- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Апостолы от 70-ти Архипп и Филимон, епископы и равноапостольная Апфия
Жизнь и труды апостолов – Святой Филимон, святой Архипп
Жития апостола от 70-ти Филимона, его супруги равноапостольной Апфии и апостола от 70-ти Архиппа
Святой апостол Филимон и его супруга Апфия жили в городе Колоссы во Фригии. По принятии Крещения от святого апостола Павла они обратили свой дом в дом молитвы, где собирались все верующие во Христа колоссяне и совершались богослужения, и посвятили себя служению больным и обездоленным. Апостол Филимон был поставлен епископом города Газы и проповедовал Слово Божие по всей Фригии. Святой апостол Павел не оставлял его своим руководством. К нему направил первоверховный апостол свое полное любви Послание, в котором посылает благословение "Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии, сестре возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и их домашней церкви" ( Флм.1:1-3 ). Онисим, о котором идет речь в Послании, – бывший раб Филимона, апостол от 70-ти (память 15 февраля). В гонение Нерона (54–68) святые Филимон и Апфия, а также живший в Колоссах святой апостол Архипп приняли мученическую кончину. Во время языческого праздника разъяренная толпа ворвалась в христианский храм, когда там совершалось богослужение. Все в страхе разбежались, остались только святые Филимон, Архипп и Апфия. Их схватили и повели к градоначальнику. Святого Архиппа озверевшая толпа избила и изрезала ножами, и по дороге на суд он скончался. Святые Филимон и Апфия по приговору правителя были побиты камнями.
Память святых апостолов Архиппа, Филимона и Апфии
Память 19 февраля
По свидетельству блаженного Амвросия , святой Апостол Архипп, один из числа семидесяти, был епископом после святого Епафраса в городе Колоссах 1479 , во Фригии; святой Апостол Павел в своем послании к Филимону называет святого Архиппа своим сподвижником ( Флм. 1:2 ). Святой Филимон был именитый гражданин в Колоссах, святая же Апфия, по свидетельству Иоанна Златоустого, была супругой Филимона. Последний, уверовав во Христа, сделал из дома своего церковь ; таким образом в доме Филимона собирались все верующие в Колоссах и здесь совершались, как бы в церкви, божественные службы 1480 . Потом святой Филимон был поставлен епископом с тем, чтобы помогать Апостолам в распространении Евангелия.
Во времена святых Апостолов одни из епископов имели постоянное жительство и занимали одну определенную кафедру, другие же, не имея сего, обходили различные города и селения; такие назывались епископами апостольскими, так как были посылаемы на апостольскую проповедь. Таким епископом был и святой Филимон, сподобившийся быть причтенным, подобно некоторым поместным епископам, к числу семидесяти святых Апостолов; он обходил города Фригии и некоторые другие и везде ревностно проповедовал слово Божие. Сохранилось до нас известие, что он был епископом и в Газе 1481 .
Святая Апфия, устроив в своем доме в Колоссах церковь , усердно служила денно и нощно Господу, подвизаясь в молитве и посте; она с радостью принимала и давала пристанище тем, кто трудился, благовествуя учение Христово; она доставляла пищу нищим, убогим и странникам, так что дом ее был не только церковью, но также и странноприимницей, больницей и пристанищем для всех, кто не имел места, где бы мог отдохнуть и успокоиться.
Однажды в Колоссах совершался богомерзкий праздник в честь языческой богини Артемиды 1482 . В это время бывшие в сем городе святые Апостолы Архипп и Филимон, собрав всех верующих в дом Филимона и Апфии, возносили Господу обычные свои моления и отправляли божественную службу. Между тем идолослужители, питавшие сильную ненависть к верующим, узнали, что все христиане собрались в доме Филимона. Воспользовавшись таким случаем, язычники напали внезапно на верующих, разогнали всё стадо Христово, одних избили, других убили; затем, схватив святых Апостолов Архиппа и Филимона, а также святую Апфию, привели их к ефесскому градоначальнику Артоклису и, по повелению последнего, подвергли святых мучениям: сначала мучители распростерли их на земле и стали влачить их, немилосердно нанося им при сем удары; затем каждого из них в отдельности закопали до бедер в землю и начали побивать камнями. Святого Филимона и святую Апфию они совсем закидали камнями; а святого Архиппа еле живого оставили на посмеяние детям; сюда собралось множество отроков, которые стали терзать святого ножами. Так сии трое святых предстали на небесах пред престолом Пресвятой, Животворящей, Божественной и Неразделимой Троицы 1483 .
