- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу. Раки. Сени
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады
- Литийные блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения, пошивочная продукция
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
- Средства для ухода за церковной утварью
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Благоверный Давид IV Возобновитель (Строитель), царь Иверии и Абхазии

Святой благоверный Давид IV Возобновитель (Строитель), царь Иверии и Абхазии (1089–1125; по другим источникам 1084–1125), – выдающийся государственный, культурный и церковный деятель Грузии. Был воспитан своим духовником – преподобным Арсением Икалтойским, известным богословом и ученым-энциклопедистом († 1127; память 6 февраля).
Наименование "Возобновитель" дал святому царю Давиду грузинский народ за его великие труды по восстановлению Грузии и укреплению Грузинской Православной Церкви. Грузия, безжалостно опустошенная турками, страдавшая от междоусобиц, под скипетром Давида Возобновителя объединилась в сильное централизованное государство. Грузинская Церковь, в процветании которой царь видел залог незыблемости и единства государства, являлась предметом его особого попечения. Святой Давид отличался глубоким благочестием, свято чтил церковные каноны и своей властью охранял их и утверждал. По инициативе святого Давида Возобновителя в 1103 году был созван Церковный Собор в Руиси, постановления которого содействовали укреплению канонической жизни Церкви и утверждению церковного благочиния.
Человек высокообразованный, святой Давид поощрял развитие наук. Он основал Гелатскую и Икалтойскую академии. В царствование святого Давида Возобновителя в Грузии были воздвигнуты десятки храмов и монастырей, создавались новые и расширялись старые города. Много забот уделял благоверный царь благосостоянию и процветанию грузинских обителей в Палестине и Синае, Антиохии и на Святой Горе Афон. Когда святой Давид решил воздвигнуть храм во имя великомученика Георгия, к помощи которого он постоянно прибегал в своих освободительных битвах, то святой Георгий явился ему в видении и указал место постройки храма.
Понимая миротворчество как осуществление заповеди Господней ( Мф.5:9 ), царь Давид примирил кипчакского хана Атрака с осетинами и водворил мир в Дарьяльском ущелье.
В 1123 году, незадолго до кончины, благоверный царь освободил Армению от турецкого засилья. Он повелел вновь освятить храмы, превращенные турками в мечети. По преданию, когда царь подошел в одном из храмов ко гробу своей бабки, супруги Армянского царя Гагика I, и сказал: "Радуйся, царица! Бог избавил храм твой от агарян", внезапно послышался глас: "Богу благодарение". Забота царя Давида о воссоединении с Армянской Церковью выразилась в созыве Церковного Собора в городе Ани, на котором часть армянских епископов-монофизитов склонилась к принятию православия (однако в целом Собор не привел к желаемым результатам). Патриотические подвиги святого Давида не мешали ему совершать подвиг духовный. С юных лет святой имел основу премудрости – страх Божий ( Притч.1:7 ), побуждавший его к добрым делам и намерениям. Любимым занятием святого Давида было чтение Священного Писания. О его высокой духовности свидетельствует составленный им "Покаянный канон", состоящий из девяти скорбных и умилительных песней.
Почувствовав приближение смерти, святой царь Давид составил духовное завещание, в котором, передавая управление страной своему сыну Димитрию, писал: "Ныне Промыслом Правосудного Бога отзываюсь я, а на царство наследственное призывается он... Все совершил я силой Честного Животворящего Древа и ему вручаю это осчастливившее меня Знамение". Причастившись Святых Таин, "со славословием на устах он предал свою душу Господу, на 53-м году жизни, в субботу 24 января 1125 года".
Царь был погребен в Гелатском монастыре, при входе в привратную церковь. Спустя некоторое время мощи его, прославленные знамениями милости Божией, были перенесены под престол соборного храма. В конце XIII века святой царь Давид IV Возобновитель был прославлен, тогда же ему была составлена служба.
Память святого благоверного Давида IV Строителя, царя Иверии и Абхазии

Святой Давид IV Строитель, царь Грузии. Современная икона
Св. Давиду было всего шестнадцать лет, когда его отец, царь Георгий II, отрекся от грузинского престола в его пользу в 1089 г. В это время христианские народы Кавказа жили под игом турок-сельджуков, безжалостно их угнетавших. Проявляя мудрость и опираясь на глубокую веру, царь сумел пробудить в грузинском народе горячее стремление дать отпор врагу. Он собрал два Собора, в Руиси и в Урбниси (1105), которые укрепили авторитет Церкви. Св. Давид также восстановил власть грузинской царской династии над местными князьями и сумел объединить княжества Абхазию, Кахетию и Картли в одно царство. После ряда успехов он одержал блестящую победу над объединенными силами персов, турок и арабов при Дидгори. Благодаря этому Давид освободил Армянское царство и отнял у арабов Тбилиси (Тифлис), снова сделав его столицей государства после четырехсотлетней оккупации (1122).
Освободившись от угнетателей, св. Давид надежно восстановил свое царство, которое вскоре достигло такого процветания и величия, какого никогда не знало раньше. Он реформировал армию и управление и содействовал Церкви в деле исправления нравов. Святой также восстановил и построил множество храмов по всей стране, основал монастыри, в том числе Гелатскую обитель в Западной Грузии, которая стала символом обновления народа. В этом монастыре св. Давид создал богословскую школу.
Все свободное время царь посвящал размышлению над Священным Писанием, которое он всегда брал с собой в походы. За год св. Давид прочитывал Апостол до двадцати четырех раз. Псалмы его святого покровителя, пророка царя Давида, вдохновили святого на создание замечательных духовных стихов – «Песней покаяния». В этих стихах он кается в жажде побед и грехах молодости.
В 1125 г., завершив труды, св. Давид отрекся от престола, назначив преемником сына Димитрия. Исповедавшись и горько оплакав свои грехи, св. Давид вскоре мирно отошел ко Господу. Его тело было положено у входа в Гелатский монастырь.
Вернуться к списку