они освободили мученика. К святому мученику приходили больные жители селения и получали исцеления по его молитве.
Когда, наконец, мученик предстал перед Агриппой, тот повелел ему принести жертву языческим богам. Мученик ответил: "Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения". Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 году. Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления. Святителю Иоанну Златоусту (память 13 ноября) перед его кончиной, происшедшей в Команах, явился во сне святой мученик Василиск и произнес: "Завтра будем вместе". О подвиге святого мученика Василиска поведал миру очевидец его страданий, святой Евсигний (память 5 августа).
Страдание святых мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска
Память 3 марта
После страданий и мученической кончины святого великомученика Феодора Тирона , в темнице остались заключенные за Христа его соратники и близкие друзья Евтропий, Клеоник и племянник его Василиск. Правитель города Публий, мучивший святого Феодора, уже погиб, пораженный Божиим гневом. На его место был назначен другой, по имени Асклипиодот, родом из Фригии, человек жестокий и безбожный. Много зла причинил он христианам, ибо получил от императора Максимиана 1711 власть принуждать христиан к принесению жертв идолам, и тех, кто не повинуется, погублять в жестоких муках.
Однажды, заседая на судилище со своими советниками, он призвал книгохранителя Евласия и приказал ему читать прежние судебные дела. Когда Евласий читал о страданиях Феодора Тирона, то все дивились терпению святого мученика, а правитель спросил:
– Где друзья Феодора, упоминаемые в книге?
Евласий отвечал:
– Они содержатся в темнице с прочими узниками.
Видя сожженное Тироном капище скверной их богини Юноны, именуемой матерью богов, правитель зарычал, как лев, и тотчас повелел послать воинов в темницу, чтобы привести к нему святых мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска.
Евтропий и Клеоник были родными братьями, родом из Каппадокии, а Василиск, племянник святого Феодора, родился в Амасии, но все трое, вследствие взаимной любви, называли друга друга братьями.
Пришедши к темнице, воины сказали темничному сторожу:
– Выдай нам друзей Феодора.
Тогда сторож вошел к святым и сказал:
– Вставайте! Пришло время, которого вы ждали с нетерпением день и ночь; вас зовет правитель. Но умоляю вас, помяните и меня в своих молитвах.
Так говорил темничный сторож, так как видел их день и ночь на молитве и происходившие с ними чудеса: необыкновенный свет сиял среди них, темница много раз сама собою отверзалась. Поэтому он и уверовал, что Господь пребывает с ними. На призыв правителя святые пошли с радостью, а оставшиеся узники печалились, что лишались дружеского общения со святыми мучениками. Тогда святой Евтропий сказал им:
– Не плачьте, друзья, ибо мы снова увидимся, но молитесь ко Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он даровал нам страдание и кончину за Него и чтобы прекратилось бесовское язычество, а вселенная исполнилась Божьей благодати.
Утешивши такими словами узников, святые вышли с воинами. Святой Евтропий пел: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» ( Пс.132:1 )
И вот раздался глас с неба:
– Не разлучу тебя с твоей братией, пока не придете все к Феодору и не почиете на лоне патриархов, живущих в Божественном свете.
Евтропий был очень красив и премудр. Когда святые были приведены и стали перед правителем, то он спросил их:
– Почему лица ваши не сумрачны от долгого пребывания в темнице, а радостны, как будто от постоянного веселия?
Блаженный Евтропий ответил:
– Воистину, правитель, наш Христос всегда нам дает радость, посещая нас Своей благодатью, и сбываются на нас слова Писания: «Веселое сердце делает лицо веселым» ( Притч.15:13 )
Правитель спросил:
– Как твое имя?
– Первое мое имя, – отвечал святой, – христианин, а родители меня назвали Евтропием.
Тогда правитель с ласкою сказал:
– Вижу, что ты так же благонравен, как и красив; думаю, давно уже ты сделался таким мудрецом.
Святой отвечал:
– Духовной мудрости я научился от Господа моего Иисуса Христа, на Него я возлагаю надежду, что Он поможет мне мудро ответить на ваши вопросы.
Правитель сказал:
– Послушай меня, Евтропий, и убеди свою братию повиноваться царскому повелению, принести жертвы богам. За это я напишу о тебе царям, и они назначат тебя в этой стране воеводою, почтут тебя как князя и осыплют тебя большими богатствами. Тогда ты на деле увидишь, как хорошо слушаться царей и повиноваться их приказаниям. А если не убедишься моими словами, то я рассеку твое тело на части и брошу на съедение псам и зверям. Что от твоих костей останется, то все сожгу на огне и прах брошу в реку. Не надейся, что христиане соберут твои останки и, как святыню, помажут миром. Итак, покорись, принеси жертвы богам или только скажи при народе, что покоряешься и хочешь принести жертву: все смотрят на тебя, ожидая твоего решения. Не отвращай от богов тех, кто хочет приносить им жертвы, чтобы не запятнать свое имя, подвергаясь позорным и жестоким мучениям.
На это Евтропий ответил правителю:
– Перестань пустословить, сын диавола, наследник геенны! Перестань прельщать слуг Божьих, враг Бога, отринутый от нетленных благ и райского блаженства, вечный узник ада преисподнего! Перестань говорить неподобные речи, ты, заграждающий путь к добрым делам, учитель и начальник нечестия! Не знаю, что и сказать еще тебе, лукавый соблазнитель! Ты обещаешь мне временную честь и богатство, оставляемые здесь, на земле. Какая мне польза от того, что вызывает душевредные страсти, приводит к хвастовству, любодеянию, грабежу, убийству и другим преступлениям? Какую пользу получил от временной славы и богатства прежний князь Публий, мучивший святого Феодора? Теперь он погребен в земле, снедаем червями и мучится в аде, в огне неугасимом. И тебя не замедлит постигнуть гнев Божий, и погибнешь ты, беззаконник нечестивый. Ты угрожаешь мне жестокими мучениями, мечом, огнем и зверями, но не надейся устрашить меня такими угрозами и муками принудить меня к безбожью: пострадать за Христа Бога моего – это мое первое желание, так как Он есть наше богатство, честь, сила и слава. Нет, не отступим от Него ни я, ни моя братия, но пострадаем за Спасителя нашего: в Его руках наша жизнь, Он воевода непобедимый, избавляющий от бед призывающих Его; Он и нас может избавить от рук твоих.
Услышав это, правитель исполнился гнева и приказал бить святого по лицу, говоря:
– Негодный! Ты призван сюда, чтобы принести жертву богам, а не укорять нас!
Но когда начали сильно бить святого, то руки бьющих высохли.
По приказу правителя все, что делалось и говорилось на суде, подробно записывалось. И вот когда писцы увидали, что руки истязателей высохли, то в ужасе бросили писать. Однако один христианин, стоявший среди народа, записал происходившее. Правитель обратился к мученику с такими словами:
– Поклонишься ли ты, наконец, богам, чтобы сохранить свою жизнь, или хочешь, чтобы я предал тебя смерти?
