-
РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Терминалы для пожертвований
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
- Реставрация церковной утвари
Исповедник Павел Любимов, диакон
Павел Гаврилович Любимов (1870 - 1931), диакон, священноисповедник. Родился в 1870 году в селе Легчищево Серпуховского уезда Московской губернии в семье церковнослужителя.
В 1886 году окончил Перервинское духовное училище и с 1890 года служил псаломщиком в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в селе Меткино Подольского уезда Московской губернии.
Женился на Анне Васильевне (до замужества тоже Любимовой). Впоследствии у них родились дети: Александра, Василий, Сергей, Петр, Наталья и Константин (умер в 14 лет). Известно, что сын Сергей с 1914 года учился в Виленском духовном училище.
5 июня 1916 года он был рукоположен во диакона к тому же храму.
С 1918 года был членом благочиннического совета 6-го округа Подольского уезда.
По воспоминаниям, о.Павел в противоположность другу, о. Петру Розанову, был высокого роста, крепкого телосложения. Он имел поставленный, сильный, красивый голос, часто напевал из службы.
О.Павел был трудолюбивым хозяином, все делал своими руками. Хотя сам жил небогато, всегда помнил о тех, кто живет беднее. На Пасху и другие большие праздники Любимовы пекли большое количество хлеба и пирогов для угощения прихожан.
О.Павел с любовью и большим уважением относился к священнику о. Петру Розанову. Они жили рядом, в соседних домах, дружили не только отцы, но и семьи были близки между собой. О.Павел и о.Петр оба овдовели в 1920-е годы.
4 февраля 1930 года диакон Павел был арестован по делу прот. Петра Розанова. Поводом для ареста было возмущение прихожан решением властей похоронить в апреле 1929 года безбожника-коммуниста Горшкова в церковной ограде у самого алтаря. Клир церкви был обвинен в подстрекательстве к "бунту" и в "подрыве Советской власти".
На допросе диакон Павел сказал:
"В предъявленном мне обвинении, что я занимался агитацией против колхозного строительства и других кампаний, виновным себя не считаю, так как я был все время лишенцем и никогда ни с кем не говорил против советской политики. В момент похорон рабочего кирпичного завода я находился дома и не принимал никакого участия, чтобы не хоронили в церковной ограде".
Следствие было закончено, священника, диакона и старосту обвинили
"в... преступлении, направленном к подрыву советской власти путем агитации против колхозного строительства, против закрытия церкви, против всех мероприятий, проводимых советской властью в деревне... Ввиду того, что по делу собрано недостаточно доказательств для предания виновных суду... расследование прекратить, но, принимая во внимание усилившуюся активность и сопротивление социалистическим мероприятиям советской власти... а равно социальную опасность обвиняемых (Розанов – священник, Сазин – церковный староста, Любимов – дьякон)... дело на Розанова, Сазина и Любимова направить в Особое Совещание при Коллегии ОГПУ для внесудебного разбирательства".
3 марта 1930 года все обвиняемые по этому делу были приговорены к трем годам высылки в Северный край. Коллегия также постановила их семьи выслать в Северный край, имущество конфисковать. Коллегия также постановила семьи обвиняемых выслать в Северный край, но дети о.Павла много раз ездили в Москву и хлопотали об отмене постановления о высылке семьи, т.к. семья имела малолетних детей. 23 июня 1930г. Коллегия ОГПУ отменила ссылку семей обвиняемых и конфискацию имущества. Однако из собственного дома семью о.Павла выгнали и поселили в самый бедный дом в селе, развалившийся и прогнивший.
Диакон Павел скончался в марте 1931 года в ссылке в Северном крае.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года.
Использованные материалы:
"Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь". Тверь. 2005. С. 478-482
Собор новомученников и исповедников fond.ru
БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
Священноисповедники Петр (Розанов) и Павел (Любимов)
Января 25 (7 февраля)
Священноисповедник Петр Федорович Розанов родился в июне 1864 года в селе Спасское-Андреевское Еремеевской волости Звенигородского уезда Московской губернии в семье священнослужителя. В 1887 году он окончил курс Московской Духовной семинарии и 4 января 1888 года был определен во священники Космодамианского храма села Меткино Подольского уезда.
