- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Исповедник Александр Орлов, пресвитер
Священноисповедник Александр родился в 1878 году в селе Макковеево [1] Касимовского уезда Рязанской губернии в семье учителя Самыловской церковноприходской школы Василия Евдокимовича Орлова. Вскоре после рождения сына Василий Евдокимович был рукоположен во диакона к Покровскому храму в селе Макковеево. Окончив церковноприходскую школу и духовное училище, Александр с 1905 года стал служить псаломщиком в Покровской церкви в родном селе. В 1919 году он был рукоположен во диакона к этой церкви.
Диакон Александр часто посещал известную в тех краях подвижницу, жившую в деревне Анемнясево Касимовского уезда, блаженную Матрону [2] ; она и посоветовала ему рукополагаться во иерея к находящемуся в четырех километрах от Анемнясева храму.
В январе 1932 года архиепископ Рязанский Иувеналий (Масловский) [3] рукоположил диакона Александра во священника ко храму великомученицы Параскевы в селе Шеянки Касимовского района, и с этого времени он стал духовником блаженной, которой было тогда шестьдесят два года; отец Александр приходил к ней служить в большие праздники молебны, причащал ее раз в полтора месяца, иногда соборовал. В семь лет Матрона заболела оспой и полностью лишилась зрения, а когда ей было десять лет, ее несправедливо и жестоко наказала мать; девочке явилась Царица Небесная и утешила ее. Матрона рассказала об этом видении матери, и та с еще большей жестокостью избила ее. С этого дня девочка не могла ни ходить, ни сидеть, а только лежать и терпела много скорбей от близких родных, все утешение находя в молитве к Богу. За этот чрезвычайный подвиг, терпение и смирение Господь оделил ее дарами прозорливости и исцелений, и со временем по ее молитвам стали утешаться и исцеляться многие люди.
Блаженная с большим почтением и любовью относилась к духовенству и монашествующим, как к людям, имеющим сугубое служение Богу, а отца Александра любила в особенности. Изнемогая в течение многих лет от болезней, однажды она почувствовала себя особенно нездоровой и, предчувствуя близость кончины, попросила почитать канон на исход души; по окончании она с грустью и в раздумье сказала, что не так уже она теперь жалеет людей, как жалела раньше, что вся земная жизнь отдаляется от нее, уходит. «И уже никого мне теперь не жалко, никого не жалко, – несколько раз повторила блаженная, – только отца Александра немножечко, немножечко жалко».
В 1934 году отец Александр был переведен в Троицкий храм в село Гусь-Железный. Впоследствии, давая характеристику на священника, председатель сельсовета написал, что отец Александр совершал службы в храме, не испрашивая на них разрешения сельсовета, служил молебен о дожде, ходил на Пасху с крестным ходом по площади и проповедовал с «уклонением против советской власти. Даваемые по решению сельсовета задания по сбору сучьев не выполнял, за что давался штраф… Часто ходил на дом к церковной старосте, которая настроена антисоветски» [4] .
В июне 1935 года сотрудники НКВД Касимовского района начали дело против блаженной Матроны и ее почитателей, и в связи с этим 1 июля 1935 года арестовали отца Александра. Он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве и сразу же допрошен.
Следователь потребовал от священника, чтобы он рассказал все, что знает о блаженной Матроне. Отец Александр ответил, что блаженная Матрона пользуется большим авторитетом среди верующих и ее посещает множество людей из различных мест; сам он удивляется ее терпению, уму и мудрости тех советов, которые она дает посетителям.
– Признаете ли вы себя виновным в том, что вы в контрреволюционных целях прославляли блаженную Матрену Белякову, проводили среди верующих антисоветскую агитацию и распространяли ложные слухи о войне и неизбежной гибели советской власти? – спросил его следователь.
– В прославлении блаженной Матреши виновным себя признаю. Я действительно почитаю ее и живу по ее советам. Об этом я говорил верующим и советовал им сходить к ней для советов. В антисоветской агитации и распространении ложных слухов виновным себя не признаю, – ответил священник.
– Нам известно, что вы в целях прославления блаженной Матреши Беляковой, проживающей в деревне Анемнясево… рассказывали верующим о ее праведной жизни, о ее мудрых советах и советовали больным обращаться к ней, как могущей исцелить от болезней. Скажите, проводили ли вы упомянутую деятельность по прославлению блаженной Матреши?
– Я, как духовник блаженной Матреши, бывал у нее, знал о ее благочестивой жизни и мудрости, поэтому я действительно рассказывал верующим о ней, как о блаженной и праведнице, могущей давать мудрые советы по всем жизненным вопросам и имеющей способность чудесно исцелять от болезней; при этом я советовал верующим и особенно больным сходить к ней и получить исцеление от своей болезни.
– Скажите, какие советы давала своим почитателям блаженная Матреша?
– В моем присутствии блаженная Матреша советовала своим почитателям чаще ходить в церковь, больше молиться, служить молебны угодникам Божьим. Советовала вести трезвую жизнь. Уважать родителей и старших. Какие советы давала блаженная Матреша по вопросу о вступлении в колхозы, мне неизвестно, так как в моем присутствии на эту тему никаких разговоров не было.
В обвинительном заключении следователь написал, что священник, «являясь участником контрреволюционной группировки, в контрреволюционных целях активно прославлял “блаженную Матрешу” Белякову, организовывал к ней паломничество верующих и на ее квартире совершал тайные богослужения…» [5] .
2 августа 1935 года Особое Совещание при НКВД приговорило священника Александра Орлова к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.
За время его заключения его жена и дочь переехали в село Митино Касимовского района и стали помогать при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Когда в 1940 году отец Александр освободился из заключения, то прежде чем идти к родным, он зашел к одной из своих прихожанок, жившей в соседнем селе, – оборванный, голодный, едва живой, и, не проходя внутрь дома, попросил постелить ему на коврике возле двери, так как вся его одежда была переполнена вшами. Отмывшись в бане и несколько придя в себя, он направился в Митино. Когда он подошел к храму, шла всенощная под праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, и в это время из храма вышла его супруга с кадилом в руках, намеревавшаяся разжечь посильней угли перед началом полиелея. Священник поздоровался с ней, но за время заключения он изменился настолько, что супруга его не узнала, и отец Александр, горько заплакав, сказал: «Видимо, я недолго проживу, что ты меня с кадилом вышла встречать». Тут супруга узнала его и тоже заплакала.
Отец Александр стал служить вторым священником в Скорбященском храме. Будучи с детства слабого здоровья, он еще более истощился здоровьем в лагере и уже жил и служил, все время перемогаясь; менее года он прожил, возвратившись из заключения. 27 апреля 1941 года священник подошел к окну в комнате, где жил, и, увидев кого-то, хотел было встретить, вздохнул – и почил.
Отец Александр был похоронен у алтаря Покровского храма в селе Макковеево. Мощи священноисповедника Александра (Орлова) были обретены 21 августа 2001 года и находятся ныне в Покровском храме поселка Сынтул.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Апрель».
Тверь. 2006. С. 150-155
Примечания
[1] Ныне поселок Сынтул.
[2] Матрона Григорьевна Белякова, исповедница; память празднуется 16/29 июля.
[3] Священномученик Иувеналий (в миру Евгений Александрович Масловский); память празднуется 11/24 октября.
[4] УФСБ России по Рязанской обл. Д. 10719. Т. 1, л. 207.
[5] Там же. Л. 230.
Источник: fond.ru
Вернуться к списку