– Нет, – отвечал святой Евтропий, – не поклонюсь богам бесчувственным. Ты и сам бесчувственный, если так поступаешь. Но поклонюсь я Богу моему и Ему принесу в жертву свою хвалебную песнь. Так говорит блаженный Давид, и его устами Сам Христос: «А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят» ( Пс.113:12–13 ). И прибавляет к этому: «Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них» ( Пс.113:16 ) Ты глух и слеп, и не хочешь ли и меня сделать таким же! Но я не отступлю от Господа моего Иисуса Христа.
Тогда правитель обратился к святым Клеонику и Василиску:
– А вы что скажете: принесете ли вы жертвы богам, чтобы сохранить свою жизнь или, как Евтропий, будете упорствовать и тогда подвергнетесь таким же мукам?
Святые Клеоник и Василиск отвечали:
– Как верует наш брат и господин Евтропий в Иисуса Христа, так и мы веруем в Бога Отца, Сына и Святого Духа. Как страдает Евтропий за Христа, так и мы хотим страдать, и диавол не может разлучить нас, соединенных святой верой во Христа и взаимною любовью. Как трижды сплетенная веревка не разорвется, так и мы трое будем крепки, и как Пресвятая Троица нераздельна, так и мы соединены верой и любовью. Так мучай нас еще более жестоко, мы пойдем на эти муки во славу Господа нашего Иисуса Христа, Которому ты враг.
Когда они это сказали, правитель приказал, чтобы четыре воина растянули каждого и били крепкими жилами без всякой пощады. Святых били так сильно, что на землю падали куски тела, обагренные кровью. Но они мужественно терпели и молились Богу. Жестоко было мучение, но при помощи Божьей страстотерпцы, казалось, совершенно не страдали. Святой Евтропий молился такими словами:
– Боже Вседержитель, благий и милостивый! Не презри нас, Владыка, Ты, Который спасаешь праведных, вразумляешь нечестивых, исправляешь строптивых, охраняешь мудрых и наставляешь безумных. Ты связал диавола и освободил человека. Ты помощник заключенных в узы, заступник мучимых, источник благости, Спаситель душ наших. Ты насылаешь страдания и подаешь мужество претерпеть муки. Дай и нам претерпеть страдания ради мученического венца. Приди нам на помощь, как помог рабу Твоему, Феодору. Покажи людям злобу диавола, Твою милость и всесильной Твоей помощью яви всем, что мы Тебя одного почитаем царем нашим Иисусом Христом, славя Тебя с Отцом и Святым Духом во веки.
Святые Клеоник и Василиск произнесли:
– Аминь.
Вдруг сделалось страшное землетрясение, так что потряслось все судилище, утомленные и испуганные палачи отошли, а святые, освобожденные невидимой силой, остались целы. И вот им явился Господь с ангелами и со святым Феодором. Святой Евтропий обратился к Господу:
– Слава Тебе, Владыка мой Христос, что так скоро меня услышал, и кто такой я, что ко мне пришел Сам Господь мой?
А святым Клеонику и Василиску святой Евтропий сказал:
– Видите ли вы, вот Царь наш Иисус Христос стоит с Феодором во всей славе?
– Видим, – отвечали они.
Святой Феодор, явившийся с Господом, сказал:
– Брат Евтропий! Твоя молитва услышана, и пришел к вам на помощь Спаситель с возвещением о вечном блаженстве.
Сам Господь сказал им:
– Когда вас мучили, то Я стоял перед вами, глядя на терпение ваше. Так как вы мужественно перенесли первые страдания, то Я буду вашим помощником, пока не окончите ваш подвиг, и впишутся имена ваши в книгу жизни.
После этих слов Господь сделался невидим со святым Феодором.
Воины же, мучившие святых, стали просить правителя:
– Умоляем тебя, господин, освободи нас от этого дела, мы не можем мучить этих людей.
Указывая на святых, правитель сказал:
– Эти волхвы делают заклинания и тем устрашают воинов.
Многие из народа, сподобившиеся видеть Божественное явление, воскликнули:
– Нет, не заклинания и не волхвования, а Бог христианский помогает Своим рабам: сейчас мы видели Царя их Христа, и слышали глас ангельский.
– Ничего я не видел, – сказал правитель, – никакого голоса не слышал.
Святой Евтропий обратился к нему с такими словами:
– Правильно говоришь, что не видел Божественного явления и не слышал небесного гласа: ты не видишь душевными очами, потому что тебя ослепил диавол, и на тебе сбывается пророчество Исаии: «Ушами с трудом слышат и очи свои сомкнули» ( Ис.6:10 ).
Услышав это и увидев, что народ волнуется, правитель приказал связать святых и отвести их в темницу. Когда святые вошли туда, то узники очень обрадовались, а Христовы страдальцы воспели песнь: «Помощь наша в имени Господа, сотворившего небо и землю» ( Пс.123:8 ).
Обедая уже поздно в этот день со своими советниками, правитель так говорил им:
– Не знаю, что делать с этими людьми: весь город волнуется из-за них. Как вы думаете?
Один из советников сказал:
– Умоляю тебя, поскорее убей их. Если же замедлишь казнить их, то весь город отступит от богов и пойдет за этими людьми. Особенно не позволяй столько говорить многоречивому Евтропию.
– Я его увещевал поклониться богам, – сказал правитель, – и просьбами и угрозами, а он и богов, и царя похулил, да и мне досадил своими укорами. Но позовем его одного и будем убеждать просьбами. Если он нас послушает, то будет слава милостивым богам, а если нет, то предам их смерти.
Так сказав, он послал воинов привести к нему Евтропия из темницы. Евтропий вошел, и правитель, сидя за обедом, обратился к нему:
– Хочешь, я сам с честью введу тебя в храм богов наших, и ты принесешь им жертвы?
Святой Евтропий отвечал:
– Жив Господь Бог мой! У меня и в помышлении нет отступить от веры Христовой, утвержденной на камени непоколебимом.
Правитель приглашал мученика сесть с ними обедать, но он отказался. И другие сидящие убеждали его:
– Садись с нами, Евтропий, ешь и пей, покорись начальнику!
Святой отвечал:
– Нет, я, раб Христов, не сяду со скверными, как говорит блаженный пророк Давид: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не сидит в собрании развратителей» ( Пс.1:1 ). И в другом месте: «Не сидел я с людьми лживыми и с коварными не пойду» ( Пс.25:4 ). Другой пророк возвещает: «Выходите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и нечистот их не касайтесь, и Я приму вас» ( Ис.52:11 ).
Правитель сказал:
– Прежде ты был добронравен, Евтропий, а теперь кажешься злонравным.
– Я не злонравен, – отвечал святой, – но соблюдаю заповеди Божьи. Если ты стараешься исполнить приказания царей земных, то я еще более стараюсь исполнить повеления Царя Небесного и бессмертного, Коему служу.
Правитель продолжал убеждать святого:
– Ты один без своей братии принеси завтра жертвы богам, чтобы народ, видя это, убедился не отступать от богов, но почитать их жертвами.
