- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Мученик Евтропий Амасийский
Жития мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска
Святые мученики Евтропий, Клеоник и Василиск пострадали в городе Амасии Понтийской (Малая Азия) около 308 года.
Братья Евтропий и Клеоник и племянник святого великомученика Феодора Тирона (память 17 февраля) Василиск были друзьями. После мученической кончины святого Феодора они находились в заключении и своей проповедью привели к христианской вере многих язычников, бывших с ними в темнице.
Когда истязавший святого Феодора Публий бесславно погиб, пораженный Божиим гневом, правителем Амасии Понтийской был назначен Асклипиодот, не уступавший в жестокости своему предшественнику. Узнав, что друзья мученика Феодора Тирона все еще находятся в темнице, правитель велел привести их к себе. Перед новым правителем святые Евтропий, Клеоник и Василиск так же твердо исповедали веру во Христа. Они были беспощадно избиты, так что тела их превратились в сплошную рану. Во время пыток святой Евтропий громко молился Спасителю: "Даждь, Господи, нам терпения совершенного в ранах сих ради венца мученического, и прииди на помощь к нам, якоже к рабу Твоему Феодору пришел еси". В ответ на мольбу святого мученикам явился Сам Господь с Ангелами и с ними святой великомученик Феодор Тирон, сказавший им: "Се на помощь вашу Спаситель прииде, да известны будете о вечной жизни".
Воины и многие из стоявших поблизости людей также сподобились видеть Спасителя. Они стали просить Асклипиодота прекратить пытки. Увидев, что народ волнуется и готов уверовать в Истинного Бога, правитель велел увести мучеников. Потом правитель пригласил святого Евтропия к себе на обед и предложил ему публично принести жертвы языческим богам, а в душе оставаться христианином.
Но Евтропий отверг это предложение. На следующий день мучеников привели в языческий храм, чтобы насильно заставить их принести жертвы. Тогда Евтропий стал просить Спасителя: "Господи, буди с нами, а все языческое беснование истреби. Даждь, да на месте сем христиане Бескровные Жертвы принесут Тебе, Истинному Богу". Только прозвучало последнее слово молитвы, как началось землетрясение, стали рушиться стены храма, а с ними разбилось и изображение богини Артемиды. Все бросились из храма, чтобы не погибнуть среди развалин. Среди шума землетрясения раздался свыше глас: "Молитва ваша услышана, и на этом месте будет дом для молитвы христиан".
Когда кончилось землетрясение, едва опомнившийся от страха правитель Асклипиодот велел врыть в землю высокие деревянные колья, привязать к ним мучеников и поливать кипящей смолой. Святые стали молиться Богу, а Евтропий воскликнул, обращаясь к мучителям: "Да обратит Господь дело ваше против вас!" И смола стала обтекать тела мучеников, как вода мрамор, и обжигать мучителей. Видевшие это пришли в ужас, а правитель в ожесточении приказал рвать тела святых железными крючьями и уязвлять их раны горчицей, смешанной с солью и уксусом. Святые и эти муки перенесли с удивительной твердостью.
Последнюю ночь перед казнью мученики провели в молитве, и снова Господь явился им и укреплял их.
Утром 3 марта святые Евтропий и Клеоник были распяты, а Василиск оставлен в заточении.
22 мая в городе Команах казнили святого Василиска. Его обезглавили, а тело бросили в реку. Однако христиане нашли его останки и похоронили их на вспаханном поле. Позже в Команах была воздвигнута церковь во имя святого Василиска.
Страдание святых мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска
Память 3 марта
После страданий и мученической кончины святого великомученика Феодора Тирона , в темнице остались заключенные за Христа его соратники и близкие друзья Евтропий, Клеоник и племянник его Василиск. Правитель города Публий, мучивший святого Феодора, уже погиб, пораженный Божиим гневом. На его место был назначен другой, по имени Асклипиодот, родом из Фригии, человек жестокий и безбожный. Много зла причинил он христианам, ибо получил от императора Максимиана 1711 власть принуждать христиан к принесению жертв идолам, и тех, кто не повинуется, погублять в жестоких муках.
Однажды, заседая на судилище со своими советниками, он призвал книгохранителя Евласия и приказал ему читать прежние судебные дела. Когда Евласий читал о страданиях Феодора Тирона, то все дивились терпению святого мученика, а правитель спросил:
– Где друзья Феодора, упоминаемые в книге?
Евласий отвечал:
– Они содержатся в темнице с прочими узниками.
Видя сожженное Тироном капище скверной их богини Юноны, именуемой матерью богов, правитель зарычал, как лев, и тотчас повелел послать воинов в темницу, чтобы привести к нему святых мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска.
Евтропий и Клеоник были родными братьями, родом из Каппадокии, а Василиск, племянник святого Феодора, родился в Амасии, но все трое, вследствие взаимной любви, называли друга друга братьями.
Пришедши к темнице, воины сказали темничному сторожу:
– Выдай нам друзей Феодора.
Тогда сторож вошел к святым и сказал:
– Вставайте! Пришло время, которого вы ждали с нетерпением день и ночь; вас зовет правитель. Но умоляю вас, помяните и меня в своих молитвах.
Так говорил темничный сторож, так как видел их день и ночь на молитве и происходившие с ними чудеса: необыкновенный свет сиял среди них, темница много раз сама собою отверзалась. Поэтому он и уверовал, что Господь пребывает с ними. На призыв правителя святые пошли с радостью, а оставшиеся узники печалились, что лишались дружеского общения со святыми мучениками. Тогда святой Евтропий сказал им:
– Не плачьте, друзья, ибо мы снова увидимся, но молитесь ко Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он даровал нам страдание и кончину за Него и чтобы прекратилось бесовское язычество, а вселенная исполнилась Божьей благодати.