Незадолго до этого он женился на Анастасии Васильевне. У них в семье родилось девять детей: Сергей, Александр, Борис, Алексей, Василий, Иван, Мария, Анна, Евгения. Старшие сыновья Сергей, Александр и Борис в разное время окончили Перервинское Духовное училище и Московскую Духовную семинарию.
С 1902 по 1918 год отец Петр состоял законоучителем и заведующим церковной школой в селе Меткино. По воспоминаниям, дети батюшку уважали, на его уроках была тишина и порядок. Он привлекал к преподаванию в церковноприходской школе и своих детей. Отец Петр собрал замечательную библиотеку. С 1903 года отец Петр был духовником священно- и церковнослужителей 6-го благочиннического округа Подольского уезда и выполнял это послушание до 1923 года.
В 1905 году за ревностное исполнение пастырских обязанностей отца Петра наградили набедренником, в 1909 году – скуфьею, в 1914 году – камилавкой, а в 1919 году – наперсным крестом.
Вот как характеризовал в 1908 году служение отца Петра благочинный 5-го округа Подольского уезда протоиерей Николай Воскресенский в рапорте митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру (Богоявленскому) : »...считаю заслуживающим награды священника Космодамиановской села Меткино церкви Петра Розанова. Он, Розанов, в бедном приходе, состоящем из 213 душ мужского пола, состоит священником уже 20 лет. По бедности прихода, до поступления священника Розанова в село Меткино, храм Божий находился в бедном, а не благолепном состоянии. С поступлением же Розанова, при его личном старании, храм стал приходить в более благолепный вид, именно: внутренние стены храма, вместо клеевой краски, окрашены масляною и украшены живописью. При его старании большой разбитый колокол в 120 пудов перелит в 150 пудов. Вокруг храма не имелось никакой ограды, при священнике же Розанове храм обнесен каменною, прочною оградою. Приход по своей бедности и нерадению не имел никакой школы для обучения детей, священник же открыл в селе сем церковноприходскую школу, сначала в крестьянской избе, а потом изыскал средства на устройство прекрасного помещения для школы, в которой состоит заведующим и законоучителем. С 1903 года он, Розанов, состоит в благочинии духовником священнослужителей».
Позднее отец Петр был возведен в сан протоиерея. Хотя он 6 июля 1923 года уволился за штат, но продолжал служить вплоть до закрытия храма в 1930 году (всего более 40 лет).
По воспоминаниям, отец Петр Розанов был человеком духовным, строго вел службу. Все шли к нему за советом, помощью и утешением.
Его друг и помощник диакон Павел Гаврилович Любимов тоже происходил из духовного звания. Он родился в 1870 году в селе Меткино. В 1886 году Павел Гаврилович окончил курс в Николо-Перервинском Духовном училище. 23 ноября 1890 года он был определен в псаломщики храма Космы и Дамиана родного села, а через двадцать шесть лет, 5 июня 1916 года, посвящен в сан диакона. С 1918 года отец диакон состоял членом благочиннического совета 6-го округа Подольского уезда. Всего отец Павел прослужил в Меткино сорок лет.
Отец Павел был женат на Анне Васильевне (до замужества – тоже Любимовой). У них были дети: Александра, Василий, Сергей, Петр, Наталья и Константин, который умер в 14 лет. Известно, что сын Сергей с 1914 года учился в Виленском Духовном училище.
По воспоминаниям, отец Павел был высокого роста, крепкого телосложения, составляя резкий контраст с отцом Петром, который, наоборот, был худощавый, небольшого роста, слабый физически. Отец диакон имел поставленный, сильный, красивый голос, часто напевал из службы. Он был трудолюбивым хозяином, все делал своими руками. Хотя сам жил небогато, всегда помнил о тех, кто живет беднее. На Пасху и другие большие праздники Любимовы пекли большое количество хлеба и пирогов для угощения прихожан.
Отец Павел с любовью и большим уважением относился к священнику отцу Петру Розанову. Отцы Петр и Павел жили рядом, в соседних домах. Дружили не только они, но и их семьи. Все невзгоды, обрушившиеся на них после революции, они переносили вместе. В двадцатые годы они оба овдовели.
Местные власти были озлоблены против священника и более снисходительно относились к отцу Павлу, и он добровольно принимал нападки против отца Петра на себя, стараясь облегчить положение друга. Родным он говорил: «Мы друзья и должны пройти один путь».
