- РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция, сумки
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Чем важна иконопись? Каково ее влияние на духовную жизнь верующих? Зачем нужны иконы? Как они создаются и какими бывают? Почему одни иконы чудотворные, а другие нет?
– Попробуем разобраться.
Наверное, невозможно найти дом, где жили бы православные христиане, в котором не было бы икон. Даже во времена, когда религию преследовали, верующие хранили образы Спасителя, Богоматери, святых – нередко где-то в сундуках, за занавеской, но иногда и открыто. У кого-то были старые писаные иконы, у кого-то – самодельные образки: наклеенные на картонку вырезки из альбомов по искусству, а то и газет. Иногда их украшали трогательными рамками из картона с бумажными цветами – и в этом выражалась живая вера и любовь. Почему же верующему так нужна икона?
Зачем православным иконы?
Говоря по-простому, икона дорога нам потому же, почему мила душе фотография любимого человека: можно и без нее, но с ней – теплее и радостнее. Иконы помогают настроиться на молитву, обратиться к тем, кто изображен на них. При этом они уберегают нас от соблазна начать мысленно представлять Христа, Богородицу, Ангелов: такие фантазии могут завести далеко в мир грез, что приводит к искажению духовной жизни. «Икона – окно в Горний (небесный, духовный) мир» – эти слова приписывают преподобному Иоанну Дамаскину, святому мыслителю VII столетия, который отстаивал почитание икон перед лицом иконоборцев. Святой Иоанн в своих писаниях поясняет, что поклоняясь образу, мы обращаемся ни в коем случае не к доске и краскам – материальному предмету – но к первообразу: тому, кто изображен на иконе. В этом отличие иконопочитания от идолопоклонства. Именно поэтому нельзя воспринимать святой образ как талисман, оберег: нас хранит не любимая иконка сама по себе, но Господь, Создатель неба и земли, благодать Которого действует через нее.
Что такое чудотворные иконы?
«Но позвольте – спросит некто – если мы молимся не самой иконе, а изображенному на ней, почему одни иконы почитаются больше других? Ведь есть чудотворные иконы – а есть обычные?» – Да, Господь по Своей любви даровал нам чудотворные иконы – образы, через которые особенно явственно изливается Его благодать. Владимирская икона Богоматери, Казанская, Иверская, Всецарица – сколько списков сделано с них, сколько копий, но как же хорошо приложиться к самому чудотворному образу! Нам трудно толковать действия Промысла Божия. Думается, Господь посылает чудеса от конкретных икон, чтобы укрепить нашу веру. А еще – для того, чтобы объединить христиан и подвигнуть к действию. Одно дело помолиться у своего домашнего образка, и совсем другое – приложить труд, совершить небольшое паломничество и поклониться древней святыне, добравшись до нее. Отстоять молебен, затеплить свечу – и таким образом включиться в богослужебную жизнь Церкви. Для многих эти простые действия стали первыми шагами к сознательному воцерковлению!
Какие иконы становятся чудотворными? – Это не зависит от земных условий. Мы почитаем древние образы – но чудотворения могут начаться и от нового. Чтим высокохудожественные иконы – но среди особо значимых святынь может оказаться и образ, вовсе не являющийся произведением искусства. Например, Владимирская икона Богоматери по преданию была написана еще при земной жизни Пречистой апостолом Лукой. По молитвам перед ней Богоматерь не раз спасала Русь от нашествий иноплеменников, а красота этого образа делает его жемчужиной мировой художественной культуры. Но известны и случаи, когда бумажные современные образки начинают мироточить, и от них совершаются исцеления. Так, в конце ХХ века в доме обычных людей стала покрываться капельками мира икона Божией Матери «Семистрельная», изготовленная на церковном заводе «Софрино». Чудотворный образ по сей день возят по храмам, прикоснуться к нему стремится множество людей. Иногда на нем появляется миро красного цвета, напоминающее кровь. Нередко икона кровоточит во время или накануне страшных событий: так было, к примеру, во время захвата заложников в Беслане.
Как появились иконы?
Когда же появились иконы? И какая из них самая древняя? – Сохранилось сказание о том, что первая икона была создана не людьми, а Самим Богом. Как известно, в древнем Израиле было запрещено делать человеческие изображения – чтобы народ не стал поклоняться им, как идолам. Во время земной жизни Спасителя о нем узнал царь небольшого государства Эдессы Авгарь. Слыша о чудесах Иисуса из Назарета, он захотел получить от него помощь: Авгарь страдал страшным заболеванием – проказой, буквально гнил заживо. Отправиться в дальний путь он не мог, поэтому поручил своему придворному живописцу запечатлеть образ Христа и принести его в Эдессу. Художник с готовностью взялся исполнять поручение, но у него ничего не получалось: то ли мешала толпа, теснившаяся вокруг Учителя, то ли не в человеческих силах было запечатлеть Божественный лик. Господь помог ему: умылся, отер лицо платом – и на ткани запечатлелся Его образ. Нерукотворный лик Христа. Эта икона широко известна в своих копиях и сегодня. Оригинал много столетий благоговейно почитался верующими, хранился в императорском дворце в Византии. Когда же Константинополь был разграблен крестоносцами, святыня исчезла: грабители пытались увезти ее на корабле, но он канул в морской пучине.
Одна из древнейших икон, дошедших до нашего времени – Спас Синайский. Вместе с еще несколькими современными ему, но менее известными иконами он пребывает в монастыре Святой Екатерины на Синае. Эти иконы написаны в необычной технике, именуемой энкаустикой. Суть ее состоит в том, что краски соединяют с воском, что придает изображению особую долговечность и выразительность: такие иконы практически не выцветают. Образ Христа Пантократора из Синайского монастыря датируется VI веком – доиконоборческим периодом. Многие иконы того времени уничтожили иконоборцы – еретики, господствовавшие в Византии с VIII по IX века.
Какими бывают иконы?
В каких техниках может быть создана икона? – В самых разных. Помимо живописи это резьба по камню или дереву, мозаика, вышивка, эмаль, чеканка и т.п. Иконы бывают разных размеров: от миниатюрного нательного образка – до большого храмового образа. Их можно увидеть дома, в общественном пространстве, в храме. Иконы сильно отличаются друг от друга и по художественному решению: одни написаны в академическом стиле, напоминающем работы светских живописцев XIX века, другие – в древнерусской стилистике, со свойственным ей символизмом и условностью.
Что же объединяет работы иконописцев? – Традиционно церковные мастера руководствуются каноном – сформировавшейся на протяжении столетий традицией создания священных изображений. К примеру, икона не должна быть слишком живоподобной, поскольку это не портрет земного человека, а образ, запечатлевающей духовные качества и небесную славу.
Современные искусствоведы и художники изучают богатейшее наследие иконописи разных стран и эпох. В наши дни можно найти иконописцев, работающих в самых разных направлениях. Нередко они дискутируют между собой, но лучшие из них стремятся к одной цели: отразить художественными средствами реалии Небесного Царства.
Автор статьи Алина Сергейчук