Утешивши такими словами узников, святые вышли с воинами. Святой Евтропий пел: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» ( Пс.132:1 )
И вот раздался глас с неба:
– Не разлучу тебя с твоей братией, пока не придете все к Феодору и не почиете на лоне патриархов, живущих в Божественном свете.
Евтропий был очень красив и премудр. Когда святые были приведены и стали перед правителем, то он спросил их:
– Почему лица ваши не сумрачны от долгого пребывания в темнице, а радостны, как будто от постоянного веселия?
Блаженный Евтропий ответил:
– Воистину, правитель, наш Христос всегда нам дает радость, посещая нас Своей благодатью, и сбываются на нас слова Писания: «Веселое сердце делает лицо веселым» ( Притч.15:13 )
Правитель спросил:
– Как твое имя?
– Первое мое имя, – отвечал святой, – христианин, а родители меня назвали Евтропием.
Тогда правитель с ласкою сказал:
– Вижу, что ты так же благонравен, как и красив; думаю, давно уже ты сделался таким мудрецом.
Святой отвечал:
– Духовной мудрости я научился от Господа моего Иисуса Христа, на Него я возлагаю надежду, что Он поможет мне мудро ответить на ваши вопросы.
Правитель сказал:
– Послушай меня, Евтропий, и убеди свою братию повиноваться царскому повелению, принести жертвы богам. За это я напишу о тебе царям, и они назначат тебя в этой стране воеводою, почтут тебя как князя и осыплют тебя большими богатствами. Тогда ты на деле увидишь, как хорошо слушаться царей и повиноваться их приказаниям. А если не убедишься моими словами, то я рассеку твое тело на части и брошу на съедение псам и зверям. Что от твоих костей останется, то все сожгу на огне и прах брошу в реку. Не надейся, что христиане соберут твои останки и, как святыню, помажут миром. Итак, покорись, принеси жертвы богам или только скажи при народе, что покоряешься и хочешь принести жертву: все смотрят на тебя, ожидая твоего решения. Не отвращай от богов тех, кто хочет приносить им жертвы, чтобы не запятнать свое имя, подвергаясь позорным и жестоким мучениям.
На это Евтропий ответил правителю:
– Перестань пустословить, сын диавола, наследник геенны! Перестань прельщать слуг Божьих, враг Бога, отринутый от нетленных благ и райского блаженства, вечный узник ада преисподнего! Перестань говорить неподобные речи, ты, заграждающий путь к добрым делам, учитель и начальник нечестия! Не знаю, что и сказать еще тебе, лукавый соблазнитель! Ты обещаешь мне временную честь и богатство, оставляемые здесь, на земле. Какая мне польза от того, что вызывает душевредные страсти, приводит к хвастовству, любодеянию, грабежу, убийству и другим преступлениям? Какую пользу получил от временной славы и богатства прежний князь Публий, мучивший святого Феодора? Теперь он погребен в земле, снедаем червями и мучится в аде, в огне неугасимом. И тебя не замедлит постигнуть гнев Божий, и погибнешь ты, беззаконник нечестивый. Ты угрожаешь мне жестокими мучениями, мечом, огнем и зверями, но не надейся устрашить меня такими угрозами и муками принудить меня к безбожью: пострадать за Христа Бога моего – это мое первое желание, так как Он есть наше богатство, честь, сила и слава. Нет, не отступим от Него ни я, ни моя братия, но пострадаем за Спасителя нашего: в Его руках наша жизнь, Он воевода непобедимый, избавляющий от бед призывающих Его; Он и нас может избавить от рук твоих.
Услышав это, правитель исполнился гнева и приказал бить святого по лицу, говоря:
– Негодный! Ты призван сюда, чтобы принести жертву богам, а не укорять нас!
Но когда начали сильно бить святого, то руки бьющих высохли.
По приказу правителя все, что делалось и говорилось на суде, подробно записывалось. И вот когда писцы увидали, что руки истязателей высохли, то в ужасе бросили писать. Однако один христианин, стоявший среди народа, записал происходившее. Правитель обратился к мученику с такими словами:
– Поклонишься ли ты, наконец, богам, чтобы сохранить свою жизнь, или хочешь, чтобы я предал тебя смерти?
– Нет, – отвечал святой Евтропий, – не поклонюсь богам бесчувственным. Ты и сам бесчувственный, если так поступаешь. Но поклонюсь я Богу моему и Ему принесу в жертву свою хвалебную песнь. Так говорит блаженный Давид, и его устами Сам Христос: «А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят» ( Пс.113:12–13 ). И прибавляет к этому: «Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них» ( Пс.113:16 ) Ты глух и слеп, и не хочешь ли и меня сделать таким же! Но я не отступлю от Господа моего Иисуса Христа.
Тогда правитель обратился к святым Клеонику и Василиску:
– А вы что скажете: принесете ли вы жертвы богам, чтобы сохранить свою жизнь или, как Евтропий, будете упорствовать и тогда подвергнетесь таким же мукам?
Святые Клеоник и Василиск отвечали:
– Как верует наш брат и господин Евтропий в Иисуса Христа, так и мы веруем в Бога Отца, Сына и Святого Духа. Как страдает Евтропий за Христа, так и мы хотим страдать, и диавол не может разлучить нас, соединенных святой верой во Христа и взаимною любовью. Как трижды сплетенная веревка не разорвется, так и мы трое будем крепки, и как Пресвятая Троица нераздельна, так и мы соединены верой и любовью. Так мучай нас еще более жестоко, мы пойдем на эти муки во славу Господа нашего Иисуса Христа, Которому ты враг.