В начале апреля 1929 года в селе Меткино произошел бунт. Когда умер коммунист-безбожник Горшков, местные власти решили похоронить его в церковной ограде. Выкопали могилу у самого алтаря, прямо под иконой Пресвятой Богородицы, находившейся на наружной стене алтаря. Собравшийся народ возмущался: «Зачем коммуниста хоронить у церкви, да еще под самый алтарь. Даже православных людей так близко к алтарю не хоронили».
Среди недовольных в основном были женщины. Приехала милиция с собаками. Несколько человек забрали в тюрьму. Позднее это дело послужило поводом для ареста отца Петра, отца Павла, церковного старосты Григория Владимировича Сазина и учительницы Хоргиной, хотя они никакого отношения к этому не имели. Отец Петр хотя и проходил мимо, но не стал вступать в спор, а отец Павел вообще в это время был дома.
7 октября 1929 года началось административное дело в отношении отца Петра. На допросе он показал: «Я виновным себя в подстрекательстве граждан Меткино на совершение хулиганства в день похорон не признаю».
15 января 1930 года власти провели собрание граждан села Меткино, которое постановило: « Церковь закрыть и использовать на культурные нужды. Колокола сдать государству на нужды индустриализации». Безбожное собрание также решило «вызвать на соревнование жителей соседних сел – Шебанцева и Данилова». Так храм был закрыт.
Вскоре, 2 февраля 1930 года, был арестован отец Петр Розанов. Все церковные книги при аресте были изъяты. 4 февраля арестовали и отца Павла Любимова. После ареста их держали под стражей в Каширской тюрьме. Собрав показания многих лжесвидетелей, следствие предъявило им обвинение в подрыве советской власти.
На допросе отец Петр сказал: «...Во время проповеди я имел беседу с прихожанами, чтобы они воспитывали детей в страхе Божием, да боятся и любят Бога, как своего Отца Небесного, а также в отношении самих родителей, чтобы они сами были примерными возле своих детей».
Следователь спрашивал:
– Что еще можете сказать по существу вашего вопроса?
– Добавляю, что вся моя вина в том, что я совершал и исполнял свои обязанности, как-то: богослужение, указания епархиального начальства... совершал требы, учил прихожан, как должно себя и своих детей воспитывать. Вину свою я ни в чем не признаю.
Отец Павел также не признал себя виновным в предъявленном обвинении.
3 марта 1930 года Коллегия ОГПУ приговорила священника Петра Розанова, диакона Павла Любимова и церковного старосту Сазина Григория Владимировича к высылке в Северный край сроком на три года. Коллегия также постановила их семьи выслать в Северный край, имущество конфисковать.
Дети отца Павла много раз ездили в Москву в ОГПУ, хлопотали, чтобы отменили семьям высылку в Северный край, поскольку они имели малолетних детей.
23 июня 1930 года Коллегия ОГПУ пересмотрела дело и отменила высылку семей отца Павла и Сазина Григория Владимировича и конфискацию у них имущества. Хотя семью Любимова не сослали, но из дома, который был напротив храма, выгнали. Переселили их в самый бедный дом в селе, развалившийся, перекошенный и прогнивший. А в доме священника расположилось правление колхоза. Затем его семью пустили обратно в дом, но отдали им одну кухню.
Старосту Сазина Григория Владимировича оставили в Архангельске на три года на вольном поселении. После окончания срока он вернулся в Меткино и умер в 1949 году.
Через год после ареста от отца Петра пришло письмо с Соловков. Он писал, что в лагере цинга, бани год не было. Это было последнее известие от него.
Протоиерей Петр Розанов умер в ссылке в конце 1930 года, а диакон Павел Любимов – в начале 1931 года. Оба они погребены в безвестных могилах.
ИСТОЧНИКИ:
ГАРФ. Ф. 10035, оп.1, д. П-49463.
РГИА. Ф. 831, д. 237, д. 238, д. 279.
ЦИАМ. Ф. 203, оп. 763, д. 66.
ЦИАМ. Ф. 234, оп. 3, д. 55.
ЦИАМ. Ф. 234, оп. 1, д. 2245, д. 2230.
ЦГАМО. Ф. 66, оп. 25, д. 128, д. 146.
ЦМАМ. Ф. 1215, оп. 1, д. 368.
История Русской Церкви. Т. 8.
Воспоминания Любимовой Е. Г., Щегалевой Л. А., Карабанова Н. Н., Розанова П. И., Кочкиной Л. М.
Вернуться к списку