- Новинки
- Выгодная цена
- Распродажа
- Последний товар
- Коллекции
- Как оставить отзыв
- Хит продаж
- Весеннее обновление
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Мученик Савва Готфский, Муссовский (Валахийский)
Житие мученика Саввы Готфского, Муссовского (Валахийского)
Святой мученик Савва, по происхождению готф, жил в IV веке. В то время среди готфов проповедовал христианство епископ Вульфил. Среди многих крестившихся был и святой Савва.
Став христианином, он вел добродетельную жизнь, был благоговеен, мирен, воздержан, прост, молчалив (но заставлял умолкнуть идолослужителей), избегал женщин, все дни проводил в молитве, часто пел в церкви и заботился о ее благоустройстве. Он смело проповедовал христианство.
Готфские князья и судьи под влиянием языческих жрецов начали гонение на христиан и стали принуждать их к вкушению идоложертвенного мяса. Многие из язычников, чтобы сохранить жизнь своим близким и родственникам, принявшим христианство, подавали им вместо идоложертвенного обычное мясо. Некоторые христиане согласились на такой обман, но святой Савва отказался и заявил, что христианин должен открыто исповедовать свою веру. За это жители селения, где жил святой Савва, выгнали его, но потом просили вернуться. Когда преследование христиан усилилось, односельчане святого Саввы решили идти к судье и принести клятву в том, что среди них нет ни одного христианина. Тогда святой Савва громогласно заявил: "Не клянитесь за меня, потому что я – христианин". Жители пошли и поклялись, что в их селении только один христианин. По приказанию судьи к нему привели святого Савву. Но судья, увидев его бедность, решил, что он не может ни помочь кому-либо, ни повредить, и отпустил его.
Между тем гонение продолжалось. Вскоре один из готфских военачальников по имени Афарид во время праздника святой Пасхи напал на селение. Святой Савва собрался встречать великий праздник с епископом Гуфиком, но был возвращен с пути ангелом в свое селение. К тому времени туда вернулся из Греции и пресвитер Сапсал. Воины схватили священника Сапсала и святого Савву, которому не дали даже одеться. Священника везли на телеге, а святого Савву, обнаженного, вели за телегой по терновнику, били палкой и бичами. Господь невидимо хранил мученика, так что когда наутро они достигли города, святой Савва сказал мучителям: "Посмотрите на мое тело, есть ли на нем следы от терновника и от ваших ударов?" Воины были удивлены, увидев мученика здоровым и невредимым, без малейшего следа перенесенных мучений. Тогда святого Савву растянули на осях телеги и били весь день. Ночью одна благочестивая женщина встала, чтобы приготовить еду домашним, увидела привязанного мученика и освободила его. Он стал помогать ей по хозяйству. Днем по приказанию Афарида святой Савва был подвешен к перекладине дома. Ему и священнику поднесли идоложертвенное мясо и пообещали отпустить на свободу, если они вкусят его. Священник Сапсал ответил: "Мы скорее согласимся, чтобы Афарид распял нас, чем вкусим оскверненное бесами мясо". Святой Савва спросил: "Кто прислал это мясо?" "Владыка Афарид", – ответил слуга. "Есть только один Владыка – Бог, Который на Небесах", – произнес мученик. В ярости один из слуг сильно ударил святого Савву копьем в грудь. Все думали, что мученик умрет, но святой не чувствовал никакой боли и сказал ударившему; "Твой удар был для меня не сильнее того, как если бы ты меня ударил мягкой шерстью".
Афарид велел предать святого Савву смерти. Священника Сапсала оставили связанным, а святого Савву повели к реке Муссова, чтобы утопить его. По дороге святой радостно благодарил Бога за то, что Он сподобил его пострадать за исповедание Его святого Имени.
Слуги тем временем рассуждали между собой: "Почему бы нам не отпустить этого неповинного ни в чем человека? Афарид не узнает о том, что мы отпустили его". Святой Савва услышал их и воскликнул: "Исполняйте приказанное вам! Я вижу Ангелов, пришедших со славою взять мою душу!" Мученика бросили в реку, привязав к шее его большой обрубок дерева.
Святой Савва пострадал 12 апреля 372 года, когда ему было 38 лет. Палачи извлекли тело мученика и бросили на берегу, но христиане скрыли его. Позднее один из скифских вождей, христианин Иуний Саран, перенес мощи святого Саввы в Каппадокию, где они были приняты с честью святителем Василием Великим (память 1 января).