Кондак апостола Архиппа, глас 4:
Яко звезду великую тя церковь имущи Архиппе, чудес твоих лучами просвещаема, зовет тебе: спаси верою почитающыя память твою.
* * *
Колоссы – город в юго-западной части Фригии (область Малой Азии), при реке Ликусе, близ Лаодикии и Иераполя. В древности был большой, населенный, богатой город. В настоящее время это небольшая деревенька на одном из скатов Хокас, при которой сохранились еще развалины древнего города Колоссы.
Во времена Апостолов христиане не имели особых мест для молитвенных собраний. Обыкновенно для этого служила какая-нибудь самая лучшая горница, по большей части, в доме какого-нибудь состоятельного из верующих, и в ней-то собирались все христиане города для совершения таинства Евхаристии и общественных молитв. Таким образом, простая горница являлась как бы храмом. Первообраз такого храма-горницы мы имеем в известной Сионской горнице, в которой, по преданию, была совершена Тайная вечеря Господом Иисусом Христом пред Своими страданиями, и в которой по вознесении Господа собирались Апостолы, получив в ней, в пятидесятый день, по воскресении Его, дары Святого Духа, сошедшего на них.
Газа – один из самых древнейших Филистимских городов, служивший пределом Хананеев на юге Палестины. Впоследствии этот цветущий город потерял всё свое значение, и теперь только песчаные холмы и жалкие развалины служат свидетельством, что здесь существовал некогда значительный город. Недалеко отсюда расположен новый город, позднейшего происхождения, того же имени.
Артемида, иначе Диана – известная языческая богиня у греков и римлян, которая олицетворяла собою луну и считалась покровительницею лесов и охоты. Служение этой богине отправлялось с большим великолепием и блеском; особенно чтили ее в городе Ефесе.
Апостолы Архипп и Филимон и святая жена Апфия скончались в царствование римского императора Нерона (54–68 г.). Память их празднуется Церковью также и 22 ноября.
Память святых апостолов от 70-ти Филимона, Архиппа и Онисима и святой мученицы равноапостольной Апфии 255
Св. Филимон родился в гор. Колоссы во Фригии и происходил из богатой, знатной семьи. Он обратился в христианство вместе с женой Апфией и сыном Архиппом, услышав проповедь апостола Павла. Великая вера и горячая любовь Филимона обратилась на помощь братьям во Христе. В его доме собиралась община для совершения Святых Таинств и молитвы, поскольку церквей в то время еще не было.
Филимон снискал доверие апостола, который поставил его епископом Газы Палестинской. Павел адресовал Филимону Послание, вошедшее в состав Священного Писания. Святой епископ рассеял в Газе мрак неведения светом своей проповеди. Вернувшись в Колоссы, он вновь стал проповедовать, несмотря на яростное сопротивление язычников.
Однажды идолопоклонники устроили праздник в честь богини Артемиды. В это время святые апостолы в своем доме поклонялись единому Богу и Владыке всего сущего. Узнав об этом, язычники исполнились злобы, схватили их и повели к правителю Андронику.
Христиане отказались принести жертвы идолу. Тогда их приговорили к истязаниям. Архипп первым был подвергнут бичеванию, жестокие дети пронзали его стрелами, и после этого святой был побит камнями. Филимон и Апфия также претерпели разнообразные пытки и наконец удостоились мученического венца. Их раб, св. Онисим, избежал смерти и завершил последнюю битву подвижника Христова некоторое время спустя.
* * *
Память св. Онисима празднуется отдельно 15 февраля, а св. Архиппа –19 февраля.