Когда они это сказали, правитель приказал, чтобы четыре воина растянули каждого и били крепкими жилами без всякой пощады. Святых били так сильно, что на землю падали куски тела, обагренные кровью. Но они мужественно терпели и молились Богу. Жестоко было мучение, но при помощи Божьей страстотерпцы, казалось, совершенно не страдали. Святой Евтропий молился такими словами:
– Боже Вседержитель, благий и милостивый! Не презри нас, Владыка, Ты, Который спасаешь праведных, вразумляешь нечестивых, исправляешь строптивых, охраняешь мудрых и наставляешь безумных. Ты связал диавола и освободил человека. Ты помощник заключенных в узы, заступник мучимых, источник благости, Спаситель душ наших. Ты насылаешь страдания и подаешь мужество претерпеть муки. Дай и нам претерпеть страдания ради мученического венца. Приди нам на помощь, как помог рабу Твоему, Феодору. Покажи людям злобу диавола, Твою милость и всесильной Твоей помощью яви всем, что мы Тебя одного почитаем царем нашим Иисусом Христом, славя Тебя с Отцом и Святым Духом во веки.
Святые Клеоник и Василиск произнесли:
– Аминь.
Вдруг сделалось страшное землетрясение, так что потряслось все судилище, утомленные и испуганные палачи отошли, а святые, освобожденные невидимой силой, остались целы. И вот им явился Господь с ангелами и со святым Феодором. Святой Евтропий обратился к Господу:
– Слава Тебе, Владыка мой Христос, что так скоро меня услышал, и кто такой я, что ко мне пришел Сам Господь мой?
А святым Клеонику и Василиску святой Евтропий сказал:
– Видите ли вы, вот Царь наш Иисус Христос стоит с Феодором во всей славе?
– Видим, – отвечали они.
Святой Феодор, явившийся с Господом, сказал:
– Брат Евтропий! Твоя молитва услышана, и пришел к вам на помощь Спаситель с возвещением о вечном блаженстве.
Сам Господь сказал им:
– Когда вас мучили, то Я стоял перед вами, глядя на терпение ваше. Так как вы мужественно перенесли первые страдания, то Я буду вашим помощником, пока не окончите ваш подвиг, и впишутся имена ваши в книгу жизни.
После этих слов Господь сделался невидим со святым Феодором.
Воины же, мучившие святых, стали просить правителя:
– Умоляем тебя, господин, освободи нас от этого дела, мы не можем мучить этих людей.
Указывая на святых, правитель сказал:
– Эти волхвы делают заклинания и тем устрашают воинов.
Многие из народа, сподобившиеся видеть Божественное явление, воскликнули:
– Нет, не заклинания и не волхвования, а Бог христианский помогает Своим рабам: сейчас мы видели Царя их Христа, и слышали глас ангельский.
– Ничего я не видел, – сказал правитель, – никакого голоса не слышал.
Святой Евтропий обратился к нему с такими словами:
– Правильно говоришь, что не видел Божественного явления и не слышал небесного гласа: ты не видишь душевными очами, потому что тебя ослепил диавол, и на тебе сбывается пророчество Исаии: «Ушами с трудом слышат и очи свои сомкнули» ( Ис.6:10 ).
Услышав это и увидев, что народ волнуется, правитель приказал связать святых и отвести их в темницу. Когда святые вошли туда, то узники очень обрадовались, а Христовы страдальцы воспели песнь: «Помощь наша в имени Господа, сотворившего небо и землю» ( Пс.123:8 ).
Обедая уже поздно в этот день со своими советниками, правитель так говорил им:
– Не знаю, что делать с этими людьми: весь город волнуется из-за них. Как вы думаете?
Один из советников сказал:
– Умоляю тебя, поскорее убей их. Если же замедлишь казнить их, то весь город отступит от богов и пойдет за этими людьми. Особенно не позволяй столько говорить многоречивому Евтропию.
– Я его увещевал поклониться богам, – сказал правитель, – и просьбами и угрозами, а он и богов, и царя похулил, да и мне досадил своими укорами. Но позовем его одного и будем убеждать просьбами. Если он нас послушает, то будет слава милостивым богам, а если нет, то предам их смерти.
Так сказав, он послал воинов привести к нему Евтропия из темницы. Евтропий вошел, и правитель, сидя за обедом, обратился к нему:
– Хочешь, я сам с честью введу тебя в храм богов наших, и ты принесешь им жертвы?
Святой Евтропий отвечал:
– Жив Господь Бог мой! У меня и в помышлении нет отступить от веры Христовой, утвержденной на камени непоколебимом.
Правитель приглашал мученика сесть с ними обедать, но он отказался. И другие сидящие убеждали его:
– Садись с нами, Евтропий, ешь и пей, покорись начальнику!
Святой отвечал:
– Нет, я, раб Христов, не сяду со скверными, как говорит блаженный пророк Давид: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не сидит в собрании развратителей» ( Пс.1:1 ). И в другом месте: «Не сидел я с людьми лживыми и с коварными не пойду» ( Пс.25:4 ). Другой пророк возвещает: «Выходите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и нечистот их не касайтесь, и Я приму вас» ( Ис.52:11 ).
Правитель сказал:
– Прежде ты был добронравен, Евтропий, а теперь кажешься злонравным.
– Я не злонравен, – отвечал святой, – но соблюдаю заповеди Божьи. Если ты стараешься исполнить приказания царей земных, то я еще более стараюсь исполнить повеления Царя Небесного и бессмертного, Коему служу.
Правитель продолжал убеждать святого:
– Ты один без своей братии принеси завтра жертвы богам, чтобы народ, видя это, убедился не отступать от богов, но почитать их жертвами.