Страдание святого мученика Саввы Готфского
Память 15 апреля
Церковь Божия, находящаяся в Готфии 2558 , церкви Божией, пребывающей в Каппадокии 2559 и всем христианам православной Церкви, живущим среди всех народов вселенной, милость, мир и любовь Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, – да умножится». Так начинается послание от готфской церкви к церкви Каппадокийской 2560 , в котором предложено повествование о нижеследующем житии. «Сказанное некогда святым Апостолом Петром : «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» ( Деян.10:35 ), вполне исполнилось на святом Савве, мученике Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Святой Савва, будучи родом готфянин и живя среди нечестивых и развращенных жителей Готфии, так подражал святым мужам и так, подобно им, был украшен добродетелями, что как яркая звезда блистал в мире. Ибо он, от дней своей юности возлюбив закон Господень, поставил целью своей жизни в деятельности – достигнуть совершенства добродетели, – прийти чрез познание Сына Божия в мужа совершенного ( Еф.4:13 ). Любящим же Бога все содействует ко благу ( Рим.8:28 ). И действительно, мужественно противоборствуя диаволу и отрекшись от суеты мирской, святой Савва, сохраняя мир со всеми людьми, достиг горняго Царствия и награжден был от Бога блаженством вечным. В воспоминание о сем святом мученике и в назидание благочестивых христиан, мы рассудили не умолчать об славных делах сего святого мученика, но предать записи историю его страданий.
Святой Савва твердо исповедовал святую веру христианскую, был скор к деланию добра, отличался благочестием, кротостью, простотою речи, но не разума, жил в мире со всеми, безбоязненно защищал истину, заграждая тем уста язычникам-идолослужителям, не был горд, но, как подобает смиренным, всем покорялся, был молчалив, на вопросы отвечал всегда спокойно, без гневливости, принимал участие в пении церковном и заботился о благоустройстве церкви, не прилагал сердца своего к приобретению имения и денег, довольствуясь только необходимым для насущных подробностей, – был трезвен, воздержен во всем, не имел никакого общения с женщинами. Все время он проводил в усердной молитве и посте, был чужд тщеславия, своим примером всех возбуждал к богоугодной жизни, так как сам творил только добро, и избегал того, что было противно добродетели. До конца жизни своей он сохранил веру, «действующую любовью» ( Гал.5:6 ), и никогда не переставал безбоязненно проповедовать имя Христово. Прежде чем увенчаться венцем мученика за исповедание святой веры христианской, святой Савва неоднократно своими делами показал себя твердым поборником истинного благочестия.
Когда готфские князья и судьи начали преследовать христиан и склонять их к ядению идоложертвенных приношений, то некоторые из язычников сговорились между собою – предложить своим родственникам и знакомым, исповедывавшим христианскую веру, вместо идоложертвенных мяс не идоложертвенные, дабы и христиан предохранить от вкушения идолопоклонных мяс, и язычников-гонителей удовлетворить. Святой Савва, узнав об этом, не только сам не пожелал вкусить от тех мяс, которые, хотя и не были идоложертвенными, но предлагались как идоложертвенные, помня слово апостольское: «но если кто скажет вам: «это идоложертвенное», – то не ешьте» ( 1Кор.10:28 ), но, став среди народа, безбоязненно сказал во всеуслышание:
– Если кто-либо вкусил сих мяс, не может оставаться христианином.
Таковым увещанием святой воспрепятствовал всем впасть в сеть диавола. Посему придумавшие указанный обман, выгнали святого Савву из своего селения, но вскоре попросили его вернуться назад. Когда же снова началось гонение, то некоторые идолопоклонники того же селения, приносившие жертвы идолам, захотели известить князя, что в их селении нет ни одного христианина и намеревались клятвою подтвердить свои слова. Тогда снова святой Савва, безбоязненно став посреди народа, громким голосом воскликнул:
– Пусть никто не клянется за меня, ибо я христианин!
Упомянутые же идолопоклонники, утаив своих родственников, исповедывавших христианскую веру, пришли к князю и клялись пред ним, что в их селении нет христиан, кроме одного.
Услышав об этом, беззаконный князь повелел привести к себе этого христианина (а это был святой Савва). Когда же он был приведен, князь спросил предстоящих:
– Имеет ли этот христианин какое-либо имущество?
Ему отвечал и:
– Он ничего не имеет, кроме того, во что он одет.
Посмотрев с презрением на святого, князь сказал:
– Этот человек едва ли в состоянии оказать кому-нибудь какую помощь, равно как и повредить кому-либо. – Сказав так, князь повелел увести святого оттуда.