Святой Евтропий отказался:
– Нечестивец! Не хочешь ли ты сделать из меня совратителя стада Христова? Нет, этого не будет, ибо говорит Господь мой: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской» ( Мф.18:6 ). А в другом месте говорит: «Не можете служить Богу и маммоне» ( Мф.6:24 ) и «Что общего у света со тьмою? какая совместность храма Божия с идолами?» ( 2Кор.6:14, 16 ).
Услышав это, правитель приказал принести золото, разные дорогие одежды и 150 литр 1712 серебра и сказал:
– Все это я дам тебе и даже больше, только скажи завтра народу, что покорился правителю, а потом молись своему Богу, сколько хочешь.
– Лукавый соблазнитель: – воскликнул святой Евтропий. – Нет, ты не искусишь раба Божия! Я твердо помню слова Писания: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф 16:26 ). Как брат твой Иуда, возлюбивший серебро, погубил свою душу, так и ты погибнешь с ним. Но чего ты медлишь убить нас? Знай, что ничто не отвратит нас от любви ко Христу. Долго спорил с ним правитель, но мученик не только не повиновался ему, но все более укорял его и бесчестил богов. Наступила уже полночь, пора была ложиться спать, и правитель сказал слугам:
– Уведите Евтропия в темницу и там свяжите его и его друзей. Видно, злое никогда не изменится и нельзя ждать от него добра.
Уходя, святой сказал правителю:
– Ты, сад лукавства, не приносящий плода правды, скоро погибнешь и будешь ввержен в огонь. Ты – негодная земля, произрастающая не пшеницу, а сорные травы! Твоею душою завладел сатана и засеял ее семенами зла.
Так сказав, он вышел. Когда он пришел в темницу, то нашел святых Клеоника и Василиска горячо молящимися: всю ночь они за него молились.
На следующее утро правитель пожелал всенародно принести богам жертву и приказал глашатаям кричать на улицах, чтобы все собрались с жертвами в храм Артемиды. Когда там собрался народ и пришел правитель, то, по его повелению, были приведены и святые мученики Евтропий, Клеоник и Василиск. Все поклонялись идолам и приносили в жертву кто ладан, кто животных.
– Евтропий, – сказал правитель, – иди и ты со своей братией и принеси жертву богам, а то умрешь злой смертью.
Святой Евтропий и его друзья стали так говорить:
– Господи, Боже Вседержителю, вечный, нескверный, пречистый, неизменный, живущий на небе, славимый на земле! Ты утвердил небо, поставил землю на основания, устроил горы, сосчитал бесчисленные звезды и всем им дал названия, дивно проливаешь на нас Свой свет. Ты некогда избавил трех святых отроков из печи Вавилонской, спас святого Даниила от пасти льва, освободил от смерти рабу Твою Сусанну, святую Феклу сохранил от огня и зверей, был со святым Феодором при его страданиях. Будь и с нами и, пришедши на место сие, покажи силу Свою и уничтожь все языческое беснование. Даруй, чтобы на сем месте христиане приносили Тебе, Истинному Богу, бескровные жертвы, ибо Ты Отец Господа нашего Иисуса Христа. Слава Тебе, единородному Твоему Сыну и Святому Твоему Духу ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Когда святые произнесли эти слова, загремел гром и поколебалась земля, так что сотряслось капище, и правитель со всеми присутствовавшими выбежал из храма, боясь, чтобы не погибнуть. Идол Артемиды упал и разбился на мелкие части. Среди шума землетрясения раздался глас свыше:
– Молитва ваша услышана, и на этом месте будет дом для молитвы христиан.
Святые возрадовались о Господе.
Когда землетрясение прекратилось и все понемногу оправились от страха, Правитель воссел на судилище и, скрежеща зубами от ярости на святых, приказал принести серу и смолу, растопить их в трех котлах и поливать на тела святых. Правитель приказал также вбить в землю крепкие колья, между ними поставить святых нагими и распять их, привязавши руки к разным кольям. Когда это было исполнено и смола в котлах стала сильно кипеть, святой Клеоник обратился к святому Евтропию:
– Брат, помолимся Господу, предстоит нам великое страдание.
Святые стали молиться:
– Господи Иисусе Христе, приди нам на помощь и покажи силу Твою: мы немощны, укрепи нас претерпеть муки.
Слуги принесли котлы, кипящие серой и смолой, держа их железными клещами. Блаженный Евтропий сказал слугам:
– Господь да обратит дело ваше на вас самих.
Вдруг с помощью силы Божьей мученики отвязали свои руки от кольев, сами взяли руками кипящие котлы и вылили смолу на спины друг другу. Стекая с их тела, смола полилась, как вода, по мраморному полу, настигла слуг и обожгла их до костей. Увидав это, правитель ужаснулся, но приписал это волхвованию христиан. Он приказал другим слугам обдирать тела святых железными когтями, а раны поливать горчицей и солью, разведенной в уксусе. Все это святые доблестно претерпели. Среди мучений святой Евтропий сказал правителю:
– Нечестивец, ненавистный для славы Божьей! Придумывай мучения еще большие, чтобы нам за большее страдание с большей славой принять мученический венец.
Раздраженный этими словами, мучитель приказал своим слугам сильнее мучить святых, а те говорили:
– Постарайся, всескверный, скорее разделаться с нами: мы стремимся, избавившись от тебя, увидеть лицо Господа нашего Иисуса Христа.
Долго мучили святых, и только при закате солнца правитель приказал снова бросить их в темницу и заковать в оковы. Святые так молились в темнице:
– Господи Боже! Не оставь нас, пока мы не претерпим всех страданий и, освободившись от мучителя нашего, не достигнем тихого пристанища, где нет ни болезней, ни скорби, ни печали, ни воздыхания.
Когда они так молились, в полночь явился Господь, сказавший им:
– Истинно говорю вам: так как вы за Меня идете на смерть, то получите от Меня вечную жизнь со святыми.
Утешенные посещением Господа, мученики еще укрепились в вере.
Утром правитель опять воссел на судилище и, призвав святых, сказал:
– Ну что же? Надумали вы поклониться богам и принести им жертвы или хотите умереть злою смертью?
Святой Евтропий отвечал:
– Разве ты, омраченный, ослепленный и нечувственный губитель, не слыхал от нас, что мы не поклонимся твоим богам – глухим и немым бесам, и не принесем им жертвы?
Услышав это, правитель осудил святых Евтропия и Клеоника на распятие, издав такое постановление:
– Учитель волхвов Евтропий и другой волхв, Клеоник, не послушавшие повелений вечных царей, но исповедующие христианскую веру, по приговору всечестнейшего суда да будут распяты. Василиск же да будет заключен в темнице с прочими узниками.
Услышав это, святой Василиск возопил к правителю:
– Осуди и меня на смерть; я не хочу отстать от моих друзей, но стремлюсь вместе с ними предстать пред Христом, Богом нашим.
– Нет, – сказал правитель, – мне так внушили боги: вы дали обет не покидать друг друга; но я не погублю вас всех вместе, чтобы обет был нарушен и желание ваше не было исполнено.