Святой Евтропий отказался:
– Нечестивец! Не хочешь ли ты сделать из меня совратителя стада Христова? Нет, этого не будет, ибо говорит Господь мой: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской» ( Мф.18:6 ). А в другом месте говорит: «Не можете служить Богу и маммоне» ( Мф.6:24 ) и «Что общего у света со тьмою? какая совместность храма Божия с идолами?» ( 2Кор.6:14, 16 ).
Услышав это, правитель приказал принести золото, разные дорогие одежды и 150 литр 1712 серебра и сказал:
– Все это я дам тебе и даже больше, только скажи завтра народу, что покорился правителю, а потом молись своему Богу, сколько хочешь.
– Лукавый соблазнитель: – воскликнул святой Евтропий. – Нет, ты не искусишь раба Божия! Я твердо помню слова Писания: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф 16:26 ). Как брат твой Иуда, возлюбивший серебро, погубил свою душу, так и ты погибнешь с ним. Но чего ты медлишь убить нас? Знай, что ничто не отвратит нас от любви ко Христу. Долго спорил с ним правитель, но мученик не только не повиновался ему, но все более укорял его и бесчестил богов. Наступила уже полночь, пора была ложиться спать, и правитель сказал слугам:
– Уведите Евтропия в темницу и там свяжите его и его друзей. Видно, злое никогда не изменится и нельзя ждать от него добра.
Уходя, святой сказал правителю:
– Ты, сад лукавства, не приносящий плода правды, скоро погибнешь и будешь ввержен в огонь. Ты – негодная земля, произрастающая не пшеницу, а сорные травы! Твоею душою завладел сатана и засеял ее семенами зла.
Так сказав, он вышел. Когда он пришел в темницу, то нашел святых Клеоника и Василиска горячо молящимися: всю ночь они за него молились.
На следующее утро правитель пожелал всенародно принести богам жертву и приказал глашатаям кричать на улицах, чтобы все собрались с жертвами в храм Артемиды. Когда там собрался народ и пришел правитель, то, по его повелению, были приведены и святые мученики Евтропий, Клеоник и Василиск. Все поклонялись идолам и приносили в жертву кто ладан, кто животных.
– Евтропий, – сказал правитель, – иди и ты со своей братией и принеси жертву богам, а то умрешь злой смертью.
Святой Евтропий и его друзья стали так говорить:
– Господи, Боже Вседержителю, вечный, нескверный, пречистый, неизменный, живущий на небе, славимый на земле! Ты утвердил небо, поставил землю на основания, устроил горы, сосчитал бесчисленные звезды и всем им дал названия, дивно проливаешь на нас Свой свет. Ты некогда избавил трех святых отроков из печи Вавилонской, спас святого Даниила от пасти льва, освободил от смерти рабу Твою Сусанну, святую Феклу сохранил от огня и зверей, был со святым Феодором при его страданиях. Будь и с нами и, пришедши на место сие, покажи силу Свою и уничтожь все языческое беснование. Даруй, чтобы на сем месте христиане приносили Тебе, Истинному Богу, бескровные жертвы, ибо Ты Отец Господа нашего Иисуса Христа. Слава Тебе, единородному Твоему Сыну и Святому Твоему Духу ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Когда святые произнесли эти слова, загремел гром и поколебалась земля, так что сотряслось капище, и правитель со всеми присутствовавшими выбежал из храма, боясь, чтобы не погибнуть. Идол Артемиды упал и разбился на мелкие части. Среди шума землетрясения раздался глас свыше:
– Молитва ваша услышана, и на этом месте будет дом для молитвы христиан.
Святые возрадовались о Господе.
Когда землетрясение прекратилось и все понемногу оправились от страха, Правитель воссел на судилище и, скрежеща зубами от ярости на святых, приказал принести серу и смолу, растопить их в трех котлах и поливать на тела святых. Правитель приказал также вбить в землю крепкие колья, между ними поставить святых нагими и распять их, привязавши руки к разным кольям. Когда это было исполнено и смола в котлах стала сильно кипеть, святой Клеоник обратился к святому Евтропию:
– Брат, помолимся Господу, предстоит нам великое страдание.
Святые стали молиться:
– Господи Иисусе Христе, приди нам на помощь и покажи силу Твою: мы немощны, укрепи нас претерпеть муки.
Слуги принесли котлы, кипящие серой и смолой, держа их железными клещами. Блаженный Евтропий сказал слугам:
– Господь да обратит дело ваше на вас самих.
Вдруг с помощью силы Божьей мученики отвязали свои руки от кольев, сами взяли руками кипящие котлы и вылили смолу на спины друг другу. Стекая с их тела, смола полилась, как вода, по мраморному полу, настигла слуг и обожгла их до костей. Увидав это, правитель ужаснулся, но приписал это волхвованию христиан. Он приказал другим слугам обдирать тела святых железными когтями, а раны поливать горчицей и солью, разведенной в уксусе. Все это святые доблестно претерпели. Среди мучений святой Евтропий сказал правителю:
– Нечестивец, ненавистный для славы Божьей! Придумывай мучения еще большие, чтобы нам за большее страдание с большей славой принять мученический венец.
Раздраженный этими словами, мучитель приказал своим слугам сильнее мучить святых, а те говорили:
– Постарайся, всескверный, скорее разделаться с нами: мы стремимся, избавившись от тебя, увидеть лицо Господа нашего Иисуса Христа.
Долго мучили святых, и только при закате солнца правитель приказал снова бросить их в темницу и заковать в оковы. Святые так молились в темнице:
– Господи Боже! Не оставь нас, пока мы не претерпим всех страданий и, освободившись от мучителя нашего, не достигнем тихого пристанища, где нет ни болезней, ни скорби, ни печали, ни воздыхания.