Спустя некоторое время в Готфии снова было воздвигнуто язычниками большое гонение на христиан. Приближался день празднования святой Пасхи, и блаженный Савва пожелал пойти в другое селение к христианскому священнику, по имени Гуфину, чтобы вместе с ним отпраздновать праздник святой Пасхи. Когда он шел туда, по дороге ему явился муж, большого роста и с сияющим лицом, который сказал ему:
– Возвратись и иди в свое селение к священнику Сапсалу.
Савва отвечал:
– Его нет дома, ибо он по причине гонения ушел из селения и проживает в греческой стране (святой Савва не знал, что в то время этот пресвитер возвратился в свой дом, дабы встретить праздник Пасхи дома).
Затем, пройдя мимо явившегося мужа, Савва направился к священнику Гуфину.
День этот был очень ветреный; внезапно нашло большое облако и выпал столь глубокий снег, что Савва был не в состоянии идти дальше. После этого Савва, уразумев, что по Божиему промышлению был остановлен в своем путешествии, возвратился обратно, прославляя Бога.
Придя в дом священника Сапсала, он весьма возрадовался увидав его и поведал ему и другим все, что случилось с ним на пути. И они все вместе отпраздновали праздник Пасхи.
На третью ночь праздника внезапно напал на то селение Афарид, один из нечестивых начальников, сын князя Ротеста, с большим полчищем воинов-язычников. Застав священника мирно спящим в своем доме, он схватил его, а также и Савву, взяв его нагим прямо с постели, и связал обоих. Пресвитера посадили на телегу и везли, а Савву нагого, как младенца только что родившегося, влачили по терновнику, немилосердно ударяя его палками и бичами, и так влекли до самого города. Так безжалостны и жестоки были мучители к рабам Христовым! Но самая жестокость мучителей еще более способствовала тому, чтобы во всей силе явилось терпение и вера мужа Праведного.
При наступления дня, святой Савва прославлял во всеуслышание Господа своего и так говорил мучителям: «Не по терновнику ли вы меня нагого и босого гнали и влачили? Посмотрите же теперь, в язвах ли мои ноги? или есть ли следы на моем теле от ваших ударов?»
Они, не видя ни малейшего знака от побоев на теле святого, весьма удивлялись этому. Затем они взяли оси от телеги и одну из них положили ему на плечи, протянув его руки к концам оси и привязав их к ней; другую же ось мучители привязали таким же образом к ногам святого. После этого мучители повалили святого на землю и сильно мучили его весь этот день до самой глубокой ночи. Когда же мучители уснули, пришла женщина, вставшая ночью, чтобы приготовить своим домашним пищу; она освободила святого, и он, встав, стал помогать ей в ее деле.
При наступлении дня, Афарид снова повелел связать святому руки и повесить его на перекладине в доме. Спустя несколько времени пришли посланные от Афарида с идоложертвенным мясом к пресвитеру и к Савве и сказали:
– Так говорит вам великий Афарид: вкусите сих мяс и избавитесь от смерти.
Священник ответил посланным:
– Не вкусим, ибо не подобает нам есть сего оскверненного бесами. Мы согласимся скорее, чтобы Афарид распял нас или другим каким-либо образом предал смерти.
А блаженный Савва спросил пришедших:
– Кто прислал это?
Они отвечали:
– Господин наш Афарид.
На это святой сказал им:
– Один есть Господь – Бог, сущий на небесах. Нечисто и мерзко ваше пагубное мясо, как сам тот Афарид, от которого вы присланы.
Лишь только святой произнес сии слова, как один из слуг Афаридовых, придя в сильную ярость, с такой силой ударил в грудь святого копьем, бывшим в его руках, что все стоящие там подумали, что мученик умрет. Но мученик, хранимый Божественным Провидением не получил никакого следа от удара и не чувствовал никакой боли, и сказал ударившему:
– Ты думаешь, что сильно ранил меня своим копьем; а я почувствовал твой удар не более того, как если бы кто меня ударил мягкою шерстью.
Узнав обо всем происшедшем, Афарид повелел предать смерти святого мученика Савву. Тогда нечестивые слуги, оставили связанным священника Сапсала, взяли Савву и повели к реке, называемой «Муссова» 2561 , чтобы там утопить его. Святой мученик, помня заповедь Господню о любви к ближнему своему, как к самому себе ( Мф.22:39 ), спросил ведущих его слуг:
– Почему же пресвитер не предается смерти со мною?