– Воистину, – воскликнул Евтропий, – ты свирепее всех зверей, из всех животных самый лютый! Ты разделяешь дружину, нераздельную по вере и любви. Но скоро Бог тебе отомстит, процветут цветы Божьей благодати и дадут плод церквам Божиим.
После этих слов святой Евтропий был выведен со святым Клеоником за город, где стояли кресты. Весь город пошел за ними: не только христиане, но и язычники. Увидев свои кресты, святые мученики сказали:
– Господи Боже наш, Иисусе Христе! Хвалим и благодарим Тебя, что сделал нас достойными смерти на кресте подобно Твоему вольному страданию. Сподоби нас венца правды, чтобы, страдая с Тобой, мы прославились в Царствии Твоем. Молим Тебя о святой Церкви; смири восстающих на рабов Твоих и даруй мир роду христианскому.
Во время этой молитвы воины пригвоздили мучеников к крестам. И вот послышался глас с неба, призывающий святых к вечному покою. Святые Евтропий и Клеоник предали души свои Господу с молитвою: «В руки твои, Владыко, предаем души наши».
Так скончались они марта в 3-й день. Два благочестивых мужа, граждане города Амасии, Коинт и Велоник, просили правителя, чтобы он позволил им взять тела мучеников. Правитель не отказал в просьбе. Тогда Велоник взял тело святого Евтропия и, помазав его миром, с честию похоронил его в своем селе, отстоящем на 18 стадий 1713 от города. Тело Клеоника взял Коинт и с такою же честию положил в селе Киме. В этих местах при гробах мучеников во славу Божию совершались многочисленные исцеления.
Оставшийся в темнице святой Василиск содержался в узах еще долгое время. Правитель Асклипиодот погиб; при преемнике его Агриппе святой Василиск был обезглавлен месяца мая в 22-й день. В этот день почитается его память во славу Христа, Бога нашего, славимого с Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.
* * *
Римский император в 285–310 гг., соправитель императора Диоклетиана.
Литр (греч. λιτρα, лат. libra) равняется 23 русского фунта. Следовательно, 150 литров серебра составляют 100 фунтов серебра или при теперешней цене на серебро около 2200 рублей. (150 литр 49 кг 117,5 г. – Редакция «Азбуки Веры»)
Стадия (στάδιον), греческая мера длины, равна приблизительно 74 саженям. Следовательно, 18 стадий – несколько более 2,5 верст. (Аттический стадий 177,6 м, олимпийский стадий 192,27 м. – Редакция «Азбуки Веры»)
Память святых мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска
Свв. мученики Евтропий, Клеоник и Василиск были соратниками и друзьями св. Феодора Тирона [17 фев.]. Родные братья Евтропий и Клеоник происходили из Каппадокии, а Василиск, племянник св. Феодора, был родом из Амасии Понтийской, однако связывавшая их взаимная любовь была столь сильна, что все трое называли друг друга братьями.
Св. Феодор выдержал все выпавшие на его долю испытания и, молясь, чтобы и его друзья сподобились принять мученический венец, предал душу Господу. Истязавший его правитель Амасии Публий бесславно погиб, на его место был назначен Асклепиодот, отличавшийся жестокостью и бесчеловечностью. Теперь ему предстояло воплощать указы императора Максимиана Галерия.
Желая разобраться в событиях, взволновавших город, Асклепиодот велел, чтобы ему прочли судебное дело о мученичестве Феодора, и весьма дивился стойкости и мужеству святого. Он приказал привести трех друзей Тирона, также упомянутых в постановлении суда и с тех пор томившихся в городской тюрьме вместе с другими христианами. Увидев, что они отправляются на суд, их товарищи по заключению стали проливать горькие слезы. Тогда Евтропий ласково сказал им: «Не плачьте, братья, ибо мы увидимся вновь. Лучше молите Господа, чтобы Он укрепил нас на битву, которая нам предстоит!»
Ободренные гласом, обращенным к ним с небес, три брата во Христе явились перед правителем с лицами, исполненными радости. Асклепиодот, удивившись, спросил о причине их настроения, столь необычного для осужденных. Св. Евтропий отвечал: «Воистину мы счастливы, ибо во все дни Христос – наша радость и единственная надежда, и так сбываются для нас слова: Веселое сердце делает лицо веселым ( Притч. 15:13 )». И поскольку святой продолжал смеяться над угрозами правителя, тот приказал воинам бить его по устам. Но и под ударами Евтропий не прекратил высмеивать безжизненных идолов и порицать Асклепиодота, так что последний, боясь послужить посмешищем для потомков, велел писцам прекратить записывать происходящее.
Затем Асклепиодот обратился к Клеонику и Василиску, угрожая предать их страшнейшим пыткам, если они откажутся принести жертвы языческим богам. Святые же в один голос ответили: «Мы стоим на незыблемой скале веры так твердо, как об этом сказал наш брат Евтропий. Ничто не сможет разобщить нас, ибо мы связаны верой во Христа; подобно тому как едина и нераздельна Пресвятая Троица, и мы останемся неразлучны в жизни и смерти».
Мучеников долго подвергали побоям. Их стойкость вызвала удивление всех присутствовавших и самих истязателей. Евтропий обратил взор к небесам, чтобы возблагодарить Господа, Который удостоил их пострадать за Его имя. В этот момент вдруг сделалось землетрясение, разрушившее оковы братьев, и перед ними предстал Сам Господь Иисус Христос в сопровождении множества Ангелов и святого мученика Феодора. Он избавил братьев от ран и наполнил их сердца верой и радостью. Пораженные этим зрелищем, палачи отдали орудия пытки правителю, который один только ничего не увидел, и отказались продолжать свое дело. Многие из присутствовавших там язычников стали громко провозглашать имя Спасителя.
Святые мученики Евтропий и Клеоник. Монастырь Пантократора в Дечанах. XIV в.
Асклепиодот, видя, что дело может обернуться мятежом, приказал казнить новообращенных и решил собрать всех горожан, чтобы они вместе с христианами, находящимися в тюрьмах, публично принесли жертву в храме Артемиды. На следующий день на крики глашатаев собрался весь город, и многие из жителей почтили богиню жертвами. Когда же настал черед трех воинов Христовых, Евтропий вознес молитву Господу, напоминая Ему о той помощи, которую Он оказал прежде трем отрокам в печи, пророку Даниилу во рву львином и, наконец, св. Феодору. Едва успел он закончить свою мольбу, как капище содрогнулось, а статуя Артемиды обрушилась от страшного землетрясения и с неба раздался глас, призывая святых обратить это место в христианский храм.
Большинство язычников в страхе рассеялись, но правитель, подобный разъяренному хищнику, приказал вскипятить три котла со смолой и облить кипящей жидкостью привязанных к столбам святых. Смола, словно вода по мрамору, заструилась по их телам – милостью Божией мученики остались невредимыми. Тогда Асклепиодот повелел заживо снять со святых кожу, а затем бичевать. Но когда они, истекая кровью, были брошены в темницу, Христос вновь явился утешить их.