Когда они так молились, в полночь явился Господь, сказавший им:
– Истинно говорю вам: так как вы за Меня идете на смерть, то получите от Меня вечную жизнь со святыми.
Утешенные посещением Господа, мученики еще укрепились в вере.
Утром правитель опять воссел на судилище и, призвав святых, сказал:
– Ну что же? Надумали вы поклониться богам и принести им жертвы или хотите умереть злою смертью?
Святой Евтропий отвечал:
– Разве ты, омраченный, ослепленный и нечувственный губитель, не слыхал от нас, что мы не поклонимся твоим богам – глухим и немым бесам, и не принесем им жертвы?
Услышав это, правитель осудил святых Евтропия и Клеоника на распятие, издав такое постановление:
– Учитель волхвов Евтропий и другой волхв, Клеоник, не послушавшие повелений вечных царей, но исповедующие христианскую веру, по приговору всечестнейшего суда да будут распяты. Василиск же да будет заключен в темнице с прочими узниками.
Услышав это, святой Василиск возопил к правителю:
– Осуди и меня на смерть; я не хочу отстать от моих друзей, но стремлюсь вместе с ними предстать пред Христом, Богом нашим.
– Нет, – сказал правитель, – мне так внушили боги: вы дали обет не покидать друг друга; но я не погублю вас всех вместе, чтобы обет был нарушен и желание ваше не было исполнено.
– Воистину, – воскликнул Евтропий, – ты свирепее всех зверей, из всех животных самый лютый! Ты разделяешь дружину, нераздельную по вере и любви. Но скоро Бог тебе отомстит, процветут цветы Божьей благодати и дадут плод церквам Божиим.
После этих слов святой Евтропий был выведен со святым Клеоником за город, где стояли кресты. Весь город пошел за ними: не только христиане, но и язычники. Увидев свои кресты, святые мученики сказали:
– Господи Боже наш, Иисусе Христе! Хвалим и благодарим Тебя, что сделал нас достойными смерти на кресте подобно Твоему вольному страданию. Сподоби нас венца правды, чтобы, страдая с Тобой, мы прославились в Царствии Твоем. Молим Тебя о святой Церкви; смири восстающих на рабов Твоих и даруй мир роду христианскому.
Во время этой молитвы воины пригвоздили мучеников к крестам. И вот послышался глас с неба, призывающий святых к вечному покою. Святые Евтропий и Клеоник предали души свои Господу с молитвою: «В руки твои, Владыко, предаем души наши».
Так скончались они марта в 3-й день. Два благочестивых мужа, граждане города Амасии, Коинт и Велоник, просили правителя, чтобы он позволил им взять тела мучеников. Правитель не отказал в просьбе. Тогда Велоник взял тело святого Евтропия и, помазав его миром, с честию похоронил его в своем селе, отстоящем на 18 стадий 1713 от города. Тело Клеоника взял Коинт и с такою же честию положил в селе Киме. В этих местах при гробах мучеников во славу Божию совершались многочисленные исцеления.
Оставшийся в темнице святой Василиск содержался в узах еще долгое время. Правитель Асклипиодот погиб; при преемнике его Агриппе святой Василиск был обезглавлен месяца мая в 22-й день. В этот день почитается его память во славу Христа, Бога нашего, славимого с Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.
* * *
Римский император в 285–310 гг., соправитель императора Диоклетиана.
Литр (греч. λιτρα, лат. libra) равняется 23 русского фунта. Следовательно, 150 литров серебра составляют 100 фунтов серебра или при теперешней цене на серебро около 2200 рублей. (150 литр 49 кг 117,5 г. – Редакция «Азбуки Веры»)
Стадия (στάδιον), греческая мера длины, равна приблизительно 74 саженям. Следовательно, 18 стадий – несколько более 2,5 верст. (Аттический стадий 177,6 м, олимпийский стадий 192,27 м. – Редакция «Азбуки Веры»)
Память святых мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска
Свв. мученики Евтропий, Клеоник и Василиск были соратниками и друзьями св. Феодора Тирона [17 фев.]. Родные братья Евтропий и Клеоник происходили из Каппадокии, а Василиск, племянник св. Феодора, был родом из Амасии Понтийской, однако связывавшая их взаимная любовь была столь сильна, что все трое называли друг друга братьями.
Св. Феодор выдержал все выпавшие на его долю испытания и, молясь, чтобы и его друзья сподобились принять мученический венец, предал душу Господу. Истязавший его правитель Амасии Публий бесславно погиб, на его место был назначен Асклепиодот, отличавшийся жестокостью и бесчеловечностью. Теперь ему предстояло воплощать указы императора Максимиана Галерия.
Желая разобраться в событиях, взволновавших город, Асклепиодот велел, чтобы ему прочли судебное дело о мученичестве Феодора, и весьма дивился стойкости и мужеству святого. Он приказал привести трех друзей Тирона, также упомянутых в постановлении суда и с тех пор томившихся в городской тюрьме вместе с другими христианами. Увидев, что они отправляются на суд, их товарищи по заключению стали проливать горькие слезы. Тогда Евтропий ласково сказал им: «Не плачьте, братья, ибо мы увидимся вновь. Лучше молите Господа, чтобы Он укрепил нас на битву, которая нам предстоит!»