Канон святым апостолам Филимону Газскому, Архиппу Колосскому и равноапостольной Апфии Колосской, мученице
Глас 2
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Гряди́те, лю́дие, пои́м пе́снь Христу́ Бо́гу, разде́льшему мо́ре и наста́вльшему лю́ди, я́же изведе́ из рабо́ты еги́петския, я́ко просла́вися.
Припев: Святи́и апóстоли, моли́те Бо́га о на́с.
Ликоходя́ ра́достно небе́сная, священноде́лателю, селе́ния, благода́ть пода́ждь ми́, святу́ю твою́ па́мять боже́ственно воспева́ющему: ты́ бо просла́вился еси́.
Струя́ми твои́х слове́с сердца́ напои́в, де́лати небе́сная, блаже́нне, разуме́ния пригото́вал еси́ ве́рою, апо́столе Филимо́не, досточу́дне.
Священноде́йствуя свяще́нное Ева́нгелие, сия́нии Ду́ха ду́ши просвети́л еси́, изба́вив от тмы́ идолонеи́стовства, му́дре апо́столе.
Богоро́дичен: Тя́ проро́ков дре́вле боже́ственное собра́ние многови́дными, Чи́стая, о́бразы издале́ча проначерта́, и́стинно еди́ну Влады́ку поро́ждшую.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Утверди́ на́с в Тебе́, Го́споди, дре́вом умерщвле́й гре́х, и стра́х Тво́й всади́ в сердца́ на́с, пою́щих Тя́.
Стра́сти Христо́вы и воста́ние пропове́дуя, воздви́гнул еси́ я́ко от гро́ба неве́рия и ме́ртвости челове́ки, Филимо́не, достосла́вне.
Они́сима боже́ственнаго и Филимо́на, Апфи́ю и Архи́ппа, зве́зды, просвеща́ющия концы́, свяще́нными песнопе́ньми восхва́лим.
Ума́ зри́тельное очи́стивше, Боже́ственнаго получи́сте боговиде́ния и сердца́ возврати́сте заблу́ждшия к зна́нию, свяще́ннейшии.
Богоро́дичен: Я́вльшися, Чи́стая и Всенетле́нная, прия́ла еси́ во утро́бе Бо́га Сло́ва, очи́стившаго естество́ на́ше, оскве́рншееся, Де́во, грехопаде́нием.
Седа́лен, гла́с 8
Ра́лом сло́ва доброде́лая олядене́вшая сердца́, священноде́телю, Боже́ственное позна́ние де́лати пригото́вал еси́ и, низложи́в и́дольския хра́мы, созда́л еси́ це́ркви, блаже́нне, в сла́ву Созда́теля твоего́. Те́мже, соше́дшеся, святу́ю твою́ па́мять, Филимо́не, сла́вим, священнопросвеща́еми, и согла́сно вопие́м ти́: моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.
Сла́ва, и ны́не: Да ра́дуется Дави́д песнопи́сец, и да ликовству́ет Иоаки́м со А́нною, я́ко пло́д святы́й из ни́х произы́де, Мари́я светоно́сная, Боже́ственная свеща́, и ра́дуется, входя́щи в хра́м, Ю́же и, зря́, благослови́ Варахи́ин сы́н и, ра́дуяся, взыва́ше: ра́дуйся, Чу́до всеми́рное.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Пою́ Тя, слу́хом бо, Го́споди, услы́шах и ужасо́хся: до мене́ бо и́деши, мене́ ища́, заблу́ждшаго. Те́м мно́гое Твое́ снизхожде́ние, е́же на мя́, прославля́ю, Многоми́лостиве.
Ве́трилом креста́ вперя́емь, преплы́л еси́ небу́рно лю́тую пучи́ну искуше́ний жития́, блаже́нне, мно́гия упра́вив пла́вающия к спасе́ния приста́нищу Боже́ственною благода́тию.
Свети́ла светоза́рная предлага́ет боже́ственный гра́д Колосса́йский: свяще́ннаго Архи́ппа, Филимо́на же и Апфи́ю я́ве и Они́сима сла́внаго, просвеща́ющия ми́ра концы́.