Те отвечали святому:
– Это не касается тебя.
Он же, исполнившись радости, воскликнул:
– Благословен Ты, Боже, и прославлено имя Сына Твоего во веки, аминь. Ибо Афарид сам предал себя смерти и вечной гибели, а меня отослал в жизнь вечную, нескончаемую. Так угодно Тебе, Господи Боже наш, чтобы было с рабами Твоими.
Таким образом и ведомый на смерть, святой не переставал хвалить и благодарить Бога, «ибо нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим.8:18 ).
Между тем слуги говорили друг другу:
– Почему нам не отпустить сего неповинного человека? Ведь Афарид не узнает об этом, если мы отпустим его.
Но святой Савва сказал им:
– Для чего вы говорите безумные речи? Исполняйте лучше сказанное вам. Ибо я вижу то, чего вы не можете видеть: вот стоят святые ангелы, пришедшие со славою взять мою душу.
Тогда привели святого мученика на реку и, привязав к шее его большой кусок дерева, бросили святого в глубину речную и потопили. Так преставился святой Савва до конца жизни своей сохранивший в чистоте святую веру. Прожил он тридцать восемь лет, увенчан венцем мученическим в пятый день после праздника Пасхи (т.е. 12 апреля 2562 , в царствование Валентиниана на западе, Валентина на востоке 2563 и при правлении анфипатов 2564 Модеста и Аринфия).
Спустя некоторое время палачи извлекли из воды тело мученика и бросили его на берег без погребения. Однако ни звери, ни птицы не прикоснулись к сему честному телу, т.к. оно было скрыто руками благочестивых христиан.
Один из скифских военачальников Иуний Саран, почитавший истинного Бога, послав преданных мужей, взял честное тело мученика из земли готфов и перенес в страну греческую. Желая украсить свое отечество, он сей чудный дар и славный плод веры послал, по совету пресвитеров, в Каппадокию к вашему благочестию, – заключает послание – согласно воле Господа, дарующего благодать Свою боящимся Его. Совершая память мученика в тот день, в который он был увенчан мученическим венцом 2565 , возвещайте о сем и прочим братиям, дабы вся православная апостольская Церковь , духовно радуясь, прославила Господа, избравшего Себе таковых рабов Своих. Приветствуйте всех святых; целуют вас лобзанием святым все братия, терпящие вместе с нами гонение. Могущему же нас благодатью и человеколюбием Своим привести в Небесное Царство слава, честь и поклонение, с Единородным Его Сыном и Пресвятым Духом во веки, аминь».
* * *
Готфы – народ германского племени, живший первоначально по течению реки Вислы, а потом, расселившийся по реке Дунаю. В начале IV века среди готфов стало распространяться христианство. Первым проповедником и насадителем его здесь был Вулъфила или Ульфила – епископ готфов.
Каппадокия – область в Малой Азии.
Послание это написано Асхолием, епископом солунским и Сараном, военачальником Скифии, родом каппадокиянином, около 374 г. по поводу отправления мощей святого мученика Саввы из Готфии в Каппадокию. Предстоятелем церкви каппадокийской в это время был святой Василий Великий , который, получив святые мощи и послание, благодарил за них отправителей письмами, дошедшими до нас в его творениях.
Река Муссова находилась во Валахии.
Кончина святого мученика последовала в 372 г.
Император Валентиниан царствовал с 364 по 375 г., а брат его Валент с 364 по 378 г.
Анфипат – проконсул, правитель более или менее обширной государственной области (провинции).
Св. Дмитрий Ростовский в послесловии к житию св. Саввы замечает, что память этого мученика приличнее было бы совершать именно 12 апреля, но так как в прологе она положена под 15-м числом, то под ним же он поместил в Минеи-Четьи и повествование о страдании св. Саввы.
Память святого мученика Саввы Готфского 493
Св. Савва жил в Готии 494 во времена правления императоров Валентиниана (364–375) и Валента (364–378). Он принял христианство с детства и сиял словно звезда среди строптивого и развращенного рода ( Флп. 2:15 ). Кроткий, миролюбивый, смиренный и послушный, но непримиримый по отношению к идолопоклонству, он благоговейно внимал церковным службам и постоянно предстоял перед Богом в молитве.