Ободренные гласом, обращенным к ним с небес, три брата во Христе явились перед правителем с лицами, исполненными радости. Асклепиодот, удивившись, спросил о причине их настроения, столь необычного для осужденных. Св. Евтропий отвечал: «Воистину мы счастливы, ибо во все дни Христос – наша радость и единственная надежда, и так сбываются для нас слова: Веселое сердце делает лицо веселым ( Притч. 15:13 )». И поскольку святой продолжал смеяться над угрозами правителя, тот приказал воинам бить его по устам. Но и под ударами Евтропий не прекратил высмеивать безжизненных идолов и порицать Асклепиодота, так что последний, боясь послужить посмешищем для потомков, велел писцам прекратить записывать происходящее.
Затем Асклепиодот обратился к Клеонику и Василиску, угрожая предать их страшнейшим пыткам, если они откажутся принести жертвы языческим богам. Святые же в один голос ответили: «Мы стоим на незыблемой скале веры так твердо, как об этом сказал наш брат Евтропий. Ничто не сможет разобщить нас, ибо мы связаны верой во Христа; подобно тому как едина и нераздельна Пресвятая Троица, и мы останемся неразлучны в жизни и смерти».
Мучеников долго подвергали побоям. Их стойкость вызвала удивление всех присутствовавших и самих истязателей. Евтропий обратил взор к небесам, чтобы возблагодарить Господа, Который удостоил их пострадать за Его имя. В этот момент вдруг сделалось землетрясение, разрушившее оковы братьев, и перед ними предстал Сам Господь Иисус Христос в сопровождении множества Ангелов и святого мученика Феодора. Он избавил братьев от ран и наполнил их сердца верой и радостью. Пораженные этим зрелищем, палачи отдали орудия пытки правителю, который один только ничего не увидел, и отказались продолжать свое дело. Многие из присутствовавших там язычников стали громко провозглашать имя Спасителя.
Святые мученики Евтропий и Клеоник. Монастырь Пантократора в Дечанах. XIV в.
Асклепиодот, видя, что дело может обернуться мятежом, приказал казнить новообращенных и решил собрать всех горожан, чтобы они вместе с христианами, находящимися в тюрьмах, публично принесли жертву в храме Артемиды. На следующий день на крики глашатаев собрался весь город, и многие из жителей почтили богиню жертвами. Когда же настал черед трех воинов Христовых, Евтропий вознес молитву Господу, напоминая Ему о той помощи, которую Он оказал прежде трем отрокам в печи, пророку Даниилу во рву львином и, наконец, св. Феодору. Едва успел он закончить свою мольбу, как капище содрогнулось, а статуя Артемиды обрушилась от страшного землетрясения и с неба раздался глас, призывая святых обратить это место в христианский храм.
Большинство язычников в страхе рассеялись, но правитель, подобный разъяренному хищнику, приказал вскипятить три котла со смолой и облить кипящей жидкостью привязанных к столбам святых. Смола, словно вода по мрамору, заструилась по их телам – милостью Божией мученики остались невредимыми. Тогда Асклепиодот повелел заживо снять со святых кожу, а затем бичевать. Но когда они, истекая кровью, были брошены в темницу, Христос вновь явился утешить их.
На следующий день они предстали перед судом. Евтропий и Клеоник были приговорены к казни как волхвы, а Василиска правитель, по наущению диавола – сеятеля всех раздоров, приказал снова заключить в тюрьму, чтобы разрушить их достойный восхищения союз. Все язычники города с жадным любопытством последовали к месту казни за двумя приговоренными. Когда каждого из мучеников пригвоздили ко кресту, они вознесли хвалу Господу за честь уподобиться в смерти Ему Самому. Тогда с небес раздался голос, возвестивший, что они войдут в обители святых.
Тела их были погребены недалеко от Амасии в двух разных местах, которые впоследствии стали для христиан обильными источниками благодати.
Василиск весьма скорбел, что не смог вместе с ними обрести мученический венец. Когда он плакал и сетовал на это в своей темнице, ему явился Христос и уверил, что имя Василиска также записано в Его Царствии и что он пребудет вместе со сподвижниками, уже принявшими мученичество.
Правитель Агриппа повелел доставить святого в Команы Каппадокийские. Вместо того чтобы принести жертву Аполлону, Василиск горячей молитвой разрушил его статую и зажег капище. Убедившись в том, что мученик тверд и неколебим, магистрат вынес ему смертный приговор. Василиска вывели из города, в место под названием Диоскор, и обезглавили.
Один христианин выкупил его тело у палачей, привез в Команы и достойно похоронил, а на месте погребения построил церковь 17 .
* * *
См. подробный рассказ о подвиге св. Василиска под 22 мая, в день, когда его память отмечается отдельно.
Канон святым мученикам Евтропию, Клеонику и Василиску
Минея, 3 Марта, Канон мучеников
Глас 1
Песнь 1
Ирмос: Твоя́ победи́тельная десни́ца/ боголе́пно в кре́пости просла́вися:/ та бо, Безсме́ртне,/ я́ко всемогу́щая, проти́вныя сотре́,/ изра́ильтяном пу́ть глубины́ новосоде́лавшая.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Преми́рными блиста́ньми трисо́лнечныя зари́ озаря́еми, му́ченицы всехва́льнии,/ благоче́стно вас ны́не блажа́щия во светоно́снем ва́шем страда́нии просвети́те.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Глаго́лы, я́ко стрела́ми, прему́дрии, пребеззако́нных сердца́ уязви́сте,/ те́мже претерпе́сте пожда́нно я́звы и ра́ны,/ испове́дающе Бо́жие свято́е И́мя.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Священносло́вии свяще́нными пред мучи́тельскими суди́щи пропове́давше, му́ченицы приснопа́мятнии,/ нас ра́ди пострада́ти Изво́лившаго, наноси́мыя тве́рдо му́ки претерпе́сте.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Яви́лася еси́ ши́рши Небе́с, нигде́же вмести́маго вопло́щши,/ Того́ у́бо моли́ вся́кия нас тесноты́ изба́вити/ и ве́чнаго, Де́во Ма́ти, муче́ния.