Боже́ственная река́ воскипе́ в се́рдце твое́м, богоглаго́ливе, и ре́ки уста́ви, и тече́ния безбо́жия, ду́ши же, иста́явшия зно́ем неве́дения, напои́ благода́тию, сла́вне.
Богоро́дичен: Пою́ Тя и́стинно, Всепе́тая, препе́таго Бо́га Сло́ва преесте́ственно роди́вшую, и молю́ся смире́нныя моея́ души́ исцели́ти неду́ги, я́ко блага́ су́щи, Богоневе́стная.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Све́та Пода́телю и веко́в Тво́рче, Го́споди, во све́те Твои́х повеле́ний наста́ви на́с: ра́зве бо Тебе́, ино́го Бо́га не зна́ем.
Неду́гующия ви́дя острупле́нием злы́х, сла́вне, и де́тельным твои́м сло́вом исцели́л еси́, Филимо́не, иногда́, идолонеи́стовством лю́те бе́дствующия.
Спаси́тельныя пути́ заблу́ждшим лю́те показа́л еси́, я́ко неле́стный путево́ждь, Филимо́не, еди́н пу́ть Христа́ возлюби́ти ди́вно путево́дствил еси́.
Пое́т све́тлый пра́здник Колосса́йская честна́я дне́сь ра́достно Христо́ва Це́рковь, боже́ственнаго Архи́ппа и богоглаго́ливаго чту́ще Филимо́на.
Богоро́дичен: Влады́чице, спаси́ ны, обурева́емыя лю́тым волне́нием искуше́ний, и некро́тких ва́рварских нахожде́ний, и де́монских лю́тых наве́тов.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: В бе́здне грехо́вней валя́яся, неизсле́дную милосе́рдия Твоего́ призыва́ю бе́здну: от тли́, Бо́же, мя́ возведи́.
Не́бо яви́лся еси́, все́м веща́я сла́ву спаси́тельную тебе́ Просла́вльшаго и ученико́м Сочета́вшаго седмодеся́тным, му́чениче всебога́те.
Устрани́вся оте́чества, стра́нным твои́м сло́вом устрани́вшияся Бо́га улови́л еси́ и Сио́на жи́тели, иера́рше Филимо́не, показа́л еси́.
Доброде́тельми свяще́нными сия́ющи и све́тло Бо́гу утожда́ющи, к небесе́м востекла́ еси́, и со а́нгелы, Апфи́я, лику́ющи.
Богоро́дичен: Воплоща́ется Сло́во во чре́ве Твое́м и за благоутро́бие познава́ется Челове́к, да Бо́га челове́ка соде́лает, Отрокови́це Всенепоро́чная.
Конда́к, гла́с 2.
Я́ко зве́зды всесве́тлыя, просвеща́ющия концы́, апо́столы Христо́вы восхва́лим, Филимо́на сла́внаго, и Архи́ппа свяще́ннаго, и Они́сима, и Ма́рка, и Аполло́са, с ни́миже и Апфи́ю всему́друю, вопию́ще: моли́те непреста́нно о все́х на́с.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: О́бразу злато́му на по́ле Деи́ре служи́му, трие́ Твои́ о́троцы небрего́ша безбо́жнаго веле́ния, посреде́ же огня́ вве́ржени, ороша́еми, поя́ху: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Кра́сны твоя́, Филимо́не, бы́вше честны́я но́зе, стези́ кро́тко ше́ствующия Ева́нгелия, и все́м ра́тным ми́р свяще́нный возвеща́ющия, и де́монская стремле́ния запина́ющия.