На следующий день они предстали перед судом. Евтропий и Клеоник были приговорены к казни как волхвы, а Василиска правитель, по наущению диавола – сеятеля всех раздоров, приказал снова заключить в тюрьму, чтобы разрушить их достойный восхищения союз. Все язычники города с жадным любопытством последовали к месту казни за двумя приговоренными. Когда каждого из мучеников пригвоздили ко кресту, они вознесли хвалу Господу за честь уподобиться в смерти Ему Самому. Тогда с небес раздался голос, возвестивший, что они войдут в обители святых.
Тела их были погребены недалеко от Амасии в двух разных местах, которые впоследствии стали для христиан обильными источниками благодати.
Василиск весьма скорбел, что не смог вместе с ними обрести мученический венец. Когда он плакал и сетовал на это в своей темнице, ему явился Христос и уверил, что имя Василиска также записано в Его Царствии и что он пребудет вместе со сподвижниками, уже принявшими мученичество.
Правитель Агриппа повелел доставить святого в Команы Каппадокийские. Вместо того чтобы принести жертву Аполлону, Василиск горячей молитвой разрушил его статую и зажег капище. Убедившись в том, что мученик тверд и неколебим, магистрат вынес ему смертный приговор. Василиска вывели из города, в место под названием Диоскор, и обезглавили.
Один христианин выкупил его тело у палачей, привез в Команы и достойно похоронил, а на месте погребения построил церковь 17 .
* * *
См. подробный рассказ о подвиге св. Василиска под 22 мая, в день, когда его память отмечается отдельно.
Страданье святого мученика Василиска
Память 22 мая
После убиения святых мучеников Евтропия и Клеоника , вместе с которыми принял много страданий и святой Василиск (хотя сей последний и остался жив, но находился в темнице), а также и после гибели правителя Асклипиодота, прибыл в область Понта, присланный мучителями Максимианом и Максимином, другой правитель, именем Агриппа, с приказанием продолжать гонение и убивать верующих во Христа. Еще до прибытия его в город Амасию, святой Василиск, находившийся там в темнице, молился со слезами Богу в таких словах: «Господи Иисусе Христе, помяни меня и не забудь меня до последней минуты страданий, но помоги мне скорее получить венец мученический, дабы я не был отделен от тех святых мужей, которые вместе со мною были взяты, прежде меня пострадали и приняли венец мученический».
В полночь явился ему Господь в сонном видении и сказал: «Помню о тебе и не забуду тебя, а твое имя написано (в списке мучеников) впереди тех, которые с тобой взяты. Не скорби, что ты пострадаешь после них, ибо ты предупредишь многих; память же о тебе сделаю славной по всей вселенной. Теперь же иди, простись последний раз с твоей матерью, братьями и родственниками, а когда вернешься, тотчас примешь венец мученический и будешь погребен в Команах 3394 . Hе бойся мук, которым ты подвергнешься, потому что Я с тобою, и не может погубить души твоей злоба людская».
Пробудившись, святой Василиск преисполнился радости и возблагодарил Бога. Затем он увидел, что двери темницы открыты. Когда начало рассветать, он сказал стерегущим его воинам и главному стражу темницы:
– Дайте мне свободу на четыре дня, дабы я мог проститься с матерью моею и братьями моими, живущими в селении Кумиальском; вернувшись же, я отойду к истинному Отцу моему, Господу Иисусу Христу.
Воины же и темничный страж так ответили ему:
– Твой Бог, Которому ты служишь постоянно, пусть будет свидетелем того, что мы совершенно отпустили бы тебя из темницы, если бы не боялись правителя, прибытия которого ожидаем в скором времени.
Святой возразил ему:
– Совершенно отпущенным я не желаю быть, но, как и говорил, только пойду прощусь с матерью, братьями и родственниками своими, потому что так повелел сделать мне Господь мой.
– Боимся как бы, вскоре по отлучении твоему, – упорствовали воины, – не потребовали тебя у нас, потому что, вот, как мы слышали, сегодня должен прибыть в город правитель, а все заключенные записаны в судебную книгу.
Святой Василиск сказал на это так:
– Воля Бога моего такова, чтобы я шел в мое родное селение; поэтому, если вы согласны, пусть несколько человек из вас идут со мною и опять вместе со мною вернутся.
Тогда воины уступили его просьбе, и несколько человек из них собрались и пошли вместе с Василиском в его селение.
Встретили же святого его братья (он имел трех братьев) и мать с великою радостью, а воины были приняты в их дом с большою честью.
На следующий день утром святой созвал всех сродников своих и много поучал их относительно того, что служит к душевной пользе, а также наставлял их в истинах христианского учения; он много поучал их и о том, что только путем скорбей возможно войти нам в царство Христово.
Так утешая всех и в последний раз лобызаясь со своими родными, святой изрек:
– Братия, отцы и дети по Христу! Пребывайте в вере в Господа нашего Иисуса Христа и ни в каком случае от Него не отступайте, потому что мир и все, что он в себе содержит, есть только тень, быстро исчезающая; Господь же пребывает во веки. Умоляю вас помолиться обо мне Владыке всех нас – Богу, да подаст Он мне силу совершить подвиг, страдания, как совершили его и святой Феодор Тирон , и Евтроний, и Клеоник, которые были схвачены вместе со мною. Опасайтесь, мужи, жены, братья, сестры и дети, я же ухожу от вас, и больше вы не увидите меня в этой временной жизни.
Когда святой окончил эти слова, поднялся сильный плач и рыдание, и все стали просить святого:
– Когда окончишь святую жизнь свою, помолись о нас и о всех христианах Господу, да прекратится воздвигнутое мучителями гонение на православную веру и да уничтожится служение идолам; благодать же Христова да воссияет по всей земле.
После того святой Василиск отправился в путь с воинами, дабы возвратиться в темничные узы.
В это время прибыл в город Амасию правитель Агриппа и, созвав всех почетнейших граждан, вошел с ними в храм языческий, называвшийся Петасон 3395 , а потом в другой, называвшийся Серапион 3396 , и принес жертву своим нечистым богам. А на следующее утро правитель пришел на место судилища и справлялся здесь о заключенных в узы и прежде всего спрашивал о Василиске, потому что слышал о нем и хотел в самом начале привлечь его на свой суд.
Градоначальник отправился в темницу, желая привести к правителю Василиска, но, не нашедши его там, схватил темничного стража и, связав, привел его перед судилище. Правитель же, подвергнув его истязаниям, спросил:
– Как ты осмелился выпустить из темницы заключенного в нее врага наших богов и ослушника царских повелений?
– Ныне второй день, – отвечал темничный страж, – с того времени, как Василиск с воинами ушел в свое селение.
– Я прикажу умертвить тебя, – исполнившись ярости, воскликнул правитель, – если ты не представишь мне того человека, хулившего наших богов!
– На четвертый день я представлю его пред тебя, – отвечал темничный страж.
И тотчас правитель послал с тем стражем магистриана 3397 , человека злого и свирепого нравом, и с ним воинов и дал ему поручение в таких словах:
– Только тогда я поверю, что ты человек, ревнующий о наших богах, когда ты схватишь того богохульника и приведешь его ко мне. Направь же его в Команы, потому что я сам отправляюсь туда.