Песнь 3
Ирмос: Еди́не, ве́дый челове́ческаго существа́ не́мощь/ и ми́лостивно в не вообра́жься,/ препоя́ши мя с высоты́ си́лою,/ е́же вопи́ти Тебе́, Святы́й,/ одушевле́нный хра́ме неизрече́нныя сла́вы Твоея́, Человеколю́бче.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Ума́ чи́стыми прило́ги Боже́ственная зря́ще,/ му́жеским нра́вом, блаже́ннии, к му́кам устреми́стеся,/ вражде́бнаго безпло́тнаго страда́льца побежда́юще с те́лом;/ те́мже прославля́етеся.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Уде́с отсече́ния за Христа́, му́дрии, претерпе́вше,/ крове́й Боже́ственными проли́тии зе́млю преподо́бно освяти́сте/ и на тре́бищныя де́моном приноси́мыя уста́висте, му́ченицы, кро́ви.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Положе́ни бы́сте, я́коже светоза́рнии, на высоте́ страда́ния,/ я́ко вои́стинну зве́зды, озаря́юще вселе́нную незаходи́мыми сия́ньми/ и тьму́ реша́ще ле́сти, святи́и;/ сего́ ра́ди ве́рно ублажа́етеся.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Во чре́ве прия́ла еси́ Христа́,/ чре́во истощи́вшаго а́дово вседе́йственным сове́том:/ Того́ моли́, Богора́дованная,/ от рабо́ты изба́вити грехо́вныя вся, ве́рно при́сно блажа́щия Тя.
Седален, глас 1
Тро́ицу Честну́ю тро́ица му́чеников пред мно́гими испове́да наро́ды/ и лико́м причто́шася безпло́тных, страда́вше./ Сих дне́сь восхва́лим ве́рою,/ пра́зднующе свяще́нную их па́мять и мироспаси́тельную.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Упова́ние христиа́н, Пресвята́я Де́во,/ Его́же родила́ еси́, Бо́га, па́че ума́ же и сло́ва,/ непреста́нно моли́ с Вы́шними си́лами/ пода́ти оставле́ние грехо́в на́ших всех/ и исправле́ние жития́ ве́рою и любо́вию при́сно Тя сла́вящим.
Песнь 4
Ирмос: Го́ру Тя, благода́тию Бо́жиею приосене́нную,/ прозорли́выма Авваку́м усмотри́в очи́ма,/ из Тебе́ изы́ти Изра́илеву провозглаша́ше Свято́му/ во спасе́ние на́ше и обновле́ние.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Стоя́ху трие́ на три́знищи, пропове́дающе Еди́наго Трисо́лнечна Бо́га/ и ран разжже́ние кре́пко терпя́ще,/ столпы́ о́гненны Це́ркве яви́шася,/ благочести́вых о Христе́ предводя́щии.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Поста́вльше но́зе на ка́мени ве́ры, не поколеба́стеся мно́гих искуше́ний кова́рствии,/ но яви́стеся непоколеби́ми, злочести́выя запина́юще, му́ченицы,/ и вся́чески охужда́юще благода́тию.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Я́ко честно́е ка́мение, на земли́ валя́ющеся,/ зда́ние лука́вное многобо́жия вои́стинну, прему́дрии, разори́сте,/ и себе́ са́мыя Бо́жия хра́мы созда́сте,/ и ко хра́му Небе́сному взя́стеся.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Яви́ся Твоя́ утро́ба Богоно́сная пала́та,/ в не́йже всех Ца́рь почи́, Христо́с,/ хра́мы содева́я, Ма́ти Чи́стая, и светоза́рная жили́ща благочести́выя/ непристу́пнаго Божества́.
Песнь 5
Ирмос: Просвети́вый сия́нием прише́ствия Твоего́, Христе́,/ и освети́вый Кресто́м Твои́м ми́ра концы́,/ сердца́ просвети́ све́том Твоего́ Богоразу́мия/ правосла́вно пою́щих Тя.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Зако́н Боже́ственный соблюда́юще, добропобе́днии му́ченицы,/ беззако́нным му́жеским нра́вом противоста́сте/ и, уязвля́еми и растерза́еми телесы́, побе́ду ве́чную взя́сте.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Восхва́лим Васили́ска и ве́рою почти́м Клеони́ка и Евтро́пия велему́дрыя,/ ве́рою пострада́вшия за Тро́ицу Всесвяту́ю/ и па́че со́лнца просия́вшия.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Чудеса́ соверша́юще в сла́ву Бо́га на́шего,/ привлеко́сте зря́щия к ве́ре Спа́сове, му́ченицы многострада́льнии,/ цве́ти кра́снии ра́йстии, церко́вная утвержде́ния.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Сия́нием от Тебе́ па́че ума́ возсия́вшаго озари́ на́ша мы́сли, Всенепоро́чная,/ и тьму́ ума́ли помысло́в душетле́нных,/ я́ко да пое́м Тя, Влады́чице.