Твои́х слове́с све́том Га́зян глубо́кая тма́ прогна́ся, священноде́латель я́ко свяще́ннейший в си́х бы́л еси́ изя́щнейший, вся́ упа́с и научи́в пе́ти, апо́столе: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
В пе́рвых твои́х приобщи́ся до́брых Га́зский гра́д: того́ бо яви́лся еси́ первопресто́льник и иера́рх спаси́тельный, я́ко священновеща́тель, Филимо́не, вопи́ти повелева́я: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Возлюби́в Христа́, возлюби́вшаго земны́я за благоутро́бие, любо́вию врага́ ненави́димыя су́ща, люби́мичи соде́ял еси́, Филимо́не, Бо́га воспева́ющия: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Богоро́дичен: Кре́пость смире́нных и све́щник све́тлый, боже́ственная трапе́за, гора́ и две́рь непрохо́дная, престо́л Бо́жий и пала́та, же́зл же Ааро́нов и ста́мна златоза́рна су́щи, Христа́, Ма́нну жи́зни, Де́во, нося́щи.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: В пе́щь о́гненную ко отроко́м евре́йским снизше́дшаго и пла́мень в ро́су прело́жшаго Бо́га, по́йте дела́ я́ко Го́спода, и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Сло́во, я́ко свети́льник све́тлый возже́н, в твое́м се́рдце нося́, пре́жде угаше́нныя и во тме́ мно́зей лежа́щия неве́дения, сла́вне, к богозна́ния воздви́гл еси́ дню́.
Свяще́нное твое́ к Бо́гу изше́ствие свяще́нными возвели́чися провожде́ньми апо́столов и безпло́тных умо́в, и́хже име́л еси́ на земли́ житие́, я́ко священнотаи́нник, Филимо́не богоглаго́ливе.
Ми́ро сладково́нное я́ве иска́пав свяще́нных чуде́с, блаже́нне, облагово́нил еси́ смы́слы и помышле́ния благочести́вым и стра́сти злосмра́дныя отгна́л еси́ превознося́щих Христа́, му́дре Филимо́не.
Я́коже зве́зды све́тлыя тве́рди, Це́ркве при́сно сия́юще, ку́пно Архи́пп чу́дный, Апфи́я, Филимо́н и Они́сим помышле́ния на́ша просвеща́ют.
Богоро́дичен: Но́в ра́й на́м чре́во Твое́ и́стинно, Чи́стая, яви́ся, жи́зни Дре́во возраща́я и уме́ршия плодо́м Дре́ва па́ки в ра́й, оживотвори́вши, введе́, Богоро́дице.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: От Бо́га Бо́га Сло́ва, неизрече́нною му́дростию прише́дшаго обнови́ти Ада́ма, я́дию в тле́ние па́дшаго лю́те, от Святы́я Де́вы неизрече́нно воплоти́вшагося на́с ра́ди, ве́рнии, единому́дренно пе́сньми велича́ем.
Со свяще́ннейшим ли́ком свяще́нных апо́стол подо́бно жи́тельствуеши на небесе́х, Боже́ственным прича́стием обожа́емь, и све́том сия́я неизрече́нным, и ра́достию духо́вною, Филимо́не, при́сно исполня́емь.
Я́ко чу́дный тво́й нра́в, я́ко добро́ и красно́ житие́ твое́, я́ко пресла́вно и успе́ние твое́, блаже́нне апо́столе, я́ко све́тлый де́нь, в не́мже оста́вив, я́же на земли́, на небе́сныя кру́ги возше́л еси́, веселя́ся.
Дне́сь весели́тся вся́ Христо́ва Це́рковь, пра́зднственную ра́дость духо́вно соста́вльши в па́мяти твое́й, ю́же непоколе́блену спаси́ твои́ми к Спа́су и Бо́гу благоприя́тными моли́твами, Филимо́не свяще́ннейше.
Ра́ка моще́й твои́х врачева́ний ка́пли источа́ет приходя́щим свяще́нно, блаже́нне Филимо́не апо́столе, неду́ги уставля́ет и все́х ду́ши освяща́ет, боже́ственную твою́ па́мять пра́зднующих всегда́.
Богоро́дичен: Но́сиши Нося́щаго вся́ и пита́еши Пита́ющаго, о́браз Рождества́ ника́коже ве́дящи, Всенепоро́чная, па́че ума́ Твое́ чу́до, а́нгелы ужаса́ющее и челове́ки, ве́дущия Тя́ еди́ну Де́ву Богома́терь.
Вернуться к списку