В 370 г. правитель Готии Атанарих начал гонения на христиан. Готские князья и вожди стали принуждать христиан из своего народа вкушать идоложертвенное мясо. Тогда некие язычники из селения, в котором жил Савва, предложили верным для спасения жизни вкусить обычного мяса, притворяясь, будто подчиняются повелениям властителей. Узнав об этом, Савва написал всему собранию верных: «Кто вкусит этого мяса, перестанет быть христианином!» Он тотчас же был изгнан из деревни.
Через некоторое время после его возвращения на христиан обрушилась новая волна преследований. И язычники этого селения, желая дать клятву, что среди них нет ни одного христианина, принудили верных скрыться. Не подчинился этому лишь Савва. Когда прибыл отряд преследователей, его предводитель повелел привести к нему единственного христианина. Узнав, что у Саввы нет никакой другой собственности, кроме одежды, которая на нем, он заявил: «Подобный человек не может быть ни полезен, ни опасен»,– и отпустил его.
Пасху 372 г. Савва провел у местного священника по имени Сансала, который вернулся ради этого из изгнания. Спустя три дня после праздника отряд язычников, руководимый Атаридом, сыном князя Ротеста, ночью ворвался в дом Сансалы. Связав священника, они подняли с ложа и Савву и, не дав ему времени одеться, проволокли сквозь недавно обгоревший колючий кустарник, нанося удары палками и бичами. Но терпение святого одержало верх над их жестокостью, и на следующий день он показал им, что на его теле нет ни единого следа от ран, которые они ему нанесли. Тогда язычники взяли ось от телеги, водрузили ему на плечи, привязали к ней его руки, а затем привязали и его ноги к другой оси. И так, вплоть до середины ночи, святой был истязаем, претерпевая издевательства и поношение. Когда стражники уснули, некая женщина пришла развязать его, но вместо того чтобы бежать, Савва остался и без всякого страха стал помогать ей по хозяйству.
Святой мученик Савва Готфский. Сборник с месяцесловом. XV в.
Утром, когда Атарид узнал о случившемся, он приказал связать Савве руки и подвесить святого к балке дома. Посланники Атарида пришли к священнику Сансале и к Савве, предлагая им идоложертвенное мясо. Но оба христианина ответили, что скорее предпочтут смерть на кресте или любую другую смерть, чем подчинятся такому нечестивому повелению. «Эти погибельные яства нечисты и осквернены, – воскликнул Савва, – как и сам Атарид, приславший их!» Один из служителей Атарида, исполнившись ярости, схватил копье и пронзил им тело Саввы. К всеобщему изумлению, мученик не издал никакого крика и, показывая, что его тело осталось невредимым, сказал: «Ты веришь, что убил меня. Но знай, что я испытал не больше боли, как если бы ты бросил в меня клочок шерсти».
Тогда Атарид повелел немедленно предать Савву смерти. Воины отвели его к р. Мусей 495 , чтобы утопить. По пути он не переставал благодарить Бога, ни во что не ставя здешние страдания в сравнении с вечными благами, которые Господь уготовал своим служителям. Приблизившись к берегу, воины сказали: «Почему бы не отпустить этого невинного? Атарид ничего не узнает». Но Савва ответил им: «Хватит суесловить, делайте то, что вам приказали! Я вижу то, чего вы видеть не можете, ибо передо мной стоят те, кто должен ввести меня во славу». Тогда воины бросили Савву в реку, удерживая мученика на глубине палкой, привязанной к его шее. Так доблестный Савва принял смерть от воды и дерева – символов нашего спасения, совершенного посредством Креста и крещения. Св. Савве было тридцать восемь лет.
Палачи вытащили его тело из реки и оставили без погребения. Но ни собаки, ни дикие звери не осмеливались подойти к нему. Эти честные мощи были сохранены некими братиями. Позднее правитель Малой Скифии (ныне Добруджа в Румынии) перевез их в римские земли, а затем отправил в Кесарию Каппадокийскую, где они были торжественно встречены свт. Василием Великим и его паствой.
* * *
Мы излагаем здесь древнюю версию его «Мученичества». Другой Савва Готфский, который, как кажется, пострадал за Христа при Аврелиане (270–275), поминается 24 апреля, однако, возможно, речь идет об одном и том же лице. Под 29 октября мы находим также Савву Стратилата, «Житие» которого, должно быть, представляет собой повторение рассматриваемого «Жития».
Мученичество св. Саввы имело место не в Крымской Готии, но во время пребывания готов к северу от Дуная. О готах см. синаксарные статьи о св. Никите Готфском [15 сент.] и 26 мучениках [26 марта].
Современная р. Бузеу.