Магистриан, выйдя от правителя, изготовил медные сапоги со множеством острых продолговатых железных гвоздей внутри и, взяв с собой темничного стража и воинов, отправился в родное селение Василиска, везя на осле тяжелые железные цепи, приготовленные для мученика.
– Шел же и я, – говорит описатель дальнейших событий, святой Евсигний 3398 , – следуя за ними в надежде видеть страдания и кончину святого Василиска. Достигши до того селения, они схватили мученика, выходившего уже из дома по направлению к городу Амасии, чтобы вернуться в свою темницу, и связали его двойными цепями; также и шею его заковали в железную цепь, а на ноги надели медные сапоги с гвоздями внутри, так что гвозди проникли в ноги святого до самых костей, и кровь обильно текла из его израненных ног; при этом мучители сильно били Христова мученика, когда вели его к городу Коману. С плачем провожали его мать, братья и сродники его. На прощание мать сказала ему:
– Сын мой любезный! Христос, Которого возлюбил ты, да будет тебе помощником в этом мученическом подвиге. Недолговременно будет житие твое здесь, зато в будущем веке тебя ожидает вечная жизнь; тяжкие ныне принимаешь муки, зато получишь славный венец от Христа Бога; злые люди мучают тебя на земле, зато ангелы мира примут тебя на небе; как разбойника судят тебя, но тот самый разбойник, что был распят со Христом, примет тебя в рай; цари смертные и подверженные тлению отнимают у тебя жизнь, но Бог Вечный возвратит тебе жизнь и сопричислит тебя к силам ангельским. И нас воспомяни, дорогой сын мой, на этом пути ко Господу, по которому ты шествуешь!
Произнесши это, мать возвратилась обратно в дом свой, молясь Господу о своем сыне, да укрепит Он его мужественно перенести мучения.
Святой же, оглянувшись назад и видя следующих за ним трех братьев своих, а также сродников и многих из народа, плакавших о нем, такими словами умолял их возвратиться к себе домой:
– Не плачьте обо мне, но лучше молитесь Господу, чтобы Он дал мне силу победить диавола и посрамить его служителей.
Потом он облобызал каждого и, увещевая всех вернуться, сказал им:
– Опять увидимся друг с другом в день воскресения и жизни вечной.
Но провожавшие святого не хотели вернуться и с плачем следовали за ним.
И снова увещевал их святой такими словами:
– Для чего вы своим плачем и слезами смущаете мое сердце? О, если бы мне позволено было много раз умереть за Господа нашего Иисуса Христа! Умоляю вас, возвратитесь и молитесь за меня Богу!
Но так как они и после этого не хотели возвратиться, то магистриан сказал им:
– Клянусь здравием царей моих, что, если вы не вернетесь, то я свяжу вас всех и отведу к правителю.
Но когда они не послушали и его слов, тогда магистриан с воинами начал бить их и едва мог отогнать их от святого.
Будучи веден таким образом, святой мужественно переносил тяжесть железных вериг и доблестно терпел боль в ногах, пронзенных во многих местах острыми гвоздями, которыми усеяны были медные сапоги, и путь его обагрялся кровью. Сам же он с радостью воспевал:
– «Если ополчится на меня полк, не убоится сердце мое» ( Пс.26:3 ), потому что Ты, Христос Господь, со мною.
Многое и другое вещал святой, обращаясь к Господу в пении и молитве. Магистриан же и бывшие с ним, видя мученика легко идущим, несмотря на то, что ноги его были обуты в сапоги с гвоздями, весьма удивлялись; но со святым мучеником был Господь, облегчавший его страдания.
Когда они достигли селения, называемого Дакозария, магистриан и воины захотели отдохнуть, потому что было жарко и наступил полдень. Владетельница того селения, вдова, по имени Трояна, увидав пришедшего с воинами магистриана, просила их войти в ее дом вкусить пищи; всего было их человек сорок. Когда они вошли, она все устроила для них. Итак, они ели, пили и веселились, а святого мученика Василиска, со связанными назад руками, привязали к сухому дубу, росшему около ворот ее дома. К святому собралось множество народа, мужчин и женщин, а также детей. Видя его заключенным в тяжкие оковы и привязанным на припеке солнца, а также видя кровь, текшую из его ног, они умилялись и выражали ему соболезнование. Святой же молился Богу, взывая: «Господи, посети меня, как ты посетил Иосифа в темнице ( Быт.41 ), Даниила во рве львином ( Дан.6 ), трех отроков в пещи вавилонской ( Дан.3 ). И как Ты явил милость Сусанне ( Дан.13 ), подвергшейся напасти от лукавых старцев, вывел Петра из темницы ( Деян.5:17–20 ), а Феклу защитил от поругания, так и на мне, смиренном и недостойном рабе Твоем покажи дивную Твою милость и яви чудеса Твои во славу Твоего пресвятого имени!»
Когда святой окончил молитву свою, внезапно произошло землетрясение и был слышен голос свыше, говоривший: «Не бойся, Я с тобою!»
И вдруг медные сапоги, бывшие на ногах мученика, внезапно растаяли, как воск от огня; вериги же спали со святого, а сухой дуб зазеленел, распростирая над святым многочисленные густые ветви свои и покрывая его тенью на большое пространство кругом. А на том месте, где стоял святой и где земля обагрилась его кровью, потек источник воды.
После этого святой вознес в таких словах благодарение Богу: «Господь Иисус Христос, Предвечное Слово и Сын непостижимого и несказанного Отца, благоволивший сойти на землю и сделаться человеком, дабы искупить нас от древнего мучителя диавола и избавить от всех лукавых его козней, вознесший нас на небо, а его поправший и осудивший на пребывание в бездне, даровавший нам новую жизнь, – какими устами прославлю Тебя, какими словами перескажу Тебе свои чувства, как воспою Тебя и возвещу Твои великие дела и силу, которые Ты ныне явил на мне, рабе Твоем, как раньше на святых Твоих, Евтропии и Клеонике, когда они были замучены по приказанию правителя Асклипиодота! В самом деле, кто я, недостойный, что столь великую и удивительную милость Ты явил на мне; сама земля, видевшая силу Твою, потряслась».
Магистриан же и воины, испугавшись землетрясения, убежали из того дома и, увидев происшедшие чудеса пришли в сильное недоумение. Одни из них говорили, что это только так кажется, другие же считали это волшебством, а народ, стоявший вокруг святого, в ужасе дивился этому и прославлял силу Христа Бога. И многие уверовали во Христа, говоря: «Вот святой человек послан сюда Богом, чтобы освятить наше место».
