-
РАСПРОДАЖА
- Уцененные товары
- Аналои
- Архиерейские и монашеские принадлежности
- Браслеты
- Вентиляция храмов
- Венцы венчальные
- Вертепы рождественские
- Водосвятные баки, чаши, кропила
- Гробницы под Плащаницу
- Дарохранительницы и дароносицы
- Двери храмовые
- Евангелия напрестольные и требные. Апостолы
- Евхаристические наборы и принадлежности
- Жертвенники
- Запрестольные кресты. Запрестольные иконы
- Игры православные. Наборы для творчества
- Иконостасы
- Иконы
- Кадила, кадильницы
- Киоты
- Книги православные. Печатная продукция
- Ковры, ковровые покрытия
- Ковчеги. Мощевики. Раки для мощей.
- Кожгалантерея
- Колокола
- Кольца, перстни
- Косметика
- Крестики нательные
- Кресты напрестольные, требные, аналойные
- Кресты-голгофы напольные для храма
- Кресты наперсные, цепи
- Крестильные ящики для священника
- Купели для крещения
- Купола, кресты
- Ладан
- Лампады и принадлежности
- Литийные (всенощные) блюда
- Масло
- Образки, нательные иконки
- Облачения для священнослужителей
- Облачения и принадлежности храмовые
- Панагии
- Паникадила. Хоросы. Бра
- Панихидные столы и крышки
- Плащаницы
- Подарочные сертификаты ORTOX
- Подсвечники
- Подставки церковные, столы
- Полки для икон, домашние иконостасы
- Пошивочная продукция
- Престолы. Облачения на престол
- Принадлежности для отпевания и погребения
- Продукты питания
- Просфорные принадлежности
- Роспись храмов
- Реставрация церковной утвари
- Свечи
- Свечные лавки. Ящики для свечей. Мебель для притвора и ризницы
- Седалища, стасидии, троны, скамьи, пуфы
- Семисвечники
- Сени
- Средства для ухода за церковной утварью
- Стрючицы. Кисточки для помазания
- Сувениры
- Требные чемоданы и сумки
- Уголь кадильный
- Утварь по старинным эскизам
- Утварь в греческих церковных традициях
- Футляры и подарочная упаковка
- Хоругви церковные. Фонари пасхальные. Рипиды
- Цепочки, шнуры, гайтаны
- Церковные сосуды
- Часы
- Четки православные
- Элементы декора храма. Ограждения солеи и амвона
- Ювелирные изделия
- Ящики для пожертвований
Традиции церковного искусства зарождались, росли и совершенствовались на протяжении двух тысяч лет. Даже дольше – если учесть, что первые христиане многое заимствовали из античной культуры. В годы гонений на веру в ХХ веке некоторые навыки были почти утеряны. Как они возрождались? Что и как удалось восстановить? И какие искусства вышли на новый уровень благодаря современным технологиям?
Литье колоколов и колокольный звон
Пожалуй, одно из наиболее пострадавших в ХХ столетии искусств – литье колоколов. После революции колокола стали сбрасывать со звонниц, уничтожать и переплавлять. Звонить в них запрещали – якобы для того, чтобы не мешать отдыху трудящихся. А уж о том, чтобы отливать новые благовестники, зазвоны и подзвоны, и вовсе не шло речи: производств у Церкви не было, а изготовить колокол подпольно, частным образом, да еще не привлекая внимания, попросту невозможно. Поэтому, когда гонения прекратились, верующие оказались перед сложным вопросом: как вновь научиться лить колокола? В распоряжении энтузиастов, которые взялись за это дело, были немногие сохранившиеся в музеях и театрах образцы, немногочисленные старинные записи колокольного звона и фотографии. Да еще – возможность поговорить с доживавшими свой век старожилами, которые помнили малиновые звоны, разливавшиеся при Царе-батюшке над русскими городами и селами.
Что нужно знать для создания колокола? – Состав металла, температуру и условия, при которых следует плавить металл. И, пожалуй, самое важное: профиль колокола – то есть его форму, геометрию, толщину стенок. Изучив сохранившиеся образцы, начинающие колокололитейщики нашли эти формы – каждый свою. Появились производства: на московском заводе ЗИЛ, в Санкт-Петербурге – на Балтийском колокольном заводе, в Тутаеве, Воронеже. Опыт братьев Николая и Владимира Шуваловых из Тутаева, каждый из которых в результате стал руководителем собственного колокольного завода, особенно интересен. Если на крупных промышленных предприятиях для литья колоколов использовали существующие мощности и современные технологии, то тутаевские мастера постарались по максимуму возродить древний способ. Для того чтобы отлить колокол, необходимо создать форму. В наши дни ее обычно делают из специальных смесей или гипса. Радеющие о старине литейщики реконструировали старинный состав, при котором используется глина с добавлением сена, коровьей шерсти, квасного сусла и даже конского навоза. Именно так стал лить колокола в Тутаеве Николай Шувалов. Вы спросите, для чего такие тонкости? – Когда в форму заливается расплавленный металл, органика выгорает, причем каждый компонент ведет себя свойственным именно ему образом. Это влияет на процесс формирования колокола, застывания металла и в конечном итоге – на звучание.
Колокольное искусство в России возродилось: в России действует около десятка колокольных заводов. На смену периоду возрождения ремесла пришла эпоха изучения искусства. В разные века колокола выглядели – а значит, и звучали – по-разному. Специалисты колокольного центра, который работает при Московском Даниловом монастыре, изучают колокола, отлитые в различные столетия, воссоздают их – так оживают звуки, которые слышали наши предки!
Автор статьи Алина Сергейчук