Песнь 6
Ирмос: Обы́де нас после́дняя бе́здна,/ не́сть избавля́яй,/ вмени́хомся, я́ко о́вцы заколе́ния,/ спаси́ лю́ди Твоя́, Бо́же наш:/ Ты бо кре́пость немощству́ющих и исправле́ние.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Ра́дуется земля́ и Небе́сная,/ лику́ют челове́цы, ле́тний соверша́юще пра́здник,/ е́же за Христа́ страда́ния блаже́нная до́блественно претерпе́вших ума́ тве́рдостию.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Почти́л еси́ до́брыми твои́ми нра́вы, Евтро́пие, Бо́га Преблага́го,/ победи́л еси́ хи́трости вра́жия./ Те́мже тя почита́ют вси челове́цы,/ тобо́ю прегреше́ний разреше́ние прия́ти наде́ющиися.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Исцеле́ний исто́чники излива́юще,/ зной отгна́сте неду́гов и скорбе́й, му́дрии,/ всем благоздра́вие посыла́юще,/ благоче́стно ва́шему покро́ву при́сно притека́ющим.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Увяди́вшая Твои́м прозябе́нием, Всенепоро́чная,/ дре́вле прозя́бшую преступле́нием зло́бу вра́жию,/ в души́ мое́й прозяба́ющия душетле́нныя и терно́вныя по́мыслы исто́ргни.
Песнь 7
Ирмос: Тебе́, у́мную, Богоро́дице, пе́щь,/ разсмотря́ем, ве́рнии:/ я́коже бо о́троки спасе́ три Превозноси́мый,/ мир обнови́, во чре́ве Твое́м всеце́л,/ хва́льный отце́в Бог и препросла́влен.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Я́коже наслажде́ние Боже́ственное вменя́юще удо́в отсече́ние,/ зауше́ния, строга́ния и сме́рть ну́жную,/ му́ченицы веселя́щеся и Бо́гу усе́рдно пою́ще:/ хва́льных отце́в Бог и препросла́влен.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
По мно́гих томле́ниих телесе́/ крест претерпе́сте кре́пко в подо́бии Изба́вителя,/ сла́вне Евтро́пие, вели́кий Клеони́че,/ и блаже́нную кончи́ну получи́сте,/ хва́льнаго воспева́юще Бо́га и препросла́вленнаго.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Взира́ти вам предповелева́я к безсме́ртным воздая́нием,/ в темни́це яви́ся Христо́с,/ Его́же ви́девше, дерзнове́ния испо́лнистеся,/ взыва́юще, му́ченицы сла́внии:/ хва́льный отце́в Бог и препросла́влен.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Изба́ви ны, Пресвята́я Влады́чице, от язы́ческаго наше́ствия,/ сре́тения лука́ваго, вся́каго обстоя́ния/ и осужде́ния ве́чнаго, ве́рою зову́щия:/ хва́льный отце́в Бог и препросла́влен.
Песнь 8
Ирмос: В пещи́ о́троцы Изра́илевы,/ я́коже в горни́ле,/ добро́тою благоче́стия чисте́е зла́та блеща́хуся, глаго́люще:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода,/ по́йте и превозноси́те во вся ве́ки.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Просте́рт иму́ще ум,/ ко Еди́ному Влады́це простро́стеся, уязвля́еми, всехва́льнии, зе́льне/ и му́чими, вопию́ще:/ вся дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся ве́ки.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Возвы́сившеся на кресте́, я́коже дре́вле Влады́ка,/ вели́каго сподо́бистеся благосла́вия, страда́льцы, вопию́ще и глаго́люще:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода,/ по́йте и превозноси́те во вся ве́ки.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Си́лою Боже́ственною, всеблагосла́внии, укре́пльшеся, страстоте́рпцы,/ беззако́нных ополче́ния победи́ша кре́пко, пою́ще и глаго́люще:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода,/ по́йте и превозноси́те во вся ве́ки.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Троичен: Я́ко Еди́ницу естество́м, Тя пою́, Божество́ Всесвято́е,/ Треми́ же Ипоста́сьми несе́чно разделя́я, зову́, ра́дуяся:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода,/ по́йте и превозноси́те во вся ве́ки.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Храм яви́лася еси́ Емману́ила и две́рь,/ Е́юже Еди́н вни́де и изы́де,/ я́коже Сам ве́сть, Чи́стая, спаса́я зову́щия:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода,/ по́йте и превозноси́те во вся ве́ки.
Песнь 9
Ирмос: О́браз чи́стаго Рождества́ Твоего́/ огнепали́мая купина́ показа́ неопа́льная,/ и ны́не на нас напа́стей свире́пеющую угаси́ти, мо́лимся, пе́щь,/ да Тя, Богоро́дице,/ непреста́нно велича́ем.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Да Иису́са приобря́щете, насу́щаго жития́ вся вмени́сте уме́ты,/ я́коже Па́вел Боже́ственный научи́;/ сего́ ра́ди до́бре пострада́вше, на Небесе́х обита́ете,/ венцено́сцы великоимени́тии.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Яви́ся, я́коже столп треуго́льный, свяще́нных му́ченик Боже́ственное собра́ние,/ сте́ны лука́ваго безбо́жия низложи́ша благода́тию,/ и ны́не живу́т во гра́де Бо́га Жива́го, перворо́дных в ски́ниих.
Припев: Святи́и му́ченицы, моли́те Бо́га о на́с.
Вене́ц нетле́ния, святи́и, от Христа́ прие́мше,/ багряни́цу же омочи́вше от му́ченических ва́ших крове́й,/ предстоите́ Царю́ веко́в, осия́еми све́тлыми светоли́тии/ и всебога́тными раздая́нии.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Уже́ Бо́гу прибли́жившеся и со Безпло́тными собо́ры пра́зднующе,/ на земли́ вас при́сно блажа́щия и па́мять ва́шу пра́зднующия, му́ченицы,/ Небе́сную получи́ти све́тлость испроси́те.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен: Ужаса́ются А́нгельстии чи́ни от Твои́х ложе́сн Возсия́вшаго,/ Его́же о нас, Де́во Ма́ти, моли́,/ я́ко да стра́шныя вся изба́вит му́ки и тьмы́ кроме́шныя, пою́щия Тя.
Вернуться к списку