Принесли к святому расслабленного, лежавшего на постели; когда мученик Христов коснулся его, тотчас расслабленный поднялся, как здоровый, и, взяв свою постель, пошел к себе в дом, прославляя Бога; привели еще и прокаженных, и он исцелил и их, прикоснувшись к ним; всех, страдавших водобоязнью и лихорадочными припадками, а также страдавших всякими другими болезнями или одержимых нечистыми духами – всех исцелял святой словом своим. Все, видевшие чудеса сии, прославили истинного Бога и уверовали в Него; жители же того селения преисполнились великой радости. Уверовала во Христа также и владетельница того селения Трояна, с сыном своим Тройном, и просила крестить ее. «Я, грешный Евсигний, – говорит повествователь, – видя все случившееся, от всего сердца прославлял Господа». В тот же день, вечером, стадо волов, шедшее с пастбища в селение и проходившее по тому пути, где стоял святой Христов мученик, как бы прославляя великие дела Божии, пало перед святым на колени.
Тогда магистриан и воины раскаялись в тех жестокостях, какие они причинили святому, потому что ужас охватил их, когда они увидели дивные чудеса, совершенные Господом по молитвам святого. На следующий день, магистриан кротко сказал мученику:
– Если угодно тебе, господин Василиск, то отправимся в путь, чтобы ради тебя мы не подверглись наказанию от правителя.
– Хорошо, пойдем в путь, – отвечал святой, – потому что я хочу умереть за моего Господа.
Когда все они вышли из селения того, весь народ, с владетельницею Трояною, провожал святого. Святой же мученик умолял всех их возвратиться к себе обратно: одни вернулись, другие же продолжали следовать за ним. Когда же вступили на большой мост, положенный чрез реку Иреос, затрясся мост от присутствия Христа, Который шел невидимо с рабом Своим, святым Василиском, как после сам святой мученик Василиск поведал мне, недостойному Евсигнию, – говорит повествователь. – Когда мост потрясся, святой остановился и, воссылая хвалу Богу, умолял народ вернуться обратно и едва убедил его исполнить свою просьбу.
Во время шествия своего святой на каждом высоком и красивом месте преклонял колена свои и молился ко Господу такими словами: «Во всех местах владычества Его благослови, душа моя, Господа!» ( Пс.102:22 ).
Когда же все достигли селения, называемого Саон, то воины и магистриан приготовились вкусить пищи и убеждали святого вкусить вместе с ними хлеба. Он же отказывался, говоря: «Господь – пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться» ( Пс.22:1 ); меня питает Владыко мой, Иисус Христос».
Они же снова уговаривали его, говоря:
– Вкуси, господин, чтобы ты не умер с голода и мы ради тебя не приняли наказания, если не приведем тебя ко правителю; ведь уже третий день, как ты вовсе не принимал пищи.
Святой сказал им на это:
– Я преисполнился пищи бессмертной, а потому не хочу вкушать пищи смертной. Вас питает хлеб земной, а меня питает небесное слово Божие; вас веселит вино, а меня – благодать Святого Духа; вас упитывает мясо, а меня пост; вас укрепляет бодрость телесная, а меня крест во имя Христово; вас делает богатыми золото, а меня любовь к Иисусу Христу; вас украшают одежды, а меня добродетели; вы находите веселье в смехе, а я утешаю дух мой молитвой; вы любите царя вашего временного, смертного и подверженного тлению, жаждете видеть его и исполняете его законы, а я люблю Бога и Царя моего небесного, лобызаю законы Его и желаю питаться лицезрением Его; вы ожидаете славы на земле, а я на небе; вы ищете известности между людьми, а я надеюсь получить славу на Страшном суде при воскресении праведных, когда скажет Владыка мой: «придите, благословенные отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.25:34 ).
Когда святой говорил так, магистриан велел оседлать животных и предложил мученику сесть на одного осла, сказав:
– Три дня идешь ты, голодный; сядь хоть на животное, чтобы ты не изнемог окончательно.
Святой же не согласился сесть, сказав:
– Меня укрепляет Господь мой, Иисус Христос, а покой и отраду подает мне Святой Дух.
Затем все отправились в путь, а к вечеру пришли в одно селение, где и остановились ночевать. И когда воины сели за вечернюю трапезу, магистриан умолял святого Василиска вкусить с ними чего-нибудь, но он отказался и провел всю ночь в молитве и пении, причем сами святые ангелы пели вместе с угодником Христовым.
Когда настал день, снова все отправились в путь и дошли до города Команы в четвертом часу дня. И когда приближались к городу, то услышали от многих, встречавшихся по дороге, что правитель предает казни всех, не соглашающихся кланяться идолам. Но Господь явился святому Василиску и сказал ему: «Мужайся, не бойся угроз идолопоклонников, потому что Я с тобою».
Когда они вступили в город, воины, сопровождавшие святого, спрашивали жителей города:
– Где сейчас находится правитель?
Им было сказано, что правитель находится в храме Аполлона 3399 и приносит там жертву богам.
Магистриан, отправившись к правителю, сообщил ему, что он доставил Василиска. Правитель весьма обрадовался этому. Рассказал магистриан также и о чудесах, случившихся во время их пути, но правитель не поверил ему, заметив:
– Все это – волшебство христиан.
Затем он приказал привести к себе святого Василиска в храм Аполлона, думая принудить его здесь к принесению жертвы. Тотчас же к Василиску побежали воины правителя и насильственно повлекли святого в храм, сказав:
– Иди в храм к правителю и поклонись богам, если хочешь быть жив.
Магистриан же и воины, пришедшие с ним из путешествия, начали рассказывать воинам правителя о чудесах, которые они видели, и прибавляли:
– Поистине удивительные знамения и силу Божию видели мы, не в видении или волхвовании, но в действительности происходившие.
Потом, обратившись к святому, они сказали ему:
– Прости нам те жестокости, господин Василиск, которые мы по нашему неведению причинили тебе и помолись за нас твоему Богу!
Пока они это говорили, новые воины, пришедшие от правителя, схватили мученика и повели в храм. Святой вошел в храм с светлым лицом, радуясь о Господе, Боге своем.
Увидав его, правитель спросил:
– Это ты Василиск?
– Да это я, – отвечал святой.
– Так скажи, – продолжал правитель, – принесешь ты жертву богам, или нет?
– Кто это сказал тебе обо мне, – возразил святой, – что я не приношу жертвы Богу? Я всякую минуту совершаю жертву хвалы в честь моего Бога.
Правитель же, не поняв сказанного, сказал святому:
– Хорошо; итак, принеси жертву какому хочешь из всех наших богов.
Святой Василиск, приблизившись к идолу, спросил окружающих:
– Как называется этот бог ваш?
Ему сказали:
– Аполлон.
– Справедливо вы сказали, что он называется Аполлоном, – подтвердил святой; – Аполлон – значит губитель 3400 и поистине влечет в погибель верующих в него и поклоняющихся ему, как богу, так как он не есть бог.
– А как имя тому богу, которому ты хочешь принести жертву? – спросил правитель.
– Бог мой, – отвечал святой, – неизреченный, непостижимый, невидимый и необъяснимый по Своим свойствам.
– А не имеет ли имени Бог твой? – допытывался правитель.
– В святых книгах заключены имена Бога моего, – ответствовал святой, – и, если хочешь выслушать, я сообщу их тебе.
– Назови их, – сказал ему правитель. Тогда святой мученик сказал:
– Бог мой называется Отцом и Вседержителем, Господом Саваофом 3401 , Царем всех, Спасителем милостивым, милосердым и долготерпеливым. Ему одному приношу я жертву хвалы!
– Какому богу хочешь приносить жертву – это для меня все равно, – только принеси, – настаивал правитель, – ты призван ведь не рассуждать, а только принести жертву.
– Так, внимай, – обратился святой к правителю, – какова моя жертва.
И подняв руки к небу, он так помолился Богу:
– Боже вечный, Творец неба и земли, внимающий всем, истинно Тебе служащим, услышь ныне и меня, раба Твоего, и сокруши в эту минуту глухого и слепого этого бесчувственного идола, да поймут нечестивые народы, какому они поклоняются богу, и устыдятся и уверуют, что только Ты – единый всесильный Бог.
Только что святой окончил молитву свою, тотчас затряслась земля, идол упал на землю и разбился на куски. Правитель и народ, бывший в храме, от страха выбежали вон, и один только святой Василиск остался в храме и пел:
– «Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как рассевается дым, Ты рассей их... как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия» ( Пс.67:2–3 ).
Спустя некоторое время правитель приказал вывести святого из храма и, скрежеща зубами в злобе против него, сказал:
– О враг богов наших! Зачем ты обещал одно, а сделал другое. Обещал принести жертву богу, а своим волшебством устроил так, что бог наш, Аполлон, упал и рассыпался.
Святой же ответил:
– Кто сокрушил вашего бога, Тот сожжет и храм его.
Едва только святой окончил эти слова, как упал с неба огонь на храм Аполлона и спалил его до основания. В страхе правитель и весь народ убежали оттуда. Потом, призвав святого Василиска, правитель обратился к нему с такими словами:
– О, как велики твои волшебства! Бога сокрушил ты и храм его сжег!
Но святой возразил ему:
– Если бог твой поистине есть бог, как ты его называешь, то пусть он отмстит мне за себя.
– Боги наши добры, – возразил правитель, – и не причиняют никакого зла своим врагам.
– О неразумный человек! – воскликнул святой. – Как бесы могут делать добро, будучи злы по природе своей: они и вас, своих почитателей, вовлекут с собою в ад.
– Окаянный волшебник, – убеждал святого правитель, – принеси жертву богам; в противном случае я предам тебя лютой смерти.
На это святой ответил правителю:
– Зверь, живущий в лесу, пес, лижущий кровь, Агриппа блудный, образ диавола, мучитель беззаконный! Зачем ты еще меня удерживаешь? Я тороплюсь окончить жизнь свою!
Правитель сильно разгневался на святого и приказал усекнуть его мечом.
Воины, взяв святого, повели его вон из города на усекновение к месту, называемому Диоскория; при этом множество народа провожало святого. Отдано было повеление правителем, чтобы, по усекновении, бросить тело святого в реку.
«Когда усекновен был Христов 3402 мученик, увидели мы (повествует святой Евсигний), которым дано видеть, страшное чудо: явилось множество святых ангелов, которые, приняв душу святого, возносили ее на небо. Господь наш Иисус Христос виден был стоящим на небе и говорящим: «Приди добрый и верный раб Мой, Василиск, войди в небесное Царствие в сонм праведных, где пребывают рабы Мои, взятые вместе с тобой на мучения за Меня».
Мы, все это видевшие и слышавшие, – продолжает повествователь, – упали ниц на землю и поклонились Господу, благодаря его за то, что Он сподобил нас такого видения.
Затем палач, по имени Приск, взяв тело мученика, повлек его к реке. Мы, приступив к нему (говорит Евсигний) просили, чтобы он немного подождал, пока не разойдется народ и дали ему тридцать золотых монет в выкуп за тело мученика. Он предоставил нам тело мученика сказав:
– Смотрите, чтобы кто не узнал и не рассказал правителю об этом; будет тогда неприятность вам и мне.
Мы же, взяв честное тело, – продолжает Евсигний, – скрыли его и ночью вынесли его на вспаханное поле, похоронили и на том месте посеяли семена. В ту же ночь семена дали росток, а в следующий день дали цвет и плод. Когда мы копали мученику могилу, то некоторые из нас захотели пить воды; по молитвам святого Василиска, которого мы призвали, тотчас близ могилы показался источник воды; напившись, мы прославили и возблагодарили Бога. Источник же тот существует и до нынешнего времени, и больные, которые с верою пьют воду из него, получают исцеление».
После всего этого напал нечистый дух на правителя Агриппу, и он стал искать тело мученика, помышляя в себе: «Если бы я прикоснулся к телу Василиска, наверно я избавился бы от несчастия».
И никто не смел сказать ему, что тело мученика было погребено в земле. Некоторые сказали ему: «Ты велел бросить тело в реку; для чего же теперь ищешь его?»
Тогда Агриппа отправился на место, где был усечен Христов мученик, нашел там несколько капель его крови и, собрав ее своими руками вместе с земною пылью, завязал ее в пояс свой. Тотчас он освободился от нечистого духа и уверовал в Господа нашего Иисуса Христа.
Спустя некоторое время гражданин Комана, Марин, муж благочестивый, построил церковь во имя святого мученика Василиска и, вынув из земли святые его мощи, перенес их в эту церковь . От мощей святого совершалось множество чудесных исцелений от всяких болезней, по молитвам его и по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому с Отцом и Святым Духом воссылается честь и слава, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Кондак, глас 8:
Во страдании крепок и мужествен явился еси, и в чудесех предивен, явленно Христово имя преднося, мучителя посрамил еси. Тем тя почитаем Василиске, присно зовуще всечестне: радуйся мучеников светлая доброто.
* * *
Этот город отстоял от Амасии на расстоянии 4-х дней пути
Очевидно здесь разумеется храм в честь египто-эллинистического божества Пта (Ptah) – бога мертвых
Серапион – храм в честь Сераписа – египто-эллинистического божества, соответствовавшего древнегреческому Зевсу. Как Серапис, так и (упомянутый выше) бог Пта – были богами собственно египетской религии. Но в период увлечения восточными религиями (II в. до Р. Х.) греки оказывали большое уважение этим божествам и строили в честь их многочисленные храмы
Магистриан – помощник правителя области, имевший в своем распоряжении известное количество воинов, с которыми он обыкновенно посылался правителем в провинцию с различными поручениями
Святой мученик Евсигний, описывавший житие и подвиги святого мученика Василиска, в течение 60-ти лет был воином при трех римских императорах: Диоклитиане (284–305 гг.), Максимиане (305–311 гг.) и Константине Великом
Аполлон – по греческой мифологии – бог света, сын Зевса и Латоны
Аполлон – в переводе с греческого значит «губитель». У греков он изображался обыкновенно с луком, стрелами и колчаном, как враг и победитель сил, вредных свету, т.е. нравственному порядку вещей
Господь Саваоф – Господь воинств, Господь сил ( 1Цар.1:3, 11 )
Кончина святого мученика последовала в нач. IV в
Молитва мученику Василиску Команскому
Вернуться к списку